Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Х ронические психические расстройства как последствия травм мозгаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Травматическая церебрастения. В клинической картине выражены эмоциональные расстройства. Жалуются па головную боль и головокружение, возникающие спонтанно или при определенных условиях — школьных занятиях, шуме, повороте головы, раздражительность, неустойчивость настроения, склонность к внезапным аффективным вспышкам; для них характерны ослабление памяти, замедленный тип мышления, снижение внимания. Возможны изменения характера с более выраженными, чем у взрослых, антисоциальными и истерическими реакциями. Дети с подобным психическим расстройством отличаются непослушанием в школе и дома, агрессивны, склонны к побегам и бродяжничеству. Некоторые из них преувеличивают свое болезненное состояние, демонстрируют неестественное заикание, дрожание, сопровождая это плачем, криком, угрозами. Травматическая энцефалопатия возникает преимущественно вследствие контузии мозга и характеризуется более выраженными неврологическими и психопатологическими симптомами органического поражения мозга. В этих случаях выражена очаговая (парез черепных нервов, афазия, алексия, аграфия, апраксия) и обгцемозговая (необратимые нарушения памяти, мышления, аффективная неустойчивость и др.) неврологическая симптоматика. Прогноз у больных с травматической энцефалопатией более неблагоприятный, чем у больных с травматической церебрастенией, из-за атрофии отдельных участков ткани мозга, рубцовых перерождений, внутренней водянки и других органических изменений. Наблюдаются и вестибулярные расстройства, но они менее выражены, чем при травматической церебрастении. При одном варианте возбужденноть: импульсивные действия, вспышки гнева, склонность к конфликтам с окружающими, ссорам, дракам. Критическое отношение к своему поведению снижено, они расторможены и суетливы, настойчивы в достижении своих эгоистических желаний, плохо уживаются в коллективе, проявляют грубость. При другом варианте травматической энцефалопатии на первый план в клинической картине выступает неврологическая симптоматика в сочетании с апатией, вялостью, медлительностью, резким снижением активности и двигательной заторможенностью. В этом случае стойкие психические расстройства в виде снижения памяти, резкой истощаемости, утраты прежних знаний и навыков, трудности сосредоточения, значительного снижения или утраты работоспособности.
Травматическая эпилепсия, характеризуется полиморфностью патологических проявлений — судорожными припадками с подкорковым компонентом, вегетативными расстройствами, психическими эквивалентами в виде дисфории, сумеречного состояния сознания. Наблюдаются и истерические припадки с выразительными движениями. Возможны судорожные припадки типа джексоновских с сохранением сознания. Судороги сперва охватывают ограниченную группу мышц, а затем приобретают генерализованный характер и сочетаются с потерей сознания. В отличие от истинной, при травматической эпилепсии припадки возникают, во-первых, под воздействием внешних патогенных факторов, во-вторых, не сопровождаются быстрым нарастанием изменений личности по эпилептическому типу. Снижение интеллекта, преобладание тоскливости и злобности. Травматический паркинсонизм является преимущественно следствием травматического поражения основания мозга (мозгового ствола). Со стороны психики, наряду с амимией и скованностью, наблюдаются вялость, апатия, отсутствие инициативы, безразличие к окружающему. Неблагоприятные условия окружающей среды способствуют развитию психопатоподобного состояния, ведущими признаками которого являются ограниченность интересов и гневливость. Травматическое слабоумие представляет собой наиболее тяжелую форму отдаленных последствий черепно-мозговой травмы. В клинической картине этого слабоумия обнаруживаются значительные изменения личности и стойкие снижения интеллекта в виде различных вариантов олигофрении. Характерно резкое ослабление памяти, особенно способности запоминать текущие события, слабость суждений, снижение сообразительности. У больных отсутствуют целенаправленные интересы, снижена критичность, нередко наблюдаются амнестическая афазия и другие формы расстройств речи, письма, счета и др. По мере углубления патологического процесса нарушается осмысление, иногда отмечаются спутанность сознания и галлюцинаторные переживания. Поздний травматический психоз может возникать через много лет после черепно-мозговой травмы, проявляясь чаще всего в виде эпизодического расстройства сознания по типу делириозного состояния. Возможно появление истерической реакции, кратковременных деспрессивного, маниакального и гебефренического синдромов. Эти острые, эпизодические психические расстройства развиваются в тех случаях, когда больной с остаточными явлениями травмы мозга подвергается воздействию неблагоприятных микросоциальных или биологических факторов (чрезмерная психическая травма, усложненная жизненная ситуация, острая инфекция).
