Кто стоял у истоков Милетской школы? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто стоял у истоков Милетской школы?



а) Филон;

б) Фалес;

в) Филофей.

Что лежит в основе мира, по Анаксимандру?

а) апейрон;

б) апория;

в) атом.

Что является первоосновой мира, по Анаксимену?

а) вода;

б) воздух;

в) огонь.

Какая проблема стала центральной в философии Парменида?

а) существование;

б) бытие;

в) польза.

5.Что является главным в философии Платона:

а) «Мир вещей»;

б) «Мир людей»;

в) «Мир идей».

6.Что есть этика для Аристотеля:

а) «Философия, касающаяся прекрасного»;

б) «Философия, касающаяся человека»;

в) «Философия, касающаяся безобразного».

Что такое патристика?

а) учение отцов церкви;

б) учение стоиков;

в) учение киников.

Какая идея является важной в патристике?

а) идея независимости человека;

б) идея никчемности человека;

в) идея греховности человека.

Представителем какого философского направления был Декарт?

а) рационализм;

б) позитивизм;

в) прагматизм.

Представителем какого философского направления был Ф. Бэкон?

а) экзистенциализм;

б) эмпиризм;

в) эмпириокритицизм.

 

ТЕМА 4. ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА

План

1. Герменевтика как «гуманитарная философия».

2. Прагматизм.

3. Фрейдизм и современная культура.

4. Экзистенциализм.

 

1.Среди множества направлений современной философии выделяется герменевтика. Термин «герменевтика» происходит от греческого «истолковывать». В древнегреческой мифологии посредником между богами и людьми был Гермес. Он должен был истолковывать людям повеления богов, а богам сообщать о просьбах людей. Отсюда и берет свое название герменевтика.

Герменевтика – философское направление, разрабатывающее проблемы истолкования и понимания текстов.

Одним из родоначальников философской герменевтики был Фридрих Шлейермахер. Он задался вопросом: как возможно понимание? В своих размышлениях он пришел к мысли, что основой понимания является сходство и различие человеческих индивидуальностей. Действительно, все люди уникальны, и потому они различны. Но, помимо различий, они связаны общностью желаний, средств в их реализации, и в этом они сходны. Сходство и различие – это та данность, с которой необходимо считаться. Преодолевая различия (инаковость каждого) и фокусируя внимание на общности, люди делают шаги к взаимопониманию.

Средой понимания выступает язык. Язык есть средство выражения, передачи и усвоения мысли или действия. В языке кодируется информация, с его помощью она только и может быть раскодирована. Без языка невозможно понять другого человека. Скажем, если два незнакомых человека будут стоят и молчать, то они не смогут понять друг друга. Лишь завязав разговор, они начнут делать шаги на пути взаимопонимания.

Любой человек двойственным образом связан с языком. С одной стороны, человек влияет на язык. Так, человек, создавая новые слова, вводя в научный оборот новые термины, оказывает влияние на язык. С другой стороны, язык влияет на человека. Когда другие люди повторяют понравившиеся им слова, то эти слова начинают воздействовать на их речь, меняя ее стилистику и лексику. В силу этого искусство понимания – это двуединый процесс, который предполагает, во-первых, постижение своеобразия личности говорящего, во-вторых, уяснение языка, на котором идет общение.

Идеи, высказанные Шлейермахером, получили свое развитие в работах Ханса Георга Гадамера (1900–2002). Главный его труд – «Истина и метод» – вышел в свет в 1960 году. Занимаясь анализом языка, Гадамер пришел к мысли: «То, что дошло до нас на путях языкового предания, не просто осталось от прошлого, но было нам пере-дано...». Развивая данное положение, он писал: «Пере-данное в письменной форме современно любой современности. Здесь, следовательно, имеет место своеобразное сосуществование прошлого и настоящего, поскольку современное сознание имеет свободный доступ ко всему, что ему пере-дано письменно». Слово у Гадамера не просто принадлежит какой-то эпохе, являясь отзвуком прошлого. Слово есть всегда напряженная реальность настоящего. Сохраняя пыл прошлого, оно горит в пламени настоящего, сохраняя силу своего воздействия. В качестве примера можно взять слово «смерть». Оно использовалось тысячи лет назад и по сей день не потеряло своего значения. Стоит только его произнести, как в мозг впиваются десятки «игл» ассоциаций. Становится страшно. Слово берет человека в полон.

