Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия: етиология, патогенез, патоморфология психичных заболеваний.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Отрасли патопсихологии В результате прогресса науки вообще и психопатологии в частности сформировались и выделились ее отдельные ветви, отрасли, в том числе детская психопатология, изучающая психические расстройства у детей и подростков, методы их лечения, компенсации и коррекции психического дефекта. Выделились также следующие отрасли общей психопатологии: судебная психопатология, разрабатывающая проблемы судебнопсихиатрической экспертизы, правового положения психически больных и умственно отсталых, критерии их дееспособности, вменяемости и невменяемости; психиатрическая трудовая экспертиза, занимающаяся вопросами трудоспособности при аномалиях психики, проблемами социально-трудовой реабилитации и трудоустройства лиц с психическим дефектом; психогигиена и организационная психиатрия, разрабатывающие методы профилактики психических заболеваний, обеспечивающие организацию психиатрической помощи населению, подготовку и распределение кадров, строительство специальных учреждений, статистику психической заболеваемости; военная психопатология и др.
Илюзии: физиологические, аффективные, парейдолии. Только те расстройства восприятия, которые приводят к резкому нарушению познания окружающего и формированию психических расстройств, принято считать патологическими. К ним, прежде всего, относятся иллюзии и галлюцинации. Иллюзии — неверное, искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений действительности, неадекватное чувственному раздражению. В зависимости от анализатора, с которым связано восприятие, иллюзии подразделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. Физиологические иллюзии - при определенных условиях (слабость зрения, слуха, плохое освещение, страх, тревога и др.) могут наблюдаться и у совершенно здоровых людей (миражи в пустыне, в степи; голоса, слышимые в шуме ветра, и т. д.). Известны оптические иллюзорные восприятия величины и формы предметов. Аффективные иллюзии возможны у здоровых людей, находящихся в подавленном настроении, в состоянии тревожного ожидания и страха. Вербальные иллюзии представляют собой ложное восприятие реально происходящего разговора окружающих: человек слышит разговор соседей, ведущих отвлеченную беседу, и считает, что ее содержание относится к нему.
Парейдолии - в воспринимающий объект привносятся элементы фантазирования. При этом, например, обои, лепка на потолке, трещина на стене воспринимаются как фантастические пейзажи, чудовища, сказочные герои. У лиц, страдающих психическими расстройствами, иллюзии наблюдаются довольно часто, отличаются яркостью и разнообразием, однако болезненное состояние не позволяет им критически отнестись к этим нарушениям.
Емоции и их патология. Эмоции сопровождают всю психическую деятельность человека, в них отражается его отношение к воспринимаемому и переживаемому. Источником эмоций является окружающая действительность, которая вызывает у человека те или иные чувства — в зависимости от ее значимости для него. Эмоция представляет собой сложный комплекс переживаний, отдельные ее компоненты тесно взаимосвязаны с деятельностью подкорковых структур и коры большого мозга. Эмоции характеризуются не только субъективными, но и объективными проявлениями. По характеру различают (низшие и высшие эмоции) По тону (положительные и отрицательные) По механизму возникновения (реактивные и витальные). Низшие, или врожденные, эмоции - безусловные рефлексы и тесно связаны с инстинктами самосохранения, питания и размножения. Высшие эмоции, свойственные только человеку (этические, эстетические, чувство долга, любви к родине и др.), являются результатом услово-рефлекторной деятельности коры большого мозга. Они связаны с социальными условиями среды и по отношению к низшим являются господствующими. Положительные эмоции проявляются в виде приятного переживания, чувства радости, удовлетворения, отрицательные— в виде неприятного переживания, чувства неудовлетворенности, тоски и страха, тормозят течение психических процессов. Витальные эмоции обусловлены болезнями, неприятными ощущениями, идущими от внутренних органов в кору большого мозга. Реактивные эмоции вызваны воздействием внешних и внутренних раздражителей и фактически представляют собой сферу эмоций человека в норме.
