Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Э тология, патогенез и профилактика шизофренииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этиология: · Наследственность ( неблагоприятные условия жизни и т.д.) · инфекционной теории шизофрении · вирусным заболеванием. · аутоинтоксикационная теория возникновения шизофрении. (шизофрения разминается под влиянием неблагоприятных условий окружающей среды. Тнтоксикация + гипоксия является причиной нейродинамических и морфологических изменений в центральной нервной системе, происходящих при шизофрении). Профилактика шизофрении аналогична профилактике психических заболеваний вообще. При наличии отягощенной наследственности и слабом типе психической деятельности необходимы мероприятия, направленные на укрепление нервной системы путем ее тренировки. Эти индивидуальные мероприятия предусматривают организацию лечебно-педагогического воздействия на соматически и психически ослабленных детей, установление определенного режима, лечение хронических инфекций, направление детей в специальные школы санаторного типа. Большое значение имеют лечебная физкультура, продолжительный сон, пребывание на свежем воздухе. Задачей медико-генетической консультации является предупреждение браков между лицами с шизофренической отягощенностью. Детей замкнутых, ранимых следует привлекать к коллективным занятиям, общественной работе. Не менее важным является предупреждение психической травматизации, особенно робких, пугливых детей со слабым типом психической деятельности. Для лечения больных шизофренией широко применяются психотропные лекарственные средства. При медикаментозной терапии следует учитывать шизофреническую симптоматику, особенности соматического состояния больного. При шизофрении с выраженным токсикозом применяют дезинтоксикацгкшную терапию и средства, повышающие реактивность. Если упомянутое лечение оказывается неэффективным, применяют методы, обусловливающие более глубокую перестройку в организме, например, инсулинотерапию в сочетании с психотропными препаратами, терапией сном и противосудорожпыми средствами. Широко применяется лечение нейролептическими средствами. Для лечения больных шизофренией детей и подростков широко применяют сульфозин, усиливающий окислительно-восстановительные процессы в организме. Аналогичный эффект дает применение резерпина, стелазина, галоперидола и др. Прерывистый медикаментозный сон и психотерапия также играют важную роль в лечении этого контингента больных.
В период восстановления и ликвидации охранительного торможения в клетках коры большого мозга и в стадии резидуального дефекта большое значение имеет трудовая терапия, которая способствует преодолению аутизма, восстановлению контакта с внешним миром, выработке трудовых навыков и компенсации утраченных функций, возвращению больного в реальную обстановку, препятствует уходу в болезненные переживания. Поэтому трудовая терапия, чтобы оказывать лечебио-педагогическое воздействие, должна быть эмоционально насыщенной, т. е. включающей не только трудовые процессы в мастерской, но и школьные занятия, игровую деятельность. Дети и подростки, страдающие атипичной, вялотекущей шизофренией, обучаются в общеобразовательных школах, а страдающие апатическим слабоумием со сравнительно упорядоченным поведением — во вспомогательных. Педагоги и врачи должны учитывать, что в организме учащегося, страдающего шизофренией или находящегося в ее исходном состоянии, существуют физиологически сохранные компенсаторные механизмы, которые необходимо использовать в педагогической практике, чтобы помочь больному приспособиться к условиям окружающей действительности. При обучении во вспомогательной школе важную роль играет развитие навыков самообслуживания, занятия учащегося трудовой деятельностью — какой-либо интересной работой, способствующей развитию социальных связей (занятия в классах, мастерских, спортивная и кружковая работа, художественная самодеятельность, участие в санитарно-просветительных беседах и др.).
59. Психогенные заболевания Общим признаком психических расстройств, объединенных в большую группу психогенных заболеваний, является связь их возникновения с психической травмой. К психогенным заболеваниям относятся реактивные (психогенные) психозы и неврозы. Непосредственной причиной этих заболеваний являются чрезмерные, сверхсильпыс, условно-рефлекторные раздражители, травмирующие психику человека — чувство страха, гнева, обиды и оскорбления, угроза жизни, крах надежд, потеря близких и другие неприятные и волнующие жизненные ситуации, сопровождаемые отрицательными эмоциями.
Таким образом, при нарушении предела физиологической выносливости, сильном эмоциональном потрясении психогенное заболевание может развиваться у каждого человека, причем быстрее — у личности с неуравновешенной, легко ранимой нервной системой, слабого типа. Большое значение имеют возраст и моральные качества личности. В отличие от других психических заболеваний, психогенные заболевания, как правило, не сопровождаются деструктивным изменением в ткани мозга, поэтому в большинстве случаев обратимы.
