Экспертная оценка состояния прав детей в Казахстане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертная оценка состояния прав детей в Казахстане



 

                       

Данные на диаграмме отражают число экспертов, отметивших ту или иную позицию. Как наглядно показано, 6 из 10 респондентов сделали акцент на четырех вариантах ответа, и все они касаются базовых условий жизнеобеспечения – прав на необходимый уровень жизни, жилище, на охрану здоровья и образование.

Далее эксперты пояснили свой выбор: «Для детей-сирот, особенно сельских регионов, нет возможности постановки в очередь на жилье», «Существуют ситуации, в которых законодательные акты имеют разночтения», «Так как работала в сфере профилактики социального сиротства, а именно с детьми, содержащими в интернатных учреждениях, считаю, что права детей ущемлены, в наибольшей степени именно в этой области. По большому счету, необходимо развить все указанные пункты», «Я отметила данные пункты, так как считаю, что в них имеются более видимые проблемы. Это лично мое мнение», «Участились факты насилия, как в семье, так и в обществе в отношении несовершеннолетних детей».

По мнению участников исследования, в наибольшем внимании и развитии в современном Казахстане нуждаются следующие права ребенка.

       По всей видимости, именно с проблемами в этих сферах эксперты сталкиваются чаще всего, о чем прямо говорит один из респондентов. Это, однако, не означает, что в вопросах других прав ребенка эксперты не отмечают серьезных проблем. Ответы на следующий вопрос частично подтверждают данное предположение.

       В этом случае вопрос был прямо направлен на выявление тех прав ребенка, которые, по мнению экспертов, соблюдаются не в полной мере. Более половины опрошенных вновь отметили право на жилище. Но теперь, в число «антилидеров» вошло и право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни. Видимо, не последнюю роль в таком мнении играют факты жестокого обращения или насилия над детьми, с которыми эксперты сталкиваются в своей профессиональной деятельности. Нельзя исключить и влияние СМИ. Оба этих предположения эксперты подтвердили развернутыми высказываниями: «Как практик, работавший в сфере профилактики социального сиротства, вижу, что права детей, несмотря на большое количество защищающих и представляющих интересы ребёнка организации, не соблюдаются», «Очень много сейчас информации о том, что родители отправляют несовершеннолетних детей работать на улице (попрошайничать), когда сами сидят дома или на лавочке наблюдая за детьми. Это ни есть нормально. Право на жилище - это относительно детей-сирот. Ни все из них получают жилье, тем более хорошее. Если ни государство, то кто поможет сиротам?», «Участились случаи насилия», «Физическое насилие по отношению к детям - в семье и широкой среде считается приемлемым. Доступ к получению социальной поддержки затруднён в силу неосведомленности малообеспеченных семей».

       Нельзя не отметить, что два эксперта (оба из г. Алматы) высказали диаметрально противоположные мнения: «Я не вижу ни одной сферы в стране, где права ребенка соблюдаются в полной мере» (эксперт представляет гражданский сектор) и «Я считаю, все перечисленные права детей соблюдаются в полной мере» (эксперт представляет государственную структуру).

       Значительную часть времени дети проводят в стенах образовательных учреждений (речь не идет о сегодняшних экстраординарных обстоятельствах пандемии, которые нельзя рассматривать как норму). Учреждения образования – это публичные пространства, открытые для контроля со стороны общества и государства, поэтому ситуация в них более прозрачна и на нее проще оказать воздействие, чем на семью. Экспертам было задано два взаимосвязанных вопроса: Достаточно ли делается в организациях среднего образования для обеспечения здоровья детей? Что можно улучшить в этой сфере?

       Ответы разделились на две группы. Одни эксперты уверены, что никаких улучшений уже не требуется: «В школах соблюдаются все нормы, для того чтобы дети были здоровы. Технический персонал ежедневно выполняет свою работу. Медицинская сестра смотрит за состоянием детей», «Достаточно, организация бесплатного отдыха и питания во всех классах начального звена», «На мои взгляд, достаточно делается в организациях образования по обеспечению здоровью детей» - все три экспертаработают в государственных учреждениях.

       Другие эксперты отмечают ряд проблем и предлагают варианты их решения: «Исходя из своего личного опыта - во многих организациях среднего образования на общее количество обучающихся только один специалист по медицине; нет психологов, что очень важно, особенно для подростков», «Индивидуальные шкафчики для книг в общеобразовательных школах, что позволит предотвратить проблему сколиоза», «Межведомственное взаимодействие со службами здравоохранения. Ввести уроки секспросвета», «Обеспечить полный охват бесплатным питанием», «Питание детей. Оборудованные помещения. Улучшение санитарии и гигиены (мыло, вода, туалеты). Повышение потенциала педагогов по отслеживанию симптомов неблагополучия», «Решение вопроса разобщенности между системами здравоохранения и образования», «Увеличить достаточное количество необходимых мест в системе среднего и начального образования. Школы, практически все, переполнены». Такую точку зрения высказывают как представители государственных, так и общественных структур.

       Анализируя ответы экспертов, можно выделить следующие проблемы учреждений образования с точки зрения защиты здоровья детей:

- Недостаточное количество медицинских работников в школах;

- Отсутствие во многих учебных заведениях штатного психолога, что особенно важно для подростков;

- Тяжелые сумки с учебниками – риск развития сколиоза;

- Неполный охват школьников бесплатным питанием;

- Недостаточный уровень санитарно-гигиенического обеспечения (недостаток туалетных комнат, средств личной гигиены);

- Недостаточная квалификация педагогов в отношении раннего обнаружения и профилактики социального и психологического неблагополучия детей.

       Рекомендации экспертов:

- Налаживание более тесного, системного и эффективного взаимодействия между учебными и медицинскими учреждениями;

- Увеличение числа мест в системе начального и среднего образования, чтобы избежать скученности детей (особенно актуально в условиях эпидемиологических угроз);

- Повсеместное внедрение системы индивидуального хранения учебников в средних учебных заведениях;

- Распространение практики бесплатного питания на всех детей школьного возраста;

- Увеличение числа штатных медицинских работников и психологов пропорционально числу обучающихся в учреждении образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.007 с.)