Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование политической карты мираСтр 1 из 8Следующая ⇒
Формирование политической карты мира Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» Москва 2020 УДК 32:911.3(075.8) ББК 66.09я73 Б92 Р е ц е н з е н т ы: доктор географических наук, профессор кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Смирнягин Л. В. доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой политических наук Пермского государственного университета Фадеева Л. А.
Б92 Политическая география. Формирование политической карты мира: Учебник для студентов вузов / И. М. Бусыгина. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. — 383 с. ISBN 978–5–7567–0809–7
Основная цель учебника состоит в формировании у студентов устойчивых и адекватных представлений о политико-территориальной структуре совре- менного мира, ее динамике и новейших трансформациях по всем континен- там. Обладание географическими знаниями и географической аргументацией является необходимой предпосылкой для полноценного образования по лю- бой из политологических и международных специальностей. Учебник напи- сан с современных научных позиций политической географии и охватывает как ее общие проблемы, так и проблемы формирования политической карты отдельных континентов. Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Регионоведе- ние», «Политология», «Международные отношения», а также для более широ- кого круга читателей, интересующихся политгеографической проблематикой.
УДК 32:911.3(075.8) ББК 66.09я73
ISBN 978–5–7567–0809–7 Бусыгина И. М., 2016, 2020 ООО Издательство «Аспект Пресс», 2016, 2020
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте
Оглавление Предисловие. Географические знания для политической науки и международных отношений................................................................ 7 Глава 1. Политическая география как научная дисциплина..................... 17 Что такое политическая география......................................................... 17 Карты как особый язык географии.......................................................... 19
Политическая география: основные этапы развития.......................... 21 Новые области исследования, новые идеи. Политическая география в современной России............................................................. 28 География, институты и экономическое развитие.............................. 34 Политическая география и международные отношения.................. 36 О профессии политгеографа.................................................................... 38 Глава 2. Географическое государствоведение............................................... 41 Консолидация государств и «волны» государствообразования....... 43 Источники географического государствоведения............................... 45 Направления исследований в географическом государствоведении..................................................................................... 47 Современное государство и глобализация........................................... 67
Глава 3. Формирование политической карты мира. Европа....................... 73 Эволюция политической карты Европы............................................... 75 Древний этап (до V в. н.э.)......................................................................... 76 Средневековый этап (около V—XV вв.).................................................... 80 Новый этап (с середины XVI до начала XX столетия)......................... 86 ХХ век — новейший этап европейской политической истории......... 104 Глава 4. Политическая карта Азии.................................................................. 117 Формирование политической карты Азии......................................... 120 Древняя эпоха (до V в. н.э.)....................................................................... 120 3 Средневековый этап (около V—XV вв.).................................................. 121 Период колонизации (XVI—XX вв.)........................................................ 123 Распад колониальной системы и формирование современной карты Азии................................................................................................ 129 Субрегионы Азии....................................................................................... 132 Типология политико-географических конфликтов и проблем в Азии........................................................................................ 138 Конфликты относительно спорной территории....................................................... 140 Проблема территориального единства (контроля над территорией).................................................................... 141 Проблема непризнанных государств..................................................... 143
Внутренние территориальные расколы — автономистские, сепаратистские требования; проблема анклавов......................................................................................................................... 147 «Расколотые» нации.................................................................................. 150 Народы без государственности............................................................... 151 Глава 5. Политическая карта Африки........................................................................... 156 Как формировалась политическая карта Африканского континента?.................................................................................................. 163 Древний этап (до V в. н.э.)....................................................................... 163 Средневековый этап (V—XV вв.)............................................................ 164 Колониальный раздел Африки................................................................. 166 Последние годы колониального правления и деколонизация Африки....................................................................................................... 171 Субрегионы Африки.................................................................................. 174 Территориальные конфликты в Африке............................................... 184 Глава 6. Политическая география Латинской Америки............................................. 196
