Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хх век. Авантюризм. Нет, позитивизмСодержание книги Поиск на нашем сайте
Исходные посылки начала века. Нас будет интересовать развитие надстройки. Научная надстройка, как мы знаем, неустойчива и может меняться в зависимости от экспериментов и мировоззрения исследователя. Однако если удача улыбнется и будет удачно уловлена и описана модель реальности, это всегда приводит к быстрому развитию научно-технического базиса, к прогрессу техники и технологии. В ХХ веке благодаря правильному пониманию и описанию макроскопических явлений развились технические направления: радиолокация и связь, телевидение и полупроводниковая техника, ракетостроение и авиастроение, атомная и ядерная физика и т.д. Ядерное оружие, атомные электростанции и полупроводники развивались в основном на основе экспериментальных исследований, дополняясь локальными моделями. Что касается вычислительной техники, то значение ее трудно переоценить. Это были уже не «конторские счеты» с костяшками. .Тем не менее, позитивизм дал неверное направление теоретическим поискам. Мы уже знаем, что ошибка в уравнениях Максвелла привела к отказу от классических теорий. Мгновенное действие на расстоянии ученые того времени рассматривали как нонсенс. Идея корпускулярно-волнового дуализма набирала силу. Нельзя сказать, что эта идея была безоговорочно принята всеми без исключения. Здесь сыграл фактор «стадности». «Отвергнув» классические теории, молодые ученые почувствовали, что они могут «улучшить» самог о Ньютона! Эти тщеславные идеи в сочетании с отсутствием критериев (ограничений) истины порождали в сознании веру в собственную непогрешимость. Это очень важный момент в психологии познания. Коллективное мнение создало не только идею поиска, но и моду. Все, что не вписывалось в концепцию этой моды, отвергалось. Поэтому все, что «вписывалось», принималось без критики и часто без анализа. Это коллективное мнение (мода) способствовало развитию догматизма, к недопущению критики в толстых журналах. Размышление о идее нового развития науки. Вообще говоря, мне всегда казалось очень странной идея «обнуления» классических теорий и построение на ее месте «новой физики». Эта идея прямо противоречит материализму. Чем можно объяснить такой отказ? Только субъективизмом исследователей, непониманием философии науки и модой, которая (подобно вере в непогрешимость выбора) создавала иллюзию «нового пути». Действительно, «план» молодых позитивистов можно объяснить следующим рассуждением. Они, совершив прыжок вперед, познают законы микромира, а затем, опираясь на открытые законы, возвращаются и получают возможность дать «фундаментальное объяснение» классическим закономерностям. Все, на первый взгляд, кажется «ясным и логичным, но по существу это авантюра. С авантюризма начала свое шествие теоретическая физика начала ХХ века, авантюризмом продолжила. Если бы она не сумела убедить общественность и создать моду, популярность идей теоретиков и видимость теоретического прогресса, давно бы канули в Лету. «Но ведь технический прогресс налицо!» - скажут скептики. Техника, эксперимент это базис, имеющий относительно самостоятельный путь развития. На нем как раз и паразитируют современные «научные школы и школки». В конечном счете, «теоретики новой физики» так и не смогли объяснить парадоксы, классических теорий, решить проблему электромагнитной массы или дать математически строгое решение проблемы излучения заряда в классической физике. Классические теории и квантовые представления до настоящего времени нельзя привести «к общему знаменателю» из-за серьезных логических противоречий. Более того, все чаще в высказывания теоретиков начинает проскальзывать мысль, что «корни многих трудностей квантовых теории имею классические корни». Как говорится: «Приплыли!». Продолжим.
