Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В поисках истинного возраста Вселенной и теории всего↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Джон Гриббин
[1] Вернер Гейзенберг (1901–1976) – немецкий физик‑теоретик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике (1932). Заложил основы матричной механики и сформулировал соотношение неопределенностей. Активно участвовал в развитии квантовой электродинамики и квантовой теории поля, в последние десятилетия жизни пытался создать единую теорию поля. Прим. перев.
[2] Карлос Кастанеда (1925–1998) – американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель‑эзотерик и мистик, автор 12 томов книг‑бестселлеров, посвященных изложению шаманского учения индейца из племени яки дона Хуана. Прим. перев.
[3] Oppenheimer J. R. Science and the Common Understanding. London: Oxford University Press, 1954. Pp. 8–9.
[4] Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Изд‑во иностранной литературы, 1961.
[5] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.
[6] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.
[7] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.
[8] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.
[9] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[10] Альфред Корзыбский (Коржибски; 1879–1950) – польско‑американский ученый, основатель дисциплины под названием «Общая семантика» и Института общей семантики (1938). Прим. ред.
[11] Катха‑Упанишада / http://scriptures.ru/katha.htm.
[12] Катха‑Упанишада / http://scriptures.ru/katha.htm.
[13] «Дао дэ цзин» – основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Прим. перев.
[14] Цит. по: Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. P. 85.
[15] Джемс У. Многообразие религиозного опыта [Фрагменты]. М.: Канон+, 1998.
[16] Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001.
[17] Дайсэцу Судзуки (1870–1966) – известный японский буддолог, философ, психолог, один из ведущих популяризаторов дзен‑буддизма. Профессор философии Университета Отани в Киото. Член Японской академии наук и Теософского общества Адьяр. Прим. перев.
[18] Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.
[19] Джозеф Нидэм (1900–1995) – британский ученый‑биохимик и эмбриолог, синолог, известный исследованиями традиционной китайской цивилизации и её науки. Профессор и почетный член множества университетов мира, почетный советник ЮНЕСКО, иностранный член Академии наук Китая. Прим. перев.
[20] Needham J., Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002, vol. II, p. 33.
[21] Миура И., Сасаки Р. Ф. Коаны дзен. СПб.: Наука, 2006.
[22] Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.
[23] Кастанеда К. Отдельная реальность. М.: София, 2006.
[24] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[25] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972, глава 48.
[26] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[27] Kapleau P. Three Pillars of Zen. Boston: Beacon Press, 1967. Pp. 53–54.
[28] Ананда Кентиш Кумарасвами (1877–1947) – английский эзотерик, метафизик, специалист по индийской философии и искусству. Один из основателей, наряду с Рене Геноном (1886–1951) и Фритьофом Шуоном (1907–1998), направления традиционализма в современной мысли. Прим. перев.
[29] Кумарасвами А., Нобель М. Мифы буддизма и индуизма. М.: Центрполиграф, 2010.
[30] Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.
[31] Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.
[32] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.
[33] Suzuki D. T. On Indian Mahayana Buddhism / E. Conze, ed. New York: Harper & Row, 1968. P. 239.
[34] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.
[35] Кальпа – единица измерения времени в индуизме, равная 4,32 млрд лет. Прим. перев.
[36] См. Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.
[37] Коан (ко: ан, японская калька кит. 公案, гунъань) – короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплеки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию. Коан – явление, специфическое для дзен‑буддизма (особенно для школы Риндзай). Прим. перев.
[38] Kapleau P. Three Pillars of Zen. Boston: Beacon Press, 1967. P. 135.
[39] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.
[40] Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.
[41] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.
[42] Schilpp P. A., ed. Albert Einstein: Philosopher‑Scientist. Evanston, Illinois: The Library of Living Philosophers, 1949. P. 45.
[43] Шри Ауробиндо (1872–1950) – индийский философ, поэт, революционер и организатор национально‑освободительного движения Индии, йогин, гуру и основоположник интегральной йоги. Прим. перев.
