Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание и ее патологические состояния.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психопатология изучает расстройства сознания, наступающие вследствие соматической, психической болезни или иных нарушений психической деятельности. Сознание — наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира. Понятие расстроенного сознания охватывает совокупность многих взаимосвязанных и взаимообусловленных состояний. В психопатологии основным признаком расстройства сознания считают дезориентировку различной степени. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ В сознании человека различают так называемое самосознание, или аутопсихическую ориентировку, т. е. способность осознавать себя как личность, свое «я», свои действия и мысли, интересы и свое положение в природе и в обществе, и аллопсихическую ориентировку, т. е. способность не только осознавать себя как личность, но и ориентироваться в среде — месте, времени, лицах, окружающем. По степени тяжести и полноты выключения сознания можно выделить следующие его расстройства. Сужение поля сознания — состояние, когда в фокусе сознания находится ограниченный круг представлений, одна-две идеи, целиком заполняющие собой все содержание психики. Такое сужение поля сознания наблюдается при сильных аффектах, когда, например, в состоянии страха, гнева, ярости сознание человека целиком заполнено только представлением, мыслью, связанной с аффективными переживаниями. Сомнолентность — патологическая сонливость, состояние, при котором до сознания человека доходят только сильные раздражители, а слабые не воспринимаются. Аналогичными являются просоночное состояние и онейроидный синдром, или сновидное изменение сознания: человек с большим трудом осмысливает содержание обращенных к нему вопросов, дает на них ответы с задержкой, верные по существу, но неполные, лаконичные. При этих состояниях больном теряет активность, инициативу, избегает общения, стремится к покою, контакт с ним затруднен. Обнубиляция (затемнение, облачность) — колеблющееся чередование легкой формы расстроенного сознания и моментов просветления, при которых человек на некоторое время приходит в себя.
Просоночное состояние (патологическое) — легкая форма нарушения сознания, напоминающая состояние, которое бывает у здорового человека, внезапно разбуженного во время сна. При этом во время пробуждения какой-то период времени человек осознает себя, но ориентация его во времени, месте и в окружающем еще отсутствует. Иногда ее осложняют обрывки сновидений. Опейроидный синдром (сновидное изменение сознания). Сумеречное состояние характеризуется внезапно начинающимся и оканчивающимся помрачением сознания (даже полным его выключением), сочетающимся с глубокой дезориентировкой в окружающем с искаженным восприятием, бредом, страхом и гневом. Состояние весьма тяжелое, нередко сопровождается совершенно безмотивными, лишенными логики и здравого смысла поступками, в том числе и преступлениями. При выходе из сумеречного состояния наступает амнезия, реже наблюдается фрагментарное воспроизведение пережитой действительности. Амбулаторный автоматизм — состояние помрачения сознания, близкое к сумеречному изменению сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и страха. Проявляется бесцельным, непроизвольным блужданием с упорядоченным поведением и автоматическим выполнением сложных действий. Придя в себя, больной не может вспомнить, что с ним произошло, удивляется случившемуся. Сомнамбулизм (снохождение, лунатизм) — сумеречное помраче ние сознания, представляющее собой вариант амбулаторного автоматизма, но в отличие от него наступающее во время сна. Абсанс — мгновенная кратковременная потеря сознания с последующей амнезией. Фуги и трансы — кратковременные сумеречные (1—2 мин) помрачнения сознания с двигательным возбуждением: больной куда-то бежит, снимает и надевает одежду, совершает другие импульсивные действия. Делирий. Аментивный синдром (аменция). Коматозное состояние — глубокое расстройство сознания, характеризующееся отсутствием реакции на внешние раздражители, нарушением жизненно важных функций организма. Если же при таком состоянии появляются защитные реакции на сильные раздражители внешней среды говорят о ступоре, или ступорозном состоянии. Эти состояния у детей наблюдаются при тяжелых инфекциях и интоксикациях, эпилепсии, энцефалите, менингите, травматических повреждениях и опухолях мозга.
Деперсонализация — расстройство самосознания, при котором изменяется восприятие собственной личности, своего «я», утрачивается чувство единства личности. Собственные мысли и действия воспринимаются с чувством отчуждения, раздвоения, расчленения собственного «я». В этом состоянии больной говорит о себе в третьем лице, ощущает зависимость своих мыслей, неуправляемость ими, они являются для него как бы чуждыми, насильственно внушенными.
25. Онейроидный синдром Онейроидный синдром (сновидное изменение сознания) характеризуется сочетанием реальности с фантастическими переживаниями и обманами восприятий, несовместимостью воспринимаемого с реальностью. Окружающее, доходящее до сознания, воспринимается в извращенном, фантастическом виде, при этом невероятность и несовместимость фактов не кажутся человеку странными, критическое отношение к происходящему, логическое мышление, равно как и самосознание, отсутствуют. При этом человек погружен в свои переживания, отрешен от реальности: мебель двигается, картины жестикулируют, больного окружают подозрительные люди, он участ ник грандиозных катастроф, межпланетных путешествий, способен перевоплощаться, близких людей он принимает за посторонних. Более глубокое торможение, распространяясь, хотя и не полностью, на первую сигнальную систему, ведет к появлению онейроидного синдрома, просоночного, сумеречного состояний.
