Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Обеспечение безопасности клиента и вводные указания
Содержание книги
- Унифицирующие аспекты (общие факторы) психотерапии
- Унифицирующие аспекты (общие факторы) психотерапии
- Проблема доступа и стратегии его облегчения
- Проблема доступа в контексте бессознательных процессов
- Оценка изменений в психотерапии
- Дифференцированный подход к работе над различными проблемами
- Портрет эффективного психотерапевта
- Хороший психотерапевт должен уметь тактично и со вкусом шутить, чтобы обезоружить клиента, устранить его сопротивление и помочь разобраться с болезненными проблемами.
- Дж. Коттлер (2002) основываясь на анализе поведенческих особенностей пациентов, сильно затрудняющих работу любого психотерапевта, выделяет следующие основные типы трудных клиентов:
- Теоретическая основа и сущность метода
- Практические аспекты применения метода
- Для работы с гипнотическими состояниями необходимо знать признаки, свидетельствующие о погружении пациента в транс.
- Негативное парадоксальное внушение – сообщение о каком-либо действии с одновременным указанием не совершать его: «вам нет необходимости расслабляться еще больше».
- Обеспечение безопасности клиента и вводные указания
- Транс «Сопровождение в приятном воспоминании»
- Изменение бессознательных поведенческих программ
- Функции метафор в психотерапии
- На пятом уровне исчезают тиски, а остается Только кинестетика. Слов Больше нет – есть Только выражения.
- В образной форме создаются аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.
- Ступай осторожно, ибо ты идешь по моим мечтам.
- Трансы, возникающие при построении эпистемологической метафоры, весьма эффективны, поскольку работа осуществляется в лингвистической модели пациента и не возникает сопротивления.
- Придания сил «внутреннему ребенку», используя его первичный язык.
- Т.: И когда этот узел стягивает вот так, что происходит потом?
- К.: Потом солнце может засиять.
- Т. : и когда Вы собираетесь умереть, и Вы не можете дышать, что дальше происходит.
- Т. : есть ли Какое то реальное воспоминание об этом времени, о том, что было тогда, когда Вы учились в первом классе.
- Основные элементы терапии тяжелым испытанием
- Показания к использованию метода и его эффективность
- Теоретическая основа и сущность метода
- Практические аспекты применения метода
- Действия и терапевтическое общение
- Добавление или изъятие по крайней мере одного элемента последовательности.
- Дж. Зейг (1980) предложил пять техник, применение которых увеличивает шансы реализации директивы, предписывающей симптом:
- История возникновения и развития метода
- Теоретическая основа и сущность метода
- Использование Только положительного подкрепления. Реплики, жесты, мимика, реакции психотерапевта направлены на подкрепление движения клиента в сторону преодоления проблемы.
- Отношение к симптому как адаптивному стереотипу. Сочетается с внешне подчеркнутой нефиксацией внимания на симптоме вместо отношения к нему, как к мишени психотерапии.
- Построение решения опирается на несколько важных идей:
- Показания к использованию метода и его эффективность
- Сопротивление различным предложениям психотерапевта просто указывает на то, что нужно установить более адекватный раппорт, а сами предложения должны соответствовать картине мира клиента.
- Визуальные конструкции Визуальные воспоминания
- Пять правил хорошо сформированного результата
- В технике взмаха можно выделить три основных блока.
- Отделите позитивное намерение части от проблемного поведения.
- Повторите эти шаги для каждого значимого человека, участвовавшего в ситуации импринтинга.
- История возникновения и развития метода
- Избирательная абстракция (селективное внимание) – избирательное проявление внимания к отдельной, вырванной из контекста, детали при одновременном игнорировании иной, более существенной информации.
