Х ронические психические расстройства как последствия травм мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Х ронические психические расстройства как последствия травм мозга



Травматическая церебрастения. В клинической картине выражены эмоциональные расстрой­ства. Жа­луются па головную боль и головокружение, возникающие спон­танно или при определенных условиях — школьных занятиях, шу­ме, повороте головы, раздражитель­ность, неустойчивость настроения, склонность к внезапным аффек­тивным вспышкам; для них характерны ослабление памяти, замед­ленный тип мышления, снижение внимания. Возможны изменения характера с более выраженными, чем у взрослых, антисоциальными и истерическими реакциями.

Дети с подобным психическим расстройством отличаются непо­слушанием в школе и дома, агрессивны, склонны к побегам и бро­дяжничеству. Некоторые из них преувеличивают свое болезненное состояние, демонстрируют неестественное заикание, дрожание, со­провождая это плачем, криком, угрозами.

Травматическая энцефалопатия возникает преимущественно вследствие контузии мозга и характеризуется более выраженными неврологическими и психопатологическими симптомами органиче­ского поражения мозга. В этих случаях выражена очаговая (парез черепных нервов, афазия, алексия, аграфия, апраксия) и обгцемозговая (необратимые нарушения памяти, мышления, аффективная неустойчивость и др.) неврологическая симптоматика. Прогноз у больных с травматической энцефалопатией более неблагоприятный, чем у больных с травматической церебрастенией, из-за атрофии отдельных участков ткани мозга, рубцовых перерождений, внутрен­ней водянки и других органических изменений. Наблюдаются и вестибулярные расстройства, но они менее выражены, чем при травматической церебрастении.

При одном варианте возбужденноть: импульсивные действия, вспышки гнева, склонность к конфликтам с окружающими, ссорам, дракам. Критическое отно­шение к своему поведению снижено, они расторможены и су­етливы, настойчивы в достижении своих эгоистических желаний, плохо уживаются в коллективе, проявляют грубость.

При другом варианте травматической энцефалопатии на первый план в клинической картине выступает неврологическая симптома­тика в сочетании с апатией, вялостью, медлительностью, резким снижением активности и двигательной заторможенностью. В этом случае стойкие психические расстройства в виде снижения памяти, резкой истощаемости, утраты прежних знаний и навыков, трудности сосре­доточения, значительного снижения или утраты работоспособности.

Травматическая эпилепсия, характеризуется полиморфностью пато­логических проявлений — судорожными припадками с подкорковым компонентом, вегетативными расстройствами, психическими экви­валентами в виде дисфории, сумеречного состояния сознания. Наблюдаются и истерические припадки с выразительными движе­ниями. Возможны судорожные припадки типа джексоновских с сохра­нением сознания. Судороги сперва охватывают ограниченную груп­пу мышц, а затем приобретают генерализованный характер и со­четаются с потерей сознания.

В отличие от истинной, при травматической эпилепсии припад­ки возникают, во-первых, под воздействием внешних патогенных факторов, во-вторых, не сопровождаются быстрым нарастанием изменений личности по эпилептическому типу. Снижение интеллекта, преобладание тоскливости и злобности.

Травматический паркинсонизм является преимущественно след­ствием травматического поражения основания мозга (мозгового ствола). Со стороны психики, наряду с амимией и скованностью, наблюдаются вялость, апатия, отсутствие иници­ативы, безразличие к окружающему. Неблагоприятные условия окружающей среды способствуют развитию психопатоподобного состояния, ведущими признаками которого являются ограничен­ность интересов и гневливость.

Травматическое слабоумие представляет собой наиболее тяже­лую форму отдаленных последствий черепно-мозговой травмы. В клинической картине этого слабоумия обнаруживаются значительные изменения лич­ности и стойкие снижения интеллекта в виде различных вариантов олигофрении. Характерно резкое ослабление памяти, особенно способности запоминать текущие события, слабость суждений, снижение сооб­разительности. У больных отсутствуют целенаправленные интересы, снижена критичность, нередко наблюдаются амнестическая афазия и другие формы расстройств речи, письма, счета и др. По мере углубления патологического процесса нарушается осмысле­ние, иногда отмечаются спутанность сознания и галлюцинаторные переживания.