26. Делирий и его характеристика Делирий — галлюцинаторное помрачение сознания, характеризующееся сохранностью собственной личности при извращенном восприятии окружающего и выраженным нарушением ориентировки во времени, пространстве и в окружающем, главным образом, вследствие наплыва массовых, чувственно ярких, зрительных и слуховых галлюцинаций. Появляются чувство панического страха, гневливость, агрессивность, психомоторное возбуждение, иногда эйфория. Делирий протекает остро, с многочисленным наплывом обманов чувств, причем интенсивность его усиливается в вечернее и ночное время. По мере утяжеления состояния больного делирий приобретает непрерывное течение: больной то застывает в оцепенении, то предвидя галлюцинаторную опасность, вскакивает, защищается от преследователей, речь его бессвязна, контакт невозможен или устанавливается с трудом. Продолжительность делирия от нескольких часов до 4—5 суток, по выходе из этого состояния больной сохраняет отрывочные воспоминания о пережитом. У детей младшего школьного возраста делирий не сопровождается полной дезориентировкой в месте и времени, проявляясь преимущественно устрашающими обманами восприятия. Ребенок становится чрезмерно тревожным, пугливым, его удивляет, почему родные не реагируют на устрашающую обстановку. У подростков делирий протекает так же, как у взрослых, но аффект страха у них выражен в большей степени. При этом подросток дезориентирован в окружающей обстановке, защищается от устрашающих галлюцинаций с соответствующими эмоциональными и двигательными реакциями (прячется, плачет, мечется, просит о помощи). В наиболее выраженной форме делирий наблюдается при различных инфекциях, черепно-мозговых травмах, интоксикациях, в том числе при ботулизме, отравлении беленой, и др. Примером делирия является белая горячка, обусловленная реакцией головного мозга на алкогольную интоксикацию.
Патогенез делирия связан с торможением, охватывающим преимущественно вторую сигнальную систему, и положительным индуцированием первой сигнальной системы. Характерные для делирия галлюцинаторные переживания, дезориентация в окружающей обстановке, расстройство мышления и психомоторное возбуждение обусловлены снижением тонуса коры большого мозга, недостаточной адаптацией к реальным условиям и образованием связей между различными следовыми раздражителями вследствие наличия очага застойного возбуждения в первой сигнальной системе с последующей бесконтрольной функцией подкорки. При делирии торможение наименее выражено в двигательной области коры большого мозга, первая сигнальная система преобладает над второй, в силу чего оживляются временные связи, образовавшиеся на основе безусловных рефлексов.
27. Аментивный синдром и его характеристика Аментивный синдром (аменция) — помрачение сознания, проявляющееся дезориентировкой как в собственной личности, так и в окружающей обстановке. При этом на первый план выступают не страх и возбуждение, как при делирии, а растерянность, бессвязность мышления, речи и движений. Речь таких больных без модуляции, представляет собой бессмысленный набор слов, отличается обилием персевераций и вербигераций. У подростка в таком состоянии лицо выражает недоумение, растерянность, ему трудно осмыслить окружающее, он много раз спрашивает, где он, что происходит вокруг. Галлюцинаторные переживания носят отрывочный и нестойкий характер. В отличие от делирия, аментивный синдром характеризуется более длительным помрачением сознания (недели и даже месяцы), а по выходе из него отмечается амнезия. Наиболее часто это состояние наблюдается при психозах, возникших на фоне инфекционных заболеваний и интоксикаций (тяжело протекающий грипп, кишечные инфекции и др.). Аментивный синдром развивается на фоне резкого снижения работоспособности клеток головного мозга, в результате истощаемости процессов возбуждения и торможения, разобщенности в деятельности обеих сигнальных систем с выпадением регулирующей функции коры большого мозга. Вследствие этого вокруг очага возбуждения, возникшего в коре, не появляется отрицательная индукция, которая может обеспечивать избирательность в распространении возбуждения. Такая хаотичность корковых процессов обусловливает наличие у больного бессвязности, растерянности и недоумения.
