Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генетическая связь между классами неорганических соединенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основой химических веществ являются химические соединения. В на стоящее время известно более 20 миллионов химических соединений, боль- шинство из них являются органическими. Тем не менее, несколько миллионов химических соединений относятся к неорганическим веществам. Несмотря на такую многочисленность, неорганических соединений можно классифицировать с помощью общей схемы, которая приведена на рис. 1. В зависимости от того, сколько различных элементов входят в состав ве- ществ, их можно разделить на простые и сложные. Простые вещества, в свою очередь, делятся на металлы и неметаллы. Простые вещества металлов образованы из соответствующих атомов, связан- ные между собой металлической связью. В кристаллах металлов связь между ионами металла осуществляет общее электронное облако, или электронный газ. Поскольку все металлы образуют кристаллическую структуру одного и того же типа, физические свойства их во многом подобны, например, большинство ме- таллов характеризуются высокими электро- и теплопроводностью, металличе- ским блеском, непрозрачностью, высокой прочностью, пластичностью. Все ме- таллы, кроме ртути, при комнатной температуре являются твердыми веществами. Свойства простых веществ неметаллов при обычных условиях отличают- ся большим многообразием. В первую очередь, это касается агрегатного со- стояния. Газообразные при обычных условиях неметаллы – водород, азот, ки- слород, фтор, хлор, благородные газы. Жидким неметаллом является бром. Твердые простые вещества образуют углерод, кремний, фосфор, сера, причем аллотропная модификация углерода — алмаз является самым твердым вещест- вом. Это многообразие объясняется тем, что неметаллы могут образовывать кристаллическую структуру как молекулярного, так и атомного типов. Газообразные при обычных условиях неметаллы существуют в виде двухатомных (Н2, О2, CI2, N2) или одноатомных (благородные газы) молекул. Взаимодействие между этими сравнительно небольшими частицами весьма слабое, поэтому данные неметаллы при комнатной температуре представляют собой газы, а в жидкое и твердое агрегатное состояния они переходят только при низких температурах. Молекулярное состояние имеют также бром (Br2), белый фосфор (P4), и сера (S8), но из-за значительно большей массы этих молекул и, как следствие, большего межмолекулярного взаимодействия, бром при обычных условиях — жидкость, а белый фосфор и сера — твердые вещества Большинство твердых при обычных условиях неметаллов имеют немоле- кулярное состояние и образуют кристаллы атомного типа — алмаз, графит, красный фосфор, кремний. Сложные вещества отличаются еще большим многообразием. Это каса- ется, как состава, так и свойств. Поскольку свойства сложных веществ весьма разнообразны, рассмотрим классификацию сложных веществ по их составу. Общепринятая классификация основана на характере оксидов и гидроксидов химических элементов. Оксидом называется сложное вещество, состоящее из атомов двух и более элементов, один из которых кислород. Оксиды следует отличать от пероксидов (H2O2, Na2O2), степень окисле- ния кислорода в которых равна 1. Фторид кислорода OF2 также не является ок- сидом. Металлы образуют основные, амфотерные, а в высших степенях окис- ления и кислотные оксиды; неметаллы — кислотные и несолеобразующие. Большинство оксидов может быть получено непосредственным окислением со- ответствующего простого вещества. Гидроксиды принято рассматривать как продукты гидратации оксидов, то есть как продукты присоединения воды. Некоторые гидроксиды можно по- лучить в результате взаимодействия оксида с водой, другие — только косвен- ным путем. Основными оксидами соответствуют основания (основные гидроксиды). Амфотерным оксидам соответствуют амфотерные гидроксиды. Несолеобразующие оксиды гидроксидов не образуют. Основания взаимодействуют с кислотами и с кислотными оксидами. При этом образуют соли. Сильные основания — щелочи — в растворе диссоциируют с образова- нием OH- ионов, которые изменяют