[44] Бор Н. Теория атома и принципы описания природы // Бор Н. Избранные научные труды в 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1971.
[45] Ауробиндо Ш. Основы йоги. Пенза: Алмазное сердце, 2007.
[46] Цит. по: Capek M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics. Princeton, New Jersey: D. Van Nostrand, 1961. P. 7.
[47] Capek M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics. Princeton, New Jersey: D. Van Nostrand, 1961. с. 36.
[48] M. P. Crosland, ed. The Science of Matter. Harmondsworth: History of Science Readings, Penguin Books, 1971. P. 76.
[49] Цит. по: Capek, с. 122.
[50] Цит. по: Jeans J. The Growth of Physical Science. London: Cambridge University Press, 1951. P. 237.
[51] На момент написания книги (1974 г.; второе издание – 1982 г.). Теперь эта теория получила множество подтверждений, последним из которых было обнаружение в 2016 г. гравитационных волн. Прим. науч. ред.
[52] Макс фон Лауэ (1879–1960) – немецкий физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1914 г.) за открытие дифракции рентгеновских лучей на кристаллах; Эрнест Резерфорд (1871–1937) – британский физик, лауреат Нобелевской премии по химии (1908 г.), «отец ядерной физики». Прим. ред.
[53] Здесь используется допущение: в строгом смысле нельзя говорить о скорости вращения электрона вокруг ядра, как и о самом таком вращении. Прим. науч. ред.
[54] Вращение электрона не следует понимать в классическом механистическом смысле: оно определяется формой электронной волны в понятиях вероятности существования частицы в определенных точках орбиты.
[55] Tables of Particle Properties / Particle Data Group // Physics Letters. 1974. Vol. 50 B. № 1.
[56] На сегодняшний день известно более 350 таких частиц. Прим. науч. ред.
[57] Мундака упанишада // Упанишады в 3 книгах. М.: Наука, Ладомир, 1991.
[58] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
[59] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
[60] Майтри упанишада // Упанишады в 3 книгах. М.: Наука, Ладомир, 1991.
[61] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.
[62] Чхандогья‑упанишада. М.: Наука, 1992.
[63] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
[64] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
[65] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.
[66] Дерево Бодхи в буддизме – легендарное дерево в роще Урувелла, медитируя под которым Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Возможно, в этом предании упоминается реальное дерево вида Ficus religiosa (фикус священный). Прим. перев.
[67] Дхаммапада / Пер. с пали, введ. и комм. В. Н. Топорова; отв. ред. Ю. Н. Рерих. М.: Изд‑во восточной литературы, 1960.
[68] Палийский канон. Дигха Никая / Пер. А. Я. Сырникова. 1974 // http://dhamma.ru/canon/dn/digha.htm.
[69] S uzuki D. T. On Indian Mahayana Buddhism / Edward Conze, ed. New York: Harper & Row, 1966. P. 122.
[70] Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.
[71] Чжуан‑цзы, также Чжуан Чжоу – китайский философ предположительно IV в. до н. э., эпохи Сражающихся царств, входящий в число ученых Ста Школ. Согласно биографии, Чжуан‑цзы жил в 369–286 гг. до н. э. Прим. перев.
[72] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[73] J. Needham. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. Р. 35.
[74] Фэн Ю‑Лань (1895–1990) – китайский философ, историк китайской философии. В 1918 г. закончил Пекинский университет, далее учился в США (Колумбийский университет), где в 1924 г. получил докторскую степень. По возвращении в Китай занимался преподаванием, в том числе в Пекинском университете. В своих работах пытался соединить традицию китайской мысли (конфуцианство, даосизм, буддизм) с западной философией. Прим. перев.
[75] Фэн Ю‑Лань. Краткая история китайской философии. М.: Евразия, 1998.
[76] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[77] Цит. по Needham, vol. II, p. 51.
[78] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[79] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[80] Ванг Чунг, 80 г. н. э. // Needham, vol. IV, p. 7.