Поздний травматический психоз может возникать через много лет после черепно-мозговой травмы, проявляясь чаще всего в виде эпизодического расстройства сознания по типу делириозного со­стояния. Возможно появление истерической реакции, кратковре­менных деспрессивного, маниакального и гебефренического синд­ромов. Эти острые, эпизодические психические расстройства развиваются в тех случаях, когда больной с остаточными явлениями травмы моз­га подвергается воздействию неблагоприятных микросоциальных или биологических факторов (чрезмерная психическая травма, усложненная жизненная ситуация, острая инфекция).

Психические расстройства могут возникать при поражении ор­ганизма человека молнией, электри­ческим током, длительном или интенсивном воздействии солнечно­го и теплового (инфракрасного) излучения.

Прохождение через тело сильного электрического тока вызыва­ет оглушенность или потерю сознания, сопровождающуюся воз­буждением и аффектами страха с последующей амнезией. Иногда в результате травмы электрическим током наблюдаются резиду­альные явления в виде церебрастении, эпилептиформных припад­ков, гипомнезии и головокружения.

Солнечный удар вызывается длительным или интенсивным воз­действием на организм прямых солнечных лучей, тепловой — нару­шением терморегуляции организма в результате длительного воз­действия высокой температуры воздуха или теплового излучения. Предвестниками солнечного и теплового ударов являются голово­кружение, шум в ушах, рвота, шаткая походка. Затем наступает делириознос или коматозное состояние, температура тела повыша­ется до 40 °С и более. Прогноз довольно серьезный, в тяжелых случаях возможен летальный исход. Стойкие последствия: длитель­но наблюдающееся состояние церебрастении, иногда афазия.

 

49. Психические расстройства при нарушении функции эндокринных желез

Эндокринные железы выделяют непосредственно в ток крови и лимфы биологически ак­тивные вещества — гормоны,обла­дающие способностью возбуждать или угнетать различные функ­ции организма.

Гипофункция щитовидной железы приводит к развитию двух заболеваний — гипотиреоза и кретинизма. Чрезмер­ное усиление функции щитовидной железы ведет к развитию диф­фузного токсического зоба (базедовой болезни) или базедовизма — легкой формы течения диффузного токсического зоба.

Характерны психические нарушения в виде зна­чительного интеллектуального дефекта, вплоть до имбецильности и даже идиотии. Дети апатичны, малопод­вижны, сонливы, добродушны, легко привязываются к окружаю­щим, обучаются навыкам самообслуживания. Характерен внешний вид больных: отставание в росте, брахиоцефалическая форма че­репа, одутловатое лицо, редкие волосы на голове, сухая, отечная кожа, укороченные трубчатые кости.

При врожденном гипотериозе интел­лектуальный дефект достигает степени выраженной имбецильности. Если гипотериоз развивается на более позднем этапе развития ре­бенка, отмечаются снижспне психической активности, заторможен­ность процессов мышления и замедление развития ребенка. При сравнительной сохранности аффективных реакций такие дети не могут испытывать чувства радости, печали, а также чувство собст­венной неполноценности, обусловливающее подавленное настрое­ние.

Диффузный токсический зоб является следствием чрезмерного усиления функции щитовидной железы: офтальмопатия, похудание при повышенном аппетите, общая слабость, повышенная потливость. К психическим нарушениям относятся тревожный, беспокойный сои, нередко бессонница, повышеннкя возбудимость, раздражитель­ность, частые приступы немотивированного страха, тяжелой тоски. Иногда это состояние сменяется приподнятым, жизнерадостным на­строением, напоминающим маниакальный фон. Но все же преоб­ладает повышенная раздражительность, утомляемость и снижение работоспособности. При резко выраженном тиреотоксикозе могут появляться галлюцинации и бредовые идеи преследования. Изме­нения психики у детей в виде плаксивости, ослабления способности концентрировать внимание и снижения памяти отражаются на ус­певаемости ребенка, способствуют возникновению конфликтных си­туаций.

Тетания — состояние повышенной нервно-мышечной возбудимос­ти, обусловленное, как правило, гипофункцией паращитовидных желез, которое кроме приступов топических судорог отдельных групп мышц характеризуется раздражительностью, повышенной утомляемостью, бессонницей, плаксивостью и гневливостью. Астеническое состояние.

Нарушение половых желез.