В своем труде Гадамер подробно проанализировал природу слова. Для него «слово – это не просто знак. В каком-то трудно постижимом смысле оно все же есть нечто вроде отображения». Подчас слово связано с тем предметом или явлением, которое оно отображает. Скажем, слово «гром». В нем слышатся раскаты, что-то грохочет, гремит, громыхает. Или слово «ручей». Стоит его произнести, как сразу слышится журчанье льющейся воды. Это, во-первых. Во-вторых, «слово всегда уже есть значение». Произнося слова, мы как бы извергаем из себя поток смыслов, значений. Явленное слово всегда есть нечто осмысленное. Поэтому нужно серьезно относиться к произносимым или написанным словам. В-третьих, «величайшее чудо языка не в том, что слово становится плотью и обретает внешнее бытие, но в том, что выходящее таким образом наружу и находящее себя во внешнем выражении, всегда уже есть слово». Действительно, человек живет в мире слов. Это тот мир, который он сам порождает самим фактом своего существования. Являя себя миру, человек дает миру слово о себе, своем состоянии, своих планах. Он дарит миру слово, которое есть выражение его самого.

2.Прагматизм – философия, которая также берет свои истоки в XIX веке, но окончательно оформляется как направление в XX столетии. Слово «прагматизм» происходит от греческого «прагма», что означает «дело», «действие». Родоначальником прагматизма по праву считается Ч. Пирс (1839 – 1914), который сформулировал основные положения данной теории. Однако, если бы не усилия У. Джемса (1842 – 1910) на пути популяризации этих положений, то прагматизм, возможно, не получил бы такого развития в современном мире. В чем же суть прагматизма?

Главная идея прагматизма состоит в том, что философия должна помогать людям в решении жизненных задач. Поэтому не удивительно, что, по мнению Джемса, прагматизм есть прежде всего «метод». Суть этого метода лучше всего раскрывается в вопросах: каковы практические результаты предпринятых шагов? Принесет ли это выгоду человеку? Из сказанного следует, что прагматизм – это направление в философии, в основе которого лежит метод, нацеливающий на поиск выгоды для человека. Скажем, можно горячо спорить о том: большие деньги – это хорошо или плохо? Спор может затянуться надолго, потому что аргументы «за» будут уравновешены аргументами «против». Однако для прагматизма важно ответить на вопрос – деньги помогают человеку жить и решать личные и профессиональные вопросы? Ответ очевиден, если у человека есть значительная сумма денег, то он не только может обеспечить себя, но и помочь ближним, поддержать любой социальный проект и т. д. А раз так, то деньги есть благо, и дискуссия на этом заканчивается.

В прагматизме главное – ориентация на практически значимый результат. При этом «прагматист решительно, раз и навсегда, отворачивается от целой кучи застарелых привычек, дорогих профессиональным философам. Он отворачивается от абстракций и недоступных вещей, от словесных решений, от скверных априорных аргументов, от твердых, неизменных принципов, от замкнутых систем, от мнимых абсолютов и начал. Он обращается к конкретному, к доступному, к фактам, к действию, к власти».

Для представителя прагматизма слово тогда имеет значение, когда оно помогает найти решение в трудной ситуации. «Из каждого слова, – писал Джемс, – вы должны извлечь его практическую наличную стоимость, должны заставить его работать в потоке вашего опыта». С точки зрения такого подхода, абстракции, понятия, слова тогда имеют смысл, когда они превращаются в «орудия», работающие на человека.

Интересны взгляды представителей прагматизма на проблему истины. В сущности, они пересматривают традиционное понимание истины, согласно которому, если мысли об окружающем мире соответствуют этому миру, то они истинны. В прагматизме обращается внимание на то, что истинными могут быть даже взаимоисключающие идеи. Так, Джемс писал: «Истина наших мыслей означает их способность «работать» на нас». Другими словами, что помогает человеку, что ему выгодно, то и есть истина. Скажем, если одному человеку принцип «дал слово – держи» помогает в жизни, то для него он есть истина. Если же для другого человека удобнее (а значит, выгоднее) не держать слово, и это «работает» в его жизни, то для него указанный принцип не есть истина. Так расширяется понимание истины. Она может быть не только объективной, т.е. независящей от субъекта, но и субъективной (точнее: субъектной), т. е. всецело зависящей от субъекта.