Испано-португальская колонизация..................................................... 203 Деколонизация........................................................................................... 207 Субрегионы Латинской Америки........................................................... 210 Современные территориальные споры и конфликты....................... 226 Глава 7. Политическая география Северной Америки............................................... 231 Начало освоения и заселения территории США................................. 235 Создание политических институтов в колониях................................. 238 «Проблема империи».......................................................................................... 240 Новая политическая система и территория страны............................ 242
Освоение территории и формирование территориальной структуры Канады....................................................................................... 256 США: региональные различия................................................................. 261 Канада: региональные различия............................................................. 265 И международные отношения
Во-вторых, это пространственное конструирование мира — геопо- литика. Отказавшись от традиционного «амбразурного видения», со- временная геополитика становится геополитикой взаимозависимости, что отвечает и современным теориям международных отношений. Между политической географией и международными отношени- ями существуют своего рода «скрепы» (в данном случае это проблем- ные области — метапаттерны), которые не просто сближают эти две дисциплины, но способствуют их взаимопроникновению. Первая проблемная область — это суверенитет. Дискуссиями относительно нового наполнения концепции суверенитета полны как политгеогра- фическая литература, так и работы по международным отношениям. 36
Отход от Вестфальской системы включает отказ от интерпретации го- сударства как «высшей манифестации» территориального измерения суверенитета. Возникают (или проявляются) новые формы идентич- ности, которые невозможно ни понять, ни объяснить в Вестфальской парадигме (например, религиозные); так что центральная роль госу- дарства как «создателя» идентичности подвергается сомнению (доста- точно вспомнить «случай» Палестины). Такая ситуация имеет важные территориальные и геополитические следствия, и политгеографы от- казываются от механического и простого картирования суверенитетов, маркированных государственными границами. Вторым метапаттерном являются границы, которые и политгео- графы, и международники открывают для себя как новый объект ис- следований. Множественные границы, не совпадающие друг с другом, но пересекающиеся, ограничивающие разные идентичности — терри- ториальные и символические, — создают пространства многих измере- ний (multidimensional spaces). Как феномен, граница представляет собой крайне интересный и перспективный объект для изучения, однако, по- мимо этого, в глобальном мире, стремящемся к безграничности, гра- ницы можно воспринимать как некие ориентиры, как своего рода дис- танцирование от безграничной глобальности.
Таким образом, включение географического фактора — будь то в исторической (формирование политической карты мира) или геопо- литической перспективе, или же в дискуссии о суверенитете, границах и конфликтах — позволяет международникам найти объяснения пре- емственности и изменений в системе международных отношений. 37
Г ЛАВА 1
О профессии политгеографа Географ особенно хорошо видит особенное, отличия, непохоже- сти, неравномерности — вот его «хлеб». Великий французский географ Видаль де ла Блаш писал, что живая гармония — не в единообразии, но в разнообразии, которое и составляет своеобразие территории.
Экспертиза со стороны географии крайне важна при проведении реформ в стране, знание территориальной структуры общества позво- ляет географам формулировать последствия, риски и вызовы (подчас весьма отдаленные), связанные с проведением масштабных реформ. Например, территориальная реформа (укрупнение субъектов федера- ции) и проблемы федеративных отношений активно и весьма плодо- творно дискутируются политгеографами.
Политгеографы активно вовлечены в выборные процессы; в США географы проводили нарезку избирательных округов во многих штатах. География выборов дает возможность получить представление о «зре- лости» территориальной структуры страны, а следовательно, и сделать прогнозы относительно результатов выборов. Как справедливо указывает Р. Ф. Туровский, востребованность политической географии в сильной степени зависит от «географиче- ской культуры» общества, которая определяется и традицией, и прак- тической потребностью в географических знаниях. Зачастую граждане плохо знают географию своей страны, причем, как ни странно, такая ситуация характерна для крупных стран, которые как раз наиболее ин- 38
Политическая география как научная дисциплина
тересны с точки зрения географии, поскольку наиболее разнообразны. Географическую культуру и интерес к географии (в том числе поли- тической) надо воспитывать36. Знание географических реалий свиде- тельствует об образованности человека, географическое же невежество может сыграть пагубную роль для репутации, когда человек выглядит носителем лишь абстрактного знания, часто воспринимающегося в по- вседневности как знание бесполезное.
