Методика исследования категориального мышления «существенные признаки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования категориального мышления «существенные признаки»



Назначение

Методика «Существенные признаки» применяется для диагностики категориального мышления, а именно для понимания степени близости родового и видовых понятий у детей школьного возраста и подростков (9-15 лет). Кроме того, она дает представление об общей способности ребенка к анализу, синтезу и обобщению вербального материала. В качестве дидактического материала можно применять для детей с 6 лет.

 

Процедура

Методика проста в применении; как правило, вызывает у детей и подростков познавательную активность. Ее можно использовать как при индивидуальном исследовании, так и при тестировании группы детей.

Получив бланк методики, ребенок должен ознакомиться с заданием, чтобы психолог был уверен, что тот правильно его понял. Инструкция дается ребенку с опорой на бланк.

Предлагаемый бланк состоит из двух частей. Левая часть заполняется испытуемым, а правая — психологом.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот лист. На нем слева написаны слова-понятия (ребенку показывают и читают): сад, река, город и т.д. К каждому слову-понятию относится несколько его признаков (показывают): например, к понятию «сад» относятся такие признаки: растения, садовник, собака и т.д. Среди этих признаков есть 2 главных, существенных признака, без которых понятие не может существовать, а есть второстепенные признаки. Твоя задача правильно определить существенные признаки и отметить их на бланке плюсом, галочкой или аккуратно обвести».

С детьми 9 лет можно сразу разобрать один пример, а затем предоставить ребенку возможность выполнить задание самостоятельно. Детям 10 - 11 лет и старше нужно дать возможность сначала поработать по той инструкции, которая была дана выше. Если же становится ясно, что ребенок не может самостоятельно выполнить задание, то с ним также необходимо разобрать один пример.

 

Оформление протокола

После того как ребенок выполнил задание, психолог заполняет вторую (правую) часть протокола. В соответствующих графах он отмечает знаком «+» правильно определенные существенные признаки понятия (первый и второй). При необходимости психолог фиксирует качественные ошибки выполнения задания, а также некоторые высказывания и объяснения ребенка.

Внизу можно записать общий вывод об уровне выполнения задания. Методика может использоваться многократно. Бывает полезно оценить, как ребенок выполняет трудновыполнимое задание повторно или после обучения.

Возрастные нормы

Дети 9 лет должны справляться самостоятельно с первыми пятью-шестью задачами. Самыми трудными оказываются, как правило, задания под номерами 8, 9, 10,11.

Дети 10 – 11 лет способны правильно определить существенные признаки предлагаемых понятий, допуская иногда небольшие ошибки (2-3) и самостоятельно их исправляя.

Анализ результатов

Методика дает ясное представление об интеллектуальной деятельности ребенка в целом: способности сконцентрироваться на задании, проанализировать задачу и выделить главное в определении понятия. Те дети, которые способны справиться с заданием самостоятельно, как правило, умеют концентрироваться и реализовывать свои интеллектуальные возможности. Дети, которые понимают смысл задания, но требуют постоянной помощи и поддержки, характеризуются хорошим интеллектуальным потенциалом, но испытывают неуверенность в своих интеллектуальных способностях.

 

МЕТОДИКА

«ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК»

(для детей 6-11 лет)

Назначение

Исследование понимания смысла сюжетных картинок, а также последовательности сюжетных картинок традиционно применялось в практике психологической диагностики детей и взрослых.

Для исследования процесса понимания детьми школьного возраста явного и скрытого смысла сюжета предлагаем использовать апробированный нами стимульный материал: сюжетную картинку «Секрет» и последовательности сюжетных картинок «День рождения» и «Сюрприз».

Процедура

Сюжетная картинка «Секрет»

(Используется для детей 6 - 11 лет)

Перед ребенком на столе кладут сюжетную картинку, не сообщая названия, и просят внимательно ее рассмотреть. Далее ребенку предлагают рассказать, что нарисовано на картинке.

Если рассказ ребенка короткий и неполный, ему задают как прямые, так и наводящие вопросы. Прямые вопросы касаются описания ребенком изображенных на картинке людей и предметов. Например: «Кто нарисован на картинке? Что делают девочки? Что делает мальчик?» Наводящие вопросы задаются для проверки сообразительности ребенка, его способности понимать скрытый смысл ситуации: «Как ты думаешь, о чем говорят девочки? Чего хочет мальчик? Зачем он залез на забор? Какое время года изображено на картинке? Как ты думаешь, девочки говорят громко или тихо? Как ты догадался? Почему они говорят тихо?»

Можно предложить ребенку придумать название для этой картинки. Можно сказать, что картинка называется «Секрет» и попросить ребенка объяснить, почему у нее такое название.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.008 с.)