Кто первым употребил слово «философ»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто первым употребил слово «философ»?



а) Протагор;

б) Пифагор;

в) Анаксагор.

Что означает слово «философия»?

а) любовь к слову;

б) любовь к жизни;

в) любовь к мудрости.

Как определял философию Платон?

а) умозрение;

б) умопостижение;

в) умознание.

Как определял философию Гоббс?

а) естественный взгляд на вещи;

б) естественный человеческий разум;

в) искусственный интеллект.

Что побуждает людей к философским размышлениям?

а) удивление;

б) негодование;

в) уныние.

Что есть мировоззрение?

а) система взглядов на мир культуры;

б) система взглядов на мировой порядок;

в) система взглядов на мир в целом.

 

Что изучает философия?

а) мир;

б) человека;

в) то и другое.

Что такое гносеология?

а) теория бытия;

б) теория познания;

в) теория жизни.

 

 

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

План

1. Особенности древнеиндийской философии.

2. Философия буддизма.

3. Лао-Цзы - родоначальник даосизма.

4. Конфуций и его учение.

1.К источникам древнеиндийской философии по праву относят Веды, Упанишады, литературу по буддизму и сутры.

Веды – памятник древнеиндийской литературы, созданные в конце II – начале I тысячелетия до н.э. В переводе с санскрита «Веда» означает «знание». Известны четыре Веды. Сама древняя – Ригведа (собрание гимнов). Упанишады в переводе с санскрита означает «сидеть около» (т. е. у ног учителя, получая наставления). Известно более 100 Упанишад. Самая древняя – Брихадараньяка Упанишада. Одним из важных тестов буддизма является Дхаммапада. В ней в сжатом виде заключена мудрость человеческой жизни. Опираясь на указанные источники, рассмотрим особенности древнеиндийской философии.

Прежде всего отметим, что «индийская философия интересуется жизнью людей, а не заоблачными сферами. Она берет свое начало из жизни и, пройдя сквозь различные школы, возвращается в жизнь». Здесь лежит корень ее долголетия. Ибо ничто так не интересует человека, как его жизнь.

Другая особенность индийской философии связана с тем, что в ней преобладает «духовный мотив», она тяготеет «к осознанию духовного». В этом очищающая сила индийской философии, ее неутолимая жажда к познанию «тонкого» пласта реальности – духовности, осознанию ее роли в жизни человека. Особенно хорошо это проявляет себя в учении Будды. Возьмем для примера его идею Восьмеричного пути спасения, в который включены следующие моменты: правильные взгляды, правильные стремления, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная направленность мысли и правильный экстаз (достижение просветления). В нравственном плане это – как бы восемь ступеней на пути саморазвития, самосовершенствования человека, коррекции его жизненного пути.

Еще одна особенность древнеиндийской философии – ее интерес «сосредоточен на Я человека». Поэтому вопросы психологии и этики выступали важными областями познания человека.

Далее следует отметить, что особенности философствования в древней Индии связаны не только с объектами исследования (т. е. с тем, что изучается), но и с самим характером философствования. Всякий искатель истины должен придерживаться ряда условий. Первое условие – знать о различии между вечным и преходящим. Очевидно, что не стóит в угоду сиюминутного желания жертвовать ценностями, имеющими непреходящее значение. Второе условие – отказ от желания наслаждаться плодами действий. Принципом жизни, в сущности, является положение: если можешь помочь – помоги; если помог – не жди благодарности. Отрешенность от личных мотивов – вот, что характеризует модель поведения человека. Третье условие – испытывать чувство радости, приобретая сдержанность, отрешенность, терпение, спокойствие духа и веру.

2. Философия буддизма – одна из оригинальных систем в истории человеческой мысли. Она была приспособлена к решению практических нужд человека. Родоначальником буддизма стал Сиддхартха. В дословном переводе это имя означает: «достигший своей цели». Сиддхартха родился около 567 года до н.э. Он был наследным принцем царства Шакья. Отцу было предсказано, что его сын станет монахом, если увидит больного, старого и мертвого человека. Стремясь избежать предсказания, отец сделал все, чтобы Сиддхартха не знал мрачной стороны жизни. Но однажды царевич, гуляя со своим слугой, неожиданно увидел дряхлого старика и был поражен его видом. Он стал расспрашивать слугу о старости и был потрясен, когда узнал, что это общий удел людей, кому повезет дожить до преклонных лет. Еще более глубокое впечатление произвела на Сиддхартху встреча с больным, изуродованным проказой, и с умершим, за которым шли плакальщики. Сиддхартха вдруг ощутил жизнь как область безысходности, как темницу. Он решил отказаться от всех благ и покинул дом. Это отречение произошло в возрасте 29 лет.

