Перемены в самоуважении: что говорят цифры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перемены в самоуважении: что говорят цифры



 

Статистические данные о переменах в позитивном самовосприятии являются почти зеркальным отражением социальных трендов соответствующих периодов времени. Миллениалы-старшеклассники рассчитывают стать выдающимися работниками: в 2012 году 68 % из них сказали, что будут «очень хорошими» работниками (высшая оценка в опроснике), тогда как среди бэби-бумеров в 1976 году таких было только 57 %. В 2012 году 58 % учащихся считали, что будут «очень хорошими» супругами, что превышает показатель 1976 года – 41 %. А учащихся, сказавших, что они «полностью» удовлетворены собой (высшая оценка в опроснике), в 2012 году было в два раза больше, чем в 1976 году.

И старшеклассники, и студенты стали более склонны считать, что они лучше остальных сверстников. В 2012 году 61 % студентов считали, что обладают лидерскими качествами выше среднего, а среди бэби-бумеров в 1966 году таких было лишь 41 %. Если в 2012 году 76 % опрошенных думали, что превосходят остальных в своем стремлении достигать результатов, то в 1966 году их было всего 60 %. Пятьдесят восемь процентов считали, что обладают интеллектуальными способностями выше среднего, тогда как в 1966-м так же считали только 39 % (и это несмотря на то, что в 1960-х годах средний балл учащихся на выпускных экзаменах был выше).

Показатели самоуважения у детей – несколько другая, но не менее интересная история. Мы изучили данные 39 593 ответов детей (в основном в возрасте 9–13 лет), полученных по Опроснику самоуважения Куперсмита – теста, разработанного специально для детской аудитории. В 1970-х, когда поколение бэби-бумеров постепенно сменялось поколением Х, уровень самоуважения у детей испытывал спад, причиной которого, возможно, была общественная нестабильность. В 1970-х, с их резким ростом количества разводов, бурным расцветом преступности и повсеместной сексуальной распущенностью, детям приходилось непросто. Средний балл 81 % детишек 1979 года был ниже среднего балла их сверстников 1960-х годов. К этому времени дети стали менее склонны соглашаться с утверждениями вроде «я совершенно уверен в себе» или «я вполне счастлив» и более склонны утверждать, что в их жизни «все идет кувырком». Столь привлекательный для подростков и взрослых индивидуализм, в принципе, не шел на пользу детям 1970-х годов, а в случаях, когда их родители вдруг заново обретали себя, мог и вовсе навредить.

Но после 1980 года (с последней волной поколения Х) уровень самоуважения у детей начал резко расти. В течение 1980-х и 1990-х годов дети все больше и больше говорили о том, что довольны собой. Они соглашались с утверждениями, что «нравятся окружающим» и «всегда поступают правильно». К середине 1990-х показатели самоуважения у детей уже достигали, а зачастую и превосходили уровни гораздо более стабильной эпохи бэби-бумеров в 1970-х годах. Уровень самоуважения среднестатистического ребенка середины 1990-х был выше, чем у 73 % его сверстников в 1979 году, и в дальнейшем он становился все выше. Анализ показателей самоуважения 10 119 учащихся средней школы показал, что у 80 % миллениалов 2007 года они были выше, чем у их сверстников из поколения X в 1988 году.

 

Курс обучения самоуважению

 

В период после 1980 года наблюдалось всеобщее стремление повышать самоуважение детей.

Это выглядит так, будто ставшие родителями бэби-бумеры решили, что их дети должны быть довольны собой всегда, а родители из поколения X продолжили их дело. Начало расцвета научной работы в области программ укрепления самоуважения пришлось на 1980-е годы: количество статей на эту тему, опубликованных в психологической и педагогической периодике в 1980-х годах, удвоилось по сравнению с 1970-ми годами. В 1990-х годах число журнальных публикаций на тему самоуважения возросло еще на 52 %, а количество книг на эту же тему удвоилось.

 

Поколение селфи – первое поколение, воспитанное на убеждении в необходимости иметь высокий уровень самоуважения.