Развивая данное положение, Джемс продолжал: «Мысль, которая может, так сказать, везти на себе; мысль, которая успешно ведет нас от какой-нибудь одной части опыта к любой другой, которая целесообразно связывает между собой вещи, работает надежно, упрощает, экономизирует труд – такая мысль истинна ровно постольку, поскольку она все это делает. Она истинна, как орудие логической работы, инструментально». Здесь со всей определенностью подчеркивается прикладной, практический характер истины. Истина есть инструмент, помогающий человеку встроиться в жизненную реальность, выжить в ней. «Истина – это разновидность благого, – подытоживал Джемс, – а не, как это обыкновенно думают, отличная от благого и соподчиненная с ним категория. Истинным называется все то, что оказывается благим в области убеждений, и благим в добавок в силу определенных наглядных оснований».

Вместе с тем, признавая важность и продуктивность общего положения – «что выгодно человеку, то и есть благо», – всегда нужно иметь в виду следующее. Может получиться так, что человеку выгодно унизить другого человека, и акт унижения станет благом для него. Но это же унижение будет злом для другого, на кого направлены действия, попирающие его честь и достоинство. Поэтому, признавая продуктивность идеи – что выгодно человеку, то и есть благо, – дополним ее оговоркой: если это не вредит другому человеку. Современная культура обязывает учитывать интересы других людей. Принцип – «живи и давай жить другим» – должен распространиться на все сферы человеческой жизни.

3. Родоначальником фрейдизма является Зигмунд Фрейд (1856–1939). Его величайшей заслугой стало открытие метода исследования бессознательной сферы человеческой психики. Этот метод получил название «психоанализ».

О существовании у человека бессознательной сферы психики догадывались задолго до Фрейда. Но именно он сделал бессознательное предметом своего изучения. Он «впервые установил, что неврозы определяются внутренними процессами и имеют определенный смысл, нужно лишь найти ключ к их пониманию». Таким ключом стал психоанализ.

Чтобы лучше понять суть психоанализа, обратимся к случаю из практики психоанализа. Одна женщина жаловалась, что всякий раз, когда она до чего-нибудь дотронется, у нее возникает непреоборимое желание вымыть руки. Это – проявление невроза. В ходе ее расспросов было обнаружено, что она борется с сильным чувством враждебности. Начало ее болезни совпадает с изменой мужа. Когда он пришел и сказал, что уходит от нее, она не смогла проронить ни слова. Но гнев копился подспудно. Прикасаясь к какому-либо предмету, она подсознательно хотела сорвать на нем свой гнев и уничтожить его. Акт уничтожения предмета на уровне сознания воспринимался как «грязное дело». Поэтому у нее возникало желание вымыть руки, чтобы очиститься от разрушительного желания. Когда стала известна причина недуга, то стало понятно и его лечение. Женщине посоветовали говорить «нет», когда она с чем-то не согласна.

Э. Фромм писал: «Научившись понимать процессы, происходящие в подсознании, Фрейд пришел к открытию, которое проливает свет на поведение человека в повседневной жизни. Это позволило ему объяснить такие явления, как внезапное исчезновение чего-то из памяти, оговорки». По мнению Фрейда, оговорки не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл. В оговорках бессознательное как бы «выдает» человека, «проговаривается». Например, если при встрече знакомый человек вместо «здравствуй» говорит «до свидания», то это – явно выраженная оговорка. Этому человеку, скорее всего, нет ни до кого дела, он занят своими мыслями. Поэтому такого человека лучше не держать, докучая расспросами, его лучше отпустить.

