Представителем какого направления в философии был Н.Федоров? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представителем какого направления в философии был Н.Федоров?



а) атомизм;

б) персонализм;

в) космизм.

Кто был представителем славянофильства?

а) Грановский;

б) Герцен;

в) Хомяков.

Что такое западничество?

а) течение западной общественной мысли 19 в.;

б) течение русской общественной мысли 19 в., ориентированное на западные ценности;

в) пропаганда западного образа жизни.

Кто был представителем западничества?

а) Т. Грановский;

б) И. Аксаков;

в) И. Киреевский.

8. Каковы взгляды Н.А. Бердяева на Россию:

а) это – Азия;

б) это – Европа;

в) Это – целая часть света.

 

 

ТЕМА 6. БЫТИЕ И ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

План

1. Естественная реальность.

2. Искусственная реальность.

1. Философов всегда интересовала проблема существования мира, его бытия. Начиная с философии Парменида, бытие стало одной из основополагающих философских категорий. В философии даже со временем выделилась специальная область философского знания – онтология. Слово «онтология» происходит от греческого «ontos» (сущее) и «logos» (учение). Онтология – это учение о сущем, о бытии.

В основе учения о бытии лежит простое, но верное положение – мир есть. Мир есть, он существует, он имеется в наличии. Можно прикоснуться к земле, зачерпнуть пригоршню воды, вдохнуть прохладный морозный воздух. Мир есть! Мир делится на естественную и искусственную реальности.

Под естественной реальностью понимается вся совокупность природных и космических явлений, мир как таковой, мир сам по себе. Искусственная реальность – это совокупность всего созданного человеком и человеческим обществом, мир вещей и человеческих отношений. Естественная и искусственная реальности и образуют собой то, что укладывается в понятие «мир».

Естественная реальность – это то, что есть, существует как данность, само по себе. Неслучайно слова «ест ественный» и «есть» имеют один корень. Глагол «есть» говорит о том, что нечто существует, имеется в наличие, является фактом реальности. Есть – значит быть, находиться.

Но естественная реальность не просто есть. Она в своей основе материальна. Материя – важнейший атрибут действительности. Материальность мира связана с тем, что он существует в определенных физических формах: вещество, поле, плазма и др. Естественный мир не только дан человеку в материальном виде, но и задан как материальное образование. Через вес, цвет, форму, структуру, объем, консистенцию, протяженность и т. д. (т. е. свойства материальных образований), человек приобщается к миру, обретает его. При этом материальность естественной реальности проявляет себя через взаимодействие тел, предметов, явлений, состояний и процессов.

Благодаря материальности мир воспроизводит себя. Думается, не случайно слова «материя» и «матерь» являются однокоренными. Это же мы находим и в латинском языке. По латыни «mater» означает мать, создательница, источник, основа; «materia» – материя, первичное начало, причина. Образно говоря, материя является матерью мира. Именно материя, как основа мира, выступает источником его изменения и развития.

Будучи включенным в мировой ход событий, человек как материальное образование соприкасается с материальностью мира, постигая его своеобразие. Через материальность (и благодаря ей) мир «раскрывается» человеку. Словом, материальность мира является важнейшей его особенностью.

Далее. Естественная реальность не просто есть материальное образование. Она существует «здесь» и «теперь». Иными словами, она существует в пространстве и во времени. В философии принято определять пространство как форму бытия материи, которая характеризуется прежде всего такими свойствами, как протяженность, структурность. Время полагается тоже как форма бытия материи, которой присущи такие свойства, как длительность и последовательность смены состояний. Пространство и время – две важнейшие формы бытия естественной реальности, мира в целом.

Кроме того, пространство и время есть такие формы, которые образуются благодаря взаимодействию материальных объектов. Вне материи пространство и время не существуют. Это подтвердила общая теория относительности. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера взаимодействия материальных систем.

Существование мира в пространстве и времени позволило подойти к его рассмотрению не только как существующего «здесь» и «теперь», т. е. статичного образования, имеющего место только в настоящем, но и как динамичного образования, существовавшего «там» и «прежде», т. е. в другом месте и в прошлом. В свою очередь, если мир был и есть, здесь и там, то почему бы не предположить, что он может существовать еще «где-то» и «потом», т. е. в неизвестных еще пространственных координатах и в будущем. Так формулировались основные положения онтологии, исходящей из того, что мир был, есть и будет.