 

Идея важности высокого уровня самоуважения для детей акцентируется в иллюстрированных журналах, телевизионных ток-шоу и книгах. Вот с чего начинается детская книга «Очаровашки из Царства Собственного Достоинства», первое издание которой увидело свет в 1991 году: «Я – ОЧАРОВАШКА. Привет, мой очаровательный дружок! Меня зовут Обезьянка Мона. Мы с моими друзьями из Отряда Очаровашек живем в Царстве Собственного Достоинства». На следующей странице дети узнают, что врата царства раскроются перед каждым, кто «с гордостью произнесет три раза: Я – очаровашка! Я – очаровашка! Я – очаровашка!».

Другой пример – «Книга-раскраска и рабочая тетрадь по самоуважению СТАНЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ!». Родителей побуждают растить в детях самоуважение. На обложке этой раскраски чувством собственного достоинства обладает даже кошка. А вот пес не удостоился медали за самоуважение. Наверное, он им не отличается – в конце концов, он ведь пьет из луж.

В ней детей ожидают упражнения и картинки, предназначенные для укрепления чувства собственного достоинства, в том числе «плакат для твоей комнаты» с текстом «Ты – необыкновенный». Буквы на нем надо раскрасить в желтый, оранжевый и красный цвета, а фон сделать фиолетовым. На другой страничке ребенка просят заполнить недостающие буквы: «Относись к себе х_р__о. Ты – необыкновенный человек. Мысли п_з_т_вно». Имеется еще примерно такая же раскраска под названием «Мы все – исключительные» (хотя из заглавия можно сделать вывод, что быть исключительным – не такое уж исключительное явление).

Один мужчина из Остина, штат Техас, был поражен, увидев свою пятилетнюю дочь в футболке с текстом «Я мила и все умею». Оказалось, что все детсадовцы обязаны носить эти майки по пятницам и декламировать фразу перед одногруппниками. Наверное, детсад все же слегка поторопился с этим, потому что дочка спросила: «Папочка, а что значит «все умею»? Никто из ребят не может понять…».

Акцент на самоуважении продолжается и после уроков, во время занятий спортом. Сейчас призы детям даются просто за то, что они участвуют в соревнованиях: посидел на скамейке запасных – получи кубок, не стал совершать попытку – получи кубок, полностью провалился – все равно получи кубок. У моего племянника есть гигантских размеров кубок с надписью «За выдающиеся результаты в участии». Это за что же – за то, что у человека хорошо получается выходить из раздевалки на игровое поле? Одинаковые кубки и медали раздают всем – и победителям, и проигравшим. Широкую известность получил редакционный комментарий Эшли Мерримен в газете «Нью-Йорк Таймс».

 

Она писала о том, что объем продаж призовой атрибутики в Соединенных Штатах и Канаде составляет 3 миллиарда долларов ежегодно, и это несмотря на то, что, по ее данным, «бесконечные поощрения не вдохновляют детей на достижения. Напротив, это может быть причиной низкой результативности».

 

Как указывает Джон Хьюитт в книге «Миф о самоуважении», подразумевается, что самоуважению можно и должно учиться. В большинстве случаев такие программы убеждают детей быть довольными собой без каких-либо причин для этого. В одной из них учителям велят уговаривать детей отказаться от фраз типа «я хорошо играю в футбол» или «я хорошо пою». Авторы строго указывают, что подобным образом самоуважение ставится в зависимость от результата. А вместо этого они хотят «твердо закрепить в ребенке его самоуважение, чтобы оно оставалось высоким вне зависимости от результатов». Другими словами, быть довольным собой важнее, чем быть довольным своим результатом. Как указано в методичке, детей следует научить, «что важны именно они сами, а не то, что они делают». Многие программы предлагают поощрять самоуважение в ребенке, даже если он совершает плохой поступок. В одном из упражнений детям предлагается закончить несколько фраз, в том числе начинающиеся с «Я люблю себя, даже несмотря на то, что …» и «Я прощаю себя за …».

 

В методических указаниях для педагогов часто специально указывается, что самым главным является поддержание самоуважения ребенка.

