Аннотация выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аннотация выпускной квалификационной работы



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕВРОЗА И ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ                                                                                 8

1.1 Понятие невроза                                                                                           8

1.2 Психологические подходы понимания невроза                                     16

1.3 Причины формирования детских неврозов                                             23

1.4 Характеристика личности ребенка                                                           29

1.5 Факторы влияющие на формирование невроза                                       31

1.6 Личность родителей                                                                                   35

Выводы по теоретической части исследования                                             37

2.ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ, ДЕТЕЙ С НЕВРОЗОМ И ДЕТЕЙ С РИСКОМ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВРОЗА 40

2.1 Основные понятия, цели, задачи, гипотезы исследования                      40

2.2 Предмет, объект, выборка исследования                               42

2.3 Описание методик исследования                          44

3. РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С НЕВРОЗОМ И БЕЗ НЕВРОЗА                                                   49

3.1 Изучение эмоциональных особенностей детей. Методика “оценка уровня тревожности” Захарова А. И.                                                                           49

3.2 Изучение личности матерей. Методика PARI                                         52

3.3 Изучение межличностных взаимоотношений ребенка в семье. Методика Рене Жиля                                                                                                           56

3.4 Изучение уровня психологического состояния детей. Методика “Паровозик” с применением методики Люшера                                            60

3.5 Корреляционный анализ личностных характеристик матерей и детей 62

3.6 Вывод по эмпирической части исследования                                           66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               70

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ                                                    71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                           72

 

 

Аннотация выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа по теме: «Психологическая роль семейных факторов в образовании неврозов у детей дошкольного возраста» содержит 76 страниц текстового документа, 2 таблицы, 6рисунков, 51 использованных источников.

В данной работе рассмотрены описания формирования неврозов различных авторов, психологические особенности формирования невроза у детей, исследована личность родителей, проанализирована литература по теме семейных характеристик, раскрыты психологические, генетические и социальные особенности в формировании неврозов у детей.

В результате эмпирического исследования полученных данных, гипотеза исследования подтвердилась: эмоциональные и социальные факторы внутрисемейных взаимоотношений влияют на формирование невроза у детей дошкольного возраста, даны общие рекомендации для матерей.

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в нашей стране, возрастает количество детей заболевшими неврозами, в связи с высоким уровнем стрессовой нагрузки в обществе, рост заболеваемости среди детей увеличивается, что не может не вызывать интерес к изучению и раскрытию данной темы.

Изучение формирования детских неврозов, тема обширная, актуальная на данный момент не только для специалистов, но и для воспитателей, учителей и родителей.

В настоящее время, большинство авторов изучающих формирование детских неврозов первостепенно обращают внимание на психотравмирующую обстановку внутри семьи, на межличностные взаимоотношения родителей и на возможные отклонения в процессе воспитания детей.

Родительская любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, это основа благополучного психологического формирования личности. Это опора, которая дает шанс ребенку вырасти социально адаптированным и эмоционально зрелым. Климат внутрисемейных взаимоотношений является предопределяющим фактором в развитии и формировании личности ребенка.

Основным фактором деформации, личности является неблагополучная ситуация в детско - родительских отношениях и реакция ребёнка на психотравмирующее обстоятельство. В. М. Бехтерев отмечал, что патогенным фактором может явиться не только жизненные обстоятельства сами по себе, но и восприятие и отношение к ним больного, обусловленные его индивидуальностью и прошлым жизненным опытом.

Недостаточное внимание к проблеме формирования личности на этапе взросления, является критическим для формирования невроза уже в более взрослом возрасте.

Изучением подходов в понимания неврозов занимались следующие авторы:В. М. Бехтерев, И. П.Павлов, В. Н. Мясищев, А. И. Захаров, К. Хорни, В. И. Гарбузов, (теория привязанности) Д. Боулби, Д. Калшед, В. Винникотт, А. Я. Варга, В. В. Столин, Б. Д. Карварский, Ю. А, Фесенко. Е. А. Савина, О. Д. Захарова, Г. М. Андреева, Мелани Кляйн, М. Малер, З. Фрейд, А. Фрейд.

