Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод курса «Менеджмент».↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и метод курса «Менеджмент». Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективной деятельности. Предметом курса является большое число явлений, связанных с управленческой деятельностью; изучение управления производства с целью повышения его прибыльности и эффективности, изучение параметров, показателей и количественных зависимостей, определяющих оптимальное сочетание производственных процессов и путей их бесперебойного протекания в условиях конкретного предприятия. Изучение курса осуществляется методом исторического и диалектического материализма. Он рассматривает все процессы производства на предприятии в их зависимости и взаимодействии с задачами производства и условиями работы промышленности в целом. Методы: 1. Комплексный (связи и взаимосвязи всего) 2. Структурный (разбиение на части сложного явления) 3. Ситуационный (влияние внешней среды) 4. Социологические (анкетирование, анализ, беседы) 5. Системные (наблюдение, эмпирический метод) Задачей курса является изучение принципов, методов, законов, закономерностей форм управление предприятием и организацией производства.
2.Условия и предпосылки возникновения менеджмента. История развития науки начинается с 1-ой половины 18 в. когда английский предприниматель Р. Аркрайт создал «Фабричный кодекс», который явился первым теоретически документом для регулирования общественного труда на предприятии и просуществовал более 100 лет. В нем устанавливалась система штрафов за нарушение трудовой дисциплины. В 19 в. американский инженер Ф.У.Тейлор разработал принципы научной организации труда (2 книги). 1) Управление фабрикой – 1903 г. 2) Принципы научного управления – 1911 г. Основные принципы Тейлора - замена традиционных методов и приемов выполнения работы на приемы и методы, основанные на опыте и нормировании труда; - отбор рабочих и обучение; - введение дифференцированной заработной платы; - отделение подготовки от исполнения (основной работы). Внесли свой вклад в развитие науки и управлении производством Френк и Лилиян Гилбред, Генри Гантт, Г.Эмерсон, Г.Форд старший, Анри Файоль, Элтон Мэйо. Лилиян Гилбред – 1- ый психолог в США. Они использовали кинокамеру и хронометр для нормирования операций. Г.Гант рассматривал производственный процесс в целом и вывел графики планирования и контроля. Г.Эмерсон – 12 принципов производительности - 1911 г. Изложил систему научной организации и управления трудом. Ввел понятие эффективности, как максимально выгодное соотношение затрат и результата. А.Файоль выделил 14 принципов управления, т.к. разделение труда, порядок, корпоративный дух, единоначалие, вознаграждение. Г.Форд – в 1913 изобрел конвейер, который позволил развить массовое производство. 48- часовая рабочая не де ля и за работная плата увеличилась в 1.5 раза, развита механизация и автоматизация. Э.Мэйо в результате своих исследований определил повышение производительности руда за счет социологических и психологических факторов. Заметный вклад в н если К. Одомецкий, создатель теории построения производственных процессов во времени, разработавший графики движения деталей по операциям. А.В. Кантарович, С.П.Митрофанов Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества чаще всего является отсутствие должного управления. Менеджмент существовал там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической – вызываемой необходимостью установления и поддержания необходимого порядка; экономической – необходимостью в изыскании, производстве и распределении ресурсов; оборонительной – вызываемой защитой от угрозы внешних врагов и зверей. Вопрос о природе и принципах надежного и эффективного управления по достижении общих целей в ходе совместной жизнедеятельности людей был заложен еще в античности. Даже тогда в группах нужны были лидеры, которые бы координировали и направляли деятельность людей во время охоты, строительства жилья и т. д. Достижения крупных организаций в древности, например в Римской империи, свидетельствуют о том, что в этих государствах была создана достаточно развитая система управления. Следовательно, совершенствование производительных сил общества на этапах своего становления приводит к развитию подходов к управлению и выделению школ менеджмента. Появление школы научного управления связано с теоретическими разработками и практическими рекомендациями Фредерика Уинслоу Тейлора (1856–1915 гг.). Исследователи считают, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора – всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: «Тейлоризм – это скала, на которой мы воздеваем нашу дисциплину». Солидный вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868–1924) и Лилиан Гилбрет (1878–1972), которые упорно искали оптимальные способы увеличения объема выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство. Они изучали трудовые движения работников, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражем, что позволило им разработать карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Л. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии. Все ее научные исследования имели практическое применение, широко использовались на многих предприятиях, на некоторых из них были открыты школы по работе с персоналом. Концепция научного управления стала предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой сферы начали применять научное управление не только в США, но и в других странах. В СССР (странах СНГ) идеи научного управления развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гостев, О. А. Ерманский и многие другие ученые и практики. Основые положения Фордизма. Г. Форд, основатель американского автомобилестроения, был и одним из создателей «философии практики» ХХ века, разработал теорию, получившую название «фордизм». Основные положения которой он изложил в трудах «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра», которые сводились к замене ручного труда машинным, высокооплачиваемому труду, жестким требованиям к организации труда и производства, таких как оперативное внедрение научно-технических новшеств, чистота, гигиеничность, уют, учет психофизиологических характеристик работников при выдаче операций и др.