Психические расстройства могут возникать при поражении организма человека молнией, электрическим током, длительном или интенсивном воздействии солнечного и теплового (инфракрасного) излучения. Прохождение через тело сильного электрического тока вызывает оглушенность или потерю сознания, сопровождающуюся возбуждением и аффектами страха с последующей амнезией. Иногда в результате травмы электрическим током наблюдаются резидуальные явления в виде церебрастении, эпилептиформных припадков, гипомнезии и головокружения. Солнечный удар вызывается длительным или интенсивным воздействием на организм прямых солнечных лучей, тепловой — нарушением терморегуляции организма в результате длительного воздействия высокой температуры воздуха или теплового излучения. Предвестниками солнечного и теплового ударов являются головокружение, шум в ушах, рвота, шаткая походка. Затем наступает делириознос или коматозное состояние, температура тела повышается до 40 °С и более. Прогноз довольно серьезный, в тяжелых случаях возможен летальный исход. Стойкие последствия: длительно наблюдающееся состояние церебрастении, иногда афазия.
49. Психические расстройства при нарушении функции эндокринных желез Эндокринные железы выделяют непосредственно в ток крови и лимфы биологически активные вещества — гормоны,обладающие способностью возбуждать или угнетать различные функции организма. Гипофункция щитовидной железы приводит к развитию двух заболеваний — гипотиреоза и кретинизма. Чрезмерное усиление функции щитовидной железы ведет к развитию диффузного токсического зоба (базедовой болезни) или базедовизма — легкой формы течения диффузного токсического зоба. Характерны психические нарушения в виде значительного интеллектуального дефекта, вплоть до имбецильности и даже идиотии. Дети апатичны, малоподвижны, сонливы, добродушны, легко привязываются к окружающим, обучаются навыкам самообслуживания. Характерен внешний вид больных: отставание в росте, брахиоцефалическая форма черепа, одутловатое лицо, редкие волосы на голове, сухая, отечная кожа, укороченные трубчатые кости. При врожденном гипотериозе интеллектуальный дефект достигает степени выраженной имбецильности. Если гипотериоз развивается на более позднем этапе развития ребенка, отмечаются снижспне психической активности, заторможенность процессов мышления и замедление развития ребенка. При сравнительной сохранности аффективных реакций такие дети не могут испытывать чувства радости, печали, а также чувство собственной неполноценности, обусловливающее подавленное настроение. Диффузный токсический зоб является следствием чрезмерного усиления функции щитовидной железы: офтальмопатия, похудание при повышенном аппетите, общая слабость, повышенная потливость. К психическим нарушениям относятся тревожный, беспокойный сои, нередко бессонница, повышеннкя возбудимость, раздражительность, частые приступы немотивированного страха, тяжелой тоски. Иногда это состояние сменяется приподнятым, жизнерадостным настроением, напоминающим маниакальный фон. Но все же преобладает повышенная раздражительность, утомляемость и снижение работоспособности. При резко выраженном тиреотоксикозе могут появляться галлюцинации и бредовые идеи преследования. Изменения психики у детей в виде плаксивости, ослабления способности концентрировать внимание и снижения памяти отражаются на успеваемости ребенка, способствуют возникновению конфликтных ситуаций.
Тетания — состояние повышенной нервно-мышечной возбудимости, обусловленное, как правило, гипофункцией паращитовидных желез, которое кроме приступов топических судорог отдельных групп мышц характеризуется раздражительностью, повышенной утомляемостью, бессонницей, плаксивостью и гневливостью. Астеническое состояние. Нарушение половых желез. Евнухоидизм Полная атрофия половых желез или их гипофункция характеризуются отсутствием вторичных половых признаков, диспропорцией роста (длинные конечности при относительно коротком туловище), ожирением, дряблостью мышц и кожи, вегетативными нарушениями. Наблюдаются психические измепепня в виде неустойчивости настроения, замедления психических процессов, повышенной истощаемости, легкой ранимости, плаксивости по малейшему поводу. Может отмечаться склонность к резонерству, эгоцентризму и раздражительности, в происхождении которой немалую роль играет понимание ребенком своего отличия от других детей. В интеллектуальном отношении дети и подростки с евнухоидизмом обычно не имеют особых отклонений, приближаясь в пубертатном периоде или несколько позднее по своему умственному развитию к нормальным сверстникам.
50. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВАПРИ НАРУШЕНИИ ФУНКЦИИ ГИПОФИЗА Гипофиз - эндокринная железа, расположенную на основании мозга, в гипофизарной ямке турецкого седла, и связанную с гипоталамусом (областью промежуточного мозга). Это железа, стимулирующая и регулирующая деятельность остальных эндокринных желез. Симптоматика при нарушении функции гипофиза зависит от того, какой его отдел (передняя, задняя доля, промежуточная часть) поражен. Для понижения функции передней доли характерен карликовый рост, а для повышения — акромегалия, гигантизм. Понижение функции задней доли и промежуточной части гипофиза обусловливает адипозогенитальную дистрофию; повышение функции средней доли — несахарный диабет. Полное выпадение функции гипофиза приводит к возникновению у взрослых гипофизарной кахексии (истощеиия), а у детей — карликовости с гипофизарным ожирением.
Карликовость (нанизм) — состояние, характеризующееся задержкой роста, который полностью приостанавливается в предпубертатном периоде. Половые органы недоразвиты, в большинстве случаев страдающие карликовостью не способны к воспроизведению потомства. Психическое развитие без существенных отклонений от нормы, отмечается лишь своеобразный инфантилизм. Изредка нарушение интеллекта в виде дебильности легкой степени. Нередко подозрительность, озлобленность, трудность общения, как вторичная реакция на сознание собственной неполноценности. Акромегалия и гигантизм возникают вследствие повышения функции гипофиза. Если гиперфункция передней доли гипофиза начинается в тот период, когда процесс окостенения трубчатых костей уже закончился,— развивается акромегалия. При этом наблюдается увеличение размеров кистей, стоп, надбровных дуг, нижней челюсти, ушей, губ, утолщение кожи, увеличение внутренних органов и нарушение обмена веществ. К психическим нарушениям относятся неустойчивость внимания, гипомнезия, сужение круга интересов, безразличие и апатичность, иногда ипохондричность и депрессия, легкая степень дебильности. Гигантизм — характеризуется избыточным ростом всего организма, а не отдельных его частей, как при акромегалии. При гигантизме отмечаются тс же симптомы, что и при акромегалии, но более выраженные. Кроме того, повышенная эмоциональная возбудимость, частые вторичные изменения характера в связи с чувством неполноценности из-за своего дефекта. Адипозогенитальная дистрофия из-за гипофункцией гипофиза или поражением гипоталамуса. Это состояние характеризуется патологическим ожирением, инфантильностью, а в дальнейшем — недоразвитием половых желез и, вследствие этого, слабой выраженностью вторичных половых признаков. К психическим изменениям относятся утомляемость и повышенная сонливость, апатичность и безразличие, снижение памяти и мышления, вплоть до легкой степени дебильности. Кроме того, наблюдаются головная боль, повышение внутричерепного давления, эпилептиформные припадки, трофические нарушения, сужение полей зрения.
51.Шизофрения у детей и подростков Клинические проявления шизофрении характеризуются полиморфизмом симптомов и синдромов; ей свойственны разнообразные варианты течения с наличием различных стадий и форм заболевания. Особенности течения шизофренического процесса у детей заключаются в том, что у них на первый план выступают двигательные нарушения и катонические расстройства, нарастающий аутизм с деперсонализацией и своеобразными прожекторскими фантазиями, рудиментарными формами бреда с тревогой и страхом. Если для шизофрении взрослых характерны слуховые галлюцинации, то у детей дошкольного и младшего школьного возраста, наоборот, преобладают зрительные галлюцинации и больше выражены ги- бефренические симптомы.
