Теоретический анализ невроза и личности родителей и детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический анализ невроза и личности родителей и детей



Понятие невроза

Невроз (др. греческий - нерв + оз «заболевание») - расстройство психической деятельности, при регулярных или однократных психотравмирующих событиях жизни человека, как правило, связаны с нарушением взаимоотношений с людьми, определением себя в мире, невозможность самовыражения и реализации полного потенциала личности [32].

Невроз в классическом понимании, является хроническим нарушением функционирования высшей нервной деятельности, в следствии ведет к перенапряжению нервных процессов в коре головного мозга, действием неадекватных по силе и длительности внешних факторов. Протекаете в форме повышенной истощаемости психической деятельности, в связи с этим понижается работоспособность, выносливость, умственная деятельность, т.к. человек находится в состоянии тревоги, снижается мотивация, искажается восприятие внешнего мира либо внутреннего, в зависимости от формы конфликта, нарушается взаимодействие с людьми из-за неспособности адекватно оценивать состояние себя и других [36].

Психогенным фактором появления невроза являются конфликты, как правило, это семейно - бытовые отношения в кругу семьи. [16] Внешние конфликты могут быть связаны неприятием и угнетением психических процессов личности ребенка, другим особо важным и значимым для него человеком. В следствии, после долгих психотравмирующих внешних отношений, человек начинает отвергать в себе, какие либо психические процессы и вытеснять их, после этого адаптироваться к новым условиям практически невозможно. Так же главным отличием невроза от других видов психических расстройств, является наличие психической травмы однократной или длительно влияющей на ребенка, различные виды напряжения или переживания не посильные в силу возраста, могут вызывать стойкие нарушения адаптации и регуляторной функции.

Невроз в отличии от психоза помогает человеку сохранить критическое отношение к болезни и способность контролировать свое поведение.

Отличительный симптом невроза это тревога. Тревога является, иррациональным страхом, перед неизвестным фактором и включается в обычные моменты жизни, в которых нет явной угрозы [49]. Источниками беспокойства ребенка дошкольного возраста могут являться:

- Чрезмерная тревожность матери по отношению к ребенку.

- Различные эмоциональные потрясения и испуг. Ранняя сепарация от симбиотического объекта.

-  Угроза лишения жизненно важных потребностей, необходимых младенцу, на ранней стадии развития.

- Отсутствие ощущения безопасности, в связи с эмоционально отсутствующей матерью. Ощущение покинутости, брошенности, угрозы разрыва контакта с матерью, (опекуном). Отсутствие опоры в окружении близких людей.

- Чрезмерные наказания и отсутствие одобрения со стороны ближайшего окружения ребенка.

- Невозможность быть понятым и принятым.

- Чувство изоляции в обществе сверстников, в связи с ощущением собственной неполноценности.

У младенцев беспокойство может проявляться эмоциональной лабильностью, снижением настроения, ослаблением аппетита, плаксивостью, грызение ногтей, сосанием пальца [17].

В классическом понимании невроза выделяют подвиды: неврастению, истерический невроз, тревожное расстройство, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, ипохондрический невроз [29].

К счастью, невроз является обратимым процессом. При своевременном обращении к психологу, конфликтная ситуация может быть разрешена. Если говорить о детях, то, как правило, психологическая помощь необходима всей семье и ближайшему окружению (бабушки, дедушки). Конфликтная ситуация может возникнуть из-за несовпадения типов личности, если в ближайшем окружении ребенка, гиперопекающий или игнорирующий родитель (эмоционально отверженный), разные требования от значимых людей, двойные эмоциональные послания, и т. п. могут пагубно влиять на становление личности ребенка.

Виды неврозов:

- Неврастения(астенический невроз) одна из форм невроза. Выходящий из употребления медицинский и психиатрический термин, обозначающий состояние чрезмерной усталости и недостатка энергии, ранее предполагали, что это состояние вызывается истощением или недостаточным питанием нервной системы [32]. Первым ввёл клиническое определение неврастении Джордж Миллер Бирд (1869 г.) Неврастения возникает при хронической стрессовой ситуации и чрезмерной напряженности.

При неврастении ребенок испытывает неуверенность в себе, страх перед трудностями и желание избежать их, чтобы не выглядеть плохо в глазах других людей.