[81] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[82] Куэй Ку Цзы, IV в. до н. э. // Needham, vol. IV, p. 6.
[83] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[84] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[85] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[86] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[87] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[88] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[89] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[90] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[91] Не совсем корректное утверждение. Вспомним диалектику – единство и борьбу противоположностей. Прим. науч. ред.
[92] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
[93] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[94] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[95] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[96] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[97] Kirk G. S. Heraclitus – The Cosmic fragments. London: Cambridge University Press, 1970. P. 307.
[98] Kirk G. S. Heraclitus – The Cosmic fragments. London: Cambridge University Press, 1970, с. 105, 184.
[99] Kirk G. S. Heraclitus – The Cosmic fragments. London: Cambridge University Press, 1970, с. 149.
[100] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972
[101] Цит. по: Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. Р. 88.
[102] Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II, с. 68–69.
[103] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[104] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[105] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[106] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[107] Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.
[108] См.: Reps P. Zen Flesh, Zen Bones. New York: Anchor Books, 1957. P. 96.
[109] Тянь‑хоу Мацзу – покровительница мореходов в поздней китайской мифологии, восседающая на волнах, облаках или троне. Культ ее возник в X–XI вв. н. э. в провинции Фуцзянь. Прим. ред.
[110] См.: Suzuki D. T. Zen and Japanese Culture. New York: Bollingen Series, 1959. P. 16.
[111] См.: Kapleau P. Three Pillars of Zen. Boston: Beacon Press, 1967. P. 49.
[112] Цит. по: Уотс, Путь дзен.
[113] Издана на русском языке: Херригель О. Дзен в искусстве стрельбы из лука. СПб.: Амфора, 2005.
[114] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.
[115] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.
[116] Я постарался выбросить всю математику и максимально упростить анализ, но рассуждения могут показаться слишком сухими и техническими. Возможно, к этому лучше подходить как к «йогическому» упражнению, которое, как многие упражнения, использующиеся восточными традициями, не похоже на развлечение, но приводит к глубокому блистательному прозрению.
[117] Stapp H. P. 5‑Matrix Interpretation of Quantum Theory // Physical Review. 1971. March 15. Vol. 3. Pp. 1303–1320.
[118] Другие аспекты квантовой теории будут рассмотрены в следующих главах книги.
[119] Stapp H. P. 5‑Matrix Interpretation of Quantum Theory // Physical Review. 1971. March 15. Vol. 3. с. 1303.
[120] В послесловии мы более подробно поговорим об этой квантовой взаимосвязанности в терминах «нелокальных» соединений, постулированных теоремой Белла.
[121] Bohr N. Atomic Physics and the Description of Nature. London: Cambridge University Press, 1934. P. 57
[122] Bohm D., Hiley B. On the Intuitive Understanding of Nonlocality as Implied by Quantum Theory // Foundations of Physics. 1975. Vol. 5. P. 193.
[123] Ауробиндо Ш. Синтез йоги. М.: Академический проект, 2010.
[124] Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. London: Allen & Unwin, 1955. P. 138.
[125] Stapp, p. 1310.
[126] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.
[127] Мундака упанишада // Упанишады в 3 книгах. М.: Наука, Ладомир, 1991.
[128] Гейзенберг, Физика и философия.
[129] Гейзенберг, Физика и философия.
[130] Джон Уилер (1911–2008) – американский физик‑теоретик, член Национальной академии наук США. Президент Американского физического общества в 1966 г. Окончил Университет Джонса Хопкинса. Прим. перев.
[131] J. Mehra, ed. The Physicist’s Conception of Nature. Dordrecht, Holland: D. Reidel, 1973. P. 244.
[132] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.
[133] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[134] Лама Анагарика Говинда (Эрнст Хофман, 1898–1985) – выдающийся буддийский подвижник, знаток палийской литературы, неутомимый путешественник. Организовал несколько буддийских институтов, призванных содействовать «западному» буддизму в обретении своего лица. Прим. перев.
