Еще побудительная причина к альтруизму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Еще побудительная причина к альтруизму



 

Высказанного уже достаточно, чтобы жить, не забывая других, ради получения вечного блага в вечной жизни. Но не эта одна почти научная истина побуждает нас к добру. Ее еще, надо сознаться, недостаточно.

Обратимся опять к космосу, к его атомам, бесконечно малым, к его времени, не имеющему ни начала, ни конца. Его атомы есть духи, и ничего, кроме духов, Вселенная не содержит. Кто создал их? Загадка, которая никогда не перестанет удивлять разумное существо. Если мы скажем, что мир всегда был, есть и будет и дальше этого мы не захотим идти, то опять‑таки трудно избежать другого вопроса: почему же все проявляется в той, а не в другой форме, почему существуют те, а не другие законы природы. Ведь возможны и другие!.. На то должна быть какая‑нибудь причина, как и причина самого мира, – этого бесконечного множества духов в бесконечном пространстве и времени. В наших глазах мир всегда был, время бесконечно, не имея ни начала, ни конца. Но что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно мало, даже нуль. Таким образом, для нее мир мог иметь начало.

Причина эта, создавшая мир так, а не иначе, по своему желанию, – выше мира и может потому уничтожить его одним проблеском своей мысли. Мир, конечно, развивается механически, но причина его развития лежит в первоначальном устройстве всего (в бесконечно отдаленные времена), когда он имел как будто вид хаоса. В действительности этот хаос уже содержал в зачатке все то величие, которое мы видим теперь во Вселенной. Это подобно тому, как в яйце животного содержится все его будущее дивное устройство.

Что же мудрей: яйцо или развившееся из него существо? Оба одинаково мудры. Яйцо даже удивительней, потому что невидимо содержит в себе животное, подобно первобытному хаосу, уже заключавшему в себе теперешний сложный мир.

Что я говорю, не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без Первопричины, всемогущей и благосклонной к своему созданию.

Ее свойства отразились в ее творении, и мы их не можем не видеть. Существование мира доказывает ее всемогущество потому что все человечество со всеми своими науками никогда не в состоянии создать ни одного атома, ни одного духа. А она создала их без числа. Человечество и ни одно мудрейшее существо не может и уничтожить ни одного атома. Первопричина же, разумеется, может и уничтожить все созданное ею. Мы в руках ее и беспредельное удивление перед ее силою есть одна из ее даней.

Мы не можем не видеть и ее добра. Если человека, содержащего несколько сирот, называют добродетельным, то как назвать Первопричину, прокармливающую человечество и бесчисленное множество существ, живущих на многих биллионах планет, подобных Земле! Большинство населения этих планет достигло уже совершенства, недостигнутого еще человечеством. Большинство этих небесных существ – бессмертные. Это высшие, блаженные существа, неподверженные страданиям, свойственным роду человеческому, переживающему свое младенчество. Пройдет младенчество и тьма, наступит свет и счастье. Что значат эти тысячи лет страданий от смерти, болезней и неправды, которые пережило и переживет еще человечество, в сравнении с тем бесконечным по времени счастьем, которое ожидает преобразованный людской род… Если мне пришлось, ради исцеления от болезни, принять однажды горькое лекарство, то значит ли это, что люди, окружающие меня, злы? Так и Первопричина, причиняющая кратковременное зло ради вечного добра, не может назваться злою. Горе человечества есть один момент, в сравнении с бесконечностью.

Я не могу оставить понятие о Первопричине, как о всемогущей и нежно любящей свое творение силе.

Благодарность к Первопричине должна еще толкать нас к содействию ее целям, заключающимся в добре. Один этот толчок достаточен, чтобы быть добрым, помимо научно‑эгоистических выводов. Тончайшая любовь к матери‑Первопричине побуждает нас всегда к деликатным поступкам в самых запутанных случаях жизни. Все вопросы не решает наука, но все вопросы решает любовь к Первопричине и надежды на нее.

Итак, побудительные поводы к добру или, вернее, к разумным поступкам следующие:

Дурные последствия ошибок в этой жизни, обрушивающиеся на самого заблуждающегося.

Дурные последствия в будущей жизни.

Душевное спокойствие и здоровье.

Хороший пример.

Милосердие, великодушие, прощение возмещаются людьми хоть отчасти.

Любовь к Первопричине.

Любовь к родственникам и ко всему чувствующему. В общем – любовь к самому себе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.005 с.)