Здесь будет присутствовать позиция родителей: соответствовать идеальному образу, «хорошего» ребенка и строгое наказание или изоляция при невыполнении ожиданий. Ребенок заранее не верит в свой успех, в связи с завышенными требованиями родителей, он может, что то знать, и понимать, и отличаться другим видением мира, но будет бояться проявить себя. Родителей воспринимает как властных и строгих, побаивается их осуждения. При неврастении ребенок ощущает себя подавленным, т.к. подавлен его темперамент, и вместе с этим уверенность в себе.

Приспосабливаемость такого ребенка в обществе, выражается в форме жалости к себе, своим видом, положением, он добивается того, чтобы не брать на себя ответственность. Такого рода адаптация является ярким признаком неврастении. Проявляется в состоянии повышенной истощаемости психической деятельности в связи с лабильность настроения, от возбудимости до раздражения. К основным симптомам так же можно отнести: капитуляция при встрече с трудными жизненными ситуациями, деятельностью, плохая переносимость физической и эмоциональной нагрузки в связи с этим жалобы на плохое самочувствие, тахикардия, слабость, головную боль, шум в голове, повышается тревожность о состоянии здоровья и тревожность об опасных болезнях.

- Истерический невроз, заболевание проявляется наличием физических симптомов (истерические судороги, приступы удушья, демонстративные рыдания которые возникают при наличии зрителей, гипертония), при отсутствии физических признаков или других доказательств физической патологии, так же нарушается поведение больного допускающее, что симптомы выполняют некоторую психическую функцию [32]. Для детей будет характерно привлечение внимания родителя любыми способами, в связи с ранее вынужденной разлукой или других детских переживаниях.

Истерические симптомы - это способ защиты от сложных жизненных ситуаций или при необходимости достичь желаемого.

При истерическом неврозе конфликт будет возникать в связи с отсутствием влияния одного родителя и эмоциональной отстранённостью другого родителя [16].

Такого рода симптомы возникают в связи с впечатлительностью и сильным самовнушением больного. В эмоциональной сфере, таких людей можно описать как очень тревожных и уязвимых к чувству стыда и вины. В младенческом возрасте симптомы истерического невроза будут проявляться как: капризность и плаксивость, забрасывание головы назад, падением и дрожью в теле, своего рода демонстрацией, при отказе выполнения его требований. Ребенок с возрастом будет добиваться желаемого посредством крика. Семья для такого ребенка будет являться местом, в котором необходимо воевать, чтобы получить внимание, любовь и заботу. В детском возрасте развивается упрямство, если оно еще подкрепляется родительским страхом от крика и плача, ребенок усваивает позицию, что при сильном его желании можно не делать того, что просят взрослые, и при просьбе сделать элементарные вещи малыш, будет отвечать только «не буду», «не хочу».

- Невроз навязчивых состояний (Обессивно-компульсивное расстройство) доминирующими симптомами невроза являются навязчивые мысли и компульсивное поведение (выполнение сложной и стереотипной последовательности, которая помогает облегчить психологическое напряжение, вызванное тревожными мыслями и состоянием страха). Особое отличие от других видов невроза будут тревожные мысли, страхи, опасения, которые возникают, спонтанно и человек будет пытаться, снизить уровень тревоги навязчивыми действиями. Навязчивость действий проявляется вопреки разуму, воле и чувствам при ясном сознании, как правило, данные ритуалы противоречат желанию человека, но самостоятельно больной не в силах освободиться от них [32].

Чаще всего у детей дошкольного возраста невроз навязчивых состояний будет проявляться в виде нервных тиков, навязчивых движений. Нервные тики будут проявляться в произвольных действиях: наморщиваете носа, мигание, повороты головы, шмыганье носом, подергивание ногой, подергивание плечами. Эти действия, связаны с психологическим напряжением и совершая, такие действия, напряжение проходит [14].

Навязчивые действия (ритуалы) должны совершаться в строгой последовательности и в определенном порядке. Выполнение ритуалов, может на время успокоить ребенка, но до следующего состояния тревоги.

Причиной невроза в основном является конфликт между потребностями личности и невозможностью их удовлетворения. Страхи, формирующиеся в детском возрасте из этого конфликта: страх загрязнения, боязнь острых предметов. В старшем школьном возрасте это становится навязчивым страхом за свое здоровье: ощущение сердцебиения (кардиофобия), страх заболеть раком (канцерофобия), страх психического расстройства (маниофобия), страх возникновения страха (фобофобия), ощущение неминуемой смерти, страх задохнуться, страх смущения при посторонних людях, страх выступления на публике [32].