Примечания 1 De Blij H. V., Mueller P. Geography: Realms, Regions, and Concepts. John Wiley & Sons, 2010. P. 4. 2 Agnew J. Making Political Geography. London: Arnold, 2002. P. 14. 3 Туровский Р. Ф. Политическая география. М.; Смоленск, 1999. С. 11. 4 Там же. С. 22. 5 Цит. по: Голубчик М. М. Политическая география мира. Смоленск, 1998. С. 8. 6 Wood D. Rethinking the Power of Maps. New York; London: The Guilford Press, 2010. P. 1.
8 De Blij H. V., Mueller P. Op. cit. P. 4. 9 Monmonier M. How to Lie with Maps. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1996. P. 45. 10 Ibid. Р. 10. 11 Стретерн П. Кант. М.: АСТ, 2005. С. 72–73. 12 Туровский Р. Ф. Указ. соч. С. 15. 13 Голубчик М. М. Указ. соч. С. 11. 14 Цит. по: Каледин Н. В. Политическая география. СПб., 1996. 15 Agnew J. Making Political Geography. London: Arnold, 2002. P. 15. 16 Челлен Р. Государство как форма жизни. М.: РОССПЭН, 2008. 17 Маккиндер Х. Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4. С. 162–169. 18 Jones M., Jones Rh., Woods M. An Introduction to Political Geography: Space, Place and Politics. London; New York: Rutledge, 2004. P. 5–7. 19 Agnew J. Op. cit. P. 70–72.
Г ЛАВА 1
20 Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 245–251. 21 Там же. С. 249–252. 22 Agnew J. Op. cit. P. 18. 23 Колосов В. А., Мироненко Н. С. Указ. соч. С. 259–260. 24 Там же. С. 270. 25 Harvey D. The Condition of Postmodernity. Oxford: Blackwell, 1989. P. 219, 238. 26 Колосов В. А., Мироненко Н. С. Указ. соч. С. 278–282. 27 Agnew J. Place and Politics in Modern Italy. Chicago: The University of Chicago Press, 2005. 28 Весна 1989. География и анатомия парламентских выборов / Под ред. В. А. Колосова, Н. В. Петрова, Л. В. Смирнягина. М.: Прогресс, 1990. 29 Колосов В. А., Мироненко Н. С. Указ. соч. С. 288. 30 Jones M., Jones Rh., Woods M. Op. cit. P. 15. 31 Институты понимаются здесь как формальные и неформальные «пра- вила игры», установленные в обществе, которые накладывают ограничения на поведение индивидуума или группы (по: Норт Д. Институты, институцио- нальные изменения и функционирование экономики. М., 1997). 32 Rodrik D., Subramanian A., Trebbi F. Institutions Rule: The Primacy of Institu- tions Over Geography and Integration in Economic Development // NBER Working Paper. 2002. № 9305. 33 См.: Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. A. (2002a) Reversal of Fortune: Geo- graphy and Institutions in the Making of the Modern World Income Distribution // Quarterly Journal of Economics 117(4): 1231–1294. 34 Flint C. Introduction: Geography of War and Peace // The Geography of War and Peace: From Death Camps to Diplomats / Ed. by C. Flint. Oxford: Oxford Uni- versity Press, 2005. P. 3.
36 Там же. С. 26.
