Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В географическом госу дарствоведении

Поиск

Географы — исследователи государства — изучают:

— характеристики территории государства;

— политико-географическое положение государства;

— границы, приграничные территории и пограничные споры;

— факторы интеграции и дезинтеграции государственной терри- тории;

— территориальную эволюцию государства16.

Рассмотрим эти направления подробнее.

Территория государства и ее параметры

 
Территория государства — это пространственная сфера его сувере- нитета, осуществляемого в пределах совокупности земельных, водных и воздушных участков, входящих в состав данного государства. Право- вой режим государственной территории определяется ее принадлежно- стью к определенному государству. Существуют также государственные территории международного пользования, к которым относятся между- народные: реки, проливы, каналы, а также острова под юрисдикци- ей специальных международных договоров: архипелаг Шпицберген (в Северном Ледовитом океане), Аландские острова (в Балтийском море), Додеканесские острова (в Эгейском море)17.

Территория государства, ограниченная государственными грани- цами, является непременным атрибутом любого государства и пред-

47


 

ставляет собой один из важнейших объектов политико-географических исследований. В пределах государственных границ территориально со- вмещены все структуры государства и его управление. Таким образом, территория государства — это часть территории земного шара, находя- щаяся под суверенитетом определенного государства18. Состав терри- тории государства (ТГ) формируют: 1) суша (вся сухопутная территория в пределах границ государства); 2) внутренние и территориальные воды (большая часть приморских государств имеет территориальные воды от 3 до 12 миль; территориальные воды России составляют 12 миль) и ле- жащее над сушей и водами воздушное пространство; 3) недра, распо- лагающиеся под сухопутной и водной территориями (до технически доступной глубины)19.

 
Обратим внимание еще раз на то, что континентальный шельф яв- ляется экономической принадлежностью государства. Континенталь- ный шельф выделяется в соответствии со следующими признаками:

1)

 
примыкание к территории государства; 2) глубина до 200 м; 3) тех- ническая доступность ресурсов. Государства имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию в пределах своего шельфа, однако не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию. Эти по- ложения крайне важны для политгеографа, они имеют серьезные по- литические последствия, поскольку континентальный шельф государ- ства может превышать площадь его сухопутной территории и сильно увеличивать его ресурсный потенциал. Так, сеть буровых платформ в Мексиканском заливе или Северном море гуще, чем во многих не- фтедобывающих районах на материках.

В международном праве суверенитет государства — это полити- ко-правовое свойство, выражающее верховенство государства внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних делах. Наличие у государств свойства суверенности уравнивает их в правовом положении, создает основу для равноправия20. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. сфор- мулировал принцип нерушимости границ — европейские государства, а также США и Канада выразили свое признание существующих госу- дарственных границ в Европе. Однако принцип нерушимости границ не утвердился в общем международном праве, и нет оснований ожи- дать этого в ближайшем будущем. Что же касается Европы, то, как по- казывает ее история, множество границ было изменено с 1975 г., так что принцип нерушимости границ не означает их неизменности 21. Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 г. В Уставе ООН такого принципа нет. Концепция территори-

48


 

Географическое государствоведение

 

 
альной целостности государств была выдвинута после Второй мировой войны как ответ на стремление держав-колонизаторов дробить терри- тории, выходящие из-под их контроля. В последнее время в правовой литературе часто используется комплексная формула: принцип целост- ности и неприкосновенности государственной территории 22.

Таким образом, суверенитет фактически превращает территорию в государство. Суверенитет обеспечивает легитимность контроля госу- дарства над определенной территорией, так что понятия «территория» и «суверенитет» тесно связаны. Суверенитет нуждается в территории.