60. Реактивный психоз это временное обратимое расстройство психической деятельности в результате психической травмы. Психогенное возбуждение представляет собой наиболее выраженное психическое расстройство, обусловленное внезапной и сильной психической травмой, особенно сильным испугом. Для этого состояния типично расстройство сознания и двигательное возбуждение, которое может проявляться по-разному: больной громко кричит, суетится, плачет, движения его беспорядочны, хаотичны, он бесцельно мечется, совершает беспорядочные примитивные защитные действия с выраженной тревогой, страхом, вегетативными расстройствами (тахикардия, рвота и др.). Ориентировка в окружающем нарушена, больной не узнает близких, не может действовать применительно к сложившейся ситуации. Он перестает отдавать себе отчет в окружающей ситуации и в своем собственном поведении, которое принимает форму бегства в пространство, иногда с разрушительными действиями. Психогенное возбуждение продолжается недолго — от нескольких часов до нескольких дней. После выздоровления наблюдается амнезия на период болезни, иногда сохраняются нечеткие, фрагментные воспоминания о случившемся. Наряду с психопатологической симптоматикой наблюдаются вегетативно-соматические и эндокринные нарушения. Прогноз при психогенном возбуждении обычно благоприятный, психическое здоровье восстанавливается полностью, однако в течение некоторого времени после психической травмы наблюдается немотивированное чувство тревоги и страха. Для психогенного ступора типична двигательная заторможенность от вялости, малоподвижности до скованности, достигающей состояния ступора с мутизмом, полного эмоционального паралича, безразличия к окружающему и расстройства сознания. В ответ на острую психическую травму человек застывает с выражением ужаса на лице, широко открытыми глазами, перестает отвечать на вопросы (мутизм), у него появляются тахикардия, поверхностное дыхание. Состояние психогенного ступора обычно заканчивается амнезией. Иногда заболевание приобретает затяжной характер с дальнейшими рецидивами. Дети в течение длительного времени вялые, безынициативные, безразличные к окружающему, у них нарушаются формула сна, деятельность органов дыхания и кровообращения, возможны рвота, непроизвольное мочеиспускание.
61. Психогенная депрессия — состояние выраженной меланхолии, обусловленное воздействием хронических неблагоприятных психогенных и соматогенных факторов. Оно характеризуется чрезмерной выраженностью и продолжительностью эмоционального расстройства, выражающегося в угнетении, чувстве тоски и страха, достигающих значительной интенсивности. Мысли и переживания больного фиксируются на обстоятельствах психической травмы, будущее рисуется ему в мрачных красках, он малообщителен, избегает коллектива, неряшлив в одежде, критичность у него снижена, речь тихая, монотонная, без модуляции, выражение лица грустное.‘По мере развития заболевания больной отказывается от приема пищи, плохо спит, у него возникают идеи самообвинения и суицидальные тенденции, свои прошлые ошибки он возводит в степень преступления, обвиняет в них себя и других. Состояние психогенной депрессии обычно усиливается к вечеру, сопровождаясь психогенными галлюцинациями, отражающими содержание психической травмы, и вегетативными расстройствами.
С возрастом выраженность и продолжительность психогенной депрессии возрастает, а у детей и подростков она обычно непродолжительна.
62. Психогенный параноид представляет собой психическое расстройство, ведущим синдромом которого является тенденциозное, неверное, с предвзятой идеей истолкование окружающей действительности, вызванное нарушением мышления. Заболевание развивается под воздействием длительно действующей травмирующей ситуации, вызывающей настороженность и недоверие. Длительная настороженность ведет к перенапряжению корковых процессов, что способствует развитию страха, снижению критичности и тенденциозному истолкованию окружающего. Предшествуют этому чувство тревоги, нарушение сна с кошмарными сновидениями, беспокойство, предчувствие какого-то несчастья. Предрасполагают к неверному истолкованию окружающего соматические факторы, перенесенные заболевания, обусловливающие астенизацию, переутомление, снижение слуха, зрения, тугоухость, а также тип нервной системы. Психическая травма, падающая на такую биологически измененную «почву» приводит к сужению сознания и неправильному истолкованию сложившейся ситуации, что обусловливает симптоматику психогенного параноида. В этом состоянии больной мечется, стремится куда-то бежать, плачет, просит пощады, по ночам испытывает зрительные галлюцинации, иногда проявляет суицидальные тенденции. Заболевание длится несколько недель. В ряде случаев после перенесенного параноида формируется постреактивное развитие личности, сопровождаемое ипохондричностыо, навязчивыми страхами и опасениями.
Невроз В настоящее время под термином «невроз» понимают функциональное, не связанное с повреждением мозга, расстройство психической деятельности, возникающее вследствие длительной, хронической психической травматизатии лиц со слабым типом психической деятельности. Человек, страдающий неврозом, сохраняет критическое отношение к своей болезни, не теряет способности управлять своим поведением.