Сиддхартху мучил вопрос: как спастись от безысходного круговорота жизни, где все объято пламенем страдания? Долгих шесть лет он пытался найти ответ на этот вопрос, идя путем самоистязания. И вот однажды на него снизошло просветление. Внезапно Сиддхартха почувствовал всеобщую связь между людьми и всем миром. Вся вселенная как бы предстала перед его взором. Нигде не было покоя. Все стремительно уносилось в неведомую даль. И все вращалось вокруг Тришны – жажды жизни. Это она возмущала мировой покой. Именно она являлась источником всех страданий в мире. С этого момента он стал Буддой, т.е. просветленным, познавшим высшую истину.

Что же предложил людям Будда? Исходным положением его учения стал тезис о том, что всякое бытие, всякая жизнь есть страдание. Поэтому бессмысленно мечтать о создании добродетельного мира, равно как бесполезно надеяться на то, что можно спасти свою душу в другой жизни. В чувственном мире (сансаре) нет и не может быть спасения. Только вырвавшись за границы чувственного мира, можно обрести спасение. Спасение, согласно Будде, состоит в переходе из сансары в нирвану. Под нирваной понимается полная свобода от земных страстей, победа над всевозможными перерождениями в будущей жизни. «Нирвана – это не уничтожение и не существование... это превращение в одно с вечной реальностью».

Как же достичь нирваны? Об этом повествуют Четыре Благородные Истины. Первая истина гласит: рождение есть страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, пребывание с немилым – страдание, недостижение желаний – страдание. Словом, вся привязанность к земному есть страдание. Для Будды это стало исходным положением его учения. Здесь уже видна не только констатация факта (болезнь есть страдание), но и дана формулировка проблемы (все, что связано с земным, порождает страдание). Но почему возникает страдание, что является его источником? Над этим размышлял Будда. Плодами своих размышлений он поделился в последующем тезисе. Вторая истина гласит: причина страдания – Тришна (жажда), ведущая от возрождения к возрождению вместе с радостью и вместе с желанием, которые находят здесь и там свою радость: жажду бытия. По мнению Будды, в этой жажде – все дело. Из жажды возникает привязанность, из привязанности появляется бытие, из бытия – рождение, из рождения – старость и смерть, несчастье, скорбь, унижения и отчаяние. Таково происхождение всей массы страданий. Третья истина гласит: способ уничтожения страдания – полное освобождение от Тришны, конечная победа над страстями, их изгнание, отвержение. Хорошо видно, что данное положение определяет лишь общее направление усилий человека, но еще ничего не говорит о том, что конкретно следует сделать для того, чтобы решить эту проблему. Об этом речь идет в следующем тезисе. Четвертая истина гласит: обрети путь, ведущий к угасанию всякой скорби. «Это истинно благородный восьмеричный путь». Это – путь самоорганизации, духовного самосовершенствования, о котором говорилось выше.

Эти идеи, высказанные Буддой, постепенно завоевывали все больше и больше сторонников. Уже через 200 лет буддизм был признан государственной религией Индии. При этом нельзя сказать, что Будда угождал страстям и предрассудкам народа. Он не предлагал легкого избавления от грехов души. Но обратил свой взор к человеку и указал ему путь спасения. Поэтому философия буддизма – это философия человека, философия его жизни, это один из путей, по которому может пойти человек, желая преодолеть беды и страдания, выпавшие на его долю. В этом, возможно, и заключается секрет долголетия буддизма, история которого насчитывает более 25 веков.

3.Китай известен не только своими изобретениями, но и своими философскими школами. В числе мыслителей первой величины необходимо назвать Лао-Цзы.

Лао-Цзы – это философское имя мудреца. В буквальном переводе оно означает «старый младенец». Его подлинное имя Дань, фамилия – Ли. Лао-Цзы жил в VI веке до н.э. Его по праву считают основателем даосизма. Ключевым понятием философии Лао-Цзы стало понятие «дао». Иероглиф «дао» означает «дорога, по которой ходят люди». Дао есть первичное по отношению ко всему. Оно не имеет вида, не издает звуков. Дао – это пустота. Но эта пустота есть, и она порождает все сущее. Так было сформулировано важное положение – дао есть источник происхождения мира.

Отвечая на вопрос – как возник мир, – Лао-Цзы говорил: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа». Это следует понимать так. Дао творит «одно», т. е. первозданный космический хаос. Космический хаос творит «два», т. е. происходит разделение хаоса на темное и светлое начала. Для китайской философии – это очень важный момент. Весь мир предстает как борьба двух начал. Светлое начало – ян – есть олицетворение солнца, твердости, силы, активности, мужчины. Темное – инь – есть олицетворение луны, мягкости, слабости, пассивности, женщины. Ян и инь рождают «три», т. е. гармонию светлого и темного. От этой гармонии рождается весь мир.

Однако в философии Лао-Цзы дао – это не только источник происхождения мира, но и всеобщий закон его существования. В чем своеобразие этого закона? Он указывает на то, что переход в противоположность – это путь движения дао. Согласно Лао-Цзы, мир состоит из противоположностей: добро – зло, жизнь – смерть, раньше – позже, твердый – мягкий, сильный – слабый, легкий – тяжелый, древность – современность и т.д. Противоположности не просто сосуществуют, они находятся в борьбе между собой и, что особенно важно, переходят одна в другую. Лао-Цзы говорил: «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье».