 
BOX 2.2. Родоначальником концепции суверенитета считается француз- ский политический философ и теоретик права ХVI в. Жан Боден. Разра- ботка этой концепции была вызвана практическими потребностями: рели- гиозные войны поставили Францию на грань полного хаоса, что заставило Бодена начать поиск источника общественного порядка и устойчивости политического режима. Боден находит этот источник в суверенитете. Предложенная Боденом концепция явилась ориентиром политической трансформации Европы Нового времени, где стала оформляться систе- ма суверенных государств-наций. В классической работе «Шесть книг о государстве» Боден определяет суверенитет как абсолютную, не свя- занную никакими законами власть над гражданами и подданными. Итак, суверенитет постоянен, един, неделим, абсолютен и самодостато- чен. Первоисточником суверенитета выступает Божественное провиде- ние, в практическом же плане суверенитет предполагает независимость государства (в боденовской трактовке — в первую очередь Франции) от внешних авторитетов (например, папы римского или императора Свя- щенной Римской империи) и набор функций, обеспечивающих эту неза- висимость, — исключительное право издавать законы, решать вопросы войны и мира, творить суд, наказывать и миловать, собирать налоги и пр. Суверенитет, по Бодену, выступал сущностным признаком государства (концепцию Бодена, следовательно, можно назвать концепцией госу- дарственного суверенитета). Наряду с централизованным статичным государством Бодена в Европе существовала и альтернативная концеп- ция государства Йоханнеса Алтузиуса, который представлял государ- ство выстроенным «снизу» (а не «сверху», как у Бодена), как «амальга- му» политических ассоциаций, основанных на согласии23.

В современном мире существуют серьезные проблемы, связанные с «наполнением» понятия «суверенитет». На мировой карте существу- ют так называемые непризнанные государства, которые контролируют определенную территорию и имеют действующие органы управле- ния, однако эти структуры признаны ограниченным числом других

49


 

 

 
Г ЛАВА 2

 

государств (так, Тайвань признают около 20 государств) либо лишь несколькими государствами (например, Турецкая Республика Север- ного Кипра, Нагорный Карабах, Приднестровье, Западная Сахара). Противоречие между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государства делает возможным появле- ние все новых непризнанных государств (НГ). Можно предположить, что феномен НГ свидетельствует о том, что территория находится на переходной стадии формирования государственности. Такая ситу- ация возникает в результате сецессии (отделения региона от государ- ства), распада государства или резкой смены политического режима. НГ могут стать полноправными членами международного сообщества (например, Эритрея, отделившаяся от Эфиопии в 1993 г.), могут опять присоединиться к государству, от которого прежде отделились (как Аджария от Грузии), однако возможно и долгое сохранение переход- ного статуса.

BOX 2.3. Список непризнанных государств открыт, а само понятие носит условный характер. В основную группу входят: Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осе- тия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и Косово. К этой группе часто добавляют Республику Сомалиленд, Тамил-Илам (на остро- ве Цейлон) и Исламское государство Вазиристан (северо-запад Пакиста- на). В этом же контексте упоминают Южный Судан, Кашмир, Западную Сахару, Палестину, Курдистан. Существуют и совсем экзотические слу- чаи, например самопровозглашенное в 1967 г. Княжество Силенд, нахо- дящееся в Северном море в 10 км от побережья Великобритании.

 

 
Большое значение с точки зрения шансов на самостоятельное вы- живание имеет размер территории НГ и число его жителей. Многие НГ смогли сохранять свой статус лишь благодаря «третьим силам» — по- мощи союзных государств или вмешательству международного сооб- щества. Вместе с тем существование НГ можно считать иллюстраци- ей слабой эффективности региональных международных институтов в процессе урегулирования конфликтов. По степени контроля над сво- ей территорией НГ делят на следующие типы:

— полный контроль над территорией (Приднестровье, Северный Кипр);

— частичный контроль (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил-Илам);

— протекторат международного сообщества (Косово с 1999 г.);

50


 

 

Географическое государствоведение

 

 
квазигосударства, т.е. этносы, не реализовавшие право на само- определение и контролирующие анклавы компактного прожи- вания своей этнической группы (Курдистан)24.

Особый генезис имеют непризнанные государства на территории бывшего Союза ССР. Переходные периферийные зоны СССР стали очагами территориальных споров и военных конфликтов. В первую очередь это касалось республик, внутри которых оказались анклавные или полуанклавные автономные образования другой этнической груп- пы. Попытки сецессий имели место там, где территории отличались высоким уровнем развития коммуникаций, неоднородностью этниче- ского состава, наконец, развитыми связями с другими республиками бывшего СССР (Нагорный Карабах — Армения, Приднестровье — Россия).

