Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс объединения субъектов федерации
В России уменьшение числа субъектов федерации посредством их слияния касается сложносоставных субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 66 Конституции РФ один субъект фактически входит в другой, являясь при этом юридически самостоятельным. Семь субъектов Российской Федерации имели в своем составе девять других субъектов: Коми-Пермяцкий округ (КПАО) в составе Пермской об- ласти, Агинский Бурятский округ (АБАО) в составе Читинской обла- сти, Корякский округ (КАО) в составе Камчатской области, Ненецкий (НАО) в составе Архангельской области, Усть-Ордынский Бурятский (УОБАО) в составе Иркутской области, Ханты-Мансийский (ХМАО) и Ямало-Ненецкий (ЯНАО) в составе Тюменской области, Таймыр- ский (ТАО) и Эвенкийский (ЭАО) в составе Красноярского края. 330
Начало процессов объединения субъектов относится к концу 2003 г. С тех пор объединительные референдумы прошли в целом ряде субъектов РФ. В 2003 г. за объединение в Пермский край проголосова- ли жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного окру- га. Вслед за Прикамьем процесс объединения российских регионов получил развитие в Сибири и на Дальнем Востоке. В 2005 г. состоя- лись референдумы по объединению Красноярского края, Таймырско- го (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов, а также Камчатской области и Корякского округа. В 2006 г. прошел референдум по вопросу объединения Иркутской области и Усть-Ордынского округа, в 2007 г. — по объединению Агинского Бурятского автономного округа и Читин- ской области и Республике Алтай и Алтайского края. Наконец, в 2008 г. прошел референдум в Ненецком округе и Архангельской области.
В результате процесса объединения 2003–2008 гг. число субъектов федерации принципиально не сократилось, число регионов уменьши- лось с 89 до 83; прекратили самостоятельное существование 6 автоном- ных округов, а 3 области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края (соответственно Пермский, Камчатский, Забайкаль- ский). В 2014 г. в состав Российской Федерации вошли два новых субъ- екта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Сегодня федерация имеет в своем составе 85 субъектов.
Примечания 1 Цит. по: Trenin D. The End of Eurasia: Russia on the Border Between Geopoli- tics and Globalization. Washington D.C.; Moscow: Carnegie Endowment for Interna- tional Peace, 2002. С. 29. 2 Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 48. 331
Г ЛАВА 9
3 Гулыга А. В. Русская идея как постсовременная проблема // Самосознание России. Вып. 2. Философские рефлексии. М., 2002. С. 204–205. 4 Ключевский В. О. Сочинения: В 8 т. М., 1956. Т. 1. С. 31. 5 Цит. по: Трейвиш А. Что такое государства-гиганты и как с ними «бороть- ся» // Страны-гиганты: проблемы территориальной стабильности: Сборник докладов / Под ред. И. М. Бусыгиной, Л. В. Смирнягина, М. Г. Филиппова. М.: МГИМО-Университет, 2010. С. 25.
7 Ильин И. А. Россия есть живой организм // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 431–432. 8 Бердяев Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. С. 73. 9 Полтерович В. М., Попов В. В. Концентрация доходов, нестабильность демократии и экономический рост // Экономика и математические методы. 2009. № 1. С. 15–30. 10 Haber S., Menaldo V. Do Natural Resources Fuel Authoritarianism? A Reap- praisal of the Resource Curse // American Political Science Review. February 2011. P. 1–26.