[135] Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
[136] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[137] Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.
[138] Цит. по Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.
[139] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[140] Пещеры Элефанта расположены в центральной части острова Гхарапури (Элефанта), в Аравийском море вблизи индийского города Мумбаи. «Город Пещер» содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу Шивы. В 1987 г. пещерные храмы на острове Элефанта вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Прим. перев.
[141] Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
[142] Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М.: Атомиздат, 1977.
[143] Oppenheimer J. R. Science and the Common Understanding. London: Oxford University Press, 1954. Pp. 42–43.
[144] Иша Упанишада // Упанишады в 3 книгах. Кн. 2‑я. / Пер. предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М.: Наука, Ладомир, 1991.
[145] Цит. по: Уотс, Путь дзен.
[146] Lama Anagarika Govinda. Logic and Symbol in the Mute‑Dimensional Conception of the Universe // The Middle Way. 1962. February. Vol. 36. P. 152.
[147] На самом деле каждое колебание – только «моментальная фотография» повторяющихся колебаний, в ходе которых любая точка достигает вершины гребня через определенные периоды времени.
[148] Здесь для простоты мы рассматриваем только одно пространственное измерение: положение частицы на прямой. Вероятностные паттерны (см. рис. 17) – изображение двухмерных, более сложных сжатых волн.
[149] Schlip P.A., ed. Albert Einstein; Philosopher‑Scientist. Evanston, Illinois: The library of Living Philosophers, 1949. P. 250.
[150] Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. London: Allen & Unwin, 1955. P. 198.
[151] Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. III. P. 458.
[152] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997
[153] Чтобы прийти к этому результату, важно учесть, что скорость света одинакова для всех наблюдателей.
[154] В последнем случае наблюдатель в лаборатории неподвижен, но наблюдаемые им явления порождаются частицами, движущимися с различными скоростями. Результат тот же. Относительное движение наблюдателя по отношению к объекту. Не важно, что движется относительно лаборатории: наблюдатель или объект.
[155] Мендель Сакс (1927–2012) – американский физик‑теоретик, почетный профессор физики Нью‑Йорского университета. Известен своим вкладом в доработку общей теории относительности Эйнштейна. Прим. перев.
[156] Sachs M. Space Time and Elementary Interactions in Relativity // Physics Today. 1969. February. Vol. 22. P. 53.
[157] Герман Минковский (1864–1909) – немецкий математик, разработавший геометрическую теорию чисел и геометрическую четырехмерную модель теории относительности. Прим. перев.
[158] Einstein A. et al. The Principle of Relativity. New York: Dover Publications. P. 75.
[159] Стоит упомянуть одну техническую деталь. Когда мы говорим о продолжительности существования определенного вида субатомных частиц, мы всегда имеем в виду среднюю величину. В силу статистической природы субатомной физики мы не можем говорить об отдельной частице.
[160] Ауробиндо Ш. Синтез йоги. М.: Академический проект, 2010.
[161] Д. Т. Судзуки, предисловие к книге: Suzuki B. L. Mahayana Buddhism. London: Allen & Unwin, 1959. P. 33.
[162] Примеры взяты из книги: Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М.: Мир, 1965.
[163] Горизонт событий – воображаемая граница в пространстве‑времени, разделяющая события (точки пространства‑времени), которые можно соединить с событиями на светоподобной (изотропной) бесконечности светоподобными геодезическими линиями (траекториями световых лучей), и те события, которые так соединить нельзя. Прим. перев.
[164] Чжуан‑Цзы. М.: Мысль, 1995.
[165] Цит. по: Уотс А. У. Путь дзен. Истоки, принципы, практика. М.: София, 2015.
[166] Suzuki D. T. On Indian Mahayana Buddhism / Edward Corse, ed. New York: Harper & Row, 1968. Pp. 148–149.
[167] Точнее, одному из его измерений: двумя остальными приходится пренебречь, чтобы изобразить график на плоскости.
