Причины формирования детских неврозов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины формирования детских неврозов



Семья для ребенка является первым в жизни социальным институтом, в котором ребенок получает жизненно важные навыки взаимодействия, определённые ценности, опыт принятия и поддержки.

Различные исследовательские данные свидетельствуют о том, что ранний опыт психологических травм, влияющих на ребенка, оказывают патологическое влияние на дальнейшую жизнь.

Одним из пусковых механизмов ранней травматизации ребенка, будет являться ранняя психологическая травма[29]. Невротические реакции в становлении личности ребенка играет огромную роль в формировании невроза. Ребёнок вынужден адаптироваться, в условиях не принятия его личности и индивидуальности, вследствие чего образуется конфликт и эмоциональное напряжение в семейных взаимоотношениях.

Дети, лишенные родителей и проживающие в приютах, лишены возможности получить опыт взаимоотношений со значимым взрослым, опыт привязанности, поддержки принятия и заботы. На основе этого у ребенка формируется негативный опыт социальных взаимоотношений. Дети, воспитывающиеся в детдомах, особо остро нуждаются в ласке, заботе и принятии значимого взрослого, но с другой стороны они испытывают страх быть вновь отвергнутым.

Опыт ранней депривации оказывает психотравмирующее действие, на становлении личности таких детей и в кризисных моментах жизни человека, будет возвращать в повторно травмирующую ситуацию. Травма ранней депривации, не даёт возможности оценивать своё положение в мире и обществе. В статье Уласень Т. В. И Боброва А. Е. указывается о различии фрустрации и депривации. Фрустрация имеет предмет (потребность) направленное действие и возможность его удовлетворения, в то время как депривация не имеет даже возможности потребности появиться в сознании [51]. Дети сироты, лишенные родительской привязанности не имеют опыта удовлетворения психологических жизненно важных потребностей. “Я концепция и образ мира подростка” в условиях ранней депривации затрагивает всю структуру личности, что в последствии может приводить к неврозам и психологической дезориентации.

Отправной точкой формирования неврозов по мнению Джона Боулби является нарушенная биологически и социально необходимая привязанность матери к ребёнку. Привязанность это совокупность факторов, которая облегчает процесс выживания и адаптации ребёнка в мире и обществе. Главным принципом привязанности, являются доверительные, чуткие, отзывчивые, эмоционально включённые и поддерживающие отношения ребёнка и взрослого человека [8].

Поиск младенцем защитной близости и контакта с взрослым человеком, активируется в ситуациях угрожаемых безопасности, при тревоге, дискомфорте (боль, холод, голод). Для маленького ребёнка, все эти взаимодействия пока не различимы, и являются базовыми, и связанными с уровнем безопасности от неблагоприятных факторов. Взрослый, воспринимается как источник успокоения, даёт защищенность для благоприятного изучения мира и своих возможностей. В условиях безопасности и комфорта, ребёнку важно получать защиту и эмоциональную удовлетворенность, таким образом, ему будет легче познавать мир [7]. Учёный считал, что для формирования личности и дальнейших социально - эмоциональных контактов важно иметь контакт, со значимым взрослым и получать от него поддержку и принятие. Маленькие дети в условиях эмоциональной холодности и отчужденности не имеют возможности уйти от контакта с взрослым, они могут только адаптироваться в условиях, для выживания.

Процесс становления привязанности младенца к взрослому проходит следующие этапы:

- Начальная ориентировка и неизберательная адресация сигналов любому лицу (слежение глазами, цепляние, улыбка, лепет).

- Сосредоточение на определенном лице.

- Использование взрослого (обычно матери) в качестве “надежной базы” для исследовательского поведения и источника дающего чувства защищенности.

- Гибкого и регулируемого партнёрства на третьем году жизни.

Тяжелые страдания малыша, разлучённого с матерью, объясняются по мнению Боулби, активированным состоянием его внутренней системы регуляции поведения, а в результате даже при самом хорошем уходе со стороны чужих для ребенка лиц он теряет интерес к окружающему. Таким образом, при нарушенных стадиях формирования привязанности, у малыша разрывается контакт со значимым взрослым, что впоследствии может привести к проблеме формирования социальных взаимодействий, в дальнейшей жизни, в связи с ранней травматизацией необходимых для ребенка взаимоотношений внутри семьи [8].

Для формирования невроза ребенок, может быть, подвергнут однократной или регулярной психотравмирующей ситуации. В основе самой ранней базовой тревоги будет являться потеря эмоционально - социального контакта с матерью, что в свою очередь будет являться психологической травмой для ребенка, заболевшим неврозом.

