Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «обогащение предметного словаря у дошкольников↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА: «ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (II УРОВЕНЬ)»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель: доцент,к.м.н. Гаязова Г. А.
Работа допущена к защите 13.02.2013 Заведующий кафедрой _________ Р.Г. Аслаева Дата представления ________ Дата защиты _________ Оценка __________ УФА- 2013 Содержание Введение ………………………………………………………………….……….3 Глава I. Теоретическое изучение формирования словаря у детей с ОНР 1.1.Формирование предметного словаря у детей в онтогенезе……….………6 1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР..……….. ….....14 1.3. Особенности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень)….20 Выводы по I главе. …………………………………………………….............25 Глава II. Состояние лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (II уровень) 2. 1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента ……………26 2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента………………….....32 Выводы по II главе ……………………………………………………………..41 Глава III. Логопедическая работа по обогащению лексического строя речи у детей с ОНР (II уровень) 3.1.Цель, задачи и содержание формирующего исследования……….………45 3.2.Контрольный срез…………………………………………………………52 Выводы по III главе ……………………………………………………………56 Заключение ………………………………………………………………….….58 Список литературы ……………………………………………………………59 Тезаурус …………………………………………………………………………62 Приложение Введение Словарь старшего дошкольника можно рассмотреть в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется (А. В. Захарова).
Ранний период формирования речи, в том числе и овладения словом, всесторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин, Е. С. Кубрякова и др. На настоящее время в исследованиях разных авторов достаточно широко представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическим и грамматическим компонентами оформления высказывания при общем недоразвитии речи. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций. Формированию лексического словаря у детей посвящено множество исследований, в которых этот процесс освещается в психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах. Ранний этап развития речи у детей, овладения словом, широко описывается в трудах таких авторов, как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Е.Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Е.А. Стребелева, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский отмечал: «Овладение речью - это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущей деятельностью» [6]. Изначально это предметная деятельность, позднее игровая, учебно- игровая и учебно-познавательная. В процесс овладения речи входит усвоение всех функций речи: номинативной, индикативной (указазательной), коммуникативной, когнитивной, регулирующей, обобщающей и эмотиотивной. Для правильного формирования речи детей необходимо сочетание различных предпосылок: психологические, (сформированность высших познавательных функций: память, мышление и т.д.) анатомо-физиологических, (сохранность строения центральных и переферических отделов речевого аппарата) и социальные (благоприятные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме).
Цель исследования: изучение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень) и определение оптимальных путей логопедической работы по его обогащению. Объект исследования: словарь дошкольников с ОНР (II уровень).
Предмет исследования: обогащение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень). Гипотеза: обогащение предметного словаря у дошкольников с ОНР (II уровень) будет эффективным при условии наглядного и стимульного материала и его актуализации в импрессивной и экспрессивной речи детей, в ходе различных видов деятельности. Задачами нашего исследования стали: 1. Изучение педагогической, научной, методической литературы по данной проблеме. 2. Изучение психолого-педагогических особенностей детей данной категории. 3. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень). 4. Определение эффективных методов и приемов организации коррекционного процесса. 5. Качественный и количественный анализ данных экспериментального исследования. Методами нашего исследования были: 1. Анализ педагогической, научной и методической литературы. 2. Наблюдение (опосредованное, открытое, скрытое). 3. Эксперимент (констатирующий и формирующий). 4. Анализ полученных данных. Теоретико - методологической основой стали работыавторов А. Н. Гвоздева,Л. С. Выготского, в которых описывалось формирование словаря существительных у детей в онтогенезе и работы таких авторов как Е. М. Мастюкова, Т. Б.Филичева, Г. А.Чиркина, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с ОНР. Теоретическая значимость: обобщенные данные теоретической и методической литературы по проблеме изучения формирования словаря дошкольников с ОНР. Практическая значимость: использование логопедами в своей работе практических материалов при формировании словаря у детей дошкольного возраста с ОНР. База исследования: МАДОУ № 208 Октябрьского района г. Уфы. Структура выпускной квалификационной работысостоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, таблиц, диаграмм, заключения, списка литературы, тезауруса и приложений. Лексико-тематические циклы (Последовательность изучения тем)
Основные направления коррекционной логопедической работы по обогащению словаря существительных у дошкольников с ОНР (II уровень): Это закрепление умения детей называть; - имена близких людей, кукол, друзей, состоящие из двух слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова, Миша). - односложные слова (суп, сок, нос, лоб). - двухсложные слова с ударением на первом слоге (ноги, зубы) и на последнем (рука, лицо). - трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, яблоко), с ударением на втором слоге (ворона, корова), с ударением на последнем слоге (голова, телефон). Обучение детей первоначальным навыкам словообразования: - образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными формами (нос - носик, рот – ротик, лоб – лобик, рука – ручка, нога – ножка); Воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирование понятий. Для развития понимания речи используются наглядные ситуации игровых и режимных моментов, т.е. прогулка, подготовка к тихому часу, где наглядным примером является: одежда ребенка, постельные принадлежности, игрушки, бытовые предметы и т.д. Используя слова «дай», «покажи», «принеси», взрослый обучает ребенка названиям предметов, окружающих ребенка. Особенностью логопедической работы в группе являлось то, что логопедические и воспитательские занятияпроводились на основе совместного планирования и обсуждения, что давало возможность учитывать возможности детей, их особенности восприятия, личностные особенности. Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы. Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществлялась в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменял друг друга. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.