Географическое государствоведение Государство — традиционный объект исследований политической географии, Ратцель называл государство ее «альфой и омегой». Геогра- фическое государствоведение (ГГВ) является одним из наиболее раз- работанных направлений в политической географии. Государство яв- ляется для нас настолько естественным и привычным, что мы нечасто думаем о том, что оно такое, как оно устроено, как появилось и как меняется со временем. По определению Энтони Гидденса, государство представляет собой: 1) совокупность институтов монопольного кон- троля над территорией и демаркированными границами; 2) совокуп- ность законодательных институтов; 3) непосредственный контроль над средствами внутреннего и внешнего насилия1.
41
не просто линии на карте, пограничные столбы или пропускные пунк- ты; эти границы служат маркерами идеологического пространства го- сударственной власти2. Географическое государствоведение изучает территориальное го- сударство, отличая его от нации. Так, нация представляет собой сооб- щество людей, обладающих общей идентичностью, ценностями и нор- мами; это сообщество располагается на определенной территории. Государство, в отличие от нации, — это политический организм, также привязанный к территории. Совпадение территории размещения на- ции и государства укрепляет стабильность последнего, однако такое случается очень нечасто, особенно в глобальном мире, где население становится все более мобильным. Государство-нация (nation-state), «изобретенное» в Европе, — это идеальный тип, предполагающий, что границы нации и границы государства совпадают, так что нация и го- сударство оконтуривают одно и то же сообщество людей. Полностью достичь такого совпадения на практике невозможно3. Отсутствие «кон- груэнтности» между нацией и государством приводит либо к появле- нию «наций без государств» (это, например, курды), либо к появлению многонациональных государств (здесь примером будет Великобрита- ния, которая инкорпорировала не только англичан, но и ирландцев, шотландцев и валлийцев)4. Согласно Ратцелю, как объект географический, государство обла- дает тремя базовыми характеристиками: — пространством (территорией) — Raum; — местоположением, т.е. положением как в системе географиче- ских координат, так и по отношению к другим государствам, — Lage; —
Рассматривая государство как политико-географический феномен, географическое государствоведение выделяет объекты трех типов, ко- торые формируют государство, — площадные (регионы, места, терри- тории), линейные (границы), точечные (столицы, городские центры)6. Следует отметить, что ГГВ как направление в политической гео- графии вызывает серьезную критику у многих исследователей. Так, критики говорят о том, что в современных условиях гораздо более эффективны исследования, ориентированные на проблемы (problem- oriented), а не посвященные отдельным территориям (государствам) (area-oriented). Еще одним аргументом противников ГГВ является по- 42
ложение о стирании межгосударственных границ в силу развития инте- грационных процессов (это положение по понятным причинам весьма популярно в среде европейских географов) и относительном уменьше- нии роли государства под воздействием процессов глобализации. Од- нако государства по-прежнему существуют. Ни глобализация, ни ин- теграция, ни проблемно ориентированные исследования не отменяют традиционного географического государствоведения; и в целом проти- вопоставление проблемно ориентированных и государство-ориенти- рованных исследований представляется искусственным, эти подходы не отменяют, но дополняют друг друга.