Подчеркну еще раз: непризнанные государства могут существовать относительно долго, однако это — особый и нелегкий способ суще- ствования. Такое государство не способно к активной экономической деятельности, не может полноценно участвовать в международных процессах, его выживание зависит не от него самого, но от позиций и политики внешних сил25.

 
ВОХ 2.4. Государства-изгои — этот термин указывает на внесистем- ность государства. Он впервые появляется во внешнеполитическом дис- курсе США в конце 1980-х годов. За всю историю термина в категорию

«изгоев» попадали такие государства, как Иран, Ирак, Северная Корея, Ливия, Куба, Сирия. Сегодня термин применяется в основном по отно- шению к Северной Корее и Ирану. Государства-изгои отличаются резко девиантным (т.е. отклоняющимся) по отношению к нормам междуна- родного сообщества поведением. При этом «изгои» выполняют важные функции в международном сообществе: наблюдение и анализ их дей- ствий позволяют определить, что такое «неприемлемое поведение», и тем самым укрепить нормы международного сообщества26.

 

Одним из важнейших параметров территории государства, ока- зывающих существенное влияние на многие стороны и особенности общественно-политической жизни, является размер территории госу- дарства. Можно говорить о том, что:

— чем обширнее государство, тем, как правило, богаче и разно- образнее его природные ресурсы;

— наличие большой территории может уравновешивать неблаго- приятное географическое положение;

51


 

— для больших по размеру территории государств по сравнению с малыми и средними остро стоит проблема «преодоления про- странства», т.е. проблема налаживания межрегиональных свя- зей и инфраструктуры. На преодоление огромных пространств идет существенная часть национального дохода. Для России большие трудности создают огромные расстояния и расположе-

ние 3/5 территории страны в сложных для проживания и ведения хозяйства регионах. Около половины территории нашей страны либо не заселено вообще, либо освоено очень слабо27.

 
BOX 2.5. «Освоение ресурсов Севера вызвало к жизни соответствующую природным условиям этого сурового края очаговую форму расселения. Издержки освоения Севера были очень велики. Предприятия, города и дороги возводились трудом заключенных. Из-за низкого технологиче- ского уровня производства численность занятых в нем и общая числен- ность населения северных городов и поселков значительно превышала ту, которая обеспечивала бы равный объем производства при более вы- сокой технологии. Ресурсные города после исчерпания запасов место- рождений обречены были на вымирание»28.

 
Территория — это ресурс государства особого вида, и в качестве та- кового она не может быть ничем заменена. Географы разработали не- сколько классификаций стран мира по размерам их территории. Так, одна из классификаций, дающая представление об упорядоченности стран исходя из размеров их территории, включает такие классы стран, как трансконтинентальные (Россия, Австралия), субконтиненталь- ные (Китай, Бразилия, Индия, Канада, США), макротопы (например, Иран, Мексика), мезотопы (например, Франция, Германия, Болга- рия), микротопы (например, Дания, Джибути), наконец, минитопы (Лихтенштейн, Андорра, Сингапур и пр.). На семь крупнейших госу- дарств мира приходится более 48% территории мировой суши (без Ан- тарктиды). Самыми малыми странами мира являются Ватикан (0,44 кв. км), Монако (1, 6 кв. км), Науру (21,3 кв. км), Сан-Марино (61 кв. км)29. Традиционная геополитика воспринимала размер территории как символ могущества государства и залог его мощи на международной арене. Однако, как уже было отмечено выше, территориальные при- ращения сами по себе не разрешают, но создают проблемы. Во-первых, возникают проблемы эффективного использования территории и ее освоения. Во-вторых, существует проблема природных ограничите- лей (например, вечная мерзлота), которые делают территорию крайне

сложной для постоянного проживания.

52


 

BOX 2.6. Районы вечной мерзлоты — это части земной коры, тем- пература которых долгое время (от 2–3 тысячелетий) не поднимается выше 0°. Вечная мерзлота — явление глобального масштаба, она зани- мает не менее 25% площади суши земного шара (единственным мате- риком, где вечная мерзлота отсутствует, является Австралия). Одно из первых описаний вечной мерзлоты было сделано русскими землепро- ходцами в XVII в. В России вечная мерзлота занимает 65% территории, наиболее широко она распространена в Восточной Сибири и Забайка- лье, самый глубокий предел вечной мерзлоты отмечен в верховьях реки Вилюй в Якутии.

