Система российского права: понятие, структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система российского права: понятие, структура



 

1. Под системой российского, так же как и любого иного национального права, понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения. Все составляющие систему права нормы находятся между собой в таких же по своему характеру взаимосвязи и взаимозависимости, как и регулируемые ими общественные отношения.

Важно отметить, что системность - неотъемлемое свойство любого типа права. Наличие ее указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием.

В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. В повседневной жизни они постоянно переплетаются и взаимодополняются.

Среди субъективных факторов следует выделить, прежде всего, стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась если не монолитностью и органическим единством, то, по крайней мере, элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. Ибо от того, как создана и как внутренне организована система права, зависят ее социально-политическая, юридическая и даже идеологическая значимость и эффективность.

К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

Система права существует и функционирует не сама по себе, а в тесной связи и во взаимодействии с другими близкими ей, но не идентичными ей явлениями и понятиями, каковыми являются система законодательства и правовая система общества.

2. По своей природе и характеру система права - это общая многослойная и многоуровневая система. Она представляет собой весьма сложный, многоуровневый комплекс, который с позиции общего системного подхода следует рассматривать под углом зрения характера взаимосвязей и взаимодействия между составляющими ее элементами, уровня целостности правовой системы, особенностей формирующей ее и постоянно воздействующей на нее экономической, социальной, политической и иной среды.

Структурными элементами системы права как сложного, многоуровневого комплекса, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы права.

Каждый из них занимает в системе права свое строго определенное место и играет в ней свою, строго определенную роль.

Будучи структурными элементами российской или иной национальной системы права, выступающей в виде общей системы права, каждый ее элемент, в свою очередь, проявляется по отношению к ней в виде частной системы или подсистемы, состоящей из соответствующих, формирующих каждую из этих частных систем элементов.

При этом отрасль права как частная система - подсистема состоит из таких элементов, как институты права. В свою очередь, институты права как частные системы по отношению к отрасли права, проявляющейся по отношению к ним в виде общей системы, состоят из таких довольно сложных, системных по своему характеру элементов, как нормы права.

Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права. В этом смысле нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят, прежде всего, (издаются или санкционируются государственными органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами.

Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права имеют институты и отрасли права.

3. Что собой представляют институты права как структурные элементы системы российского или иного национального права, и каковы их характерные особенности?

Отвечая на эти и другие им подобные вопросы, необходимо, прежде всего, указать на то, что институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. По сравнению с нормами - первичными структурными элементами системы права - институты являются более емкими по своему характеру и содержанию составными частями, вторичными структурными элементами системы права.

Каждым в отдельности институтом права регулируются не все, а лишь однородные общественные отношения. Соответственно каждым институтом права в зависимости от вида и особенностей, опосредуемых им отношений, охватываются не все, а лишь отдельные, качественно определенные, относительно самостоятельные и автономные совокупности правовых норм, существующие в пределах той или иной отрасли права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.

Например, конституционное право России состоит из таких институтов, как институт гражданства - совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с приобретением, осуществлением, изменением или утратой лицом статуса гражданина того или иного государства; институты, определяющие место и роль конкретного государственного органа в общей системе государственных органов; институты, устанавливающие порядок формирования и деятельности политических партий, общественных организаций и движений; и др.

Гражданское право России включает в себя множество институтов, касающихся обязательственных прав граждан, купли-продажи, контрактации, подряда, поставок товаров, аренды, проката, найма, займа, перевозок, страхования, хранения товаров, дарения и проч.

В трудовом праве России есть институты, связанные с заключением и осуществлением трудовых договоров, начислением и выплатой заработной платы, соблюдением трудовой дисциплин, оформлением и уходом на пенсию и др.

Наряду с институтами, действующими в пределах одной отрасли права, существуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными, или междисциплинарными институтами.

В качестве примера можно сослаться на институт купли-продажи земли, который содержит в себе, наряду с нормами гражданского права, также нормы коммерческого, административного, конституционного и земельного права.

4. Важным структурным элементом, своего рода составным звеном системы российского, как и любого иного национального права, является отрасль права.

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опосредующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, опосредующие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права.

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение*(320). Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, финансовое право, земельное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудовое право, экологическое право, семейное право, уголовное право, исправительно-трудовое право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.

Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Международное право состоит из двух частей - международного публичного права и международного частного права.

Каждая отрасль права представляет собой не случайный набор составляющих ее норм и институтов, а целостное образование, систему, точнее, по отношению к системе права в целом, подсистему. Каждая отрасль права, в свою очередь, выступает в качестве общей системы по отношению к системе (подсистеме) институтов права.

Таким образом, как было замечено, в рамках системы права в целом существуют менее общие, составляющие ее системы (подсистемы) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование - система права.

5. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два основных критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый из них считается главным, второй - вспомогательным.

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Юридические нормы в своей совокупности образуют отрасль права, сообразуясь со спецификой соответствующих взаимосвязанных между собой общественных отношений. Качественная особенность и относительная обособленность различных групп общественных отношений предопределяют и своеобразие регулирующих их правовых норм.