28. Особенности обследования психически больного и умственно отсталого Диагнозом называется медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся у него заболевании, выраженное в терминах, обозначающих название болезни, ее формы, варианта течения. Процесс распознавания болезни, или диагностика, включает обследование больного, анализ полученных результатов и их обобщение в виде диагноза. В процессе диагностики создается гипотеза, опровергающая или подтверждающая наличие психического расстройства. Обследование больного проводят по определенной схеме. Оно включает собирание анамнеза, соматическое, неврологическое, психологическое, психопатологическое, лабораторное исследование и применение специальных методов, требующих использования различной аппаратуры. Полученные при исследовании клинико-психо- патологические данные следует дополнять педагогическими характеристиками об особенностях развития ребенка и экспериментально-психологическими пробами, помогающими анализировать состояние ребенка. Таким образом, при постановке диагноза психического заболевания или умственного недоразвития необходимо содружество психоневролога, дефектолога и психолога. Выяснить сущность патологического состояния — это значит установить причины и патогенез его развития, определить присущие ему черты и закономерности, т. е. ответить на вопрос, почему возникло данное явление, почему оно развивается именно так, в такой последовательности. Диагноз считается правильным в том случае, когда он опирается на внутренние связи существующих факторов, вытекает из них. Но даже если какой-либо один из признаков противоречит сущности данного диагноза, то это свидетельствует о его ошибочности. Анамнез — это сведения о жизни обследуемого, которые получают во время собеседования с ним или с знающими его лицами (родными и близкими, педагогами и воспитателями), а также при ознакомлении с различными медицинскими заключениями, характеристиками. Определить степень ясности сознания — способность ребенка ориентироваться в собственной личности и в окружающей обстановке. Выясняют, знает ли обследуемый, кто он такой, разбирается ли он в собственных ощущениях, понимает ли свое состояние, пе дезориентирован ли. Определив степень ясности сознания, приступают к сбору анамнеза. Если ребенок не отвечает па вопросы, обследующий должен выяснить причину молчания, ибо такое состояние также имеет диагностическое значение. Задавать обследуемому вопросы нужно в таком порядке, чтобы ответы на них давали возможность судить о кривой его работоспособности, об особенностях влечений, темперамента и характера, о его интересах, потребностях и мотивации, о наиболее острых переживаниях и отношении к ним. При этом важно внимательно наблюдать за поведением обследуемого: внешним видом, осанкой, мимикой, позами, жестами, реакцией на вопросы и т. д. Собирание анамнеза требует определенных навыков, поэтому заниматься этим может лишь специалист, вооруженный знаниями закономерностей психического развития ребенка в норме и патологии.
Различают субъективный и объективный анамнез. В первом случае сведения получают от самого обследуемого, во втором — от лиц, знающих его, из медицинских заключений, различных справок и характеристик. Данные анамнеза позволяют до некоторой степени определить тип психической деятельности обследуемого. При выяснении субъективного и объективного анамнеза мы рекомендуем придерживаться следующей схемы. При собирании семейного анамнеза нужно получить сведения о родителях и родственниках, братьях и сестрах: живы ли они, возраст родителей при рождении обследуемого, какими болезнями они страдали, нет ли между ними кровного родства. Уточняют сведения, связанные с интимными сторонами жизни родителей обследуемого или самого обследуемого, которые они иногда умышленно скрывают. Беседу можно проводить и в несколько приемов. Нужно выявить, не отягощена ли наследственность, нет ли патологической наследственности, для этого выясняют наличие в роду психических заболеваний, умственной отсталости, алкоголизма и других наркоманий, а также сифилиса, судорожных припадков, случаев самоубийства, странностей в поведении, профессиональных интоксикаций, которые могут обусловить неполноценность потомства. При собирании личного анамнеза уточняют, течение беременности. Различные нарушения нормального течения. Показатели физического развития, уточнить, какие болезни были перенесены в этот период, в каком возрасте ребенок начал ходить, говорить. Нужно узнать, в какой среде воспитывался и воспитывается обследуемый и каким нравственным влияниям он подвергался, выяснить образ жизни родителей, изучить данные педагогических характеристик, определить эмоциональность ребенка (подростка), особенности его поведения и т. д. При собирании анамнеза заболевания следует попытаться выяснить, как оно начиналось, уточнить обстоятельства, предшествовавшие его развитию и способствующие его возникновению; узнать, кто заметил первые признаки болезни, дефекта — обследуемый или окружающие его лица, с какими из внешних или внутренних факторов можно их связать; выяснить, как развивалось заболевание: внезапно, остро или постепенно, какова продолжительность острого периода, в чем заключаются основные проявления патологии и реакции обследуемого, не было ли подобных состоянии прежде, а если были, то когда. Кроме того, выясняют, находился ли обследуемый в лечебном учреждении и какому вмешательству подвергался, в каких условиях он находится в данный момент, имеются ли ситуационные, травмирующие психику факторы, какие именно и какова реакция на них обследуемого, критически ли относится он к своему состоянию. Соматическое обследование является обязательным этапом диагностики психических дефектов, так как все они сопровождаются изменениями в различных органах и системах организма. Обследование должно сопровождаться детальным изучением состояния внутренней среды организма, поскольку ее нарушения могут быть причиной расстройства психики, так как дезорганизующая информация, поступающая из внутренней среды, способна привести к нарушению корковых процессов. Соматическое обследование начинается с осмотра, выяснения наличия нарушений развития органов или тканей (дисплазии). Необходимо определение антропометрических данных: средних показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки, головы, показателей спирометрии, а также исследование состояния костносвязочного аппарата, функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез, выявление нарушения строения и положения зубов, изменений кожи и моторики органов пищеварения. Исследуют также состояние органов дыхания, кровообращения, пищеварения, лимфатических желез, белковый, углеводный и липоидный обмен, температуру тела и сравнивают эти данные со средними стандартными возрастными показателями. Соматические нарушения даже у интеллектуально полноценного ребенка могут быть причиной школьной неуспеваемости, дезорганизаторских тенденций и утраты интереса к учебе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.014 с.) |