Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В поисках истинного возраста Вселенной и теории всего

Поиск

Джон Гриббин

 


[1] Вернер Гейзенберг (1901–1976) – немецкий физик‑теоретик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике (1932). Заложил основы матричной механики и сформулировал соотношение неопределенностей. Активно участвовал в развитии квантовой электродинамики и квантовой теории поля, в последние десятилетия жизни пытался создать единую теорию поля. Прим. перев.

 

[2] Карлос Кастанеда (1925–1998) – американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель‑эзотерик и мистик, автор 12 томов книг‑бестселлеров, посвященных изложению шаманского учения индейца из племени яки дона Хуана. Прим. перев.

 

[3]  Oppenheimer J. R. Science and the Common Understanding. London: Oxford University Press, 1954. Pp. 8–9.

 

[4]  Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд‑во иностранной литературы, 1961.

 

[5]  Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

 

[6] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.

 

[7] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.

 

[8]  Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

 

[9] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[10] Альфред Корзыбский (Коржибски; 1879–1950) – польско‑американский ученый, основатель дисциплины под названием «Общая семантика» и Института общей семантики (1938). Прим. ред.

 

[11] Катха‑Упанишада / http://scriptures.ru/katha.htm.

 

[12] Катха‑Упанишада / http://scriptures.ru/katha.htm.

 

[13] «Дао дэ цзин» – основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Прим. перев.

 

[14] Цит. по: Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. P. 85.

 

[15]  Джемс У. Многообразие религиозного опыта [Фрагменты]. М.: Канон+, 1998.

 

[16]  Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001.

 

[17] Дайсэцу Судзуки (1870–1966) – известный японский буддолог, философ, психолог, один из ведущих популяризаторов дзен‑буддизма. Профессор философии Университета Отани в Киото. Член Японской академии наук и Теософского общества Адьяр. Прим. перев.

 

[18]  Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.

 

[19] Джозеф Нидэм (1900–1995) – британский ученый‑биохимик и эмбриолог, синолог, известный исследованиями традиционной китайской цивилизации и её науки. Профессор и почетный член множества университетов мира, почетный советник ЮНЕСКО, иностранный член Академии наук Китая. Прим. перев.

 

[20]  Needham J., Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002, vol. II, p. 33.

 

[21]  Миура И., Сасаки Р. Ф. Коаны дзен. СПб.: Наука, 2006.

 

[22]  Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.

 

[23]  Кастанеда К. Отдельная реальность. М.: София, 2006.

 

[24]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[25]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972, глава 48.

 

[26] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[27]  Kapleau P. Three Pillars of Zen. Boston: Beacon Press, 1967. Pp. 53–54.

 

[28] Ананда Кентиш Кумарасвами (1877–1947) – английский эзотерик, метафизик, специалист по индийской философии и искусству. Один из основателей, наряду с Рене Геноном (1886–1951) и Фритьофом Шуоном (1907–1998), направления традиционализма в современной мысли. Прим. перев.

 

[29]  Кумарасвами А., Нобель М. Мифы буддизма и индуизма. М.: Центрполиграф, 2010.

 

[30]  Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.

 

[31]  Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.

 

[32]  Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

 

[33]  Suzuki D. T. On Indian Mahayana Buddhism / E. Conze, ed. New York: Harper & Row, 1968. P. 239.

 

[34]  Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

 

[35] Кальпа – единица измерения времени в индуизме, равная 4,32 млрд лет. Прим. перев.

 

[36] См. Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.

 

[37] Коан (ко: ан, японская калька кит. 公案, гунъань) – короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплеки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию. Коан – явление, специфическое для дзен‑буддизма (особенно для школы Риндзай). Прим. перев.

 

[38]  Kapleau P. Three Pillars of Zen. Boston: Beacon Press, 1967. P. 135.

 

[39]  Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

 

[40]  Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.

 

[41]  Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

 

[42]  Schilpp P. A., ed. Albert Einstein: Philosopher‑Scientist. Evanston, Illinois: The Library of Living Philosophers, 1949. P. 45.

