Психологические подходы понимания невроза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические подходы понимания невроза



Владимир Николаевич Мясищев определял невроз как психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для неё сторонами действительности, вызывающее болезненно - тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери [25]. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний, влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Одним из главных факторов формирования неврозов считал “ситуативную недостаточность”, которая подразумевает, что каждому отдельно взятому человеку, может быть непосильна та или иная ситуация. Например для шизоидного типа личности будет не выносима шумная обстановка с большим скоплением людей, в то время как для демонстративного типа личности, та же ситуация будет вполне комфортной. При длительной, трудной и требовательной обстановке определённому типу личности, шансы заболеть неврозом увеличатся [15].

Понимание личности в концепции В. Н. Мясищева характеризуется как система отношений человека к людям и окружающей действительности. Концепция неврозов, основана на понимании личности, как системы отношений, единицей которой служит отдельное отношение. Личность, как целостная сложно организованная система, состоит из различных структур, каждая из которых несёт своё особое значение в формировании личности.

Отношения личности являются взаимодействием основанным, на личном опыте и выражаются в действиях, реакциях, переживаниях. Отношения характеризуют уровень интереса, лабильность эмоций, потребности, они для личности являются движущей силой. Личность проявляет себя в социальном взаимодействии: семейное взаимодействие, рабочие или приятельские отношения, отношение к самому себе.

Для понимания функционирования неврозов, Мясищев В. Н. предлагал рассматривать психогенную болезнь личности и формирования невроза, в контексте нарушенных близких отношений и невозможности личности переживать, и субъективно переваривать действительность [26]. “Определяющую роль в патогенезе невроза играет внутренний конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и, когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло, патогенное напряжение и был, найден рациональный продуктивный выход из возникшего положения.

Мясищев В. Н., определяя источники невроза в дошкольном возрасте в семейной ситуации, конкретизирует это патогенной ролью семейных конфликтов, противоречивостью отношений родителей к ребёнку. “Формирующийся в этих условиях способ обработки жизненных трудностей даёт основание говорить о задержке волевого развития.”[15]

Основа формирования неврозов согласно представлениям В. Н. Мясищева, формируется при противоречивых стремлениях и потенциальных возможностях личности, при столкновении с реальной действительностью. Личность, страдающая от невроза, во взаимодействие с окружающим миром сталкивается с рядом препятствий в отношениях, объясняя это не устойчивостью или невозможностью адекватного взаимодействия.

“Так же В. Н. Мясищев отметил, что невротические состояния тревоги и страха, тревожной мнительности, обидчивости и взрывчатости, реализуясь в той или иной форме, в зависимости.от темперамента, вызывающие реакции эмотивного характера, переходящие в состоянии невроза и углубляющиеся при непонимании со стороны окружающих.”[15]

Мясищев с коллегами сформировал наиболее характерные черты личности, предрасполагающие к различным формам неврозов:

- Для истерического невроза будет характерен эгоцентричный, требовательный тип личности.

- Неврастения будет обусловлена внутренним конфликтом, с завышенным требованием к себе, не противоречащим общественным правилам.

- Невроз навязчивых состояний характерен для личности, не способной разрешить внутренний конфликт, как правило, связанно с вопросами моральных устоев и правил поведения в обществе

В концепции неврозов Мясищева была разработана патогенетическая психотерапия. Главной задачей, которой является обнаружение искаженного контакта, который пагубно повлиял, на личность и в дальнейшей жизни предопределил, искаженное восприятие действительной реальности и изменения функционирования центральной нервной системы [26].

Важнейшее значение для успешной психотерапии в концепции Мясищева имеют взаимоотношения врача и пациента. Создание “здорового” контакта, в который входит понимание проблемы больного, сочувственное отношение, не исключающее в некоторых случаях противостояние социально-неприемлемым желаниям человека. Задача психотерапевта состоит в формировании адекватной оценке реакций окружающего мира и системе взаимоотношений с людьми.