Травма ранней депривации описана в работе Дональда Калшеда. Разрыв эмоционального и физического контакта ребёнка и матери является самой сильной по мере влияния тревогой, оказываемой на ребенка. Материнская депривация влияет на формирование “Я” ребенка и восприятие окружающего мира [17]. В младенчестве человек всецело зависит от матери, либо от значимого взрослого, который в свою очередь является источником психологического опыта. Взрослый человек является связующим звеном для ребенка, во время переработки информации поступающей от внешнего мира тревоги, либо опасности.

Дональд ВудсВинникотт описывает состояние ребенка при длительном отсутствии матери рядом с младенцем:

При постоянном присутствии матери, ребёнок ощущает личную целостность существования. При отсутствии матери определенное количество времени, ребёнок будет ощущать состояние дистресса, однако это состояние снимается, после того как мать возвращается. Но в ситуации, когда мать отсутствует более долгое количество времени, при котором ребёнок не в силах справиться с дистрессом, он становится травмированным. В этот момент травматизации ребёнок пережил, состояние утраты жизненно важной связи и его примитивные защиты будут выстраиваться, таким образом, чтобы не допустить повторения ситуации потери. Человек во взрослой жизни будет тянуться к контакту и близости, но одновременно будет ощущать состояние тревоги, потому что ранний опыт формирования психики не будет давать возможности пережить эту травму повторно [17].

Сухарева Груня Ефимовна считает что, чем сильнее и неожиданнее оказывает воздействие на ребенка психическая травма, тем меньшее значение имеют личностные характеристики ребенка и наоборот, чем менее выраженным будет оказываться психическое воздействие на ребенка, тем более явным будет картина формирования невроза [15].

По мнению Захарова А. И. родители, обращающиеся, за помощью к психологу сами страдают, невротическими расстройствами, возможно так же заболевания у ближайших родственников [16].

Генетический фактор в заболеваемости неврозом у детей играет немаловажную роль. Дисгармония, в семейно-бытовых отношениях идущая от прародителей и родителей оказывает влияние на формирование невроза у ребенка. История семьи является важным компонентом для оказания помощи ребёнку с заболеванием невроза.

Как правило, невропатия имеет, связь с неврозами и может, является генетически обусловленным фактором в образовании неврозов. Невропатия ребенка, может возникнуть во время беременности в связи с повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью матери, либо может быть передана по наследству.

Обычно, к психологической помощи семья прибегает в связи с отсутствием результата лекарственной терапии. На протяжении жизни трёх поколений (бабушки, дедушки - родители - ребёнок) происходит характерологическое изменение и накопление изменений невротического круга, которые больше всего проявляются у ребенка заболевшим неврозом. Основной причиной заболеваемости неврозом у ребёнка будет являться психотравмирующей опыт взаимоотношений в семье. При отсутствии детского опыта у матери и отца ребенка, оптимальных для формирования личности взаимоотношений, ребенок не получает необходимых условий для формирования и развития личности.

Патогенное влияние психологических нарушений в прародительской семье влияет на последующие взаимоотношения в семье родителей. От бабушек по материнской линии и от дедушек по отцовской, как правило, идёт двусторонний сдвиг в сторону чрезмерного воспитательного влияния бабушки так и недостаточного влияния дедушки. Отражение первого сдвига обнаруживается в установке матери с доминантными чертами характера, выражается в чрезмерно строгом контроле ребенка и в негибкости и излишней принципиальности в вопросах воспитания и в отношениях с отцом ребенка.

Отражение второго сдвига являются мягкость характера отцов, недостаточная самостоятельность и незрелость чувства отцовства.

В основе формирования невротического типа реагирования, патологический формирующийся опыт, который в дальнейшем буде предопределять все паттерны поведения человека. Цельность “Я” нарушенная в момент формирования, будет формировать паттерны поведения, заключающиеся в сохранении целостности личности[15].

Явный недостаток эмоционального отклика и нормальных взаимоотношений с ребёнком, объясняется отсутствием такого опыта в семье прародителей. Родители детей заболевших неврозом бессознательно компенсируют, и повторяют поведение своих прародителей в отношении ребенка. Установки жесточайшим образом влияют на становление личности ребенка. Формируют неуверенность в себе, неуверенность в своём выборе, комплексы, страхи, комплексы и при отсутствии лечения невроза родителей, ребенок во взрослом возрасте дальше понесёт, патологические установки в жизнь и механически будет их исполнять.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.006 с.)