Различают: · бизнес венчурный (рисковый) как форму осуществления предпринимат деятельности, связанную с реализацией рисковых проектов, рисковых инвестиций, главным образом в коммерциализации результатов научных исследований в высокотехнологических областях; · бизнес взаимный – операции, которые одна компания поручает провести другой в обмен на аналогичное поручение; · бизнес мелкий – предпринимательская деятельность мелких фирм, включающая индивидуальное предпринимательство и мельчайшие фирмы; · бизнес международный – предпринимательская деятельность, связанная с использованием капитала в различных формах и преимущественно повышенной деловой активности в рамках международной экономической сферы. Предпринимательство – представляет инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель – это, как правило, творческий, изобретательный и энергичный человек, способный понять структуру потребностей и принять меры по их удовлетворению. Термин “ менеджер” в рыночной экономике широко распространен и употребляется применительно к руководителям предприятия, его структурным подразделениям. Менеджер – это профессионально подготовленный управляющий, занимает определенную вакансию в штатном расписании организации, выполняет управленческие функции, в рамках делегированных ему полномочий, может распоряжаться ресурсами организации, принимает и реализует управленческие решения, управляет работниками. В процессе управления менеджер выступает как организатор, администратор, специалист, инноватор, дипломат, предприниматель и воспитатель. Маркетинг – в общем значении это работа с рынком ради осуществления обменов с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей. Основу маркетинга составляют разработка товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация распределения, у становление цен, развертывание службы сервиса.
17,18.Сущность и содержание успешного менедж. Взаимосвязь и различие результативности и эффективности менедж. Для того чтобы оставаться сильными и чтобы выжить в современных условиях, многим ассоциациям, предприятиям приходится менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям экономики, зачастую в глобальном масштабе. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной. В теоретических положениях менеджмента эти понятия до сих пор остаются дискуссионными, несмотря на их все более активное использование в системе управления. По словам популярного исследователя Питера Дракера, результативность является следствием того, что делаются нужные правильные вещи. Эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи. И первое, и второе одинаково важно. Взаимосвязь результативности и эффективности социально - экономической системы с результативностью и эффективностью менеджмента формируется на основе управленческого воздействия и взаимодействия. Управляющее воздействие, как завершающая часть процесса управления, осуществляется в форме управленческого решения. Именно при реализации принимаемых решений процесс управления сливается с непосредственно производственным процессом. Управленческий аппарат, используемая информация и интеллектуальная техника выступают в качестве ресурсов в создании натурально - вещественного продукта. Ресурсы, потребляемые в данном трудовом процессе и осуществляемые в продукте труда, являются совокупными затратами живого и овеществленного труда – затратами на управление. В процессе осуществления трудовой деятельности происходит взаимодействие между управляемой и управляющей частями системы, между их элементами внутренней и внешней среды, которая преобразует эту деятельность и приводит к результатам, адекватным качеств а и эффективности управления. При этом конечные результаты могут быть сопоставлены с целью менеджмента. Разница в уровне достижения цели с конечными достигнутыми показателями, будет характеризовать результат материального производства. Таким образом, результативность менеджмента будет характеризоваться способностью системы управления обеспечить достижения конечных результатов, адекватных поставленной цели. Эффективность возникает тогда, когда использование ресурсов дает наилучший результат. Таким образом, эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта в сопоставлении с используемыми ресурсами. Кроме того, определяются наиболее значимые средства воздействия, принимаемые менеджерами в процессах достижения цели. Среди таких средств следует отметить понятие всеми сотрудниками цели, ясные принципы организационной структуры, высокая заинтересованность персон ала, практическая изобретательность, честное вознаграждение, адекватный контроль, квалификационное обучение. Основные формы власти. В процессе управления власть может проявляться по- разному, исходя из факторов и особенностей деятельности управления. Основными формами власти являются: 1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который воспрепятствует удовлетворению какой- либо насущной потребности, или причинит какие- то другие неприятности. Поэтому многие руководители пользуются влиянием через страх, угрожая различного рода санкциями: увольнение, лишение премии, понижение в должности и др. Практика показывает, что обращение к страху может быть эффективным методом воздействия, если предполагаются конкретные меры, позволяющие понять, как подчиненным избежать неприятностей. Поэтому многие менеджеры воздействуют на объекты не в форме страха, а используют вознаграждение. 