Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Где «кончается» Европейский союз?↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Европейский союз не имеет закрытого списка настоящих и буду- щих членов, действительно, начав с шести государств-членов, сего- дня ЕС объединяет 28 европейских государств, и еще несколько «стоят в очереди» на вступление. Расширения ЕС (увеличение числа его чле- нов) — это самый мощный инструмент его внешней политики. Если вслед за Коломером рассматривать ЕС как «демократическую импе- рию», то его восточные пределы очевидны — логическим пределом должна быть другая, соседняя «империя», т.е. Россия25.
357
и расизме). Более того, само представление о Европе менялось: клас- сическая Европа была средиземноморской, включавшей Элладу (Гре- цию) и Италию, однако Европа XIX столетия была Западной, ее ядро формировали Великобритания, Германия, Франция. Римский договор, конституировавший создание ЕЭС-6, заложил противоречие: с одной стороны, речь в нем шла об определенной географии — Европе, од- нако, с другой — критерии для членства в объединении — демократия и экономика, способная к интегрированию, — имеют универсальный характер и не относятся к определенному региону. Можно предположить, что будущие границы ЕС не жесткими и фиксированными. Вместо Вестфальского «супергосударства» мы скорее увидим «демократическую империю» с накладывающимися друг на друга правлениями, разделенным суверенитетом, разнообраз- ными институциональными соглашениями и множественными куль- турными идентичностями26. Для того чтобы ЕС оставался работающей системой, необходимо все же «закрыть» список участников и форми- ровать для соседних стран, не входящих в ЕС (Украины, России, Бе- лоруссии), взаимовыгодный режим сотрудничества. Помимо этого, внешние границы ЕС должны быть прозрачны и открыты для транс- граничного сотрудничества. Как «нормативная сила» Евросоюз оказывает влияние на при- легающие пространства других государств посредством выдвижения инициатив, которые призваны «скреплять» территории, лежащие по разные стороны границы. Остановлюсь вкратце на двух наибо- лее успешных (и важных для России) территориальных направлениях внешней политики ЕС. «Северное измерение»
«Северное измерение» было и остается прежде всего попыткой за- интересованных членов ЕС преодолеть нарастающее размежевание 358
между ЕС и Россией посредством совместного решения практических функциональных проблем, а не еще одним каналом борьбы за «вы- сокую» политику. Безопасность и вопросы политики были либо ис- ключены из повестки дня, либо обсуждались в самом ограниченном объеме. Вовлеченные европейские участники сочли за благо не под- нимать в рамках СИ вопросов поставок нефти и газа; лишь ядерная безопасность и энергосбережение были включены в Экологическое партнерство в рамках СИ. Неоднократно подчеркивалось, что «Север- ное измерение» доказывает, что малые страны ЕС могут многого до- биться, проводя «умную маленькую политику» («smart small policies»). Успех «Северного измерения» можно объяснить через подход много- уровневого управления, который предполагает, что акторы могут воз- действовать на процесс принятия решений в ЕС через разнообразные каналы — от работы с европейскими институтами до непрямого дей- ствия через региональные, национальные и субнациональные структу- ры. Формирующаяся таким образом политика есть результат наклады- вающихся друг на друга компетенций, напряженностей и конфликтов в системе многоуровневого управления. Можно ожидать, что процесс принятия решений по частным, «локализованным» вопросам бу- дет децентрализованным, т.е. рассредоточенным между различными институциональными уровнями — региональным, национальным, субнациональным, при этом наднациональные институты будут со- хранять ответственность за формулирование общей политики в отно- шении России. Трансграничное сотрудничество: «еврорегионы»
Еврорегионы — это особая форма трансграничных соглашений, связывающих региональные и — особенно — местные власти по обе стороны границы. Трансграничное сотрудничество в рамках евроре- гионов институционализировано (т.е. развивается по определенным, 359
Г ЛАВА 10
Интеграционные объединения вокруг России В 2000-е годы очевидным внешнеполитическим приоритетом Рос- сии было утверждение себя как глобальной и региональной державы, при этом экономическое и политическое усиление сопровождалось выдвижением все более крупных геополитических целей. Россия пред- принимала неоднократные попытки показать миру свою растущую силу как великой державы. Между тем практически все теоретические подходы к междуна- родным отношениям, при всех их различиях, отмечают ключевую роль создания и поддержания коалиций (альянсов) вокруг и против стран, претендующих на статус великих держав. По сравнению с предше- ствующей биполярной системой противостояния США и СССР в со- временной мировой системе роль коалиций (альянсов) не уменьши- лась, но, напротив, значительно возросла. Следовательно, приоритет во внешней политике приобретает конкурентная борьба за потенци- альных партнеров по международным альянсам. Стремление России иметь на постсоветском пространстве пророссийскую коалицию со- вершенно естественно.