 

[43] Шри Ауробиндо (1872–1950) – индийский философ, поэт, революционер и организатор национально‑освободительного движения Индии, йогин, гуру и основоположник интегральной йоги. Прим. перев.

 

[44]  Бор Н. Теория атома и принципы описания природы // Бор Н. Избранные научные труды в 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1971.

 

[45]  Ауробиндо Ш. Основы йоги. Пенза: Алмазное сердце, 2007.

 

[46] Цит. по: Capek M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics. Princeton, New Jersey: D. Van Nostrand, 1961. P. 7.

 

[47]  Capek M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics. Princeton, New Jersey: D. Van Nostrand, 1961. с. 36.

 

[48]  M. P. Crosland, ed. The Science of Matter. Harmondsworth: History of Science Readings, Penguin Books, 1971. P. 76.

 

[49] Цит. по: Capek, с. 122.

 

[50] Цит. по: Jeans J. The Growth of Physical Science. London: Cambridge University Press, 1951. P. 237.

 

[51] На момент написания книги (1974 г.; второе издание – 1982 г.). Теперь эта теория получила множество подтверждений, последним из которых было обнаружение в 2016 г. гравитационных волн. Прим. науч. ред.

 

[52] Макс фон Лауэ (1879–1960) – немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1914 г.) за открытие дифракции рентгеновских лучей на кристаллах; Эрнест Резерфорд (1871–1937) – британский физик, лауреат Нобелевской премии по химии (1908 г.), «отец ядерной физики». Прим. ред.

 

[53] Здесь используется допущение: в строгом смысле нельзя говорить о скорости вращения электрона вокруг ядра, как и о самом таком вращении. Прим. науч. ред.

 

[54] Вращение электрона не следует понимать в классическом механистическом смысле: оно определяется формой электронной волны в понятиях вероятности существования частицы в определенных точках орбиты.

 

[55] Tables of Particle Properties / Particle Data Group // Physics Letters. 1974. Vol. 50 B. № 1.

 

[56] На сегодняшний день известно более 350 таких частиц. Прим. науч. ред.

 

[57] Мундака упанишада // Упанишады в 3 книгах. М.: Наука, Ладомир, 1991.

 

[58] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

 

[59] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

 

[60] Майтри упанишада // Упанишады в 3 книгах. М.: Наука, Ладомир, 1991.

 

[61] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.

 

[62] Чхандогья‑упанишада. М.: Наука, 1992.

 

[63] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

 

[64] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

 

[65] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.

 

[66] Дерево Бодхи в буддизме – легендарное дерево в роще Урувелла, медитируя под которым Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Возможно, в этом предании упоминается реальное дерево вида Ficus religiosa (фикус священный). Прим. перев.

 

[67] Дхаммапада / Пер. с пали, введ. и комм. В. Н. Топорова; отв. ред. Ю. Н. Рерих. М.: Изд‑во восточной литературы, 1960.

 

[68] Палийский канон. Дигха Никая / Пер. А. Я. Сырникова. 1974 // http://dhamma.ru/canon/dn/digha.htm.

 

[69] S uzuki D. T. On Indian Mahayana Buddhism / Edward Conze, ed. New York: Harper & Row, 1966. P. 122.

 

[70]  Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.

 

[71] Чжуан‑цзы, также Чжуан Чжоу – китайский философ предположительно IV в. до н. э., эпохи Сражающихся царств, входящий в число ученых Ста Школ. Согласно биографии, Чжуан‑цзы жил в 369–286 гг. до н. э. Прим. перев.

 

[72] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[73]  J. Needham. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. Р. 35.

 

[74] Фэн Ю‑Лань (1895–1990) – китайский философ, историк китайской философии. В 1918 г. закончил Пекинский университет, далее учился в США (Колумбийский университет), где в 1924 г. получил докторскую степень. По возвращении в Китай занимался преподаванием, в том числе в Пекинском университете. В своих работах пытался соединить традицию китайской мысли (конфуцианство, даосизм, буддизм) с западной философией. Прим. перев.

 

[75]  Фэн Ю‑Лань. Краткая история китайской философии. М.: Евразия, 1998.