Воспитатель активно участвовал в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствовался общедидактическими принципами. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода. Отличительной особенностью занятий воспитателя в логопедической группе являлось то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи. Воспитатель присутствовал на подгрупповых занятиях логопеда, делал записи; отдельные элементы логопедического занятия он включал в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу по закреплению произносимых навыков. Примеры игр направленных на обогащение предметного словаря: Игра «Чудесный мешочек» Цели: Способствовать количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения и точного соотнесения к объектам окружающего мира. Содержание: Дети вместе с логопедом рассматривают игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывали предмет в мешке и называли его.
Игра «Найди пару» Цели: Обучение навыкам словообразования. Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг- маленький кружок». Игра «Большой и маленький» Цели: Обучение навыкам словообразования. Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг- маленький кружок».
Игра «Отгадай и назови» Цели: Развитие понимания речи. Содержание: Логопед подробно описывает признаки и качества загаданного предмета. Дети отгадывают и называют предмет, например: - Красное, круглое, растет на дереве, что это? - Зеленая, на грядке растет? И т.д.
Многие игры включались как в занятия, так и в режимные моменты, проводимые экспериментатором. В конце работы был проведен контрольный срез, позволяющий диагностически определить эффективность логопедической работы с детьми по устранению общего недоразвития речи на основании созданных условий. 3.2.Контрольный срез Обследование словаря проводилось по методикам Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой. Результаты мы занесли в таблицу 16,17 диаграмму 2. Таблица 16
Выводы по III главе Подводя итоги, можно сказать, что учитель-логопед и воспитатели группы, используя системный поэтапный подход в обучении на основе методики Филичевой [35], интеграцию и взаимодействие своих усилий, рационально оформленную развивающую среду в группе, грамотно планируя все разделы работы, особенно раздел по развитию словаря, учитывая структуру речевого нарушения и сопутствующие вторичные отклонения, добились положительного результата. Можно сделать следующие выводы: Основные направления коррекционной логопедической работы по обогащению словаря существительных у дошкольников с ОНР (II уровень): Это закрепление умения детей называть; - имена близких людей, кукол, друзей, состоящие из двух слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова, Миша). - односложные слова (суп, сок, нос, лоб). - двухсложные слова с ударением на первом слоге (ноги, зубы) и на последнем (рука, лицо). - трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, яблоко), с ударением на втором слоге (ворона, корова), с ударением на последнем слоге (голова, телефон). Обучение детей первоначальным навыкам словообразования: - образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными формами (нос - носик, рот – ротик, лоб – лобик, рука – ручка, нога – ножка); Воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирование понятий.
