Некоторых государств-наций в Западной Европе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторых государств-наций в Западной Европе



Условия/факторы Франция Италия Германия
Границы Явные Явные Неопределенные
Принадлежность городских центров к «городскому поясу» Вблизи пояса, но вне его по преимуществу Формирует ядро Формирует ядро

101


 

 
Окончание табл.

Условия/факторы Франция Италия Германия
Роль и относи- тельный «вес» центрального места Велики Относительно невелики Относительно невелики
Структура расселения Моноцентриче- ская Полицентрическая Полицентрическая
Транспортная сеть (по преимуществу) Радиальная Меридиональная Меридиональная
Этнический состав/язык Относительно гетерогенный Относительно гомогенный Относительно гомогенный
Роль католической церкви Относительно невелика Тормоз для объединения Неоднозначна
Роль реформации Невелика
Отношения центр/периферия Подавление, но не интеграция Сосуществование (развитие по раз- ным траекториям) Отсутствие выраженной периферии
Направление объединения Из одного развитого центра Из более развитых центров От периферии к более развитым территориям
Роль внешних сил (экстерналий) Относительно невелика Относительно велика («помощники») Относительно велика («противовес»)

 
Еще одним важным итогом XIX столетия было создание дуалисти- ческой монархии — Австро-Венгрии, внутренне крайне нестабильного образования. Австрия была «славянским зданием с немецким фаса- дом»43. Все попытки подчинить Венгрию Венскому праву оказались безуспешными, и геополитический фактор играл здесь центральную роль: каждый раз — в XVII, XVIII, XIX столетиях, — когда Вена, ка- залось, уже торжествовала над мадьярами, вмешивалась Прусская или Османская империя и поддерживала венгерскую оппозицию44.

Процесс восстановления государственности южнославянских на- родов стартовал в начале XIX в. с сербских восстаний. Их борьба об- легчалась тем, что Турция потерпела в первой трети XIX в. поражение в войнах с Россией. Фактически освободилась от османской зависи- мости Сербия, было создано автономное Болгарское княжество, за- висимость от Османской империи была фактически ликвидирована в Боснии и Герцеговине, однако эти земли были оккупированы Ав- стро-Венгрией. Под властью Турции осталась Македония45.

 

102


 

Чрезвычайная этническая и конфессиональная раздробленность на Балканах мешала созданию стабильных государств-наций (впослед- ствии термином «балканизация» стали называть политическую фраг- ментацию в сочетании с радикальными националистическими идеоло- гиями). Создающиеся в ХХ столетии на Балканах государства воевали как с турками, так и между собой.

 
К 70-м годам XIX в. польский вопрос фактически сошел с междуна- родной арены и стал внутренним делом России, Германии и Австро- Венгрии. Польские земли подвергались политическому и националь- ному гнету. Так, царизм отменил должность наместника и управление Царством Польским перешло к генерал-губернатору. Было запрещено преподавание на польском языке на всех уровнях системы образова- ния. Распространение на Царство Польское общероссийской системы управления и администрирования превращало его в одну из провин- ций Российской империи, которую все чаще именовали Привислин- ским краем. В этот же период западные польские земли подвергались дальнейшей германизации46.

Великобритания и Франция в XIX в. удерживают величайшие ко- лониальные империи и, тем самым, свое геополитическое преимуще- ство. В отличие от Великобритании и Франции Испании и Португалии практически не удалось сохранить свои колонии.

