Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кто первым употребил слово «философ»?↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а) Протагор; б) Пифагор; в) Анаксагор. Что означает слово «философия»? а) любовь к слову; б) любовь к жизни; в) любовь к мудрости. Как определял философию Платон? а) умозрение; б) умопостижение; в) умознание. Как определял философию Гоббс? а) естественный взгляд на вещи; б) естественный человеческий разум; в) искусственный интеллект. Что побуждает людей к философским размышлениям? а) удивление; б) негодование; в) уныние. Что есть мировоззрение? а) система взглядов на мир культуры; б) система взглядов на мировой порядок; в) система взглядов на мир в целом.
Что изучает философия? а) мир; б) человека; в) то и другое. Что такое гносеология? а) теория бытия; б) теория познания; в) теория жизни.
ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА План 1. Особенности древнеиндийской философии. 2. Философия буддизма. 3. Лао-Цзы - родоначальник даосизма. 4. Конфуций и его учение. 1.К источникам древнеиндийской философии по праву относят Веды, Упанишады, литературу по буддизму и сутры. Веды – памятник древнеиндийской литературы, созданные в конце II – начале I тысячелетия до н.э. В переводе с санскрита «Веда» означает «знание». Известны четыре Веды. Сама древняя – Ригведа (собрание гимнов). Упанишады в переводе с санскрита означает «сидеть около» (т. е. у ног учителя, получая наставления). Известно более 100 Упанишад. Самая древняя – Брихадараньяка Упанишада. Одним из важных тестов буддизма является Дхаммапада. В ней в сжатом виде заключена мудрость человеческой жизни. Опираясь на указанные источники, рассмотрим особенности древнеиндийской философии. Прежде всего отметим, что «индийская философия интересуется жизнью людей, а не заоблачными сферами. Она берет свое начало из жизни и, пройдя сквозь различные школы, возвращается в жизнь». Здесь лежит корень ее долголетия. Ибо ничто так не интересует человека, как его жизнь. Другая особенность индийской философии связана с тем, что в ней преобладает «духовный мотив», она тяготеет «к осознанию духовного». В этом очищающая сила индийской философии, ее неутолимая жажда к познанию «тонкого» пласта реальности – духовности, осознанию ее роли в жизни человека. Особенно хорошо это проявляет себя в учении Будды. Возьмем для примера его идею Восьмеричного пути спасения, в который включены следующие моменты: правильные взгляды, правильные стремления, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная направленность мысли и правильный экстаз (достижение просветления). В нравственном плане это – как бы восемь ступеней на пути саморазвития, самосовершенствования человека, коррекции его жизненного пути.
Еще одна особенность древнеиндийской философии – ее интерес «сосредоточен на Я человека». Поэтому вопросы психологии и этики выступали важными областями познания человека. Далее следует отметить, что особенности философствования в древней Индии связаны не только с объектами исследования (т. е. с тем, что изучается), но и с самим характером философствования. Всякий искатель истины должен придерживаться ряда условий. Первое условие – знать о различии между вечным и преходящим. Очевидно, что не стóит в угоду сиюминутного желания жертвовать ценностями, имеющими непреходящее значение. Второе условие – отказ от желания наслаждаться плодами действий. Принципом жизни, в сущности, является положение: если можешь помочь – помоги; если помог – не жди благодарности. Отрешенность от личных мотивов – вот, что характеризует модель поведения человека. Третье условие – испытывать чувство радости, приобретая сдержанность, отрешенность, терпение, спокойствие духа и веру. 2. Философия буддизма – одна из оригинальных систем в истории человеческой мысли. Она была приспособлена к решению практических нужд человека. Родоначальником буддизма стал Сиддхартха. В дословном переводе это имя означает: «достигший своей цели». Сиддхартха родился около 567 года до н.э. Он был наследным принцем царства Шакья. Отцу было предсказано, что его сын станет монахом, если увидит больного, старого и мертвого человека. Стремясь избежать предсказания, отец сделал все, чтобы Сиддхартха не знал мрачной стороны жизни. Но однажды царевич, гуляя со своим слугой, неожиданно увидел дряхлого старика и был поражен его видом. Он стал расспрашивать слугу о старости и был потрясен, когда узнал, что это общий удел людей, кому повезет дожить до преклонных лет. Еще более глубокое впечатление произвела на Сиддхартху встреча с больным, изуродованным проказой, и с умершим, за которым шли плакальщики. Сиддхартха вдруг ощутил жизнь как область безысходности, как темницу. Он решил отказаться от всех благ и покинул дом. Это отречение произошло в возрасте 29 лет.
