Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неврологическое и логопедическое обследованиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В первую очередь проверяют функцию черепных нервов, особенно участвующих в осуществлении обоняния, зрения, слуха, речи, мимики, обеспечивающих иннервацию глазных мышц (I, II, III, IV, VII, VIII, IX, X, XII пар), так как их нарушения указывают на анатомические изменения в лобных, затылочных и височных долях полушарий большого мозга, продолговатом мозге, мосту и среднем мозге. Кроме того, нарушения функции указанных нервов проявляются в виде расстройств обоняния, нарушения остроты и сужения поля зрения, амимии, изменения формы и величины зрачков, вялости зрачковых реакций на свет, различных видов косоглазия, опущения верхнего века, нарушения движения глазных яблок, жевания, глотания, речи и др. Остроту зрения и цветоощущениепроверяют с помощью специальных буквенных и цветных таблиц. Исследуя остроту слуха, определяют расстояние, с которого обследуемый воспринимает шепотную и разговорную речь; или с помощью специального прибора (аудиометра). При наличии головокружения, сопровождающегося тошнотой и нистагмом, свидетельствующего о нарушении вестибулярного аппарата, необходимо заключение отоларинголога. При исследовании функции лицевого нерва, иннервирующего мышцы лица, проверяют способность наморщить лоб, нахмуриться, зажмурить глаза, надуть щеки, оскалить зубы, свистнуть, улыбнуться. При исследовании двигательной сферы необходимо уточнить состояние мышечного тонуса, т. е. минимальное напряжение мышцы, находящейся в состоянии покоя. Далее исследуют объем и силу движений, координацию, объем и характер непроизвольных и насильственных движений. Расстройства двигательной функции проявляются в виде паретических поз или пареза, т. е. более или менее выраженным уменьшением силы и амплитуды движений, либо в виде паралича, характеризующегося полным отсутствием произвольных движений из-за нарушения иннервации соответствующих мышц. При этом надо учитывать, что ограничение и невозможность движений могут быть обусловлены и заболеваниями костей или суставов. Координация, согласованность движений, в которых участвуют мышцы — синергисты и антагонисты. Расстройства координации (атаксия динамическая, статическая, спинная, мозжечковая) сопровождаются нарушением походки, равновесия, неустойчивостью и пошатыванием, особенно при стоянии с закрытыми глазами (симптом Ромберга), утратой способности (при сохранной мышечной силе) выполнять привычные и сложные действия.
Непроизвольные насильственные движения, лишенные физиологического смысла (судороги, тики, дрожание, атетоз, спазм, гиперкинезы и др.), как и нарушения пространственной координации, гипомимия, скованность, бедность движений и диффузные изменения мышечного тонуса, в большинстве случаев являются следствием перенесенных в прошлом черепно-мозговых травм, менинго- энцефалита, интоксикаций. Исследование чувствительности. Сфера чувствительности делится на экстероцептивную, или поверхностную, проприоцептивную, или глубокую, и интероцептивную (к раздражениям, исходящим из внутренних сред, тканей и органов). Исследование рефлексов. Различают сухожильные, надкостничные, кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек. Органическое поражение головного и спинного мозга сопровождается появлением патологических рефлексов Бабинского, Бехтерева (пяточного), Россолимо (пальцевого). Наиболее важным патологическим рефлексом, свидетельствующим о поражении пирамидного пути, является рефлекс Бабинского. Он заключается в том, что при раздражении рукояткой молоточка, спичкой или карандашом наружного края подошвы стопы вместо нормального подошвенного рефлекса (сгибания пальцев стопы) отмечается резкое разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение остальных пальцев. Исследование речи. Логопедическое обследование. Исследование моторной речи проводится путем повторения трудных для произношения слов, коротких и длинных фраз. При исследовании сенсорной речи нужно проверить, понимает ли ребенок смысл слов и фраз (какого цвета снег, чем запирают двери), может ли выполнять простые и сложные инструкции (поставить на стол стакан, открыть шкаф, подать карандаш, показать, как пьют из стакана воду), как понимает рассказ в целом, метафоры, пословицы и др. Кроме органического поражения речевых функций у детей встречается и психогенное расстройство речи в виде заикания, вызванное неврозом. Логоневроз, или психогенное заикание, представляет собой разновидность апраксии — это нарушение артикуляции при полной сохранности функции обеспечивающих ее мышц, утрата умения производить привычные действия при полной сохранности мышечной силы.