В нашей стране первым, кто стал изучать, проявление невротических реакций был, Владимир Михайлович Бехтерев. Разработал методику позволяющую изучать нервно-психическое развитие ребенка. Патогенным фактором формирования невроза по мнению Бехтерева В. М., являются не только жизненные обстоятельства сами по себе, но и отношение и восприятие к ним больного, обусловленные его жизненным опытом и физиологическими особенностями чувствительности ЦНС [5].

Павлов И. П. рассматривал невроз, как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий, действием неадекватных по силе и длительности внешних факторов [28].

Мясищев В. Н в своих трудах описывает невроз как функциональное, психогенное нервно - психическое заболевание, вытекающее из тяжелых переживаний личности неразрывно связанных с условиями жизни [15].

Основой конфликта в работе К. Хорни, служит результат между несовместимыми защитными тенденциями личности, от психотравмирующих обстоятельств и формирует способы защиты: “к людям”, “от людей”, “против людей” [40].

Проблемы родителей заключаются в непринятии индивидуальности ребенка, невозможности осознать отдельность личности ребенка как полноценного человека. Как правило, в детско-родительских отношениях самих родителей имеется ряд определенных сложностей и конфликтов, которые были не разрешены на момент взросления личности родителя.

Недостаточное внимание родителей к своим эмоциональным реакциям, могут стать предрешающим фактором к непониманию и не принятию, собственного ребенка.

Цель исследования - исследовать взаимосвязь эмоциональных реакций ребенка и специфику отношения родителей к ребенку.

Объект исследования - дети дошкольного возраста и их семьи.

Предмет исследования - особенности личности детей заболевших неврозом и их родителей. Причины возникновения неврозов у детей дошкольного возраста.

Цель дипломной работы - рассмотреть психологическую роль семьи в формировании неврозов у детей.

Задачи:

- Раскрыть характеристику понятия невроза.

- Рассмотреть различные психологические подходы понимания неврозов.

- Провести анализ психического развития детей, изучить патогенез психического развития невроза.

- Изучить особенности личности родителей.

-  Выводы по теоретической части.

- Провести психодиагностику детей дошкольного возраста.

- Провести анализ личности матерей.

- Эмпирическое исследование, практические рекомендации.

 

 

Понятие невроза

Невроз (др. греческий - нерв + оз «заболевание») - расстройство психической деятельности, при регулярных или однократных психотравмирующих событиях жизни человека, как правило, связаны с нарушением взаимоотношений с людьми, определением себя в мире, невозможность самовыражения и реализации полного потенциала личности [32].

Невроз в классическом понимании, является хроническим нарушением функционирования высшей нервной деятельности, в следствии ведет к перенапряжению нервных процессов в коре головного мозга, действием неадекватных по силе и длительности внешних факторов. Протекаете в форме повышенной истощаемости психической деятельности, в связи с этим понижается работоспособность, выносливость, умственная деятельность, т.к. человек находится в состоянии тревоги, снижается мотивация, искажается восприятие внешнего мира либо внутреннего, в зависимости от формы конфликта, нарушается взаимодействие с людьми из-за неспособности адекватно оценивать состояние себя и других [36].

Психогенным фактором появления невроза являются конфликты, как правило, это семейно - бытовые отношения в кругу семьи. [16] Внешние конфликты могут быть связаны неприятием и угнетением психических процессов личности ребенка, другим особо важным и значимым для него человеком. В следствии, после долгих психотравмирующих внешних отношений, человек начинает отвергать в себе, какие либо психические процессы и вытеснять их, после этого адаптироваться к новым условиям практически невозможно. Так же главным отличием невроза от других видов психических расстройств, является наличие психической травмы однократной или длительно влияющей на ребенка, различные виды напряжения или переживания не посильные в силу возраста, могут вызывать стойкие нарушения адаптации и регуляторной функции.