 

[76] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[77] Цит. по Needham, vol. II, p. 51.

 

[78]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[79]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[80] Ванг Чунг, 80 г. н. э. // Needham, vol. IV, p. 7.

 

[81]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[82] Куэй Ку Цзы, IV в. до н. э. // Needham, vol. IV, p. 6.

 

[83] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[84]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[85]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[86]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[87] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[88] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[89] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[90] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[91] Не совсем корректное утверждение. Вспомним диалектику – единство и борьбу противоположностей. Прим. науч. ред.

 

[92] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

 

[93] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[94]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[95]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[96] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[97]  Kirk G. S. Heraclitus – The Cosmic fragments. London: Cambridge University Press, 1970. P. 307.

 

[98]  Kirk G. S. Heraclitus – The Cosmic fragments. London: Cambridge University Press, 1970, с. 105, 184.

 

[99]  Kirk G. S. Heraclitus – The Cosmic fragments. London: Cambridge University Press, 1970, с. 149.

 

[100]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972

 

[101] Цит. по: Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. Р. 88.

 

[102]  Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II, с. 68–69.

 

[103]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[104]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[105] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[106] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[107]  Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.

 

[108] См.: Reps P. Zen Flesh, Zen Bones. New York: Anchor Books, 1957. P. 96.

 

[109] Тянь‑хоу Мацзу – покровительница мореходов в поздней китайской мифологии, восседающая на волнах, облаках или троне. Культ ее возник в X–XI вв. н. э. в провинции Фуцзянь. Прим. ред.

 

[110] См.: Suzuki D. T. Zen and Japanese Culture. New York: Bollingen Series, 1959. P. 16.

 

[111] См.: Kapleau P. Three Pillars of Zen. Boston: Beacon Press, 1967. P. 49.

 

[112] Цит. по: Уотс, Путь дзен.

 

[113] Издана на русском языке: Херригель О. Дзен в искусстве стрельбы из лука. СПб.: Амфора, 2005.

 

[114] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.

 

[115] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.

 

[116] Я постарался выбросить всю математику и максимально упростить анализ, но рассуждения могут показаться слишком сухими и техническими. Возможно, к этому лучше подходить как к «йогическому» упражнению, которое, как многие упражнения, использующиеся восточными традициями, не похоже на развлечение, но приводит к глубокому блистательному прозрению.

 

[117]  Stapp H. P. 5‑Matrix Interpretation of Quantum Theory // Physical Review. 1971. March 15. Vol. 3. Pp. 1303–1320.

 

[118] Другие аспекты квантовой теории будут рассмотрены в следующих главах книги.

 

[119]  Stapp H. P. 5‑Matrix Interpretation of Quantum Theory // Physical Review. 1971. March 15. Vol. 3. с. 1303.

 

[120] В послесловии мы более подробно поговорим об этой квантовой взаимосвязанности в терминах «нелокальных» соединений, постулированных теоремой Белла.

 

[121]  Bohr N. Atomic Physics and the Description of Nature. London: Cambridge University Press, 1934. P. 57

 

[122]  Bohm D., Hiley B. On the Intuitive Understanding of Nonlocality as Implied by Quantum Theory // Foundations of Physics. 1975. Vol. 5. P. 193.

 

[123]  Ауробиндо Ш. Синтез йоги. М.: Академический проект, 2010.

 

[124]  Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. London: Allen & Unwin, 1955. P. 138.

 

[125]  Stapp, p. 1310.

 

[126]  Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

 

[127] Мундака упанишада // Упанишады в 3 книгах. М.: Наука, Ладомир, 1991.

 

[128]  Гейзенберг, Физика и философия.

 

[129]  Гейзенберг, Физика и философия.

 

[130] Джон Уилер (1911–2008) – американский физик‑теоретик, член Национальной академии наук США. Президент Американского физического общества в 1966 г. Окончил Университет Джонса Хопкинса. Прим. перев.

 

[131]  J. Mehra, ed. The Physicist’s Conception of Nature. Dordrecht, Holland: D. Reidel, 1973. P. 244.

