Информированность о правах детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информированность о правах детей



 

       Педагоги – это люди, обязательной частью профессиональной подготовки которых должны быть знания о правах детей. Именно им общество и государство доверяет осуществление права на образование, психологическую и физическую безопасность, воспитание нравственных и гражданских чувств у детей. Как сами учителя оценивают свою информированность в этом вопросе?            

Как показали результаты опроса, лишь две трети респондентов, по их собственной оценке, владеют полными знаниями о правах детей и могут рассказать о них. Еще треть признает, что имеет только общие представления о предмете. Четыре респондента посчитали возможным отметить вариант – «Я не имею представления о правах детей». Эти ответы были получены в Туркестанской, Атырауской областях и г. Шымкент.

       Опасно даже не незнание само по себе, а нежелание или отсутствие стремления изменить эту ситуацию.

       Практически все респонденты указали различные источники информации о правах детей, к которым они готовы обратиться при необходимости. Но, восемь участников опроса предпочли указать вариант «Мне не нужна такая информация». Трудно себе представить профессионального педагога, делающего такой выбор. Тем не менее, эти ответы были получены в городах Нур-Султан и Алматы (!), а также в Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Туркестанской областях.

       Детям, родителям и учителям был задан ряд тождественных вопросов, что позволяет сопоставить полученные результаты. В этом случае, более показательны будут не диаграммы, а сопоставительные таблицы.

       Несколько таких вопросов касались условий реализации прав ребенка на здоровое развитие в стенах учебного заведения.

Таблица

Есть ли в Вашем учебном заведении возможности для горячего питания детей? Дети Родители Учителя
Да, и дети этим регулярно пользуются 50,7% 59,6% 86,6%
Нет, таких возможностей нет 9,0% 12,% 3,6%
Есть ли в Вашем учебном заведении медицинский кабинет?      
Да, он всегда работает 61,9% 79,4% 90,2%
Нет медицинского кабинета 0,5% 1,4% 1,2%
Есть ли в Вашем учебном заведении кружки, клубы по интересам, спортивные секции, студии?      
Да, и в них с интересов занимаются дети 36,3% 33,6% 31,1%

 

       Сравнение данных демонстрирует, что родители и дети оценивают возможности, предоставляемые учебными заведениями, ниже, чем учителя. Исключение составляют лишь результаты по занятиям детей в кружках и секциях. Можно понять «профессиональный патриотизм» педагогов, но оценка тех, для кого предназначены учебные заведения, все же, важнее.

       Респондентов-педагогов также попросили оценить степень безопасности учащихся в различных ситуациях. Так как подобные вопросы задавались и другим группам, принимавшим участие в исследовании, у нас также есть возможность сопоставить полученные результаты.

Таблица

Рядом со сверстниками в школе Дети Родители Учителя
Уверенность в полной физической и психологической безопасности 76,5% 71,6% 81,2%
Опасения в психологическом давлении, словесных оскорблениях, издевательствах и унижении учащихся 7,6% 12,0% 7,2%
Опасения в физической агрессии по отношению к учащимся 2,3% 5,0% 1,0%
Рядом со сверстниками на улице Дети Родители Учителя
Уверенность в полной физической и психологической безопасности 65,6% 60,6% 56,6%
Опасения в психологическом давлении, словесных оскорблениях, издевательствах и унижении учащихся 10,4% 15,6% 22,6%
Опасения в физической агрессии по отношению к учащимся 5,6% 10,2% 4,4%
Рядом со старшими детьми (подростками) в школе Дети Родители Учителя
Уверенность в полной физической и психологической безопасности 58,0% 46,0% 69,0%
Опасения в психологическом давлении, словесных оскорблениях, издевательствах и унижении учащихся 13,1% 22,0% 12,4%
Опасения в физической агрессии по отношению к учащимся 7,1% 10,8% 4,6%
Рядом со старшими детьми (подростками) на улице Дети Родители Учителя
Уверенность в полной физической и психологической безопасности 51,6% 41,0% 49,6%
Опасения в психологическом давлении, словесных оскорблениях, издевательствах и унижении учащихся 16,5% 22,6% 21,4%
Опасения в физической агрессии по отношению к учащимся 9,9% 18,6% 7,6%
Рядом с посторонними взрослыми на улице Дети Родители Учителя
Уверенность в полной физической и психологической безопасности 39,6% 32,0% 45,6%
Опасения в психологическом давлении, словесных оскорблениях, издевательствах и унижении учащихся 17,0% 23,4% 24,0%
Опасения в физической агрессии по отношению к учащимся 20,5% 21,4% 8,2%
Рядом с учителями в школе Дети Родители Учителя
Уверенность в полной физической и психологической безопасности 74,9% 81,6% 85,4%
Опасения в психологическом давлении, словесных оскорблениях, издевательствах и унижении учащихся 7,6% 6,6% 4,2%
Опасения в физической агрессии по отношению к учащимся 2,2% 3,0% 1,6%
Рядом с членами семьи, другими родственниками Дети Родители Учителя
Уверенность в полной физической и психологической безопасности 87,7% 79,4% 80,4%
Опасения в психологическом давлении, словесных оскорблениях, издевательствах и унижении учащихся 2,9% 7,4% 4,2%
Опасения в физической агрессии по отношению к учащимся 0,9% 2,2% 2,0%

