Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материалистическая философия.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Исходные понятия. Позитивизм Конта внес большую путаницу в понимание предмета философии и роли философии в современном естествознании. Мы уже неоднократно критиковали точку зрения Конта [1], поэтому нет смысла останавливаться на критике. Мы изложим наше в и дение проблемы. Развитие человечества идет постоянно, то ускоряясь, то замедляя свой темп. Прежде философии должен был возникнуть язык общения, без которого невозможно создать, ни науку, ни философию. Язык опирается на термины. Термины - отображение объективной реальности. Язык, способность наблюдать, сравнивать, обобщать явления – все это породило формальную логику. Именно формальная логика, была, есть и будет одним из инструментов познания объективной реальности. Она породила принцип причинности и другие принципы познания. Логика есть фундамент философии. Итак, философия возникла много раньше любых научных дисциплин. Она стала основой познания окружающего мира, основой наук. Например, еще во времена Ньютона физику именовали «натурфилософией». Для того, чтобы познавать некий объект, необходимо: опираться на определенную модель материального мира. Здесь в обобщенной форме фиксируются свойства и связи объектов материального мира (реальные и гипотетические). Именно здесь решается основной вопрос философии о первичности сознания или материи. иметь устойчивые философские категории отображающие аспекты окружающего мира (материя, пространство, время и др.). иметь и правильно использовать методы познания (логика, анализ, синтез, индукция, диалектика и т.д.). опираться на критерии научности, позволяющие отделить истину от заблуждений и ошибок. Научная истина = объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Здесь мы должны сделать замечание. Ленин в своей «Материализме и Эмпириокритицизме» пишет о «партийности истины», о ее «классовом характере». Это издержки, связанные с почитанием Маркса. Если истина зависит от партии или класса, то она становится «партийной или классовой», однако теряет статус «объективной» истины. Здесь правильнее говорить о мировоззренческом характере истины. Все перечисленное выше составляет основу материалистической философии и основу ее теории познания научной истины [2]. Как известно, позитивизм не смог решить четвертый вопрос. У позитивистов проблема критериев научности поставлена «с ног на голову»: философия должна подстраиваться под научные теории и оправдывать их (политика «лакейства»). Поэтому выводы позитивистов не могут иметь статуса «научных», в лучшем случае, могут считаться субъективным мнением [1], [2].
Базис и надстройка. Философия возникла как первая научная дисциплина, опередив математику, астрономию, физику и т.д. Математика была порождена философией и формальной логикой. Она по своему статусу должна была возникнуть и возникла ранее других научных дисциплин. Обратите внимание, что любая научная дисциплина (теория) содержит все без исключения элементы теории познания только в «усеченном», т.е. в более конкретном виде. Роль материалистической философии в том, что она, как губка собирает воду, втягивает в себя результаты общечеловеческой исторической практики. Но она не просто их «втягивает», она очищает результаты практики от второстепенного содержания, сохраняя и концентрируя в себе самое главное. Иными словами, философия материализма выступает как концентрат исторической общечеловеческой практики, т.е. не только как инструмент познания, но и как критерий научности (двойственность). В силу того, что практика человечества ограничена, философия как критерий научной истины не может обладать полнотой, т.е. не способна выявить абсолютную истину. Однако объективную истину выделить и отделить ее от ошибочных сопутствующих положений она способна. Анализируя процесс познания, мы можем выделить две важных части познания: переменную часть и относительно устойчивую «постоянную» часть. Относительно устойчивая часть это базис. Базис включает в себя: теорию познания (= философию), устойчивые, проверенные фундаментальные положения науки, экспериментальные результаты, результаты практической и производственной деятельности и т.д. Переменная часть, т.е. надстройка, есть любая научная теория. Она мало устойчива, поскольку новые экспериментальные результаты, исправление старых ошибок и т.д. могут коренным образом изменить содержание научной теории. Изюминка в том, что историческая практика (= эксперимент) являются относительно независимыми от теории. Теория может быть отвергнута, но результаты экспериментов сохраняются. Экспериментаторы даже при отсутствии теории «не безоружны». У них всегда есть метод «проб и ошибок», который позволяет эмпирическому знанию расширяться дальше независимо от состояния теории. Существование базиса служит надежной опорой кумулятивного характера развития знания, даже если идет смена теорий. Сделаем еще одно важное замечание: Научную теорию можно рассматривать как «проекцию» материалистической теории познания научной истины на определенную предметную область. Так возникают различные дисциплины: физика, химия, биология и.д. Но вот, что замечательно. Во-первых, все эти дисциплины опираются на общенаучные методы познания и на их основе развивают свои специфические методы исследований. Во-вторых, исходные системы критериев научности у всех одинаковы, поэтому между теориями не должно существовать логических противоречий.