Евнухоидизм Полная атрофия половых желез или их гипофункция характе­ризуются отсутствием вторичных половых признаков, диспропор­цией роста (длинные конечности при относительно коротком ту­ловище), ожирением, дряблостью мышц и кожи, вегетативными нарушениями. Наблюдаются психические измепепня в виде неус­тойчивости настроения, замедления психических процессов, повы­шенной истощаемости, легкой ранимости, плаксивости по малей­шему поводу. Может отмечаться склонность к резонерству, эгоцен­тризму и раздражительности, в происхождении которой немалую роль играет понимание ребенком своего отличия от других детей. В интеллектуальном отношении дети и подростки с евнухоидизмом обычно не имеют особых отклонений, приближаясь в пубертатном периоде или несколько позднее по своему умственному развитию к нормальным сверстникам.

 

50. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВАПРИ НАРУШЕНИИ ФУНКЦИИ ГИПОФИЗА

Гипофиз - эндокринная железа, расположен­ную на основании мозга, в гипофизарной ямке турецкого седла, и связанную с гипоталамусом (областью промежуточного мозга). Это железа, стимулирующая и регу­лирующая деятельность остальных эндокринных же­лез. Симптоматика при нарушении функции ги­пофиза зависит от того, какой его отдел (передняя, задняя доля, промежуточная часть) поражен. Для понижения функции перед­ней доли характерен карликовый рост, а для повышения — акро­мегалия, гигантизм. Понижение функции задней доли и проме­жуточной части гипофиза обусловливает адипозогенитальную дис­трофию; повышение функции средней доли — несахарный диабет. Полное выпадение функции гипофиза приводит к возникновению у взрослых гипофизарной кахексии (истощеиия), а у детей — кар­ликовости с гипофизарным ожирением.

Карликовость (нанизм) — состояние, характеризующееся за­держкой роста, который полностью приостанавливается в предпубертатном периоде. Половые ор­ганы недоразвиты, в большинстве случаев страдающие карликовос­тью не способны к воспроизведению потомства. Психическое раз­витие без существенных отклонений от нормы, отмечается лишь своеобразный инфантилизм. Изредка нарушение ин­теллекта в виде дебильности легкой степени. Нередко подозрительность, озлобленность, трудность общения, как вторичная реакция на сознание соб­ственной неполноценности.

Акромегалия и гигантизм возникают вследствие повышения функции гипофиза. Если гиперфункция передней доли гипофиза начинается в тот период, когда процесс окостене­ния трубчатых костей уже закончился,— развивается акромегалия. При этом наблюдается увеличение размеров кистей, стоп, надбров­ных дуг, нижней челюсти, ушей, губ, утолщение кожи, увеличение внутренних органов и нарушение обмена веществ. К психическим нарушениям относятся неустойчивость внимания, гипомнезия, су­жение круга интересов, безразличие и апатичность, иногда ипохондричность и депрессия, легкая степень дебильности.

Гигантизм — характеризуется избыточным ростом всего орга­низма, а не отдельных его частей, как при акромегалии. При ги­гантизме отмечаются тс же симптомы, что и при акромегалии, но более выраженные. Кроме того, повышенная эмоци­ональная возбудимость, частые вторичные изменения характера в связи с чувством неполноценности из-за своего дефекта.

Адипозогенитальная дистрофия из-за гипофункцией гипофиза или поражением гипоталамуса. Это состояние характеризуется патологическим ожирением, инфантильностью, а в дальнейшем — недоразвитием половых же­лез и, вследствие этого, слабой выраженностью вторичных половых признаков. К психическим из­менениям относятся утомляемость и повышенная сонливость, апа­тичность и безразличие, снижение памяти и мышления, вплоть до легкой степени дебильности. Кроме того, наблюдаются головная боль, повышение внутричерепного давления, эпилептиформные припадки, трофические нарушения, сужение полей зрения.

 

51.Шизофрения у детей и подростков

Клинические проявления шизофрении характеризуются поли­морфизмом симптомов и синдромов; ей свойственны разнообразные варианты течения с наличием различных стадий и форм заболева­ния. Особенности течения шизофренического процесса у детей за­ключаются в том, что у них на первый план выступают двигатель­ные нарушения и катонические расстройства, нарастающий аутизм с деперсонализацией и своеобразными прожекторскими фантазия­ми, рудиментарными формами бреда с тревогой и страхом. Если для шизофрении взрослых характерны слуховые галлюцинации, то у детей дошкольного и младшего школьного возраста, наоборот, преобладают зрительные галлюцинации и больше выражены ги- бефренические симптомы.

Все разнообразные проявления шизофрении у детей и подрост­ков можно сгруппировать в четыре наиболее типичные психопато­логические состояния, свойственные в определенной мере для всех форм шизофрении.