 

[132] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.

 

[133] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[134] Лама Анагарика Говинда (Эрнст Хофман, 1898–1985) – выдающийся буддийский подвижник, знаток палийской литературы, неутомимый путешественник. Организовал несколько буддийских институтов, призванных содействовать «западному» буддизму в обретении своего лица. Прим. перев.

 

[135]  Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

 

[136]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[137]  Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.

 

[138] Цит. по Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.

 

[139]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[140] Пещеры Элефанта расположены в центральной части острова Гхарапури (Элефанта), в Аравийском море вблизи индийского города Мумбаи. «Город Пещер» содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу Шивы. В 1987 г. пещерные храмы на острове Элефанта вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Прим. перев.

 

[141]  Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

 

[142]  Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М.: Атомиздат, 1977.

 

[143]  Oppenheimer J. R. Science and the Common Understanding. London: Oxford University Press, 1954. Pp. 42–43.

 

[144] Иша Упанишада // Упанишады в 3 книгах. Кн. 2‑я. / Пер. предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М.: Наука, Ладомир, 1991.

 

[145] Цит. по: Уотс, Путь дзен.

 

[146]  Lama Anagarika Govinda. Logic and Symbol in the Mute‑Dimensional Conception of the Universe // The Middle Way. 1962. February. Vol. 36. P. 152.

 

[147] На самом деле каждое колебание – только «моментальная фотография» повторяющихся колебаний, в ходе которых любая точка достигает вершины гребня через определенные периоды времени.

 

[148] Здесь для простоты мы рассматриваем только одно пространственное измерение: положение частицы на прямой. Вероятностные паттерны (см. рис. 17) – изображение двухмерных, более сложных сжатых волн.

 

[149]  Schlip P.A., ed. Albert Einstein; Philosopher‑Scientist. Evanston, Illinois: The library of Living Philosophers, 1949. P. 250.

 

[150]  Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. London: Allen & Unwin, 1955. P. 198.

 

[151]  Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. III. P. 458.

 

[152] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997

 

[153] Чтобы прийти к этому результату, важно учесть, что скорость света одинакова для всех наблюдателей.

 

[154] В последнем случае наблюдатель в лаборатории неподвижен, но наблюдаемые им явления порождаются частицами, движущимися с различными скоростями. Результат тот же. Относительное движение наблюдателя по отношению к объекту. Не важно, что движется относительно лаборатории: наблюдатель или объект.

 

[155] Мендель Сакс (1927–2012) – американский физик‑теоретик, почетный профессор физики Нью‑Йорского университета. Известен своим вкладом в доработку общей теории относительности Эйнштейна. Прим. перев.

 

[156]  Sachs M. Space Time and Elementary Interactions in Relativity // Physics Today. 1969. February. Vol. 22. P. 53.

 

[157] Герман Минковский (1864–1909) – немецкий математик, разработавший геометрическую теорию чисел и геометрическую четырехмерную модель теории относительности. Прим. перев.

 

[158]  Einstein A. et al. The Principle of Relativity. New York: Dover Publications. P. 75.

 

[159] Стоит упомянуть одну техническую деталь. Когда мы говорим о продолжительности существования определенного вида субатомных частиц, мы всегда имеем в виду среднюю величину. В силу статистической природы субатомной физики мы не можем говорить об отдельной частице.

 

[160]  Ауробиндо Ш. Синтез йоги. М.: Академический проект, 2010.

 

[161] Д. Т. Судзуки, предисловие к книге: Suzuki B. L. Mahayana Buddhism. London: Allen & Unwin, 1959. P. 33.

 

[162] Примеры взяты из книги: Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М.: Мир, 1965.

 

[163] Горизонт событий – воображаемая граница в пространстве‑времени, разделяющая события (точки пространства‑времени), которые можно соединить с событиями на светоподобной (изотропной) бесконечности светоподобными геодезическими линиями (траекториями световых лучей), и те события, которые так соединить нельзя. Прим. перев.

 

[164] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.

 

[165] Цит. по: Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.