Невроз в отличии от психоза помогает человеку сохранить критическое отношение к болезни и способность контролировать свое поведение.

Отличительный симптом невроза это тревога. Тревога является, иррациональным страхом, перед неизвестным фактором и включается в обычные моменты жизни, в которых нет явной угрозы [49]. Источниками беспокойства ребенка дошкольного возраста могут являться:

- Чрезмерная тревожность матери по отношению к ребенку.

- Различные эмоциональные потрясения и испуг. Ранняя сепарация от симбиотического объекта.

-  Угроза лишения жизненно важных потребностей, необходимых младенцу, на ранней стадии развития.

- Отсутствие ощущения безопасности, в связи с эмоционально отсутствующей матерью. Ощущение покинутости, брошенности, угрозы разрыва контакта с матерью, (опекуном). Отсутствие опоры в окружении близких людей.

- Чрезмерные наказания и отсутствие одобрения со стороны ближайшего окружения ребенка.

- Невозможность быть понятым и принятым.

- Чувство изоляции в обществе сверстников, в связи с ощущением собственной неполноценности.

У младенцев беспокойство может проявляться эмоциональной лабильностью, снижением настроения, ослаблением аппетита, плаксивостью, грызение ногтей, сосанием пальца [17].

В классическом понимании невроза выделяют подвиды: неврастению, истерический невроз, тревожное расстройство, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, ипохондрический невроз [29].

К счастью, невроз является обратимым процессом. При своевременном обращении к психологу, конфликтная ситуация может быть разрешена. Если говорить о детях, то, как правило, психологическая помощь необходима всей семье и ближайшему окружению (бабушки, дедушки). Конфликтная ситуация может возникнуть из-за несовпадения типов личности, если в ближайшем окружении ребенка, гиперопекающий или игнорирующий родитель (эмоционально отверженный), разные требования от значимых людей, двойные эмоциональные послания, и т. п. могут пагубно влиять на становление личности ребенка.

Виды неврозов:

- Неврастения(астенический невроз) одна из форм невроза. Выходящий из употребления медицинский и психиатрический термин, обозначающий состояние чрезмерной усталости и недостатка энергии, ранее предполагали, что это состояние вызывается истощением или недостаточным питанием нервной системы [32]. Первым ввёл клиническое определение неврастении Джордж Миллер Бирд (1869 г.) Неврастения возникает при хронической стрессовой ситуации и чрезмерной напряженности.

При неврастении ребенок испытывает неуверенность в себе, страх перед трудностями и желание избежать их, чтобы не выглядеть плохо в глазах других людей.

Здесь будет присутствовать позиция родителей: соответствовать идеальному образу, «хорошего» ребенка и строгое наказание или изоляция при невыполнении ожиданий. Ребенок заранее не верит в свой успех, в связи с завышенными требованиями родителей, он может, что то знать, и понимать, и отличаться другим видением мира, но будет бояться проявить себя. Родителей воспринимает как властных и строгих, побаивается их осуждения. При неврастении ребенок ощущает себя подавленным, т.к. подавлен его темперамент, и вместе с этим уверенность в себе.

Приспосабливаемость такого ребенка в обществе, выражается в форме жалости к себе, своим видом, положением, он добивается того, чтобы не брать на себя ответственность. Такого рода адаптация является ярким признаком неврастении. Проявляется в состоянии повышенной истощаемости психической деятельности в связи с лабильность настроения, от возбудимости до раздражения. К основным симптомам так же можно отнести: капитуляция при встрече с трудными жизненными ситуациями, деятельностью, плохая переносимость физической и эмоциональной нагрузки в связи с этим жалобы на плохое самочувствие, тахикардия, слабость, головную боль, шум в голове, повышается тревожность о состоянии здоровья и тревожность об опасных болезнях.

- Истерический невроз, заболевание проявляется наличием физических симптомов (истерические судороги, приступы удушья, демонстративные рыдания которые возникают при наличии зрителей, гипертония), при отсутствии физических признаков или других доказательств физической патологии, так же нарушается поведение больного допускающее, что симптомы выполняют некоторую психическую функцию [32]. Для детей будет характерно привлечение внимания родителя любыми способами, в связи с ранее вынужденной разлукой или других детских переживаниях.

