Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периоды становления и развития менеджмента, их хар-ка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I период – древний период. Это был наиболее длительный период становления и развития принципов и способов управления, начиная с 9–7 тысячелетия до нашей эры и примерно до середины XVIII века. Данный период характеризовался стадией первобытнообщинного строя, в котором складывались самые простые формы организации и управления совместным трудом. В этот период на основе семьи впоследствии развивались организационные структуры рода, племени, общины, народности, нации, государства, а также другие виды социальных и экономических объединений. Вырабатывались принципы организации руководства, такие как свобода высказывания на собрании, избрание вождей, старейшин, военных предводителей из числа наиболее уважаемых членов племени, запрет на наследование управленческой власти и др. Об управленческих идеях в первобытную эпоху можно судить по возникновению письменности в Шумере (400 г. до н. э.), вызванной необходимостью жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и накоплением имущества. В это время имеются упоминания законов и коммерческих сделок. В античных афинской и римской рабовладениях (5000–4000 гг. до н. э.) сложилась стройная управленческая структура. Первичной ячейкой были демы, как самоуправляемые социально-экономические общины, объединяющие 100 и более семей и имеющие свои финансы, суд, полицию. Управление делами осуществляли ежегодно избираемые демархи, которые одновременно были представителями в местных и центральных органах управления. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт по управлению огромным количеством рабочих (до 100 000 чел.) в течение 20 лет при возведении пирамид и гробниц, контролю и координации процессов производства и управления. Известный древнегреческий мыслитель Платон (427–347 гг. до н. э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда. В своих выступлениях он полагал, что человек не может одновременно выполнять работы и по дереву, и по железу, и по камню, так как он не может преуспеть везде. В своем трактате «Государство» он выдвигает следующие формы организации управления: аристократия – как правление лучших, тимократия – правление лучших и корыстных, олигархия – правление имущих, тирания и демократия – как результат мятежа бедняков. Сократ (470–399 гг. до н. э.), анализируя особенности хорошего промышленника, торговца, военноначальника, провозгласил принцип универсальности управления, признал главным в системе организации подбор нужных людей, нужное место и добиться от них выполнения доведенных заданий. Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.) внес значительный вклад в развитие теории и практики управления войсками. Мыслитель античного мира Аристотель (384–322 гг. до н. э.) сформулировал определенные принципы демократического управления, такие как возможность участия в управлении богатых и бедных, допуск к занятию должностей всех граждан кроме рабов и подвергающихся судебному преследованию. В Древней Греции получила развитие такая форма управления как авториторизм – при которой полнота власти принадлежит знатному меньшинству.
II период – индустриальный период (1776–1890 гг.). Характерной особенностью экономической жизни средневековья в Европе была цеховая организация производства, которая представляла собой объединение ремесленников определенной профессии в пределах города. С развитием промышленности на смену цеховой организации ремесленников приходила мануфактура, характеризующееся усложнением и концентрацией производственного процесса и капитала. Мануфактурное производство периода свободной конкуренции в ряде отраслей постепенно начало сменяться монополией, а затем в различных формах монополистических объединений. С развитием общественного производства принудительный труд становился неэффективным, а заменившая его система наемного труда основывалась на принципиально ном, опосредованном, механизме социального принуждения с использованием экономических рычагов. Постепенно начала формироваться индустриальная организация производства, которая нуждалась в специфических формах управления как на крупных предприятиях, так и со стороны государства. Английский инженер Ричард Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил на своей фабрике все виды технологий текстильного производства и создал иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, рационального размещения оборудования, координации работы машин и оборудования, должной производственной дисциплины он получил непрерывный технологический процесс. По своему содержанию этот процесс сводился к индустриальному методу управления, к так называемой современной организации производства. Великий английский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) и других работах излагает теорию производства и распределения, выдвигает доктрину максимального удовлетворения потребностей, обосновывает повышение производительности труда на основе его разделения и специализации. Широкомасштабный социальный эксперимент в области управления провел в 1800–1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, управляющий текстильных фабрик. Его эксперимент сводился к улучшению условий труда, быта и отдыха рабочих, предоставлении им жилья, сети магазинов с товарами первой необходимости по доступным ценам с целью повышения производительности труда. Своими экспериментами Оуэн заложил научную основу, получившую в дальнейшем название социального партнерства. Важный шаг в развитии теории и практики организации управления был сделан изобретателем, профессором математики первой вычислительной машины Чарльзом Беббиджем. Он сформулировал концепцию разделения умственного и физического труда, разработал методику изучения затрат рабочего времени на различных операциях. III период – период систематизации (1856–1960). Становление и развитие современной концепции организации и менеджмента связано с углублением индустриализации производственного процесса. На первом этапе этого процесса (примерно 1850–1950 гг.) главной задачей промышленности было получение прибыли, руководство осуществлялось высшими управляющими и предпринимателями. На втором этапе (1951–1960 гг.) достигнута стадия товарного накопления. Определенные полномочия владельцы средств производства стали передавать высококвалифицированным наемным служащим – менеджерам. В это время управление постепенно выделяется в самостоятельную область деятельности, способную принести успех организации. Сложились теории моделей организаций, вокруг которых появились новые систематизированные направления исследований. Получили развитие три четко различные школы управленческой теории: школа научного менеджмента, школа человеческих отношений, школа наук управления. Развитие этих школ свидетельствует об эволюционном характере формирования управленческой мысли. IV период – информационный период (1960 г. – по настоящее время). Взаимосвязь и переплетение производственной, финансовой, маркетинговой, социальной и других видов деятельности, интенсификация внутренних и внешних отношений организации привело к формированию системного подхода при принятии управленческих решений в различных областях. Суть системного подхода состоит в том, что любая организация есть система, каждый из элементов которой, хотя и имеет специфические особенности, но при этом теснейшим образом связан с другими элементами с такими, как структура, люди, задачи, технология, ресурсы. Каждое управленческое решение имеет последствия для всей системы, но решение в одной области не должно создавать проблему для других. В рамках системного подхода совершенствовались количественные методы управления на основе общей теории систем исследования операций и широкого распространения кибернетики. Их представители рассматривали управление как логический процесс, который с помощью математического моделирования мог найти оптимальное решение стоящих перед организацией задач. В этот период получил распространение в практике ситуационный подход в управлении организацией. Суть ситуационного подхода состоит в том, что использование различных методов управления определяется возникшей ситуацией как внутри организации, так и в окружающей среде. Считается, что самым приемлемым методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует оптимальному решению возникшей ситуации. Таким образом, условия и предпосылки возникновения и развития менеджмента показывают зависимость его от исторического этапа развития производительных сил общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.011 с.) |