 

[166]  Suzuki D. T. On Indian Mahayana Buddhism / Edward Corse, ed. New York: Harper & Row, 1968. Pp. 148–149.

 

[167] Точнее, одному из его измерений: двумя остальными приходится пренебречь, чтобы изобразить график на плоскости.

 

[168] Прерывистые линии всегда обозначают движение фотона, независимо от направления его перемещения во времени, так как античастицей для фотона является он сам.

 

[169] Экспериментальные данные 1970‑х позволяют предположить, что это положение, видимо, не может быть применено к специфическому процессу, носящему название сверхслабого взаимодействия. Все остальные виды взаимодействия частиц принципиально симметричны во временном отношении.

 

[170] Луи де Бройль (1892–1987) – французский физик‑теоретик, один из основоположников квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике за 1929 г., член Французской академии наук. Прим. перев.

 

[171] См. Schilpp, p. 114.

 

[172]  Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

 

[173]  Kennett J. Setting Water by the River. New York: Vintage Books, 1972. P. 140.

 

[174]  Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

 

[175] Свами Вивекананда (1863–1902) – индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны и Миссии Рамакришны. Прим. перев.

 

[176]  Vivekananda S. Jnana Yoga. Calcutta, India: Advaita Ashram, 1972. P. 109.

 

[177]  Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.

 

[178]  Кастанеда К. Отдельная реальность. М.: София, 2006.

 

[179] Сарвепалли Радхакришнан (1888–1975) – индийский философ, общественный и государственный деятель, президент Индии (1962–1967). Почетный член Британской академии. Прим. перев.

 

[180]  Radhaksuhnan S. Indian Philosophy. London: Allen & Unwin, 1951.

 

[181] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.

 

[182] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

 

[183] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

 

[184]  Radhakrishnan, p. 367.

 

[185] Ts’af‑ken t’an: Leggett T. A First Zen Reader. Rutland, Vermont: C. E. Tuttle, 1972. P. 229; Ross N. W. Three Ways of Asian Wisdom. New York: Simon & Schuster, 1966. P. 144.

 

[186] Здесь нет противоречия со специальной теорией относительности, согласно которой ничто не может двигаться быстрее скорости света: такая скорость достигается не за счет движения объектов в пространстве, а за счет расширения пространства. Прим. науч. ред.

 

[187] Закон Хаббла (закон всеобщего разбегания галактик) позволяет примерно оценить время расширения Вселенной (Хаббловский возраст Вселенной). В научной литературе формулируется по‑разному. Классическая формула выглядит так: v = H0r, где v – скорость галактики, r – расстояние до нее, а H0 – коэффициент пропорциональности (постоянная Хаббла). Прим. науч. ред.

 

[188] По последним данным, возраст Вселенной оценивается в 13,8 млрд лет. Прим. науч. ред.

 

[189]  Lovell A. C. B. The Individual and the Universe. London: Oxford University Press, 1958. P. 93.

 

[190] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

 

[191] Палийский канон. Дигха Никая / Пер. А. Я. Сырникова. 1974 // http://dhamma.ru/canon/dn/digha.htm.

 

[192]  Судзуки, Основы дзен‑буддизма.

 

[193]  Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. Р. 478.

 

[194]  Hoyle F. Frontiers of Astronomy. London: Heinemann, 1970. P. 304.

 

[195] Цит. по: Capek M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics. Princeton, New Jersey: D. Van Nostrand, 1961. P. 319.

 

[196] Чхандогья Упанишада / Пер. А. Я. Сыркина. М., 1992 // http://scriptures.ru/chhandog.htm.

 

[197] Kuan‑tzu, trans. W. A. Rickett. Hong Kong University Press, 1965. XIII, 36: большой социально‑политический труд, традиционно приписываемый выдающемуся государственному деятелю Гуан Чуну, жившему в VII в. до н. э. Но скорее всего составной текст, созданный в районе III в. до н. э. и отразивший учения различных философских школ.

 

[198] Чхандогья Упанишада.

 

[199]  Weyl H. Philosophy of Mathematics and Natural Science. Princeton University Press, 1949. P. 171.