Интенсивность, глубина и подвижность эмоций зависят от типа психической деятельности и возраста человека. Дети дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, эмоции их подвижные, но не глубокие. Настроение - более или менее длительное и устойчивое, бодрое или подавленное эмоциональное состояние. Оно является как бы производным многих эмоций, создающих общий фон самочувствия, окрашивающий в течение определенного времени суждения и действия человека. Физиологические аффект - сильная и кратковременная, внезапно возникающая эмоция, сопровождающаяся двигательной реакцией без помрачения сознания(ярость, ужас, паника). Страсть - очень сильная, но длительная эмоция как в сфере высших чувств, связанных с социальными потребностями человека, так и низших. Сущность ее определяется тем, на что она направлена, например, страсть к стяжательству и личной наживе, страсть к труду. ФОРМАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ Из наблюдающихся у детей расстройств эмоциональной сферы сравнительно часто встречаются изменения интенсивности настроения в виде его повышения или понижения. Повышенная раздражительность, эмоциональная возбудимость, нередко наблюдаемые у детей, не являющихся психически больными, обусловлены недостаточным развитием задерживающих, тормозящих импульсов, вызванных неблагоприятными условиями жизни. Гиперестезия эмоций характеризуется повышенной чувствительностью к раздражителям, неадекватной реакцией на их воздействие, когда события, не имеющие к субъекту никакого отношения, переживаются им весьма болезненно, отрицательно влияют на его деятельность, отражаются на поведении. Так, эмоциональная гиперестезия наблюдается у психоастеников, далеких от жизни мечтателей, у некоторых невротиков, а также у практически здоровых лиц в пубертатном периоде. Эмоциональная тупость – эмоция, противоположна гиперестезии, проявляющаяся безразличием к собственному положению, судьбе близких, радости, горю. При этом раздражители не вызывают соответствующей субъективной реакции. Эйфория — длительное патологическое повышение настроения, неадекватное тому положению и обстановке, в которой находится больной. Это повышенное благодушное настроение сочетается с беспечностью, недостаточной критической оценкой человеком своего состояния. Например, при серьезных неприятностях, неудачах, тяжелом заболевании человек веселится, говорит о своем «прекрасном самочувствии». Эйфория часто сопровождается психомоторным возбуждением и вегетативными реакциями — учащением пульса, гиперемией лица, расширением зрачков. Дисфория — острое расстройство настроения со злобно-раздражительной тоскливостью, склонностью к агрессивным действиям, нередко с измененным сознанием, чувством страха и бредовыми идеями. Депрессия — подавленное настроение, сопровождающееся тоской, двигательной и речевой заторможенностью, тягостными ощущениями в теле и резким снижением влечений. Возникает либо без- всяких видимых внешних причин (эндогенная депрессия), либо как реакция на психическую травму (реактивная депрессия). Отмечаются психомоторная заторможенность, соматические расстройства (нарушение сна, аппетита, головная боль, диспепсические явления), чувство тревоги, страха.
Эмоциональная слабость (слабодушие) представляет собой резкое, без видимого внешнего повода колебание настроения от повышенного сентиментального до пониженного со слезливостью. Эмоциональная амбивалентность проявляется одномоментным,' одновременным сосуществованием противоположных чувств к одному и тому же объекту, например, одновременно уживается горячее чувство любви и ненависти. Патологический аффект — сильная, кратковременная, внезапно возникающая эмоция, сопровождающаяся гневом, негодованием, яростью, разрушительными действиями, иногда жестоким убийством. Реакция короткого замыкания — эмоционально-двигательный взрыв, состояние, близкое патологическому аффекту, но в отличие от него возникающее после неоднократных длительных отрицательных эмоций. Апатия — чрезмерное понижение эмоциональной возбудимости, полное равнодушие и безучастность к окружающему, к себе, отсутствие желаний и побуждений, полная бездеятельность.