окраску индикаторов. Слабые основания не могут создать в растворе значительных концентра- ций гидроксид-ионов, поэтому их основные свойства проявляются только при взаимодействии с сильными кислотами. Противоположность основаниям — кислоты. Кислоты взаимодействуют с основаниями и основными оксидами, давая при этом соли. Сильные кислоты в водных растворах практически полностью распада- ются на ионы, создавая значительные концентрации ионов Н+. Слабые кислоты в растворе диссоциированы в незначительной степени. Наличие заметных количеств ионов H+ в растворах кислот обнаруживает- ся по изменению окраски индикаторов. Таким образом, в схеме общей классификации веществ можно выделить две основные ветви, родоначальниками которых являются металлы и неметал- лы. Далее идут оксиды и гидроксиды металлов и неметаллов. Оксиды бывают основными, кислотными, амфотерными и несолеобра- зующими. Основными оксидами являются оксиды наиболее активных металлов (Na2O, CaO), а также оксиды d-элементов в низших степенях окисления (CrO, FeO). Кислотные оксиды — оксиды неметаллов (SO3, SiO2) а также d-элементов в высших степенях окисления (CrO3, Mn2O7). Типичные амфотерные оксиды ZnO и Al2O3 проявляют свойства, как основных, так и кислотных оксидов. Ам- фотерными являются также оксиды некоторых d-элементов, в которых они проявляют промежуточные степени окисления (Cr2O3). Несолеобразующими оксидами являются N2O, NO, CO. Гидроксиды (гидраты оксидов) делятся на кислоты, основания, и амфотреные гидроксиды. Соли можно рассматривать как продукты взаимодействия веществ, отно- сящиеся к различным ветвям классификации Соли бескислородных кислот об- разуются в результате взаимодействия металлов с неметаллами. Соли кислоро- досодержащих кислот — продукты взаимодействия между собой кислотных и основных оксидов; кислот и основания; а также кислотных оксидов и основа- ний; основных оксидов и кислот. Неорганические соединения определенного класса могут быть получены из соединений другого класса. Такая связь между классами соединений называ- ется генетической. Взаимодействуют между собой вещества, относящиеся к разным ветвям, т. е. металлы с неметал- лами, основные оксиды с кислотными, кислоты с основаниями и т.д. Вещества, относящиеся к одной ветви, не реагируют между собой, например, кислоты не реагируют с кислотами. Продуктами взаимодействия веществ, относящиеся к разным генетическим ветвям, являются соли. Приведенная схема является не- сколько упрощенной, тем не менее, она обобщает основные свойства большин- ства веществ, которые изучаются в школьном курсе. Генетическая связь между классами неорганических соединений 1. Металлы, неметаллы → соли При взаимодействии металлов с неметаллами образуются соли бескисло- родных кислот (галогениды, сульфиды). Эти соединения устойчивы и при нагревании, как правило, не разлагаются. 2. Металлы → оксиды металлов (основные и амфотерные) Большинство металлов взаимодействует с кислородом, образуя оксиды. Не взаимодействуют с кислородом золото, серебро, платина и некоторые дру- гие малоактивные металлы. Оксиды некоторых малоактивных металлов легко разлагаются при нагре- вании на металл и кислород. Большинство оксидов (оксиды щелочных, щелочноземельных металлов, магния, алюминия, цинка и др.) при нагревании не разлагаются. 3. Неметаллы → оксиды неметаллов (кислотные и несолеобразующие) Неметаллы (за исключением галогенов и благородных газов) взаимодей- ствуют с кислородом, образуя оксиды. 4. Основные и амфотерные оксиды ↔ соли Соли образуются при взаимодействии основных и амфотреных оксидов с кислотами или кислотными оксидами. Соли некоторых кислородосодержащих кислот (нитраты, карбоны), при нагревании разлагаются. 5. Кислотные оксиды ↔ соли Кислотные оксиды образуют соли при взаимодействии со щелочами или с основными оксидами. 6. Оксиды металлов ↔ основания, амфотерные гидроксиды Непосредственным взаимодействием с водой могут быть получены толь- ко путем: а) растворением оксида в кислоте; б) действием щелочи на растворы соответствующих солей. Основания и амфотерные гидроксиды при нагревании разлагаются. NaOH и KOH при нагревании не разлагаются (плавятся без разложения). 