 
ВОХ 3.8. Подъем Атлантической Европы. «Атлантическая Европа» (Британия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия) в силу своего географического положения находилась в особых условиях и была не- посредственно вовлечена в торговлю и колонизацию новых территорий. Однако внутри этой группы стран были существенные различия: Брита- ния и Нидерланды развивались значимо быстрее Испании и Португалии. Известное исследование Асемоглу, Джонсона и Робинсона заключает- ся в том, что развитие международной торговли влияло на изменение политических институтов — новому слою (коммерсантам) необходимы были стабильные права собственности, что означало ограничение вла- сти монархии и связанных с ней групп. Коммерческие интересы игра- ли все большую политическую роль. (Отметим, однако, что эти новые институты, конечно, не защищали права всего населения и не были демократическими. Их скорее можно описать как олигархические, так как они обеспечивали лишь права богатых торговцев.) Однако этот про- цесс не развивался в странах, где атлантическая торговля была развита, но при этом торговля контролировалась исключительно короной. Так, в Испании и Португалии в торговле доминировала одна компания под контролем монархии. В Великобритании и Нидерландах, напротив, ос-

 

103


 

новной конфликт был между монархией и ее сторонниками и коммерче- скими интересами. Таким образом, объяснение долговременного роста этих стран лежит не в особой культуре этих наций, но в особых институ- тах, которые получили развитие в том числе в силу их географического положения47.

 

 
Международные отношения в XIX столетии остаются стабильными, по-прежнему доминировали пять великих держав. Однако две пробле- мы континентального масштаба оставались «бомбами замедленного действия»: нарастание конфликтности в отношениях Франции и Гер- мании и так называемый восточный вопрос, который складывался из двух направлений: 1) конкуренция европейских держав за наследство Турции, «больного человека Европы»; 2) конкуренция России и Вели- кобритании за Центральную Азию («Большая игра»). Главным инстру- ментом политики по-прежнему была война, а «ключом» к успеху — сухопутные войска. Таким образом, из всех великих держав именно Германии и Российской империи предстояло играть главные роли в бу- дущих конфликтах: у Британии был мощный флот, но не было регу- лярной армии, Франции недоставало солдат, австро-венгерская армия зависела от Германии48.

XIX век полностью оформил европейское национальное государ- ство, т.е. создал тот контекст, из которого следует и сегодняшнее пред- ставление государства о самом себе49.

ХХ век — новейший этап европейской политической истории

 
Начало нового, ХХ в. в Европе уже «дышало» предчувствием боль- шой войны. Быстрый экономический рост в Германии, особенно раз- витие военно-промышленного комплекса, вызывал обоснованные опасения Великобритании, Франции, России. В самой Германии об- щественные настроения колебались от энтузиазма до паники и ощу- щения наступления «конца света». Освальд Шпенглер в первом томе своего известного труда «Закат Европы» обосновал идею умирания вы- сокой культуры Запада и прихода ей на смену холодного, рациональ- ного и агрессивного «мира цивилизации». Шпенглер писал: «Умирая, античный мир не знал, что он умирает, и потому наслаждался каждым предсмертным днем, как подарком богов. Но наш дар — дар предвиде- ния своей неизбежной судьбы. Мы будем умирать сознательно, сопро- вождая каждую стадию своего разложения острым взором опытного врача»50.

104


 

1914—1945 гг.

К 1914 г., началу Первой мировой войны, Европа была разделе- на на две враждующие группировки, две коалиции держав: Антанта («Большой треугольник») и Центральные державы. Конфигурация

 
«Большого треугольника» была сначала довольно неустойчивой — его составляли Британия (без регулярной армии), Франция, Италия (с 1915 г.), США (с 1917 г.) и имперская Россия с затянувшейся моби- лизацией и слабым промышленным потенциалом. Центральные дер- жавы — прежде всего Германия и Австро-Венгрия — были более консо- лидированными и обладали развитыми линиями коммуникаций. Они взялись за оружие с целью пересмотреть устройство Европы.

Испания, Скандинавские страны, Нидерланды, Швейцария су- мели сохранить нейтралитет. Центральные державы (а также Россия) в конечном итоге потерпели поражение в силу внутреннего политиче- ского краха, а не собственно военных поражений.