Для исследования особенностей письменной речи, чтения и счета исследуемому предлагают скопировать шрифт, правильно списать текст, написать под диктовку, самостоятельно прочитать вслух какой-то отрывок, прочитать слова с пропущенными буквами, короткие, длинные, правильно и неправильно построенные фразы, произвести сложение и вычитание чисел. Исследование психической сферы можно начинать только после подробного изучения данных анамнеза, установления тесного контакта с ребенком или подростком, создания атмосферы теплоты и доверия. Заключается, во-первых, в непосредственном и тщательном наблюдении за поведением обследуемого, во-вторых, в продуманной беседе с ним и, в-третьих, в применении специального опроса и эксперимента. Внешний вид обследуемого, его осанка, мимика и реакции на задаваемые вопросы дают возможность судить о его настроении. Исследование восприятия. Качественные расстройства ощущений приводят к иррадиации возбуждения с одного анализатора на другой, например, слуховые ощущения сопровождаются зрительными, т. е. восприятие звука сопровождается видением цвета — синестезия. К качественным расстройствам ощущений относится и сенестопатия — неприятное, тягостное ощущение, исходящее из внутренних органов или какого-то участка поверхности тела. Для того чтобы выявить нарушения чувственного познания, у обследуемого выясняют, не испытывает ли он каких-либо необычных ощущений, запахов, видений, не слышит ли каких-нибудь голосов. Нарушения чувственного познания можно обнаружить и путем пристального наблюдения за обследуемым (настроение, выражение лица, подозрительное прислушивание, зажимание носа, затыкание ушей). Чтобы уточнить сохранность восприятия, нужно исследовать остроту зрения, поле, зрения, цветоощущение, адаптацию к темноте, узнавание изображений отдельных предметов, копий сюжетных картин, действительных и нарисованных предметов, их назначение и т. д., а также выяснить, нет ли у обследуемого двоения в глазах, оптической агнозии. Исследование памяти. Нарушение памяти — важнейший диагностический признак олигофрении и деменции. Предлагая обследуемому цифры, тексты, стихи или специальные таблицы, можно определить состояние функции запоминания. Память исследуют с помощью следующей методики: ребенку показывают картинки одного и того же размера, которые он должен рассмотреть и запомнить, затем их перемешивают и добавляют дополнительные картинки, после чего исследуемый должен найти те из них, которые он видел раньше. Функцию сохранения и воспроизведения можно проверять, используя методику А. Н. Бернштейна: обследуемому показывают деревянную рамку, в которую вставлено 9 изображений простых и комбинированных фигур, и предлагают запомнить их очертания. Затем обследуемого просят найти виденные им фигуры на таблице, где они разбросаны среди 25 аналогичных фигур. Результаты исследования выражают специальной формулой. Кроме того, можно руководствоваться методом опосредованного запоминания Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Целесообразно исследование памяти по типу запоминания и повторения 7—10 раз не связанных между собой по смыслу слов или 4-6 двузначных чисел.