Нарушение внимания Вниманием называется способность сосредоточиться на внешнем или внутреннем раздражителе, избирательное отношение к объектам психической деятельности. · пассивное (непроизвольное отвлечение) является филогенетически старой функцией, автоматическим актом, ориентировочным рефлексом · активное (произвольно регулирующее) произвольный, сознательный, преднамеренный акт. К расстройствам внимания относятся отвлекаемость, истощаемость и застреваемость. Расстройство внимания у детей в случаях неправильного воспитания, так и дисгармонического развития у них эмоционально-волевой сферы (патологическое развитие, психопатия, невроз).. Слабость активного внимания — неспособность к длительному напряжению в направлении одного объекта и трудность сосредоточения, обусловлена слабостью тонуса коры большого мозга, снижением функции второй сигнальной системы. Человек не может сосредоточиться на той задаче и той цели, которую он перед собой ставит. Преобладание пассивного внимания — состояние, при котором человек находится во власти множественных внешних раздражителей, например, эйфория, маниакальный синдром. При этом внимание чрезмерно подвижно, внезапно переключается с одного объекта раздражения на другой, третий, что практически исключает возможность продуктивной деятельности.
Заторможенность внимания характеризуется нарушением механизма переключения с одного объекта психической деятельности на другой, что объясняется инертностью основных корковых процессов. Истощаемость внимания наблюдается при черепно-мозговых травмах в позднем и отдаленном периоде органических психических заболеваний, хроническом течении энцефалита, а также при дебильности и неврастении. Нарушение половых желез. Евнухоидизм Полная атрофия половых желез или их гипофункция характеризуются отсутствием вторичных половых признаков, диспропорцией роста (длинные конечности при относительно коротком туловище), ожирением, дряблостью мышц и кожи, вегетативными нарушениями. Наблюдаются психические измепепня в виде неустойчивости настроения, замедления психических процессов, повышенной истощаемости, легкой ранимости, плаксивости по малейшему поводу. Может отмечаться склонность к резонерству, эгоцентризму и раздражительности, в происхождении которой немалую роль играет понимание ребенком своего отличия от других детей. В интеллектуальном отношении дети и подростки с евнухоидизмом обычно не имеют особых отклонений, приближаясь в пубертатном периоде или несколько позднее по своему умственному развитию к нормальным сверстникам.
50. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВАПРИ НАРУШЕНИИ ФУНКЦИИ ГИПОФИЗА Гипофиз - эндокринная железа, расположенную на основании мозга, в гипофизарной ямке турецкого седла, и связанную с гипоталамусом (областью промежуточного мозга). Это железа, стимулирующая и регулирующая деятельность остальных эндокринных желез. Симптоматика при нарушении функции гипофиза зависит от того, какой его отдел (передняя, задняя доля, промежуточная часть) поражен. Для понижения функции передней доли характерен карликовый рост, а для повышения — акромегалия, гигантизм. Понижение функции задней доли и промежуточной части гипофиза обусловливает адипозогенитальную дистрофию; повышение функции средней доли — несахарный диабет. Полное выпадение функции гипофиза приводит к возникновению у взрослых гипофизарной кахексии (истощеиия), а у детей — карликовости с гипофизарным ожирением. Карликовость (нанизм) — состояние, характеризующееся задержкой роста, который полностью приостанавливается в предпубертатном периоде. Половые органы недоразвиты, в большинстве случаев страдающие карликовостью не способны к воспроизведению потомства. Психическое развитие без существенных отклонений от нормы, отмечается лишь своеобразный инфантилизм. Изредка нарушение интеллекта в виде дебильности легкой степени. Нередко подозрительность, озлобленность, трудность общения, как вторичная реакция на сознание собственной неполноценности. Акромегалия и гигантизм возникают вследствие повышения функции гипофиза. Если гиперфункция передней доли гипофиза начинается в тот период, когда процесс окостенения трубчатых костей уже закончился,— развивается акромегалия. При этом наблюдается увеличение размеров кистей, стоп, надбровных дуг, нижней челюсти, ушей, губ, утолщение кожи, увеличение внутренних органов и нарушение обмена веществ. К психическим нарушениям относятся неустойчивость внимания, гипомнезия, сужение круга интересов, безразличие и апатичность, иногда ипохондричность и депрессия, легкая степень дебильности.