7. Кислотные оксиды ↔ кислоты Кислотные оксиды взаимодействуют с водой, образуя соответствующие кислоты. Исключение — SiO2, который с водой не реагирует. Кремниевую кислоту получают косвенным путем — действием сильных кислот на растворимые си- ликаты. Некоторые кислородосодержащие кислоты разлагаются при нагревании. В то же время существуют кислоты, устойчивые к нагреванию (H2SO4, H3PO4). 8. Основания и амфотерные гидроксиды ↔ соли Осуществляется посредством взаимодействия гидроксида с кислотой. 9. Кислоты ↔ соли Прямое превращение — взаимодействие кислоты с основным или амфо- терным оксидом или гидроксидом (см. ранее). Обратное — действие на соль более сильной кислоты (сильные кислоты вытесняют слабые из их солей). Особое место в ряду неорганических соединений занимают несолеобра- зующие оксиды, а также амфотерные оксиды и гидроксиды. Несолеобразующие оксиды. Ими являются CO, N2O и NO. Данные ок- сиды не взаимодействуют с водой, им не соответствуют кислоты и соли, поэто- му их называют также безразличными. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Амфотерные свойства (способ- ность взаимодействовать и с кислотами и со щелочами) проявляют оксиды и гидроксиды алюминия, цинка, бериллия, железа (III), хрома (III) и некоторых других металлов. Амфотерные оксиды и гидроксиды характеризуются следую- щими свойствами: Взаимодействие с кислотами. Взаимодействие со щелочами. Амфотерные оксиды эффективно взаимодействуют со щелочами при сплавлении. Амфотерные гидроксиды цинка, алюминия и некоторых других металлов легко растворяются в водных растворах кислот и щелочей. Общая классификация неорганических веществ, включающая их основные химические свойства, приведена в таблице в конце данного документа. Химические свойства неорганических соединений Следующий этап — рассмотрение свойств химических соединений. Изучение химических свойств веществ являет- ся важнейшей задачи химии. Без знаний в этой области невозможно судить о свойствах веществ и целенаправленно осуществлять химические превращения. Рассмотрение свойств сложных веществ мы начинаем с оксидов. Кратко напомним свойства оксидов. Основные и амфотерные оксиды характеризуются следующими хими- ческими свойствами. 1. Взаимодействие с кислотами. В результате образуется соль соответст- вующей кислоты и вода. 2. Взаимодействие с кислотными оксидами. В результате образуются со- ли. 3. Взаимодействие с водой. С водой взаимодействуют только оксиды ще- лочных и щелочноземельных металлов, в результате образуются щелочи. Остальные основные и амфотерные оксиды с водой не взаимодействуют. 4. Амфотерные оксиды взаимодействуют с растворами щелочей, а также со щелочами при взаимодействии. 5. Окислительно-восстановительные свойства. Оксиды, в которых ме- талл находится в промежуточной ступени окисления, могут быть, как окислителями, так и восстановителями. Кислотные оксиды относятся к другой ветви классификации неоргани- ческих соединений. Их устаревшее название — ангидриды. Важнейшее свойст во кислотных оксидов — взаимодействие с веществами, проявляющими основ- ные свойства. Перечислим химические свойства кислотных оксидов. 1. Взаимодействие со щелочами с образованием солей и воды 2. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами с образовани- ем солей. 3. Взаимодействие с водой. При этом образуются кислоты. Оксид кремния (IV) с водой не взаимодействует. Кремневую кислоту по- лучают косвенным путем — а) взаимодействием SiO2 с раствором щелочи при кипячении; б) осаждение кремневой кислоты из раствора образовавшегося си- ликата сильной кислотой. 