Исследование мышления. В процессе исследования мышления важно уточнить, может ли ребенок или подросток пользоваться понятиями и обобщениями, понимает ли значение общественных норм поведения, абстрактный смысл пословиц, поговорок, метафор. Ущербность понятийного суждения выявляют при проверке дошкольных и школьных навыков. При этом используют метод пересказа, предлагают обследуемому найти разницу между двумя предметами или, наоборот, обнаружить сходство между ними. Можно использовать и другие приемы: установление причины и следствия, письменные и устные действия с числами, заполнение пропусков и лабиринтов, метод силлогизмов, когда из двух суждений нужно вывести третье и др. Состояние опосредованного, обобщенного познания можно выявить, предложив обследуемому описать сюжетную картину. Например, «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» Ф. П. Решетникова, «По грязной дороге» И. Е. Репина, «Прием в комсомол» С. А. Григорьева и др. Умственно отсталые не обнаруживают в сюжете картины существенных связей и отношений, а обращают внимание на детали картины. При исследовании внимания можно пользоваться коррекционной методикой В. Бурдопа и Ф. Е. Рыбакова, когда исследуемому предлагают в заранее заготовленном тексте вычеркнуть или подчеркнуть определенную букву или несколько букв. Учитывается количество знаков, которые нужно зачеркнуть, характер, размер текста и продолжительность опыта. Методика исследования внимания А. Н. Бернштейна заключается в следующем: картон или обычную бумагу делят на несколько квадратов и рисуют в каждом из них скученные разноцветные шарики, количество которых возрастает (5, 10, 16, 23, 25 и т. д.). В одних квадратах шарики расположены последовательно, в других— беспорядочно. Исследуемому предлагают сосчитать шарики в каждом квадрате только с помощью зрения. Так как количество шариков в квадрате возрастает и они зачастую расположены беспорядочно, счет требует большого внимания. Больному досчитать до конца не удается, у здорового человека сила внимания колеблется между пятью и шестью квадратами. Кроме того, для исследования внимания можно использовать методику Крепелина, вычитая от 20 по 3, от 100 по 7, а также другие математические операции. Слабость активного внимания проявляется в неспособности к длительному напряжению и сосредоточению. Пассивное внимание, отвлекаемость — состояние, когда человек находится во власти многих раздражителей.
Исследование эмоциональной сферы. Эмоции неотделимы от познавательной деятельности, т. е. мышления, поэтому для умственно отсталых характерно недостаточное дифференцирование эмоций, позднее их развитие и извращение, неадекватность, трудность их коррекции и другие расстройства вплоть до эмоциональной тупости. Для исследования этой сферы прежде всего используют наблюдение и беседу, во время которых выясняют фон настроения и поведения (благодушие, улыбка, смех, слезы, лицевая психомоторика, застывание, депрессия). Для выявления расстройств эмоций можно использовать кожногальванический метод, а также регистрацию частоты пульса и дыхания во время ассоциативного эксперимента. Сопряженная методика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет выявить эмоциональную реакцию на слово — раздражитель. Прожсктивные методики, одна из которых получила название тематического апперацепционного теста (ТАТ), дают возможность уточнить, как относится исследуемый к ситуации.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ При постановке диагноза психического заболевания данные дополнительных методов исследования используются в совокупности с результатами клинического обследования больного. К дополнительным методам исследования относятся следующие: 1) лабораторное исследование психической деятельности; 2) исследование спинно-мозговой жидкости; 3) рентгенография; 4) электроэнцефалография и др. Для проведения этих исследований необходимо определенное медико-техническое оснащение. При исследовании психической деятельности уточняют характер нарушений основных корковых процессов, взаимосвязей сигнальных систем, коры, подкорки, анализаторов. Исследование спинно-мозговой жидкости позволяет выявить ее изменения, возникающие при психических заболеваниях, особенно инфекционной природы. Для получения спинно-мозговой жидкости с диагностической или лечебной целью производится пункция: иглу шприца вводят в подпаутинное пространство спинного мозга между III и IV поясничными позвонками. Рентгенография черепа также является дополнительным методом исследования, позволяющим установить анатомо-топографиче- ские особенности костей черепа, черепных швов, сосудистых борозд, а также внутричерепное давление. Изменение турецкого седла, например, свидетельствует о поражении гипофиза. При пневмоэнцефалографии — сочетании рентгенографии с предварительным введением в полость черепа (желудочки, цистерны и подпаутинное пространство) воздуха определяют положение, величину и форму ликворных пространств. С помощью артериографии мозга, представляющей собой рентгенологическое исследование артерий после введения в их просвет контрастного вещества, можно обнаружить аневризмы сосудов и опухоли головного мозга. Электроэнцефалография — метод функционального исследования головного мозга, основанный на регистрации его биопотенциалов; широко применяется в психопатологии. Исследование производят с помощью электроэнцефалографа, который дает возможность улавливать и записывать биотоки одновременно с различных областей головного мозга. В норме регистрируют два вида волн —■ альфа и бета. При поражении мозга появляются нерегулярные колебания, пароксизмальные разряды, возможно снижение амплитуды колебаний или их временное исчезновение и др.