Гигантизм — характеризуется избыточным ростом всего организма, а не отдельных его частей, как при акромегалии. При гигантизме отмечаются тс же симптомы, что и при акромегалии, но более выраженные. Кроме того, повышенная эмоциональная возбудимость, частые вторичные изменения характера в связи с чувством неполноценности из-за своего дефекта. Адипозогенитальная дистрофия из-за гипофункцией гипофиза или поражением гипоталамуса. Это состояние характеризуется патологическим ожирением, инфантильностью, а в дальнейшем — недоразвитием половых желез и, вследствие этого, слабой выраженностью вторичных половых признаков. К психическим изменениям относятся утомляемость и повышенная сонливость, апатичность и безразличие, снижение памяти и мышления, вплоть до легкой степени дебильности. Кроме того, наблюдаются головная боль, повышение внутричерепного давления, эпилептиформные припадки, трофические нарушения, сужение полей зрения.
51.Шизофрения у детей и подростков Клинические проявления шизофрении характеризуются полиморфизмом симптомов и синдромов; ей свойственны разнообразные варианты течения с наличием различных стадий и форм заболевания. Особенности течения шизофренического процесса у детей заключаются в том, что у них на первый план выступают двигательные нарушения и катонические расстройства, нарастающий аутизм с деперсонализацией и своеобразными прожекторскими фантазиями, рудиментарными формами бреда с тревогой и страхом. Если для шизофрении взрослых характерны слуховые галлюцинации, то у детей дошкольного и младшего школьного возраста, наоборот, преобладают зрительные галлюцинации и больше выражены ги- бефренические симптомы. Все разнообразные проявления шизофрении у детей и подростков можно сгруппировать в четыре наиболее типичные психопатологические состояния, свойственные в определенной мере для всех форм шизофрении. Патологическое (бредоподобное) фантазирование наблюдается преимущественно у детей дошкольного возраста. Необходимо различать бесплодную фантазию, основанную па извращенном понимании реальности, и полезную, опирающуюся на реальную действительность. Незначительный практический опыт ребенка является причиной его своеобразного детского фантазирования. Но если оно базируется на нереальной почве, то суждения, которые отталкиваются от действительности, дают ребенку неправильное представление о мире, формируют бредоподобные фантазии. Патологическое фантазирование вначале своего появления почти не отличается от обычных фантазий ребенка. Но в дальнейшем оно приобретает совершенно оторванный от реальности характер и нередко связано с обманами чувств. В фантазии ребенок пытается реализовать неосуществимые стремления, мечтает о могуществе, открытии неведомых стран, увлекается изобретениями, вопросами философского характера, например: что такое жизнь, люди, время, почему сахар сладкий, зачем мы живем, нельзя ли иметь один глаз и три руки и т. д. Абулия у детей школьного возраста наблюдается в выраженной форме. Склонность к длительному бездеятельному существованию, нарастающая вялость, снижение психической активности, резкое падение работоспособности, как бы хроническая усталость являются ранними характерными признаками шизофрении. Как правило, родители и педагоги расценивают абулию как проявление лени. В действительности это пс лень, а начало шизофренического процесса. Наряду с указанными нарушениями волевой активности нередко наблюдаются немотивированные, нелепые поступки типа импульсивности. Неожиданно на фоне спокойного состояния больной может громко закричать, неожиданно ударить, поцеловать незнакомого человека, цинично выругаться, упорно добиваться реализации