Невроз может развиваться у человека, совсем не участвующего в трудовых процессах, если его существование сопровождается перенапряжением корковых процессов, психической травматизацией. Невроз — понятие, обобщающее целую группу заболеваний.
64. Моносимитоматичсекий невроз — состояние, характеризующееся преобладанием признаков нарушения функции какого-либо отдельного органа (при отсутствии органического поражения), в силу чего картина болезни приобретает характер не психопатологической симптоматики, а доминирования какого-либо соматического синдрома. Рассмотрим наиболее распространенные в психопатологии детского возраста виды моносимптоматического невроза. К ним, в первую очередь, относятся психогенно обусловленное нарушение функннп пищеварения в виде анорексии — избирательного отношения к мншр или полного отказа от еды, со рвотой, чему предшествует от- гушпиг пииетта. Часто наблюдается расстройство дыхания в виде приступов так называемого нервного кашля. Он проявляется обычно в определенное время дня и ночи. Встречаются также функциональные расстройства деятельности сердца, протекающие по типу невроза сердца. Субъективно при этом ощущается боль в области сердца, сердцебиение, покалывание в боку. Объективно отмечается покраснение или побледнение лица, неустойчивый, легко меняющийся при изменениях положения тела пульс, повышенная потливость, цианоз конечностей. Возможно функциональное расстройство двигательной сферы в виде гиперкинезов, тиков, проявляющееся непроизвольным и стереотипным сокращением (подергиванием) определенных мышечных групп. Это состояние относится к локализованным двигательным неврозам (мигание, паморщивание лба, подергивание губ, приподнимание плеча, поворот головы, кусание ногтей и другие невротические действия).
65. Логоневроз (психогенное заикание). Среди этиологических факторов логоневроза первое место занимает психогенная травматизация, устрашающие переживания и испуг. Способствует возникновению этого вида невроза и наследственная предрасположенность. Звуковая, моторная речь осуществляется благодаря взаимодействию таких анатомо-физиологических функций, как дыхание, голосообразование и артикуляция. Моторная речь является функцией лобной доли полушария, а сенсорная — височной. Известно, что одна и та же психическая травма, действующая на взрослого и на ребенка (например, испуг), вызывает различный эффект. У взрослого она не влияет на развитие речи, а у ребенка в результате психической травмы может развиться логоневроз. Под психогенным заиканием, или логоневрозом, понимают такое расстройство речи, при котором ее течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой произношения вследствие тонической или клонической судороги мышц, участвующих в артикуляции.
Испуг, психическая травма, воздействующая на функционально незрелую речедвигательную зону коры большого мозга, пребывание и коллективе заик, соматическая ослабленность являются факторами, обусловливающими логоневроз. Дальнейшая фиксация ненормальной двигательной иннервации обусловливается неправильным отношением ребенка и окружающих к заиканию, неправильным подходом к его устранению. Отрицательные эмоции, чувство неполноценности, страх перед насмешками и передразниванием, ощущение бессилия ведут к чрезмерному сосредоточению внимания на акте речи и еще больше расстраивают ее. Большое значение имеют своевременное лечение, недопущение формирования стойких патологических связей (педагогические мероприятия, коллективные занятия, речевой режим, логопедическая ритмика, активизирующая психотерапия и др.). Логоневроз возникает вследствие нарушению взаимодействия трех компонентов речи — дыхания, голосообразования и артикуляции. Течение этой патологии характеризуется периодическим то ослаблением, то усилением судорог речи, в зависимости от ситуации.