 

На стене отделения общеобразовательной подготовки одного из университетов красуется лозунг: «Мы будем считать себя необыкновенными и стоящими, несмотря ни на что!» Возможно, в результате всего этого 60 % учителей и 69 % школьных психологов согласны с тем, что самооценку учащихся следует поднимать, «уделяя большее внимание безусловному одобрению их личностных качеств, а не результативности или поведению». «Мы стали намного деликатнее с детьми. Они довольны собой без всякой причины. Мы даем им идеальное восприятие себя, никак не связанное с реальностью».

Между тем традиционная религия как раз предусматривала такие «условия» и правила поведения. Про самоуважение слышат и взрослые. Христианский писатель Рик Уоррен пишет в статье для «Журнала Домохозяек»: «Можно верить тому, что говорят о вас другие, а можно верить себе, по подобию Господа, который говорит, что вы истинно угодны, достойны, добропорядочны и способны».

В деле воспитания у детей высокого самоуважения за школой часто следуют и родители. Возможно, это связано с тем, что в наше время большинство детей появляются на свет желанными. Тренд к планированию семьи возник в начале 1960-х годов с появлением противозачаточной пилюли и продолжал развиваться в 1970-х с легализацией абортов. Результатом стало то, что все больше детей стали появляться на свет у тех, кто действительно этого хотел. Среднее число детей на семью сократилось с четверых до двух, и родители получили возможность уделять больше внимание каждому ребенку.

Эта же идея постоянно муссировалась и в популярных медиа, представлявших самоуважение как едва ли не панацею. В одном из эпизодов телесериала «Седьмое небо» юный персонаж спрашивает, как можно предотвратить войны. Отец, который по сюжету является священником, отвечает: «Можно внимательно посмотреть на себя в зеркало, и когда в нем отразится мир, тогда и наступит мир во всем мире».

Эти усилия принесли ожидаемый результат. В книге «Перемещение душ» Кристиан Смит делает вывод, что молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, которых он опрашивал в 2008 году, представляют собой «группу самых отчаянных оптимистов, которых мы когда-либо видели или слышали, по меньшей мере в том, что касается их личной жизни и будущего». В опросе телеканала CBS News старшеклассники – выпускники 2000 года (первая волна поколения Y) отвечали на вопрос «Что вам нравится в самом себе?». Самый популярный ответ (33 % опрошенных) гласил: «чувство собственного достоинства». С большим отрывом от него следовали успехи в учебе – 18 % и популярность среди сверстников – 13 %. В этом нет ничего удивительного: с детсадовского возраста учебные программы внушают этому поколению, что основания нравиться себе дает именно самоуважение, а не какие-то конкретные достижения.

К моменту, когда поколение селфи поступает в университет, все эти послания уже зазубрены наизусть. Преподаватель Университета Массачусетса Джон Хьюитт говорит, что студенты радуются, когда в его курсе социологии обсуждается тема самоуважения. Но как только он ставит под сомнение это понятие, лица студентов мрачнеют и интерес увядает.

 

Девушки прекрасны

 

Исследование, проведенное в 1991 году Американской Ассоциацией Университетских Сотрудниц (AAUW), обнародовало вывод, что «приближаясь к подростковому возрасту, девочки теряют чувство собственного достоинства». Результаты этого исследования публиковались в бесчисленном множестве новостных изданий по всей стране и стали поводом для общенациональной дискуссии о девочках подросткового возраста и их самоощущении. Этому способствовало и появление бестселлера «Оживление Офелии», в котором рассказывалось о неуверенности в себе, которую испытывают девочки-старшеклассницы. Стало очевидно, что по мере превращения девочек в девушек-подростков их самоуважение испытывает серьезную встряску, и с этим надо было что-то делать.