Конец континентальной войне положила серия мирных договоров, наиболее важным из которых был Версальский (его побежденная Гер- мания подписала 28 июня 1919 г.). Вопрос об очертаниях политической карты Европы в очередной раз приобретает первостепенную важность; при этом великие державы, конструируя политико-территориальный порядок, сохраняют отношение к системе суверенных государств как к своего рода «идеалу».

 
ВОХ 3.9. Судьба Австро-Венгрии и создание «неочевидного» госу- дарства. Судьба Австро-Венгрии была решена государствами Антанты только весной 1918 г. При этом первоначальный проект предполагал фе- дерализацию империи, однако впоследствии было принято решение о ее разрушении и создании на ее месте малых независимых государств. Это должно было, во-первых, ослабить Германию, а во-вторых, организо- вать «санитарный кордон» на пути большевизма в Европу (эти идеи осо- бенно сильно поддерживала Франция). Так, после разрушения империи появилось государство Чехословакия. Его границы рисовались самым приблизительным образом, а самого понятия «Чехословакия» — геогра- фического или исторического — словари того времени просто не знали. Государство и его границы возникли сначала «в головах» и только потом были перенесены на географическую карту51.

 

Важнейшие изменения политико-территориального устройства Европы после окончания войны можно суммировать следующим об- разом:

105


 

 
распались четыре империи (Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская), до того доминировавшие на карте Европы;

— выделились новые независимые государства — Финляндия, Польша, Эстония, Латвия, Литва; Австрия, Венгрия, Чехосло- вакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия);

— Германия потеряла Эльзас и часть Лотарингии в пользу Фран- ции, Ойпен-Мальмеди (в пользу Бельгии), северная часть Шлезвига отошла Дании, части Пруссии и Силезии — Польше;

— увеличились территории Италии и Румынии за счет присоеди- нения частей Австро-Венгрии;

— город Гданьск (Данциг) получил статус «вольного города» под контролем Лиги Наций52.

Межвоенный период в Европе был, по сути, определен двумя войнами: той, что уже прошла, но итоги ее не были окончательными, и той, что еще не состоялась, — за пересмотр этих итогов. Общий тренд политики этого периода — несостоятельность и крах либеральных де- мократий, становление диктатур. Демократическая Европа оказалась не в состоянии ответить на вызовы диктатур. Созданная система безо- пасности, в частности создание «санитарного кордона», системы госу- дарств, которая должна была сдерживать Советский Союз и Германию, оказалась несостоятельной.

 
Одним из достижений Версаля стало создание Лиги Наций (1920 г.), устав которой предусматривал не только разрешение спорных вопросов между государствами арбитражем, но и коллективный отпор агрессору. Однако деятельность Лиги началась слишком поздно, далеко не все ее спонсоры активно в ней участвовали (например, США), кроме того, у организации не было средств для контроля за исполнением соб- ственных санкций. Казалось бы, под ее управлением были ключевые вопросы: она управляла Данцигом и Саарской областью, Комиссией по проливам и т.п. Однако предотвратить войну Лига Наций оказалась совершенно не в состоянии.

В 1933 г. оформился Третий рейх в Германии, и внешнеполити- ческим ответом новой системы стала ликвидация всех ограничений на перевооружение, введенных Версальским договором. В марте 1938 г. вермахт вторгся в Австрию (так называемый аншлюс), которая стала областью Германии. В 1938 г. Чехословакия была вынуждена передать Германии Судеты, где большую часть населения составляли этниче- ские немцы (граница между государствами проходила теперь в 40 км

106


 
 


 

от Праги), в 1939 г. Германия оккупировала Чехию и Моравию, Италия оккупировала Албанию. В этом же году Германия напала на Польшу и нанесла ей поражение.

В том же году Гитлер и Сталин разделили Восточную Европу на сфе- ры влияния (согласно Договору «О дружбе и границе», так называемый пакт Молотова—Риббентропа). Секретные протоколы, приложенные к договору, фактически разграничивали советскую и германскую сфе- ры интересов в Европе: в советскую вошли Финляндия, Латвия, Эсто- ния, несколько позже — Литва, восточная часть Польши, Бессарабия; к западу от линии разграничения получала свободу действий Герма- ния53. В сентябре 1939 г. СССР и Германия разделили Польшу; боль- шая ее часть отошла Германии.