нелепого желания. К упомянутым явлениям нередко присоединяются ипохондрические, бредовые идеи воздействия и галлюцинации. Эмоциональная тупость. Вследствие нарастающего угасания эмоций больной теряет контакт с окружающими, становится безразличным к тому, что в прошлом составляло основу его интересов, проявляет равнодушие к родным и друзьям, к своей жизни. У больного утрачивается чувство такта, появляются грубость, беззастенчивость, по каждому ничтожному поводу возникает взрыв ярости, напротив, на воздействие сильного раздражителя он не проявляет никакой ответной реакции, у него нет взаимосвязи между аффектом и интеллектом (интрапсихичсская атаксия). Словом, по мере прогрессирования болезни эмоциональные реакции приобретают характер полного равнодушия, нарастают оскудение чувств, эмоциональная тупость. Расщепление (разорванность) мышления. У больного появляются многоречивость и манерность, изменяются целеустремленность и целенаправленность, интересы и аффекты как бы смещаются, его интересуют вопросы, которые совершенно не заслуживают внимания, случайный факт или случайно услышанное слово становится поводом для непонятных и длительных размышлений, В дальнейшем наблюдается нарушение единства психики, утрачивается логическая связь мыслительных операций. Ассоциации носят самый причудливый характер, суждения неожиданны, нелепы, противоречивы. Иногда речь настолько разорвана, что целиком состоит из обрывков не связанных между собой фраз. Нередко она имеет характер пространных, отвлеченных, часто малосодержательных или туманных рассуждений на общие темы. Таким образом, для расщепления мышления при шизофрении характерен отрыв мышления от реальности, склонность к бесплодному мудрствованию и символике. Одни больные очень много говорят, другие совсем перестают говорить или стереотипно повторяют отдельные слова, фразы, нанизывая в беспорядке одно на другое. В письменной речи преобладают вычурные буквы, завитушки, подчеркивание, обилие знаков препинания, символические обозначения и др.
53. Кататоническая форма в одних случаях характеризуется нарастающей замкнутостью, отрешенностью от окружающей действительности и депрессией, но чаще отмечаются кататоническое возбуждение, переходящее в ступор, сильное напряжение мышц, застывание в причудливых позах, неподвижность, негативизм, отказ от еды и речевого контакта. Разумеется, кататонические проявления могут наблюдаться при других формах шизофрении, но при данной форме они образуют своеобразный комплекс симптомов — кататонический синдром. Кататоническая форма шизофрении часто проявляется остро, обычно на фоне нормального до этого развития психики. Больной находится в состоянии то полной обездвиженности, то резкого двигательного возбуждения с импульсивными и агрессивными поступками. Сначала у ребенка появляются стереотипные движения, отмечаются однообразные манипуляции с игрушками, размахивание руками, потом наступает застывание в однообразных позах, ребенок забивается в угол, не реагирует на окружающее н не отвечает на вопросы. Для этого состояния характерны неоднократные чередования ступора с застывшими позами и возбуждения, прерываемые непродолжительными ремиссиями, причем этот переход совершается внезапно. В случаях острого течения болезнь ограничивается несколькими приступами ступора и возбуждения и наступает выздоровление. При хроническом течении шизофрении у больного нарастают явления вялости и заторможенности с редкими продолжительными ремиссиями, наступают выраженные изменения психики в виде аффективного опустошения и нарастающего слабоумия. Таким образом, кататонической форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.
