Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем важность понимания человека как биологического существа?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а) подчеркивание связи человека с природой; б) упрощение подхода к пониманию человека; в) возвышение биологизаторского подхода к человеку. В чем важность понимания человека как духовного существа? а) возвышение человека над животными; б) подчеркивание роли духовного начала в жизни человеке; в) отрицание ценности телесного начала. В чем важность понимания человека как социального существа? а) отрицание ценности природного начала; б) возвышение социологического подхода к человеку; в) подчеркивание роли общества в формировании человека. Как К.Маркс определял сущность человека? а) живое существо; б) совокупность всех общественных отношений; в) существо, обладающее речью. В чем специфика древнеиндийских представлений о человеке? а) сами по себе мы подобны половинкам одного куска; б) человек произошел от обезьяны; в) человек – это страсть. В чем цель соединения инь и ян, согласно древнекитайской философии? а) достижение положительного результата; б) достижение счастливого союза; в) достижение искренности. Чем, по Марксу, является предмет для человека? а) формой украшения; б) формой человеческого отношения к другому человеку; в) средством воздействия на другого человека. Что включает в себя, по Франку, душевная стихия? а) внутренняя борьба; б) борьба за выживание; в) борьба за правду. Что включает в себя, по Франку, организованное начало души? а) самопроизвольные желания; б) внезапная страсть; в) чувственно-эмоциональный центр.
ТЕМА 9. ОБЩЕСТВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА План 1. Общество как предмет философии. 2. Общество как система. 3. Государство. 4. Материальные основы жизни общества. 5. Духовные основы жизни общества.
1.В истории философии сложилось несколько подходов к пониманию общества. Платон полагал, что в основе общественного развития лежат идеи. Для того, чтобы улучшить жизнь, нужно найти правильные идеи и воплотить их в реальности. Платон выдвинул идею «идеального государства». Поскольку познание мира идей доступно лишь философам, то во главе «идеального государства» он поставил философа. Правление философов должно быть справедливым и законным. Справедливость состоит в том, чтобы каждая социальная группа занималась своим делом. Таких групп он выделял три: правители, воины, производители. Законность связывалась с проведением мудрых законов. Платон считал, что законы устанавливаются ради общего блага. И они определяют общественное развитие. Итак, у Платона идея – первична, общество – вторично. Аль-Фараби(9 – 10 вв. н.э.). В работе «Философия Платона и ее части» сформулировал идею «добродетельного града». Во главе града стоит правитель. Он должен обладать 12-ю врожденными качествами: хорошее сложение; умеренность; понятливость; любовь к честности; сильная память; великодушие и др. Правитель должен обладать и приобретенными качествами: стать философом; знать установления Добродетельного града. Словом, по Аль-Фараби, личность – основа общественного развития. Джамбаттиста Вико (17 – 18 вв.) – итальянский мыслитель. Он подошел к рассмотрению общественной жизни как процессу. Главной движущей силой истории он считал народ. Народ – творец истории. Он дает жизнь выдающимся личностям. Именно народ должен стать объектом социального познания. С точки зрения Вико: народ – основа общественного развития. Монтескье (17 – 18 вв.) – французский мыслитель. Родоначальник «географического направления». Он считал, что географическая среда является основной причиной различий общественного устройства. Например: республика требует небольшой территории, монархическое государство должно быть средней величины, деспотическое управление неизбежно при больших территориях. Важность подхода Монтескье в том, что была сделана попытка нахождения объективных факторов общественного развития – географическая среда. К. Маркс (19 в.) – немецкий философ, экономист. В основание своего подхода он положил очевидный факт: чтобы жить, люди должны есть, пить, одеваться. За этим фактом Маркс увидел постоянную необходимость материального взаимодействия человека с природой. Чтобы удовлетворять потребности организма, люди производят необходимые средства к существованию, материальные блага. В производстве материальных благ формируется принципиально новый, надбиологический тип отношения человека к природе. Маркс сделал вывод, что имеет место материальная система взаимодействия, отличная от биологического обмена. Отличие в том, что отношение человека к природе есть деятельное, и оно опосредовано орудиями. Изготовление орудий труда породило материальное производство. По Марксу, движущей силой общественного развития выступают люди, занятые в материальном производстве. Арон (20 в.) – французский философ, один из родоначальников теории «индустриального общества». Согласно этой теории, при анализе общества нужно обращать внимание на его техническую вооруженность. Именно техника определяет состояние общественного развития. Чем более развита техника, тем более развито общество. Белл (20 в.) – американский социолог, один из авторов теории «постиндустриального общества». В основе теории «постиндустриального общества» лежит