[168] Прерывистые линии всегда обозначают движение фотона, независимо от направления его перемещения во времени, так как античастицей для фотона является он сам.
[169] Экспериментальные данные 1970‑х позволяют предположить, что это положение, видимо, не может быть применено к специфическому процессу, носящему название сверхслабого взаимодействия. Все остальные виды взаимодействия частиц принципиально симметричны во временном отношении.
[170] Луи де Бройль (1892–1987) – французский физик‑теоретик, один из основоположников квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике за 1929 г., член Французской академии наук. Прим. перев.
[171] См. Schilpp, p. 114.
[172] Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
[173] Kennett J. Setting Water by the River. New York: Vintage Books, 1972. P. 140.
[174] Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
[175] Свами Вивекананда (1863–1902) – индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны и Миссии Рамакришны. Прим. перев.
[176] Vivekananda S. Jnana Yoga. Calcutta, India: Advaita Ashram, 1972. P. 109.
[177] Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.
[178] Кастанеда К. Отдельная реальность. М.: София, 2006.
[179] Сарвепалли Радхакришнан (1888–1975) – индийский философ, общественный и государственный деятель, президент Индии (1962–1967). Почетный член Британской академии. Прим. перев.
[180] Radhaksuhnan S. Indian Philosophy. London: Allen & Unwin, 1951.
[181] Брихадараньяка‑упанишада. М.: Наука, НИЦ «Ладомир», 1991.
[182] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
[183] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
[184] Radhakrishnan, p. 367.
[185] Ts’af‑ken t’an: Leggett T. A First Zen Reader. Rutland, Vermont: C. E. Tuttle, 1972. P. 229; Ross N. W. Three Ways of Asian Wisdom. New York: Simon & Schuster, 1966. P. 144.
[186] Здесь нет противоречия со специальной теорией относительности, согласно которой ничто не может двигаться быстрее скорости света: такая скорость достигается не за счет движения объектов в пространстве, а за счет расширения пространства. Прим. науч. ред.
[187] Закон Хаббла (закон всеобщего разбегания галактик) позволяет примерно оценить время расширения Вселенной (Хаббловский возраст Вселенной). В научной литературе формулируется по‑разному. Классическая формула выглядит так: v = H0r, где v – скорость галактики, r – расстояние до нее, а H0 – коэффициент пропорциональности (постоянная Хаббла). Прим. науч. ред.
[188] По последним данным, возраст Вселенной оценивается в 13,8 млрд лет. Прим. науч. ред.
[189] Lovell A. C. B. The Individual and the Universe. London: Oxford University Press, 1958. P. 93.
[190] Бхагавадгита. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
[191] Палийский канон. Дигха Никая / Пер. А. Я. Сырникова. 1974 // http://dhamma.ru/canon/dn/digha.htm.
[192] Судзуки, Основы дзен‑буддизма.
[193] Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. Р. 478.
[194] Hoyle F. Frontiers of Astronomy. London: Heinemann, 1970. P. 304.
[195] Цит. по: Capek M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics. Princeton, New Jersey: D. Van Nostrand, 1961. P. 319.
[196] Чхандогья Упанишада / Пер. А. Я. Сыркина. М., 1992 // http://scriptures.ru/chhandog.htm.
[197] Kuan‑tzu, trans. W. A. Rickett. Hong Kong University Press, 1965. XIII, 36: большой социально‑политический труд, традиционно приписываемый выдающемуся государственному деятелю Гуан Чуну, жившему в VII в. до н. э. Но скорее всего составной текст, созданный в районе III в. до н. э. и отразивший учения различных философских школ.
[198] Чхандогья Упанишада.
[199] Weyl H. Philosophy of Mathematics and Natural Science. Princeton University Press, 1949. P. 171.
[200] Цит. по: Фэн Ю‑Лань. Краткая история китайской философии. М.: Евразия, 1998. С. 300.
[201] Фэн Ю‑Лань. Краткая история китайской философии. М.: Евразия, 1998. с. 311.
