Как развивается процесс стандартизации в сфере услуг в Российской Федерации? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как развивается процесс стандартизации в сфере услуг в Российской Федерации?



1.4.4.1 Стандартизация услуг в России находится на этапе становления. По многим вопросам просто отсутствуют наработки. Ассортимент предлагаемых услуг постоянно увеличивается за счет новых видов услуг, которые ранее не пользовались спросом, и органы стандартизации просто не справляются с этим объёмом работы.

Работа по стандартизации в сфере услуг в РФ до сих пор ведётся очень медленно. Если сравнить цифры, то окажется, что фонд национальных стандартов на продукцию насчитывает около 23000 единиц, а на услуги – менее 200 [68]. При этом на долю услуг приходится около половины национального внутреннего валового продукта (ВВП) и они напрямую влияют на качество жизни населения.

В 2011 году по поручению Федерального агентства по техническому регулированию ОАО «ВНИИС» была разработана Программа стандартизации в сфере услуг на 2012–2015 годы. Программа предусматривает разработку 130 национальных стандартов в рамках 8 технических комитетов по стандартизации, входящих в структуру Федерального агентства по техническому регулированию. Из них 85 документов – это оригинальные отечественные разработки, а 45 – результат большой работы по гармонизации с актуальными международными, региональными и зарубежными национальными стандартами [68]. Она охватывает все виды услуг.

1.4.4.2 В 2003 году в Российской Федерации было принято решение о разработке основных положений Административной реформы, целью которой является комплексная оптимизация государственных и муниципальных услуг. Основные направления преобразований Административной реформы были реализованы в большинстве регионов РФ в 2011-2013 годах. Для реализации положений Концепции Административной реформы в Свердловской области, например, в августе 2011 года была принята Программа, направленная на сокращение количества обращений, необходимых для получения конечного результата муниципальных услуг, сокращение сроков предоставления услуг, улучшение регламентации порядка предоставления услуг. На основании этой программы были разработаны Административные регламенты на оказание государственных (муниципальных) услуг, с которыми можно познакомиться на «Официальном сайте Министерства экономики Свердловской области» (вход: http://ar.gov66.ru/article/oreforme).

1.4.4.3 Принята и действует также самостоятельная программа по стандартизации в сфере социальных услуг.  Развитие процессов стандартизации в социальной сфере в значительной степени связано с процессами социально-экономической интеграции РФ в мировое сообщество. Оно обусловлено и расширением роли сознательного регулирования общественной жизни самими гражданами, т.е. процессами демократизации социальных систем. Социальное общество характеризуется приоритетностью социальных целей, четкое определение которых в законах и подзаконных актах основывается на провозглашенном Конституцией праве всех без исключения граждан на достойное существование и развитие. Без конкретизации конституционных деклараций в соответствующих социальных стандартах, обеспечиваемых в законодательном порядке, доступность социальных прав граждан превращается в миф.

К социальным услугам относят:

· услуги в области социального обслуживания населения;

· услуги в области медицины и здравоохранения;

· услуги в сфере образования;

· жилищно-коммунальные услуги;

· услуги в области внутреннего и выездного туризма;

· услуги в области физической культуры и спорта.

Например:

1) У слуги в области социального обслуживания населения включают в себя социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям, женщинам, многодетным семьям, лицам без определенного места жительства и занятий и др.

2) Объектами стандартизации услуг в области здравоохранения являются медицинские услуги и их качество, квалификация персонала, производство, условия реализации и качество медицинской техники и фармацевтических средств, медицинское страхование, учетная документация системы здравоохранения, а также используемые в здравоохранении информационные технологии.

3) Услуги в области образования охватывают дошкольное образование, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование детей, общее начальное и среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование, электронные услуги в области образования, дополнительные платные образовательные услуги и др.

4) В настоящее время особенно остро стоит вопрос улучшения качества услуг в области ЖКХ. Социальная значимость этого вида услуг очень велика. Поэтому на заседании Государственного совета, которое состоялось 17 июля этого года, Президент России В.В. Путин поставил вопрос о необходимости коренной реорганизации ЖКХ на новых принципах. Решение этой задачи потребует формирования соответствующей нормативной базы, куда войдут и действующие национальные стандарты на услуги ЖКХ.

1.4.4.4 Следует выделить обширную сферу производственных услуг, то есть услуг, осуществляемых по заказу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К подобным услугам можно отнести, например, ремонт и обслуживание авиационной техники, железнодорожного и автомобильного грузового и пассажирского транспорта, морских и речных судов, монтаж технологического оборудования, оснащение организаций разнообразными системами – пожаротушения, охранными и др. Огромный пласт производственных услуг практически не охвачен стандартизацией. Это можно подтвердить тем, что из 120 видов услуг, содержащихся в Общероссийском классификаторе экономической деятельности (ОК 004-93), около 90 видов составляют производственные услуги. А ведь это область услуг, от которой непосредственно зависит состояние основных фондов предприятий и организаций и предотвращение техногенных катастроф. Создание нормативной базы в области стандартизации и регламентирования производственных услуг – важнейшая задача ближайших лет.

1.4.4.5 Актуальна стандартизация услуг по послепродажному обслуживанию. Она должна унифицировать подход к производителям, поставщикам услуг и операторам. Кроме того, стандарты на услуги помогут потребителям сравнивать предлагаемые услуги и выбирать их сообразно своим запросам. Стандарты на услуги служат стимулом для конкурирующих в этой области фирм к улучшению качества и совершенствованию ассортимента услуг при условии способности обеспечить их базовый уровень. Послепродажное обслуживание — один из факторов конкурентоспособности товара, поэтому выбор, сделанный потребителем с учетом этого фактора, может стать его выбором товара.

1.4.4.6 Бытовые услуги

В нашей стране примерно 40 процентов от общего объёма услуг составляют бытовые услуги. Этим и определяется приоритетность этого направления стандартизации услуг в РФ. Бытовые услуги очень разнообразны. К ним относят:

  • ремонт, окраску и пошив обуви;
  • ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  • техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования;
  • изготовление и ремонт мебели;
  • химическую чистку и крашение;
  • услуги прачечных;
  • ремонт и строительство жилья и других построек;
  • услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
  • услуги бань и душевых;
  • услуги парикмахерских;
  • услуги предприятий по прокату;
  • ритуальные услуги;
  • прочие виды бытовых услуг.

1.4.4.7 Огромное значение имеет также развитие стандартизации и сертификации в областях:оптовой и розничной торговли, общественного питания,   финансового посредничества и обслуживания коммерческой деятельности, в сфере банковских, почтовых, складских услуг, услуг связи и многих других.

К новым услугам, для которых процесс стандартизации услуг в нашей стране пока не начался, относят услуги гувернанток и нянь, накопительных фондов, ветеринаров, услуги по кормлению и уходу за животными, а так же услуги гостиниц для животных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.005 с.)