2. кванты, фотоны, цуги… Развитие идей. Вслед за признанием волновых свойств у инерциальных тел, появились работы с «описанием» волны как частицы. Волна должна вести себя в определенных условиях как частица. Эту логически противоречивую интерпретацию свойств волны ученые-позитивисты активно поддерживали. Вряд ли здесь стоит перечислять имена Нобелевских лауреатов. Но давайте попробуем описать логически непротиворечивым языком некоторые «порождения» этой концепции. Квант. Квант света (нем. Quant, от лат. quantum — сколько) - количество (порция) электромагнитного излучения, которое в единичном акте способен излучить или поглотить атом или др. квантовая система; элементарная частица, то же, что и Фотон. ( Большая Советская Энциклопедия ). Даже на первом этапе определения понятий: «квант», «фотон» - встречаются проблемы. Например, некоторые лекторы на Ю-ТЬЮБ утверждают, что фотон состоит из нескольких квантов. Но не это главное. Главное в том, что «специалисты» никак не могут объяснить ряд явлений. Например, каковы размеры кванта (фотона), сколько длин волн укладывается в его длину, как из множества случайно вылетевших фотонов «рождается» когерентная электромагнитная волна (например, цуг) и т.д. Известно, чем короче квант, тем шире его спектр. И вот здесь начинается «пляска со свистом». «Специалисты» начинают «разъяснять», что микромир это не макромир. То, что очевидно в макромире, выглядит иначе в микромире. И объяснения невозможно соединить вместе без нарушений формальной логики. Вот так позитивист превращается в агностика, утверждая, что микромир фактически не познаваем. Вам будут «притягивать за уши» массу экспериментов, «подтверждающих» «реальность» квантов. Но, как говорил умный (хотя и позитивист) Н.Бор, один эксперимент может подтвердить десяток взаимоисключающих теорий. Надстройка, как флаг не ветру, переменчива.
Термодинамика Штаны порвали … Мы уже говорили о существенной ограниченности применимости статистической физики для термодинамики. Стремление (обогнать самих себя) сослужило позитивистам плохую службу. Одной ногой они застряли в «классических теориях», а вторая нога «вляпалась» в область микромира. Как говорят: «Размах рублевый, но удар-то …неудачный!» Из «рваных штанишек» выпала важная проблема – проблема становления термодинамики. Суть ее в том, что никто из теоретиков не понимает до сих пор, какое содержание следует вкладывать в понятие «тепло». Для обывателя это понятие очевидно, но для теоретиков это тайна за 7 печатями. Одни считают теплом кинетическую энергию молекул, другие утверждают, что тепло это инфракрасная область световых волн, третьи считают тепло какой-то энергией и т.д. Почему это так важно? Квантовая химия. Вы слышали о «квантовой химии»? Попробовали теоретики приспособить свои квантово-механические представления для описания и расчета химических реакций … но «недолго музыка играла». Квантовая химия приказала «долго жить». Стандартная классическая химия оказалась гораздо более простой и ясной, чем операторы, тензоры и сопряженные переменные «квантовой химии». Для расчетов с использованием «квантовой химии» понадобилась громадная масса эмпирических данных. Фанфары умолкли. Продолжим. Все химические реакции идут с поглощением или выделением тепла. Как хранится, накапливается энергия тепла в атомах и молекулах? Какой класс явлений «прозевали» и не описали теоретики. Фазовые переходы первого и второго рода всегда сопровождаются тепловыми явлениями. А явления на границе раздела сред: электронная эмиссия, фотоэлектронная эмиссия, явления в p/n переходах в полупроводниках, физика твердого тела – все это невозможно без использования теплового взаимодействия силового характера. А как оно зависит от расстояния и от других условий? Прав был ученый Пристли, который до конца жизни верил в флогистон. Те объяснения с нарушениями формальной логики, которые нам предлагают (подсовывают) специалисты, теперь уже не могут удовлетворить любознательных людей. Ядерные реакции распада и синтеза могут выделять большую энергию. Эта энергия не только энергия кулоновских сил заряженных частиц и «ядерных сил». Мы до сих пор не можем понять до конца природу «слабых и сильных» взаимодействий. Наверняка в этих процессах имеет место «неизвестное» силовое взаимодействие теплового характера, которое было упущено из внимания в термодинамике. Подобное силовое взаимодействие, наряду с процессами накопления и хранения тепловой энергии в молекулах и атомах и т.д. требует изучения не меньшего, чем теория элементарных частиц. Без анализа и описания сил теплового характера, без учета их влияния на связи между частицами теория элементарных частиц будет всегда ущербной, т.е. «напичкана» ошибками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.007 с.) |