Патологическое (бредоподобное) фантазирование наблюдается преимущественно у детей дошкольного возраста. Необходимо раз­личать бесплодную фантазию, основанную па извращенном пони­мании реальности, и полезную, опирающуюся на реальную дейст­вительность.

Незначительный практический опыт ребенка является причиной его своеобразного детского фан­тазирования. Но если оно базируется на нереальной почве, то суж­дения, которые отталкиваются от действительности, дают ребенку неправильное представление о мире, формируют бредоподобные фантазии.

Патологическое фантазирование вначале своего появления поч­ти не отличается от обычных фантазий ребенка. Но в дальнейшем оно приобретает совершенно оторванный от реальности характер и нередко связано с обманами чувств. В фантазии ребенок пытается ре­ализовать неосуществимые стремления, мечтает о могуществе, от­крытии неведомых стран, увлекается изобретениями, вопросами философского характера, например: что такое жизнь, люди, время, почему сахар сладкий, зачем мы живем, нельзя ли иметь один глаз и три руки и т. д.

Абулия у детей школьного возраста наблюдается в выраженной форме. Склонность к длительному бездеятельному существованию, на­растающая вялость, снижение психической активности, резкое па­дение работоспособности, как бы хроническая усталость являются ранними характерными признаками шизофрении.

Как правило, родители и педагоги расценивают абулию как проявление лени. В действительности это пс лень, а начало шизо­френического процесса. Наряду с указанными нарушениями волевой активности не­редко наблюдаются немотивированные, нелепые поступки типа импульсивности. Неожиданно на фоне спокойного состояния боль­ной может громко закричать, неожиданно ударить, поцеловать незнакомого человека, цинично выругаться, упорно добиваться реализации нелепого желания. К упомянутым явлениям нередко присоединяются ипохондрические, бредовые идеи воздействия и галлюцинации.

Эмоциональная тупость. Вследствие нараста­ющего угасания эмоций больной теряет контакт с окружающими, становится безразличным к тому, что в прошлом составляло осно­ву его интересов, проявляет равнодушие к родным и друзьям, к своей жизни. У больного утрачивается чувство такта, появляются грубость, беззастенчивость, по каждому ничтожному поводу воз­никает взрыв ярости, напротив, на воздействие сильного раздражи­теля он не проявляет никакой ответной реакции, у него нет взаимо­связи между аффектом и интеллектом (интрапсихичсская атаксия). Словом, по мере прогрессирования болезни эмоциональ­ные реакции приобретают характер полного равнодушия, нараста­ют оскудение чувств, эмоциональная тупость.

Расщепление (разорванность) мышления. У больного появляются многоречивость и манерность, изменяются целеустрем­ленность и целенаправленность, интересы и аффекты как бы сме­щаются, его интересуют вопросы, которые совершенно не заслужи­вают внимания, случайный факт или случайно услышанное слово становится поводом для непонятных и длительных размышлений,

В дальнейшем наблюдается нарушение единства психики, утра­чивается логическая связь мыслительных операций. Ассоциации носят самый причудливый характер, суждения неожиданны, неле­пы, противоречивы. Иногда речь настолько разо­рвана, что целиком состоит из обрывков не связанных между собой фраз. Нередко она имеет характер пространных, отвлеченных, часто малосодержательных или туманных рассуждений на общие темы.

Таким образом, для расщепления мышления при шизофрении характерен отрыв мышления от реальности, склонность к бесплод­ному мудрствованию и символике. Одни больные очень много го­ворят, другие совсем перестают говорить или стереотипно повторя­ют отдельные слова, фразы, нанизывая в беспорядке одно на дру­гое. В письменной речи преобладают вычурные буквы, завитушки, под­черкивание, обилие знаков препинания, символические обозначе­ния и др.

 

53. Кататоническая форма в одних случаях характеризуется нарас­тающей замкнутостью, отрешенностью от окружающей действи­тельности и депрессией, но чаще отмечаются кататоническое возбу­ждение, переходящее в ступор, сильное напряжение мышц, засты­вание в причудливых позах, неподвижность, негативизм, отказ от еды и речевого контакта. Разумеется, кататонические проявления могут наблюдаться при других формах шизофрении, но при данной форме они образуют своеобразный комплекс симптомов — катато­нический синдром.