Мир находится в движении. Движение есть способ существования материи. Оно внутренне присуще материи. Через движение материальные объекты сохраняют свою качественную специфику и изменяют ее. Категория «движение» помогает понять мир как динамичное, а следовательно, меняющееся образование. В истории теоретической мысли наметилось несколько подходов к пониманию характера и направленности изменений, происходящих в мире.

Движение по кругу. Это одно из ранних пониманий сути вопроса. Его символом стала змея, кусающая свой хвост. Основанием для такого понимания стала годовая цикличность. Древние заметили, что в природе все повторяется, движется как бы по кругу: за весной следует лето, за ним – осень, за осенью – зима, за зимой – вновь весна. Но если так, то нет развития, а есть только повторение, есть возврат к первоначальному.

Движение как развитие. Было замечено, что в мире происходит развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Мир развивается. Данные различных наук (например, палеозоологии, палеоантропологии и т. д.) говорят в пользу этого тезиса. А если так, то необходимо учитывать указанные моменты. Нужно понять движение мира как развитие. В ходе развития постоянно появляются новые формы и образования. Мир прогрессирует!

Развитие по «расходящейся» спирали. Да, мир развивается. Но это развитие идет по спирали. При этом каждый новый виток как бы повторяет предыдущий, но на более высоком уровне. Причем радиус каждого нового витка возрастает, спираль становится как бы «расходящейся».

Развитие по «сходящейся» спирали. Это одно из основополагающих положений такой науки, как синергетика. Синергетика – теория самоорганизации реальности. Синергетика исходит из того, что в мире не все причинно обусловлено. В мире есть место случайности, и она творит мир. Случайность – это непредсказуемость, незаданность, стечение обстоятельств. А если так, то мир должен быть понят как нелинейное (многовариантное) образование, в котором случайность играет свою роль.

2.Искусственная реальность есть совокупность всего того, что было создано человеком и человеческим обществом. Результаты человеческой деятельности впечатляющи. Стоит только бросить взгляд вокруг, чтобы убедиться в том, что многое из того, что окружает человека, создано самим человеком: дома, дороги, машины, предметы повседневного пользования, техника и техническое оборудование, средства массовой коммуникации и т. д. Человек стал творцом новой реальности – искусственной среды.

В искусственной среде человек проводит большую часть времени. Дом, транспорт, место работы – основные составляющие искусственной среды. Человек отгораживает себя от естественной реальности бетоном, стеклом, металлом, пластмассой и живет в этой новой среде.

Человек как создающее существо уже не принадлежит полностью природе. Наряду с природным бытием он обретает новую искусственную среду, которая ему столь же необходима, сколько и естественная среда. Развивая эту мысль, испанский философ Х. Ортега-и-Гассет нашел весьма удачное сравнение. Он сравнил человека с кентавром, «одна половина которого вросла в природу, а другая, – выходит за ее пределы». В русской философии Н. Бердяев выразил эту мысль несколько иначе: Человек есть «раб природы и царь природы”.

Если суммировать сказанное, то можно следующим образом охарактеризовать искусственную реальность: она носит «рукотворный» характер; противостоит природе; способна к саморазвитию. Искусственная реальность есть такое же объективное образование для современного человека, как и естественная реальность. Нужно понять особенности развития искусственной реальности для того, чтобы контролировать ее изменения.

Суть проблемы: человек не может жить без искусственной среды; она защищает человека от природных стихий. Но, создавая искусственную среду, человек попадает в зависимость от нее, приближая момент своего исчезновения. Как быть?

Ситуация сложная. Современный отечественный философ В.А. Кутырев, бьют тревогу, говоря об «экспансии искусственного и вытеснении им естественных форм бытия». Примеров тому можно привести предостаточно. Так, сейчас на поверхности Земли практически нет территорий, где бы не ступала нога человека. Вода и воздух также подверглись сильному воздействию со стороны всего искусственного. Сфера деятельности человека превысила сферу его жизни. Околоземное и подземное пространства – поле деятельности человека. Искусственное внедряется везде. Оно проникло даже в человека. Различные искусственные органы, искусственные способы коррекции фигуры, искусственная кровь, различные химические препараты, которые использует человек, и т. д.