54. Гебефреническая, или юношеская, форма шизофрении, характеризующаяся медленным течением, наблюдается в старшем школьном и юношеском возрасте. Заболевание начинается с появления жалоб на рассеянность, головную боль, бессонницу; протекает месяцы и годы. Ведущим признаком заболевания является дурашливость с немотивированным весельем и двигательным возбуждением. Переходы от депрессии к взрывам веселья крайне неожиданны. Постоянными симптомами являются нелепая веселость с манерностью, черты дурашливости, одни и те же нелепые выходки, склонность к чудачеству, гримасничанию и кривлянью, в которых нетрудно подметить черты пуэрилпзма. При этой форме нередко наблюдаются галлюцинации и бредовые идеи, которые обычно носят отрывочный, изменчивый характер, придуманы как бы с целью повеселить собеседника. В большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью. Простая форма шизофрении. Заболевание развивается постепенно, вначале незаметно для окружающих, не производя впечатления психического расстройства. Больной начинает плохо учиться, теряет интерес к школе, пропускает занятия. Некоторые больные пытаются трудности в обучении компенсировать усидчивостью, но терпят неудачу, бросают учебу, порывают дружеские связи с близкими и товарищами, интеллектуально опускаются. Ведущими признаками болезни являются прогрессирующая утрата интересов, нарастающая вялость, эмоциональое безразличие, замкнутость и снижение интеллекта. Течение заболевания может быть различным, но чем моложе возраст, в котором начался шизофренический процесс, тем значительнее интеллектуальный дефект. В лучшем случае больной приспосабливается к несложным трудовым процессам, пользуясь репутацией неполноценного. В большинстве случаев болезнь прогрессирует, приводя в оскуднению психики, апатическому слабоумию. Привитая форма шизофрении (пропфшизофрения) наблюдается у детей и подростков, которые в прошлом перенесли какое-либо органическое поражение головного мозга, вызвавшее задержку психического развития, преимущественно олигофрению или деменцию легкой степени. Данные анализа свидетельствуют о том, что до начала заболевания для личности ребенка характерны были следующие особенности: капризное упрямство, замкнутость, взрывы раздражительности, перенесенные заболевания невыясненной этиологии, диатез, интоксикации, черепно-мозговые травмы и др. Таким образом, шизофрения прививается уже на биологически измененную почву, что значительно усложняет течение патологического процесса и приводит, особенно при возникновении заболевания в раннем детском возрасте, к неблагоприятному исходу (остановка в умственном развитии). Течение и исходы указанных форм шизофрении весьма различны. Болезнь может закончиться выздоровлением, длительной ремиссией, апатическим слабоумием. В течение шизофрении три стадии — начальную, расцвета симптоматики и исходную. Начальная стадия заболевания может иметь подострое или хроническое течение. Острое начало болезни наблюдается в подростковом периоде, что связано, по-видимому, с эндокринной перестройкой. Остро возникающая шизофрения, протекающая с бурной психотической симптоматикой, характеризуется бол.ее благоприятным исходом и прогнозом, чем хронически возника1Ьтций процесс с затяжным вялым течением, который часто приводит к слабоумию. Шизофреническое слабоумие не следует отождествлять с другими видами слабоумия. Апатическое (шизофреническое) слабоумие характеризуется менее грубыми деструктивными изменениями в ткани головного мозга, чем слабоумие при исходных состояниях после перенесенного травматического (коммоционного), эпилептического и других органических психозов.
Невроз В настоящее время под термином «невроз» понимают функциональное, не связанное с повреждением мозга, расстройство психической деятельности, возникающее вследствие длительной, хронической психической травматизатии лиц со слабым типом психической деятельности. Человек, страдающий неврозом, сохраняет критическое отношение к своей болезни, не теряет способности управлять своим поведением. Невроз может развиваться у человека, совсем не участвующего в трудовых процессах, если его существование сопровождается перенапряжением корковых процессов, психической травматизацией. Невроз — понятие, обобщающее целую группу заболеваний.
64. Моносимитоматичсекий невроз — состояние, характеризующееся преобладанием признаков нарушения функции какого-либо отдельного органа (при отсутствии органического поражения), в силу чего картина болезни приобретает характер не психопатологической симптоматики, а доминирования какого-либо соматического синдрома. Рассмотрим наиболее распространенные в психопатологии детского возраста виды моносимптоматического невроза. К ним, в первую очередь, относятся психогенно обусловленное нарушение функннп пищеварения в виде анорексии — избирательного отношения к мншр или полного отказа от еды, со рвотой, чему предшествует от- гушпиг пииетта. Часто наблюдается расстройство дыхания в виде приступов так называемого нервного кашля. Он проявляется обычно в определенное время дня и ночи. Встречаются также функциональные расстройства деятельности сердца, протекающие по типу невроза сердца. Субъективно при этом ощущается боль в области сердца, сердцебиение, покалывание в боку. Объективно отмечается покраснение или побледнение лица, неустойчивый, легко меняющийся при изменениях положения тела пульс, повышенная потливость, цианоз конечностей. Возможно функциональное расстройство двигательной сферы в виде гиперкинезов, тиков, проявляющееся непроизвольным и стереотипным сокращением (подергиванием) определенных мышечных групп. Это состояние относится к локализованным двигательным неврозам (мигание, паморщивание лба, подергивание губ, приподнимание плеча, поворот головы, кусание ногтей и другие невротические действия).
