Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т.Д. Аверченко. Из воспоминаний
Ленинград 1966 г.
Аверченко Тимофей Дмитриевич (1891-?). Родился в деревне Анисимово Псковской губернии в крестьянской семье. Окончив 3 класса церковно-приходской школы, в 1906 г. отправился на заработки в Петербург, устроился разнорабочим в артель. В 1908 г. был принят на Путиловский завод учеником слесаря, после работы посещал вечерние курсы при заводском ремесленном училище. Принимал участие в работе заводского профсоюза. В годы первой мировой войны работал на Галерном (Адмиралтейском заводе), принимал участие в революционных событиях, в марте 1917 г. вступил в партию большевиков. В Мурманск прибыл в сентябре 1917 г. Был избран членом Мурманского Совета рабочих и солдатских депутатов, председателем Мурманского ревкома второго состава. После роспуска Ревкома в ноябре 1917 г. направлен в г. Александровск комиссаром Совдепа. В конце марта 1918 г. выехал в г. Петроград. IX. Мурман в годы войны Лишь через 20 лет, в первые месяцы войны 1914 года, когда Россия оказалась без выходов из Балтийского и Черного морей, отрезанной от своих союзников, с одним замерзающим на полгода Архангельским портом, встал вопрос о Мурманском районе и Кольском заливе.[55] В первые недели войны 1914 года немцы и турки «захлопнули» ворота Балтийского и Черного морей. У России остался единственный открытый Архангельский морской порт, который не мог справиться с разгрузкой приходящих от «союзников» пароходов с военным снаряжением. Значение незамерзающего Кольского залива не было учтено царскими «стратегами» перед войной, и потребовались огромные усилия для того, чтобы осуществить одновременно и строительство железной дороги от Петрозаводска до древней Колы, строительство морских портов в Сороке, Кеми, Кандалакше и на берегу Кольского залива, строительство военных баз, создание Северного военно-морского флота и средств береговой обороны, наблюдения и связи на огромном протяжении побережья от границ с Норвегией до остров[ов][56] Новой Земли. Широкий и глубоководный Кольский залив, на 60 километров врезавшийся вглубь гранитных толщ материка, со многими бухтами и островами, стал в центре внимания не только правительства царской России, но и её «союзников» по империалистической войне. Для охраны караванов морских судов, везущих в Россию порох и снаряды, патроны и колючую проволоку, самолеты и станки, от нападения немецкого флота в Норвежском, Баренцевом и даже внутреннем Белом морях вышли крейсера, миноносцы, подводные лодки и тральщики английского флота.
Эти боевые корабли обосновались на Мурманском побережье в Печеньге, Александровске (Екатеринская гавань) и в Иоканьге. С конца 1914 года английские адмиралы практически осваивали и изучали самый северный плацдарм морской войны. Строительство Мурманской железной дороги началось в марте 1915 г. и велось одновременно на трёх её звеньях: Петрозаводск-Сорока, Сорока-Кандалакша, Кандалакша-Кемь. В ноябре 1916 года, через 20 месяцев, тысячекилометровый путь был «вчерне» сомкнут на всём его протяжении, темпы строительства это[й] дороги были поистине рекордными – по 50 километров в месяц. Были построены сотни мостов, тысячи служебных зданий, линий диспетчерской связи, морские пристани в Сороке, Кеми, Кандалакше и в новом порту Романов-на-Мурмане (так назывался новый город, заложенный 3 октября 1915 года[57] в 10-ти километрах севернее древней Колы на Семеновской пустоши). Этот новый приморский город в апреле 1917 года стал называться Мурманск. Десятки тысяч русских рабочих, китайских кули, австрийцев и немецких военнопленных работали на этом грандиозном скоростном строительстве в условиях сурового Севера. Не было преувеличением утверждение строителей, что под «каждой шпалой Мурманска[58] лежат человеческие кости». Как только появилась возможность пропускать на юг груженые вагоны, к Сороке пошли в начале 1916 г. пароходы с военными грузами, которые разгружались прямо на морской лёд и на крестьянских подводах, собранных из деревень Онежского и Кемского уездов, отвозились на разъезды, куда доходили вагоны. Так же было в зиму 1916-1917 г. Пропускная способность дороги к началу 1917 года была ещё мала: 150-200 вагонов в сутки могли уходить из Мурманского порта. Движение было медленным, по 10-15 километров в час, с частными авариями, но по дороге уже работали, и её месячная пропускная способность составляла 50-60 тысяч тонн.
В Мурманск из Сибири направлялись экспортные товары. Сибирские маслоделы, псковские льноводы, кубанские и донские помещики готовили большие партии товаров для доставки за границу через Мурманский порт без перевалок в Архангельске и Котласе. Американские капиталисты уже «протолкали» первые партии своих товаров через Мурманский порт в Россию. Так к концу 1916 года были раскрыты Мурманское «окно» и Мурманские «ворота» в мир. В сентябре 1917 г., когда я, как эмиссар Центрального Комитета партии большевиков, двигался к Мурманску, наслушавшись разговоров строителей и моряков о Мурманских делах, уже стал понимать, что для новой России после социалистической революции Мурманский порт не только сохранит своё военное значение, но его роль в экономике страны будет исключительно велика. Присматриваясь к людям, которые горячо обсуждали не только свои злободневные мурманские местные темы, но и спорили по вопросам жизни России, о тактике различных политических течений и русских партий, я с радостью видел, что подавляющее число простых людей занимает большевистские позиции. От своих новых знакомых по вагону я узнал о том, когда и как начались работы по сооружению Мурманской железной дороги, морских портов, создание баз военно-морского флота в Печеньге и Иоканьге, о прокладке подводного кабеля из Александровска в Петерхед (Англия).[59] Рассказывали о делах в Мурманске рабочие, строители и матросы, служившие во Флотилии Северного Ледовитого океана на её кораблях и базах. Узнал о борьбе революционных матросов, рабочих, о работе большевистских групп и комитетах, и Советах[60]. Узнал фамилии многих большевиков-активистов и получил характеристики людей, осуществляющих военную и гражданскую власть. Моя литература (весть о ней шла впереди нашего «экспресса»), как магнит, тянула в вагон № 5 большевиков, живущих на разъездах и станциях. Такие визиты во время стоянок поезда дали возможность познакомиться с некоторыми большевистскими активистами в Сороке, Кеми, Кандалакши, Коле. Таким образом, ещё до вступления на землю в Мурманске я многое знал о том, с кем буду работать плечом к плечу и с кем придется вести непримиримую борьбу. Узнал о большевиках в исполкоме Кемского Совета Каменеве и Лойко, работающем в Кандалакше, о вожаках на крейсере «Аскольд» и о питерских слесарях, работающих на плавучей мастерской «Ксения».[61] Узнал о том, что всю полноту власти на Мурмане осуществляет адмирал Казимир Кетлинский как главный начальник Мурманской флотилии и укрепленного района - командир крейсера «Аскольд», прибывшего в Мурманск в июне 1917 года. Поразили меня рассказы матросов и рабочего строительства Иоканьгской базы о том, что фактической военной властью являются в Мурманске английские адмиралы, так как их крейсера и миноносцы базируются в базах в Печеньге, Иоканьге и стоят на Мурманском рейде. Союзный флот охраняет путь из Англии в Архангельск и Мурманск от немецких крейсеров и подводных лодок, которыми в 1915-1916 и 1917 гг. потоплены многие десятки кораблей с военным грузом для русской армии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.008 с.) |