разделение всего общественного развития на 3 этапа: доиндустриальное общество; индустриальное общество; постиндустриальное общество. В доиндустриальном обществе определяющей была сельскохозяйственная сфера, с церковью и армией как главными институтами общества. В индустриальном обществе определяющей сферой стала промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном обществе определяющими стали теоретические знания, с университетом как главным местом производства. Какая из приведенных точек зрения верна? О чевидно, каждая из указанных теорий отражает важный аспект общественного развития. Поэтому необходимо учитывать аргументы каждой теории, чтобы проанализировать причины общественного развития. Из сказанного следует, что предметом социальной философии является деятельность людей, направленная на обустройство общества, формирование общественных отношений. 2. Зададимся вопросом: что такое общество? На первый взгляд кажется, что общество – это люди. Действительно, без людей нет и не может быть общества в человеческом его понимании. Но все люди разные. Они имеют разные цели, интересы, потребности. В этой мозаике разнообразия подчас трудно выделить главное, то, что составляет «каркас» общества. Даже выделение общих для всех людей потребностей и интересов не позволит понять, что есть общество. Общество – это система связейи отношений между людьми и социальными группами. Общество это то, что связывает людей. Это те взаимодействия, без которых люди не могут сосуществовать вместе. Следовательно, общество не есть просто совокупность людей. Это прежде всего – связи и отношения между людьми. Какие же связи и отношения образуют общество? Это прежде всего – экономические, политические, нравственные, религиозные, эстетические отношения. В них вынуждены вступать люди вне зависимости от времени, места их существования, материального и социального положения. Социальные отношения закрепляются социальными институтами. Социальный институт – это набор определенных стандартов поведения в конкретных условиях. К социальным институтам относятся: институт семьи, институт собственности, институт наследования и т.д. Социальные отношения и социальные институты - явления исторические. Они всегда являются фактом реальности по отношению к каждому конкретному человеку. Человек рождается в обществе, и оно предлагает человеку определенный набор социальных отношений и институтов. Например, человек родился в России и ему суждено говорить на русском языке, приобщиться, скорее всего, к христианству или мусульманству, получить среднее (полное) образование, обзавестись моногамной семьей и т.д. Поэтому общество – это то, что как бы возвышается над людьми. Можно согласиться с В.Д.Губиным, что социальная философия – размышление об обществе как системе вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми. Раскрывая данный тезис, исследователь, замечает, что бы мы в жизни ни делали, какие бы поступки ни совершали, мы действуем не совсем так, как нам этого хочется. Часто мы поступаем, «как надо». Это не значит, что мы действуем только согласно строгим правилам и послушно их выполняем. Происходящее скорее можно представить по-другому. Мы выражаем свои мысли, пользуясь языком, но не мы сами этот язык придумали. Мы идем по своим делам, но идем мы по улице, направление которой не сами определили. Цели и результаты деятельности никогда не совпадают. На то, что человек делает, как бы накладывается форма. Мы не можем говорить об одной какой-то форме. Есть социальные формы, характерные для жизни всех людей, где бы и когда бы они ни жили. Есть формы, которые мы обнаружим в одних обществах и не обнаружим в других. Человек как бы опутан сетями. Эти «сети» – сети общественных связей и отношений. Иногда сети мягки, и человеку кажется, что их нет. Иногда они ощущаются как жесткие, и тогда общество кажется тюрьмой. Тогда индивида и общество противопоставляют как две сущности, чуждые друг другу. Социальные сети и формы – продукт совместной человеческой деятельности. «Сети» могут ощущаться как «отдельные» от человека и внешние ему. Мы полагаем норму объективной реальностью, которой следует только подчиняться, не задумываясь о том, что нормы создаются людьми. Но бывает и так, что реальное социальное бытие и жизнь человеческую считают «неправильной» только потому, что она не соответствует представлению об идеальном обществе. Вместе с тем общество не есть некий хаотический набор связей, отношений и форм сосуществования людей. Общество – это система. Как известно, в системе каждый элемент занимает «свое» место и взаимосвязан с другими элементами. Интересное понимание общества как системы предложил Л.А. Зеленов. О пираясь на деятельностный подход, он так раскрывает элементы общественной системы. Существует два рода деятельности: производство вещей и производство людей. В свою очередь, вещи существуют в 2-х формах: натуральная форма (собственно, вещь как таковая) и знаковая форма (письмо, символы, цифры и проч.). Производство человека осуществляется также в 2-х формах: биологическое производство (рождение человека) и социальное производство (образование, воспитание). По закону единства и борьбы противоположностей, все имеет свою противоположность. Следовательно, в каждой их 4-х указанных форм есть свои противоположности: Натуральная форма вещей: Экономическая – экологическая деятельности. Знаковая форма вещей: Научная – художественная деятельности. Биологическое производство: Медицинская – физкультурная деятельности. Социальное производство: Педагогическая – управленческая деятельности. По мнению Л.