Кто является родоначальником буддизма? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто является родоначальником буддизма?



а) Радхакришнан;

б) Патанджали;

в) Сиддхартха.

Что предложил людям Будда?

а) четыре Благородные Истины;

б) Золотое Правило Нравственности;

в) три Стадии Жизни.

Родоначальником какого направления был Лаоцзы?

а) стоицизм;

б) даосизм;

в) атомизм.

Что означает термин «тянь»?

а) Солнце;

б) Земля;

в) Небо.

Что означает термин «жэнь»?

а) Человеколюбие;

б) Человековерие;

в) Человековедение.

Как переводится термин «Дао»?

а) источник происхождения мира;

б) всеобщий закон бытия;

в) путь, дорога, по которой ходят люди.

Какой труд приписывают Конфуцию?

а) Фэн шуй;

б) Лунь юй;

в) Дао дэ цзин.

Кто сформулировал «золотое правило нравственности»?

а) Лао-цзы;

б) Конфуций;

в) Будда.

 

 

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

План

1. Античная философия.

2. Средневековая философия.

3. Философия Нового времени.

1.Важнейшими духовными очагами античности были Милетская и Элейская школы. Можно сказать, что они заложили фундамент европейской философии.

У истоков формирования Милетской школы стоял Фалес. Он был человеком широких познаний. Достаточно сказать, что он предсказал полное солнечное затмение в 585 году до н.э. Ему также приписывается установление продолжительности года в 365 дней. Не удивительно, что Фалеса называли в числе «семи мудрецов» древности. Вот лишь некоторые из его высказываний: «не обогащайся нечестным путем», «не перенимай от отца дурного», «учи и учись лучшему», «праздным не будь, даже если ты богат». В этих фразах собрана мудрость человеческой жизни, которая не потеряла своей значимости сегодня.

Если выделить главное в философии Фалеса, то можно сказать, что ему принадлежали два комплекса идей: один – «комплекс воды», другой – «комплекс души». Фалес исходил из того, что в основе всего сущего лежит вода. Все произошло из воды. В качестве аргументов приводились такие примеры: любая пища имеет влагу и высыхает на солнце; все вырастает из влажных семян. На основании этого делался вывод о том, что вода есть первооснова мира. Второй комплекс идей связан с одушевлением природы. По мнению Фалеса, магнит имеет душу, поскольку он притягивает железо. Весь мир одушевлен, пронизан жизнью. Такой подход в философии получил название гилозоизма. Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности природы, универсума. Безусловно, это шаг вперед в восприятии реальности. Она одушевляется и наделяется разумом. Можно сказать, что это – очеловеченная, одухотворенная реальность, ставшая частью человеческого мира.

Другим видным представителем Милетской школы был ученик Фалеса Анаксимандр. Ему приписывается изобретение солнечных часов, составление первой у греков географической карты. Анаксимандр продолжил разработку вопроса о первооснове мира. По его мнению, началом сущего является некое беспредельное – апейрон. Из апейрона возникли небеса и все миры. В него же они обращаются вновь при своем уничтожении и гибели. Основными свойствами, которыми обладает апейрон, назывались следующие: он не возникает и не уничтожается, он все объемлет и всем управляет. Анаксимандру принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни. Согласно Анаксимандру, живое зародилось на границе моря и суши. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и стали сухопутными животными. От животных произошел человек.

Ярким представителем Милетской школы был также Анаксимен, ученик Анаксимандра. Анаксимен считал первоосновой мира воздух. В зависимости от разрежения и уплотнения воздуха возникали разные явления и предметы. Так, разреженное состояние воздуха рождало огонь. Сгущенное состояние – ветер. Еще более уплотненное состояние – землю. Воздух находится в вечном движении, и все находится в вечном движении. Благодаря движению происходит изменение. Для Анаксимена было аксиомой общее положение последователей Милетской школы – из чего возникают и состоят все вещи, в то же самое они и разрушаются, завершив свой жизненный путь.

