Состояние воинских частей на дороге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние воинских частей на дороге



В районе Мурманской железной дороги расположены следующие воинские части: 7-й железнодорожный батальон нормального типа, четыре рабочих батальона 53-й, 54-й, 55-й и 98-й (ещё формирующийся) и шесть импровизированных рабочих батальонов, не имеющих правильной организации. Первые объединены под командой начальника 7-йжелезнодорожной бригады[34]; последние состоят всецело в распоряжении Мурманстройки и единства военной организации не имеют.

7-й железнодорожный батальон, прибывший в 1916 году с Юго-Западного фронта, до настоящего времени вполне сохранил способность к исполнению своих основных задач и в условиях боевой обстановки. На железной дороге офицерами и солдатами железнодорожного батальона замещены ответственные должности, требующие технической подготовки и знания железнодорожного дела.

Рабочие батальоны временного типа организованы из солдат разных пехотных полков. Сборный состав батальонов, смешанные функции строевой службы по охране и работы на положении вольнонаемных рабочих – при высокой оплате труда – оказали своё разлагающее влияние на большинство солдатской массы. Только в одном батальоне деятельность комитетов и части офицеров можно признать удовлетворяющей насущным нуждам момента. Военной силы эти части не представляют.

Импровизированные рабочие батальоны (келевские) организованы наспех и произвольно из солдатских рабочих команд, разновременно набранных для работ на железной дороге. Офицеры, также состоящие на службе у железной дороги по одному на роту, выбраны солдатами. Материальное положение солдат ничем не отличается от рабочих по найму; заработки очень высоки – от 145 до 560 рублей в месяц.

Отдельные рабочие команды из солдат, командированных на работу по разным специальностям, а также самостоятельно прибывших сюда, состоят на положении вольнонаемных рабочих; но в нескольких местах сами пытаются создать военную организацию. При некоторых из них, по их почину, находятся офицеры. В общем, надо признать, что действительной военной охраны дороги не существует.

 

Рабочий вопрос

Военнопленные, количество которых достигает 12000, работают преимущественно на южной и средней частях дороги. Национальный состав их разнообразный; преобладают мадьяры, затем германцы. Материальное положение их сносно; помещения плохи; обуви мало. Единообразной регламентации жизни военнопленных нет. Официально заработок каждого – от 20 копеек до 1 рубля в день. Охрана несётся вольнонаемной милицией из солдат, казаков и черкесов. Милиция почти не вооружена. Численность её недостаточна. Общая организация охраны и наблюдение за военнопленными также неудовлетворительны. Заболевания цингой пока единичны, но во многих местах.

Вольные рабочие, составляющие большинство трудящихся на дороге, работают хотя и лучше, чем солдаты, но все же хуже военнопленных. Основной причиной понижения их производительности (на 40-50% ниже нормы) является общее положение рабочего вопроса в переживаемое время. Положение дела усугубляется тем обстоятельством, что рабочие, имея избыток денег, во многих случаях не желают переходить на сдельную оплату.

Я должен отметить, как общее правило, что разные эксцессы в этой области возникают как вследствие общего настроения рабочих, так и, в значительной части, вследствие трудных жилищных условий, недостатка продуктов, обуви, задержек в выдаче жалования и вообще того отсутствия организации, которое заметно особенно резко на работах некоторых контрагентов, главным образом Макшеева.

Как лучшую в настоящее время меру предупреждения конфликтов я считаю:       1) более правильную организацию выборных комитетов и 2) создание примирительных учреждений для разбора недоразумений, отдельно между служащими и рабочими и отдельно между контрагентами и рабочими.

В общем, служебный персонал и рабочие понимают важность дороги для государства, что проявилось в отрицательном их отношении к всероссийской железнодорожной забастовке, к которой Мурманская дорога не присоединилась.

 

Меры первой очереди

Описанное выше состояние железной дороги и её охраны требуют немедленного принятия ряда мер, которые позволят довести к декабрю провозную способность дороги до 200 вагонов в сутки, а к февралю до 300 вагонов в сутки и обеспечить правильное функционирование дороги от покушений противника.

Меры эти были изложены мной в телеграмме 20 октября за № 30035, копия которой приводится ниже:

«Петроград – Нагенмор, копии УПВОСО и ГУГШ,

копия – Архангельск – Главнач.

Проехав [по] Мурманской дороге 16 дней, изучив подробно положение военной охраны и работы, доношу выводы:

1. Относительно самой дороги: дорога может начать перевозки с 15 ноября в уменьшенном размере, с декабря в назначенном, если начальнику дороги будет предоставлено расходовать кредиты на положении постройки, а не эксплуатации, то есть без мертвящей формалистики, и дороге будет дан необходимый подвижной состав, к февралю пропускную способность можно увеличить в полтора раза, если правительство даст соответствующий импульс и поставит требование. Об этом предполагаю доложить лично, как только разберусь со всей обстановкой Севера.

