Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В географическом госу дарствоведенииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Географы — исследователи государства — изучают: — характеристики территории государства; — политико-географическое положение государства; — границы, приграничные территории и пограничные споры; — факторы интеграции и дезинтеграции государственной терри- тории; — территориальную эволюцию государства16. Рассмотрим эти направления подробнее. Территория государства и ее параметры
Территория государства, ограниченная государственными грани- цами, является непременным атрибутом любого государства и пред- 47
ставляет собой один из важнейших объектов политико-географических исследований. В пределах государственных границ территориально со- вмещены все структуры государства и его управление. Таким образом, территория государства — это часть территории земного шара, находя- щаяся под суверенитетом определенного государства18. Состав терри- тории государства (ТГ) формируют: 1) суша (вся сухопутная территория в пределах границ государства); 2) внутренние и территориальные воды (большая часть приморских государств имеет территориальные воды от 3 до 12 миль; территориальные воды России составляют 12 миль) и ле- жащее над сушей и водами воздушное пространство; 3) недра, распо- лагающиеся под сухопутной и водной территориями (до технически доступной глубины)19.
1)
В международном праве суверенитет государства — это полити- ко-правовое свойство, выражающее верховенство государства внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних делах. Наличие у государств свойства суверенности уравнивает их в правовом положении, создает основу для равноправия20. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. сфор- мулировал принцип нерушимости границ — европейские государства, а также США и Канада выразили свое признание существующих госу- дарственных границ в Европе. Однако принцип нерушимости границ не утвердился в общем международном праве, и нет оснований ожи- дать этого в ближайшем будущем. Что же касается Европы, то, как по- казывает ее история, множество границ было изменено с 1975 г., так что принцип нерушимости границ не означает их неизменности 21. Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 г. В Уставе ООН такого принципа нет. Концепция территори- 48
Географическое государствоведение
Таким образом, суверенитет фактически превращает территорию в государство. Суверенитет обеспечивает легитимность контроля госу- дарства над определенной территорией, так что понятия «территория» и «суверенитет» тесно связаны. Суверенитет нуждается в территории.
В современном мире существуют серьезные проблемы, связанные с «наполнением» понятия «суверенитет». На мировой карте существу- ют так называемые непризнанные государства, которые контролируют определенную территорию и имеют действующие органы управле- ния, однако эти структуры признаны ограниченным числом других 49
государств (так, Тайвань признают около 20 государств) либо лишь несколькими государствами (например, Турецкая Республика Север- ного Кипра, Нагорный Карабах, Приднестровье, Западная Сахара). Противоречие между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государства делает возможным появле- ние все новых непризнанных государств (НГ). Можно предположить, что феномен НГ свидетельствует о том, что территория находится на переходной стадии формирования государственности. Такая ситу- ация возникает в результате сецессии (отделения региона от государ- ства), распада государства или резкой смены политического режима. НГ могут стать полноправными членами международного сообщества (например, Эритрея, отделившаяся от Эфиопии в 1993 г.), могут опять присоединиться к государству, от которого прежде отделились (как Аджария от Грузии), однако возможно и долгое сохранение переход- ного статуса. BOX 2.3. Список непризнанных государств открыт, а само понятие носит условный характер. В основную группу входят: Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осе- тия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и Косово. К этой группе часто добавляют Республику Сомалиленд, Тамил-Илам (на остро- ве Цейлон) и Исламское государство Вазиристан (северо-запад Пакиста- на). В этом же контексте упоминают Южный Судан, Кашмир, Западную Сахару, Палестину, Курдистан. Существуют и совсем экзотические слу- чаи, например самопровозглашенное в 1967 г. Княжество Силенд, нахо- дящееся в Северном море в 10 км от побережья Великобритании.
— полный контроль над территорией (Приднестровье, Северный Кипр); — частичный контроль (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил-Илам); — протекторат международного сообщества (Косово с 1999 г.); 50
Географическое государствоведение
—
Особый генезис имеют непризнанные государства на территории бывшего Союза ССР. Переходные периферийные зоны СССР стали очагами территориальных споров и военных конфликтов. В первую очередь это касалось республик, внутри которых оказались анклавные или полуанклавные автономные образования другой этнической груп- пы. Попытки сецессий имели место там, где территории отличались высоким уровнем развития коммуникаций, неоднородностью этниче- ского состава, наконец, развитыми связями с другими республиками бывшего СССР (Нагорный Карабах — Армения, Приднестровье — Россия). Подчеркну еще раз: непризнанные государства могут существовать относительно долго, однако это — особый и нелегкий способ суще- ствования. Такое государство не способно к активной экономической деятельности, не может полноценно участвовать в международных процессах, его выживание зависит не от него самого, но от позиций и политики внешних сил25.
«изгоев» попадали такие государства, как Иран, Ирак, Северная Корея, Ливия, Куба, Сирия. Сегодня термин применяется в основном по отно- шению к Северной Корее и Ирану. Государства-изгои отличаются резко девиантным (т.е. отклоняющимся) по отношению к нормам междуна- родного сообщества поведением. При этом «изгои» выполняют важные функции в международном сообществе: наблюдение и анализ их дей- ствий позволяют определить, что такое «неприемлемое поведение», и тем самым укрепить нормы международного сообщества26.