По моему мнению, формирование детских неврозов в большинстве случаев, можно рассматривать в контексте внутрисемейных отношений. Возникающие конфликтные ситуации, могут разрешаться по разным сценариям, при невротических расстройствах у родителей, дети учатся адаптироваться, и приспосабливаться и, как правило, в ущерб своих чувств, интересов, желаний. У ребёнка в связи с искаженным восприятием себя и других людей, меняется вся система взаимодействий с окружающим миром и с пониманием себя в мире, что впоследствии может приводить к неврозам либо к формированию определённого типа личности, с доминированием невротических симптомов.

Карвасарский Борис Дмитриевич рассматривал “невроз - как психогенное (как правило,конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах.”[18]

Невроз, в понимании психоаналитической концепции Карен Хорни является психическим расстройством, в основе которого является базальная тревога, при которой ребёнок, не ощущает безопасности внутри своего ближайшего окружения. Такие переживания включаются в ответ на враждебное отношение к ребёнку, это может быть не возможность принять индивидуальности ребёнка, не возможность обеспечить эмоциональный комфорт и безопасность.

Так же, она указывает, что каждую личность нужно рассматривать в контексте ее культуры и ближайшего окружения. Понятие “нормальности” и понятие невротичности определённого общества, будет зависеть от представлений общества о “нормальности”, через определенные шаблоны поведения, правил, чувств в обществе. К. Хорни видит основную проблему формирования неврозов в формировании искаженного “Я”, образующегося под давлением окружения [40].

Основной причиной внутреннего конфликта и в следствии образования тревожности, будет являться эмоциональная холодность и отчужденность родителей, либо избыточная опека ребёнка.

 При невротическом реагировании, ребёнок будет базироваться на следующих реакциях: “от людей”, “к людям”, “против людей” [40]. Реакция “против людей” такому типу личности будет свойственно враждебное отношение к себе и к окружающему миру, такие ощущения связаны с подавлением внутри себя слабости, они не признают, ее внутри себя и прирезают, в других людях. Человек будет нуждаться в подтверждении своей значимости через значимого другого, что свойственно при нарциссизме. Адаптация такого рода подразумевает быть выше остальных, чтобы почувствовать своё превосходство. Так же выделяются три подтипа:

- Нарциссический тип

- Поклонник совершенства

- Высокомерно - мстительный тип.

Направленность “к людям”, является полной противоположностью предыдущему типу. Такой человек испытывает большие сложности с распознанием своего “Я”, он будет вытеснять свою агрессию и бояться агрессии других людей, адаптироваться, и выживать в условиях, которые возможно не удобны, и не приемлемы для него. Но такая форма страдания, будет для него ценной, потому что именно такая форма будет поддерживать ложный, мученический образ своего “Я” и права на требование любви и принятия. Такой тип будет ожидать от ближайшего окружения осуществления всех жизненных ожиданий и требований и нести ответственность за его действия.

Тип личности “от людей” характеризуется полным подавлением своих потребностей, желаний и экспрессии, стремление к одиночеству, чтобы не попадать в зависимость от других людей, их мнения, оценки. Человек будет испытывать сильную тревогу, от взаимодействия с людьми и комфорт при нахождении в одиночестве, т. к. ощущение безопасности и целостности может проявляться только при условии отсутствия контакта. Такая форма невротизации происходит от страха взаимодействия с внешним миром, потому что, контакт для таких людей, будет являться угрозой целостности. Пассивная позиция в жизни будет наиболее комфортна для существования.

Захаров А. И. изучал, формирование детских неврозов и рассматривал, взаимосвязь невротических расстройств, с формой воспитания и семейными взаимоотношениями. Особое внимание уделял личным качествам и характеристикам родителей и ближайшего окружения ребёнка, впоследствии заболевшего неврозом. Неврозы в понимании Захарова А. И. представляют эмоциональное расстройство, возникающее в первые годы жизни ребёнка в связи с критичными отношениями в семье [15]. Родители, как правило, бывают тоже больны неврозом и в связи с этим, они не могут учитывать индивидуальности ребёнка и его потребности в проявлении себя. Такие родители, чаще всего придерживаются внутренних моделей воспитания, которые могут быть устаревшими и не считающимися с личностью ребёнка.