Консолидация государств и «волны» госу дарствообразования Начало консолидации современных государств (под термином «консолидация» здесь понимаются процессы обособления террито- рии, централизации и использования принуждения в пределах своих границ) относится к началу XVI столетия, и развивались эти процессы преимущественно на территории Западной Европы (подробнее см. гла- ву 3). Важнейшими факторами, способствовавшими консолидации го- сударств в этот период, были: — способность государственной власти собирать налоги со своих подданных; —
— способность государства к производству определенных знаний (бюрократия должна выработать согласие относительно того, кто может управлять, что такое управление, кем управляет госу- дарство и т.п.) и тем самым формированию рациональных форм управления; — способность государства к стандартизации (например, введение единой системы мер и весов)8. Отмечу, что еще в XVI в. территориальное государство было во- все не единственно возможной формой политической консолидации в Западной Европе; помимо государств, существовали и малые города- 43
государства, такие как Флоренция и Генуя, и протяженные империи, например Священная Римская империя германской нации. Однако, как показывает Спрюйт, государства среднего размера (не слишком большие и не слишком малые по территории) имели преимущества по сравнению с двумя другими формами консолидации с точки зрения сочетания экономической и военной мощи (а общей причиной кон- солидации была необходимость успешно вести войны). Так, города- государства были центрами производства (и потребления) капитала, следовательно, у них было достаточно экономических ресурсов для ведения войны, но недостаточно людей для формирования армии. Империи, напротив, имели большие людские ресурсы для создания армии, но у них не хватало экономической мощи для широкомасштаб- ной военной деятельности. Спрюйт утверждает, что для успешного ведения войны государству необходимо наличие двух условий — го- родов для производства капитала и военной элиты для командования армиями9. Следовательно, определенный размер государства выступа- ет предпосылкой успеха его военных походов и, в конечном счете, его выживания. Для консолидации государств критически важной была способ- ность управлять своими подданными, а для этого необходимо было создать гомогенную в правовом отношении территорию внутри своих границ. Эта непростая задача требовала изменения глубоко укоренив- шихся местных традиций. Для ее решения государство имело несколь- ко вариантов: —
— вступить в переговоры с периферийными регионами и разде- лить компетенции между центром и регионами (т.е. создать фе- дерацию); — способствовать развитию идеологии государственного нацио- нализма, которая станет основой лояльности граждан (поддан- ных) по отношению к государству и его институтам10. «Победившая» форма — государство-нация — стала основой терри- ториально-политической организации пространства Западной Европы. Экспансия же государственной формы за пределы Европы происходи- ла либо в результате перемещения этой формы вместе с переселением колонистов (так образовались переселенческие государства — США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР), либо в результате распада европейских колониальных империй и появления в Южной Америке, 44
Географическое государствоведение
Число государств в современном мире растет, при этом, естествен- но, сокращается их средний размер. Если в начале ХХ в. на карте мира было около 50 независимых государств, то в начале XXI в. в ООН вхо- дит около 200 государств-членов. В ходе ХХ столетия можно выделить три «волны» появления на карте новых государств: 1) образование государств в Восточной Европе в результате распада империй после Первой мировой войны; 2) появление новых государств как результат распада колониальных европейских империй после Второй мировой войны; 3) образование государств после распада Советского Союза в 1991 г. Мы можем говорить не только о «рождении», но и о «смерти» госу- дарств, однако этот процесс имеет эпизодический характер; около по- ловины «смертей» государственных образований произошло в резуль- тате консолидации Италии и Германии в XIX в. В отношении размера территории в среднем наименьший размер имеют африканские государства, они же — самые «молодые» по воз- расту. Интересно (и неожиданно), что в среднем самые крупные го- сударства располагаются в Океании — это результат наличия одного очень крупного государства — Австралии и небольшого количества го- сударств в целом в этом макрорегионе11.
Источники географического государствоведения Источниками современного ГГВ выступают страноведение и гео- политика.
Крупнейшими зарубежными школами страноведения были немец- кая школа описательного государствоведения, сложившаяся в универси- тетах Германии в XVIII столетии, и французская школа географии челове- ка конца ХIХ — начала ХХ в., которая характеризовалась выраженной страноведческой направленностью. Если немецкая школа уделяла при- 45
И региональная идентичность «Большие сообщества» — социальная группа, конфессия, этнос, государство, цивилизация выступают наиболее значимыми референт- ными группами самоиндентификации14. Однако в последние десяти- летия можно с уверенностью говорить и о формировании еще одной
Основная гипотеза классических теорий интеграции заключает- ся в том, что идентичности государств могут быть трансформированы в наднациональную коллективную идентичность, которая принци- пиально отлична от суммы идентичностей государств. Такая транс- 343
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.139 с.) |