2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить потребность или доставить удовольствие. Поскольку власть, основанная на вознаграждении, имеет определенные ограничения, поэтому менеджер должен использовать и другие способы влияния 3. Власть, основанная на традиции. Сводится к созданию совокупности традиций, привычек и ожиданий выполнения определенной работы, которые ведут к некоторому автоматизму действий и нарушение которых вызывает отрицательные эмоции. 4. Эталонная власть (власть примера). Характеристика или поведение влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Власть примера часто называют харизматическим влиянием. Харизма – это власть, построенная только на силе личных качеств или способностей влияющего. 5. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. 6. Власть посредством убеждения сводится к подчинению своим убеждениям в необходимости выполнения предписываемого требования. Она делает ненужным высший контроль и стимулирование, поскольку подчиненный понимает, что поступать так, как то предписывает руководитель или требуют обстоятельства, наиболее целесообразно. Самая слабая сторона убеждения – это медленное воздействие и неопределенность, одноразово е действие. Из всего многообразия форм власти менеджер должен умело использовать воздействия в зависимости от возникшей ситуации.
26.Сущность управленческих полномочий. Каждая организация, подразделение или отдельная должность, входящие в состав структуры управления, обладают определенными видами работ. Люди, выполняющие их, становятся носителями необходимых для этого управленческих полномочий. Полномочия представляю т собой организационно закрепленное за должностным лицом, или коллективом ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации. В современных условиях ни один менеджер не в состоянии единолично руководить и решать множество ежедневно возникающих задач. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и подразделениями, эффективность управления будет потеряна. Передача полномочий является основным процессом, посредством которых управленцы устанавливают формальные взаимоотношения работников в коллективе. В практике хозяйствования распределение полномочий в организации основывается на единоначалии, при котором сохраняется за руководством вся полнота власти, и делегированием полномочий, т. е. передачу задач и прав лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. При этом важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, но ответственность, как обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение, не может быть делегирована. Основными факторами, определяющими масштабы распределения полномочий по уровням управления, являются – сложность, важность и разнообразие решаемых задач. Чем больший объем решаемых задач, тем значительнее должны быть полномочия соответствующего уровня. На объем полномочий действует уровень специализации труда и ритмичность производственных процессов. Во многом пределы полномочий определяются развитой системой коммутации, личными особенностями руководителей, морально - психологическим климатом в коллективе, сочетанием стратегии и тактики управления. Внутри организации пределы полномочий определяются правилами, должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, но отдельные полномочия могут передаваться и в устной форме. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия, даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач. Хотя полномочия и власть взаимосвязаны, однако они имеют и принципиальные различия. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого, власть представляет реальную способность действовать или возможность влиять на возникшую ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия, определяют, что лицо, занимающее какую - то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Делегирование полномочий в организации требует координации деятельности отдельных звеньев управления, как направляющих действий в одно русло и обеспечивающих достижения единства целей. При делегировании полномочий в управленческом процессе должна соблюдаться координация вышестоящего звена управления и субординация низших звеньев, в основу которых положен принцип служебного подчинения низшего звена высшему. При этом используются линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах, на базе которых формируются схемы управления. Линейные полномочия передаются руководителем вышестоящего звена к нижележащему и далее по цепочке к другим подчиненным. Такие полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, наделенный полномочиями, имеет право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими, в пределах действующего законодательства и предписаний организации.