В основе формирования невроза лежит тревога связанная с проблемой принятия ребёнка в семье и возможности самовыражения, а в дальнейшей жизни понимание личности своего места в мире [16].

К основным причинам тревожности и формировании страха у детей, можно отнести:

- Проецирование беспокойства матери, находящейся в состоянии стресса,

- Различного рода потрясения, либо испуга. Можно отнести потерю ощущения безопасности, длительная разлука со значимым взрослым, резкие болевые ощущения, несчастные случаи.

- Страх потери заботы и эмоционального контакта со стороны матери, при наличии невротически мотивированной гиперопеке и желания полностью владеть ребёнком.

- Отсутствие полного принятия и поддержки со стороны ближайшего окружения ребёнка. Ощущение незащищенности, ненадежности и отвержения от важных для ребёнка людей. Невозможность предсказать поведение и реакции близких лиц, особенно при невротических расстройствах и конфликтах в семье, когда ребёнок беспокоиться за родителя с которым себя идентифицирует. В случае не желанности ребёнка или не принятия его индивидуальности, чувство беспокойства будет обусловлено ощущением ненужности и никчемности.

- Опасение наказания, осуждения, презрения, лишение положительного отношения, со стороны близких людей. Ребёнок будет связан большим числом моральных предписаний и долженствований, которые не в силах оправдать.

- Невозможность быть принятым и понятым в кругу семьи

- Осознание отличий от ровесников. Чувство личной недостаточности и социально психологической изоляции.

Как правило, у детей в младенчестве появляется несфокусированная повышенная тревожность, которая может выражаться эмоциональной лабильностью, так и в виде страха по отношению к реально угрожающему объекту. Беспокойство, тревожность и страх являются базовой основой для формирования невроза [49].

Наиболее выделяющейся особенностью преморбидного развития при неврозах будет эмоциональная чувствительность, которая является предпосылкой для формирования чувства беспокойства, тревоги и страха, в ответ на регулярные психотравмирующие события жизни ребёнка [16]. В свою очередь беспокойство, заостряет эмоциональную чувствительность в виде, сензитивности - повышенной эмоциональной чувствительности, ранимости, запечатлеваемости на внимание к себе окружающих и признание их интеллектуальных достижений и потребностей.

“Ведущее содержание патогенного конфликта, при неврозах определяется как несоответствие воспитания возможностям развития ребёнка, опыту становления его “Я”. В основе этого патогенного конфликта, лежит конфликт между “я” и “мы”, когда ребёнок хочет, но не может по разным причинам войти в референтную группу “мы” (вначале это семья, затем это группа сверстников). Обусловленное этим чувство обособленности является предпосылкой для развития невротического индивидуализма и нарастающего процесса отчуждения “я” от “мы” с постепенным превращением последнего, в категорию “они” в форме переживаемого чувства непринятия (непричастности) и непониманию (непризнания). Это противопоставление не достигает такой степени, какая бывает при психопатических развитиях личности, а носит внутренний, большей частью неосознанный характер и сопровождается ощущением неестественности, чувством вины, беспокойства и страха, когда понятие “они” ассоциируется со всем новым, неизвестным или травмирующим опытом”. [15] Таким образом, формирование невроза носит, более внутренний характер и порождает внутренний конфликт, в связи с травматическим опытом переживания собственного “Я” во внутрисемейных отношениях. Личный опыт, переживаемый человеком, будет возвращать его в проблему нерешённого конфликта, будет носить неосознаваемый характер и носить чувство непонимания и непринятия в обществе. Невроз, рассматривается как ненарушенные стороны процесса формирования личности, в психологических условиях не адекватных по своей силе, по мере взросления личности.

Следовательно, невроз приводит состояние личности в раннем возрасте к усилению личностной дезинтеграции и к нарушению идентичности. Для сохранения внутреннего баланса психики, формируются защитные механизмы. Преобладание у ребёнка перекоса защитных механизмов может вызывать развитие определённых черт личности и акцентуации характера, что в дальнейшем может привести к неврозу [15].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.018 с.)