 

[200] Цит. по: Фэн Ю‑Лань. Краткая история китайской философии. М.: Евразия, 1998. С. 300.

 

[201]  Фэн Ю‑Лань. Краткая история китайской философии. М.: Евразия, 1998. с. 311.

 

[202]  Thirring W. Urbausteine der Materiel Almanach der Ostererreichischen Akademie der Wissenxhaken. 1968. Vol. 118. P. 160.

 

[203]  Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. IV. Pp. 8–9.

 

[204]  Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

 

[205] Цит. по: Needham, vol. II, p. 62.

 

[206] Юкава Хидеки (1907–1981) – японский физик‑теоретик, первый нобелевский лауреат из Японии. В 1935 г. выдвинул гипотезу о существовании нового типа элементарных частиц с массой, промежуточной между массами электрона и протона. К концу 1940‑х эта гипотеза была подтверждена, и в 1949 г. за предсказание существования мезонов и теоретические исследования природы ядерных сил Юкава была присуждена Нобелевская премия по физике. Прим. перев.

 

[207] Праджняпарамита хридая сутра. Сердце Благословенной Праджняпарамиты / Пер. А. А. Терентьева // http://www.abhidharma.ru/A/Vedalla/Content/CCPP.htm#o13.

 

[208]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[209]  Thirring, p. 159.

 

[210] Цит. по: Needham, vol. IV, p. 33.

 

[211] В 2015 г. Такааки Кадзита и Артур Макдональд получили Нобелевскую премию по физике «за открытие нейтринных осцилляций, показывающих, что нейтрино имеют массу». Прим. науч. ред.

 

[212] Физики оценивают продолжительность этой единицы времени в 10–23 доли обычной секунды. При обычной записи это единица с предшествующими ей 23 нулями, включая ноль перед запятой, или 0,00000000000000000000001.

 

[213] Информация не совсем корректна. Лептонов известно 7; каждому лептону (электрону, мезону, тау) соответствует свое нейтрино (и антинейтрино). Причем речь идет об экспериментально обнаруженных частицах. Прим. науч. ред.

 

[214] В 1975 г. был обнаружен пятый лептон, получивший обозначение «тау» (τ). Как электрон и мюон, он может существовать в двух зарядовых состояниях, соответственно τ– и τ+, а поскольку его масса превосходит массу электрона почти в 3500 раз, он получил название тяжелого лептона. Существование нейтрино, которое участвует только во взаимодействиях с этой частицей, было тогда предположено теоретически, но не доказано экспериментально.

 

[215] На момент написания книги. Открыты в 1983 г. Прим. науч. ред.

 

[216] В пузырьковой камере след оставляют только заряженные частицы. Их траектории отклоняются под действием магнитного поля: по часовой стрелке для положительно заряженных, против – для частиц, заряженных отрицательно.

 

[217] ЦЕРН – Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Также иногда переводится как Европейский центр ядерных исследований. Прим. перев.

 

[218] Эта диаграмма схематичная и не показывает точных углов разлета частиц. Отметим также, что изначальный протон, находящийся в пузырьковой камере, не виден на фотографии, но имеет свою мировую линию на этой пространственно‑временной диаграмме, поскольку он движется во времени.

 

[219] Следует отметить, что соответствующие вероятности отнюдь не произвольны, а подчиняются ряду общих закономерностей, которым будет посвящена отдельная глава.

 

[220]  Форд К. Мир элементарных частиц. М.: Мир, 1965.

 

[221] Александра Давид‑Неель (1868–1969) – французская оперная певица, поэтесса и композитор, более известная как путешественница, писательница и исследовательница Тибета. Знаменита тем, что достигла столицы Тибета Лхасы в 1924 г. Автор ряда книг о Тибете. Прим. перев.

 

[222]  David‑Neel A. Tibetan Journey. London: John Lane, The Bodley Head, 1936. Pp. 186–187.

 

[223]  Coomaraswamy A. K. The Dance of Shiva. New York: The Noonday Press, 1968. P. 78.

 

[224] Генрих Циммер (1890–1943) – немецкий индолог и историк южноазиатского искусства. Прим. перев.