4. Окислительно-восстановительные свойства зависят от степени окис- ления элемента в оксиде. Если элемент, образующий оксид, находится в промежуточной степени окисления, оксид может проявлять как окисли- тельные, так и восстановительные свойства. Например, оксид серы(IV) окисляется кислородом в присутствии катализатора до оксида серы(VI) и восстанавливается сероводородом с образованием серы. Как видно из рассмотрения свойств основных, амфотерных и кислотных оксидов, в результате их взаимодействия с веществами других классов образу- ются соли. Поэтому эти оксиды называются солеобразующими. С позиции теории электролитической диссоциации оксиды не являются электролитами в водных растворах, и в ионных уравнениях их формулы следу- ет записывать в недиссоциированном виде. Химические свойства остальных классов неорганических веществ приня- то рассматривать с точки зрения теории электролитической диссоциации. Среди неорганических соединений электролитами в водном растворе яв- ляются кислоты, основания и соли. Некоторые органические соединения, со- держащие ковалентные полярные или ионные связи, также могут диссоцииро- вать в водных растворах, например: крабоновые кислоты и их соли. Кислоты — это электролиты, образующие при электролитической дис- социации в качестве катионов только катионы водорода. Число ионов водорода, способных образоваться в результате диссоциации одной молекулы кислоты, называется основностью кислоты. Кислоты могут быть одноосновными (HCl, HNO3) и многоосновными (H2SO4, H2CO3, H3PO4). В зависимости от величины степени диссоциации кислоты делятся на сильные и слабые. Сильные кислоты являются сильными электролитами, диссоциируют практически полностью, в растворе присутствуют только катионы водорода и анионы кислотного остатка, недиссоциированные молекулы отсутствуют. При- меры сильных кислот: HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4, HClO3, HClO4. В ионных уравнениях формулы записываются в диссоциированном виде. Слабые кислоты являются слабыми электролитами, диссоциированы в незначительной степени, в их водных растворах преобладают недиссоцииро- ванные молекулы, присутствует также небольшое количество катионов и анио- нов кислотного остатка. Вследствие этого, в ионных уравнениях формулы та- ких электролитов следует писать в недиссоциированном виде. Примеры слабых кислот: H2CO3, H2SiO3, H2S, HClO, H3PO4, HF. Диссоциация многоосновных кислот протекает ступенчато, то есть только часть ионов, образовавшихся на первой ступени, диссоциирует дальше. Отсюда следует, что записывать суммарное уравнение диссоциации многоосновной ки- слоты нельзя (исключение — серная кислота H2SO4, которая в разбавленном растворе диссоциирует практически полностью по двум ступеням). Поэтому для слабых многооснов- ных кислот недопустимо писать суммарное уравнение диссоциации. Таким образом, слабые кислоты присутствуют в водном растворе пре- имущественно в виде молекул. Поэтому в ионных уравнениях формулы слабых кислот следует записывать в молекулярной форме. Химические свойства кислот определяются, в первую очередь, наличи- ем в их водных растворах катионов водорода. Растворы кислот обладают кис- лым вкусом, окрашивают лакмус в розовый, метилоранж – в красный цвет. Кислоты взаимодействуют со следующими веществами. 1. Основания и амфотерные гидроксиды 2. Основные и амфотерные оксиды. 3. Соли более слабых кислот (сильная кислота вытесняет слабую из ее соли). 4. Металлы (стоящие в ряду напряжений до водорода). 5. Аммиак (образуются соли аммония 6. Некоторые кислоты проявляют сильные окислительные свойства. Это азотная кислота и концентрированная серная кислота. Основания — это электролиты, образующие в результате электролити- ческой диссоциации в качестве анионов только анионы OH- (гидроксид-ионы). Число гидроксид-ионов, приходящиеся на один катион металла, называется ки- слотностью основания. Соответственно, бывают однокислотные (NaOH, KOH) и многокислотные (Ca(OH)2, Fe(OH)2) основания. Основания делятся на сильные (щелочи) и слабые. Заметные концентрации гидроксид-ионов в растворе могут создать только сильные основания — щелочи. Щелочами являются гидроксиды щелочных и щелочноземельных метал- лов. Наиболее часто использующиеся на практике щелочи — NaOH, KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2. Все остальные основания являются слабыми. Гидркосиды бериллия и магния не являются щелочами. Причем Be(OH)2 — амфотерный гидроксид, Mg(OH)2 — слабое основание. Все щелочи — сильные электролиты, диссоциируют необратимо. Диссоциация протекает по двум ступеням практически полностью. Рассмотрим химические свойства оснований. Общие химические свойства щелочей обусловлены наличием в их рас- творах гидроксид-ионов. Щелочи изменяют окраску индикаторов (фенолфтале- ин — малиновый, лакмус — синий, метилоранж — желтый). В ионных уравне- ниях формулы щелочей следует записывать в диссоциированном виде. Химические свойства щелочей 1. Взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации). 