Сопоставив данные анамнеза с результатами соматического и неврологического обследования и специальных методов исследования, устанавливают диагноз и намечают необходимые лечебные мероприятия и объем психолого-педагогического вмешательства. 29. Роль критических периодов развития в этиологии, течении и исходах психических расстройств Во время критических периодов организм в силу происходящих в нем разнообразных изменений особенно чувствителен к различным воздействиям окружающей среды. При этом повышается риск появления аномального поведения, дезорганизаторских тенденций и даже возникновения болезни. Кроме наиболее ответственного периода, связанного с рождением, появлением ребенка па свет и, следовательно, с резким изменением условий его существования (кровообращения, дыхания, питания, температуры, внешних раздражителей и др.), требующего максимальной адаптации, в дальнейшем в жизни ребенка следует выделить три наиболее важных критических периода. Первый критический период развития ребенка наблюдается в возрасте 3— 4 лет, второй—от 8 до 10 лет, третий, пубертатный, период — от 12 до 16 лет. Первый критический период наступает в возрасте 3 лет и длится около года, а в некоторых случаях и дольше. Он характеризуется повышенной потребностью организма ребенка в кислороде, что объясняется его стремительным ростом. Объем проходящего через легкие воздуха почти такой же как у взрослого человека, примерно 5— 7 л в 1 мин. Хроническое кислородное голодание (гипоксия) приводит к структурным и функциональным изменениям в коре большого мозга, что обусловливает развитие различных психических нарушений. К стойким остаточным явлениям гипоксии относятся очаговые поражения центральной нервной системы (парезы, параличи, нарушения функции зрения, слуха, речи). Наряду с очаговыми могут отмечаться и общемозговые проявления (расстройства эмоционально-волевой сферы, снижение интеллекта). У ребенка в возрасте до 3 лет на фоне преобладания функций подкорки начинают формироваться связи второй сигнальной системы. Прежнее состояние пассивного познания окружающей действительности уступает место активному, появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего. При этом возникает бесконечное количество вопросов: «что», «зачем», «почему». Кроме того, для первого критического периода свойственны ярко выраженная иррадация процесса возбуждения, а также интенсивность и лабильность водного обмена. При этом клетки головного мозга содержат значительное количество воды. Физиологической лабильностью водного обмена обусловлено частое возникновение у детей этого возраста наружной и внутренней гидроцефалии (водянки мозга). Для гидроцефалии характерно чрезмерное накопление в желудочках мозга и в подпаутинных пространствах спинно-мозговой жидкости, ведущее к увеличению объема головного мозга и размеров черепа с последующими стойкими остаточными явлениями в виде грубоорганического интеллектуального дефекта либо в виде расстройства эмоционально-волевой сферы с аномалиями поведения на фоне формально сохранного интеллекта. В первом возрастном критическом периоде у ребенка совершенствуются ориентировка в пространстве, статика, динамика, координация и процессы адаптации. В первом критическом периоде, наряду со значительной биологической перестройкой в организме ребенка, у него формируются простейшие понятия и первые умозаключения, пробуждается активность. Но взрослые, опекающие ребенка, нередко ограничивают его самостоятельность и активность, что приводит к возникновению упрямства, капризов, негативизма с различными видами протеста, вегетативно-соматических расстройств в виде нарушения формулы сна и аппетита, энуреза и дневных страхов. Во время него дети становятся более самостоятельными, но менее послушными, нередко теряют приобретенные навыки опрятности. В этот период у многих детей возникают детские неврозы. Наиболее частыми формами неврозов является психогенное заикание, или логоневроз, избирательное отношение к пище или отказ от пищи, расстройство формулы сна, ночные, а иногда и дневные страхи, самые разнообразные атипичные судорожные припадки, а также приступы спазмофилии. Повышенная