Истерические симптомы - это способ защиты от сложных жизненных ситуаций или при необходимости достичь желаемого.

При истерическом неврозе конфликт будет возникать в связи с отсутствием влияния одного родителя и эмоциональной отстранённостью другого родителя [16].

Такого рода симптомы возникают в связи с впечатлительностью и сильным самовнушением больного. В эмоциональной сфере, таких людей можно описать как очень тревожных и уязвимых к чувству стыда и вины. В младенческом возрасте симптомы истерического невроза будут проявляться как: капризность и плаксивость, забрасывание головы назад, падением и дрожью в теле, своего рода демонстрацией, при отказе выполнения его требований. Ребенок с возрастом будет добиваться желаемого посредством крика. Семья для такого ребенка будет являться местом, в котором необходимо воевать, чтобы получить внимание, любовь и заботу. В детском возрасте развивается упрямство, если оно еще подкрепляется родительским страхом от крика и плача, ребенок усваивает позицию, что при сильном его желании можно не делать того, что просят взрослые, и при просьбе сделать элементарные вещи малыш, будет отвечать только «не буду», «не хочу».

- Невроз навязчивых состояний (Обессивно-компульсивное расстройство) доминирующими симптомами невроза являются навязчивые мысли и компульсивное поведение (выполнение сложной и стереотипной последовательности, которая помогает облегчить психологическое напряжение, вызванное тревожными мыслями и состоянием страха). Особое отличие от других видов невроза будут тревожные мысли, страхи, опасения, которые возникают, спонтанно и человек будет пытаться, снизить уровень тревоги навязчивыми действиями. Навязчивость действий проявляется вопреки разуму, воле и чувствам при ясном сознании, как правило, данные ритуалы противоречат желанию человека, но самостоятельно больной не в силах освободиться от них [32].

Чаще всего у детей дошкольного возраста невроз навязчивых состояний будет проявляться в виде нервных тиков, навязчивых движений. Нервные тики будут проявляться в произвольных действиях: наморщиваете носа, мигание, повороты головы, шмыганье носом, подергивание ногой, подергивание плечами. Эти действия, связаны с психологическим напряжением и совершая, такие действия, напряжение проходит [14].

Навязчивые действия (ритуалы) должны совершаться в строгой последовательности и в определенном порядке. Выполнение ритуалов, может на время успокоить ребенка, но до следующего состояния тревоги.

Причиной невроза в основном является конфликт между потребностями личности и невозможностью их удовлетворения. Страхи, формирующиеся в детском возрасте из этого конфликта: страх загрязнения, боязнь острых предметов. В старшем школьном возрасте это становится навязчивым страхом за свое здоровье: ощущение сердцебиения (кардиофобия), страх заболеть раком (канцерофобия), страх психического расстройства (маниофобия), страх возникновения страха (фобофобия), ощущение неминуемой смерти, страх задохнуться, страх смущения при посторонних людях, страх выступления на публике [32].

У детей, заболевших неврозом навязчивых состояний, завышен инстинкт самосохранения, совершая, ритуалы они излишне оберегают, себя от страха, например, чрезмерно мытье рук, чтобы не заболеть, и в дальнейшем умереть. Как правило, у таких детей излишне тревожная мать, своим страхом за жизнь ребенка, она фиксирует чувство страха у самого ребенка. Такая форма тревожно-мнительного реагирования родителей, не дает возможности ребенку в дальнейшем адекватно реагировать на свое состояние.

Невроз навязчивых состояний, обратимый процесс.

- Депрессивный невроз– состояние, при котором наблюдается пониженное настроение, ощущение непрекращающейся печали, упадок сил, неспособность получать удовольствие от обычных вещей (ангедония) и вегетативные нарушения: отсутствие аппетита, хроническая бессонница, проблемы с саморегуляцией [32]. При депрессивном неврозе, травмирующие обстоятельства внешнего мира, будут переживаться как повреждение собственного Я больного.