2. Взаимодействие с кислотными и амфотерными оксидами. 3. Взаимодействие с амфотерными гидроксидами. 4. Взаимодействие с солями (реакция обмена). 5. Некоторые щелочи при нагревании разлагаются. Гидроксиды натрия и калия не разлагаются при нагревании. При темпе- ратурах 323°С и 405°С соответственно NaOH и KOH плавятся без разложения. Особенности написания ионных уравнений с участием гидроксида кальция Ca(OH)2. Гидроксид кальция является малорастворимым основанием. Его раство- римость составляется 0,16 г на 100 г воды при 20°С. То есть, массовая доля Ca(OH)2 в его насыщенном растворе равна примерно 0,16 %. Тем не менее, да- же при такой малой концентрации этот раствор обладает всеми свойствами рас- творов щелочей, например: окрашивание фенолфталеина в малиновый цвет, по- глощает углекислый газ с образованием нерастворимого CaCO3 (качественная реакция на CO2). Отсюда следует, что в ионных уравнениях реакций с участием раствора гидроксида кальция (известковой воды) формулу данного соединения необходимо записывать в диссоциированном виде. Если гидроксид кальция образуется в виде белого осадка в результате ре- акции между растворимой солью кальция и гидроксидом натрия или кальция, то он, в основном, присутствует в системе в виде твердого Ca(OH)2. В ионном уравнении должна фигурировать преимущественно форма существования со- единений в системе — осадок Ca(OH)2, формулу соединения в этом случае сле- дует записывать в недиссоциированном виде. Слабые основания обладают очень малой растворимостью и не могут создать заметной концентрации ионов OH-, поэтому ряд свойств, присущих ще- лочам для них нехарактерен. В ионных уравнениях формулы нерастворимых оснований следует записывать в недиссоциированном виде. Все это относится и к амфотерным гидроксидам. Нерастворимые основания и амфотерные гидроксиды взаимодействуют с растворами кислот. Амфотерные гидроксиды взаимодействуют с растворами щелочей. Кроме того, нерастворимые основания и амфотерные гидроксиды при на- гревании разлагаются на соответствующий оксид и воду. Аммиак. Водный раствор аммиака проявляет многие свойства присущие растворам сильных оснований. Он имеет щелочную реакцию и окрашивает рас- твор фенолфтолеина в малиновый цвет. Часто это объясняется тем, что при рас- творении аммиака в воде образуется слабый электролит – гидроксид аммония NH4OH. В действительности ионное соединение NH4 + OH- не существует, и ще- лочная реакция водного раствора аммиака объясняется способностью молекулы NH3 присоединять ион водорода от молекулы воды по донорно-акцепторному механизму. В результате образуются гидроксид-ионы, обусловливающие ще- лочную реакцию водного раствора аммиака. Водный раствор аммиака принято считать раствором слабого основания, формула которого NH3·H2O. Используется также формула NH4OH. Аммиак нейтрализует растворы кислот. При этом образуются продукты нейтрализации — соли аммония, в кото- рых роль катиона металла выполняет однозарядный катион аммония. Раствор аммиака не является щелочью! Это раствор слабого основа- ния, которое может быть вытеснено из соответствующей соли сильными осно- ваниями — щелочью. В результате действия на них концентрированных раство- ров щелочей наблюдается выделение аммиака, что можно обнаружить по запаху. Выделение аммиака усиливается при небольшом нагревании. В водном растворе аммиака не растворяется гидроксид алюминия, этим свойством можно воспользоваться при получении Al(OH)3. Рассмотрим свойства солей с точки зрения теории электролитической диссоциации. Солями называются сложные вещества, образованные катионами метал- ла (а также аммония) и анионами кислотного остатка. Соли можно рас- сматривать как продукты нейтрализации кислот и оснований. Продуктами пол- ной