Все разнообразные проявления шизофрении у детей и подростков можно сгруппировать в четыре наиболее типичные психопатологические состояния, свойственные в определенной мере для всех форм шизофрении. Патологическое (бредоподобное) фантазирование наблюдается преимущественно у детей дошкольного возраста. Необходимо различать бесплодную фантазию, основанную па извращенном понимании реальности, и полезную, опирающуюся на реальную действительность. Незначительный практический опыт ребенка является причиной его своеобразного детского фантазирования. Но если оно базируется на нереальной почве, то суждения, которые отталкиваются от действительности, дают ребенку неправильное представление о мире, формируют бредоподобные фантазии. Патологическое фантазирование вначале своего появления почти не отличается от обычных фантазий ребенка. Но в дальнейшем оно приобретает совершенно оторванный от реальности характер и нередко связано с обманами чувств. В фантазии ребенок пытается реализовать неосуществимые стремления, мечтает о могуществе, открытии неведомых стран, увлекается изобретениями, вопросами философского характера, например: что такое жизнь, люди, время, почему сахар сладкий, зачем мы живем, нельзя ли иметь один глаз и три руки и т. д. Абулия у детей школьного возраста наблюдается в выраженной форме. Склонность к длительному бездеятельному существованию, нарастающая вялость, снижение психической активности, резкое падение работоспособности, как бы хроническая усталость являются ранними характерными признаками шизофрении. Как правило, родители и педагоги расценивают абулию как проявление лени. В действительности это пс лень, а начало шизофренического процесса. Наряду с указанными нарушениями волевой активности нередко наблюдаются немотивированные, нелепые поступки типа импульсивности. Неожиданно на фоне спокойного состояния больной может громко закричать, неожиданно ударить, поцеловать незнакомого человека, цинично выругаться, упорно добиваться реализации нелепого желания. К упомянутым явлениям нередко присоединяются ипохондрические, бредовые идеи воздействия и галлюцинации. Эмоциональная тупость. Вследствие нарастающего угасания эмоций больной теряет контакт с окружающими, становится безразличным к тому, что в прошлом составляло основу его интересов, проявляет равнодушие к родным и друзьям, к своей жизни. У больного утрачивается чувство такта, появляются грубость, беззастенчивость, по каждому ничтожному поводу возникает взрыв ярости, напротив, на воздействие сильного раздражителя он не проявляет никакой ответной реакции, у него нет взаимосвязи между аффектом и интеллектом (интрапсихичсская атаксия). Словом, по мере прогрессирования болезни эмоциональные реакции приобретают характер полного равнодушия, нарастают оскудение чувств, эмоциональная тупость. Расщепление (разорванность) мышления. У больного появляются многоречивость и манерность, изменяются целеустремленность и целенаправленность, интересы и аффекты как бы смещаются, его интересуют вопросы, которые совершенно не заслуживают внимания, случайный факт или случайно услышанное слово становится поводом для непонятных и длительных размышлений, В дальнейшем наблюдается нарушение единства психики, утрачивается логическая связь мыслительных операций. Ассоциации носят самый причудливый характер, суждения неожиданны, нелепы, противоречивы. Иногда речь настолько разорвана, что целиком состоит из обрывков не связанных между собой фраз. Нередко она имеет характер пространных, отвлеченных, часто малосодержательных или туманных рассуждений на общие темы. Таким образом, для расщепления мышления при шизофрении характерен отрыв мышления от реальности, склонность к бесплодному мудрствованию и символике. Одни больные очень много говорят, другие совсем перестают говорить или стереотипно повторяют отдельные слова, фразы, нанизывая в беспорядке одно на другое. В письменной речи преобладают вычурные буквы, завитушки, подчеркивание, обилие знаков препинания, символические обозначения и др.