Обычно состояние грусти наступает, волнообразно и несёт в себе ощущение беспросветности. Больной ощущает безысходность своего положения, он смотрит на свою жизнь как негативный и ошибочный опыт. В таком состоянии страдает самооценка человека, нарушается контакт с людьми, больной жаждет близкого контакта, и боится потерять значимого человека, это состояние ощущается как вечное и нескончаемое. Основные причины развития депрессивного невроза кроются в длительных психотравмирующих внешних ситуациях (стресс), либо в потере эмоционального контакта с близким и значимым человеком (ребёнок и значимый взрослый), либо в отсутствии возможности реализации своего творческого потенциала [15].

Симптомами невроза являются:

- Повышенная плаксивость

- Подавленное состояние

- Сниженное настроение

- Ослабление волевой мотивации

- Заторможенность двигательных процессов

С физиологической стороны:

- Головные боли

- Учащенное сердцебиение и боли в сердце

- Расстройства желудочно-кишечные

- Нарушение дыхания

- Ослабление мышечной активности

- Общая заторможенность

- Панические атаки

Лечение депрессивного невроза в процессе психотерапии, заключается в организации атмосферы принятия, понимания и уважения самовыражения личности ребенка.

- Ипохондрический невроз- состояние патологического преувеличения опасений за своё здоровье, главным симптомом которого является вера пациента в то, что у него неизлечимое физическое заболевание [32].

В окружение больного ипохондрический синдром может серьезно не восприниматься, в связи с отсутствием, настоящих подтверждений физической болезни. Родные и ближайшее окружение человека могут думать, что больной симулирует, придумывает симптомы для привлечения внимания, но на самом деле человек может ощущать те состояния, о которых он говорит. Поддержка человека и успокаивающие действия могут быть расценены как безразличное отношение к его проблеме. Не прекращающееся чувство боли и тревоги, не даёт человеку возможности, сконцентрироваться на окружающем мире, так как все его внимание находится в теле [29]. Человек действительно ощущает себя больным, это происходит, непроизвольно и имеет, навязчивый характер, хотя врачи могут говорить о том, что человек здоров. Он может чувствовать боль от неудач во внешнем мире, но она распространяется в его теле.

Причины формирования ипохондрического синдрома возможно у людей с такими чертами личности как:

- Впечатлительных

- Эмоционально лабильных

- Тревожных

Причинами ипохондрического невроза могут являться психотравмирующие факторы:

- Гиперопекающее воспитание ребёнка с высокой тревожностью о его здоровье. Ребёнок подвергается хронической психотравмирующей обстановке, в которой присутствует тревожно мнительный родитель или значимый взрослый, постоянно ищущий симптомы и проблемы со здоровьем ребёнка. В таких условиях ребёнок начинает верить, что с ним, что то не так, подтверждая тревогу взрослого. Чаще всего ипохондрический и истерический невроз так же диагностируется у родителей, таких детей.

- Неизлечимые заболевания близких людей. 

- Психотравмирующее событие, в котором ребёнок является свидетелем внезапной смерти другого человека.

Симптомы ипохондрического невроза:

- Человек будет постоянно озабочен риском внезапной смерти, от какого либо заболевания.

- Предъявление соматических жалоб, с подозрением, на какое либо тяжелое заболевание, отказ от приема лекарств, из - за страха усугубить течение болезни.

- Постоянное прислушивание к сердцебиению, боли в области сердца, одышке, головокружению, тахикардии.

- Недоверие к заключениям врачей, при отсутствии подтверждения серьезного заболевания у больного.

 Очень часто с ипохондрическим неврозом диагностируется депрессия. Ипохондрический невроз излечимое расстройство психики.

 

Основные понятия, цели, задачи, гипотезы исследования

Семейные взаимоотношения для ребенка это первый опыт социального контакта. Главным фактором развития ребенка является чувство принятия, понимания и безопасности на каждом этапе формирования личности. На психическое состояние ребенка влияют родители и его благополучие на прямую зависит от состояния матери, т. к. большую часть времени ребенок проводит с мамой.