 

[225]  Циммер Г. Мифы и символы в индийской культуре. М.: Академический проект, 2015.

 

[226]  Coomaraswamy, p. 67.

 

[227] Марри Гелл‑Ман (Гельман, род. 1929) – американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за 1969 г. «за открытия, связанные с классификацией элементарных частиц и их взаимодействий». Прим. перев.

 

[228] «Поминки по Финнегану» – экспериментальный «словотворческий, мифологический и комический» роман ирландского писателя‑модерниста Джеймса Джойса в технике «потока сознания», над которым полуослепший автор работал в Париже 16 лет. Прим. перев.

 

[229] Сейчас в семейство кварков входят еще два: b (beauty – «прелестный») и t (truth – «истинный»). Прим. науч. ред.

 

[230] В послесловии разговор о кварках продолжится с учетом последних исследований в этой области.

 

[231] В послесловии эта сторона проблемы рассматривается более подробно.

 

[232]  Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

 

[233] Мы можем продолжать вращать диаграмму, получая новые варианты реакций. Каждый элемент S‑матрицы отображает шесть разных процессов, но для нашего рассказа о силах взаимодействия достаточно упомянуть только о двух из них, которые названы выше.

 

[234] Не следует забывать, что диаграммы S‑матрицы не являются пространственно‑временн ы ми. Это приблизительные, схематичные изображения реакции частиц. Переключение с одного канала на другой происходит в абстрактной математической среде.

 

[235] Джеффри Чу (род. 1924) – американский физик‑теоретик. Известен своей «бутстрапной теорией», созданной в 1970‑х. Учился у Энрико Ферми. Прим. перев.

 

[236]  Chew G. F. Impasse for the Elementary Particle Concept, The Great Ideas Today. Chicago: William Benton, 1974. P. 99.

 

[237] Туллио Редже (1931–2014) – итальянский физик и математик, занимавшийся преимущественно теорией элементарных частиц. Удостоен премии Альберта Эйнштейна. Прим. перев.

 

[238] Математическая сингулярность (особенность) – точка, в которой математическая функция стремится к бесконечности или имеет какие‑либо иные нерегулярности поведения. Прим. перев.

 

[239] Это предположение, известное под названием «гипотезы бутстрапа», будет более подробно рассматриваться в главе 18.

 

[240] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.

 

[241] Lankavatara Sutra // Suzuki D. T. Studies in the Lankavatara Sutra. London: Routledge & Kegan Paul, 1952. P. 242.

 

[242]  Радхакришнан С. Индийская философия // http://www.orlov‑yoga.com/Radhakrishnan/Radhakrishnan1.pdf.

 

[243]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[244] Гельмут Вильгельм (1905–1990) – известный немецкий ориенталист, исследователь древней китайской философии. Автор капитальных трудов по китайской философии. В России переведена его книга «Понимание И цзин» (Новый Акрополь, 2012). Прим. перев.

 

[245]  Wilhelm H. Change. New York: Harper Torchbooks, 1964. P. 19.

 

[246]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[247]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[248]  Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.

 

[249]  Chew G. F. Bootstrap: A Scientific Wear // Science. 1968. May 23rd. Vol. 161. Pp. 762–765; Hadron Bootstrap: Triumph or Frustration? // Physics Today. 1970. October. Vol. 23. Pp. 23–28; Impasse for the Elementary Particle Concept, The Great Ideas Today. Chicago: William Benton, 1974. Vol. XX. P. xx.

 

[250] Фома Аквинский (1225–1274) – итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. С 1879 г. признан самым авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Прим. перев.

 

[251] Цит. по: Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. P. 538.

 

[252]  Chew G. F. Bootstrap. Pp. 762–763.

 

[253]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[254]  Needham, vol. II, p. 562.

 

[255]  Needham, vol. II, p. 484.

 

[256]  Needham, vol. II, p. 558, 567.

 

[257]  Needham, vol. II, p. 566.

 

[258] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.

 

[259] См. Reps P. Zen Flesh, Zen Bones. New York: Anchor Books. P. 104.