 

 
Наконец, возникает проблема ключевой государственной идеи, без которой территориальная целостность страны подвергается угрозам сепаратизма. Таким образом, оборотными сторонами территориаль- ного роста государства становятся недоступность и фрагментация тер- риторий государства. Как показывает Туровский, «для политической географии важна оценка не только размеров территории, но и ее каче- ственных характеристик»30.

 
По мнению известного российского географа А. И. Трейвиша, наи- лучшим образом величина страны (государства) определяется через среднюю арифметическую из долей каждой страны в их общей площади, населении и ВВП 31. Особую группу представляют собой страны-гиган- ты, которые имеют заметный разрыв по этим показателям. В настоя- щее время к ним относятся Китай, США, Россия. Что касается Канады, Бразилии, Индии, Австралии, Японии, то их относят к так называемым субгигантам (или очень большим странам).

Страна-гигант — это не синоним великой державы, сверхдержавы. В то же время сам фактор чрезвычайной величины у стран-гигантов по- рождает как особые возможности для развития, так и повышенные ри- ски. Трейвиш выделяет следующие особые характеристики таких стран:

Географические:

1) многорайонность — большое количество экономических райо- нов в пределах одной страны;

2) потенциальное обилие природных ресурсов;

3) неравномерность освоения и регионального развития.

Социокультурные:

1) этнокультурная и конфессиональная неоднородность;

2) социальные контрасты;

3) низкая сплоченность социума.

 

53


 

Экономические:

1) емкий внутренний рынок и тяга к автаркии;

2) инерция развития.

Политические:

1) потенциально: мощь и влияние в мире, миссионерство;

2)

 
склонность к экспансии;

3) размер так называемых фиктивных сфер — армии и государ- ственного аппарата32.

Спекуляции о возможном (или даже неизбежном) территориаль- ном распаде также касаются в основном стран-гигантов. Так, в середи- не 90-х годов сценарии и карты распада Российской Федерации были целью исследования многих и российских, и зарубежных экспертов. Приведу только один пример. В 1997 г. в журнале Foreign Affairs была опубликована статья Збигнева Бжезинского с картой, на которой Кон- федеративная Россия делится на три части: собственно Россия (евро- пейская часть), Сибирь и Дальневосточная республика33. Существует немало версий распада США, одна из которых — отечественная — при- надлежит И. Н. Панарину. По версии Панарина, восточная часть США отойдет ЕС, Запад — Китаю, Гавайские острова — либо ему же, либо Японии, Аляска будет интегрирована в Россию. Остальную террито- рию США поделят сухопутные соседи — Канада и Мексика. Панарин не только представил карту распада государства, но и дал временной прогноз, правда несостоятельный (2010 г.).

 
Сохранению стран-гигантов способствуют общенациональное сознание, культура, история, экономические связи, характер поли- тических институтов. Размер страны как независимая переменная оказывает влияние на характер политического режима и форму госу- дарственного управления.

Для политико-географических исследований важным является изучение формы или конфигурации территории государства. Форма территории государства в значительной степени определяет доступ- ность столицы и других крупных центров из периферийных, отдален- ных регионов, эффективность государственной системы управления, интенсивность горизонтальных (между регионами) и вертикальных (между регионами и центром) связей. Внутренние геометрические свойства (характер связности территориальных ячеек) и форма терри- тории оказывают существенное влияние на пространственные взаи- модействия. Данное положение хорошо иллюстрирует пример Болга- рии и Кубы: эти две страны имеют примерно равную площадь (размер

54


 
 


 

территории), но совершенно различную конфигурацию, что влияет на особенности территориальной организации хозяйства и политиче- ских процессов.