При спокойном и благополучном состоянии матери, ребенок получает опыт принятия, уважения и понимания. При тревожных реакциях матери, страхе или излишнем беспокойстве, ребёнок получает травмирующий опыт первых взаимоотношений с миром. Развивается тревожность, как черта характера ребенка, в последствии формируется невроз [42].

В исследовании приняли участие дети и их матери с признаками проявления невроза и дети без явных признаков невротических реакций.

Для исследования следует указать описание терминологии для использования при анализе и интерпретации результатов (описание из методик)

Невроз - расстройство психики при котором происходит нарушение социального взаимодействия и регулярные или однократные психологические травмы, формирующие определенный уровень возбудимости ЦНС.

Тревожность невротическая - особенность чрезмерного тревожного реагирования индивида на обыденные процессы в жизни и неприятные внутренние переживания в которых видится реальная угроза.

Дошкольный возраст - возраст ребенка соответсвующий от 3х до 7 лет.

Личность родителя – совокупность личностных и социальных характеристик, формирующих позицию родителя.

ППС - (положительное психическое состояние) относятся состояния счастья, любви, радости, те состояния, которые ассоциируется с положительными характеристиками.

НПС - (негативные психические состояния) к ним относятся состояние горя, злость, ненависть, стресс, напряженность, раздражительность, фрустрация.

Инфантилизм - черта взрослой личности, имеющая проявление детских эгоцентричных реакций: страх и избегание ответсвенности, патологическое чувство вины при принятии каких либо решений.

Психологический климат группы - набор определенных качеств группы, характеризующие группу как отдельный коллектив, отличающийся от других.

Сверхтребовательность - стиль родительского воспитания эмоционально отверженный и дистанцированный, ребенок воспринимается как образец успешной воспитательной деятельности родителей. При надлежащем поведении ребенок поощряется, при не допустимом поведении наказывается. Уровень оценки поведения ребенка, формируется исходя из личных и моральных принципов родителей.

Гиперопека - стиль родительского воспитания, основывается на избыточном внимании и концентрации на ребенке, с целью уберечь от несуществующих опасностей в связи с высоким уровнем тревожности родителя. Формирует чувство гиперответсвенности перед родителями.

Цель исследования - особенности эмоционального реагирования в условиях внутрисемейных отношений матерей и детей дошкольного возраста с признаками невротических реакций.

Цель исследования - провести исследование и анализ данных матерей и детей с невротическими реакциями.

 

Задачи:

1. Распределить испытуемых детей на 2 группы:

- Невроз у ребенка проявлен

- Есть риск заболевания неврозом

2. Исследовать личность матери, особенности эмоциональных и социальных взаимодействий с семьей и с ребенком, исследовать роль матери как хозяйки дома.

3. Провести исследование детей для выявления восприятия социальных и эмоциональных аспектов взаимоотношений.

4. Провести сопоставительный анализ полученных результатов и описать выводы эмпирического исследования

5. Описать практические рекомендации семьям с риском заболевания невроза у детей.

Гипотезы исследования состояли в предположениях о том, что:

- существует взаимосвязь между эмоциональной составляющей взаимоотношений матерей с детьми и формированием невроза у детей

- существует взаимосвязь между социальным взаимодействием ребенка и формой взаимоотношений в семье

- существует взаимосвязь личностных особенностей матери и эмоциональным состоянием ребенка

Практическая часть исследования определяется тем, что при помощи полученных данных исследования можно выявить эмоциональные и социальные факторы предопределяющие развитие невроза у детей

 

Методика PARI

 

Методика PARI (parentalattituderesearchinstrument), предназначена для изучения отношения родителей к разным вопросам семейной жизни, семейных ролей и детско-родительских взаимоотношений. Авторы данной методики американские психологи Е. С. Шеффер и Р. К. Белл.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли, и 15 касаются детско-родительских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке. Форма опросника была создана в таблице Excel с применением google таблицы, что позволило участникам заполнять данные в режиме онлайн.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вданной работе, предметом исследования является изучение личных характеристик родителей, ребенка с невротическими реакциями и формой реагирования ребенка на деструктивные модели воспитания родителей.