Кататоническая форма шизофрении часто проявляется остро, обычно на фоне нормального до этого развития психики. Больной находится в состоянии то полной обездвиженности, то резкого дви­гательного возбуждения с импульсивными и агрессивными поступ­ками. Сначала у ребенка появляются стереотипные движения, отмечаются однообразные манипуляции с игрушками, размахи­вание руками, потом наступает застывание в однообразных позах, ребенок забивается в угол, не реагирует на окружающее н не отвечает на вопросы. Для этого состояния характерны неодно­кратные чередования ступора с застывшими позами и возбуждения, прерываемые непродолжительными ремиссиями, причем этот пе­реход совершается внезапно. В случаях острого течения болезнь ограничивается несколькими приступами ступора и возбуждения и наступает выздоровление. При хроническом течении шизофрении у больного нарастают явления вялости и заторможенности с редки­ми продолжительными ремиссиями, наступают выраженные изме­нения психики в виде аффективного опустошения и нарастающего слабоумия. Таким образом, кататонической форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.

 

54. Гебефреническая, или юношеская, форма шизофрении, характе­ризующаяся медленным течением, наблюдается в старшем школь­ном и юношеском возрасте. Заболевание начинается с появления жалоб на рассеянность, головную боль, бессонницу; про­текает месяцы и годы. Ведущим признаком заболевания является дурашливость с немотивированным весельем и двигатель­ным возбуждением. Переходы от депрессии к взрывам веселья крайне неожиданны. Постоянными симптомами являются нелепая веселость с манерностью, черты дурашливости, одни и те же нелепые выходки, склонность к чудачеству, гримасничанию и кривлянью, в которых нетрудно подметить черты пуэрилпзма.

При этой форме нередко наблюдаются галлюцинации и бредо­вые идеи, которые обычно носят отрывочный, изменчивый харак­тер, придуманы как бы с целью повеселить собеседника. В большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью.

Простая форма шизофрении. Заболевание развивается постепенно, вначале незаметно для окружающих, не производя впечатления психического расстройства. Больной начи­нает плохо учиться, теряет интерес к школе, пропускает занятия. Некоторые больные пытаются трудности в обучении компенсировать усидчивостью, но терпят неудачу, бросают учебу, порывают дру­жеские связи с близкими и товарищами, интеллектуально опуска­ются.

Ведущими признаками болезни являются прогрессирующая ут­рата интересов, нарастающая вялость, эмоциональое безразличие, замкнутость и снижение интеллекта. Течение заболевания мо­жет быть различным, но чем моложе возраст, в котором начался шизофренический процесс, тем значительнее интеллектуальный дефект. В лучшем случае больной приспосабливается к несложным трудовым процессам, пользуясь репутацией неполноценного. В бо­льшинстве случаев болезнь прогрессирует, приводя в оскуднению психики, апатическому слабоумию.

Привитая форма шизофрении (пропфшизофрения) наблюдает­ся у детей и подростков, которые в прошлом перенесли какое-либо органическое поражение головного мозга, вызвавшее задержку психического развития, преимущественно олигофрению или демен­цию легкой степени. Данные анализа свидетельствуют о том, что до начала заболевания для личности ребенка характерны были следующие особенности: капризное упрямство, замкнутость, взры­вы раздражительности, перенесенные заболевания невыясненной этиологии, диатез, интоксикации, черепно-мозговые травмы и др. Таким образом, шизофрения прививается уже на биологически измененную почву, что значительно усложняет течение патологи­ческого процесса и приводит, особенно при возникновении заболе­вания в раннем детском возрасте, к неблагоприятному исходу (остановка в умственном развитии).

Течение и исходы указанных форм шизофрении весьма различ­ны. Болезнь может закончиться выздоровлением, длительной ре­миссией, апатическим слабоумием.

В течение шизофрении три стадии — началь­ную, расцвета симптоматики и исходную. Начальная стадия забо­левания может иметь подострое или хроническое течение. Острое начало болезни наблюдается в подростковом периоде, что связано, по-видимому, с эндокринной перестройкой. Остро возникающая шизофрения, протекающая с бурной психотической симптоматикой, характеризуется бол.ее благоприятным исходом и прогнозом, чем хронически возника1Ьтций процесс с затяжным вялым течением, который часто приводит к слабоумию. Шизофреническое слабо­умие не следует отождествлять с другими видами слабоумия. Апа­тическое (шизофреническое) слабоумие характеризуется менее грубыми деструктивными изменениями в ткани головного мозга, чем слабоумие при исходных состояниях после перенесенного травматического (коммоционного), эпилептического и других ор­ганических психозов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.99.165 (0.038 с.)