Сновидения – еще одна сторона поведения человека, которая является выражением его бессознательных желаний. Фрейд считал, что в сновидениях, также как в оговорках, находят свое выражение бессознательные желания. В состоянии бодрствования человек подавляет многие свои желания. Эти «подавленные» желания «оживают» во время сна. Поэтому, анализируя свои сны, человек может получить важную информацию о себе. Открытие сферы бессознательного и выяснение его роли в жизненном процессе позволили Фрейду подойти к пониманию сложной структуры человеческого сознания.

По его мнению, в основе человеческого сознания лежит «Оно» – глубокий слой бессознательных влечений. «Оно» – это ядро личности, вокруг которого образуются и над которым надстраиваются остальные элементы. «Оно» – это мир наших потаенных желаний, это наша предрасположенность к чему-либо. Над «Оно» надстраивается «Я» – сфера сознательного. «Я» оказывается всего лишь всадником, который оседлал норовистое животное и пытается держать его под контролем. Однако далеко не всегда это удается «Я». Влечения подчас оказываются сильнее разума. Над «Я» надстраивается «сверх-Я» – сфера долженствования, моральная цензура общества. Это те нормы поведения и формы общения, которые навязываются обществом человеку.

Если вернуться к структуре сознания, по Фрейду, то видно, что «Я» оказывается между «Оно» и «сверх-Я. Причем «Я» находится в зависимости и от «Оно», и от «сверх-Я». Более того, «Я» превращается в арену борьбы «Оно» и «сверх-Я». И Фрейд задался вопросом: что же является содержанием этой борьбы, из-за чего она происходит? По Фрейду, содержанием этой борьбы выступают сексуальные устремления человека. Человек есть эротическое существо, и он должен быть понят в этом аспекте.

Согласно Фрейду, сексуальный инстинкт, сексуальная энергия выступают источником активности человека. Для того чтобы подчеркнуть значимость этого, Фрейд вводит в науку новое понятие «либидо». Либидо – это сексуальная энергия. Эта энергия стремится найти выход и реализоваться в каких-то сексуальных действиях. Однако моральная цензура общества («сверх-Я») не всегда дает выход этой энергии. Либидо подавляется и направляется в другое русло. Отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели (получения удовольствия и продолжения рода) Фрейд назвал «сублимацией».

По Фрейду, человечество обязано своими достижениями прежде всего сублимации. Именно она оказалась главной причиной творчества. Человек направляет свою энергию на написание картин, стихов, музыки и достигает больших результатов. Таково в самых общих чертах ядро теории Фрейда.

Современная культура впитала в себя идеи Фрейда. Эротика стала полагаться в качестве неотъемлемой стороны человеческого бытия. Это вошло в художественную культуру, стало активно использоваться в рекламе.

4.Экзистенциализм – одно из ведущих философских направлений ХХ века. Свое название оно берет от латинского слова «экзистенция», что означает «существование». Термин «экзистенция» ввел в научный оборот датский философ Кьеркегор. Экзистенциализм – это философия существования человека. Ее яркими представителями были Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Карл Ясперс и др.

Они исходили из того, что человек не определяется никакой шкалой. Имеет значение только существование человека, причем существование «здесь и теперь». Отсюда ставилась и задача философии: анализ наличного бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в непроизвольной сиюминутности переживаний.

Однако человек не только живет и переживает свое существование. Он еще сознает свое существование. Человек может сказать: «Я есть». Поэтому человек выступает как самопознающее бытие, т. е. бытие, которое познает самое себя.

Проблема бытия – важнейшая в экзистенциализме. Применительно к человеку бытие имеет свою специфику. По Хайдеггеру, она состоит в том, что человек не просто бытийствует, он всегда находится в каком-то пространстве: сначала в чреве матери, затем в природе, в обществе и т. п. Поэтому бытие человека есть «бытие-в». В силу этого всегда важно анализировать ту среду, в которой находится человек «здесь» и «теперь». Эта среда оказывает воздействие на его существование.