 

       Сопоставляя полученные данные, мы видим, в целом, общую тенденцию чувства безопасности/опасности в различных ситуациях для детей – она отражена в ответах трех групп респондентов: собственно детей школьного возраста, родителей и педагогов общеобразовательных учебных заведений. Сформулировать ее можно в следующих тезисах:

- Пространство школы представляется всем респондентам более безопасным, чем пространство улицы;

- Наибольшие опасения за безопасность детей вызывает их нахождение рядом с незнакомыми взрослыми на улице. Это косвенно дает негативную оценку общесоциальной ситуации и может порождать дополнительные проблемы: оказавшись в затруднении, ребенок может просто не рискнуть обратиться за помощью к незнакомым людям;

- Уровень опасений родителей закономерно несколько выше, чем уровень опасений детей и педагогов;

- Особую угрозу родители видят в старших детях (подростках) на улице, вне непосредственного контроля со стороны близких и учителей – отрицательные значения по этим показателям заметно выше, чем у детей и педагогов;

- Даже рядом с членами семьи и учителями дети не испытывают 100-процентного чувства защищенности, и эти опасения разделяются и родителями, и педагогами.

       В этих условиях особую актуальность приобретает помощь и поддержка, которую может оказать школа, обладая необходимыми профессиональными и организационными ресурсами. Как сами педагоги оценивают возможности и качество оказания подобных услуг детям и родителям?

           

       По оценкам респондентов, что видно на представленной диаграмме, современная казахстанская школа достойно отвечает на подобные вызовы.

Однако, есть и указания на то, что важные виды помощи оказываются не всеми учебными заведениями – число отрицательных ответов значительно выше в сельской местности, чем в городах (90 и 54 соответственно). Необходимо отметить, что 51 такой ответ получен в Туркестанской области.

       Учителей попросили назвать причины, которые мешают повысить качество услуг, оказываемых общеобразовательными учебными заведениями. Среди наиболее часто указываемых проблем можно выделить следующие:

1. Слабая материально-техническая база и финансовая обеспеченность. Не соответствие здания школы потребностям учащихся и педагогов - недостаток кабинетов, их малые размеры; отсутствие специальных помещений – спортзалов, актовых залов, кабинетов для индивидуальных занятий и офисов для учителей и других специалистов, технического оснащения (интернет-ресурсов) и т.д.

2. Кадровые проблемы: «Кадров нет. Никто не заботится о кадрах, о хороших кадрах. Нужно заинтересовать людей на работу в школу, предоставлять жилье и высокую зарплату. В педагогику идут от безысходности. Нет в школах хороших психологов, соц педагогов. Да, вообще, очень мало квалифицированных кадров. А проверки и тесты только отпугивает и оставшихся. Нужно пересмотреть отношение к педагогу. Резко поднимать его статус, начиная с поступления в институты и колледжи», «Не всегда хватает квалифицированных специалистов», «Не хватает специалистов», «Недостаток инспекторов по делам несовершеннолетних», «обилие старых взглядов, недостаток молодых специалистов», «Отсутствие хорошего психолога-практика. Все прекрасно только в отчетах», «Много детей нуждающихся в помощи, мало специалистов», «Повышение квалификации социальной службы», «Практически постоянное отсутствие и частая смена школьного инспектора», «Система образования строиться на авторитарности. Требования без индивидуальных подходов. Все по старинке», «продвинутая молодежь долго не задерживается» - обращаем внимание, что это высказывания самих учителей.

3. Переполненность классов и загруженность учителей излишней отчетностью.

4. Формализм в воспитательной работе: «Воспитательная работа в основном на бумаге», «Из-за загруженности заместителя директора по воспитательной работе не уделяется должного внимания проблемам буллинга, кибербуллинга», «У всех свои проблемы, все заняты по своему, мало кто думает о детях».