[202] Thirring W. Urbausteine der Materiel Almanach der Ostererreichischen Akademie der Wissenxhaken. 1968. Vol. 118. P. 160.
[203] Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. IV. Pp. 8–9.
[204] Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
[205] Цит. по: Needham, vol. II, p. 62.
[206] Юкава Хидеки (1907–1981) – японский физик‑теоретик, первый нобелевский лауреат из Японии. В 1935 г. выдвинул гипотезу о существовании нового типа элементарных частиц с массой, промежуточной между массами электрона и протона. К концу 1940‑х эта гипотеза была подтверждена, и в 1949 г. за предсказание существования мезонов и теоретические исследования природы ядерных сил Юкава была присуждена Нобелевская премия по физике. Прим. перев.
[207] Праджняпарамита хридая сутра. Сердце Благословенной Праджняпарамиты / Пер. А. А. Терентьева // http://www.abhidharma.ru/A/Vedalla/Content/CCPP.htm#o13.
[208] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[209] Thirring, p. 159.
[210] Цит. по: Needham, vol. IV, p. 33.
[211] В 2015 г. Такааки Кадзита и Артур Макдональд получили Нобелевскую премию по физике «за открытие нейтринных осцилляций, показывающих, что нейтрино имеют массу». Прим. науч. ред.
[212] Физики оценивают продолжительность этой единицы времени в 10–23 доли обычной секунды. При обычной записи это единица с предшествующими ей 23 нулями, включая ноль перед запятой, или 0,00000000000000000000001.
[213] Информация не совсем корректна. Лептонов известно 7; каждому лептону (электрону, мезону, тау) соответствует свое нейтрино (и антинейтрино). Причем речь идет об экспериментально обнаруженных частицах. Прим. науч. ред.
[214] В 1975 г. был обнаружен пятый лептон, получивший обозначение «тау» (τ). Как электрон и мюон, он может существовать в двух зарядовых состояниях, соответственно τ– и τ+, а поскольку его масса превосходит массу электрона почти в 3500 раз, он получил название тяжелого лептона. Существование нейтрино, которое участвует только во взаимодействиях с этой частицей, было тогда предположено теоретически, но не доказано экспериментально.
[215] На момент написания книги. Открыты в 1983 г. Прим. науч. ред.
[216] В пузырьковой камере след оставляют только заряженные частицы. Их траектории отклоняются под действием магнитного поля: по часовой стрелке для положительно заряженных, против – для частиц, заряженных отрицательно.
[217] ЦЕРН – Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Также иногда переводится как Европейский центр ядерных исследований. Прим. перев.
[218] Эта диаграмма схематичная и не показывает точных углов разлета частиц. Отметим также, что изначальный протон, находящийся в пузырьковой камере, не виден на фотографии, но имеет свою мировую линию на этой пространственно‑временной диаграмме, поскольку он движется во времени.
[219] Следует отметить, что соответствующие вероятности отнюдь не произвольны, а подчиняются ряду общих закономерностей, которым будет посвящена отдельная глава.
[220] Форд К. Мир элементарных частиц. М.: Мир, 1965.
[221] Александра Давид‑Неель (1868–1969) – французская оперная певица, поэтесса и композитор, более известная как путешественница, писательница и исследовательница Тибета. Знаменита тем, что достигла столицы Тибета Лхасы в 1924 г. Автор ряда книг о Тибете. Прим. перев.
[222] David‑Neel A. Tibetan Journey. London: John Lane, The Bodley Head, 1936. Pp. 186–187.
[223] Coomaraswamy A. K. The Dance of Shiva. New York: The Noonday Press, 1968. P. 78.
[224] Генрих Циммер (1890–1943) – немецкий индолог и историк южноазиатского искусства. Прим. перев.
[225] Циммер Г. Мифы и символы в индийской культуре. М.: Академический проект, 2015.
[226] Coomaraswamy, p. 67.