СССР начинает «осваивать» сферу своих интересов. В этом же году Красная армия перешла советско-финскую границу, эта война окончи- лась в 1940 г.; Финляндия отдала СССР стратегически важный Карель- ский перешеек (на этой территории и территории бывшей Карельской АССР была образована Карело-Финская ССР, просуществовавшая до 1956 г.). После развязывания этой войны СССР был исключен из Лиги Наций как агрессор. Похожая ситуация сложилась с государствами Прибалтики: в 1940 г. после того, как Красная армия вошла на их тер- ритории, заранее заготовленные плебисциты принесли предсказанные результаты, были созданы так называемые «народные правительства», и три страны — Латвия, Литва и Эстония присоединились к СССР на правах союзных республик54. Кроме того, были присоединены Бес- сарабия и Северная Буковина.

Германия, в свою очередь, перешла в наступление на Западе: ок- купировав Норвегию и Данию, вермахт вошел в Бельгию, Голландию, Францию.

 
22 июня 1941 г. Германия без объявления войны напала на Совет- ский Союз. Так началась Великая Отечественная война.

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны произошел в конце 1942 — первой половине 1943 г. Послевоенное устройство Ев- ропы обсуждалось главами держав-победительниц на Крымской кон- ференции в феврале—марте 1945 г., а окончательные вопросы мирного послевоенного урегулирования были решены на Потсдамской кон- ференции в июле—августе 1945 г. На этой конференции обсуждались и территориальные вопросы: границы и территория Германии, уста- новление польско-германской границы по линии Одер–Нейсе, пере- дача СССР части Восточной Пруссии — Кенигсберг с прилегающими районами55. Территория Германии по сравнению с 1938 г. сократилась

107


 

 
примерно на одну четверть. Территория Союза СС, напротив, выросла: кроме части Восточной Пруссии Украинская ССР получила Закарпа- тье, а на северо-западе в Союз вошел район Печенги, согласно мирно- му договору от 1947 г. с Финляндией.

Помимо территориальных изменений, Потсдамская конференция определила перемещение населения. Около 9 млн немцев покинули территории Польши и Чехословакии и впоследствии были (успешно!) ассимилированы в Германии. В Кенигсберге место выселенных немцев заняли советские военные и граждане СССР из самых разных регио- нов страны. Поляки, уехавшие из Львова, переместились во Вроцлав — со своим университетом, мэром и муниципалитетом56.

1945 г. по настоящее время

Довольно скоро союзники перестали быть едиными: послевоенный мир оформляется как двухполюсная система, начинается противостоя- ние двух «сверхдержав» — холодная война. Создаются военно-полити- ческие блоки. Первой оформилась Организация Североатлантического договора (НАТО) в 1949 г. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии. Позже к Договору присоединились Гре- ция, Турция (обе в 1952 г.), ФРГ (1955 г.), Испания (1982 г.), Венгрия, Польша, Чехия (все три в 1999 г.), Болгария, Румыния, Словакия, Сло- вения, Латвия, Литва, Эстония (все семь в 2004 г.), Албания и Хорватия (обе в 2009 г.).

Под патронажем Советского Союза на территории Восточной Ев- ропы была создана Организация Варшавского договора (ОВД) в соста- ве СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и Албании (она вышла из ОВД в 1968 г.). В Европе возникала и углуб- лялась линия раскола между двумя политическими системами.