судорожная готовность обусловливается особенностями иррадации процесса возбуждения, обмена веществ в коре большого мозга, в частности лабильностью кальциевого обмена, высоким содержанием в ткани головного мозга воды, склонностью к расстройствам функции органов пищеварения и диатезам. Детские и общие инфекции, интоксикации, закрытые черепномозговые травмы и другие неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды способствуют формированию у детей в первом возрастном критическом периоде грубого интеллектуального дефекта, психопатическому развитию личности и возникновению патохарактерологических изменений личности с последующими дезорганизаторскими тенденциями. Второй критический период развития ребенка соответствует возрасту от 8 до 10 лет. Для этого же периода характерны и значительные изменения в эмоциональной сфере в виде повышенного фантазирования, нередко оторванного от реальности, перерастающего в мечтательность и прожектерство. Наблюдается также либо своеобразная скованность, либо (что бывает значительно чаще) расторможенность, болтливость и вертлявость. Бурные нервно-гормональные сдвиги при неблагополучных условиях жизни ребенка могут способствовать нарушению гармонии последующего физического и умственого развития его и возникновению нервно-психических расстройств. По мнению Г. К. Ушакова, перенапряжение подвижности нервных процессов у ребенка, возникающее в результате резкого изменения его привычной жизненной ситуации, может оказаться особенно неблагоприятным именно в этот возрастной критический период. Реакции приспособления к изменяющимся условиям среды могут приобрести характер болезненной перестройки всей формирующейся личности ребенка, вплоть до серьезных нервно-психических расстройств. Школьная жизнь, само вступление в эту жизнь с необычайной обстановкой и множеством различных раздражителей может в отдельных случаях астенизировать нервную систему школьника. Последнее обстоятельство требует индивидуального подхода, внимания, такта в обращении с учеником и знания его возрастных особенностей. Так как перенапряжение, срыв и диссоциация корковых процессов сравнительно легко возникают из-за нервно-гуморальных сдвигов, выраженных в критическом периоде, то поэтому необходимо, чтобы педагог учитывал особенности учащихся. При условии положительного в педагогическом смысле влияния окружающей среды - критический возрастной период может протекать безболезненно и незаметно. Таким образом, физиологическое несовершенство корковой нейродинамики и недостаточная зрелость других систем организма, с одной стороны, и неблагоприятное воздействие биологических и микросоциальных факторов — с другой, могут обусловливать в этом критическом периоде срыв психической деятельности, неадекватность поведения и трудновоспитуемость. Можно выделить два варианта ядра личности такого ребенка. При стеническом варианте с выраженными, но утрированными корковыми процессами начинает преобладать реакция протеста, утрачивается интерес к школе, появляются побеги из дому, импульсивные действия. При астеническом варианте к раздражительной слабости, повышенной чувствительности и истощаемости постепенно присоединяются пссвдология, чувство тревоги, сентиментальность и слезливость. Неблагоприятные условия микросреды, даже незначительное усложнение жизненной ситуации влекут за собой формирование в этом критическом периоде невротических, ипохондрических, психопатических черт развития и эндогенных психозов. Клиническая практика и данные литературы показывают, что более 60 % больных шизофренией заболевают во втором и третьем критических периодах, по выявляется это заболевание в большинстве случаев у взрослых. Изучение анамнеза взрослых, болеющих неврозами, указывает на то, что до 40% их были невропатами в детстве, но не подвергались медико-педагогическому коррекционному воздействию. Третий критический период — пубертатный, или период полового созревания, соответствует возрасту от 12 до 16 лет. С биологической точки зрения этот период характеризуется выраженными эндокринными изменениями, обусловливающими процесс полового созревания, интенсивным ростом