Теория институтов и институциональных изменений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория институтов и институциональных изменений



В начале 1990-х гг. американский ученый Дуглас Норт опубликовал ряд работ, которые имели непосредственное отношение к обоснованию роли и принципов функционирования организаций. В своих работах он изложил основные принципы теории институтов и институциональных изменений. Норт сосредоточился на изучении того, чем же все-таки являются институты, на определении их отличий от организаций и рассмотрении влияния институтов на производственные издержки. Основное внимание в его работах уделено проблеме кооперации между людьми, кооперации, которая позволяет экономическим системам извлекать выгоду из торговли. Норт считал, что развитие институтов, создающих благоприятную среду для совместного решения сложных проблем обмена, обеспечивает экономический рост.

Согласно теории Норта рынок представляет собой сложное и неоднозначное явление, структуру, которая охватывает различные институты, такие как законы, правила игры, определенные кодексы поведения и типы отношений. Под институтами Норт понимал набор правил, моральное и этическое поведение людей в интересах максимизации дохода, формальные и неформальные ограничения, а также факторы принуждения, которые структурируют взаимодействие этих ограничений. В соответствии с идеями Норта развитие экономики происходит no/i влиянием взаимодействия между институтами и организациями. При этом первые определяют правила игры, по которым играют вторые.

Норт писал о том, что организационные факторы ведут к изменению структуры институтов, оказывающих влияние на развитие экономики, и вследствие этого являются более значимыми, чем технические факторы, рассматриваемые Нортом как недостаточные. Согласно Норту тех­нические и другие факторы хотя и являются составляющими экономического роста, но сами по себе обеспечить его не могут.

Институциональный подход к событиям является необходимым при попытках проанализировать переход от плановой экономики к рыночной.

Выводы из теории институтов и институциональных изменений Норта имеют принципиальное значение и сохраняют свою актуальность. Одним из основных выводов является тот факт, что в отличие от законов, изменение которых возможно в течение короткого времени, изменение неформальных норм происходит постепенно. Именно эти нормы являются основой для действия законов. Второй вывод, который можно сделать из теории Норта, заключается в том, что функционирование экономики очень тесно связано с государственным устройством, которое формирует экономические законы, создает и обеспечивает эффективные права собственности и влияет на политику развития. При этом политические институты должны сохранять стабильность и поддерживаться организациями, заинтересованными в их неизменности. Изменение институциональной системы является необходимым при проведении реформ. Экономический рост в долгосрочной перспективе требует разработки определенных законов и правил.

Д. Норт считал, что эффективные политические и экономические системы формируют гибкие институциональные структуры, устойчивые к изменениям и обеспечивающие успешное развитие.

Основные положения подхода Э. Мэйо к организационной концепции

Человеческих отношений

Серьезным ограничением всех классических теорий организаций считают механистическое представление о поведении человека в организации. В связи с этим классические теории подверглись серьезной критике в 1930-е гг. В качестве альтернативы классическим организационным теориям была предложена организационная концепция человеческих отношений. Сторонники этой концепции впервые заявили, что поведение человека в организационной структуре не однообразно, а зависит от многих факторов.

Возникновение концепции человеческих отношений связывают с именем социолога Э. Мэйо. Он первый пришел к выводу, что на производительность труда работников оказывают наибольшее влияние психологические и социальные факторы, а не материальные, как считалось до него. По мнению Мэйо, человек в организации старается установить социальные связи с другими людьми и лишь только после этого выполняет экономические функции. Отношение работника к этим функциям будет зависеть от того, как оценивают их люди, с которыми связан.

Представители концепции человеческих отношений считали, что индустриальное общество способствует нарушению нормальных человеческих отношений и усилению разобщенности и отчуждения людей друг от друга, что в свою очередь становится причиной нарушения социальной стабильности. Как возможный выход из сложившейся ситуации рассматривали построение организационных отношений, которые бы учитывали социальные и психологические аспекты деятельности людей. Мэйо и другие представители теории человеческих отношений считали, что прежде всего организация должна быть ориентирована не на производство, а на людей. Они сформулировали три основных положения рассматриваемой концепции;

1) человек - прежде всего существо социальное;

2) жесткие формальные рамки классических теорий несовместимы с природой человека;

3)    ответственность за решение проблем индивидуума в организации лежит на менеджменте.

Мэйо уделил большое внимание изучению неформальных факторов организационного поведения людей и рассмотрению их влияния на производительность труда. В ходе своих исследований он обнаружил, что зачастую в организациях существовали отдельные группы людей, нормы и цели которых расходились с объявленными нормами и целями организации. Причем эти группы людей обладали определенной самостоятельностью и имели возможность так или иначе отстаивать свои групповые идеи. До появления концепции человеческих отношений существование таких групп рассматривалось как дисфункция в нормальной структуре организации. Мэйо же заявил, что это явление не носит негативного характера, а является естественной реакцией на излишнее разделение труда и на то обстоятельство, что работникам нередко приходится многократно выполнять одни и те же трудовые операции, которые для них абсолютно лишены смысла.

Мэйо считал, что назревающий конфликт между личностью и организацией можно разрешить путем удовлетворения социальных и психологических потребностей работников. При этом человек увидит смысл в своем труде, а организация добьется повышения производительности труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.007 с.)