Информированность о правах детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информированность о правах детей



       Для того, чтобы определить, насколько дети осведомлены о своих правах, было задано несколько прямых, уточняющих и косвенных вопросов: «Знаете ли Вы о правах детей?», «Какие именно права у Вас есть?», об источниках информации о правах детей, к которым респондент обратиться при необходимости, на чью помощь могут рассчитывать дети, если посчитают свои права нарушенными.

Эти вопросы были призваны показать не только уровень общей информированности детей о своих правах, но и глубину понимания содержания и значения этих прав.

Чуть более трети респондентов (37,9%) ответили - они знают, что у них есть права. В тоже время, более половины (57,0%) детей – участников опроса уточнили: они знают, что такие права есть, но не знают, какие именно. Число таких ответов очень значительно колеблется по регионам: от 39,1% в Северо-Казахстанской до 71,8% в Атыраускойобласти. Показательно, что в городах такие ответы дети давали чаще, чем в сельской местности (61,1% и 52,1% соответственно).

Как негативный аспект необходимо отметить, что около 5% опрошенных (это 102 ребенка) ответили, что ничего не знают о правах детей. Больше всего таких ответов получено в Атырауской области (10 ответов - 12,8% от числа опрошенных в регионе) и Павлодарской (6 ответов - 9,1% от числа опрошенных в регионе). Но, в абсолютном выражении «лидирует» Туркестанская область – 16 ответов, хотя они и составляют 5,6% от числа детей, опрошенных в регионе.

 

Обращает на себя внимание и тот факт, что подобный вариант ответа чаще указывался городскими детьми (59 ответов, 5,4% от общего числа городских детей против 43 ответов, 4,7% от общего числа детей, проживающих в сельской местности), хотя эти различия укладываются в рамки статистической погрешности.

С точки зрения возраста респондентов – чаще всего заявляли о своем незнании респонденты в возрасте 12, 13 и 14 лет: суммарно 75,5% от числа тех, кто выбрал такой вариант ответа. Возможно, именно здесь кроется причина таких результатов и, мы хотя бы частично, имеем дело не с реальной неосведомленностью, а, со своего рода, «подростковым бунтом». Подтвердить или опровергнуть это предположение могли бы  дальнейшие исследования, однако, важно учитывать возрастные психологические особенности. Профессиональные педагоги должны знать об этих особенностях в силу полученного образования, но далеко не все родители получили педагогическую подготовку. Некоторая «протестность» подростков является естественным и нормальным проявлением процесса взросления и требует особых подходов в коммуникации с детьми этой возрастной группы.

Ответы на следующий вопрос (Какими именно правами, по мнению детей, они обладают) позволили более полно определить уровень информированности детей о своих правах. Этот вопрос носил открытый характер и позволял респондентам формулировать мнение своими словами. В целом, дети действительно достаточно широко осведомлены о своих правах. Они самостоятельно указали права на воспитание в семье, здравоохранение, образование, жизнь и здоровое развитие, отдых и досуг, обеспечение до совершеннолетия, на социальную защиту и участие в культурной жизни, на безопасность и защиту от жестокого обращения. Насколько четко они понимают содержание этих прав, станет более понятно при анализе ответов на специализированные и конкретизирующие вопросы.

В случае нарушения прав, на чью помощь рассчитывают дети?

       При ответе на этот вопрос дети могли указать несколько вариантов, поэтому 44,4% ответов «к родителям, родственникам» не означает, что лишь менее половины детей станет обращаться к родным. Данные на диаграмме лишь указывают на то, что этот вариант ответа был самым частым. За ним, по популярности, идет вариант «к классному руководителю (учителю)». То, что эти варианты безусловно лидируют, является доказательством доверия, которое испытывают дети к тем взрослым, с которыми они больше всего общаются. В таблице ниже представлены результаты по данному вопросу, рассчитанные от числа респондентов (так называемый, процент наблюдений), а не от числа полученных ответов, как в это показано на диаграмме.