Крупным философским центром античности была Элейская школа. Ее ярким представителем являлся Парменид. Он происходил из знатного рода и принимал активное участие в политической жизни Элеи. В центре его философии находился вопрос о едином бытии. Парменид считал, что «есть то, что есть, а то, чего нет, то не существует». По его мнению, сущее не возникает и не уничтожается, оно неделимо, непроницаемо, оно есть единое целое, поэтому оно завершено. У Парменида мы сталкиваемся не только с постановкой важных философских проблем, но и с действительно философским подходом к их решению. Начиная с Парменида, философы стали доказывать выдвинутые положения, а не просто изрекать их. Так, у Парменида, небытие не существует потому, что «небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить». Такая манера изложения вопросов стала серьезным шагом вперед в философском постижении мира.

То, что у Парменида проявилось отчасти, у Зенона стало основополагающим моментом. Главное в учении Зенона было доказательство «от противного» тех положений, которые были выдвинуты элейской школой. Древние приписывают Зенону 40 доказательств «против множественности», т. е. в защиту учения о единстве сущего, и 5 доказательств «против движения», в защиту неподвижности его. Эти доказательства называются апориями. «Апория» в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение». Одна из самых известных апорий – «Дихотомия» (т. е. последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две части и т. д.). Ее суть состоит в следующем: движение не может закончиться, т.к. прежде, чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде, чем достигнет конца второй половины – ее половины и так до бесконечности.

В данной апории Зенон указывает на бесконечную делимость пространства. Движение никогда не кончается; движущееся тело, следовательно, не может достичь своего конечного пункта. Известно, как Диоген опроверг это положение: он молча встал и начал ходить взад и вперед. Общее разрешение этого противоречия связано с тем, что пространство не бесконечно разделено, а лишь бесконечно делимо. В действительности пространство не делят, а преодолевают. Несмотря на то, что апории имели смысл только в заданной системе координат, они способствовали развитию философской мысли, помогали совершенствовать понятийный аппарат философии. И это, пожалуй, было наиболее важным вкладом Элейской школы в мировую философию.

Вершиной античной философии являются учения Платона и Аристотеля. Рассмотрим их суть. Платон – ученик Сократа. Самое важное в учении Платона – это открытие мира идей. Платон обратил внимание на тот факт, что существуют не только вещи, но и идеи вещей. Так, есть вода, которую люди пьют в жаркий летний полдень и которой поливают оливы. Но есть и слово «вода», которым называют воду. Следовательно, наряду с водой как таковой существует и идея воды. Вода и идея воды не одно и то же. Вода может испариться или замерзнуть, а идея воды не замерзнет и не испарится. Значит, делает вывод Платон, идея воды важнее самой воды. Придя к этой мысли, Платон попытался понять природу, своеобразие и назначение мира идей. В этом отношении его философия во многом интересна. Так, в частности, было обращено внимание на то, что идея вещи заключает в себе смысл вещи. Для того чтобы отличить одну вещь от другой, следует ответить на вопрос: что есть данная вещь? «Идея вещи как раз и является ответом на вопрос, что такое данная вещь».

Для Платона мир идей – это реальность, которую следует понять. Только познав мир идей, можно преобразовать мир вещей. Мыслитель полагал, что достаточно правильно созерцать идеи и последовательно воплощать их в жизнь, как сама жизнь изменится к лучшему. Показательна в этом отношении концепция «идеального государства». Согласно Платону, «идеальное государство» есть реализация правильных идей. Нужно найти правильные идеи и воплотить их в жизнь, и государство станет идеальным.

По мнению Платона, познание мира идей доступно лишь философам. Поэтому во главе государства он поставил философов. Платон писал: «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия... до тех пор... государствам не избавиться от зол».

Идеальный мир Платона противостоял земному миру не только как абстрактное – конкретному, но как благое – злому. Поэтому идеей всех идей у Платона выступала идея блага. Так, философ писал: «Идея блага – вот это самое важное знание, через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное». При этом идея блага выступала источником истины, гармонии и красоты. Можно сказать, что идея блага венчала собою пирамиду идей Платона.

