Классическая теория организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая теория организации



В развитие классической теории организации внесли вклад многие практики. Одну из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления предпринял Ф. В. Тейлор. Его идеи и методы известны как научное управление. Тейлор сконцентрировал свое основное внимание на низшем звене организации.

Классическая теория предполагает, что работа должна изучаться с помощью научных методов и что основой для определения оптимальной организации работы должен стать анализ фактов и данных, собранных непосредственно на рабочем месте.

Сам Тейлор так формулировал суть своей системы: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».

Другими словами, главная идея научного управления заключается в том, что для каждого вида деятельности человека должно вырабатываться научное обоснование, в соответствии с которым должно проводиться обучение работника для приобретения им необходимых навыков. При этом Тейлор полагал, что каждый работник от природы ленив и, следовательно, рост производительности труда и производства возможен только через принудительную стандартизацию орудий, условий и методов труда. Сторонники научного управления считали, что ответственность за отбор людей и их обучение должна лежать на руководителе.

Тейлор настаивал на необходимости разделения планирования работ и их выполнения и на необходимости заранее планировать методы работы и всю деятельность организации в целом. В идеальном варианте организацией должен управлять именно плановый отдел. По мнению Тейлора, планирование деятельности должно осуществляться в департаментах планирования теми служащими, которые специализируются на данных вопросах. При этом он выделил четыре различные подфункции департамента планирования, которые должны выполнять четыре различных человека:

- служащий,      контролирующий    порядок     и      направление работы;

- служащий по подготовке инструкций;

- служащий по вопросам времени производства и себестоимости;

- служащий      по       контролю     за      производственной     дисциплиной. Предполагалось, что управленческая деятельность должна проводиться на уровне цехов также четырьмя различными служащими:

- бригадиром;

- инспектором-приемщиком;

- служащим, устанавливающим темп работы;

- мастером по ремонту.

Схема организационного устройства, предложенная Тейлором, оказалась слишком громоздкой и вследствие этого получила малое распространение в промышленности. Однако в современной промышленности существуют функции планирования производства и промышленного проектирования уже в других формах.

Одним из важнейших аспектов научного управления является системный анализ работы. Тейлор предположил, что необходимо определить оптимальный путь выполнения задания и время, необходимое для Го выполнения, чтобы сделать работу более эффективной. Кроме того, необходимо проанализировать внешнюю среду и условия, при которых завершается работа, и исследовать план завода, материальные потоки, проектно-конструкторские работы и план по расширению работ.

Исследование движения - это процесс, при котором рассматривается движение основных элементов машин и оборудования, необходимых для выполнения работы.

Временное исследование - это фиксация необходимого для выполнения определенной задачи времени. Выделяют два метода временного исследования.

1) хронометрирование, при котором исследователь должен изучить задачу и определить временные элементы, которые могут состоять из одной или нескольких частей. При этом каждый временной элемент не должен зависеть ни от предыдущего, ни от последующего элемента;

2) нормирование - метод, при котором допускается, что для всех основных видов работ существует установленное время.

Что касается заработной платы, Тейлор предложил, что нужно платить каждому рабочему в соответствии с его индивидуальной выработкой, т. е. производить сдельную оплату труда. Рабочие, которым удается произвести больше установленной нормы, должны получать больше, чем те, которые эту норму не выполняют. Этот аспект теории основан на предположении, что основным мотивационным фактором для рабочих является заработная плата.

Тейлор искренне верил, что со временем менеджмент превратится в настоящую науку и что многие его элементы, лежащие на тот момент за пределами точных наук, будут применены, так же как и элементы технических наук. В 1920-30-е гг. последователями «научного управления» Тейлора стали Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, X. Хэтуэй, С. Томпсон, X. Эмерсон.

Принципы Анри Файоля?

Разновидностью классической школы является административная школа, которая занималась изучением роли и функций управления. Одним из первых представителей этой школы стал Анри Файоль (1841-1925). В течение нескольких десятилетий он занимал пост высшего руководителя горнодобывающей и металлургической компании.

В отличие от Тейлора Файоль обратил наибольшее внимание не на совершенствование работы на уровне цеха, а на исследование более общих принципов организации. Кроме того, Файоль стал первым, кто рассматривал организацию как самостоятельный объект исследования. Он первый предположил, что управленческие функции существуют на любом уровне организации и необязательно являются исключительной привилегией высшего руководства компании. Файоль выделил пять основных функций администрации:

- прогнозирование;

- планирование;

- организация;

- координирование;

- контроль.

Файоль считал, что процесс организации - это определение и создание общей структуры организации в соответствии с ее целями. В связи с этим он считал необходимым придать форму всей структуре и определить функции каждого из ее элементов. Организационное проектиро­вание Файоль начинает с простейшей организации. В ней руководитель сочетает функции и руководителя, и исполнителя. В более сложной организации с несколькими рабочими руководитель уже в значительной степени освобожден от исполнительной функции. По мере расширения организации и увеличения числа работников между руководителем и непосредственными исполнителями появляется все больше и больше посредников. Так, сначала становится необходимым наличие мастеров; наличие нескольких мастеров ведет к созданию должности заведующего мастерской; наличие нескольких заведующих побуждает создать должность начальника отдела и т. д. Соответственно, чем выше роль сотрудника в организационной иерархии, тем большую роль он играет и тем сильнее возрастает его ответственность.

Искусство управления Файоль рассматривал как выбор соответствующих принципов, которые нужно применить в конкретной ситуации. Эти принципы позволяют решать основные задачи при создании системы задач и власти. Файоль считал свои принципы универ­сальными, но тем не менее отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена и всегда открыта для изменений и дополнений. Некоторые из принципов Файоля обращены к человеческому фактору. Тем самым он показал, что для успешного управления организацией необходимо знать психологию и непременно учитывать человеческий фактор. Итак, Файоль выделил 14 принципов и разделил их на 3 группы:

Структурные принципы: разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность, цепь.

Принципы процесса: справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, единство команд, подчинение главному интересу.

Принципы конечного результата: порядок, стабильность, инициатива



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.008 с.)