Глава III . Система логопедической работы по формированию лексического строя речи у детей с онр ( II уровень) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III . Система логопедической работы по формированию лексического строя речи у детей с онр ( II уровень)



3.1.Организация и содержание формирующего исследования

    Цель эксперимента: обогащение предметного словаря у детей

с ОНР (II уровень).                        

Задачи совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя:

1. Определение эффективных методов и приемов организации коррекционного процесса.

2. Качественный и количественный анализ данных экспериментального исследования.

Формирующий эксперимент проводился в сентябре 2012 года по январь 2013 года.

Содержание нашего обу­чающего эксперимента по обогащению словаря существительных у детей средней группы с ОНР (II уровень) планировалось с учетом результатов нашего обследования, которое позволило выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей и с требованиями предоставленными в программе «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР», автор Т.Б.Филичева [35].

Логопедические занятия для дошкольников данной категории, подразделяются на индивидуальные и подгрупповые, так как необходимо учитывать речевой и неврологический статус детей.

При этом индивидуальные занятия носят опере­жающий характер, так как основная их цель — подгото­вить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. В связи с этим мы разделили нашу экспериментальную группу, на подгруппы по 3 человека: Амалия, Артем, Радмир и Алексей, Софья и Дима. Подгрупповые занятия по расширению словарного запаса проводятся 3 раза в неделю.

Занятия проводятся логопедом в со­ответствии с режимом дня средней группы.

Коррекционная работа учителя-логопеда  и воспитателя

Лексико-тематические циклы

(Последовательность изучения тем)

 

 

Месяц Неделя обучения Название лексических тем, отрабатываемых воспитаталем на занятиях «Развитие речи» Номинативный словарь, отрабатываемый на логопедических занятиях Обучение навыкам словооб­разования: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкат. форме

Сентябрь

1-я Помещение Детского сада    
2-я Осень. Солнце, ветер, дождь, тучи. Солнышко, ветерок, дождик, тучки.
3-я Одежда. Платье, брюки, рубашка, кофта, шорты. Брючки, кофточка, шортики.
4-я Обувь. Тапки, туфли, сапоги Туфельки, сапожки

Октябрь

1-я Игрушки Мяч, кукла, машина. Мячик, машинка.
2-я  Овощи. Помидор, огурец, лук, морковь, капуста Огурчик, лучок, морковка,.
3-я Фрукты. Яблоко, груша, слива, лимон, апельсин Яблочко, лимончик, апельсинчик
4-я Животные Корова, собака, лошадь, коза, заяц, кошка Лошадка

Ноябрь

1-я Посуда. Кастрюля, чашка, тарелка, ложка, блюдо Кастрюлька, чашечка, ложечка, блюдце.
2-я Мебель Шкаф, стол, стул, кровать, диван, кресло Шкафчик, столик, столик, стульчик, кроватка.
3-я Продукты питания Молоко, хлеб, сахар, крупа, конфеты Конфетки, хлебушек
4-я Птицы Воробей, чиж, попугай, орел. Чижик, орленок.

Декабрь

1-я Зима Мороз, метель, снег, сугроб, холод Снежок, холодок
2-я      
3-я      
 4-я Новогодний   праздник Карнавал, хоровод, гирлянда,  украшения. Елочка, подарочки

  Основные направления коррекционной логопедической работы по обогащению словаря существительных у дошкольников с ОНР (II уровень):

Это закрепление умения детей называть;

 - имена близких людей, кукол, друзей, состоящие из двух слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова, Миша).

- односложные слова (суп, сок, нос, лоб).

- двухсложные слова с ударением на первом слоге (ноги, зубы) и на последнем (рука, лицо).

- трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, яблоко), с ударением на втором слоге (ворона, корова), с ударением на последнем слоге (голова, телефон).

Обучение детей первоначальным навыкам словооб­разования:

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными формами (нос - носик, рот – ротик, лоб – лобик, рука – ручка, нога – ножка);

Воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирование понятий.

Для развития понимания речи используются наглядные ситуации игровых и режимных моментов, т.е. прогулка, подготовка к тихому часу, где наглядным примером является: одежда ребенка, постельные принадлежности, игрушки, бытовые предметы и т.д. Используя слова «дай», «покажи», «принеси», взрослый обучает ребенка названиям предметов, окружающих ребенка.

        Особенностью логопедической работы в группе являлось то, что логопедические и воспитательские занятияпроводились на основе совместного планирования и обсуждения, что давало возможность учитывать возможности детей, их особенности восприятия, личностные особенности.

  Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.

      Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществлялась в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменял друг друга.

    При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.

   Воспитатель активно участвовал в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствовался общедидактическими принципами. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Отличительной особенностью занятий воспитателя в логопедической группе являлось то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

    Воспитатель присутствовал на подгрупповых занятиях логопеда, делал записи; отдельные элементы логопедического занятия он включал в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу по закреплению произносимых навыков.

Примеры игр  направленных на обогащение предметного словаря:

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Способствовать количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения и точного соотнесения к объектам окружающего мира.

Содержание: Дети вместе с логопедом рассматривают игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывали предмет в мешке и называли его.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.006 с.)