Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последние достижения физики и будущие возможностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пора рассмотреть нынешнее состояние и будущие возможности формулировки новой научной парадигмы. После того как я написал «Дао физики», произошли серьезные изменения в моем понимании роли этой науки. Когда я приступил к изучению процесса смены парадигм в других областях науки и понял, что все они опираются на механистическое мировоззрение ньютоновской физики, я понял, что именно новая физика станет идеальной моделью для разработки новых подходов и понятий в других сферах. Но одновременно с этим я осознал: это подразумевает, что уровень физики в некотором смысле более фундаментален, чем другие. Сегодня я вижу новую физику, особенно теорию бутстрапа, как специальный случай системного подхода к неживым системам. Хотя смена парадигмы в физике представляет особый интерес, сама эта наука уже утратила роль модели для других отраслей. Я вижу будущую разработку идей, представленных в «Дао физики», в исследованиях параллелей не столько между мистицизмом и физикой, сколько между мистицизмом и другими науками. Фактически это уже происходит, и я хотел бы упомянуть некоторые из таких работ. В части параллелей между мистицизмом и нейрофизиологией стоит отметить работы Франсиско Варела, одного из основателей теории самоорганизующихся систем. Варела совместно с Эваном Томсоном создали книгу о вкладе, который буддийское учение о разуме может внести в науку о человеческом мышлении[298]. На сегодняшний день лучшим изложением идей Варела является книга «Древо познания», написанная им в соавторстве с Умберто Матурана[299]. Есть много работ, посвященных духовным аспектам психологии и психотерапии. Они составляют уже целое направление – трансперсональную психологию. На эту тему написаны книги Станислава Грофа, Кена Уилбера, Френсиса Вогана и многих других авторов. Есть среди них и такие, которые были созданы еще до «Дао физики». Обратную точку отсчета можно довести до Карла Юнга. В социальных науках духовное измерение появилось с очерком Э. Ф. Шумахера «Буддийская экономика»[300], который был опубликован в конце 1960‑х и с тех пор изучался многими группами и сообществами, а предложенные Шумахером положения использовались как в теоретических изысканиях, так и на практике. Тесно связанной с этим вектором развития социальных наук стало политическое движение, ориентированное на защиту экологии и известное как «движение зеленых». Я рассматриваю его как политическое проявление смены общественной культурной составляющей в новой парадигме. Духовное измерение этого политического движения обсуждает Шарлин Спретнак в своей книге «Духовное измерение в политике зеленых»[301]. Наконец, я хочу сказать несколько слов и о моем в и дении восточного мистицизма, которое тоже несколько изменилось за последние 15 лет. Прежде всего мне всегда казалось очевидным, и я писал об этом в «Дао физики», что те параллели, которые я провожу между физикой и восточным мистицизмом, вполне могут быть перенесены и на мистицизм западный. В моей следующей книге, «Принадлежность ко Вселенной», в соавторстве с Дэвидом Стейндл‑Растом, обсуждаются некоторые из этих параллелей[302]. Более того, я уже не считаю, что Запад может принять восточные духовные традиции, не изменив их применительно к нашей культуре. Моя уверенность в этом укрепилась после встреч со многими восточными духовными наставниками, которые оказались не в состоянии понять некоторые важнейшие черты новой парадигмы, появляющейся сейчас на Западе. Но я считаю, что и наши духовные традиции должны серьезно измениться, чтобы гармонировать с ценностями новой системы воззрений. Духовность, соответствующая новой реальности, которую я описал в этой книге, должна быть экологической, т. е. обращенной к Земле, и выйти за рамки патриархата. Такого рода новая духовность уже формируется многими группами и движениями – не только клерикальными, но и светскими. В качестве примера можно привести деятельность Меттью Фокса и его коллег из Колледжа святых имен в Окленде. Они развивают духовность, основой которой является творчество. Таковы лишь некоторые события в текущем процессе становления новой парадигмы. Мой личный вклад за последние 15 лет – первая попытка комплексного представления новой парадигмы и ее возможных социальных последствий в книге «Поворотный пункт». Этот комплексный подход получил развитие в сотрудничестве группы выдающихся ученых в Институте Элмвуда, своеобразном «мозговом центре», занятом экологическими проблемами, который я создал вместе с ними. Я познакомился с удивительными людьми, которым многим обязан. Когда более 20 лет назад я решил написать книгу «Дао физики», я выбрал путь, сопряженный с серьезным профессиональным, эмоциональным и материальным риском. Тогда я был одинок. Так же одиноки зачастую оказывались мои друзья и коллеги, которые решались на подобные шаги в своей области. Сегодня мы гораздо увереннее и сильнее. Мы встроены в многочисленные альтернативные социальные объединения и сети, которые составляют то, что я называю «восходящей культурой», и которые порождают множество движений, представляющих разные стороны одного и того же в и дения нашей реальности. Постепенно всё это сливается в мощную силу социального преображения нашего общества.
Благодарности
Автор и издательство благодарят за разрешение воспроизвести оригинальные иллюстрации в книге.
Рис. 7, 33, 41, 42, 46, 64 – Лабораторию им. Лоуренса Университета Беркли Рис. 10 – из книги Physics in the Twentieth Century by Victor Weisskopf с разрешения издательства M.I.T. Press, Кембридж, Массачусетс © 1972 Massachusetts Institute of Technology Рис. 18 – Nordisk Pressefoto, Копенгаген Рис. 29 – Музей восточного искусства Гульбенкяна
Об авторе
Фритьоф Капра получил степень доктора наук (PhD) по теоретической физике в Венском университете. Занимался исследованиями в области физики высоких энергий в нескольких европейских и американских университетах. Много писал и выступал с лекциями о философском измерении достижений современной науки. Автор книг «Поворотный пункт» и «Уроки мудрости». Его книга «Паутина жизни» переведена на восемь языков. Сейчас Капра – директор Центра экологической грамотности в Беркли. Живет в Беркли с женой и дочерью. Книги Фритьофа Капры: «Поворотный пункт» «Зеленая политика» (в соавторстве с Шарлин Спретнак) «Уроки мудрости»
Эту книгу хорошо дополняют:
Глазами физика Уолтер Левин
Сейчас Ричард Мюллер
Почему E=mc2? Брайан Кокс, Джефф Форшоу
Удовольствие от x Стивен Строгац
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.009 с.) |