всех систем организма и совершенствованием функций коры большого мозга. Внезапно возникающие отклонения в поведении подростка в этом возрастном периоде обусловлены, по-видимому, не только указанными факторами, но и социальными условиями. Усиление деятельности щитовидной железы, иногда наблюдаемое в этот период, сопровождается учащенным сердцебиением, быстрой утомляемостью, исхуданием или чрезмерным отложением жира, повышением влечения к пище, игнорированием опасности или чрезмерной трусливостью. Значительные изменения происходят в нервно-психической сфере и в поведении подростка. Нередко появляются неуверенность в себе, чувство собственной малоценности, никчемности существования. Несоответствие в развитии сердца и сосудов, в частности узость сосудов (аорты), приводит к нарушению кровообращения, что является причиной учащения сердцебиения, головокружений и обморочных состояний, способствует еще большему усилению переживаний. Наиболее дисгармоничное течение пубертатного периода отмечается у подростков с врожденной или приобретенной в течение жизни церебрально-эндокринной неполноценностью, а также у педагогически запущенных. Вершина кривой, выражающей начало трудновоспитуемости и антиобщественного поведения, независимо от личностных особенностей ребенка в прошлом, чаще всего совпадает с пубертатным периодом. У мальчиков и девочек в этом периоде на фоне соматической и нервно-психической перестройки, различных трофических расстройств, неустойчивости температурной регуляции, нарушения сна, повышенной утомляемости и головной боли могут появляться различные отклонения в поведении, наблюдаться локальные и генерализованные судороги, демонстративные попытки к самоубийству, которые в большинстве случаев имеют налет театральности, но могут и реализоваться. У девочек-подростков появляется наклонность к вымыслам сексуального содержания, оговоры об изнасиловании, утверждения о беременности и др. У мальчиков также отмечается стремление привлечь внимание к своей особе, что достигается различным фантазированием, самооговорами об участии в воровстве, насилиях, разбое и другими вымыслами. Стремление к самостоятельности в пубертатном периоде и нетерпимость к опеке нередко сопровождаются конфликтами в семье, школе и с товарищами. Период полового созревания у ребенка имеет дисгармоничное течение, то он становится грубым, непослушным, озлобленным и дерзким. В этом состоянии у него могут возникнуть взрыв по типу короткого замыкания, агрессивное состояние с попытками к самоубийству, он может убежать из дома. Среди возможных причин и мотивов самоубийств у детей школьного возраста определенную роль играют острые психические заболевания, неуравновешенность, обусловленная возрастными критическими периодами развития, чрезмерно усложненная жизненная ситуация, депрессии с последующими взрывами типа короткого замыкания, чувство ненависти и вины, желание отомстить родителям, педагогам, товарищам и другие факторы. Утрированное и дисгармоничное течение второго и третьего критических периодов развития может способствовать фиксации подростка на неумеренном честолюбии, непомерном домогательстве, обособленности, разочаровании с последующим нарушением поведения, вплоть до покушения на самоубийство. Способствуют этому также постоянные или эпизодические острые травмирующие ситуации, порицания со стороны любимого учителя, матери или отца. Не меньшее значение имеют отчаянные поступки в связи с эротическими и другими переживаниями, ведущими к стремлению покарать себя или путем самоубийства отомстить другим. Родителям и педагогам нужно быть в этом отношении очень внимательными. Педагогические, по существу психотерапевтические, усилия должны быть направлены на коррекцию поведения ребенка и внушение ему других представлений о нем самом и его действиях. Патологические реакции в третьем возрастном критическом периоде проявляются повышенной раздражительностью, неустойчивостью настроения, стремлением решать «жизненные проблемы». Психическая травматизацня, неблагоприятные условия микросоци- альной среды еще больше усложняют процессы перестройки организма ребенка в пубертатном периоде.