[227] Марри Гелл‑Ман (Гельман, род. 1929) – американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за 1969 г. «за открытия, связанные с классификацией элементарных частиц и их взаимодействий». Прим. перев.
[228] «Поминки по Финнегану» – экспериментальный «словотворческий, мифологический и комический» роман ирландского писателя‑модерниста Джеймса Джойса в технике «потока сознания», над которым полуослепший автор работал в Париже 16 лет. Прим. перев.
[229] Сейчас в семейство кварков входят еще два: b (beauty – «прелестный») и t (truth – «истинный»). Прим. науч. ред.
[230] В послесловии разговор о кварках продолжится с учетом последних исследований в этой области.
[231] В послесловии эта сторона проблемы рассматривается более подробно.
[232] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.
[233] Мы можем продолжать вращать диаграмму, получая новые варианты реакций. Каждый элемент S‑матрицы отображает шесть разных процессов, но для нашего рассказа о силах взаимодействия достаточно упомянуть только о двух из них, которые названы выше.
[234] Не следует забывать, что диаграммы S‑матрицы не являются пространственно‑временн ы ми. Это приблизительные, схематичные изображения реакции частиц. Переключение с одного канала на другой происходит в абстрактной математической среде.
[235] Джеффри Чу (род. 1924) – американский физик‑теоретик. Известен своей «бутстрапной теорией», созданной в 1970‑х. Учился у Энрико Ферми. Прим. перев.
[236] Chew G. F. Impasse for the Elementary Particle Concept, The Great Ideas Today. Chicago: William Benton, 1974. P. 99.
[237] Туллио Редже (1931–2014) – итальянский физик и математик, занимавшийся преимущественно теорией элементарных частиц. Удостоен премии Альберта Эйнштейна. Прим. перев.
[238] Математическая сингулярность (особенность) – точка, в которой математическая функция стремится к бесконечности или имеет какие‑либо иные нерегулярности поведения. Прим. перев.
[239] Это предположение, известное под названием «гипотезы бутстрапа», будет более подробно рассматриваться в главе 18.
[240] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.
[241] Lankavatara Sutra // Suzuki D. T. Studies in the Lankavatara Sutra. London: Routledge & Kegan Paul, 1952. P. 242.
[242] Радхакришнан С. Индийская философия // http://www.orlov‑yoga.com/Radhakrishnan/Radhakrishnan1.pdf.
[243] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[244] Гельмут Вильгельм (1905–1990) – известный немецкий ориенталист, исследователь древней китайской философии. Автор капитальных трудов по китайской философии. В России переведена его книга «Понимание И цзин» (Новый Акрополь, 2012). Прим. перев.
[245] Wilhelm H. Change. New York: Harper Torchbooks, 1964. P. 19.
[246] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[247] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[248] Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И цзин». М.: Алетейа, 1998.
[249] Chew G. F. Bootstrap: A Scientific Wear // Science. 1968. May 23rd. Vol. 161. Pp. 762–765; Hadron Bootstrap: Triumph or Frustration? // Physics Today. 1970. October. Vol. 23. Pp. 23–28; Impasse for the Elementary Particle Concept, The Great Ideas Today. Chicago: William Benton, 1974. Vol. XX. P. xx.
[250] Фома Аквинский (1225–1274) – итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. С 1879 г. признан самым авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Прим. перев.
[251] Цит. по: Needham J. Science and Civilization in China. London: Cambridge University Press, 1956. Vol. II. P. 538.
[252] Chew G. F. Bootstrap. Pp. 762–763.
[253] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[254] Needham, vol. II, p. 562.
[255] Needham, vol. II, p. 484.
[256] Needham, vol. II, p. 558, 567.
[257] Needham, vol. II, p. 566.
[258] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.
[259] См. Reps P. Zen Flesh, Zen Bones. New York: Anchor Books. P. 104.
[260] Reps P. Zen Flesh, Zen Bones. New York: Anchor Books. P. 119.