В географии широкое распространение получили количественные измерения форм территории государства. Сравнивая равные по раз- меру, но различные по конфигурации государства, мы видим необхо- димость сопоставлений государств по конфигурации: конфигурация

«корректирует» размер. Исследователи пришли к понятию компакт- ности территорий. Для характеристики компактности территории (k) используют следующие показатели:

— сопоставление длины границ (l) и площади территории (S):

k = l / S (100 кв. км)

(недостатком этого показателя является его зависимость от раз- меров территории государства и от «извилистости» границ, кото- рые будут увеличивать общую длину государственной границы, скажем, горной страны по сравнению с равнинной);

 
оценки компактности посредством сравнения конфигурации территории государства с конфигурацией определенных гео- метрических фигур, чаще всего с идеально компактной геоме- трической фигурой — кругом. (В географии существует пред- ставление об идеальном по форме государстве. Такое государство должно иметь территорию круглой или шестиугольной формы, по границам его располагаются горные хребты, а в центре рас- положена плодородная равнина. В качестве примера приводит- ся Франция, границы которой проходят по Альпам и Пиренеям, а в центре лежит равнина Иль-де-Франс34. Видаль де ла Блаш связывал «скороспелость» Франции как единого государства именно с особенностями формы ее территории);

— используются также показатели вытянутости по соотношению малой и большой осей формы территории35.

Исходя из качественных характеристик форм территории, М. М. Голубчик приходит к выделению следующих типов государств:

— островные (Великобритания, Мальта) и расположенные на ар- хипелагах (Филиппины, Индонезия);

— полуостровные (Северная Корея, Республика Корея);

— удлиненной формы (Чили, Вьетнам);

— содержащие эксклавы, т.е. части территории, отделенные от ос- новной территории другими государствами (Россия с Калинин- градской областью, Ангола и ее провинция Кабинда);

55


 

 
анклавные государства, т.е. окруженные со всех сторон терри- торией другого государства (Сан-Марино, Ватикан, Лесото) или содержащие анклавные территории, далеко вдающиеся в терри- торию другого государства (части территорий Австрии, Швей- царии) (в качестве особого случая здесь выделяются полуанкла- вы — государства-анклавы, имеющие выход к морю, — Гамбия, Монако, Бруней);

— компактные государства (Франция, Болгария, Польша)36.

 
BOX 2.7. Калининградская область — самый западный регион России, результат послевоенных перекроек политической карты Европы. После Второй мировой войны по решению Потсдамской конференции 1945 г. треть территории Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом вошла в состав Советского Союза. В 1946 г. на этой территории была образо- вана Кенигсбергская область, переименованная вскоре в Калининград- скую. В составе Союза ССР область граничила с союзной Литовской ССР и Польской Народной Республикой. Уже с 1946 г. было организовано массовое прибытие в область переселенцев из России и Белоруссии, что и определило переселенческий характер региона. Распад Союза ССР об- условил резкое изменение положения области: она стала эксклавом, бу- дучи отделенной от основной, «материковой» территории России. Рас- ширение Европейского союза в 2004 г., присоединение к нему Польши и Литвы, вторично изменило положение области, сделав его поистине уникальным: Калининградская область является российским анклавом внутри политической системы нового типа — Европейского союза.

 

Туровский приводит несколько отличную классификацию «особых случаев» распределения государственной территории:

— государства «неправильной» формы (Хорватия), в частности

«вытянутые» государства (Чили, Норвегия, Вьетнам);

— фрагментированные государства, например расположенные на архипелагах (Малайзия, Филиппины, Индонезия), или со- стоящие из не связанных друг с другом частей (Пакистан между 1947 и 1971 гг. состоял из двух удаленных друг от друга частей);

— государства, имеющие в составе эксклавы;

— государства, на территории которых располагаются крупные природные барьеры и труднодоступные территории (Россия, Перу, разделенное на две части Андскими хребтами)37.

 

BOX 2.8. Вопрос об органической форме государства имеет глу- бинный смысл, особенно он важен для территориально крупных стран.

56


 

 
Вопрос о естественном или оптимальном соответствии государственной территории и страны имеет потенциально много ответов. «Естественная форма» страны может реализоваться несколькими государствами. Так, помимо собственно Германии, в Западной Европе существует еще не- сколько полностью или преимущественно германских государств — Ав- стрия, Люксембург, Лихтенштейн, Швейцария. Германское лингвистиче- ское и культурное пространство очевидно не совпадает с пространством политическим. Возможно, именно на этом пути Германия смогла решить мучительный для нее (и для всей Европы) «германский вопрос» — «Где кончается Германия?» и обрести такую территорию, которая отвечает устойчивости Германского государства38.