Что предлагается для решения данной проблемы? Создание «зон отдыха» и «зон производства». По мнению специалистов, оазисы природы призваны помочь в решении проблемы выживания и сохранения человека как биологического существа. Отчасти, конечно. Однако борьбу естественного и искусственного нельзя сводить только к экологической проблеме. Это лишь часть проблемы. Экспансия искусственного не будет остановлена. Создание новой робототехники ведет к расширению сферы искусственного и сужению сферы естественного. Проблема сохраняется.

Имитация естественных условий в искусственной среде. По сути дела, это прямой путь к изоляции человека от естественной среды. Искусственное заменяет естественное. Какого бы качества ни была замена естественного – это будет именно замена естественного на искусственное, а следовательно, человек встает на путь искусственного существования. Проблема, таким образом, не решается.

«Назад к природе!» Согласно этому подходу, следует отказаться от благ цивилизации и вернуться в естественное, первозданное состояние для того, чтобы выжить. Однако если это произойдет, то не нужно быть провидцем для того, чтобы сказать, что это приведет к массовому вымиранию людей. Человек, как было показано выше, принадлежит двум мирам: естественному и искусственному. Отказ от искусственного мира приведет к уничтожению многих людей, которые не только не готовы психологически к этому, но и не смогут пройти через это. Проблема не решается.

Отказ от научных разработок. Оставить все так, как есть на данный момент. Здесь есть доля здравого смысла. Она связана с тем, что научное творчество не знает границ. Это очень опасно. На экспериментальном уровне идет вмешательство в наследственность, манипуляции психикой человека, работы по созданию искусственного интеллекта. Отсюда понятны требования ученых – преодолеть вседозволенность творчества. Но нужно ли приостанавливать все разработки?! Новое может помочь человеку на его жизненном пути. Следовательно, и это не ведет к решению проблемы.

Идея коэволюции. Термин «коэволюция» происходит от латинского «co», означающего «с, вместе», и «evolutio» – «развертывание». Коэволюция – это процесс со-существования, со-развития, отличающийся непрерывным, постепенным изменением различных сторон реальности. Термин «коэволюция» был введен в научный оборот экологами в 1964 г. и с тех пор все активнее используется в науке. Идея коэволюции предполагает согласованность характера изменения техники и развития природы. Думается, что это достаточно продуктивная идея. Она позволяет идти «путем золотой середины». С одной стороны, «нужно не отрицать технику, а подчинить ее духу», с другой – нужно не уничтожать природу, а прислушиваться к ней.

 

Вопросы для повторения

 

Что такое бытие?

Кто ввел категорию «бытие» в философию?

Что такое онтология?

Что такое естественная реальность?

Что такое искусственная реальность?

Что такое «материя» как философская категория?

Что такое пространство?

Что такое время?

Что такое движение?

Что такое коэволюция?

 

Т е р м и н ы

БЫТИЕ– происходит от слова «быть» (наличествовать) и обозначает все то, что есть, что реально существует: вещи, предметы, те или иные процессы, человек с его сознанием и т. д. Понятие «бытие» отвлекается от всех конкретных вещей, предметов и процессов, кроме одной черты: их существования. Понятие «бытие» сходно с такими понятиями, как «действительность», «реальность». Понятие «бытие» ввел в философию древнегреческий философ Парменид (V - VI вв. до н. э.).

ВРЕМЯ– форма существования материи. Время выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время имеет только одно измерение – длительность. Время необратимо: все тела развиваются во времени – от прошлого через настоящее к будущему.

ДВИЖЕНИЕ– всеобщий атрибут, способ существования материи. Движение – это всякое изменение вещей и процессов. В мире не может быть материи без движения, как нет движения без материального носителя (вещества и поля). Движение материи абсолютно, ее покой – относителен.

МАТЕРИЯ философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

ПРОСТРАНСТВО– форма бытия действительности, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов системы.

ТЕСТ 6

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.019 с.)