12 Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. М.: Гардарики, 2003. С. 205–223. 13 Ахиезер А. Российское пространство как предмет осмысления // Отече- ственные записки. 2002. № 6. С. 72–73. 14 Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: НЛО, 1996. С. 80. 15 Стрелецкий В. Н. Этнокультурные предпосылки регионализации Рос- сии // Регионализация в развитии России / Под ред. А. Трейвиша, С. Артобо- левского. М.: УРСС, 1999. 16 Ахиезер А. Указ. соч. С. 74–76. 17 Trenin D. Op. cit. P. 80–81. 18 Ibid. P. 36–51. 19 Люхтерхандт Г., Рыженков С., Кузьмин А. Политика и культура в россий- ской провинции. М., 2001. С. 31–39. 20 Большакова О. В. Российская империя: система управления. М., 2003. 21 Агеев А. Д. Сибирь и американский Запад: движение фронтиров. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 92. 22 Там же. С. 45. 23 Там же. С. 94. 24 Там же. С. 95–96. 25 Там же. С. 286–287. 26 Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географи- ческих образов. СПб.: Алетейя, 2003. С. 313. 332
27 Волкова И. В. Становление Российской империи: роль военных структур и военных действий // Имперский вопрос — национальный ответ. Издатель- ский дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 147–148. 28 Там же. С. 150–151. 29 Вайль П., Генис А. Указ. соч. С. 80. 30 Трейвиш А. И. Региональное развитие и регионализация России: специ- фика, дилеммы и циклы // Регионализация и развитие России / Под ред. А. Трейвиша, С. Артоболевского. М.: УРСС, 1999. С. 50–51. 31 Княгинин В., Щедровицкий П. На пороге новой регионализации России // Россия между вчера и сегодня / Под ред. В. Преображенского, Д. Драгунского. М., 2003. С. 84–107. 32 Watts R. Comparing Federal Systems. 2nd ed. Montreal, 1999. P. 6–9. 33 Хомяков А. С. О старом и новом // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 61. 34 Баранов А. В., Вартумян А. А. Политическая регионалистика: Курс лек- ций. М., 2004. Вып. 2. С. 235. 35 Там же. С. 238–239. 36 Там же. С. 255. 37 Там же. С. 273. 38 Смирнягин Л. В. Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки. М.: Московский общественно-научный фонд, 1998. С. 18. 39 Там же. С. 22–23. 40 Elazar D. Exploring Federalism. Tuscaloosa, 1987. P. 479. 41 Смирнягин Л. В. Великолепная семерка // Российский региональный бюллетень. М., 2000. Май. Т. 2/10. С. 22.
43 Так, один из наиболее авторитетных специалистов по демократизации Филипп Шмиттер считает, что среди всех предварительных условий успеха де- мократии наиболее важным является наличие согласия в обществе по поводу границ государства и его идентичности (см.: Schmitter Ph. C. Twenty-Five Years, Fifteen Findings // Journal of Democracy. January 2010. Vol. 21. № 1. P. 17–28). Сходную позицию занимают Альфред Степан и Хуан Линц (Linz J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe. Johns Hopkins University Press, 1996).
Региональная интеграция. Европейский союз В этой главе от рассмотрения становления современной системы государств и границ между ними на разных континентах я перехожу к рассмотрению групп государств — региональных интеграционных группировок. Такой переход обусловлен тем, что в начале ХХI в. изуче- ние политической карты, поделенной на «территориальные ячейки» — государства, оказывается уже недостаточным: с середины прошлого столетия в мире развиваются интеграционные процессы, которые к на- стоящему времени по крайней мере в одном случае (речь идет о Ев- ропейском союзе) привели к формированию политической системы и политического пространства нового типа. Границы, отделяющие это новое политическое пространство от «внешнего мира», также не похо- жи на «жесткие» межгосударственные границы.
Регионализация и региональная интеграция Сначала следует остановиться на определении регионализации и региональной интеграции и тех критериях, которые позволяют гово- рить о состоявшемся региональном объединении.
334
тия «Европейский союз»), однако каждое из объединений, безусловно, имеет свою региональную специфику. Иными словами, каждая реги- ональная «версия» интеграции в случае успеха соответствует конкрет- ным условиям, прежде всего в том, что относится к формам интеграци- онного взаимодействия, его динамики и условий.