Сиддхартху мучил вопрос: как спастись от безысходного круговорота жизни, где все объято пламенем страдания? Долгих шесть лет он пытался найти ответ на этот вопрос, идя путем самоистязания. И вот однажды на него снизошло просветление. Внезапно Сиддхартха почувствовал всеобщую связь между людьми и всем миром. Вся вселенная как бы предстала перед его взором. Нигде не было покоя. Все стремительно уносилось в неведомую даль. И все вращалось вокруг Тришны – жажды жизни. Это она возмущала мировой покой. Именно она являлась источником всех страданий в мире. С этого момента он стал Буддой, т.е. просветленным, познавшим высшую истину. Что же предложил людям Будда? Исходным положением его учения стал тезис о том, что всякое бытие, всякая жизнь есть страдание. Поэтому бессмысленно мечтать о создании добродетельного мира, равно как бесполезно надеяться на то, что можно спасти свою душу в другой жизни. В чувственном мире (сансаре) нет и не может быть спасения. Только вырвавшись за границы чувственного мира, можно обрести спасение. Спасение, согласно Будде, состоит в переходе из сансары в нирвану. Под нирваной понимается полная свобода от земных страстей, победа над всевозможными перерождениями в будущей жизни. «Нирвана – это не уничтожение и не существование... это превращение в одно с вечной реальностью». Как же достичь нирваны? Об этом повествуют Четыре Благородные Истины. Первая истина гласит: рождение есть страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, пребывание с немилым – страдание, недостижение желаний – страдание. Словом, вся привязанность к земному есть страдание. Для Будды это стало исходным положением его учения. Здесь уже видна не только констатация факта (болезнь есть страдание), но и дана формулировка проблемы (все, что связано с земным, порождает страдание). Но почему возникает страдание, что является его источником? Над этим размышлял Будда. Плодами своих размышлений он поделился в последующем тезисе. Вторая истина гласит: причина страдания – Тришна (жажда), ведущая от возрождения к возрождению вместе с радостью и вместе с желанием, которые находят здесь и там свою радость: жажду бытия. По мнению Будды, в этой жажде – все дело. Из жажды возникает привязанность, из привязанности появляется бытие, из бытия – рождение, из рождения – старость и смерть, несчастье, скорбь, унижения и отчаяние. Таково происхождение всей массы страданий. Третья истина гласит: способ уничтожения страдания – полное освобождение от Тришны, конечная победа над страстями, их изгнание, отвержение. Хорошо видно, что данное положение определяет лишь общее направление усилий человека, но еще ничего не говорит о том, что конкретно следует сделать для того, чтобы решить эту проблему. Об этом речь идет в следующем тезисе. Четвертая истина гласит: обрети путь, ведущий к угасанию всякой скорби. «Это истинно благородный восьмеричный путь». Это – путь самоорганизации, духовного самосовершенствования, о котором говорилось выше.
Эти идеи, высказанные Буддой, постепенно завоевывали все больше и больше сторонников. Уже через 200 лет буддизм был признан государственной религией Индии. При этом нельзя сказать, что Будда угождал страстям и предрассудкам народа. Он не предлагал легкого избавления от грехов души. Но обратил свой взор к человеку и указал ему путь спасения. Поэтому философия буддизма – это философия человека, философия его жизни, это один из путей, по которому может пойти человек, желая преодолеть беды и страдания, выпавшие на его долю. В этом, возможно, и заключается секрет долголетия буддизма, история которого насчитывает более 25 веков. 3.Китай известен не только своими изобретениями, но и своими философскими школами. В числе мыслителей первой величины необходимо назвать Лао-Цзы. Лао-Цзы – это философское имя мудреца. В буквальном переводе оно означает «старый младенец». Его подлинное имя Дань, фамилия – Ли. Лао-Цзы жил в VI веке до н.э. Его по праву считают основателем даосизма. Ключевым понятием философии Лао-Цзы стало понятие «дао». Иероглиф «дао» означает «дорога, по которой ходят люди». Дао есть первичное по отношению ко всему. Оно не имеет вида, не издает звуков. Дао – это пустота. Но эта пустота есть, и она порождает все сущее. Так было сформулировано важное положение – дао есть источник происхождения мира. Отвечая на вопрос – как возник мир, – Лао-Цзы говорил: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа». Это следует понимать так. Дао творит «одно», т. е. первозданный космический хаос. Космический хаос творит «два», т. е. происходит разделение хаоса на темное и светлое начала. Для китайской философии – это очень важный момент. Весь мир предстает как борьба двух начал. Светлое начало – ян – есть олицетворение солнца, твердости, силы, активности, мужчины. Темное – инь – есть олицетворение луны, мягкости, слабости, пассивности, женщины. Ян и инь рождают «три», т. е. гармонию светлого и темного. От этой гармонии рождается весь мир. Однако в философии Лао-Цзы дао – это не только источник происхождения мира, но и всеобщий закон его существования. В чем своеобразие этого закона? Он указывает на то, что переход в противоположность – это путь движения дао. Согласно Лао-Цзы, мир состоит из противоположностей: добро – зло, жизнь – смерть, раньше – позже, твердый – мягкий, сильный – слабый, легкий – тяжелый, древность – современность и т.д. Противоположности не просто сосуществуют, они находятся в борьбе между собой и, что особенно важно, переходят одна в другую. Лао-Цзы говорил: «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье».