65. Логоневроз (психогенное заикание). Среди этиологических факторов логоневроза первое место занимает психогенная травматизация, устрашающие переживания и испуг. Способствует возникновению этого вида невроза и наследственная предрасположенность. Звуковая, моторная речь осуществляется благодаря взаимодействию таких анатомо-физиологических функций, как дыхание, голосообразование и артикуляция. Моторная речь является функцией лобной доли полушария, а сенсорная — височной. Известно, что одна и та же психическая травма, действующая на взрослого и на ребенка (например, испуг), вызывает различный эффект. У взрослого она не влияет на развитие речи, а у ребенка в результате психической травмы может развиться логоневроз. Под психогенным заиканием, или логоневрозом, понимают такое расстройство речи, при котором ее течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой произношения вследствие тонической или клонической судороги мышц, участвующих в артикуляции. Испуг, психическая травма, воздействующая на функционально незрелую речедвигательную зону коры большого мозга, пребывание и коллективе заик, соматическая ослабленность являются факторами, обусловливающими логоневроз. Дальнейшая фиксация ненормальной двигательной иннервации обусловливается неправильным отношением ребенка и окружающих к заиканию, неправильным подходом к его устранению. Отрицательные эмоции, чувство неполноценности, страх перед насмешками и передразниванием, ощущение бессилия ведут к чрезмерному сосредоточению внимания на акте речи и еще больше расстраивают ее. Большое значение имеют своевременное лечение, недопущение формирования стойких патологических связей (педагогические мероприятия, коллективные занятия, речевой режим, логопедическая ритмика, активизирующая психотерапия и др.). Логоневроз возникает вследствие нарушению взаимодействия трех компонентов речи — дыхания, голосообразования и артикуляции. Течение этой патологии характеризуется периодическим то ослаблением, то усилением судорог речи, в зависимости от ситуации.
66. Неврастения Неврастения является следствием воздействия на организм истощающих нервную систему факторов: функционального перенапряжения, умственного и физического переутомления, связанного с хроническими эмоциональными переживаниями, соматическими заболеваниями (инфекционные болезни, нередко следующие одна за другой, недосыпание и др.) и отсутствием отдыха, особенно достаточно продолжительного сна. Проявления неврастении разнообразны, но независимо от возраста больного свидетельствуют о его раздражительной слабости. Основные симптомы неврастении — повышенная возбудимость ребенка, с одной стороны, и быстрое истощение — с другой. Выражения «нервный ребенок», «нервный ученик», получившие широкое распространение, часто толкуются неправильно. Неврастения — это функциональное временное (в течение нескольких месяцев, лет) болезненное состояние, характеризующееся комплексом психических и соматических нарушений. Типичный внешний вид больного — бледное лицо, вялая мимика, расслабленные движения — быстро изменяется в момент эмоционального подъема — движения становятся быстрыми, порывистыми, оживляется мимика, лицо покрывается румянцем. Утром он чувствует себя более усталым, чем вечером, нередко отмечается тахикардия. Самочувствие больного понижено, он испытывает чувство тоски, умственая деятельность затруднена, эмоциональное возбуждение повышается очень легко, а подавляется с трудом. При этом повышена возбудимость анализаторов: ребенок не переносит яркого света, резких звуков, испытывает неприятные ощущения во всем теле, тик (тик, обусловленный сокращением круговой мышцы глаза). Быстрая утомляемость ребенка обусловливает неустойчивость внимания, трудность сосредоточения, снижение интеллектуальной деятельности типа гипомнезии. Подобное снижение интеллектуальных способностей коренным образом отличается от того, которое наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, например, при дебильности. Образование условных связей при неврастении не нарушено, неполноценны лишь сосредоточение, активное внимание, процессы концентрации и воспроизведения. После отдыха и соответствующего лечения мнестические и понятийные способности постепенно восстанавливаются, что свидетельствует о функциональном характере изменений в центральной нервной системе. Устранение вредно действующих фак- юрой, отдых и лечение ведут к выздоровлению, в противном случае шболевание затягивается на длительное время.
