Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информированность о правах детей
Как и респондентам-детям, респондентам-родителям также было задано несколько вопрос с целью определить уровень их информированности о правах детей. Число родителей, признающих, что имеют лишь общие представления о правах детей, составляет почти две трети опрошенных. 10 человек (по 5 в городской и сельской местности) признали, что ничего не знают о правах детей. Два таких ответа получено в г. Нур-Султан, три – в Алматинской области, по одному в Мангистауской, Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской и Актюбинской областях. Но, пожалуй, более показательно, что среди тех, кто выбирал такой вариант ответа, по три родителя (всего 9 ответов из 10) двух, трех, четырех и более детей. В 9 случаях из 10 такой ответ дали респонденты, указавшие, что их дети растут в семьях с двумя родителями. Отвечая на этот вопрос, была возможность дополнить ответ в более развернутой форме – многие родители прямо цитировали Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан», другие ограничивались фразами: «Знаю о правах моих детей», «Ребёнок имеет право: свободу, бесплатно учиться, лечиться. И многое другое. Конвенция о правах ребёнка», «У детей есть право получить среднее образование». Важно отметить, что респонденты дети давали гораздо более содержательные ответы на этот вопрос. К сожалению, 36 (7,2%) родителей-респондентов на вопрос «Если Вы захотите больше узнать о правах детей, к каким источникам Вы обратитесь?» отметили вариант «Мне не нужна такая информация». Треть из них (12 человек) – жители Туркестанской области. Еще более настораживает, что 20 опрошенных, выбравших этот вариант ответа – родители многодетные – у них трое, четверо и больше детей. По этим данным, ни в коем случае, нельзя делать вывод, что в многодетных семьях не уделяется внимания правам детей. Но, возможно, этот вопрос требует отдельного серьезного изучения. Как уже отмечалось выше, подавляющая часть опрошенных родителей – это люди в возрасте примерно 30-50 лет, то есть достаточно хорошо знакомые с современными информационными возможностями. Не удивительно, что наиболее выбираемый вариант ответа – «Буду искать информацию в интернете». Его указали более половины респондентов (55,8%), а если суммировать с ответами «Задам вопрос в соцсетях, на форумах для родителей» (13,6%), необходимо констатировать, что авторитет учителей в качестве источников информации о правах детей очень низкий – только 11,4% родителей выбрали этот вариант ответа. Возможно, причиной является то, что эта тема не обсуждается на родительских собраниях (или обсуждается крайне редко).
Как положительную тенденцию можно отметить, что большинство респондентов-родителей, выбравших свой вариант ответа, в качестве вероятного источника информации о правах детей, указали нормативные акты и консультацию у специалистов в данной сфере. Анализ ответов на предыдущий вопрос продемонстрировал, что учителя не являются для родителей авторитетными источниками информации о правах детей. Насколько регулярно родители вообще общаются с учителями? Можно ли говорить о хорошо выстроенной системе взаимодействия ответственных взрослых по вопросам образования и воспитания детей? Видимо, в силу загруженности, подавляющее большинство родителей (81,0%) контактирует с учителями только тогда, когда в этом возникает насущная необходимость. Другая крайность – 12.8% респондентов указали, что общаются с учителями своих детей каждую неделю, в этом случае речь уже может идти о серьезных проблемах и низком уровне доверия своим детям. Хотя периодичность проведения родительских собраний не регламентируется общегосударственными нормативными документами, обычно они проводятся не реже одного раза в четверть. Присутствие на них – это самый простой способ поддерживать системные связи между учителями и родителями. Но, как видно из результатов исследования, такой ответ («Раз в четверть») дали лишь 3,6% родителей. При этом, хорошо организованное и эффективное взаимодействие между родителями и педагогами – это одно из самых важных условий реализации права детей на образование. Право на образование
При ответе на следующий вопрос – «Какое образование государство гарантирует гражданам в Казахстане?» – участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответа. Анализ процента наблюдений (то есть, доли от общего числа полученных ответов) позволяет увидеть не только, как распределились ответы по вариантам, но и каково число ответивших тем или иным образом.