Философия Лао-Цзы стала не только оригинальным учением, но и прочно вошла в китайскую культуру. Высказанные Лао-Цзы идеи стали основополагающими принципами в отношении к миру, другим людям, самому себе. 4. Другим выдающимся представителем философии древнего Китая был учитель Кун, или Конфуций. По сей день его философские взгляды находятся в центре внимания не только китайской, но и мировой мысли. В чем притягательная сила идей Конфуция? За ответом на этот вопрос обратимся к трактату «Лунь юй» (Беседы и высказывания). Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, семьи и человека. Такая постановка вопроса не только хорошо раскрывает масштабность фигуры мыслителя, но и демонстрирует его личностные ориентиры – необходимость поиска гармонии. Со времен Конфуция такая задача не потеряла ни своей важности, ни своей практической значимости. Как же предлагал ее решить мудрец? Решение данной задачи связывалось им с реализацией идеи «золотой середины». «Золотая середина» – это середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью. В нахождении этой середины, по мнению Конфуция, – все дело. Но это непростое дело. В большинстве своем люди или слишком осторожны, или слишком несдержанны. Нужно преодолеть это и найти ту «золотую середину», которая позволит избежать крайностей. На этом пути добрую службу сослужит следование ритуалу. По мнению Конфуция, ритуал «придает чувствам надлежащую форму и не дает им уклониться в гибельную крайность. Жить по ритуалу – означает идти «серединным путем». Ритуал всегда предполагает определенную последовательность действий и выполнение конкретных ролей. В этом Конфуций видел глубокий жизненный смысл. Он призывал: «Да будет государь государем, слугой – слуга, отцом – отец и сыном – сын». Ритуал не только все расставлял на свои места, но и показывал, как должны строиться отношения между людьми. Скажем, государственные отношения. Их гармонизация связывалась Конфуцием с понятием «Тянь» (Небо). Небо – это высшая власть, повелитель. Поэтому нужно знать волю неба. Это требование ритуала и обязанность благородного человека. О себе Конфуций говорил, что он «в пятьдесят лет познал волю неба». Иначе говоря, лишь в пятьдесят лет он понял философию правителя, ее сущность и значение. Правитель должен управлять как на основании закона, так и с помощью добродетели. Поэтому в своей философии Конфуций опирается на понятие «Жэнь» (человеколюбие). Жэнь требует уважения к человеку, взывает к нравственности. И правитель должен знать, как управлять на основе добродетели и человеколюбия. Об этом нужно постоянно думать. Добродетель и человечность - важнейшие понятия философии Конфуция. Добродетель достигается разными способами: «Если для тебя всего важнее честность и преданность и ты стремишься к справедливости, то возвысишь добродетель». Но, пожалуй, универсальной моделью поведения человека Конфуций считал правило, которое по праву называют «золотым»: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Таким образом, следование Тянь и учет Жэнь поможет достичь гармонии в управлении государством.
Вопросы для повторения В чем особенности древнеиндийской философии? Каковы основные источники древнеиндийской философии? Кто является родоначальником буддизма? Что предложил людям Будда? В чем суть Четырех Благородных Истин? Каковы этапы Восьмеричного пути? В чем нравственный смысл философии буддизма? Родоначальником какого направления был Лаоцзы? Что означает термин «дао»? Что означают термины «ян» и «инь»? В чем суть принципа естественности? Какова основная проблематика философии Конфуция? Каково значение понятий «тянь» и «жэнь»? В чем суть «золотого правила» нравственности Конфуция?
Т е р м и н ы
ДАО– одна из важнейших категорий в китайской классической философии. Первоначально дао означало «путь», «дорогу». Впоследствии понятие «дао» было применено в философии для обозначения «пути» природы, ее закономерности. Вместе с тем дао приобрело также смысл жизненного пути человека. Основное понятие философии Лаоцзы. ЖЭНЬ(кит. – гуманность, человеколюбие) – термин китайской философии, одно из центральных понятий конфуцианства. Основной представитель Конфуций. ИНЬ– основное понятие древнекитайской философии. Основа китайского мировоззрения в целом, символ женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны. Основное понятие философии Лаоцзы. ТЯНЬ(кит. – небо) – термин китайской философии, одно из центральных понятий конфуцианства. Символизирует собой власть, правителя. Познать волю Неба, значит, понять, что нужно правителю. ЯН– понятие, возникшее в древнем Китае в даосизме, учении Лаоцзы о «дао» – пути вещей. Дао – это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией «ци» (воздух, эфир) составляет основу мира. В мире все находится в движении, в результате которого все вещи переходят в свои противоположности.
ТЕСТ 2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.255.227 (0.012 с.) |