 

[260]  Reps P. Zen Flesh, Zen Bones. New York: Anchor Books. P. 119.

 

[261] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.

 

[262]  Ауробиндо Ш. Синтез йоги. М.: Академический проект, 2010.

 

[263]  Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.

 

[264]  Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.

 

[265]  Chew, Hadron Bootstrap, p. 27.

 

[266]  Chew G. F., Geft‑Mann M., Rosenfeld A. H. Strongly Interacting Particles // Scientific American. 1964. February. Vol. 210. P. 93.

 

[267]  Eliot C. Japanese Buddhism. London: Routledge & Kegan Paul, 1959. Pp. 109–110.

 

[268]  Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.

 

[269]  Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.

 

[270] Уильям Блейк (1757–1827) – английский поэт, художник и гравер. Почти непризнанный при жизни, сейчас считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Прим. перев.

 

[271] Перевод Самуила Маршака: Маршак С. Я. Собрание сочинений. Т. 3. М.: Художественная литература, 1969.

 

[272] Идея о параллельности взглядов Лейбница на материю и адронного бутстрапа получила дальнейшее развитие. См.: Gale C. Chew’s Monadology // Journal of History of Ideas. 1974. April – June. Vol. 35. Pp. 333–334.

 

[273] См.: Wiener P. P. Leibniz – Selections. New York: Charles Scribner’s Sons, 1951. P. 547.

 

[274] См.: Needham, vol. II, pp. 496 ff.

 

[275]  Wiener, p. 533.

 

[276]  Wiener, p. 161.

 

[277]  Chew, Bootstrap, p. 763.

 

[278]  Wigner E. P. Symmetries and Reflections – Scientific Essays. Cambridge: M.I.T. Press, Mass., 1970. P. 172.

 

[279]  Chew, Bootstrap, p. 765.

 

[280]  Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.

 

[281]  Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

 

[282] См. Schilpp P. A., ed. Albert Einstein; Philosopher‑Scientist.

 

[283] См. Bohm D. Quantum Theory. New York: Prentice‑Hall, 1951. Pp. 614 ff.

 

[284] Теорема Белла показывает, что независимо от наличия в квантово‑механической теории скрытых параметров, влияющих на любую физическую характеристику квантовой частицы, можно провести серийный эксперимент, статистические результаты которого подтвердят либо опровергнут наличие скрытых параметров. В одном случае статистическое соотношение составит не более 2:3, а в другом – не менее 3:4. Прим. перев.

 

[285] См. Stapp.

 

[286] См., например, d’Espagnat B. The Quantum Theory and Reality // Scientific American. 1979. November.

 

[287]  Bohm D. Quantum Theory. Pp. 614 ff.

 

[288] См. Freedman D. Z., van Nieuwenhuizen P. Supergravity and the Unification of the Laws of Physics // Scientific American. 1981. April.

 

[289] См. Hooft G.‘t. Gauge/Theories of the Forces between Elementary Particles // Scientific American. 1980. June.

 

[290] См. Georgi H. A Unified Theory of Elementary Particles and Forces // Scientific American. 1981. April.

 

[291] В техническом отношении это значит следующее: константа электромагнитного сопряжения настолько мала, что при увеличении длительности возбужденного состояния степень приближения остается приемлемой.

 

[292] Информацию об успехах и неудачах КХД см.: Appelquist T., Barnett R. M., Lane K. Charm and Beyond // Annual Review of Nuclear and Particle Science. 1978.

 

[293] Более детально о КХД и кварковых моделях см. Georgi.

 

[294] См. Capra F. Quark Physics Without Quarks // American Journal of Physics. 1979. January; Bootstrap Theory of Particles // Re‑Vision. 1981. Fall/Winter.

 

[295]  Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. London: Routledge & Kegan Paul, 1980.

 

[296] Голография – техника безлинзовой фотографии, основанная на способности световых лучей к интерференции. Получающаяся «картинка» называется голограммой. См. подробнее: Collier R. J. Holography and Integral Photograph // Physics Today. 1968. July.

 

[297] Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, и<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.196 (0.013 с.)