2. Относительно охраны: охрана дороги как побочная задача рабочих батальонов не действительна. Дорога серьезно не повреждалась неприятелем только потому, что, не будучи законченной, не имела теперешнего значения.

7-й железнодорожный батальон в прекрасном состоянии, выполняет своё специальное техническое назначение, и дорога без него теперь обойтись не может. Рабочие батальоны распылены мелкими партиями под начальством десятников, имеют скудное вооружение и являются в действительности партиями рабочих в военной форме, получая и содержание наравне с рабочими.

Хотя немногие части и проникнуты некоторым сознанием своей ответственности перед родиной, но, в общем, военного значения не имеют. Они перепутаны к тому же с большим количеством людей в солдатской форме, которые в разное время осели здесь группами и в одиночку, прибыв из разных частей. Появление их продолжается и теперь и неуклонно сопровождается отказом работать до получения сапог и других сносных условий существования. Не работая, но занимая помещения и требуя пищи, они вынуждают администрацию стремиться не так к использованию их, как к скорейшей эвакуации. Вследствие военной организации рабочие батальоны недостаточно эластичны[35] для переброски рабочих, куда требуется, а двойственность подчинения солдат техническому надзору и своему военному начальству вызывает трение и понижает успешность работы.

Расходы на штабы ложатся бременем на дорогу, а расформирование штабов освободило бы крайне нужные дороге помещения. Переводить батальоны отсюда нельзя, так как лишим дорогу нужных рабочих.

Единственный выход – это расформировать все рабочие батальоны и отдельные самостоятельно сформировавшиеся части и всех солдат перевести на учёт ближайших воинских начальников для работ соответственно на Мурманской дороге, Базстройке, Портстройке и перегрузкам в Мурманске. Офицеров рабочих батальонов, желающих и признанных подходящими, перевести на пополнение прибывающих дружин или иные назначения по району, остальных откомандировать в распоряжение Петроградского военного округа. Эти меры будут в соответствии со всем планом генерала Верховского оздоровления армии и сокращения тыла.

Хаос увеличивается пребыванием здесь 12 тысяч пленных, преимущественно мадьяр и германцев, не имеющих фактической охраны, становящихся особенно опасными с приближением неприятеля к Финляндии. Сделал распоряжение начальнику дороги не рассчитывать на них с 15 ноября. Для охраны же дороги, грузов, портов и общего порядка необходимо перевезти с фронтов 4 или 5 хороших дружин в полном вооружении с хорошим командным составом, с общей численностью не менее 4200 штыков или соответствующие по численности пехотные части также с фронтов. Эти дружины должны быть сведены в отдельную бригаду и прибывать последовательно с расчётом закончить всю организацию охраны к 15 ноября. Солдаты этих дружин должны быть поставлены в следующие условия:

1. Получать кормовой оклад 1 рубль 40 копеек, при сопровождении поездов кормовые деньги на руки 2 рубля 40 копеек.

2. Получать добавочную выдачу на улучшение быта и пищи 1 рубль в день на человека в распоряжение части со следующим распределением:

а) на постельные принадлежности и утварь; эти вещи заносятся в списки ротного имущества и составляют собственность части;

б) на улучшение пищи, особенно овощами;

в) на культурно-просветительные потребности; при расформировании части остатки этих сумм и имущество сдаются в казну.

3. Получать добавочное вознаграждение к жалованью по 30 рублей в месяц.

Вместе с сим должны быть отменены в отношении всех чинов охраны дороги приказ морского министра по Упбелмуру 13 января 1917 года № 21, а также прибавка Багратиона Мурманского[36] по 70 копеек в день, получаемые от Мурманстройки. Дружины не должны получать никаких денег от дороги, Портстройки, Базстройки и грузовых операций. Офицеры дружин должны получать суточные в размере полевых порционов, согласно приказа по Военному ведомству 1916 года № 711.

Для проведения в жизнь всей организации необходимо временно [задержать][37] здесь начальника 8-й железнодорожной бригады полковника Свечина со всем штабом бригады, подчинить ему временно все прибывающие на охрану части, комендантов станций и контрольно-пропускные пункты.

Прошу срочных решений и уведомлять меня о них по мере их принятия. 30035. Кетлинский».

 

Главный начальник Мурманского укрепленного района и

Мурманского отряда судов контр-адмирал Кетлинский

 

Начальник штаба старший лейтенант Веселаго

 

ГАМО, ф. П-2393, оп.2, д. 182, л. 1-12. Фотокопия с машинописной заверенной копии. Подлинник ЦГА ВМФ СССР, Ф. Р-133, оп.1, д. 14, л. 1-7. (В настоящее время Российский государственный архив Военно-Морского Флота - РГАВМФ).

№ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.009 с.)