Рассмотрим кратко интеграционные группировки, сложившиеся после распада Советского Союза на его пространствах. 360
21 декабря 1991 г. президенты Азербайджана, Армении, Белорус- сии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины подписали Алма-Атинскую декларацию об образовании Содружества Незави- симых Государств и прекращении существования Советского Союза. Особое внимание в декларации обращает на себя стремление участни- ков Содружества избежать любой формы зависимости или давления со стороны сильнейшего участника — России, а также подчеркнутое не- желание иметь какую-либо наднациональную структуру28. В 1991–1993 гг. были образованы общеполитические координиру- ющие органы СНГ — Совет глав государств и Совет глав правительств (СГГ и СГП). СГГ и СГП сохраняют свои функции и значение как выс- шие политические органы Содружества и в настоящее время. По срав- нению с первым периодом существования СНГ более серьезную роль играют Межпарламентская ассамблея и основной исполнительный ор- ган, координирующий внешнюю политику стран СНГ, — Совет мини- стров иностранных дел.
В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, который в целом отразил состояние отношений его членов в период наибольшего «отталкива- 361
«произвел» более 800 соглашений, большинство из которых так никог- да и не были реализованы. Как следует оценивать роль СНГ? По мнению Тренина, Содруже- ство обычно упрекают в том, чего оно изначально не имело возможности достичь, при этом не признают его реальных и очевидных достижений. Исторической ролью СНГ стала роль «поглотителя шока» (от распада СССР), и с этой ролью оно справилось блестяще. Таким образом, в СНГ надо видеть инструмент не интеграции, но, скорее, «цивилизованного» развода. Содружество было не в состоянии стать двигателем постсовет- ской интеграции в силу ряда причин: существующей оппозиции любой форме наднациональной организации со стороны элит; превалирую- щих внешних экономических и политических ориентаций постсовет- ских государств; различий в уровнях социально-экономического раз- вития и принадлежности к различным культурно-цивилизационным
Помимо СНГ, бывшие советские республики входят в состав дру- гих региональных группировок. Одной из организаций, динамично развивающихся и привлекающих все более пристальное внимание, является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в составе Российской Федерации, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Основной сферой деятельности ШОС с самого нача- ла была борьба с международным терроризмом, спецификой которой является акцент на связи терроризма с сепаратизмом и религиозным экстремизмом с целью обеспечения территориальной целостности государств-членов и сохранения у власти в центральноазиатских го- сударствах светских режимов. Существуют опасения, связанные с до- 362
минированием Китая в этой организации. Что касается позиции США, то после того, как статус наблюдателя в ШОС в 2005 г. получили две ключевые азиатские страны — Индия и Пакистан, — США выразили обеспокоенность возможностью маргинализации их роли в Централь- ной Азии. Действительно, ШОС объективно становится структурой, альтернативной американским проектам. Очевиден некий дисбаланс в составе ШОС. Ее внутреннюю струк- туру можно (при обязательном консенсусе всех членов) описать как
Мировой рейтинг ШОС быстро растет, желание присоединиться к этой организации выразили Индия, Пакистан, Иран и Монголия. В 2006 г. руководство ШОС объявило мораторий на дальнейшее рас- ширение организации, решив направить усилия на консолидацию уже созданного объединения. Привлекательность ШОС для лидеров вхо- дящих в ее состав государств состоит, в частности, в том, что в задачи организации не входит радикальная демократизация их политических режимов по западному образцу. К тому же менее развитые члены ор- ганизации (Таджикистан, Киргизия, Узбекистан) получают дополни- тельные возможности для экономического развития за счет ресурсов «первой тройки». Сферой геополитических интересов ШОС является Центральная и Северо-Восточная Азия, а в среднесрочной перспекти- ве — Южная Азия и Средний Восток.
ет взносу каждого члена в бюджет сообщества. В 2006 г. на саммите ЕврАзЭс было принято решение о создании Таможенного союза в составе трех из шести государств — членов сооб- 363
щества — России, Казахстана и Белоруссии. Создание союза одобрили все шесть членов объединения, однако этот шаг разделил его членов на лидеров и аутсайдеров: Киргизия и Узбекистан отстали в создании и унификации необходимой для Таможенного союза нормативно-пра- вовой базы, а Таджикистан продвинулся дальше на этом пути, однако это государство не имеет общих границ с тремя лидерами.