Например, своеобразие норм гражданского права обусловливается тем, что они, в отличие от правовых норм, опосредующих трудовые, финансовые, семейные и иные отношения, регулируют лишь имущественные и непосредственно связанные с ними личные неимущественные отношения. В некоторых особо предусмотренных законом случаях с помощью норм гражданского права регулируются и иные личные неимущественные отношения, такие, в частности, как защита чести и достоинства. Предмет гражданского права за последние годы расширился за счет включения в него корпоративных отношений.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.

Метод правового регулирования не устанавливается произвольно законодателем или правоприменительными органами, а обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования.

В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Это может быть, например, прямое предписание определенных действий или, наоборот, воздержания от них. Это могут быть рекомендации или предоставление возможности свободного выбора из различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на общественные отношения.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования.

Один из них называется авторитарным методом правового регулирования, а другой - методом автономии.

Авторитарный метод, или, как его еще нередко называют, метод властных предписаний (императивный метод), представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам - участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон - участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.

Метод властных предписаний широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей публичного российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отношению к другим участникам данных правоотношений обязанностей.

Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, властных обязываний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей - уголовное право. Нормами данной отрасли права под угрозой применения уголовно-правовых мер (санкций) запрещается совершать действия, наносящие ущерб интересам, как личности, так и общества и государства.

Суть другого метода правового регулирования - метода автономии, или диспозитивного метода, как его иногда называют, заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.

Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского частного права, где стороны - участники правоотношений - выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.

6. Определение отраслей права на основе их предмета - совокупности однородных общественных отношений, регулируемых с помощью норм, относящихся к соответствующей отрасли права, и метода регулирования является довольно устоявшейся в научной литературе, широко признанной, однако, не общепризнанной их идентификацией.

Дело в том, что при обсуждении данного вопроса, наряду с такими критериями идентификации отраслей права, как предмет и метод, некоторыми отечественными авторами предлагались, в частности, такие "дополнительные" критерии, как специфичность у каждой отрасли своего "понятийно-категориального аппарата", своего "ведущего принципа", своей конкретной "цели правового регулирования", и др.*(321)

"В практических целях, - не без оснований рассуждал по поводу такого критерия как цель правового регулирования в свое время С.Н. Братусь, - в один комплекс иногда объединяются разнородные по своему характеры правовые нормы, выражающие, по существу, далеко не одинаковые по своей природе отношения". Однако, заключал автор, в виду того, что "эти разнородные правовые нормы подчинены законодателем единой цели и заключены нередко в едином законодательном акте, возможно выделение разнородных по своей юридической природе отношений в самостоятельную отрасль"*(322).

Речь в данном случае шла, судя по логике суждений исследователя, не о простых, обычных отраслях права, а о так называемых "комплексных" отраслях права.

Реальность возникновения и существования таких отраслей права изначально вызывала, с момента появления идеи комплексной отрасли права в 50-х гг. XX столетия, и продолжает вызывать споры, вплоть до настоящего времени.

При этом если одни авторы признавали возможность и реальность существования комплексных отраслей права, то другие, наоборот, полностью отрицали возможность их существования. В то время как некоторые авторы, придерживаясь "промежуточной" позиции, исходили из возможности существования в отраслях права лишь отдельных "комплексных элементов"*(323).

Констатируя данное обстоятельство, следует заметить, что вопрос о понятии, характере и содержании отраслей права, также как и вопрос об их полной идентификации имеет весьма важное теоретико-методологическое и практическое значение не только сам по себе, но и в связи с формированием адекватного представления о системе права, составными частями которой являются отрасли права*(324).

Не вдаваясь в анализ различных точек зрения и подходов к определению понятия и содержания отрасли права, а вместе с тем и системы права, следует лишь заметить, что по историческим меркам, как отрасль права, так и система права являются относительно новыми правовыми феноменами, теория и практика реализации которых требует своего дальнейшего развития и совершенствования.

Изучение истории возникновения и развития данных, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом явлений - отраслей права и системы права со всей очевидностью свидетельствует о том, что они не были известны в дооктябрьский период развития Российского государства и права. А появились только в советский период, когда на I Совещании по вопросам науки Советского государства и права было заявлено в выступлении А.Я. Вышинского о том, что одним из важнейших вопросов отечественной юридической науки "является вопрос о построении системы советского социалистического права на основе принципов Сталинской Конституции". В это же время было заявлено, что "задача построения системы советского социалистического права стоит перед нами как самая актуальная задача, над которой должны работать все наши юридические институты"*(325).

Исследование системы права было продолжено на последующих этапах развития советского общества и государства, а после разрушения СССР в 90-е гг. и образования постсоветского государства, - также в пределах данного периода функционирования российского права. "С начала XXI века в правоведении, - замечают по этому поводу исследователи, - наблюдается тенденция к переосмыслению имеющихся наработок в области системы и структурного строения права и формулировке предложений по дальнейшему исследованию темы"*(326).

В настоящее время, наряду с классификацией норм права по отраслевому критерию и отнесению отраслей к системе права, значительное внимание в отечественной литературе уделяется, в частности, подразделению существующего в стране правового массива на публичное и частное право.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.45 (0.024 с.)