Философия Лао-Цзы стала не только оригинальным учением, но и прочно вошла в китайскую культуру. Высказанные Лао-Цзы идеи стали основополагающими принципами в отношении к миру, другим людям, самому себе.

4. Другим выдающимся представителем философии древнего Китая был учитель Кун, или Конфуций. По сей день его философские взгляды находятся в центре внимания не только китайской, но и мировой мысли. В чем притягательная сила идей Конфуция? За ответом на этот вопрос обратимся к трактату «Лунь юй» (Беседы и высказывания).

Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, семьи и человека. Такая постановка вопроса не только хорошо раскрывает масштабность фигуры мыслителя, но и демонстрирует его личностные ориентиры – необходимость поиска гармонии. Со времен Конфуция такая задача не потеряла ни своей важности, ни своей практической значимости. Как же предлагал ее решить мудрец?

Решение данной задачи связывалось им с реализацией идеи «золотой середины». «Золотая середина» – это середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью. В нахождении этой середины, по мнению Конфуция, – все дело. Но это непростое дело. В большинстве своем люди или слишком осторожны, или слишком несдержанны. Нужно преодолеть это и найти ту «золотую середину», которая позволит избежать крайностей. На этом пути добрую службу сослужит следование ритуалу.

По мнению Конфуция, ритуал «придает чувствам надлежащую форму и не дает им уклониться в гибельную крайность. Жить по ритуалу – означает идти «серединным путем». Ритуал всегда предполагает определенную последовательность действий и выполнение конкретных ролей. В этом Конфуций видел глубокий жизненный смысл. Он призывал: «Да будет государь государем, слугой – слуга, отцом – отец и сыном – сын».

Ритуал не только все расставлял на свои места, но и показывал, как должны строиться отношения между людьми. Скажем, государственные отношения. Их гармонизация связывалась Конфуцием с понятием «Тянь» (Небо). Небо – это высшая власть, повелитель. Поэтому нужно знать волю неба. Это требование ритуала и обязанность благородного человека. О себе Конфуций говорил, что он «в пятьдесят лет познал волю неба». Иначе говоря, лишь в пятьдесят лет он понял философию правителя, ее сущность и значение.

Правитель должен управлять как на основании закона, так и с помощью добродетели. Поэтому в своей философии Конфуций опирается на понятие «Жэнь» (человеколюбие). Жэнь требует уважения к человеку, взывает к нравственности. И правитель должен знать, как управлять на основе добродетели и человеколюбия. Об этом нужно постоянно думать.

Добродетель и человечность - важнейшие понятия философии Конфуция. Добродетель достигается разными способами: «Если для тебя всего важнее честность и преданность и ты стремишься к справедливости, то возвысишь добродетель». Но, пожалуй, универсальной моделью поведения человека Конфуций считал правило, которое по праву называют «золотым»: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Таким образом, следование Тянь и учет Жэнь поможет достичь гармонии в управлении государством.

 

Вопросы для повторения

В чем особенности древнеиндийской философии?

Каковы основные источники древнеиндийской философии?

Кто является родоначальником буддизма?

Что предложил людям Будда?

В чем суть Четырех Благородных Истин?

Каковы этапы Восьмеричного пути?

В чем нравственный смысл философии буддизма?

Родоначальником какого направления был Лаоцзы?

Что означает термин «дао»?

Что означают термины «ян» и «инь»?

В чем суть принципа естественности?

Какова основная проблематика философии Конфуция?

Каково значение понятий «тянь» и «жэнь»?

В чем суть «золотого правила» нравственности Конфуция?

 

Т е р м и н ы

 

ДАО– одна из важнейших категорий в китайской классической философии. Первоначально дао означало «путь», «дорогу». Впоследствии понятие «дао» было применено в философии для обозначения «пути» природы, ее закономерности. Вместе с тем дао приобрело также смысл жизненного пути человека. Основное понятие философии Лаоцзы.

ЖЭНЬ(кит. – гуманность, человеколюбие) – термин китайской философии, одно из центральных понятий конфуцианства. Основной представитель Конфуций.

ИНЬ– основное понятие древнекитайской философии. Основа китайского мировоззрения в целом, символ женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны. Основное понятие философии Лаоцзы.

ТЯНЬ(кит. – небо) – термин китайской философии, одно из центральных понятий конфуцианства. Символизирует собой власть, правителя. Познать волю Неба, значит, понять, что нужно правителю.

ЯН– понятие, возникшее в древнем Китае в даосизме, учении Лаоцзы о «дао» – пути вещей. Дао – это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией «ци» (воздух, эфир) составляет основу мира. В мире все находится в движении, в результате которого все вещи переходят в свои противоположности.

 

ТЕСТ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.033 с.)