Далее. Бытие-в – не единственное отличие человеческого бытия. Оно всегда есть еще «бытие-с-другим», т. е. со-бытие. Благодаря другому мы приходим в мир, живем, формируемся. Вследствие этого всегда важно учитывать то влияние, которое оказывает окружение на человека. На Руси говорили так: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Вместе с тем в экзистенциализме указывалось, что человек живет в зыбком и неустойчивом мире. Он постоянно находится в ситуации выбора, или, как говорил Ясперс, – «пограничной ситуации». «Пограничная ситуация» – это ситуация надлома привычного течения жизни, изменения или приостановления ее хода. Ярким проявлением пограничной ситуации является смерть. Не случайно тема смерти как абсолютной границы любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме важнейшее место. При этом бытие человека полагается как бытие к смерти. Поэтому человек не должен убегать от сознания своей смертности. Напротив, сознание смертности должно быть напоминанием человеку о его конечности. В момент смерти «завеса бытия несколько приподнимается», и человек начинает понимать действительное положение вещей.

Смерть – не единственное предельное обстоятельство. В своей жизни человек постоянно попадает в затруднительные ситуации. Именно «пограничные ситуации» ставят человека перед необходимостью выбора. Человек должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности. Это дало основание Сартру сказать, что человек сам себя выбирает. Это – важное положение. Если человек себя выбирает, то его путь жизни есть во многом результат его выбора. Поэтому, если человеку что-то не нравится в собственной жизни, то он должен знать, что именно он есть главная причина тому. Вследствие этого только от самого человека зависит, какой будет его жизнь. Он должен сделать новый выбор и изменить свою жизнь к лучшему.

Данное положение несет в себе мощный гуманистический заряд. Только от человека зависит, каким он будет. Сделанный выбор – это воля человека в действии. Но это именно воля человека, который сам выбирает свой путь.

С точки зрения экзистенциализма, человек есть свобода. Человек свободен именно потому, что он не определяется никакой «природой». Только от самого человека, как мы выяснили, зависит, каким он будет. Причем, человек свободен совершенно. Его свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать. Делая выбор, человек реализует себя в качестве свободного существа. Отсюда делался вывод о том, что человек должен полагаться на самого себя. Никакие внешние указания, мнения авторитетов не должны быть для человека обязательными. Только сам человек может для себя решить, как ему быть. Не случайно Сартр стал одним из вдохновителей студенческого движения 1968 года.

Вопросы для повторения

Что такое герменевтика как философское направление?

Кто был родоначальником герменевтики?

Согласно герменевтики, что является средой понимания?

Назовите основные направления зарубежной философии ХХ века.

В чем своеобразие прагматизма?

Кто был родоначальником прагматизма?

Какой метод является основным во фрейдизме?

Что означают понятия «оно», «я», «сверх-я» во фрейдизме?

Что такое «либидо»?

Что такое «сублимация»?

В чем суть философии экзистенциализма?

Перечислите представителей экзистенциализма.

Что такое «пограничная ситуация»?

Почему экзистенциализм называют философией гуманизма?

Т е р м и н ы

ЛИБИДО (от лат. libido – желание, влечение, стремление) – понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, инстинкта, энергии сексуального влечения и др. Введен в научный обиход З. Фрейдом.

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ– одно из важнейших понятий философии экзистенциализма, введенных К. Ясперсом. «Пограничные ситуации» – это переломные моменты в жизни человека, в которые он вынужден выбирать, бороться, страдать. Только в «пограничных ситуациях», особенно в момент смерти, завеса над тайной бытия человека приподнимается, и он начинает постигать свою действительную суть.

ПРАГМАТИЗМ(от греч. p r a g m a – дело, действие) – философское направление, нацеливающее на анализ явлений с точки зрения их выгоды человеку. Прагматизм возник в США в 70-е гг. XIX века. Его родоначальниками были Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи. Они исходили из того, что философия должна помогать человеку в решении жизненных проблем. Истина, с их точки зрения, есть то, что помогает человеку в жизни.

СВОБОДА– возможность и способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Понимание «свободы от чего» философия дополнила положением «свободы для чего». Разработке проблем свободы посвятили свои труды Гегель, Маркс, Ницше, Бердяев, Сартр и др.

СУБЛИМАЦИЯ (от лат. sublimare – возносить) – в психоанализе З. Фрейда – один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации является переключение энергии либидо на процесс творчества, игры и т. п.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ(от лат. exsistentia – существование) – философское направление, ставящее во главу угла проблемы существования человека. Видные представители – Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю.

ТЕСТ 4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.041 с.)