 

Географическое положение государства

Понятие «географическое положение государства» хорошо разрабо- тано в рамках политической, экономической и социальной географии и имеет важнейшее методологическое значение. Как писал знаменитый эконом-географ Н. Н. Баранский, «место, занимаемое любым ареалом, будь то страна, район, город и т.д., в системе географического разде- ления труда, в значительной степени определяется географическим положением»39. Основная идея географического положения заключа- ется в осмыслении и анализе территориальных отношений. Политико- географическое положение (ПГП) как одно из «измерений» геогра- фического положения (наряду с физико-, экономико-, социально-, эколого-географическим положением) — это положение государства по отношению к другим государствам и/или группам (блокам) государств.

 
ВОХ 2.9. Географическое положение: благо или бремя? (Случаи Ве- ликобритании и Германии.) Своей политической стабильностью, более того, относительно мирной эволюцией от монархии к парламентской де- мократии Великобритания во многом обязана своему географическому положению. Канал, отделяющий Великобританию от Европейского кон- тинента, сыграл важную роль в политической истории страны, веками он служил географическим барьером на пути вторжений извне (как извест- но, последнее успешное вторжение осуществили норманны в XI в.). Этот барьер позволил Англии дистанцироваться от конфликтов и войн на кон- тиненте, так что она имела выбор, вмешиваться или нет в континенталь- ные политические игры. А поскольку угроза вторжений была минималь- ной, британцам не было нужды в создании мощной сухопутной армии, которая потенциально (как это было в случае многих других государств) могла бы быть угрозой для гражданского правления. Совершенно иное географическое положение Германии, расположенной на «перекрест-

 

57


 

 
ках» Европы и не имеющей естественной восточной границы. На протя- жении веков территория Германии была полем сражения. Политическое пространство Германии не совпадало (было меньше) ее культурного и лингвистического пространства. Пруссия, ядро Германской империи, создала могучую сухопутную армию, и это во многом определяло харак- тер политической системы. Попытки немцев ответить на вопрос «Где кон- чается Германия?» привели к двум мировым войнам.

Необходимо понимать различие между географическим положением и местоположением. Анализ ГП даст нам ответ на вопрос: по отноше- нию к чему? Характеристика местоположения отвечает на другие во- просы: где и частью чего является? Так, местоположение говорит о ло- кализации объекта (государства), а ГП отражает отношения в системе. Иными словами, ГП характеризует взаимоотношения объекта с внеш- ней средой.

Основными атрибутами (неотъемлемыми свойствами) категории ГП являются:

— отношения государства с внешней средой;

 
потенциальность (выгоды ГП могут превратиться в ресурс раз- вития территории. Так, положение страны-микротопа Синга- пура на мировых торговых путях в условиях экономического роста азиатских «новых индустриальных государств» стало важ- нейшим фактором его процветания и превращения в «креатив- ную» территорию. Именно географическое положение возвы- сило в свое время города-порты севера Италии, Португалию, Испанию, Голландию, а затем Британию после Великих гео- графических открытий. Иллюстрациями активного изменения и использования потенциала ГП являются такие крупнейшие проекты, как сооружение в 1859–1869 гг. Суэцкого канала, со- единившего порты Атлантического и Индийского океанов; Панамского канала, связавшего Атлантический и Тихий океа- ны; Кильского канала в 1895 г. между Балтийским и Северным морями. Реализация этих проектов резко усилила выгодность географического положения государств, по территории которых проходят международные каналы, — Египта и Панамы);

— дистанционность — без указания на расстояние между объекта-

ми характеризовать ГП невозможно40.