30. Психические расстройства, обусловленные детскими и общими инфекциями Детские и общие инфекции (корь, коклюш, скарлатина, ветряная оспа, инфекционная холера, краснуха, грипп, ревматизм, кишечные инфекции, сифилис и др.) первично поражают не головной мозг, а другие органы и системы организма. При снижении же защитных свойств организма возбудитель заболевания может вторично поражать головной мозг. Возникающие при этих заболеваниях психические расстройства носят название симптоматических психозов. Инфекция может стать толчком, поводом для возникновения другого заболевания — шизофрении, эпилепсии, эндогенной депрессии. Диагностика в таких случаях, особенно в начальной стадии заболевания, представляет определенные трудности. После перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, даже без признаков психоза, у детей могут длительное время отмечаться неустойчивость эмоционально-волевой сферы, раздражительность, быстрая истощаемость при умственном и физическом напряжении, снижение памяти, нарушение сна с устрашающими сновидениями. Дети становятся плаксивыми, жалуются на головную боль, плохо и поверхностно усваивают материал, избегают усилий, теряют интерес к школьной жизни. В ряде случаев на первое место при такой астенизации выступают изменения в сфере характера в виде примитивных истерических реакций, переоценки личности, псевдологии и суицидальных угроз. Появляются грубость с наклонностью к агрессивным реакциям, расторможенность влечений, дети не подчиняются педагогическому авторитету, совершают правонарушения, т. е. возникает психопатоподобное поведение. В большинстве случаев постинфекционная астения проявляется главным образом в снижении памяти на прошлые и текущие события. Совпадение же астенического состояния с началом обучения в школе существенно отражается на успеваемости ребенка, создавая ошибочное впечатление о его умственной отсталости. Психические расстройства при детских инфекциях: корь, коклюш, скарлатина, инфекционная хорея, острая диспепсия, дизентерия. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ОБЩИХ ИНФЕКЦИЯХ Грипп. Ревматизм. Сифилис мозга и прогрессивный паралич. Психические расстройства н умственная отсталость различной степени, развивающиеся при сифилитической инфекции, обусловлены двумя заболеваниями: сифилисом мозга и прогрессивным параличом. Понятие «пейросифилис» включает единые по этиологии, но различные по форме поражения головного мозга. В основе нейросифилиса лежит внедрение в ткань мозга возбудителя сифилиса (бледной трепонемы), но реакции мозга на действие возбудителей при сифилисе мозга и прогрессивном параличе настолько различны, что их рассматривают как отдельные заболевания. Врожденное сифилитическое поражение нервной системы приводит к задержке соматического и психического развития ребенка, вплоть до глубокой степени слабоумия, и другим дефектам. В течении сифилиса мозга у детей и подростков можно выделить следующие синдромы: 1) церебрастенический, или неврозоподобный (сифилитическая неврастения); 2) эпилептиформный; 3) слабоумия; 4) психопатоподобный. Церебрастенический синдром наблюдается в начальной стадии заболевания и проявляется головной болью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью, снижением памяти, а также волевой и интеллектуальной активности. К указанным симптомам присоединяются неврологические и соматические проявления — анизоко- рия, асимметрия лица вследствие нарушения иннервации мышц, неравномерность и повышение сухожильных рефлексом, положительная реакция Вассермана, недоразвитие мышц, гетчинсоповские зубы, кератит и др. Эпилептиформный синдром напоминает эпилепсию, отличается признаками более грубого поражения головного мозга, дисфорией, аффектами гнева, -педантичностью, снижением внимания, памяти и нарушением интеллектуальной деятельности в целом, свойственным эпилепсии, вплоть до глубокого слабоумия. Синдром слабоумия характеризуется прогрессирующим обеднением психики, сочетающимся с очаговой симптоматикой (геми-, мо- ноплегия, афазия, агнозия). Дети при этом апатичны, не запоминают или запоминают с трудом даты, имена, события прошлого и настоящего. Психопатоподобный синдром наблюдается при тех исходных состояниях перенесенного сифилиса мозга, которые характеризуются как неврологическими, так и интеллектуальными (легкая степень дебильности) резидуальными проявлениями. Дети с психопатоподобным синдромом очень трудно поддаются воспитанию, расторможены, склонны к аффектам и усилению низших влечений. Прогрессивный паралич, возникающий на почве врожденного сифилиса, развивается после длительного инкубационного периода — в среднем через 8—13 лет. При прогрессивном параличе интенсивному разрушению весь организм в целом. Одним из первых признаков заболевания является отставание, а затем и прекращение физического и психического развития ребенка. При этом в одном случае начало заболевания характеризуется упорной головной болью, истощаемостью и вялостью, в другом — раздражительностью, суетливостью и слезливостью.