[261] Ашвагхоша. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. СПб.: Фо Гуан – Изд. Буковского, 1997.
[262] Ауробиндо Ш. Синтез йоги. М.: Академический проект, 2010.
[263] Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.
[264] Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.
[265] Chew, Hadron Bootstrap, p. 27.
[266] Chew G. F., Geft‑Mann M., Rosenfeld A. H. Strongly Interacting Particles // Scientific American. 1964. February. Vol. 210. P. 93.
[267] Eliot C. Japanese Buddhism. London: Routledge & Kegan Paul, 1959. Pp. 109–110.
[268] Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002.
[269] Судзуки Д. Т. Основы дзен‑буддизма. М., 1932.
[270] Уильям Блейк (1757–1827) – английский поэт, художник и гравер. Почти непризнанный при жизни, сейчас считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Прим. перев.
[271] Перевод Самуила Маршака: Маршак С. Я. Собрание сочинений. Т. 3. М.: Художественная литература, 1969.
[272] Идея о параллельности взглядов Лейбница на материю и адронного бутстрапа получила дальнейшее развитие. См.: Gale C. Chew’s Monadology // Journal of History of Ideas. 1974. April – June. Vol. 35. Pp. 333–334.
[273] См.: Wiener P. P. Leibniz – Selections. New York: Charles Scribner’s Sons, 1951. P. 547.
[274] См.: Needham, vol. II, pp. 496 ff.
[275] Wiener, p. 533.
[276] Wiener, p. 161.
[277] Chew, Bootstrap, p. 763.
[278] Wigner E. P. Symmetries and Reflections – Scientific Essays. Cambridge: M.I.T. Press, Mass., 1970. P. 172.
[279] Chew, Bootstrap, p. 765.
[280] Лао Цзы. Дао дэ Цзин // Ян Хин‑шун. Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972.
[281] Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
[282] См. Schilpp P. A., ed. Albert Einstein; Philosopher‑Scientist.
[283] См. Bohm D. Quantum Theory. New York: Prentice‑Hall, 1951. Pp. 614 ff.
[284] Теорема Белла показывает, что независимо от наличия в квантово‑механической теории скрытых параметров, влияющих на любую физическую характеристику квантовой частицы, можно провести серийный эксперимент, статистические результаты которого подтвердят либо опровергнут наличие скрытых параметров. В одном случае статистическое соотношение составит не более 2:3, а в другом – не менее 3:4. Прим. перев.
[285] См. Stapp.
[286] См., например, d’Espagnat B. The Quantum Theory and Reality // Scientific American. 1979. November.
[287] Bohm D. Quantum Theory. Pp. 614 ff.
[288] См. Freedman D. Z., van Nieuwenhuizen P. Supergravity and the Unification of the Laws of Physics // Scientific American. 1981. April.
[289] См. Hooft G.‘t. Gauge/Theories of the Forces between Elementary Particles // Scientific American. 1980. June.
[290] См. Georgi H. A Unified Theory of Elementary Particles and Forces // Scientific American. 1981. April.
[291] В техническом отношении это значит следующее: константа электромагнитного сопряжения настолько мала, что при увеличении длительности возбужденного состояния степень приближения остается приемлемой.
[292] Информацию об успехах и неудачах КХД см.: Appelquist T., Barnett R. M., Lane K. Charm and Beyond // Annual Review of Nuclear and Particle Science. 1978.
[293] Более детально о КХД и кварковых моделях см. Georgi.
[294] См. Capra F. Quark Physics Without Quarks // American Journal of Physics. 1979. January; Bootstrap Theory of Particles // Re‑Vision. 1981. Fall/Winter.
[295] Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. London: Routledge & Kegan Paul, 1980.
[296] Голография – техника безлинзовой фотографии, основанная на способности световых лучей к интерференции. Получающаяся «картинка» называется голограммой. См. подробнее: Collier R. J. Holography and Integral Photograph // Physics Today. 1968. July.
[297] Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, и<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.196 (0.013 с.) |