Заключение Изучив литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР, является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Даже выполнение заданий на группировку слов, семантически далеких, вызывает у некоторых из них определенные трудности. Выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок. Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны. У обследованных нами дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень) активный словарь ниже возрастной нормы. После проведенного констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент, целью которого былоформирование предметного словаря у детей с ОНР (II уровень). Работа осуществлялось на основе программы для детей с общим недоразвитием речи (автор Т.Б.Филичева[35]), а также Н.С.Жуковой, Мастюковой, Т.Б. Филичивой[10]. Проведенный после логопедической работы контрольный срез показал, что у детей результаты значительно повысились. Логопедическая работа в группе предполагала интеграцию усилий учителя-логопеда и воспитателей группы при наличии у них высокого профессионализма и слаженного взаимодействия в коррекционном процессе. Выдвинутая гипотеза о том, что обогащение предметного словаря у дошкольников с ОНР (II уровень) будет эффективным, при условии наглядного и стимульного материала и его актуализации в импрессивной и экспрессивной речи детей, в ходе различных видов деятельности, полностью подтвердилась. Задачи выполнены, цели достигнуты. Список литературы 1.Аркин Е.А.Дошкольный возраст.- М.,1948 2.Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.// Нарушение речи у дошкольников.- М.,1972 3.Белова-Давид Р.А.Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста.-М.,1972 4.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: М., АПН СССР, 1977, 80 с 5.Бородич А.М. Методика развития речи: М. Просвещения, 1974, 287 с 6.Выготский Л. С. Мышление и речь: М. Лабиринт, 1996, 242 с 7.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: М., АПН РСФСР, 1961, 152 с 8. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи: Чебоксары,1980, 113 с 9.Ефименкова Л.И.Формирование речи удошкольников.-М.,1981 10.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: М. Экспресс, 1998. 11.Карпова С.Н.,Колобова И.Н.Особенности ориентировки на слово у детей. М.,1978. 12.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи, М. Просвещение, 1985, 206 с 13. Коненкова И.Д.Обследование речи дошкольников с задержкой психи ческого развития,. М.,ГНОМ и Д.,2004,80 с 14.Комплексная диагностика дошкольников. Материалы для специалистов образовательных учреждений, Санкт-Петербург: КАРО, 2002, 367 с 15.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе(для детей с ОНР), М: Детство-Пресс, 1998, 34 с 16.Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи (Под ред. Гаркуши Ю.Ф.) – М: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002, 160 с 17.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.Санкт-Петер. И.Союз. 2001,218 с. 18.Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии; М.: Просвещение, 1968, 147 с 19.Логопедия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец.: «Дефектология» / Под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 1989, 528 с, ил. 20.Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. Ф. Чиркиной. – 3-е изд., доп.- М.: АРКТИ,2003,240 с 21.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях, М.: Просвещение,1991,208 с 22.Нищева Н.В.Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Санкт- Петербург, 2000. 23.Новые подходы к построению содержания компенсирующего образования в детских садах. Учебно – методическое пособие. Уфа, Изд-во БИРО, 2001, 356 с 24.Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи. М.: Просвещение, 1987, 140 с 25.Основы логопедической работы с детьми. Учеб. пособие / Под общей редакцией д.п.н. профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002, 240 с 26.Особенности развития ребенка. Диагностика и коррекция. Часть 1: Учебно – методическое пособие (Под ред. Абуталиповой Э.Н.), Уфа, 2002, 36 с 27.Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.-М.,1999-137-250. 28.Планирование работы логопеда и воспитателя в подготовительной (логопедической) группе детского сада: Метод. разработки. – Уфа, 1997, 60 с 29.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми, М.: Просвещение, 1981, 117 с 30.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 1997, 44 с 31.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М,.И. ГНОМ и Д, 2002,140 с 32.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М,.И. ГНОМ и Д, 2002, 107 с 33.Ткаченко Т.А. Формирование лексико–грамматических представлений у детей с ОНР. М., И. ГНОМ и Д 2001, 44 с 34.Ушакова Г.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка/ материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М.,1970.С 125. 35.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии, М.: Просвещение, 1989, 221 с 36.Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи в онтогенезе / Медицина, 1969 37.Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1983, 64 с 38.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.Просвещение 1969.
Тезаурус Анализ и синтез – противоположные и неразрывно связанные логические приемы. Аномальные дети – дети, имеющие отклонения от нормального психического или физического развития, нуждающиеся в специальном обучении и воспитании. Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Восстановительное обучение – обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого – либо заболевания. Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства. Деятельность речевая – речь как процесс. Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья (состоянии речи). Лексико – грамматический – характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства. Логопедия – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними. Методика – отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно – воспитательной работы с учащимися. Методика специальная – система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием. Навык – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Норма языковая - совокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретно- исторический период. Общее недоразвитие речи – различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Парадигма – система форм одного слова, отражающие видоизменение слова по присущим ему грамматическим категориям. Речевая карта – основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, заполняется логопедом при обследовании. Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Словарь активный – часть словарного состава современного языка, которое свободно употребляется в живом повседневном общении, противопоставляется пассивному словарю. Словарь пассивный - часть словарного состава современного языка понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемом в повседневном общении. Словообразование – 1) деривация, образование слов в языке по существующим моделям с помощью аффиксации словосложения и т.д.; 2) раздел грамматики. Учебное пособие – печатные, графические материалы, предназначенные для обучения. Фраза – законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения. Эвристика – 1)методика обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического использования и отыскания истины
ТЕМА: «ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (II УРОВЕНЬ)»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель: доцент,к.м.н. Гаязова Г. А.
Работа допущена к защите 13.02.2013 Заведующий кафедрой _________ Р.Г. Аслаева Дата представления ________ Дата защиты _________ Оценка __________ УФА- 2013 Содержание Введение ………………………………………………………………….……….3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.016 с.) |