Среди учеников Платона наибольших высот достиг Аристотель. Свое обучение в академии он начал в семнадцатилетнем возрасте. В ее стенах Аристотель пробыл двадцать лет, вплоть до смерти Платона. После смерти учителя Аристотель оставил академию и уехал из Афин. Какое-то время он был воспитателем Александра Македонского. Аристотель не стремился сделать из Александра философа. Он считал, что «хороший правитель вовсе не должен сам быть философом, дабы не подменять благие дела красивыми речами (достаточно, чтобы он пользовался советами философов)». Главное средство воспитания будущего великого полководца он нашел в поэзии и особенно в эпосе Гомера, его бессмертных произведениях – «Илиаде» и «Одиссее». Вернувшись в Афины, Аристотель в возрасте 50 лет открыл свою философскую школу. Поскольку она находилась за чертой города, в Ликее, то и получила название «ликей», или по современному «лицей».

Многие произведения Аристотеля дошли до наших дней. Как и прежде, они поражают широтой поставленных вопросов и оригинальностью решения проблем. Коснемся наиболее важных моментов. Аристотель принял учение Платона об идеях. Но, в отличие от Платона, Аристотель выступил против отрыва идеи от самой вещи. Им было сделано много крупных открытий. Аристотеля по праву считают отцом логики. Им были заложены основы этой науки. Он сформулировал законы (запрещения) противоречия и исключенного третьего. Кроме того, можно сказать, что Аристотель стоял у истоков создания биологии как области научного знания. Начиная с Аристотеля, европейские философы обратили внимание на человека как живое существо. Шагом вперед стало и другое положение, выдвинутое философом, о том, что не следует пренебрегать изучением незначительных животных, ибо в каждом из них найдется нечто, достойное удивления.

Перу Аристотеля принадлежит первый в истории науки психологический трактат «О душе». В нем он провозгласил тезис о единстве души и тела. Согласно Аристотелю, душа неотделима от тела, более того: каково тело, такова и душа. При этом душа присуща лишь живому существу. Критерием живого выступает способность к питанию, росту, закату. Этим обладают растения, животные и человек. Исходя из этого, были выделены три типа души: растительная душа (преобладает у растений), чувственная душа (преобладает у животных) и разумная душа (присуща только человеку).

Другим важным направлением философских размышлений Аристотеля явилась этика. Для него этика есть философия, касающаяся человека. Аристотель полагал, что нельзя быть хорошим человеком от рождения. Добродетель приобретается в процессе жизни человека. Это долгий и трудный путь, требующий усилий и времени. Человек становится справедливым, поступая беспристрастно, мужественным – действуя смело.

2.Основой средневековой философии стала святоотеческая мысль (учение святых отцов, или отцов церкви, которые жили и творили со II по VIII вв. н.э.) По латыни философия отцов церкви звучит как philosophia Patrum. Отсюда другое ее название – патристика. Патристику принято подразделять на три основных этапа: ранняя патристика (II-III вв.), или апологетика, классическая патристика (IV в.) и поздняя патристика (V-VIII вв.)

Видными представителями патристики были: Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215), Мефодий Олимпийский (ум. 311), Афанасий Великий (295 – 373), Макарий Египетский (ок. 300 – 390), Ефрем Сирин (посл. 300 – 372), Василий Великий (ок. 330 – 379), Григорий Богослов (ок. 330 – ок. 390), Григорий Нисский (ок. 335 – посл. 394), Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) и другие. Главной их задачей стало изложение и защита основ христианства.

Центральная идея христианства – Бог есть творец сущего, т. е. всего существующего. Идея творения в теоретической мысли получила название креационизма. «Креационизм» в переводе с латинского означает «сотворение». В христианстве – это одно из важнейших положений. Согласно христианству, Господь творил мир шесть дней, а на седьмой «почил от всех дел своих, которые делал».