66. Неврастения Неврастения является следствием воздействия на организм истощающих нервную систему факторов: функционального перенапряжения, умственного и физического переутомления, связанного с хроническими эмоциональными переживаниями, соматическими заболеваниями (инфекционные болезни, нередко следующие одна за другой, недосыпание и др.) и отсутствием отдыха, особенно достаточно продолжительного сна. Проявления неврастении разнообразны, но независимо от возраста больного свидетельствуют о его раздражительной слабости. Основные симптомы неврастении — повышенная возбудимость ребенка, с одной стороны, и быстрое истощение — с другой. Выражения «нервный ребенок», «нервный ученик», получившие широкое распространение, часто толкуются неправильно. Неврастения — это функциональное временное (в течение нескольких месяцев, лет) болезненное состояние, характеризующееся комплексом психических и соматических нарушений. Типичный внешний вид больного — бледное лицо, вялая мимика, расслабленные движения — быстро изменяется в момент эмоционального подъема — движения становятся быстрыми, порывистыми, оживляется мимика, лицо покрывается румянцем. Утром он чувствует себя более усталым, чем вечером, нередко отмечается тахикардия. Самочувствие больного понижено, он испытывает чувство тоски, умственая деятельность затруднена, эмоциональное возбуждение повышается очень легко, а подавляется с трудом. При этом повышена возбудимость анализаторов: ребенок не переносит яркого света, резких звуков, испытывает неприятные ощущения во всем теле, тик (тик, обусловленный сокращением круговой мышцы глаза). Быстрая утомляемость ребенка обусловливает неустойчивость внимания, трудность сосредоточения, снижение интеллектуальной деятельности типа гипомнезии. Подобное снижение интеллектуальных способностей коренным образом отличается от того, которое наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, например, при дебильности. Образование условных связей при неврастении не нарушено, неполноценны лишь сосредоточение, активное внимание, процессы концентрации и воспроизведения. После отдыха и соответствующего лечения мнестические и понятийные способности постепенно восстанавливаются, что свидетельствует о функциональном характере изменений в центральной нервной системе. Устранение вредно действующих фак- юрой, отдых и лечение ведут к выздоровлению, в противном случае шболевание затягивается на длительное время.
67. Невроз навязчивых состояний При неврозе же навязчивых состояний, несмотря на понимание бессмысленности и необоснованности насильственно вторгающихся в процесс мышления мыслей и представлений, человек как бы подчиняется им, что отражается на поведении человека, приводит к снижению трудоспособности, иногда даже к инвалидизации. Навязчивость может быть отвлеченной, проявляясь мудрствованием, прожектерской мечтательностью, совершенно оторванной от реальности, причудами. К ним относятся контрастные, противоположные действительности мысли и влечения, недоступные в данной ситуации (желание ребенка, уважающего своих родителей, произнести оскорбительные слова в их адрес, сделать шаг вперед, стоя перед пропастью, засмеяться на похоронах; желание матери бросить любимого ребенка с балкона вниз и др.). Чувственно-образная навязчивость сопровождается насильственным отвращением к близким, совершением аморального действия, суеверного поступка, ритуала и др. По своему содержанию навязчивые явления весьма разнообразны: навязчивые страхи, воспоминания, сомнения, навязчивые движения и действия, мысли о наличии заразной или смертельной болезни и др. Глубина и степень навязчивости может быть самой различной от незначительной до весьма выраженной, выводящей человека и:» строя, обусловливающей невозможность трудовой доик'лмюпи.
68. Невроз страха и тревожного ожидания Ношнкает невроз либо остро, внезапно, при наличии очевидной и безусловной психической травматизации, когда окружающие ре- Ленка и сам ребенок отдают себе отчет в причине его возникновении, либо постепенно и незаметно, исподволь, как бы без внешнего нпнпди. Пи ребенок, ни окружающие его лица не могут назвать причину невроза. II нервом случае наблюдается непродолжительная заторможенность, ребенок пуглив, прячется в угол, вскрикивает при неожиданном шуме, стуке, суетлив, беспокоен, озирается по сторонам, неред- 141 шмечастея иллюзорное восприятие, усиливающееся к вечеру. Во н юром случае (постепенного, незаметного развития невроза), при микром важную роль играет неправильное воспитание, неуспевае- мпгм. и школе, нарушение сна, после незначительной заторможенности появляются рассеянность, нонишеипан утомляемость, лабильный пульс, пугливость. У детей дошкольного и младшего школьного возраста повышенная пугливость представляет собой физиологическое явление. Если дети этого возраста находились в узком окружении, а не в коллективе сверстников, не испытывали воздействия положительных раздражителей, перенесли различные соматогенные заболевания, не приучены к самостоятельности, то при перемене обстановки у них быстро возникает психогенная реакция тревоги и страха. Например, такого ребенка впервые приводят в детский сад или школу-интернат, незнакомая обстановка которых воспринимается им с тревогой. Сразу же появляются слезы, дрожание, покраснение лица, крик и одышка, тревога и страх. Такие дети боятся оставаться сами в комнате, во время сна кричат, на смену обстановки реагируют двигательным возбуждением, выраженными оборонительными действиями. Наличие подобной симптоматики у детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о преобладании у них подкорковых структур при наличии торможения в коре большого мозга. У подростков невроз страха проявляется по типу тревожного ожидания, беспокойства о будущем, так как содержанием мыслительных операций в этом возрасте является предвосхищение, предвидение будущего, что сказывается на характере испытываемого ими страха. При распознавании этого невроза его следует дифференцировать с истерическими реакциями, которые отличаются иной симптоматикой и наличием явного или скрытого желания быть больным, чего нет при неврозе страха и тревожного ожидания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.012 с.) |