Термин «интеграция» имеет мощный позитивный резонанс сре- ди большинства международников и политологов; обычно он ассо- циируется с прогрессом, справедливостью, преимуществами для всех участников, хорошим управлением (good governance) и «здоровым» со- обществом. Однако есть и другая точка зрения, хотя и разделяемая не- многими: интеграция — это угроза для свободы и процветания граж- дан государства, ей необходимо сопротивляться, поскольку она ведет и усиливает богатство богатых и бедность бедных государств2. Некоторые эксперты считают «достаточными признаками» ин- теграции явно выраженную ее участниками волю к многостороннему сотрудничеству для решения общих проблем, подтверждаемую регуляр- ностью встреч для решения вопросов, выходящих за рамки обычного меж- дународного общения 3. Представляется, однако, что данное определение описывает не «достаточные», но минимальные признаки. Так, эти при- знаки, возможно, достаточны для интеграции в Азии, но явно недо- статочны для процессов, развивающихся в Западной Европе. А может быть, интеграция имеет столь сильную региональную специфику, что необходима своя версия определения термина «интеграция» для каж- дого ее случая (или группы случаев)? Хеттне приводит более подробный список «достаточных признаков» интеграционного объединения, важнейшими среди которых он считает: —
— наличие эффективных институтов принятия решений; — наличие институтов, занимающихся обеспечением региональ- ной безопасности; — частичное и выборочное применение наднациональных мето- дов принятия решений; — способность регионального объединения выступать в качестве консолидированного субъекта международного общения, об- ладающего легитимностью в глазах других акторов мировой по- литики4. Важно то, что интеграция — это результат стратегического вы- бора, сделанного странами–участницами процесса, при этом этот 335
Г ЛАВА 10
выбор рационален. Сказанное не означает, что этот выбор императи- вен или оптимален для государств; государства-участники действуют рационально в том смысле, что они «чувствительны к издержкам». Та- ким образом, предполагается, что государства делают выбор в пользу региональной интеграции, поскольку ожидают от этого сокращения издержек и роста выгод.
Необходимость понять и теоретически объяснить причины регио- нализации современных международных отношений, а также способы структурирования регионального пространства и характер преломле- ния глобальных политических и экономических закономерностей в ре- гиональных сегментах мира — макрорегионах и глобальных регионах привела к появлению такого направления исследований, как мировое комплексное регионоведение5.
Интеграция и глобализация
Жакоб и Жен выдвинули и проранжировали по степени значимости десять факторов, наиболее существенных для политической интегра- ции, при этом на первом месте оказался фактор географической близо- сти (geographical proximity), который действительно является начальной предпосылкой для развития интеграционных процессов6. И напротив, система взаимосвязей будет иметь глобальный характер только при трансконтинентальных расстояниях, принципиально превышающих дистанции взаимосвязей между членами регионального объединения. 336
«взломать» государство. Так, голод в слаборазвитых африканских стра- нах можно связать не только с эрозией почв и скверным управлением, но и со «взломом» слаборазвитых аграрных экономик силами между- народной конкуренции. В отличие от глобализации для интеграции не свойственно игнорирование интересов слабых территориальных со- обществ и социальных групп, напротив, она предполагает реализацию структурной и социальной политики, направленной на выравнивание шансов всех сообществ и групп. И интеграция, и глобализация обостряют межнациональную кон- куренцию. При этом глобализация не заботится о равенстве ее усло- вий; глобальная конкуренция бескомпромиссна и приобретает моно- польный характер. В условиях же (западноевропейской) интеграции признается необходимость проведения особой конкурентной и анти- монопольной политики, препятствующей концентрации экономиче- ской мощи. Наконец, углубление интеграционных процессов ведет к выстра- иванию сложной институциональной системы, в то время как гло- бализация в состоянии создавать лишь отдельные координирующие институты.
Обзор региональных объединений на карте мира
337
степенном преодолении недоверия сторон, шаг за шагом, так что пер- спективы заимствования Африкой европейских институциональных
Африканская модель интеграции развивается не по отраслевому (функциональному) пути, как это имело место в Западной Европе, но по пути создания субрегиональных группировок (состав государств фактически совпадает с составом африканских субрегионов). Так, су- ществуют Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Союз арабского Магриба, Восточно-Африканское сооб- щество, Экономический и валютный союз Западной Африки, Общий рынок стран Юго-Восточной Африки, Южно-Африканское сообще- ство развития7. Примечательно, что сотрудничество между государства- ми развивается и с целью совместного решения конкретных проблем, имеющих большое значение, в частности проблемы водопользования. Так, созданы и работают Союз государств реки Мано, Комиссия госу- дарств реки Нигер, Организация по развитию реки Сенегал.