Анализ теоретических данных в данной работе, позволил структурировать различные подходы понимания невроза, исследовать предпосылки формирования невроза у детей, изучить типы воспитания и исследовать личностные особенности родителей, чьи дети, заболели неврозом.

Представлены методологические исследования личности родителей и детей. Исследованы эмоциональные и межличностные аспекты взаимоотношений ребенка и родителя, удалось выявить различия в семьях, где невроз у ребенка есть, и, где есть риск формирования невроза.

Проведено эмпирическое исследование, по результатам которого удалось выявить определенные характеристики типа личности матерей, при которых у детей формируется высокий уровень тревожности, определенный тип социального взаимодействия, что в свою очередь приводит к формированию невроза у детей.

При высоком уровне тревожности матерей и неуверенных в своей семейной роли, формируется определённый тип взаимоотношений с ребенком, по типу гиперопеки либо сверхтребовательности. Нарушается социальное взаимодействие ребенка, увеличивается уровень сензетивности. При увеличении уровня тревожности матери, увеличивается уровень заботы и вмешательства в жизнь ребенка, что в свою очередь, является препятствиемдля ребенка, самостоятельно интегрировать внутренние переживания.

В результате исследования гипотеза о том, что личность матери, социальные аспекты взаимоотношения родителя и ребенка влияют на формирование невроза у ребенка, подтвердилась.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение взаимоотношений ребенка и родителей, является важным аспектом анализа психологического климата семьи. При своевременном обращении семьи, где у ребенка проявляются первые признаки невротических реакций, к психологу, родители должны понимать, что проблема, возникшая у ребенка, является причинно-следственной связью нарушенных взаимоотношений ребенка и родителя.

Для ребенка семья это первый и важнейший опыт социального взаимодействия, в котором формируется личность ребенка. Форма взаимодействия родителей и ребенка накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка, в форме опыта взаимодействия с другими людьми и восприятия себя в мире, относительно других людей.

Благополучный психологический климат семьи является важным условием для роста и развития ребенка. В первую очередь необходима индивидуальная психологическая консультация матери, из семьи, где ребенок имеет риск заболеть неврозом. Каждый семейный случай уникален, и нуждается, в индивидуальном исследовании психологом. В процессе консультации психолог может применить следующую методику работы:

- уменьшить остроту реакций на обыденные вещи и снизить уровень тревожности

- установить эмоциональный контакт с матерью и доверительные отношения, для разрешения внутриличностного конфликта, укрепления уверенности в себе, своих возможностях

- устранить патологические формы взаимоотношений, сформировать стойкую позицию принятия себя и других через сбалансированную и зрелую систему оценок и суждений

- сформировать навык адаптивного взаимодействия

По моему мнению, именно помощь матери необходима, при проявлении у ребенка, первых признаков невротических реакций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург, 2013.Мухина

2.  Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. — Москва: Аспект Пресс, 1999. — 375с.

3.  Астапов, В.М. Тревожность у детей /В.М. Астапов. — Москва: Когито - центр, 2008. — 208с.

4. Баданина, Л. П. Основы общей психологии: учеб.пособие – М.: ФЛИНТА, 2016 – 448 с.

5. Бехтерев, В.М. Мозг и разум: физиология мышления /В.М. Бехтерев. — Москва: АСТ, 2020. — 256с.

6.  Большой психологический словарь / под. ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г./ 3-е изд. – М., СПб.: АСТ, Москва, ПраймЕврознак, 2018 – 816 с.

7. Боулби, Д. Привязанность /Д. Боулби — Москва: Гардарики, 2003. — 477с.

8. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей /Д. Боулби; редактор Ю. В. Божко, пер. с англ. В. В. Старовойтов. — Москва: Канон +, 2019. — 277с.

9.  Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений /А.Я. Варга. — Москва: М: Педагогика, 1987. — 258с.

10.  Выготский, Л. С. Мышление и речь – М.: Национальное образование, 2016 – 368 с.

11.  Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевтра /В.И. Гарбузов; М. О. Вайполина. — Москва: Каро, 2015. — 296с.

12.  Гарбузов, В.И. Неврозы у детей /В.И. Гарбузов, Ю.А. Фесенко; М. О. Вайполина. — Москва: Каро, 2013. — 336с.

13.  Джонсон, Стивен М. Психотерапия характера / Стивен М. Джонсон; — Москва: Корвет, 2016. — 352с.

14.  Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка /А.И. Захаров. — Москва: Просвещение, 1986. — 128с.

15. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов /А.И. Захаров. — Санкт-Петербург: Каро, 2006. — 672с.

16.  Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков /А.И. Захаров. — Москва: Медицина, 1982. — 216с.

17. Калшед, Д. Внутренний мир травмы. Архитипические защиты личностного духа / Д. Калшед; В. А. Огарков. — Москва: Когито - центр, 2015. — 398с.

18. Карварский, Б.Д. Неврозы. Руководство /Б.Д. Карварский. — 2-е издание. — Москва: Медицина, 1980. — 448с.

19.  Майерс, Д. Социальная психология /Д. Майерс — 7-е изд. — СПб: Питер, 2003. — 800с.

20.  Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика /Н. Мак-Вильямс; пер. с англ. В. Снигур. — Москва: Класс, 2015. — 592с.

21. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов – СПб: Питер, 2019 – 583 с.

22. Миняров, В.М. Психология семейного воспитания /В.М. Миняров. — Воронеж: НПО Модэк, 2000. — 256с.

23.  Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития /В.С. Мухина. — Москва: Академия, 2009. — 640с.

24. Мэш, Э., Вольф, Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф; пер. с англ. — СПб: Прайм - еврознак, 2003. — 384с.

25.  Мясищев, В.Н. Личность и неврозы /В.Н. Мясищев. — СПб: Книга по требованию, 2012. — 426с.

26.  Мясищев, В.Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев. — СПб: МПСИ, 2011. — 400с.

27. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен /Р.В. Овчарова. — Воронеж: М: МПСИ, 2006. — 496с.

28.  Павлов, И. П. Условный рефлекс (сборник) – СПб: Лениздат, 2016 –324 с.

29.  Первый, В.С. Справочник невротических расстройств /В.С. Первый, В.Ф. Сухой; Ред. О. Морозова, Н. Калиничева. — СПб: Феникс, 2012. — 637с.

30.  Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ под ред. А. А. Крылова. - Л., 1990. — 367 стр.

31. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика /Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах - М, 2001. — 672с.

32. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа /Ч. Райкрофт; пер. с англ. Л. Топорова, С. Воронин, И. Гвоздев. — СПб: ВЕИП, 2009. — 288с.

33.  Савина, Е.А. Родители и дети. Психология взаимоотношений /Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. — Москва: Когито - центр, 2003. — 228с.

34. Свядощ, А.М. Неврозы и их лечение /А.М. Свядощ. — Москва: ЕЕ Медиа, 1971. — 301с.

35.  Сидоренко, Е.В. Современные метолы психологической диагностики /Е.В. Сидоренко. — СПб: Речь, 2002. — 256с.

36. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов /А.С. Спиваковская. — Москва: МГУ, 1988. — 286с.

37. Столин, В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики /В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга; Ред. А. А. Бодалева. — Москва: М Педагогика, 1989. — 208с.

38.  Филатова, О.В. Современные метолы психологической диагностики /О.В. Филатова, Н.Ю. Литвинова, Е.А. Винарчик. — Владимир: Владим, 2011. — 296с.

39. Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструктивности. - Москва. Каро, 1994. — 235 стр.

40. Хорн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.117 с.)