А. Зеленова ,8 родов деятельности олицетворяют и характеризуют 8 сфер общества. В зависимости от того, какие сферы доминируют в обществе, на таком этапе своего развития и находится общество. Если доминирует физкультурная и художественная сферы, то общество находится на этапе своего стабильного развития, когда основные экономические и политические проблемы решены. Если же доминирует экономическая и управленческая сферы, то можно говорить о переходном этапе общественного развития. Что интересно, 8 сфер общества, в сущности, являются основными «точками роста» в развитии человека. В процессе саморазвития человек должен преуспеть в каждой из 8 сфер. 3. Государство – достаточно позднее образование. Оно возникло около 6 тысяч лет назад. Причины возникновения государства коренятся в необходимости удовлетворения потребностей людей: защита интересов; защита собственности; защита от нападения. Однако государство – не только средство удовлетворения потребностей людей. Государство – это система политической власти. Основными признаками государства являются: наличие публичной власти, налоги с населения и территориальное деление. Государство включает в себя органы, обеспечивающие его функционирование: чиновничество; армия; разведка; милиция; прокуратура; суд; места заключения; арбитраж. С помощью данных органов государство обеспечивает выполнение своих основных функций. Внутренние функции: властные (управление); хозяйственно-экономические; культурно-воспитательные. Внешние функции: дипломатические; экономические; культурные; защита отечества. Государство – это историческое образование. Принято выделять следующие формы правления: монархия, республика Суть монархии – единовластие. Принято различать абсолютную монархию (Россия в прошлом) и конституционную монархию (Великобритания, Швеция, Дания). Республика – форма правления, при которой государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Различают: аристократическую республику (Афины) и демократическую республику (Германия). По формам государственного устройства принято вычленять: унитарное государство (составляющее единое целое); федеративное государство (союз государственных образований, обладающих определенной самостоятельностью); конфедеративное государство (союз государств, сохраняющих независимость). В истории философии наметилось 2 основных подхода в понимании государства: государство есть благо; государство есть зло. Подробнее остановимся на каждом. Государство есть благо. Данный подход представлен прежде всего Платоном. Платон, как уже было сказано, выдвинул идею «идеального государства». По его мнению, идеальное государство может быть только аристократическим. Например, аристократическая республика. Такое государство есть благо, к которому следует стремиться. Без такого государства люди не могут существовать. Аристотель более четко формулирует цель государства – достижение блага людей. Высшая форма государства, по Аристотелю. – полития. В политии правит большинство в интересах общей пользы. В политии существует власть закона. Это то, к чему должны стремиться граждане. Не трудно заметить, что в этих положениях видны «ростки» теории правового государства. Макиавелли (15-16 вв.). Автор книги «Государь». Для Макиавелли государство есть ценность. Интересы государства – превыше всего. Поэтому во имя сохранения государства можно пойти на все: цель оправдывает средства. Т. Гоббс (16-17 вв.). Он писал: «Нужда – мать всех изобретений». Люди в силу своих эгоистических страстей не могут сохранить мир. Чтобы избежать «войны всех против всех» они вынуждены создать государство. Государство должно обеспечить мир. Государство выступает как результат договора людей. Этот договор необходим. Монтескье (17-18 вв.). Главная цель государства – силой заставить отдельных членов общества выполнять законы. Он дал классическую формулировку теории разделения властей на: законодательную, исполнительную, судебную. Наряду с мыслителями, которые полагали государство благом, были философы, считающие государство злом. Один из них – Прудон (19 в.). Он – один из родоначальников анархизма. Анархия – безвластие. Во имя справедливости он отрицал государство и государственные законы. Вместо них он предлагал свободный союз людей, связанных свободным договором. Видным представителем анархизма был Бакунин М.А. (19 в.). Он полагал, что всякое государство есть зло. Природа государства – в принуждении, в действии насилием. Нужно уничтожить государство. Свобода противостоит государству. Анархия обеспечит свободу. Кропоткин П.А. (19-20 вв.) развивал идею анархии как высшего этапа социальной эволюции. Какому из этих подходов отдать предпочтение? Очевидно, что вопрос о государстве – один из сложнейших. Возникновение государства – важный этап на пути социального развития. Нужно не отрицать государство как форму сосуществования людей, а изучать государство, чтобы понимать механизм его функционирования, развивать его институты. 