Особую роль в ГП (в частности, в ПГП) играет приморское поло- жение. Территории, имеющие выход к морю, с давних времен счи- тались стратегически важными; море открывало путь во внешний

58


 

 
мир. Не случайно в XVIII в. Россия вела активную борьбу за выход к Балтийскому и Черному морям. Государства же, не располагающие выходом к морю, оказываются в уязвимом, зависимом положении. В настоящее время таких государств на карте мира насчитывается 44 (включая три государства, имеющие выход к Каспийскому морю, которое с точки зрения физической географии является озером), 16 из них находятся в Африке. Проблема выхода к морю приобрела крайнюю актуальность после распада Союза ССР, поскольку боль- шинство постсоветских государств — Белоруссия, Молдова, Армения, Азербайджан, все государства Центральной Азии — с распадом Союза выход к морям утратили.

Отсутствие выхода к морю может вести к зависимости такого го- сударства от соседей. Эта зависимость не будет фатальной для страны, принадлежащей к стабильной наднациональной общности (например, это случай Австрии, входящей в Европейский союз), однако в других регионах отсутствие выхода к морю может стать причиной экономиче- ского кризиса в стране. Туровский приводит пример Македонии, ко- торая сильно пострадала при закрытии границы с Грецией: когда Ма- кедония находилась в составе Югославии, она активно использовала греческий порт Салоники. Таким образом, контролируя выходы сосе- дей во внешний мир, одни государства могут получать географические преимущества над другими41.

С целью более глубокой оценки ПГП Ю. Н. Гладкий предложил ввести так называемый коэффициент приморского положения (K):

K = 3 L / S,

где L — протяженность береговой линии в км;

 
S — длина сухопутной границы в км;

3 — корректирующий коэффициент [Гладкий, 1984: 127–145].

Большое значение для оценки ПГП имеет положение в ареале (в качестве ареалов могут выступать группы стран, геополитические или геостратегические макрорегионы). В ареале государство может зани- мать центральное или эксцентральное, окраинное, глубинное поло- жение. Российский географ и родоначальник одной из школ теорети- ческой географии Б. Б. Родоман называл зависимость существенных свойств объекта от его положения в пространстве (в частности, в ареа- ле) позиционным принципом 42.

Центральность ГП — важный фактор общественно-политической жизни, причем не только по отношению положения государства в аре- але, но и по отношению к размещению важнейших объектов по тер-

59


 

 
ритории государства. Так, важную роль может играть размещение столицы. (В ряде государств с целью выравнивания межрегиональных диспропорций в стране и/или снижения уровня конфликтности сто- лицы были перенесены в географические центры. Это Бразилия, где столица была перенесена с целью освоения природного потенциала внутренних районов из Рио-де-Жанейро в г. Бразилиа. Столица Ниге- рии была перенесена в г. Абуджа, поскольку прежняя столица — г. Ла- гос — ассоциировалась с острыми межэтническими и межклановыми конфликтами. В 1923 г., после распада Османской империи, когда Тур- ция потеряла большую часть своих территорий в Европе, ее столица была перенесена из Стамбула в Анкару. Политическое значение имеет и перенос столицы Казахстана из «советской» эксцентральной Алма- Аты в более центрально расположенную «казахскую» Акмолу.)

BOX 2.10. Перенос столицы государства может быть связан и с други- ми обстоятельствами. Так, после объединения Германии в 1990 г. было принято решение перенести столицу государства из Бонна в Берлин. Город Бонн на Рейне не имел столичных традиций, после разделения Германии на два государства — ГДР и ФРГ Федеративной Республике необходимо было найти новое место для столицы; прежняя столица — Берлин был отделен территорией ГДР. Решение о Бонне было принято в качестве подчеркнуто промежуточного, временного. После объедине- ния страны столица заняла прежнее место — город Берлин.

 

 
Для крупного по размерам государства большое значение имеют различия в ГП и ПГП его регионов. В большом государстве положение отдельных регионов неизбежно окажется специфичным и контраст- ным. Глубинность и периферийность ГП связана с размерами терри- тории государства и ее конфигурацией. Так, И. М. Майергойз пока- зывал периферийность и отдаленность ГП Дальнего Востока СССР (эти характеристики ГП еще более усилились к настоящему времени), сравнивая его с ГП Тихоокеанского побережья США, где отдаленность не означает периферийность43.

Периферийное положение часто оказывается приграничным. По- этому для такого региона важным будет оценка международного сосед- ского положения и возможность превращения региона в зону контак- та с соседними странами через трансграничное сотрудничество. Опыт Европейского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.016 с.)