Буквально сразу же возникли программы, нацеленные на самоуважение, одной из которых стала герлскаутская «Девушки прекрасны». В ней девочки могли заслужить нагрудные знаки вроде «Я на высоте» или «Понимаю себя и всех других». Двадцатидвухлетняя Аманда рассказывает, что в ее герлскаутском отряде на самоуважение тратили немало времени. «У нас были практические занятия, на которых мы получали нагрудные знаки за достижения в своих проектах развития самоуважения. Нас учили, что мы можем делать все, что захотим, что самовыражение – очень хорошо и что отличаться от других – тоже», – рассказывает она. (Сама я провела в герлскаутах десять лет, но мне запомнились в основном походы, из которых мы возвращались уставшие и чумазые, что, возможно, было несколько более полезно, чем семинары по самоуважению.)

Когда мы с Китом Кэмпбеллом выполнили анализ по результатам 355 опытов с участием 105 318 человек, то тоже убедились, что самоуважение девочек не падает в подростковом возрасте – оно просто растет не так быстро, как это происходит у мальчиков. Разница в уровне самоуважения между студентами и студентками была несущественной. Другой мета-анализ, выполненный моей ученицей Брендой Долан-Паско, показал, что девочки значительно ниже ценят себя в том, что касается внешности, но при этом их уровень самооценки в области академической успеваемости был одинаков с мальчиками. Кроме того, девочки опережали мальчиков по уровню самооценки поведения и морально-этической самооценки. Достижения девочек-подростков также не соответствуют идее о том, что их обуревает неверие в собственные силы: их школьные оценки выше, чем у мальчиков, и большее их число получает университетские дипломы.

Другими словами, девочки подросткового возраста не испытывают проблем с самооценкой, и «важнейшей общенациональной проблемы низкого уровня самоуважения среди девочек-подростков и девочек младшего возраста», о которой возвестил Совет герлскаутов, не существует.

 

Никакой критики!

 

Существовало и движение против «излишней критики» в адрес детей. В некоторых учебных заведениях учителя не исправляют ошибки детей из страха навредить их самооценке. Один популярный метод указывает, что учителю не нужно исправлять грамматику и орфографию учеников, утверждая, что у детей как у «личностей» должна быть своя собственная, «независимая грамматика». (Претстафте шо читаити интернетсайт сделанный староникам этова учення.) На курсах повышения квалификации педагогам усиленно внушают, что позитивная атмосфера важнее исправленных ошибок. Один британский преподаватель предложил исключить из образовательного процесса термин «незачет»: вместо того чтобы услышать, что они провалили экзамен, студентам будет приятнее знать, что их «успех откладывается».

Настойчивое стремление давать учащимся положительную обратную связь приводит к еще одному широко распространенному эффекту: завышению оценок. Количество учащихся-отличников почти удвоилось. Это не связано с повышением успеваемости – средний балл по стандартизированным тестам остался на прежнем уровне или даже понизился. И времени на учебу не стали тратить больше. Студенты университетов в последние годы стали заниматься меньше: в 2012 году только 38 % первокурсников сообщали, что занимаются шесть или более часов в неделю, по сравнению с 47 % в 1987 году. И почему же тогда их оценки становятся выше? «Преподаватели хотят, чтобы учащиеся ценили себя выше и сохраняли хорошее настроение», – объясняет Ховард Эверсон из некоммерческой организации College Board, помогающей поступать в высшие учебные заведения. Мы становимся страной-сказкой: все наши дети показывают выдающиеся результаты.

Одиннадцатилетнюю Кэйлу, которая учится в школе недалеко от Далласа, штат Техас, пригласили на праздник с пиццей для тех, кто получил хорошие оценки по математике – и это несмотря на то, что она едва не получила неуд. Раньше праздники с пиццей устраивали только для отличников, но теперь школа приглашает на них всех, кто хотя бы не провалил тест.

Как замечает преподаватель педагогики Морин Стаут, многие психологи, работающие в области образования, считают, что школы должны стать «местом, где дети изолированы от внешнего мира и получают эмоциональное, а не интеллектуальное развитие»… Будущие учителя, которым преподавала Стаут, считали, что «детям нельзя ставить задачи, которые могут оказаться не по плечу остальным в их классе, поскольку это будет способствовать конкуренции, а конкуренция плохо сказывается на самоуважении. И далее, нужно всячески избегать выставления оценок, а в случаях, когда это совершенно необходимо, делать это так, чтобы не возникало ни малейших сомнений в том, что получившие их – абсолютно выдающиеся ученики».