  Если Вы посчитаете, что Ваши права были нарушены, к кому Вы с этим обратитесь? Процент наблюдений (от числа участников опроса)
1  К родителям, родственникам     80,7%
2 Классному руководителю (учителю) 32,1%
3 Психологу 11,3%
4 Телефон доверия 5,6%
5 Школьному инспектору 10,5%
6 В полицию 13,2%
7 Друзьям 18,7%
8 Ни к кому 9,1%
9 Другое 0,5%
  Итого 181,6%

       Независимо от того, по какой методике рассчитываются проценты (5,0% - простой или 9,1% - процент наблюдений), неблагоприятным выглядит тот факт, что 182 ребенка выбрали вариант «Ни к кому». В основном, такой ответ давали подростки в возрасте 14-16 лет (123 человека), живущие в городской среде (110 человек). Возможно, в этом проявилось их стремление к независимости – косвенно это предположение подтверждается собственными ответами: «Сам разберусь», «Я сама решу эту проблему» и т.д. Хочется надеяться, что при необходимости, они все же окажутся достаточно зрелыми, чтобы не стеснятся попросить о помощи.

       Права ребенка могут быть нарушены и в семье, например, в ходе ссоры. Что делать ребенку в этом случае?

       Как мы видим, почти половина респондентов отметила вариант «Ни к кому». С одной стороны, в семье может случиться всякое и не каждая ссора является угрозой для ребенка. С другой – дети не всегда могут оценить причиняемый им ущерб и, если ссоры в семье носят достаточно частый и/или агрессивный характер, ребенок имеет право на защиту от травмирующих его обстоятельств. Но, если ребенок ни с кем не обсуждает эти проблемы, помощь может опоздать. Государство стоит на защите прав семьи, это закреплено в нашей Конституции, общество и специализированные службы не могут оставаться в стороне, если в семье сложилась нездоровая атмосфера, угрожающая благополучию ребенка.

К каким источникам информации готовы прибегнуть дети, если им потребуется больше узнать о своих правах? Ответы на этот вопрос косвенно выявляют и степень доверия к этим источникам. Наиболее популярный ответ – «Спрошу у родителей, родственников» - 32,4%. Если же применить метод логической группировки, то на первом месте (с незначительным отрывом) окажутся современные цифровые СМИ и социальные сети – 35,2% суммарно. Учителей, в качестве источника информации о своих правах, респонденты называют в 22,1% случаев, что является третьим вариантом по частоте выбора.

 

Что обращает на себя внимание – отвечая на открытый вопрос о правах ребенка, многие дети продемонстрировали убежденность, что они имеют право на бесплатное образование без конкретизации уровней и условий. Ответы на следующий вопрос подтвердили достаточно широкое распространение такой точки зрения, которая может содержать в себе серьезные заблуждения.

Как видно на диаграмме ниже, почти 18% детей убеждены в гарантированности им высшего образования, а еще более 5% - в гарантированности послевузовского образования. Причем, в гарантированности высшего образования респонденты уверены даже больше, чем в гарантированности начального и среднего профессионального образования. По всей видимости, это связано с их желанием продолжить обучение после школы в более статусных учебных заведениях.

Наибольшее число таких ответов фиксируется в двух областях – Кызылординской (57,4% от числа опрошенных в области) и Алматинской (51,7% соответственно). Отсутствие понимания, что с определенного уровня образование можно продолжить только на конкурентной (грантовой) или платной основе может иметь негативные последствия, когда они столкнуться с реальностью. Кроме того, это уже сейчас может снижать мотивацию на учебные достижения в качестве условия поступления в вуз на грант – ведь если высшее образование гарантировано, зачем стараться в школе. Уверенность в гарантированности дошкольного образования (17,6%) может косвенно повлиять на последующее репродуктивное поведение, если это представление не будет скорректировано в последующие годы.

Исходя из мнения о гарантированности различных уровней образования, какое образование планируют респонденты для себя?