 
Территория Германии (и территория Берлина) была разделена на четыре оккупационные зоны — по числу держав-победительниц. Восточную часть страны контролировала советская военная админи- страция, а западные зоны — администрации США, Великобритании и Франции. Постепенно раскол между советской и западными зонами нарастал, западные же зоны образовали сначала так называемую «Би- зонию» (под общей американо-британской администрацией), а потом и «Тризонию», когда к ним присоединилась французская часть. Раскол выразился в образовании в конечном итоге двух государств: в 1949 г. в составе «Тризонии» образуется Федеративная Республика Германия (ФРГ) со столицей в Бонне, а через месяц — Германская Демократиче-

108


 

ская Республика (ГДР) в границах советской зоны и со столицей в со- ветском секторе Берлина — Восточном Берлине.

Это привело помимо прочего к появлению «проблемы Западного Берлина», который был отделен от ФРГ территорией ГДР. В 1949 г. СССР установил блокаду Западного Берлина, которая была прорвана британскими и американскими транспортными самолетами, совер- шившими 277 264 (!) рейса.

 
 
ВОХ 3.10. Западный Берлин: политическая география эксклава. До Второй мировой войны на территории Европы существовало четыре эксклава — т.е. территорий государства, полностью окруженных терри- торией другого государства. Эти политгеографические «аномалии»: экс- клав Германии в Швейцарии, Бельгии в Голландии, Италии в Швейцарии и Испании во Франции. По итогам войны Западный Берлин также превра- тился в такую «аномалию», отделенный от ФРГ территорией Восточной Германии (ГДР). Политический статус Западного Берлина был уникаль- ным: официально он не входил в состав ФРГ как субъект федерации — федеральная земля, однако имел представительство в обеих палатах германского парламента, правда, представители эксклава не избирались населением, а назначались городским советом. Законы ФРГ не имели автоматического действия на территории Западного Берлина. Во время подготовки Основного закона ФРГ обсуждалась даже идея поместить в Западном Берлине (эксклаве!) столицу государства, однако такое экзо- тическое решение было бы связано с огромными неудобствами, и реше- ние было принято в пользу Бонна. Граница между Западным и Восточным Берлином проходила по центру единого прежде города и почти на всем протяжении среди развалин, которые не торопилась восстанавливать ни одна из сторон. Фактически Западный Берлин выживал за счет массиро- ванной экономической помощи ФРГ: с каждого почтового отправления в ФРГ дополнительно брали два пфеннига — «для Берлина». До 1961 г. граница между западной и восточной частями была открыта, люди ухо- дили с Востока на Запад: только в 1961 г. ГДР покинули более 207 тыс. человек. Власти Восточной Германии обвиняли Западный Берлин и ФРГ в «торговле людьми», «переманивании» кадров и попытках сорвать эко- номические планы. В условиях обострения обстановки вокруг Берлина руководители стран ОВД приняли решение закрыть границу. Берлинская стена была сооружена в 1961 г. и существовала до 1989 г., когда была раз- рушена, с ней прекратила существование и проблема Западного Берлина. Воссоединенный Берлин стал федеральной землей и столицей Германии.

Территория Австрии была также разделена на четыре зоны, Дого- вор о восстановлении независимости страны был подписан представи- телями союзников и Австрии в мае 1955 г.

109


 

 
В послевоенной Западной Европе набирало силы движение за еди- ную Европу. В мае 1948 г. состоялся Конгресс Европы в Гааге, на ко- тором был выдвинут принцип наднационального — необходимость по- ступиться частью национального суверенитета в общих интересах и сохранения мира. «Первенцем» европейской интеграции стало Ев- ропейское объединение угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. Оно объединило шесть государств — Германию, Францию, Италию, Бельгию, Нидер- ланды, Люксембург. В 1957 г. появляется Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Сегодня Европейский союз объединяет 28 государств — как Западной, так и Центральной и Восточной Европы. Отметим, что усиление наднациональных институтов привело и к нарастанию цен- тробежных тенденций в странах—членах Общего рынка. В Германии большой автономией пользуются субъекты федерации — земли. В Ве- ликобритании, Испании, Италии, даже Франции регионы стремились расширить свое представительство в Брюсселе, более активно участво- вать в процессе принятия решений.