Завышенные оценки и недостаток конкуренции могут приводить к негативным последствиям: в 2012 году 38 % студентов-первокурсников сообщали, что им часто бывало скучно на уроках в выпускном классе школы, что превышает показатель 29 % 1985 года. Это неудивительно: что интересного может быть в учебе, если отличные результаты почти никак не отмечаются?

 

Если треть учащихся – отличники, то зачем прикладывать дополнительные усилия, чтобы попасть в первые 5 или 10 процентов?

 

Возможно, именно этот уклон к восхвалениям является одной из причин болезненного отношения к критике, которое отмечают у представителей поколения селфи преподаватели и менеджеры. Готовьтесь к приходу когорты обидчивых молодых сотрудников, работодатели! Стивен Липпман цитирует электронное письмо от студента, разозленного тем, что его не допустили к занятиям по одной из дисциплин из-за несоответствия обязательным требованиям: «Вы что, серьезно считаете, что прежде чем продолжить обучение, надо закончить социологию? Вам, дружище, надо не финансы преподавать, а историю женского движения… Но если уж вы или ваш курс считаете себя настолько важными, чтобы требовать выполнения этого условия, то так и быть…». Особенно впечатляет концовка письма: студент полагает, что преподавателем движет то же, что и им самим, – «считаете себя настолько важными». Это похоже на то, что я недавно услышала в разговоре двух студентов в кампусе: «Наверное, он специально делает такие сложные тесты, чтобы самому себе казаться молодцом».

Кроме того, студенты хотят получать «отлично» – а иначе… Когда я поставила одной студентке «отлично с минусом» за ее доклад, она немедленно зашла в раздел рейтингов на сайте myprofessors.com и написала там, что я «худший преподаватель в ее жизни»! Получив на экзамене оценку «отлично с минусом», другая разразилась длинным посланием по электронной почте, начинавшимся так: «Я считаю, что по ходу заслуживаю оценки «отлично». Мои оценки и за письменную работу, и за устный доклад были занижены по причинам, которые я полагаю не вполне обоснованными». Она потребовала личной встречи для обсуждения возможности изменения ее оценки. После долгой дискуссии относительно правил изменения оценок, принятых в университете, я ответила, что не поменяю оценку, но зато буду рада дать более подробный отзыв о ее работе. В отличие от двенадцати предыдущих писем это предложение не удостоилось ответа с ее стороны.

Так везет не только мне. Липпман цитирует электронное письмо от выпускницы, огорченной своей оценкой «хорошо с плюсом». Вот что она написала: «Считаю, что если студент выполняет/вовремя сдает все задания, имеет не более двух пропусков занятий, активно участвует в семинарских занятиях, конспектирует, внимательно смотрит видеоматериалы и очевидным образом применяет/учитывает полученные социологические знания в своей жизни, то было бы разумно оценить такого студента соответствующим образом, поставив ему «отлично». Обратите внимание, что хорошие учебные результаты вообще не упоминаются – студентка просит поставить ей «отлично» просто за то, что она ходила на занятия.

Все это не должно удивлять. Как замечает Хьюитт, студенты «смотрят на вещи и ведут себя так, как им указывают теории самоуважения. Они склонны поступать так, как будто обладают благородной и доброй внутренней сущностью, вне зависимости от того, что говорят или делают остальные люди, что достойны признания и внимания со стороны окружающих и что уникальные потребности их личности должны приниматься во внимание в первую очередь и безусловно».

Когда журнал Time назвал миллениалов «мне-мне-мне-поколением», одной из самых распространенных реакций было «Но мы же такие классные!». Матт Принс, 29 лет, сказал: «Думаю, что они говорят правду – вот только не думаю, что это так негативно, как сперва кажется. Наше поколение настолько успешно, что настроено примерно так: «Вот что! Я этого заслуживаю, мне должно быть позволено делать то, что мне нравится».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.028 с.)