Как показывают ответы на этот вопрос, более половины участников исследования рассчитывают получить высшее образование – 53%. Место проживания (город или село) не оказывает значимого влияния на эти планы, что можно считать позитивным результатом.

Среди респондентов, проживающих в настоящее время в сельской местности, даже выше абсолютные и относительные показатели тех, кто планирует продолжить получать образование и после завершения вуза (8,8% в городе, 11,8% в селе).

Безусловно важным является то, как дети видят свое будущее. Результаты опроса в целом показывают оптимистичный настрой детей и их уверенность в праве на получение образования и возможности его продолжить. Но, не менее важной является их оценка текущей образовательной ситуации.

 

Оценка детьми актуальных условий реализации их права на образование

 

       Одним из основных условий реализации права на образование является его доступность. В понятие «доступность образования» часто вкладывают широкий спектр смыслов, но в данном случае речь идет о прямой физической доступности – возможности ребенка оказаться в школьном классе. Несмотря на все большую распространенность дистанционных форм обучения (которую дополнительно подстегнула ситуация пандемии), физическое присутствие ребенка в школе имеет огромное значение как для получения знаний, так и для успешной социализации в целом. Общение со сверстниками и учителями играет большую роль в процессе формирования личности, что может подтвердить любой взрослый, вспоминая свои школьные годы.

       Следующий вопрос был направлен на то, чтобы увидеть картину транспортной доступности учреждений образования для детей. Ведь в докризисный и посткризисный периоды физическое присутствие ребенка в школе – это норма.

 

       Если судить по полученным результатам, ситуация с доступностью учебных заведений вполне благоприятная – почти 93% респондентов (суммарно) ответили, что им удобно добираться до места учебы. Тем не менее, порядка 5% участников опроса отметили, что у них есть трудности. В этом пункте исследования нет принципиальных расхождений между условиями городской среды и сельской местности – 5,6% и 4,6% соответственно.

 

Характеристика пространства учебного учреждения с точки зрения реализации прав на здоровое развитие

       Пространство учебного заведения – это не только место для занятий. Дети проводят в нем ежедневно по несколько часов, поэтому важно создать здесь условия для здорового физического развития ребенка.

Только половина опрошенных детей пользуются услугами школьных столовых и регулярно получают горячее питание. Почти каждый десятый респондент (9,0%) ответили, что в их учебных заведениях нет возможностей для горячего питания, каждый пятый (21.8%) указал, что практически никогда не пользуется этими возможностями, потому, что это дорого. Еще 18,5% оценили приготовление пищи в учебном заведении как некачественное/невкусное и этим объяснили, что не пользуются услугами школьных столовых.

Очень важным условием обеспечения безопасности детей в учебном учреждении является доступность оперативной первичной медицинской помощи. Практически все опрошенные дети (98,7%) отметили наличие медицинского кабинета в школах, лицеях, гимназиях и т.д., где они обучаются. Результат можно было бы назвать очень хорошим, но только 61,8% респондентов указали, что этот кабинет работает всегда. Нерегулярность работы медицинского кабинета отметили 32,6% (каждый третий), в 4,3% случаев дети указали, что «медицинский кабинет есть, но он всегда закрыт».

В задачи школьных медицинских работников входит не только своевременное оказание первичной медицинской помощи, о чем говорилось выше, но и просвещение детей по вопросам их здоровья, основных принципов ЗОЖ, профилактики возникновения опасных зависимостей и т.д. Особенно это важно, когда речь идет о подростках.

Лишь 38,5% участников опроса указали, что занятия по медицинскому просвещению проводятся у них регулярно, еще 35,0% отметили, что такие занятия были у них 1-2 раза, а каждый четвертый (26,5%) заявил, что ничего о таких занятиях не слышал.

Таким образом, в большинстве учебных заведений есть условия для получения детьми горячего питания и необходимой первичной медицинской помощи. Но, в ряде случаев, эти условия или не реализуются в полной мере, или не соответствуют потребностям детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.013 с.)