У детей, заболевших неврозом навязчивых состояний, завышен инстинкт самосохранения, совершая, ритуалы они излишне оберегают, себя от страха, например, чрезмерно мытье рук, чтобы не заболеть, и в дальнейшем умереть. Как правило, у таких детей излишне тревожная мать, своим страхом за жизнь ребенка, она фиксирует чувство страха у самого ребенка. Такая форма тревожно-мнительного реагирования родителей, не дает возможности ребенку в дальнейшем адекватно реагировать на свое состояние.

Невроз навязчивых состояний, обратимый процесс.

- Депрессивный невроз– состояние, при котором наблюдается пониженное настроение, ощущение непрекращающейся печали, упадок сил, неспособность получать удовольствие от обычных вещей (ангедония) и вегетативные нарушения: отсутствие аппетита, хроническая бессонница, проблемы с саморегуляцией [32]. При депрессивном неврозе, травмирующие обстоятельства внешнего мира, будут переживаться как повреждение собственного Я больного.

Обычно состояние грусти наступает, волнообразно и несёт в себе ощущение беспросветности. Больной ощущает безысходность своего положения, он смотрит на свою жизнь как негативный и ошибочный опыт. В таком состоянии страдает самооценка человека, нарушается контакт с людьми, больной жаждет близкого контакта, и боится потерять значимого человека, это состояние ощущается как вечное и нескончаемое. Основные причины развития депрессивного невроза кроются в длительных психотравмирующих внешних ситуациях (стресс), либо в потере эмоционального контакта с близким и значимым человеком (ребёнок и значимый взрослый), либо в отсутствии возможности реализации своего творческого потенциала [15].

Симптомами невроза являются:

- Повышенная плаксивость

- Подавленное состояние

- Сниженное настроение

- Ослабление волевой мотивации

- Заторможенность двигательных процессов

С физиологической стороны:

- Головные боли

- Учащенное сердцебиение и боли в сердце

- Расстройства желудочно-кишечные

- Нарушение дыхания

- Ослабление мышечной активности

- Общая заторможенность

- Панические атаки

Лечение депрессивного невроза в процессе психотерапии, заключается в организации атмосферы принятия, понимания и уважения самовыражения личности ребенка.

- Ипохондрический невроз- состояние патологического преувеличения опасений за своё здоровье, главным симптомом которого является вера пациента в то, что у него неизлечимое физическое заболевание [32].

В окружение больного ипохондрический синдром может серьезно не восприниматься, в связи с отсутствием, настоящих подтверждений физической болезни. Родные и ближайшее окружение человека могут думать, что больной симулирует, придумывает симптомы для привлечения внимания, но на самом деле человек может ощущать те состояния, о которых он говорит. Поддержка человека и успокаивающие действия могут быть расценены как безразличное отношение к его проблеме. Не прекращающееся чувство боли и тревоги, не даёт человеку возможности, сконцентрироваться на окружающем мире, так как все его внимание находится в теле [29]. Человек действительно ощущает себя больным, это происходит, непроизвольно и имеет, навязчивый характер, хотя врачи могут говорить о том, что человек здоров. Он может чувствовать боль от неудач во внешнем мире, но она распространяется в его теле.

Причины формирования ипохондрического синдрома возможно у людей с такими чертами личности как:

- Впечатлительных

- Эмоционально лабильных

- Тревожных

Причинами ипохондрического невроза могут являться психотравмирующие факторы:

- Гиперопекающее воспитание ребёнка с высокой тревожностью о его здоровье. Ребёнок подвергается хронической психотравмирующей обстановке, в которой присутствует тревожно мнительный родитель или значимый взрослый, постоянно ищущий симптомы и проблемы со здоровьем ребёнка. В таких условиях ребёнок начинает верить, что с ним, что то не так, подтверждая тревогу взрослого. Чаще всего ипохондрический и истерический невроз так же диагностируется у родителей, таких детей.

- Неизлечимые заболевания близких людей. 

- Психотравмирующее событие, в котором ребёнок является свидетелем внезапной смерти другого человека.

Симптомы ипохондрического невроза:

- Человек будет постоянно озабочен риском внезапной смерти, от какого либо заболевания.

- Предъявление соматических жалоб, с подозрением, на какое либо тяжелое заболевание, отказ от приема лекарств, из - за страха усугубить течение болезни.

- Постоянное прислушивание к сердцебиению, боли в области сердца, одышке, головокружению, тахикардии.

- Недоверие к заключениям врачей, при отсутствии подтверждения серьезного заболевания у больного.

 Очень часто с ипохондрическим неврозом диагностируется депрессия. Ипохондрический невроз излечимое расстройство психики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.03 с.)