В основе объединительных тенденций в экономике Азиатско-Ти- хоокеанского региона — «интеграционное ядро» государств АСЕАН, так что все остальные проекты и инициативы представляют собой «оболочки» вокруг этого ядра. Политические лидеры государств, вхо- дящих в Ассоциацию наций Юго-Востока Азии (АСЕАН), выразили официальное намерение уже к 2020 г. создать в этом регионе общую идентичность (ASEAN Vision 2020). Основы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) за- ложила Бангкокская декларация, подписанная министрами иностран- ных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин в 1967 г. и дополненная в 1976 г. Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Ассоциация должна была стать платформой, дискуссионным форумом с целью минимизации разногласий, коор- 338
динации вопросов безопасности и стимулирования экономического развития и кооперации стран-участниц. Поскольку одной из базовых целей вступающих в ассоциацию стран было приобретение «имму- нитета» к коммунизму, их «совместное предприятие» носило отчасти проамериканский характер. Однако затем эта ситуация стала меняться: члены АСЕАН все более осознавали свои собственные национальные и региональные интересы, а США перестали поддерживать проект ре- гионализации Юго-Восточной Азии8.
Кроме того, крайне несхожи политические режимы государств- членов: от абсолютной монархии Брунея и коммунистического режи- ма Вьетнама до демократии Филиппин и предельной экономической открытости Сингапура (подобное совершенно непредставимо для ев- ропейской интеграции, первейшим условием которой выступает демо- кратический политический режим присоединяющегося государства). Таблица
339
Окончание табл.
340
«германского вопроса», у государств Юго-Восточной Азии также была общая задача — не допустить возвращения диктата внерегиональных «великих держав», прежде всего проникновения советского и китай- ского коммунизма, военного вмешательства западных держав. По- мимо этого, стояла задача разрешить историческое соперничество и территориальные споры Индонезии и Малайзии. Таким образом, импульс к интеграции в Юго-Восточной Азии возник только после за- вершения деколонизации, фактически закончившейся с уходом США из Вьетнама в 1973 г.10
По сравнению с Европой интеграционный процесс в Азии харак- теризуется медлительностью, выжидательностью — даже расширение группировки происходило не на основе формальных встреч, как это происходит в Европейском союзе, но на основе неторопливых нефор- мальных переговоров. Спецификой интеграции в АСЕАН является то, что экономическое сотрудничество здесь движется группой средних и малых стран (как известно, в ЕС «моторами» интеграции выступали и выступают крупные страны). По мнению Жозе Кабаллеро, интеграцию в Латинской Америке не следует сводить к политической и экономической сферам. Он ут- верждает, что существующая в регионе бинарная идентичность (т.е. на- 341
циональная и региональная) позволила идее интеграции не только вы- жить и укорениться, но и развиваться в различных, специфических для региона Латинской Америки формах [Caballero, 2007: 2]12. Именно региональная идентичность в Латинской Америке высту- пала предпосылкой для развития интеграционных процессов, для «кон- струирования» региона. Общая региональная идентичность имеет пря- мое воздействие на характер интеграции; региональная идентичность
В Северной Америке переговоры между США, Канадой и Мексикой привели к подписанию в 1992 г. соглашения о создании Северо-Аме- риканской зоны свободной торговли (НАФТА). Отметим, что в данном случае речь идет об особом интеграционном проекте: экономическом сближении высокоразвитых государств (США и Канады) с развива- ющейся страной (Мексикой), т.е. о новой модели сотрудничества меж- ду Севером и Югом, в основу которой положен принцип асимметрии. Так, Мексика получила право беспошлинно экспортировать 70% своих 342
товаров в США и Канаду, в то время как лишь 40% товаров этих стран освобождались от пошлин в Мексике13.
Региональная интеграция И региональная идентичность «Большие сообщества» — социальная группа, конфессия, этнос, государство, цивилизация выступают наиболее значимыми референт- ными группами самоиндентификации14. Однако в последние десяти- летия можно с уверенностью говорить и о формировании еще одной
Основная гипотеза классических теорий интеграции заключает- ся в том, что идентичности государств могут быть трансформированы в наднациональную коллективную идентичность, которая принци- пиально отлична от суммы идентичностей государств. Такая транс- 343
В последующие десятилетия тема взаимосвязи региональной иден- тичности и интеграции не была в фокусе научных исследований. Но- вый подъем интереса к коллективной идентичности как объясняющей и процесс интеграции, и его конечные цели — явление относительно недавнее; еще не так давно идеи и идентичности в большой степени игнорировались и на региональную интеграцию смотрели в основном сквозь призму инструментальной рациональности
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.077 с.) |