В Европе развивается процесс деколонизации: сохранение старых

империй становится невозможным: элиты колониальных народов громко требуют независимости, связи колоний с метрополией осла- бевают, наконец, и США, и ООН выступают противниками «старого» традиционного империализма. Логика развития Западной и Восточной Европы противоположна: на востоке СССР укрепляет империю, на за- паде империи демонтируются.

 
«Советская империя» — Восточный блок, — невзирая на пропа- гандируемый интернационализм, по сути был разделен на отдельные сегменты. Блок включал такие различные страны, как ГДР — наиболее причудливый вариант «народной демократии», просоветскую Болга- рию с ее поздней незаконченной модернизацией и наименее совети- зированную Польшу, где католическая церковь не подчинялась совет- скому контролю. К началу 80-х годов у Союза практически не осталось средств воздействия на ситуацию в советском блоке, система начала стремительно разваливаться. По мере того как Западная Европа объ- единялась, Восточная стремилась к распаду.

Следующий этап перекройки политической карты Центральной и Восточной Европы начинается в конце 80-х годов с системными из- менениями в СССР и затем демократическими революциями в стра- нах этого субрегиона. В 1991 г. ОВД прекратила свое существование. В 1993 г. федеративная Чехословакия распадается на два суверенных государства — Чехию и Словакию.

110


 

 
ВОХ 3.11. Два хельсинкских принципа. Стороны многочисленных этнополитических конфликтов, как правило, апеллируют к двум прин- ципам-положениям Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки: принципу территориальной целостности государства и праву народов на само- определение. Два этих принципа противоречат друг другу. Как же оце- нивать правомерность требований того или иного региона на сецессию? Ни одна конституция (кроме Конституции СССР) не предусматривает права на сецессию, однако сколько отделений уже состоялось — иногда мирных, а чаще кровопролитных? Есть немало примеров, когда верх бе- рет то первый, то второй принцип. Лидеры национальных движений, как правило, апеллируют к праву наций на самоопределение, однако, придя к власти, настаивают на верховенстве принципа территориальной целост- ности государства. При анализе конкретной ситуации важно понимать: а) принцип — это не догма, и его нельзя возводить в абсолют; б) прин- цип — это абстрактное положение, которое не работает вне конкретных обстоятельств, так что регион, конкретная обстановка имеют огромное значение; в) важен историзм, т.е. связь с эпохой. Заключительный акт — продукт своей эпохи, он определил «правила игры» для межгосудар- ственных отношений в эпоху холодной войны и противостояния двух си- стем. Та эпоха уже в прошлом57.

 

 
С начала 90-х годов начинается распад Социалистической Фе- деративной Республики Югославия (СФРЮ), обернувшийся тяже- лыми хроническими, до сих пор не урегулированными конфликта- ми. В 1991 г. провозглашена независимость Словении и Хорватии, в 1992 г. — Боснии и Герцеговины. Сохраняя формальное единство, это государство оказалось разделенным на две части: территории, на- селенные сербами, и хорватско-мусульманские территории. Босния и Герцеговина имеет уникальную форму государственного устройства и правления и состоит из двух образований (энтинентов): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Решающее влияние на формирование институтов оказали международные агентства; эко- номические, политические и военные аспекты жизни страны во мно- гом регулируются ОБСЕ, НАТО, Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Таким образом, более десяти лет государство функционирует фактически в режиме международного протектората.

ВОХ 3.12. Особые институты для особого случая. Согласно Дейтон- ской конституции, основными институциональными механизмами в Бос- нии и Герцеговине являются: 1) широкая автономия сегментов, реализо-

 

111


 

ванная через федерализацию и кантонизацию страны; 2) распределение власти между тремя национальными группами — босняками, сербами и хорватами, призванное обеспечить равное влияние на процесс при- нятия решений для всех групп; 3) право вето для представителей нацио- нальных групп, гарантирующее защиту меньшинства58.