Роль философских категорий Явление и сущность. В начале ХХ века философские категории «явление и сущность» стали причиной многочисленных парадоксов и противоречий в физических теориях. Именно о них «споткнулись» Мах, Авенариус, Эйнштейн и другие физики. Даже сейчас очень мало физиков (позитивисты не в счет - лакеи) понимают различие между явлением и сущностью. Окружающий нас мир материален. Мы познаем материальные объекты и изучаем их свойства через явления. Ленин писал «Материя есть ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Мы воспринимаем различные виды материи, используя органы чувств (зрение, слух, обоняние осязание и др.). Носителями (переносчиками) информации могут быть свет, звук, тепло, запах и т.д. Любые приборы можно рассматривать как «продолжение» наших органов чувств. Мы воспринимаем окружающий нас мир, как совокупность явлений. Они являются для нас первичными источниками информации о мире. Изучая их и обобщая, мы начинаем познавать сущность этих явлений, т.е. мы начинаем строить картину окружающего мира в форме научной теории. Процесс познания идет от явлений к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высоких порядков. Это процесс напоминает процедуру снятия листьев с кочана капусты. Сначала первый слой, затем – второй и т.д., как путь к более глубокому пониманию сути. В этом процессе должны быть следующие элементы: Во-первых, должен объективно существовать некий материальный объект или взаимодействующие объекты, которые представляют собой некую сущность, подлежащую познанию. Во-вторых, должен существовать познающий субъект – наблюдатель, для которого сущность предстает всегда в форме явления. Наблюдатель исследует «явление» (регистрирует его наличие, измеряет его параметры, наблюдает, описывает характеристики и т.д.), чтобы понять сущность. Регистрируемое наблюдателем явление зависит от условий переноса информации к наблюдателю и условий для наблюдения явления. В-третьих, информация о наблюдаемом (регистрируемом) явлении доставляется переносчиком информации. В качестве переносчика могут выступать многие объекты: световые волны, звуковые волны, тепло и т.д. или мгновенное отображение. При транспортировке информации от наблюдаемого объекта к наблюдателю возможно возникновение искажений. Главным носителем информации в физике является свет и электромагнитные волны. Радисты хорошо знают, что трасса распространения электромагнитных волн бывает неустойчивой и зависит от магнитных бурь. Возникают искажения, шумовые помехи и т.д. Поэтому восстановить сущность (исходную информацию) по полученному сигналу (явлению) не всегда удается в полном объеме и правильно. У вас в руках крупный бриллиант. Вы поворачиваете его, рассматривая грани и любуясь красотой. При каждом повороте бриллианта вы видите новое явление. Изучая бриллиант, вы хотите познать некоторую важную для вас сущность, например, наличие трещин, дефектов огранки, вкраплений. Эти характеристики есть проявление сущности. Они не зависят от того, как вы повернете бриллиант. Любой поворот бриллианта есть условие для его изучения и наблюдения. Наконец, вы устали и спрятали бриллиант в карман. Явления исчезли. А сущность? Не волнуйтесь: она в вашем кармане! Итак, мы можем сформулировать важное правило («золотое правило»), позволяющее отделить сущность от явления. «Золотое правило» гласит [3]: Явление зависит от условий его наблюдения Сущность от условий наблюдения не зависит. Она инвариантна. Золотое правило позволяет нам разрешить многочисленные парадоксы, в том числе, показать, что «мысленные эксперименты» А. Эйнштейна имеют неверное объяснение. Эйнштейн совершает обычную для него гносеологическую ошибку, отождествляя явление и сущность («подмена сущности явлением»). Это относится не только к автору СТО, но и тем, кто безоговорочно принял интерпретацию его «мысленных экспериментов» на веру. Итак, опираясь на материалистическую теорию познания научной истины, мы «выловили» одну из многочисленных ошибок в современной физике. Это «первый карасик». Подробности в [3]. Неправильное понимание содержания философских категорий это один из источников ошибок современной физики. Следовательно, правильное понимание содержания философских категорий и их корректное использование это один из критериев проверки на научность положений изучаемой теории.
ССЫЛКИ В.А. Кулигин., М.В. Корнева, Г.А. Кулигина Позитивизм это яд для науки. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005d/00012407.htm В.А. Кулигин., Материалистическая теория познания научной истины. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/00012135.htm В.А. Кулигин. Относительность и ускорители. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00164534.htm
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.1 (0.01 с.) |