5. Плохо налаженное взаимодействие с родителями: «Чрезмерное участие родителей в школьной работе ставит их права выше учителей», «Родители не уделяют ребенку особого внимания», «Работа с родителями. Многие родители не идут учителю навстречу», «Проблемные учащиеся и их родители плохо идут на контакт», «плохая связь с родителями», «Незащищённость со стороны государства. Родители бывают скандальные и часто районные отделы образования обвиняют учителя. Получается, слушают только родителя и в случаях проблем не учитывается видение ситуации с обеих сторон. Я считаю, что это неправильно. Статус учителя очень занижен. Культурным воспитание детей изначально должны заниматься родители, а не учителя», «Некоторые родители сами создают своим детям проблемы», «недостаточная поддержка родителей», «Наглость родителей», «Воспитание родителей дома не всегда соответствует нормам нравственности, семейные неурядицы сильно действуют на психику детей (разводы, конфликтные ситуации и финансовые трудности в семье)».

       Показательно, что среди названных проблем вопрос заработной платы упомянут лишь однажды (из 500 ответов).

       Обеспеченность средних учебных заведений всеми необходимыми ресурсами – это важнейший фактор реализации права ребенка на качественное образование. Из приведенных выше высказываний учителей становится понятно, что в современной школе существует ряд проблем, негативно влияющих на условия обучения детей. Этот выводподтверждают и ответы на следующий вопрос.

       Если исключить из анализа позицию «Квалифицированные педагоги» (в которой, респондентам нужно было, по сути, оценить самих себя), по всем остальным параметрам обеспеченность средних учебных заведений ресурсами оценивается учителями в диапазоне от 42,2% (интерактивные доски) до 66,4% (санитарные комнаты (туалеты). В этот диапазон укладывается целый век: если вопросы цифровизации стали актуальными относительно недавно, то вопросы обеспечения санитарно-гигиенических условий решаются с начала прошлого столетия.

По некоторым позициям отмечается значимое расхождение между условиями в городах и сельской местности.

 

Таблица Обеспеченность ресурсами общеобразовательных школ (выборочно)

    Город Село
  Санитарные комнаты (туалеты) 76,4% 55,8%
  Оборудование спортивного зала 51,9% 39,3%
  Телефонизация 56,6% 41,7%
  Компьютеризация кабинетов 54,7% 42,6%
  Интерактивные доски 47,3% 36,8%

           

Содержание понятия «доступное качественное образование» претерпевает быстрые изменения на наших глазах. Сегодня в Казахстане оно включает в себя запрос на трехъязычие. Педагогам было предложено оценить готовность школ к решению этой государственной задачи.

       При анализе полученных ответов был использован метод поляризации данных. Респонденты оценивали различные аспекты образовательного процесса по 5-балльной шкале, где 5 баллов означают полную готовность, а 1 балл – абсолютную неготовность. Далее, все средние оценки (3 балла) были исключены, а оставшиеся оценки сгруппированы и суммированы следующим образом: 5 и 4 балла на одном полюсе, 1 и 2 балла на другом.

Таблица

  Готовы Не готовы
Наличие педагогов, владеющих необходимым языком   30,6 39,2
Наличие учебников на соответствующих языках   30,2 41,0
Наличие других учебно-методических материалов на соответствующих языках   28,2 43,8
Наличие соответствующих учебных программ   32,0 42,2

 

       По оценке учителей, сегодняшняя школа скорее не готова к реализации государственной программы трехъязычия, а значит, преждевременно говорить о создании всех необходимых условий по реализации права на качественное образование казахстанских детей.

       Не менее сложной задачей является и реализация политики инклюзии в сфере образования. Инклюзия, как практика включения максимально широкого круга граждан в общественные процессы, является одним из самых эффективных инструментов развития человеческого капитала. Чем раньше происходит процесс инклюзии, тем выше вероятность успешной социализации личности. Особенно это важно для детей с особыми потребностями.

       Педагогам было предложено оценить, насколько средние учебные заведения готовы к внедрению инклюзивного образования.

       Судя по полученным ответам, готовность к образовательной инклюзии в общеобразовательных учреждениях страны еще очень низкая. Только пятая часть респондентов указали на полную готовность школ обеспечить необходимые условия для детей с особыми потребностями. Среди указанных проблем участники опроса выделили вопросы кадровой обеспеченности и отсутствие соответствующих программ. Обращает на себя внимание и тот факт, что каждый десятый педагог затруднился оценить возможности своего учебного заведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.023 с.)