Одним из важнейших параметров территории государства, ока- зывающих существенное влияние на многие стороны и особенности общественно-политической жизни, является размер территории госу- дарства. Можно говорить о том, что: — чем обширнее государство, тем, как правило, богаче и разно- образнее его природные ресурсы; — наличие большой территории может уравновешивать неблаго- приятное географическое положение; 51
— для больших по размеру территории государств по сравнению с малыми и средними остро стоит проблема «преодоления про- странства», т.е. проблема налаживания межрегиональных свя- зей и инфраструктуры. На преодоление огромных пространств идет существенная часть национального дохода. Для России большие трудности создают огромные расстояния и расположе- ние 3/5 территории страны в сложных для проживания и ведения хозяйства регионах. Около половины территории нашей страны либо не заселено вообще, либо освоено очень слабо27.
сложной для постоянного проживания. 52
BOX 2.6. Районы вечной мерзлоты — это части земной коры, тем- пература которых долгое время (от 2–3 тысячелетий) не поднимается выше 0°. Вечная мерзлота — явление глобального масштаба, она зани- мает не менее 25% площади суши земного шара (единственным мате- риком, где вечная мерзлота отсутствует, является Австралия). Одно из первых описаний вечной мерзлоты было сделано русскими землепро- ходцами в XVII в. В России вечная мерзлота занимает 65% территории, наиболее широко она распространена в Восточной Сибири и Забайка- лье, самый глубокий предел вечной мерзлоты отмечен в верховьях реки Вилюй в Якутии.
Страна-гигант — это не синоним великой державы, сверхдержавы. В то же время сам фактор чрезвычайной величины у стран-гигантов по- рождает как особые возможности для развития, так и повышенные ри- ски. Трейвиш выделяет следующие особые характеристики таких стран: Географические: 1) многорайонность — большое количество экономических райо- нов в пределах одной страны; 2) потенциальное обилие природных ресурсов; 3) неравномерность освоения и регионального развития. Социокультурные: 1) этнокультурная и конфессиональная неоднородность; 2) социальные контрасты; 3) низкая сплоченность социума.
53
Экономические: 1) емкий внутренний рынок и тяга к автаркии; 2) инерция развития. Политические: 1) потенциально: мощь и влияние в мире, миссионерство; 2)
3) размер так называемых фиктивных сфер — армии и государ- ственного аппарата32. Спекуляции о возможном (или даже неизбежном) территориаль- ном распаде также касаются в основном стран-гигантов. Так, в середи- не 90-х годов сценарии и карты распада Российской Федерации были целью исследования многих и российских, и зарубежных экспертов. Приведу только один пример. В 1997 г. в журнале Foreign Affairs была опубликована статья Збигнева Бжезинского с картой, на которой Кон- федеративная Россия делится на три части: собственно Россия (евро- пейская часть), Сибирь и Дальневосточная республика33. Существует немало версий распада США, одна из которых — отечественная — при- надлежит И. Н. Панарину. По версии Панарина, восточная часть США отойдет ЕС, Запад — Китаю, Гавайские острова — либо ему же, либо Японии, Аляска будет интегрирована в Россию. Остальную террито- рию США поделят сухопутные соседи — Канада и Мексика. Панарин не только представил карту распада государства, но и дал временной прогноз, правда несостоятельный (2010 г.).
Для политико-географических исследований важным является изучение формы или конфигурации территории государства. Форма территории государства в значительной степени определяет доступ- ность столицы и других крупных центров из периферийных, отдален- ных регионов, эффективность государственной системы управления, интенсивность горизонтальных (между регионами) и вертикальных (между регионами и центром) связей. Внутренние геометрические свойства (характер связности территориальных ячеек) и форма терри- тории оказывают существенное влияние на пространственные взаи- модействия. Данное положение хорошо иллюстрирует пример Болга- рии и Кубы: эти две страны имеют примерно равную площадь (размер 54
территории), но совершенно различную конфигурацию, что влияет на особенности территориальной организации хозяйства и политиче- ских процессов. В географии широкое распространение получили количественные измерения форм территории государства. Сравнивая равные по раз- меру, но различные по конфигурации государства, мы видим необхо- димость сопоставлений государств по конфигурации: конфигурация «корректирует» размер. Исследователи пришли к понятию компакт- ности территорий. Для характеристики компактности территории (k) используют следующие показатели: — сопоставление длины границ (l) и площади территории (S): k = l / S (100 кв. км) (недостатком этого показателя является его зависимость от раз- меров территории государства и от «извилистости» границ, кото- рые будут увеличивать общую длину государственной границы, скажем, горной страны по сравнению с равнинной); —
— используются также показатели вытянутости по соотношению малой и большой осей формы территории35. Исходя из качественных характеристик форм территории, М. М. Голубчик приходит к выделению следующих типов государств: — островные (Великобритания, Мальта) и расположенные на ар- хипелагах (Филиппины, Индонезия); — полуостровные (Северная Корея, Республика Корея); — удлиненной формы (Чили, Вьетнам); — содержащие эксклавы, т.е. части территории, отделенные от ос- новной территории другими государствами (Россия с Калинин- градской областью, Ангола и ее провинция Кабинда); 55
—
— компактные государства (Франция, Болгария, Польша)36.