На сегодняшний день Конституция РК (Ст. 30) гарантирует (то есть обязано обеспечить без дополнительных условий) гражданам бесплатное среднее школьное образование, а также высшее образование, но бесплатным оно будет только на конкурсной основе (система грантов). Как представлено на диаграмме, большое число участников опроса считают, что гарантированными являются и другие формы и уровни образования. Особенно обращают на себя внимание два момента: почти половина (48,0%) убеждены в гарантированности дошкольного образования, 13,4% - в гарантированности послевузовского. Такая неосведомленность о важнейшем праве на образование может стать причиной для необоснованных требований к государству с одной стороны, с другой стороны – не настраивает родителей готовить детей к серьезной конкуренции в области реальных знаний. Конечно, это касается далеко не всех родителей, но результаты, полученные в ходе исследования, выявляют существование такой проблемы. Наверное, каждый родитель желает, чтобы его ребенок смог добиться достойного места в жизни. В современных реалиях перехода к постиндустриальной экономике это означает, что гарантированного государством среднего школьного образования может быть не всегда достаточно. Какое образование планируют для своих детей участники опроса? И действительно, ограничиться лишь средним образованием для своих детей предполагают только 17,8%. Больше половины респондентов (54,1%) видят своих детей студентами вузов, а почти 10% - продолжающими обучение и после получения диплома бакалавра.
Но, чтобы поступить в вуз необходимо продемонстрировать достаточно высокий уровень школьной подготовки. Насколько высоко оценивают качество современного школьного образования в стране участники опроса, какие аспекты школьного образования вызывают у них наибольшие нарекания? Следующий вопрос, который был задан родителям, структурно носил сложный характер. Респондентам было предложено оценить различные аспекты школьного образования по следующей шкале (наиболее близкой к привычной, для многих родителей постарше, системе) – отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Чтобы более четко увидеть картину и выявить основные тенденции, при анализе был применен метод поляризации. Для этого, оценки «хорошо» и «удовлетворительно» были исключены как средние. Такой подход позволяет наглядно показать, какие аспекты деятельности сегодняшней казахстанской средней школы оцениваются родителями наиболее высоко, а какие – наиболее низко. Из десяти предложенных вариантов самые высокие оценки (более 30% оценок «отлично») были поставлены родителями четырем– обеспеченность учебниками и методическими материалами, профессионализм педагогов, взаимодействие учебного заведения с родителями и качество воспитательной работы. Таким образом, очень высоко оценены усилия государства по обеспечению школьников учебниками, а также уровень подготовки педагогических кадров. Реже других позиций (около 20%), максимально высокие оценки со стороны родителей получали: качество практических знаний, условия для развития личности ребенка, доступ к интернету и его использование в учебном процессе.
Необходимо отметить, что на различия в уровне теоретической и практической подготовки давно обращают внимание специалисты в области среднего (и не только) образования. Что касается доступа к интернету и использования цифровых возможностей в учебном процессе – эти вопросы приобрели особенно актуальное звучание в условиях дистанционной формы обучение. Примечательно, но количество максимально высоких оценок по этой позиции практически одинаково в городах и сельской местности (20,5% и 21,6% соответственно). Сопоставление самых высоких и самых низких оценок различных аспектов деятельности общеобразовательных учебных заведений рисует зеркальную картину и подтверждает осознанный и взвешенный подход респондентов к ответам на такой важный вопрос, как качество среднего образования, получаемого их детьми. Для большей наглядности эти результаты помещены в сравнительную таблицу:
Таблица
Чем выше число оценок «отлично» (обеспеченность учебниками и методическими материалами, профессионализм педагогов, взаимодействие учебного заведения с родителями и качество воспитательной работы), тем ниже число оценок «неудовлетворительно» по этим позициям. Напротив, чем ниже число оценок «отлично» (качество практических знаний, условия для развития личности ребенка, доступ к интернету и его использование в учебном процессе), тем выше число оценок «неудовлетворительно». Отдельно необходимо сказать о таких аспектах среднего образования, как привлечение детей к общественной деятельности и условия для развития личности ребенка. Помимо учебных занятий, направленных на формирование научной картины мира, большое значение для становления личности ребенка играют внеучебные занятия в различных кружках и секциях. Их задача – содействовать развитию всесторонне развитой личности, помочь ребенку расширить его кругозор не только в плане дополнительных знаний, но и в направлении социально-ориентированной деятельности и осознания гражданской идентичности. Мировой опыт показывает, что именно клубные занятия часто становятся основой зарождения волонтерских движений среди молодежи. Таким образом, два этих аспекта связаны между собой, и то, что они не входят в лидирующую группу по оценкам родителей – повод обратить больше внимание на этот вопрос.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.011 с.) |