Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные причины негативных явлений в детской и подростковой среде – мнения экспертов
В ходе опроса родителей, их просили выбрать из числа перечисленных факторы негативного влияния на детей: Социально-экономическая ситуация в обществе; Примеры социальной несправедливости в обществе; Влияние улицы; Снижение моральных принципов в обществе; Примеры насилия и жестокости в СМИ, интернете, видеоиграх; Ложь, непорядочность, несправедливость и лицемерие взрослых, примеры коррупции; Дефицит воспитания в семье (занятость родителей); Дефицит воспитания в школе; Неблагополучная ситуация в семье, конфликты; Оскорбительное, неуважительное отношение со стороны родителей, педагогов; Излишняя снисходительность и потакание капризам со стороны родителей, педагогов; Одиночество ребенка и непонимание окружающих.
Экспертам готовые варианты не предлагались. Тем важнее для результатов исследования смысловое совпадение факторов негативного воздействия на детей, которые сформулировали сами респонденты.
Внутренние факторы (микро-уровень)
| Внешние факторы (макро-уровень
| Не доверительные отношения в семье
| Неумение уполномоченных взрослых организовать и учитывать интересы ребёнка, и только ребёнка, с учётом возрастных потребности
| Депрессивное состояние родителей как следствие экономических трудностей
| Ограниченный доступ к качественному образованию, социально-экономическое положение многих казахстанских семей.
| Агрессивные примеры поведения родителей
| С одной стороны, формализм, с другой - преобладание неформальных институтов над формальными, когда неписанные правила, традиции и обычаи имеют большее влияние чем Законы и постановления, и при этом, часто влияние неформальных институтов токсично и травматично (ранние браки, воровство невест, совместное проживание с родителями мужа, воспитание первенца бабушкой и дедушкой, отсутствие границ и т.д. и т.п.). Многие национальные поведенческие модели и паттерны травматичны для ребенка.
|
| Ограниченный доступ к качественному образованию, социально-экономическое положение многих казахстанских семей.
|
| Увеличение социальной нагрузки в обществе, неуверенность в завтрашнем дне, повышение социальной напряженности, что влияет на детей и подростков.
|
| Агрессия как результат копирования жестокого поведения из фильмов
|
Полученные ответы были сгруппированы и представлены в виде таблицы данных. Эксперты чаще, чем родители, поднимаются на уровень обобщения и склонны видеть основные причины негативных явлений в детской и подростковой среде во внешних, общесоциальных факторах.
Механизмы и практики, направленные на обеспечение реализации прав детей
Ниже приведены виды деятельности и мероприятия, которые реализуются в организациях – местах работы экспертов.
Таблица
1
| Обеспечение безопасности детей в различных социальных средах:
- в школе, на улице, дома;
- рядом со сверстниками, старшими детьми, учителями, родителями, родственниками, посторонними взрослыми.
|
| Основной формой работы в этом направлении, по информации, полученной от экспертов, является Просветительская деятельность – ознакомление с правилами безопасности «в школе, дома, на улице, во дворе, в лифте, подъезде, у воды, на дороге, транспорте, а также о способах оказания первой помощи и телефонах экстренных службах»; разработка, публикация и распространение пособий по «профилактике буллинга» для учебных заведений; «эдвокаси с лицами, принимающими решения»; «разъяснение законодательства родителям и детям»;«проведение тренингов».
|
| Мониторинговая деятельность - «обследования насилия в семьях, школах и др.»; «контроль психолого-эмоционального климата в коллективе учеников и педагогов»;
|
| Профилактическая и реабилитационная деятельность – «коррекционные занятия»; «ресоциализация несовершеннолетних, совершивших правонарушения»
| Вывод:
| Никто из экспертов не назвал формы и практики, основанные на современных цифровых возможностях: работа в СМИ и социальных сетях никак не отражена, не указаны актуальные формы волонтерской деятельности, привлечение широкой общественности, использования креативных подходов с привлечением самих детей. Указанная экспертами деятельность носит субъектно-объектный характер.
| 2
| Повышение грамотности детей в области их экономических прав.
|
| - «работа с социальными работниками системы социальной защиты, по обучению навыкам оценки и помощи бедным семьям с детьми», «информирование детей в приемных семьях о положенных льготах», «разъяснения законодательства через отделы образования регионов»
|
| - в рамках общеобразовательной программы средней школы «на уроках математики, обществознания, истории, экономики», внеурочные занятия по отдельным темам финансового просвещения»
|
| - «обследования по эксплуатации детей»
| Вывод:
| Данные, представленные экспертами, носят общий, формализованный характер. Нет указания на использование эффективных игровых форм работы, разработку доступных материалов по развитию финансовой грамотности детей разных возрастов, нет примеров конкретных обучающих практик.
| 3
| Повышение доступности помощи и поддержки государства и общественных организаций
|
| Информирование: «Администрация школы совместно с социальным педагогом организовывают информационные стенды, где родители и дети могут получить информацию и узнать более детальную информацию по телефону или же обратиться на прямую к директору школы или социальному педагогу. Также сейчас публикуется информация на сайтах школы»; «Информирование о правах приёмных детей»; «Распространение результатов обследований»; «Разъяснение законодательства»; «Родительские лектории».
|
| Институциональные формы деятельности: «Социальные ресурсные семейные службы, где семья и ребенок получают помощь по любым сложным жизненным ситуациям – грантовое финансирование на основе действующих НПО»; «в Школе есть разные акции, акции благотворительности, дорогу в школу, всеообуч и.т.д.», «Выделение грантов детям из социально-незащищенных слоев населения», «Обеспечение доступности некоторых гос услуг»; «Подворовые обходы, сопровождение семей в ТСЖ»»; «Рассмотрение обращений граждан».
| Вывод:
| Большое внимание уделено вопросам информирования, что является безусловным плюсом. В словах экспертов нашли отражения практики сотрудничества государства и общественных организаций – грантовое финансирование социально-значимых проектов.
| 4
| Организация доступного детского досуга, форм развивающей и реабилитационной деятельности
|
| «Выдача сертификатов (ваучеров) на занятия в детских кружках и клубах сроком на 4-8 месяцев – государственное грантовое финансирование»; «бесплатные услуги психологического консультирования детей»; «Организация развлекательно-познавательных конкурсов и мероприятий»; «Экскурсии по историческим местам в рамках деятельности пришкольных и загородных лагерей отдыха школьников».
|
| «Закуп и передача материалов для творчества и канцелярских товаров по запросу колонии для несовершеннолетних».
| Вывод:
| В ответах экспертов не нашли отражения программы и мероприятия по развитию инклюзии, участие бизнес-сообщества в организации процессов социализации детей.
|
|