Дети не могут выполнять свои обычные обязанности, отстают от сверстников, становятся невнимательными, неряшливыми, теряют интерес к окружающему, перестают усваивать новое, не могут воспроизвести прошлого опыта. Наряду с этим утрачиваются эстетические чувства: быстро нарастают грубо эгоистические тенденции, безразличие к близким и эмоциональная тупость. Такое оскудение личностных особенностей в ряде случаев сопровождается неадекватным повышением настроения, усилением психомоторики и беспорядочной деятельности. Наряду с этим иногда наблюдаются бредовые идеи величия: хвастовство игрушками, костюмом, голосом, школьными успехами, физической силой, смелостью, антиобщественными поступками, онанизмом, попыткой изнасилования и др. Далее психомоторное возбуждение постепенно трансформируется в апатичность и вялость, нарастают физическая слабость, общая заторможенность. У детей разминается глубокое слабоумие: нарастают соматические и неврологические изменения, появляется резкая слабость — больной не подымается с постели, не узнает окружающей обстановки. Затем к этим симптомам присоединяются судороги, напоминающие эпилептические, утрачивается речь, развиваются контрактуры и пролежни. При отсутствии лечения болезнь длится дольше, чем у взрослых, примерно 5—10 лет, и неизбежно приводит к летальному исходу.
31. Психические расстройства при заболевании кори Непосредственным этиологическим фактором болезни является вирус кори. В зависимости от иммунологической реактивности организма и изменений в нервной системе, способствующих возникновению вторичного коревого энцефалита, могут возникать временные либо стойкие психические расстройства. В раннем периоде коревой инфекции наблюдаются беспокойство, повышенная раздражительность, которые сменяются апатией и адинамией, сенсорными нарушениями. При глубоком поражении нервной системы вирусом кори в стадии высыпания наблюдается делнрпозпоо. расстройство сознания с устрашающими зрительными галлюцинациями. При этом отмечаются нерезко выраженные менингиальные симптомы, повышенная сонливость. После высыпания иногда наблюдаются тонические судороги, появляются очаговые симптомы поражения центральной нервной системы — расстройства речи, гемипарезы, чаще спастического характера и др. Как правило, эти явления проходят, и заболевание заканчивается полным выздоровлением, в редких случаях развивается энцефалит или менингоэнцефалит с неблагоприятным исходом. Стойкими остаточными явлениями перенесенной корн могут быть дефекты типа адипозогенитальной дистрофии, различные варианты слабоумия, судорожная готовность, трансформирующаяся в эпилептическую болезнь, расстройство речи центрального характера, гиперкинезы, психопатизация. Примером такого течения и исхода коревого энцефалита является следующее наблюдение.
32. Психические расстройства при заболевании коклюшем -приступами спазматического кашля - стойким гипоксемическим состоянием (кислородным голоданием). Поражение центральной нервной системы возникает тем чаще, чем моложе ребенок. Преимущественно оно обусловлено нарушением мозгового кровообращения, возникающим в момент пароксизмов кашля и тяжелой одышки. Клинически поражение ЦНС: менингиальными явлениями, судорогами, парезами, параличами, атаксией, расстройством сознания и эпилептпформными припадками, которые могут трансформироваться в состояние, напоминающее эпилептический статус, что иногда приводит к смертельному исходу. В большинстве случаев прогноз благоприятный, но могут иметь место очаговые и общемозговые остаточные явления в виде парезов, параличей и снижения интеллекта.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.022 с.) |