67. Невроз навязчивых состояний При неврозе же навязчивых состояний, несмотря на понимание бессмысленности и необоснованности насильственно вторгающихся в процесс мышления мыслей и представлений, человек как бы подчиняется им, что отражается на поведении человека, приводит к снижению трудоспособности, иногда даже к инвалидизации. Навязчивость может быть отвлеченной, проявляясь мудрствованием, прожектерской мечтательностью, совершенно оторванной от реальности, причудами. К ним относятся контрастные, противоположные действительности мысли и влечения, недоступные в данной ситуации (желание ребенка, уважающего своих родителей, произнести оскорбительные слова в их адрес, сделать шаг вперед, стоя перед пропастью, засмеяться на похоронах; желание матери бросить любимого ребенка с балкона вниз и др.). Чувственно-образная навязчивость сопровождается насильственным отвращением к близким, совершением аморального действия, суеверного поступка, ритуала и др. По своему содержанию навязчивые явления весьма разнообразны: навязчивые страхи, воспоминания, сомнения, навязчивые движения и действия, мысли о наличии заразной или смертельной болезни и др. Глубина и степень навязчивости может быть самой различной от незначительной до весьма выраженной, выводящей человека и:» строя, обусловливающей невозможность трудовой доик'лмюпи.
68. Невроз страха и тревожного ожидания Ношнкает невроз либо остро, внезапно, при наличии очевидной и безусловной психической травматизации, когда окружающие ре- Ленка и сам ребенок отдают себе отчет в причине его возникновении, либо постепенно и незаметно, исподволь, как бы без внешнего нпнпди. Пи ребенок, ни окружающие его лица не могут назвать причину невроза. II нервом случае наблюдается непродолжительная заторможенность, ребенок пуглив, прячется в угол, вскрикивает при неожиданном шуме, стуке, суетлив, беспокоен, озирается по сторонам, неред- 141 шмечастея иллюзорное восприятие, усиливающееся к вечеру. Во н юром случае (постепенного, незаметного развития невроза), при микром важную роль играет неправильное воспитание, неуспевае- мпгм. и школе, нарушение сна, после незначительной заторможенности появляются рассеянность, нонишеипан утомляемость, лабильный пульс, пугливость. У детей дошкольного и младшего школьного возраста повышенная пугливость представляет собой физиологическое явление. Если дети этого возраста находились в узком окружении, а не в коллективе сверстников, не испытывали воздействия положительных раздражителей, перенесли различные соматогенные заболевания, не приучены к самостоятельности, то при перемене обстановки у них быстро возникает психогенная реакция тревоги и страха. Например, такого ребенка впервые приводят в детский сад или школу-интернат, незнакомая обстановка которых воспринимается им с тревогой. Сразу же появляются слезы, дрожание, покраснение лица, крик и одышка, тревога и страх. Такие дети боятся оставаться сами в комнате, во время сна кричат, на смену обстановки реагируют двигательным возбуждением, выраженными оборонительными действиями. Наличие подобной симптоматики у детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о преобладании у них подкорковых структур при наличии торможения в коре большого мозга. У подростков невроз страха проявляется по типу тревожного ожидания, беспокойства о будущем, так как содержанием мыслительных операций в этом возрасте является предвосхищение, предвидение будущего, что сказывается на характере испытываемого ими страха. При распознавании этого невроза его следует дифференцировать с истерическими реакциями, которые отличаются иной симптоматикой и наличием явного или скрытого желания быть больным, чего нет при неврозе страха и тревожного ожидания.
Класификация деменции Тотальная деменция развивается
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.247 (0.072 с.) |