Согласно христианству, человек есть творение Божие. Душу он также получает от Бога. Душа бессмертна. И человек должен был сохранить душу в чистоте, но впал в грех. Идея греховности человека – одна из важнейших в христианстве. Главный источник всех бед человека – его плоть. «Живущие по плоти о плотском помышляют». «Дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота… ненависть, убийства, пьянство». Причем плоть ненасытна: сколько ни ешь сегодня – придет завтра и снова захочешь есть. Поэтому, считали отцы церкви, нужно обуздать зов плоти и вспомнить, что тело есть храм Божий, и этот храм должен находиться в чистоте. Как этого достичь?

Вот что писал по этому поводу Антоний Великий: Человек должен научиться «держать в порядке тело - все, с головы до ног: глаза - чтоб смотрели с чистотою; уши - чтоб слушали в мире (или мирное) и не услаждались наговорами, пересудами и поношениями; язык - чтоб говорил только благое, взвешивая каждое слово и не допуская, чтоб в речь вмешалось что-либо нечистое и страстное; руки - чтоб были приводимы прежде в движение только на воздеяние в молитвах и на дела милосердия и щедродательности; чрево - чтоб держалось в должных пределах в употреблении пищи и пития, сколько нужно только для поддержания тела, не попуская похотению и сластолюбию увлекать себя за эту меру; ноги - чтоб ступали право и ходили по воле Божией, направляясь к служению добрыми делами».

Наряду с идеей греховности человека, в патристике уделялось значительное внимание идее спасения души. Считалось, что спасение возможно лишь через покаяние. О покаянии много говорится в Посланиях апостолов. Это отнюдь не случайно. В христианстве покаяние рассматривается как действенное средство, способствующее очищению души.

Вот некоторые из наиболее важных положений патристики, которые стали основой средневековой философии.

3. Видными представителями философии нового времени стали Рене Декарт и Фрэнсис Бэкон. Они оказали огромное влияние на развитие европейской культуры. Подробнее остановимся на их философских учениях.

Р. Декарт – французский мыслитель ХVII века. Великий математик, оригинальный философ, который многое сделал для философии науки. Гегель высоко оценил его вклад в науку, сказав, что «с ним начинается новая эпоха философии». Декарт исходил из того, что в основе человеческого знания должна лежать философия. С ее помощью он стремился найти положение, истинность которого не подвергалась бы сомнению. Он долго искал такое положение и, наконец, сформулировал его: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). Очевидность данного положения не вызывала сомнений. Действительно, если человек мыслит, то он вправе сказать, что он существует.

Через достоверность мысли Декарт шел к достоверности бытия вещей. Такой способ постижения действительности получил название «рационалистического», а философия стала называться философией рационализма.

Рационализм (от лат. ratio – разум) философское направление, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Именно рациональность стала тем средством, с помощью которого можно познать весь мир. Опираясь на правильные идеи, человек постигает мир, в котором живет, готовит основу для дальнейшего его постижения. При этом сформулированные идеи должны стать отправным пунктом в приобретении нового знания, которое можно получить с помощью законов логики, опираясь на рациональный метод.

 Начиная с Декарта, стало возможным серьезно говорить о научном подходе к познанию действительности. Научное знание возвышалось над иными формами постижения действительности и превращалось в эффективное средство познания реальности. Не удивительно, что математике в этом процессе отводилась ведущая роль. Философия последователей Декарта стала называться картезианством.

Однако при всех положительных моментах, рационализм как направление в философии имеет свои слабые стороны: а) роль чувственного познания принижалась; б) опытное знание воспринималось лишь как подтверждение данных интеллекта. На это было обращено внимание в истории теоретической мысли.

Ф. Бэкон – английский философ, основоположник такого направления в философии, как эмпиризм (от греческого «эмпирия» – опыт). Эмпиризм – это направление в философии, признающее опыт источником познания.

Бэкон считал, что философия должна носить практический характер. Путем, ведущим к знанию, он полагал наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Только изучая действительность, только извлекая знания из самой действительности, можно быть уверенным в том, что приобретаешь истинное знание. Опыт – вот единственный и верный путь познания действительности.