 

 
Отметим, что география расселения общин — конфессиональных и этнических — необычайно сложна как в Боснии и Герцеговине, так и по всей бывшей СФРЮ. Албания и Македония относятся к чис- лу наиболее бедных стран Европы; безработица в Албании достигает 1/3 трудоспособного населения.

В 1992 г. Сербия и Черногория объединяются в Союзную Респу-

блику Югославия (СРЮ), однако в 2006 г. Черногория выходит из со- юза. Распался последний союз на этих территориях.

 
Особую проблему представляет собой регион Сербии Косово (офи- циальное название: Косово и Метохия), где большинство населения со- ставляют албанцы (из 2 млн населения более 90% албанцы и 6% сербы). Этот край имел автономию в составе СФРЮ, которая была ликвидиро- вана в 1989 г. Белградом. В 1992 г. сторонники независимости Косово провозгласили Косовскую Республику. В конце 90-х годов конфликт резко обострился и приобрел международное измерение. Регион Косо- во перенасыщен оружием, через него идет транзит наркотиков. С лета 1999 г. Косово находился под контролем ООН и НАТО в соответствии с резолюцией № 1244 Совета Безопасности. Разрешением «Косовской проблемы» занималась так называемая Контактная группа, в которую входит «европейская четверка» (Германия, Франция, Италия и Вели- кобритания), а также Россия и США. Очевидно, что так называемая Косовская модель, т.е. решение проблемы путем окончательного тер- риториального размежевания и признание отделившейся террито- рии в качестве суверенного государства, не может не оказать влияние на территориальные конфликты на постсоветском пространстве.

 

ВОХ 3.13. Случай Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Приднестровская Республика расположена на территории Молдовы и от- носится к числу непризнанных государств. В советский период именно сюда приезжали специалисты из других регионов Союза ССР с задачей ускоренного развития Молдавской ССР, индустриализация которой на- чалась относительно поздно. Сегодня Приднестровье населяют при- мерно в равных долях молдаване, украинцы и русские, преобладает советский тип идентичности. Регион экспортирует металл в страны ЕС и служит транзитной территорией на пути российского газа — в Молдову

112


 

и далее — в Румынию и на Балканы. Когда в 1990 г. Молдова провозгла- сила независимость, часть элиты выступила за сближение с Румынией, вплоть до присоединения к ней. Однако этот проект был резко отвергнут русскими и украинцами в Приднестровье. Они образовали республику, провозгласив ее независимость. Попытка силового захвата территории ПМР Молдовой оказалась неудачной. В 2003 г. для урегулирования кон- фликта был предложен план создания на территории Молдовы федера- ции с двумя автономными образованиями — ПМР и Гагаузией. Однако план этот был отвергнут, так что разрешения приднестровского конфлик- та пока не предвидится.

 

 
11 февраля 2008 г. парламент автономного края Косово провоз- гласил независимость от Сербии, и этот шаг разделил международное сообщество на сторонников и противников этого решения. О непри- знании суверенитета Косово заявили Россия, Сербия, Китай, Индия, Бразилия, Испания, Греция и другие государства. Признали независи- мость края такие государства, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и др. Ряд государств еще не определил свою пози- цию. Процесс перекройки карты Балканского региона может иметь продолжение в будущем59.

 
Отмечу, что распад Восточного блока привел не только к размеже- ваниям, но и способствовал объединительным процессам. Так, важней- шим процессом 90-х годов, имеющим выраженное политико-геогра- фическое измерение, стало объединение двух Германий после 40-летнего раскола страны. В сентябре 1990 г. был подписан Договор «4 + 2» (два германских государства и четыре державы-победительницы во Второй мировой войне), который обеспечил международную поддержку этому процессу. Объединенная Германия была создана как федерация 16 зе- мель, а столица государства перенесена из Бонна в Берлин.