53. Кататоническая форма в одних случаях характеризуется нарастающей замкнутостью, отрешенностью от окружающей действительности и депрессией, но чаще отмечаются кататоническое возбуждение, переходящее в ступор, сильное напряжение мышц, застывание в причудливых позах, неподвижность, негативизм, отказ от еды и речевого контакта. Разумеется, кататонические проявления могут наблюдаться при других формах шизофрении, но при данной форме они образуют своеобразный комплекс симптомов — кататонический синдром. Кататоническая форма шизофрении часто проявляется остро, обычно на фоне нормального до этого развития психики. Больной находится в состоянии то полной обездвиженности, то резкого двигательного возбуждения с импульсивными и агрессивными поступками. Сначала у ребенка появляются стереотипные движения, отмечаются однообразные манипуляции с игрушками, размахивание руками, потом наступает застывание в однообразных позах, ребенок забивается в угол, не реагирует на окружающее н не отвечает на вопросы. Для этого состояния характерны неоднократные чередования ступора с застывшими позами и возбуждения, прерываемые непродолжительными ремиссиями, причем этот переход совершается внезапно. В случаях острого течения болезнь ограничивается несколькими приступами ступора и возбуждения и наступает выздоровление. При хроническом течении шизофрении у больного нарастают явления вялости и заторможенности с редкими продолжительными ремиссиями, наступают выраженные изменения психики в виде аффективного опустошения и нарастающего слабоумия. Таким образом, кататонической форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.
54. Гебефреническая, или юношеская, форма шизофрении, характеризующаяся медленным течением, наблюдается в старшем школьном и юношеском возрасте. Заболевание начинается с появления жалоб на рассеянность, головную боль, бессонницу; протекает месяцы и годы. Ведущим признаком заболевания является дурашливость с немотивированным весельем и двигательным возбуждением. Переходы от депрессии к взрывам веселья крайне неожиданны. Постоянными симптомами являются нелепая веселость с манерностью, черты дурашливости, одни и те же нелепые выходки, склонность к чудачеству, гримасничанию и кривлянью, в которых нетрудно подметить черты пуэрилпзма. При этой форме нередко наблюдаются галлюцинации и бредовые идеи, которые обычно носят отрывочный, изменчивый характер, придуманы как бы с целью повеселить собеседника. В большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью. Простая форма шизофрении. Заболевание развивается постепенно, вначале незаметно для окружающих, не производя впечатления психического расстройства. Больной начинает плохо учиться, теряет интерес к школе, пропускает занятия. Некоторые больные пытаются трудности в обучении компенсировать усидчивостью, но терпят неудачу, бросают учебу, порывают дружеские связи с близкими и товарищами, интеллектуально опускаются. Ведущими признаками болезни являются прогрессирующая утрата интересов, нарастающая вялость, эмоциональое безразличие, замкнутость и снижение интеллекта. Течение заболевания может быть различным, но чем моложе возраст, в котором начался шизофренический процесс, тем значительнее интеллектуальный дефект. В лучшем случае больной приспосабливается к несложным трудовым процессам, пользуясь репутацией неполноценного. В большинстве случаев болезнь прогрессирует, приводя в оскуднению психики, апатическому слабоумию. Привитая форма шизофрении (пропфшизофрения) наблюдается у детей и подростков, которые в прошлом перенесли какое-либо органическое поражение головного мозга, вызвавшее задержку психического развития, преимущественно олигофрению или деменцию легкой степени. Данные анализа свидетельствуют о том, что до начала заболевания для личности ребенка характерны были следующие особенности: капризное упрямство, замкнутость, взрывы раздражительности, перенесенные заболевания невыясненной этиологии, диатез, интоксикации, черепно-мозговые травмы и др. Таким образом, шизофрения прививается уже на биологически измененную почву, что значительно усложняет течение патологического процесса и приводит, особенно при возникновении заболевания в раннем детском возрасте, к неблагоприятному исходу (остановка в умственном развитии). Течение и исходы указанных форм шизофрении весьма различны. Болезнь может закончиться выздоровлением, длительной ремиссией, апатическим слабоумием. В течение шизофрении три стадии — начальную, расцвета симптоматики и исходную. Начальная стадия заболевания может иметь подострое или хроническое течение. Острое начало болезни наблюдается в подростковом периоде, что связано, по-видимому, с эндокринной перестройкой. Остро возникающая шизофрения, протекающая с бурной психотической симптоматикой, характеризуется бол.ее благоприятным исходом и прогнозом, чем хронически возника1Ьтций процесс с затяжным вялым течением, который часто приводит к слабоумию. Шизофреническое слабоумие не следует отождествлять с другими видами слабоумия. Апатическое (шизофреническое) слабоумие характеризуется менее грубыми деструктивными изменениями в ткани головного мозга, чем слабоумие при исходных состояниях после перенесенного травматического (коммоционного), эпилептического и других органических психозов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.014 с.) |