Вместе с тем, писал Бэкон, опыт может дать достоверное знание, когда ум человека освобожден от идолов (ложных, искаженных представлений). Ф. Бэкон выделял четыре группы идолов. Идолы рода – это сама природа человека. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, искажающему действительность. Каждый человек по-своему смотрит на мир, «выхватывая» те или иные фрагменты бытия. Идолы пещеры – это заблуждения отдельного человека, связанные с его воспитанием, привычками, вкусами. Идолы площади – это заблуждения человека, порожденные тем обществом, в котором он живет. Поистине, в каждом обществе есть своя система ценностей, свои представления о праведном и ложном, свои привычки. Они воздействуют на восприятие человеком мира, в котором он живет. Наконец, идолы театра – это заблуждения философов, авторитетных людей.

 

Вопросы для повторения

Кто стоял у истоков Милетской школы?

Что лежит в основе мира, по Анаксимандру?

Что считал первоосновой мира Анаксимен?

Назовите представителей Элейской школы.

Какая проблема стала центральной в философии Парменида?

Что такое апория?

В чем суть учения Платона?

Что такое эйдос?

В чем суть мира идей, по Платону?

В чем своеобразие философии Аристотеля?

В чем суть учения Аристотеля о душе?

Как приобретается добродетель, по Аристотелю?

Что такое патристика?

Назовите основных представителей патристики.

Сформулируйте основные идеи средневековой философии.

Представителем какого философского направления был Декарт?

В чем суть рационализма?

В чем слабые стороны рационализма?

В чем суть эмпиризма?

Что такое идолы, по Ф. Бэкону?

 

Т е р м и н ы

АПЕЙРОН(от греч. apeiron – безграничное) – понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении.

АПОРИЯ(от греч. aporia – безвыходное положение) – понятие, означающее в древнегреческой философии логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. Апориями принято называть рассуждения Зенона Элейского о невозможности движения.

КРЕАЦИОНИЗМ (сотворение) – учение о сотворении мира Богом. Является, например, основой христианского миропонимания. Согласно ему, Господь творил мир шесть дней, на шестой день сотворил человека.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ– одна из разновидностей идеализма, полагающая в качестве первоосновы мира некое всеобщее надындивидуальное духовное начало (идея, мировой дух, мировой разум, Бог). Его видными представителями являлись: Платон, А. Блаженный.

ПАТРИСТИКА – от лат. patres – отцы. Учение святых отцов, или отцов церкви, которые жили и творили со II по VIII вв. н.э.) По латыни философия отцов церкви звучит как philosophia Patrum. Отсюда – патристика. Патристику принято подразделять на три основных этапа: ранняя патристика (II-III вв.), или апологетика, классическая патристика (IV в.) и поздняя патристика (V-VIII вв.). Видными представителями патристики были: Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215), Мефодий Олимпийский (ум. 311), Афанасий Великий (295 – 373), Макарий Египетский (ок. 300 – 390), Ефрем Сирин (посл. 300 – 372), Василий Великий (ок. 330 – 379), Григорий Богослов (ок. 330 – ок. 390), Григорий Нисский (ок. 335 – посл. 394), Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) и другие. Главной их задачей стало изложение и защита основ христианства.

РАЦИОНАЛИЗМ(от лат. ratio – разум) – философское направление, признающее разум (мышление) единственным источником познания и критерием его истинности. Видным представителем рационализма был Р. Декарт, который в основание своей философии положил тезис: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). К представителям рационализма относятся также Спиноза, Лейбниц и др.

ЭЙДОС(от греч. eidos – вид, образ) – живой, детальный, конкретный образ воспринятых ранее вещей. Одно из важнейших понятий философии Платона.

ЭМПИРИЗМ(греч. emperia – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний и считающее чувственный опыт критерием всех знаний. Материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, французские материалисты XVIII в. и др.) считает, что источником чувственного опыта является объективный мир, вызывающий наши ощущения, восприятия, представления.

ТЕСТ 3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.053 с.)