Европа живет. О роли, которую играют в ее развитии разнообра- зие и традиция, говорит существование на ее территории, помимо

«традиционных» государств-наций, государств-«реликтов» — анклав Сан-Марино, государство, основанное в V в. н.э.; княжество Лихтен- штейн — последний уцелевший член Священной Римской империи; Княжество Монако, Андорра, Гибралтар, город-государство Ватикан. У исследователей нет согласия относительно общего направления дальнейших преобразований политической карты Европы. Некоторые полагают, что магистральный путь Европы — это «движение от систем государств-наций либо к конфедерациям… либо — федерациям раз- ного состава и структуры»60. Другие же придерживаются мнения, что

113


 

Г ЛАВА 3

 

 
политическая карта Европы будет дробиться, и свидетельством этого являются сепаратистские настроения в Шотландии, Стране Басков, Каталонии, чрезвычайная территориальная неустойчивость Бельгии. Европа будет становиться (уже становится!) «континентом границ». Цель сокращения значимости границ (превращение их из барьера в зоны контакта), реализуемая в рамках Европейского союза, в прин- ципе достижима, однако принципиальная возможность не означает ее практической реализуемости, особенно в краткосрочной перспективе. Можно предположить, что в Европе процессы объединения будут со- существовать и конкурировать с процессами территориальной фраг- ментации.

 

Примечания

1 Голубчик М. М. Политическая география мира. Смоленск, 1998. С. 70.

2 Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. М.: Гардарики, 2003. С. 351.

3 Кржен Ян. Центральная Европа в европейском историко-географическом контексте // Неприкосновенный запас. 2007. № 6 (056). С. 28.

4 Дэвис Н. История Европы. М.: Транзиткнига, 2005. С. 71.

5 Там же. С. 100–101.

6 Категории политической науки. М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. С. 15.

7 Pounds N. A Historical Geography of Europe. Cambridge: Cambridge Univer- sity Press, 1973. P. 28.

8 Дэвис Н. Указ. соч. С. 98–99.

9 Бусыгина И. М., Захаров А. А. Sum ergo cogito: политический мини-лек- сикон. М.: Московская школа политических исследований, 2006. С. 40–56; Мотыль А. Пути империй. Упадок, крах и возрождение имперских государств. М.: Московская школа политических исследований, 2004.

10 Рекомендую почитать: Сили Дж., Крэмб Дж. Британская империя. М.: ЭКСМО, 2004; Хардт М., Негри А. Империя. М.: Праксис, 2004; Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552–1917). Смоленск: Русич, 2000; Ferguson N. Em- pire: How Britain Made the Modern World. London: Penguin Books, 2004; Lieven D. Empire on Europe’s Periphery: Russian and Western Comparisons // Imperial Rule / Ed. by A. Miller and A. Rieber. Central European University Press, 2004.

 
11 Голубчик М. М. Политическая география мира. Смоленск, 1998. С. 76.

12 Дэвис Н. Указ. соч. С. 117.

13 Там же. С. 214.

14 История Франции / Под ред. А. З. Манфреда. М.: Наука, 1972. С. 77–78, 81, 83.

15  Claval P. From Michelet to Braudel: Personality, Identity and Organization of France // Geography and National Identity / D. Hooson (ed.). UK: Oxford, 1994. P. 50.

114


 

 

 
Формирование политической карты мира. Европа

 

16 Бродель Ф. Время мира. М.: Прогресс, 1992. Т. 3. С. 271.

17 Дэвис Н. Указ. соч. С. 309.

18 Бродель Ф. Указ. соч. С. 104.

19 Там же. С. 161.

20 Там же. С. 121.

21 История южных и западных славян: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1979.

С. 117–118.

22 Гейне Г. К истории религии и философии в Германии. М., 1994.

23 Бусыгина И. М. Регионы Германии. М.: РОССПЭН, 2000.

24 Ferguson N. Empire: The Rise and Demise of the British World Order and the Lessons for Global Power. London: Basic Books, 2003. P. 15–17.

25 Там же. С. 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.102 с.)