4. Общество есть динамичное образование. Оно не только производит и воспроизводит себя, но и изменяется от эпохи к эпохе. Обратив внимание на данный момент, философы стали говорить об общественном производстве. Общественное производство включает в себя материальное производство и духовное производство. В данной лекции подробнее остановимся на материальном производстве. Материальное производство нацелено на удовлетворение материальных благ (в одежде, жилище, питании и т.п.). Другими словами, материальное производство создает материальные условия жизни людей. Поэтому материальное производство есть процесс трудовой деятельности, направленной на преобразование природы с целью получения материальных благ. Материальное производство характеризуют две составляющих: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это, прежде всего, люди, с их умениями и навыками к труду. На протяжении тысячелетий человечество накапливало опыт по овладению силами природы. Приобщаясь к этому опыту, люди включались в процесс материального производства и создавали все необходимое для своей жизни. Вместе с тем производительные силы включают в себя средства производства, без которых нет и не может быть материального производства. Средства производства, в свою очередь, включают в себя средства труда и предмет труда. Средства труда – это орудия труда, а также необходимые помещения, транспорт, технологические приемы, без которых не возможно материальное производство. Предмет труда – это исходный материал, который подвергается обработке (земля, полезные ископаемые и т.п.). Производственные отношения – это отношения, складывающиеся в процессе производства. Производственные отношения включают в себя отношения к средствам производства (форма собственности), отношения между людьми в процессе обмена, распределения и потребления произведенных благ. Если средства производства принадлежат трудящимся, то речь должна идти о коллективной собственности. Если средства производства принадлежат одному лицу, то речь идет о частной собственности. Идея частной собственности – важнейшая в понимании специфики экономических отношений. Согласно воззрениям И.А. Ильина, идея частной собственности отнюдь не выдумана произвольно лукавыми и жадными людьми... Напротив, она вложена в человека и подсказана ему самой природою, подобно тому как от природы человеку даны индивидуальное тело и индивидуальный инстинкт. Отстаивая данное положение, философ рассматривал частную собственность, как естественное право человека. Он писал, что частный собственник должен быть уверен в своем господстве над своими вещами, т.е. в законности этого господства, в его признанности, почтенности и жизненной целесообразности; он должен быть спокоен за него, за его бесспорность и длительность, за то, что имущество его не будет подвергаться ни нападению, ни расхищению, ни поджегу, ни экспроприации; он должен спокойно помышлять о судьбе своих вещей, замыслом долгого и творческого дыхания, предусматривая частные интересы своих детей и внуков. Приобщение к взглядам И.А. Ильина позволяет глубже понять естественно-гуманистические истоки собственности. Собственность коренится в человеке. Она есть основа и гарант его жизни. Имея собственность, человек может быть спокоен за свое настоящее и будущее. Кроме того, собственность дает человеку независимость и прежде всего экономическую свободу. Последний момент особенно важен в бизнесе. Собственность есть важное условие возникновения и развития бизнеса. Собственность – основа коммерции и залог процветания бизнеса. Нет собственности – и человек из распорядителя превращается в просителя. У него ничего нет, ему нечем распоряжаться, он зависим от всего и вся. Сам бизнес ориентирован на приобретение и расширение собственности. Отрицание последней обессмысливает саму идею бизнеса, она становится никчемной. В понимании важности частной собственности кроется разгадка вопроса о мотивации экономических отношений. Производительные силы и производственные отношения в своем единстве образуют исторически конкретный способ производства. В зависимости от способа производства К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Формационный подход к анализу общества явился этапом в понимании общественного развития. Вместе с тем это предельно общий взгляд на логику развития человеческого общества, который помогает решить задачи макроуровня. Существуют и другие подходы к пониманию общественного развития, например, цивилизационный подход (10 культурно-исторических типов – китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др. –, плюс 3 «проблематичных», плюс славянский), предложенный Н.Я. Данилевским. 5. Духовное производство – важная часть общественного производства. Оно нацелено на удовлетворение духовных потребностей людей. Духовные потребности людей – это нужда в создании, обмене и потреблении духовных ценностей, это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению. В качестве духовных ценностей могут выступать взгляды людей, научные теории, эстетическое, моральное и религиозное сознание, само духовное общение людей. В свою очередь предметы духовного потребления (произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д.) формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека. В философской литературе специально отмечается, что духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т. д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей. Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Духовные отношения – это прежде всего отношения людей к тем или иным духовным ценностям. Принято выделять такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др. Сложившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном общении людей (семейном, производственном, межнациональном и т. д.). В современной философии выделяют такие формы общественного сознания, как политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское сознание. Каждая из них отражает соответствующие стороны общественной жизни и как бы воспроизводит их духовно. При этом сохраняется относительная самостоятельность всех форм общественного сознания, которые в той или иной мере воздействуют на происходящие в обществе политические, экономические и другие процессы. Каковы же критерии выделения и разграничения между собой форм общественного сознания? В частности, формы общественного сознания различаются по способам отражения соответствующих сторон социальной действительности. Наука, например, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др. Искусство, как проявление эстетического сознания, отражает мир в форме художественных образов. Различные жанры искусства – живопись, театр и т. д. – используют свои специфические средства и способы эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т. д. Все формы общественного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодействуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются. Тем самым общественное сознание выступает как некая целостность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни, заключающуюся в неразрывной связи всех ее сторон.
Вопросы для повторения
Что является основой общественного развития по Платону? В чем специфика взглядов Аль-Фараби на общество? Что является основой общественного развития по Вико? В чем суть взглядов Маркса на развитие общества? Назовите представителя теории постиндустриального общества. Что такое общество? Что такое социальный институт? Какую роль выполняют социальные институты? Назовите основные сферы общественной жизни. Что такое государство? Назовите основные признаки государства. Что такое монархия? Что такое республика? Что такое анархия? Что такое общественное производство? Что такое материальное производство? Что такое производительные силы? Что такое производственные отношения? Что такое способ производства? Что такое духовное производство? Что такое духовное отношение? Какие виды духовных отношений вычленяют в философии? Что такое общественное сознание? Назовите основные формы общественного сознания.
Т е р м и н ы ОБЩЕСТВО – продукт коллективной деятельности поколений людей, когда-либо существовавших на земле, система сформировавшихся связей и отношений между людьми и социальными группами. РЕСПУБЛИКА– форма правления, при которой государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Различают: аристократическую республику (Афины) и демократическую республику (Германия). СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ– общественное образование, фиксирующее набор определенных стандартов поведения людей в конкретных исторических условиях. К социальным институтам относятся: институт семьи, институт собственности и т.д. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения между социальными группами, возникшие в процессе их существования. Выделяют экономические, политические, нравственные, правовые, религиозные, эстетические и др. отношения. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – прежде всего орудия труда, применяемые в производстве, различные технологии и транспортные средства, а также люди, занятые в процессе производства. Основное положение философии К. Маркса. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения, возникающие в процессе производства, и прежде всего отношения собственности, отношения по поводу обмена и потребления произведенного продукта. Основное положение философии К. Маркса. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – понятие, характеризующее производство материальных благ (пищи, одежды, жилья, транспорта, оружия и т. п.). Способ производства – важнейшая составляющая часть экономики любого общества – представляет единство производительных сил и производственных отношений. Основное положение социальной философии К. Маркса. ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – важная часть общественного производства. Оно нацелено на удовлетворение духовных потребностей людей. Духовные потребности людей – это нужда в создании, обмене и потреблении духовных ценностей, это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению. В качестве духовных ценностей могут выступать взгляды людей, научные теории, эстетическое, моральное и религиозное сознание, само духовное общение людей. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания обыденное и теоретическое сознание, а также формы общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание - это два уровня общественного сознания – низший и высший. Формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское сознание.
ТЕСТ 9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.017 с.) |