нейтрализации являются средние соли (NaCl, K3PO4, (NH4)2SO4). Нейтра- лизация многоосновных кислот и многокислотных оснований может осуществ- ляться не полностью, при этом образуются кислые и основные соли. Примеры. Кислые соли: (NH4)2PO4 — гидрофосфат аммония или двузамещенный ортофосфат аммония; Ca(HS)2 — гидросульфид кальция; NaHCO3 — гидрокарбонат натрия или питьевая сода. Основные соли: ZnOHCl — основный хлорид цинка или гидрохлорид цинка; (CuOH)2CO3 — гидроксокарбонат меди или малахит. Комплексные соли содержат комплексные ионы. Na3[Al(OH)6] — гексагидроксоалюминат натрия. Двойные соли содержат два разных катиона: KAl(SO4)2·12H2O — алюмокалиевые квасцы. Смешанные соли содержат два разных аниона: CaCl·CaOCl или CaOCl2 — хлорная известь («хлорка»). Соли в большинстве случаев являются сильными электролитами, в водном растворе полностью диссоциируют на катион металла и анион кислотного остатка. В ионных уравнениях реакций формулы растворимых солей следует записывать в диссоциированном виде. Кислые соли являются сильными электролитами на стадии диссоциации на катион металла (или аммония — NH4 +) и анион. Анион кислой соли соответствует многоосновной кислоте и является слабым электролитом. Пример диссоциации кислой соли — гидрофосфат натрия. В связи с этим в ионных уравнениях формулы растворимых кислых солей следует записывать с учетом только необратимой стадии диссоциации. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации определяется наличием в их растворах металла и анионов кислотного остатка. Соли взаимодействуют со следующими веществами. 1. С кислотами (сильная кислота вытесняет слабую из солей). 2. Со щелочами (образуется нерастворимое основание и новая соль 3. C кислотными оксидами, образуется новая соль и кислота, либо кислая соль 4. Растворы солей взаимодействуют между собой, образуются две новые соли (если одна из новых солей нерастворима). 5. С металлами, более активными, чем металл, входящий в состав соли (бо- лее активный металл вытесняет менее активный. 6. Некоторые соли, в основном карбонаты и нитраты, при нагревании разла- гаются. 7. Классификация неорганических соединений и их основные химические свойства. Контрольные вопросы: 1. Какие основные классы неорганчиеских соединений вы знаете? 2. Как взаимодействуют между собой различные вещества и почему? 3. Понятия об оксидах. 4. Понятия про кислоты. 5. Понятия о солях. 6. Понятия об основаниях. 7. Взаимодействие косидов с водой. 8. Общие свойства оксидов. 9. Классификация оксидов. 10. Классифкация кислот. 11. Классфикация оснований.
Литература 1. Буринська Н.М., Депутат В.М., Сударєва Г.Ф., Чайченко Н.Н. Хімія: Підручник для 10 класу загальноосвітніх навчальних закладів (профільний рівень). – К.: Педагогічна думка, 2010. – 352 с., іл., табл. 2. Величко Л.П. Хімія: підручник для 11 класу загальноосвітніх начальних закладаів: Академічний рівень. – К.: Освіта, 2011. – 223 с. 3. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003. 4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 5. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014. 6. Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014. 7. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014. 8. Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 9. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 10. Попель П.П., Крикля Л.С. Хімія: підручник для 10 класу загальноосвітніх навчальних закладів. – К.: ВЦ «Академія», 2010. – 208 с.: іл. 11. Попель П.П., Крикля Л.С. Хімія: підручник для 11 класу загальноосвітніх навчальних закладаів (академічний рівень). – К.: ВЦ «Академія, 2011. – 352 с.: іл. 12. Попель П.П., Крикля Л.С, Савченко І.О. Хімія: підручник для 11 класу загальноосвітніх навчальних закладів. – К.: ВЦ «Академія», 2007. – 272 с. 13. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001-2002. 14. Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014. 15. Ярошенко О.Г. Хімія: Підручник для 10 класу загальноосвітніх начальних закладів (рівень стандарту, академічний рівень). – К.: Грамота, 2010. – 224 с.: іл.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.015 с.) |