Руководство России готово рассматривать политическую интегра- цию на постсоветском пространстве вокруг России как приоритетное направление внешней политики. Возникает вопрос: в том случае, если независимые государства согласятся на политическую реинтеграцию вокруг России, каким образом можно будет гарантировать им сохране- ние их национального суверенитета и эффективного контроля над над- национальными органами. Без таких гарантий национальные лидеры независимых государств, скорее всего, будут сопротивляться любым попыткам создать эффективные («сильные») наднациональные инсти- туты. В частности, опираясь на опыт европейской интеграции, можно предположить, что национальные лидеры будут отвергать все попытки реформ, потенциально ведущих к федеративному союзу постсоветских государств.
С точки зрения лидеров независимых государств, российские по- литики могут воспользоваться любой значимой формой интеграции для усиления доминирования России на постсоветском пространстве. 364
Объективная гегемония России — не единственное препятствие для реинтеграции государств вокруг нее, еще одна крупная проблема связана как раз с идентичностью — как российской, так и государств постсоветского пространства. После распада Советского Союза глубо- кий кризис идентичности охватил все государства этого региона. Вне- запное «упразднение» советской системы ценностей и резкий подъем национализма в республик бывшего СССР не привели к формирова- нию общенациональных консенсусов относительно национальной и государственной идентичностей. Фактически одним из источни- ков постсоветского построения государственности и национальной идентичности в ряде республик бывшего СССР было стремление от- граничиться от России, построение идентичности «от чужого». Ины- ми словами, проект собственной идентичности был (и есть) проектом подчеркнуто несоветским и нероссийским. Это случай не только трех прибалтийских государств, но и Украины. Антироссийская направ- ленность проектов новых идентичностей сталкивалась с сохранением существования элементов советской идентичности, правда, она име- ла уже не идеологический характер (в смысле стремления к возвраще- нию советского порядка), но базировалась на стремлении сближения с Россией. Представителями этой идентичности были русскоговоря- щие жители новых государств, а сильнейшим фактором консолидации их общей идентичности стала оппозиция введению «государственного языка». До сих пор в процессе становления находится и российская иден-
365
в полной мере осуществить переход к современному государству-на- ции и утвердить российскую идентичность как основу коллективной самоидентификации национального сообщества»31.
«Советский путь» дискредитировал себя как реальная идейная альтер- натива, сохранившись лишь как символ протестной консолидации; иных же основ для коллективной — постсоветской — идентификации Россия пока предложить своим соседям не в состоянии. Итак, «ресурсы» интеграции на постсоветском пространстве огра- ничены множеством как объективных, так и субъективных обстоя- тельств. Как свидетельствует опыт интеграции в ЕС, более перспектив- ными будут не попытки развивать все сферы сотрудничества при как можно более широком составе государств-участников, а деятельность «целевых», функциональных объединений (объединений «по интере- сам») — при участии России или без него — и при отказе от масштаб- ных проектов и заявлений о политическом сотрудничестве и проведе- нии общей внешней политики.
Примечания
2 См., например: The Future of North American Integration: beyond NAFTA / P. Hakim, R. Litan (eds.). Washington: Brookings Institution Press, 2002. 3 Beeson M. Regionalism and Globalization in East Asia. Palgrave Macmillan, 2007. P. 218. 4 Hettne B. Globalization and the New Regionalism: The Second Great Transformation // Hettne B., Inotai A., Sunkel O. (eds.). Globalization and the New Regionalism. London: Macmillan, 1999. P. 3–24. 5 См.: Мировое комплексное регионоведение: Учебник / Под ред. А. Д. Вос- кресенского. М.: Магистр, 2014. 366
7 Проблемы региональной интеграции. С. 126–127. 8 Sumsky V. The Art of the Possible in ASEAN’s Future // Global Asia. 2008. Vol. 3. № 1. P. 91–92. 9 Yao Souchou (ed.). House of Glass. Culture, Modernity, and the State in South- east Asia. Singapore: ISEAS, 2001. P. 12. 10 Байков А. «Интеграционные маршруты» Западно-Центральной Европы и Восточной Азии // Международные процессы. 2007. Т. 5. № 3. С. 11. 11 Lawson St. Regional Integration, Development and Social Change in the Asia — Pacific: Implications for Human Security and State Responsibility // Global Change, Peace & Security. 17/2/2005. P. 113. 12 Caballero J. Problematising Regional Integration in Latin America: Regional Identity and the Enmeshed State — the Central American Case // UNU-CRIS Work- ing Papers. W-2007/2. P. 2. 13 Проблемы региональной интеграции. С. 103–104. 14 Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Идентичность в системе ко- ординат мирового развития // Полис. 2010. № 3. С. 40. 15 См.: Региональная интеграция в современном мире и динамика макропо- литической идентичности. Политическая идентичность и политика идентич- ности. Т. 2. Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке / Отв. ред. И. С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2012. 16 Mitrany D. A Working Peace System. Chicago: Quadrangle Books, 1966. 17 См.: The European Union and World Politics: Consensus and Division / Ed. by A. Gamble and D. Lane. UK: Palgrave Macmillan, 2009. 18 Hix S. The Political System of the European Union. The European Union Series. Palgrave; Macmillan, 2005. 19 См.: Deutsch K. et al. Political Community and the North Atlantic Area: In- ternational Organization in the Light of Historical Experience. Princeton: Princeton University Press, 1957; Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social, and Eco- nomic Forces, 1950–1957. Stanford: Stanford University Press, 1958. 20 Европейский совет не следует путать с другой международной организа- цией, членом которой с 1996 г. является и Россия, — Советом Европы. 21 См.: Kliman D., Fontaine R. Global Swing States: Brazil, India, Indonesia, Tur- key and the Future of International Order. Report: The German Marshall Fund of the United States. November 2012. 22 Cagaptay S. Turkey at the Crossroads // Los Angeles Times. 2013. March 06. 23 Проблемы региональной интеграции. С. 55.