Основые положения Фордизма. Основные формы власти. 26.Сущность управленческих полномочий. Требования и эффективность достижения целей. 31. Сущность и содержание управления по целям. Предмет и метод курса «Менеджмент». Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективной деятельности. Предметом курса является большое число явлений, связанных с управленческой деятельностью; изучение управления производства с целью повышения его прибыльности и эффективности, изучение параметров, показателей и количественных зависимостей, определяющих оптимальное сочетание производственных процессов и путей их бесперебойного протекания в условиях конкретного предприятия. Изучение курса осуществляется методом исторического и диалектического материализма. Он рассматривает все процессы производства на предприятии в их зависимости и взаимодействии с задачами производства и условиями работы промышленности в целом. Методы: 1. Комплексный (связи и взаимосвязи всего) 2. Структурный (разбиение на части сложного явления) 3. Ситуационный (влияние внешней среды) 4. Социологические (анкетирование, анализ, беседы) 5. Системные (наблюдение, эмпирический метод) Задачей курса является изучение принципов, методов, законов, закономерностей форм управление предприятием и организацией производства.
2.Условия и предпосылки возникновения менеджмента. История развития науки начинается с 1-ой половины 18 в. когда английский предприниматель Р. Аркрайт создал «Фабричный кодекс», который явился первым теоретически документом для регулирования общественного труда на предприятии и просуществовал более 100 лет. В нем устанавливалась система штрафов за нарушение трудовой дисциплины. В 19 в. американский инженер Ф.У.Тейлор разработал принципы научной организации труда (2 книги). 1) Управление фабрикой – 1903 г. 2) Принципы научного управления – 1911 г. Основные принципы Тейлора - замена традиционных методов и приемов выполнения работы на приемы и методы, основанные на опыте и нормировании труда; - отбор рабочих и обучение; - введение дифференцированной заработной платы; - отделение подготовки от исполнения (основной работы). Внесли свой вклад в развитие науки и управлении производством Френк и Лилиян Гилбред, Генри Гантт, Г.Эмерсон, Г.Форд старший, Анри Файоль, Элтон Мэйо. Лилиян Гилбред – 1- ый психолог в США. Они использовали кинокамеру и хронометр для нормирования операций. Г.Гант рассматривал производственный процесс в целом и вывел графики планирования и контроля. Г.Эмерсон – 12 принципов производительности - 1911 г. Изложил систему научной организации и управления трудом. Ввел понятие эффективности, как максимально выгодное соотношение затрат и результата. А.Файоль выделил 14 принципов управления, т.к. разделение труда, порядок, корпоративный дух, единоначалие, вознаграждение. Г.Форд – в 1913 изобрел конвейер, который позволил развить массовое производство. 48- часовая рабочая не де ля и за работная плата увеличилась в 1.5 раза, развита механизация и автоматизация. Э.Мэйо в результате своих исследований определил повышение производительности руда за счет социологических и психологических факторов. Заметный вклад в н если К. Одомецкий, создатель теории построения производственных процессов во времени, разработавший графики движения деталей по операциям. А.В. Кантарович, С.П.Митрофанов Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества чаще всего является отсутствие должного управления. Менеджмент существовал там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: политической – вызываемой необходимостью установления и поддержания необходимого порядка; экономической – необходимостью в изыскании, производстве и распределении ресурсов; оборонительной – вызываемой защитой от угрозы внешних врагов и зверей. Вопрос о природе и принципах надежного и эффективного управления по достижении общих целей в ходе совместной жизнедеятельности людей был заложен еще в античности. Даже тогда в группах нужны были лидеры, которые бы координировали и направляли деятельность людей во время охоты, строительства жилья и т. д. Достижения крупных организаций в древности, например в Римской империи, свидетельствуют о том, что в этих государствах была создана достаточно развитая система управления. Следовательно, совершенствование производительных сил общества на этапах своего становления приводит к развитию подходов к управлению и выделению школ менеджмента. Появление школы научного управления связано с теоретическими разработками и практическими рекомендациями Фредерика Уинслоу Тейлора (1856–1915 гг.). Исследователи считают, что как теория А. Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора – всему последующему менеджменту. П. Друкер писал: «Тейлоризм – это скала, на которой мы воздеваем нашу дисциплину». Солидный вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868–1924) и Лилиан Гилбрет (1878–1972), которые упорно искали оптимальные способы увеличения объема выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство. Они изучали трудовые движения работников, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражем, что позволило им разработать карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Л. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии. Все ее научные исследования имели практическое применение, широко использовались на многих предприятиях, на некоторых из них были открыты школы по работе с персоналом. Концепция научного управления стала предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой сферы начали применять научное управление не только в США, но и в других странах. В СССР (странах СНГ) идеи научного управления развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гостев, О. А. Ерманский и многие другие ученые и практики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.014 с.) |