Туровский приводит несколько отличную классификацию «особых случаев» распределения государственной территории: — государства «неправильной» формы (Хорватия), в частности «вытянутые» государства (Чили, Норвегия, Вьетнам); — фрагментированные государства, например расположенные на архипелагах (Малайзия, Филиппины, Индонезия), или со- стоящие из не связанных друг с другом частей (Пакистан между 1947 и 1971 гг. состоял из двух удаленных друг от друга частей); — государства, имеющие в составе эксклавы; — государства, на территории которых располагаются крупные природные барьеры и труднодоступные территории (Россия, Перу, разделенное на две части Андскими хребтами)37.
BOX 2.8. Вопрос об органической форме государства имеет глу- бинный смысл, особенно он важен для территориально крупных стран. 56
Географическое положение государства Понятие «географическое положение государства» хорошо разрабо- тано в рамках политической, экономической и социальной географии и имеет важнейшее методологическое значение. Как писал знаменитый эконом-географ Н. Н. Баранский, «место, занимаемое любым ареалом, будь то страна, район, город и т.д., в системе географического разде- ления труда, в значительной степени определяется географическим положением»39. Основная идея географического положения заключа- ется в осмыслении и анализе территориальных отношений. Политико- географическое положение (ПГП) как одно из «измерений» геогра- фического положения (наряду с физико-, экономико-, социально-, эколого-географическим положением) — это положение государства по отношению к другим государствам и/или группам (блокам) государств.
57
Необходимо понимать различие между географическим положением и местоположением. Анализ ГП даст нам ответ на вопрос: по отноше- нию к чему? Характеристика местоположения отвечает на другие во- просы: где и частью чего является? Так, местоположение говорит о ло- кализации объекта (государства), а ГП отражает отношения в системе. Иными словами, ГП характеризует взаимоотношения объекта с внеш- ней средой. Основными атрибутами (неотъемлемыми свойствами) категории ГП являются: — отношения государства с внешней средой; —
— дистанционность — без указания на расстояние между объекта- ми характеризовать ГП невозможно40. Особую роль в ГП (в частности, в ПГП) играет приморское поло- жение. Территории, имеющие выход к морю, с давних времен счи- тались стратегически важными; море открывало путь во внешний 58
Отсутствие выхода к морю может вести к зависимости такого го- сударства от соседей. Эта зависимость не будет фатальной для страны, принадлежащей к стабильной наднациональной общности (например, это случай Австрии, входящей в Европейский союз), однако в других регионах отсутствие выхода к морю может стать причиной экономиче- ского кризиса в стране. Туровский приводит пример Македонии, ко- торая сильно пострадала при закрытии границы с Грецией: когда Ма- кедония находилась в составе Югославии, она активно использовала греческий порт Салоники. Таким образом, контролируя выходы сосе- дей во внешний мир, одни государства могут получать географические преимущества над другими41. С целью более глубокой оценки ПГП Ю. Н. Гладкий предложил ввести так называемый коэффициент приморского положения (K): K = 3 L / S, где L — протяженность береговой линии в км;
3 — корректирующий коэффициент [Гладкий, 1984: 127–145]. Большое значение для оценки ПГП имеет положение в ареале (в качестве ареалов могут выступать группы стран, геополитические или геостратегические макрорегионы). В ареале государство может зани- мать центральное или эксцентральное, окраинное, глубинное поло- жение. Российский географ и родоначальник одной из школ теорети- ческой географии Б. Б. Родоман называл зависимость существенных свойств объекта от его положения в пространстве (в частности, в ареа- ле) позиционным принципом 42. Центральность ГП — важный фактор общественно-политической жизни, причем не только по отношению положения государства в аре- але, но и по отношению к размещению важнейших объектов по тер- 59
BOX 2.10. Перенос столицы государства может быть связан и с други- ми обстоятельствами. Так, после объединения Германии в 1990 г. было принято решение перенести столицу государства из Бонна в Берлин. Город Бонн на Рейне не имел столичных традиций, после разделения Германии на два государства — ГДР и ФРГ Федеративной Республике необходимо было найти новое место для столицы; прежняя столица — Берлин был отделен территорией ГДР. Решение о Бонне было принято в качестве подчеркнуто промежуточного, временного. После объедине- ния страны столица заняла прежнее место — город Берлин.
Периферийное положение часто оказывается приграничным. По- этому для такого региона важным будет оценка международного сосед- ского положения и возможность превращения региона в зону контак- та с соседними странами через трансграничное сотрудничество. Опыт Европейского
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.016 с.) |