25 Colomer J. Great Empires, Small Nations: The Uncertain Future of the Sovereign State. London; New York: Rutledge, 2007. P. 65.
Г ЛАВА 10
26 Europe Unbound. Enlarging and reshaping the boundaries of the European Union / Ed. by J. Zielonka. London; New York: Rutledge, 2002. P. 13. 27 См.: Бусыгина И. М. Асимметричная интеграция в Евросоюзе // Между- народные процессы. 2007. Т. 5. № 3. С. 18–28. 28 Зиновьев В. П. Страны СНГ и Балтии: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том- ского университета, 2004. С. 17. 29 Trenin D. The End of Eurasia: Russia on the Border Between Geopolitics and Globalization. Washington D.C.; Moscow: Carnegie Endowment for International Peace, 2002. P. 90–92.
31 Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Идентичность в системе ко- ординат мирового развития // Полис. 2010. № 3.
зак лючения Будущее политической географии и будущее политической карты мира Сегодня политологи, экономисты и другие представители обще- ственных наук заново «открывают» для себя географию. География воз- рождается: после десятилетий забвения приходит понимание того, что «география говорит неприятную правду, в частности, о том, что при- рода, как и жизнь, несправедлива в предоставлении своих благ, и эту несправедливость нелегко поправить… Игнорирование не избавит нас от этой проблемы и не поможет нам ее решить»1. Географические ус- ловия влияют на развитие и рост государств, их способность строить и развивать институты. Так что более пристальный, внимательный и, главное, частый взгляд на карту подсказал бы политологам и экономи- стам, насколько разнообразны географические условия и какое важное значение они имеют.
Географические факторы не определяют будущее, однако они зада- ют начальные условия для институционального развития государства и/или региона. Географические факторы накладывают ограничения на действия лидеров государств, при этом важно, что эти ограничения «открыты», т.е. их могут «прочитать» и конкурирующие лидеры и, со- ответственно, сформировать свои стратегии. Конечно, география дает
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
нам лишь частичные объяснения; не впадая в истерику географическо- го детерминизма, надо спокойно признать это. Здесь нет трагедии — все объяснения в общественных науках частичны. Проблематика политической географии имеет непосредственное отношение к таким важнейшим для мирового сообщества темам, как
По мнению Фукуямы, после 11 сентября 2001 г. основной вопрос глобальной политики состоит уже не в том, как «сократить» государ- ство, но как восстановить его3. Исследователи признают: роль госу- дарства в современном глобальном мире не сокращается, однако она становится принципиально иной. Так, современное — эффективное! — государство активно ищет ответы на вызовы глобализации и усиления мировой открытости. Государство крайне важно с точки зрения обе- спечения безопасности своих граждан, оно отвечает за социальное и экономическое состояние общества, может защитить своих граждан от внешних шоков и кризисов. Наконец, по-прежнему крайне важна культурная функция государства, направленная на усиление солидар- ности и лояльности граждан.
Читая учебник, вы наблюдали за трансформациями политической карты на разных континентах в разные исторические периоды. А как 370
Прогноз других исследователей прямо противоположен: «размно- жению» государств приходит конец, тенденция к государствообразова- нию, достигшая пика в ХХ в., неизбежно пресечется4. В новом столетии на повестке дня стоит не мультипликация государств, но их объедине- ние — создание таможенных союзов, оборонных и торговых блоков. Мы видим это на примере (кстати говоря, пока единственном) Евро- пейского союза — объединение государств способствует смя<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.015 с.) |