- Проверка реалистичности автоматических мыслей и дезадаптивных убеждений и их коррекция
- Теоретическая основа и сущность метода
- III этап: прояснение активирующего события
Невербальная техника безопасности: Психотерапевт предлагает клиенту: «Садитесь на этот стул. Вам удобно, если я так сяду рядом с Вами? Вы можете изменить положение стула относительно меня на более подходящее. Постарайтесь устроиться самым удобным для Вас образом. В ходе сеанса, если потребуется, Вы легко сможете изменить положение тела на более подходящее».
Вербальная техника безопасности: Психотерапевт говорит клиенту: «В процессе нашей работы Вы будете контролировать все происходящее и в любой момент, когда захотите, сможете выйти из этого состояния погружения внутрь себя и вернуться обратно любым удобным для Вас способом, например, просто открыв глаза».
Вам ничего не нужно делать специально, просто слушайте мои слова. У нас общая цель: совместная работа по запуску тех внутренних изменений, которые позволят Вам приблизиться к решению своей проблемы. Подумайте о ней сейчас, находясь здесь, в полной безопасности.
Договоренность о сигналах обратной связи. Психотерапевт задает вопрос: «Движением какого пальца, какой руки Вам было бы удобно ответить мне: «да» (и соответственно «нет»)». Если в трансе психотерапевту понадобится о чём-то спросить пациента, он может задать вопрос, предполагающий возможность получения ответа «да» или «нет», через движения соответствующего пальца».
Якорение. Это – одно и то же действие выполняется до начала трансовой индукции и сразу после выведения из транса. Например, кивнуть головой и спросить: «Ну что?» или посмотреть на часы, произнеся фразу типа «Ничего, времени у нас достаточно».
Индукция транса (с использованием различных способов депотенциализации левополушарных (сознательных) процессов. По ходу наведения осуществляется: 1) подстройка (следует говорить на выдохе пациента, использовать его слова и т. п.); 2) инкорпорирование звуков: «Вы можете слышать мой голос и эту музыку, другие звуки, но все это только фон для погружения в свои собственные внутренние ощущения и переживания»; «Вы можете слышать окружающие звуки и мой голос, которые Вы легко сможете превратить в звуки своих собственных воспоминаний, может быть, в шелест листьев и пение птиц»; 3) ратификация (поощрение того, что произошло или происходит у клиента): «Очень хорошо!» или «Да, да! Пусть всё идёт так, как идет»; 4) диссоциация сознательных и бессознательных процессов: «И пока Ваше сознание слушает, бессознательное слышит…»; «И пока Ваше тело занято поиском наиболее комфортной позы, другая часть Вас самих начинает искать то, что можно считать решением Вашей проблемы».
Терапевтическая фаза. Используются следующие стратегии: укрепление Эго пациента, т. е. создание ресурсов для решения проблемы; приёмы гипноанализа (если проблема не ясна); изменение сигналов бессознательного (впоследствии приводит к изменению нежелательного стереотипа поведения либо устранению невротических и психосоматических симптомов).
Реориентация и выведение из транса. Обязательна фраза: «И когда Вы вернётесь обратно в реальность сегодняшнего дня, время снова будет течь как обычно, и Ваш мышечный тонус станет обычным…». Далее обычно следует постгипнотическое внушение типа «…но это состояние душевного и телесного комфорта, спокойствия и уверенности в себе может сохраниться и даже усилиться». Или более косвенное: «И сейчас, когда наша работа на этом отрезке времени подошла к концу, я хочу отметить, что многие люди уже после первого сеанса начинают чувствовать себя лучше и лучше…».
Якорение (выполнение действия аналогичного таковому при первом якорении). Это – один из приемов структурирования амнезии у пациента.
Основные стратегии работы
Укрепление Эго пациента ресурсами.
Чаще всего с этой целью используются, так называемые, ресурсные трансы. Одной из наиболее удачных моделей работы с ресурсами является «Сопровождение в приятном воспоминании», разработанное Ж. Беккио (1994). Ниже приведена стенограмма сеанса, в котором при наведении транса и обеспечении доступа пациента к ресурсному воспоминанию, последовательно использованы основные технические элементы, которые предлагает Беккио.
|