Структура дня ребенка школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура дня ребенка школьного возраста



       Целью следующего блока вопросов было определить, как, по мнению родителей, распределяется время ребенка в течение обычного дня и какими занятиями это время заполнено. Так как речь идет о детях школьного возраста, логично предполагать, что основное время будет, так или иначе, связано с учебой: сами учебные занятия и подготовка к ним.

       По мнению большинства родителей, учебные занятия их детей занимают в среднем или 2-4 часа (41,2%), или 4-6 часов в день (34.4%). На подготовку к этим занятиям тратится несколько меньше времени: менее 2 часов (40,2%) или 2-4 часа (43,0%). В результате мы видим картину полной загруженности, сопоставимой с рабочим днем взрослого человека – от 6 часов в день и больше. При этом, остается достаточно свободного мнения – большинство респондентов (61,4% суммарно) указали, свободное время их детей составляет от 2 до 6 часов ежедневно. Около 16% родителей считают, что у их детей есть больше 6 часов свободного времени. В тоже время, почти пятая часть опрошенных (18,6%) отметили, что свободного времени у ребенка менее 2 часов. Возможно, речь идет старшеклассниках, которым необходимы дополнительные занятия.

       В адрес современных детей часто можно слышать нарекания – «они только и делают, что играют в компьютерные игры» и «сидят в социальных сетях». Но, результаты опроса родителей опровергают это мнение.

На диаграмме отчетливо видно, что самыми частыми занятиями детей, которые отмечают их родители, являются:

- общение с родными и друзьями (39,2% суммарно);

- развивающие увлечения (хобби, чтение, спорт) (30,0% суммарно), к этой группе можно отнести и просмотр фильмов, сериалов (еще + 17,4%).

       Около 3% детей в свободное время заняты подработками, что также способствует развитию и накоплению полезного опыта. Таким образом, большая часть свободного времени детей нацелена на социально-позитивные и развивающие виды деятельности – почти 87% ответов родителей. В своих вариантах ответа родители также называли такие формы времяпрепровождения, как совместные занятия домашними делами, семейные прогулки, развивающие настольные игры.

 

 

Внутрисемейный диалог

       Одним из основных факторов социализации ребенка является общение с членами семьи. Ряд следующих вопросов поможет лучше понять содержание внутрисемейного диалога.

       Насколько в современных казахстанских семьях развита культура совместных праздников и насколько в нее вовлечены дети?

       Подавляющее большинство опрошенных (92,0%) утверждают, что дни рождения и традиционные праздники – это их постоянная семейная практика, а дети с удовольствием принимают в них участие. Очень незначительное число респондентов (5,4%) отметили, что дети предпочитают праздновать с друзьями. Лишь 2,4% (12 человек) – указали, что в их семьях это не принято – треть из них (4 человека) – жители Туркестанской области. Большинство, выбравших такой вариант ответа, - проживают в городах (8 человек). Судя по полученным данным, такая ситуация более характерна для многодетных семей – 10 из 12 ответов даны родителями трех, четырех и более детей.

Как видно на следующей диаграмме – самой частой темой для обсуждения является учеба детей. Однако, эта тема не всегда может носить позитивный характер, особенно в сегодняшних условиях дистанционного обучения. Поэтому, так важно, что следующим, по частоте выбора, вариантом респонденты отметили увлечения и хобби ребенка, а также других членов семьи – общение по таким вопросам развивает взаимный интерес и способствует росту доверия между членами семьи.

       Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что учеба, увлечения, здоровье детей и других родственников являются приоритетными темами семейных разговоров. Особое место занимает обсуждение профессионального будущего детей, это свидетельствует о понимании родителями роли раннего профессионального ориентирования. Самой редко обсуждаемой темой в семье оказались политические события – всего 0,3% (6 человек) указали этот вариант.

       Менее 1% респондентов (15 человек) указали, что на общение с ребенком им обычно не хватает времени. Такие ответы получены в городе и сельской местности практически в равных пропорциях (7 и 8 ответов). Количество детей в семье также не оказывает значимого влияния на полученные результаты: такой ответ дали шесть родителей с двумя детьми, четыре родителя трех детей и пять родителей четырех и более детей.

       Респондентам был задан уточняющий вопрос «Обсуждаете ли Вы в семье увлечения Вашего ребенка?» и это дало интересный результат. Чтобы он был более понятен, воспользуемся не относительными, а абсолютными показателями. При ответе на предыдущий вопрос, вариант «Увлечения, хобби Вашего ребенка или других членов семьи» в качестве темы семейных обсуждений указали 250 респондентов. Во втором случае, когда вопрос был задан в прямой форме, утвердительный ответ на него «Да, мы часто это делаем» отметили уже 444 респондента. Выбор нужно было сделать всего из четырех вариантов, причем утвердительным из них был только один – названный выше. В этом проявляется психологическая особенность – участники опроса выбирают тот вариант ответа, который, как им кажется, характеризует их с лучшей стороны. В этой ситуации более достоверным является результат, полученный на основе косвенного, а не прямого, вопроса. Важно отметить, что эти вопросы в анкете шли не друг за другом, а были разнесены в разные части под номерами 26 и 30.

       Тем не менее, 56 респондентов выбрали другие варианты ответа. Они представлены на диаграмме ниже:

       Отметим еще одно несоответствие. При ответе на косвенный вопрос: «Какие темы Вы чаще всего обсуждаете в семье» вариант «Мы редко что-то обсуждаем с детьми – нет времени» указали 15 человек. А при ответе на прямой вопрос, вариант «Нет, на это не хватает времени» указали уже 21 человек. То есть, необходимо констатировать, что ответы на некоторые вопросы анкеты носят лишь условно достоверный характер. В заключительной части данного отчета будет дополнительно применен сравнительный метод, что позволит если не верифицировать данные, то хотя бы построить картину, более приближенную к реальности.

       Уровень доверия между членами семьи может выражаться в разных формах, но одним из самых ярких его проявлений является возможность поделиться переживаниями и страхами, рассчитывая найти понимание и поддержку.

       Понятна уверенность абсолютного большинства родителей (почти 90%), что их дети доверяют им и имеют все основания рассчитывать на понимание и поддержку. Понятна также и «спартанская позиция» 3,2% респондентов, которые убеждены в необходимости самостоятельного решения детьми их проблем. Трое родителей (0,6%), давших свой вариант ответа, рассмотрели ситуацию с разных сторон.

Привлекают внимание 7,4% респондентов, затруднившихся с ответом. То есть, 37 родителей из числа опрошенных, не могут быть уверенны: их дети не говорят о своих проблемах: а) потому, что проблем нет; б) потому, что считают себя способными решить их самостоятельно; в) по какой-то другой причине.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.005 с.)