Периоды становления и развития менеджмента, их хар-ка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды становления и развития менеджмента, их хар-ка.



I период – древний период. Это был наиболее длительный период становления и развития принципов и способов управления, начиная с 9–7 тысячелетия до нашей эры и примерно до середины XVIII века. Данный период характеризовался стадией первобытнообщинного строя, в котором складывались самые простые формы организации и управления совместным трудом.

В этот период на основе семьи впоследствии развивались организационные структуры рода, племени, общины, народ­ности, нации, государства, а также другие виды социальных и экономических объединений. Вырабатывались принципы ор­ганизации руководства, такие как свобода высказывания на собрании, избрание вождей, старейшин, военных предводителей из числа наиболее уважаемых членов племени, запрет на насле­дование управленческой власти и др.

Об управленческих идеях в первобытную эпоху можно су­дить по возникновению письменности в Шумере (400 г. до н. э.), вызванной необходимостью жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и накоплением имущества. В это время имеются упоминания законов и коммерческих сделок.

В античных афинской и римской рабовладениях (5000–4000 гг. до н. э.) сложилась стройная управленческая структура. Первичной ячейкой были демы, как самоуправляемые социально-экономические общины, объединяющие 100 и более семей и имеющие свои финансы, суд, полицию.

Управление делами осуществляли ежегодно избираемые демархи, которые одновременно были представителями в местных и центральных органах управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт по управлению огромным количеством рабочих (до 100 000 чел.) в течение 20 лет при возведении пирамид и гробниц, контролю и координации процессов производства и управления.

Известный древнегреческий мыслитель Платон (427–347 гг. до н. э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда. В своих выступлениях он полагал, что чело­век не может одновременно выполнять работы и по дереву, и по железу, и по камню, так как он не может преуспеть везде. В своем трактате «Государство» он выдвигает следующие формы организации управления: аристократия – как правление лучших, тимократия – правление лучших и корыстных, олигархия – правление имущих, тирания и демократия – как результат мятежа бедняков.

Сократ (470–399 гг. до н. э.), анализируя особенности хоро­шего промышленника, торговца, военноначальника, провозгла­сил принцип универсальности управления, признал главным в системе организации подбор нужных людей, нужное место и добиться от них выполнения доведенных заданий.

Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.) внес значительный вклад в развитие теории и практики управления войсками.

Мыслитель античного мира Аристотель (384–322 гг. до н. э.) сформулировал определенные принципы демократического уп­рав­ления, такие как возможность участия в управлении богатых и бедных, допуск к занятию должностей всех граждан кроме рабов и подвергающихся судебному преследованию.

В Древней Греции получила развитие такая форма управ­ления как авториторизм – при которой полнота власти принад­лежит знатному меньшинству.

 

II период – индустриальный период (1776–1890 гг.). Характерной особенностью экономической жизни средневековья в Европе была цеховая организация производства, которая представляла собой объединение ремесленников определенной профессии в пределах города. С развитием промышленности на смену цеховой организации ремесленников приходила ману­фактура, характеризующееся усложнением и концентрацией производственного процесса и капитала.

Мануфактурное производство периода свободной конку­рен­ции в ряде отраслей постепенно начало сменяться монополией, а затем в различных формах монополистических объединений.

С развитием общественного производства принудительный труд становился неэффективным, а заменившая его система наемного труда основывалась на принципиально ном, опо­средованном, механизме социального принуждения с исполь­зованием экономических рычагов. Постепенно начала форми­роваться индустриальная организация производства, которая нуждалась в специфических формах управления как на круп­ных предприятиях, так и со стороны государства.

Английский инженер Ричард Аркрайт, официально считаю­щийся изобретателем прядильной машины, объединил на своей фабрике все виды технологий текстильного производства и создал иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, рационального размещения оборудования, координации работы машин и оборудования, должной произ­водственной дисциплины он получил непрерывный техноло­гический процесс. По своему содержанию этот процесс сводился к индустриальному методу управления, к так называемой современной организации производства.

Великий английский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) и других работах излагает теорию производства и распределения, выдвигает доктрину максимального удовлетворения потребностей, обосновывает повышение производительности труда на основе его разделения и специализации.

Широкомасштабный социальный эксперимент в области управления провел в 1800–1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, управляющий текстильных фабрик. Его эксперимент сводился к улучшению условий труда, быта и отдыха рабочих, предоставлении им жилья, сети магазинов с товарами первой необходимости по доступным ценам с целью повышения про­изводительности труда. Своими экспериментами Оуэн заложил научную основу, получившую в дальнейшем название социаль­ного партнерства.

Важный шаг в развитии теории и практики организации управления был сделан изобретателем, профессором математики первой вычислительной машины Чарльзом Беббиджем. Он сформулировал концепцию разделения умственного и физичес­кого труда, разработал методику изучения затрат рабочего вре­мени на различных операциях.

III период – период систематизации (1856–1960). Ста­новление и развитие современной концепции организации и менеджмента связано с углублением индустриализации про­изводственного процесса. На первом этапе этого процесса (примерно 1850–1950 гг.) главной задачей промышленности было получение прибыли, руководство осуществлялось выс­шими управляющими и предпринимателями. На втором эта­пе (1951–1960 гг.) достигнута стадия товарного накопления. Определенные полномочия владельцы средств производства стали передавать высококвалифицированным наемным служа­щим – менеджерам. В это время управление постепенно вы­деляется в самостоятельную область деятельности, способную принести успех организации. Сложились теории моделей орга­низаций, вокруг которых появились новые систематизиро­ванные направления исследований. Получили развитие три четко различные школы управленческой теории: школа на­учного менеджмента, школа человеческих отношений, школа наук управления. Развитие этих школ свидетельствует об эво­люционном характере формирования управленческой мысли.

IV период – информационный период (1960 г. – по настоящее время). Взаимосвязь и переплетение производ­ственной, финансовой, маркетинговой, социальной и других видов деятельности, интенсификация внутренних и внешних отношений организации привело к формированию системного подхода при принятии управленческих решений в различных областях.

Суть системного подхода состоит в том, что любая органи­зация есть система, каждый из элементов которой, хотя и имеет специфические особенности, но при этом теснейшим образом связан с другими элементами с такими, как структура, люди, задачи, технология, ресурсы. Каждое управленческое решение имеет последствия для всей системы, но решение в одной области не должно создавать проблему для других.

В рамках системного подхода совершенствовались количест­венные методы управления на основе общей теории систем исследования операций и широкого распространения кибер­нетики. Их представители рассматривали управление как ло­гический процесс, который с помощью математического модели­рования мог найти оптимальное решение стоящих перед орга­низацией задач.

В этот период получил распространение в практике ситуа­ционный подход в управлении организацией. Суть ситуацион­ного подхода состоит в том, что использование различных методов управления определяется возникшей ситуацией как внутри организации, так и в окружающей среде. Считается, что самым приемлемым методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует оптимальному решению возникшей ситуации.

Таким образом, условия и предпосылки возникновения и развития менеджмента показывают зависимость его от исто­рического этапа развития производительных сил общества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.008 с.)