Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клир и народ. Благодатные служения: апостолы, пророки, евангелисты, учители.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово: κλῆρος – клир буквально значит „жребий“, „доля, доставшаяся по жребию“, а в христианской церкви этим именем стали называть духовенство все вообще или же часть его. В Новом Завете оно употреблялось в значении призвания к апостольству в тесном и широком смысле этого последнего слова. Книга Деяний, рассказывая об избрании Матфея на место Иуды-предателя и указывая, что первый был Апостолом, а второй сделался таковым, употребляет (1, 17.27) по отношению к Иуде выражение: „получил жребий“ (τὸν κλῆρον), а по отношению к Матфию: „выпал жребий“ (ὁ κλῆρος). Впрочем, в Новом Завете клиром назывались и все христиане, конечно потому, что они представляли собою род избранных людей из числа остального человечества (1 Петр. 5:3: „не господствуйте над наследием – τῶν κλήρων – Божиим“). Не скоро потом словом „клир“» стали называть лиц, посвященных на служение алтарю и церкви. Ничего такого не находим не только в апостольское время, но в течение почти всего II века. Условием, содействовавшим усвоению наименования „клир“ сейчас упомянутыми лицами служило следующее: с течением времени стала все более утверждаться в церкви идея и даже учение, что епископы по своему церковному служению суть преемники Апостолов и их власти; посему, когда приходилось говорить об избрании епископов, то при этом случае стали употреблять те самые выражения, которыми в новозаветных писаниях обозначалось избрание к апостольскому служению в тесном и обширном значении этого слова. Потом выражение „клир» стало употребляться и в применении к другим лицам, служащим алтарю и церкви, когда речь шла об их избрании. Вообще, не может быть сомнения в том, что чем больше церковный персонал выделялся из класса мирян и возвышался над ним, тем точнее и явственнее образовалось состояние, получившее название „клира“. Название это сделалось почетным наименованием лучшей „избранной“ части церковного общества. Что такое клирик по сравнению с мирянином, – это вполне определилось к средине III-го века; в это время очень ясно проводится разграничительная черта между клиром и простыми верующими. Св. Киприан Карфагенский (сер. III в.) пишет:
«Каждый, удостоившийся Божия священства и постановленный на служение церкви, должен служить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями. Не должны связываться мирскими узами и хлопотамите, которые, занимаясь делами Божиими и духовными, не могут оставлять церкви для занятия земными мирскими делами. Этот образ чиноположения и обязанности прежде в законе соблюдали левиты: в то время, как одиннадцать колен разделили страну и брали в ней участки, – колено Левиино, предназначенное для занятий при храме, алтаре и божественных службах, не должно было участвовать в этом разделе; но, предоставляя другим возделывание земли, оно должно было служить только Богу, на пищу же и одежду получать от одиннадцати колен десятину от плодов, производимых землею. Все это было сделано по воле и распоряжению Божию – с тем, чтобы лица, занятые божественными службами, не были ничем развлекаемы и не были в необходимости думать и хлопотать о делах мирских. Таков же чин и порядок соблюдается клиром ( in сlero) и ныне: те, которые в церкви Божией избираются в духовный сан (ordinatione clerica), не должны ничем отвлекаться от божественного служения, не должны связываться хлопотами и занятиями мирскими; но как братия, живущие приношениями, как бы десятинами от плодов, они должны быть неотступно у алтаря и священнослужений, трудиться денно и нощно, для дел небесных и духовных. И тот не заслуживает поминовения у алтаря Божия в молитвах священников, кто хотел бы отсечь от алтаря священников, и служителей церкви» (Творения Киприана, I, Киев 1891, стр. 112–113: письмо 5-е) Начиная с конца II века и в течение всего III века объем понятия „клир“ оставался широким. Это понятие обнимало всех высших священнослужителей, со включением епископа, и церковнослужителей, напр. иподиакона, чтеца, заклинателя. Не так стало впоследствии. Уже в IV в. появляются некоторые церковные правила, в которых не причисляются к клиру ни епископ, ни пресвитер, ни диакон: клириками стали называть одних церковнослужителей. В 24 прав. собора Лаодикийского (в конце IV века) говорится: „не подобает священному лицу, от пресвитера до диакона, а потом кому-либо из церковного чина (ἓκκλησιαστικῆς, в значении клира) даже до иподиаконов или чтецов“ и т. д. Или же: „не следует лицам священным или клирикам быть волшебниками“ (прав. 36); „лицам священным или клирикам не следует путешествовать без канонических грамот“ (прав. 41).
Нужно однако сказать, что ни широкое, ли узкое понятие о клире не удержалось в последующем церковном словоупотреблении. Его заменило понятие, составляющее так сказать средину в отношении к прежним, которое исключало епископа, главную составную часть его, и обнимало прочих членов клира.
Разделение верующих на клир и мирян и всеобщее признание такого порядка имеет в своей основе верование в Божественное происхождение христианской иерархии. Апостол Павел возводит её к Иисусу Христу и Самому Богу: " И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные" (1 Кор. 12:28). Вот первый ряд христианских служений и в хронологической последовательности и фактической важности. В послании же к Ефесянам (4:11) тем же апостолом несколько лет спустя дается более сложный перечень христианских служении: " И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых." Следовательно во главе христианских служений стоит триада - апостолы, пророки и учители, в последующее время осложнившаяся новыми иерархическими должностями. Апостолы, пророки, евангелисты, учителя – это благодатные служения (в отличие от иерархических), характерные для начального этапа истории Церкви (I- сер. II в.). Сведения об этих служениях мы заимствуем из книг НЗ и творений Мужей апостольских - Дидахэ, Пастырь Ермы. Апостолы - избраны Самим Иисусом Христом сначала 12, а потом и 70 и посланы Им на проповедь по два (Мк. 6:7 и Лк. 10:1). В Евангелии они не называются апостолами, а "учениками Господа," или просто "12." Эти "12" были поставлены в связь с коленами израильскими (Мф. 19:28; Лк. 22:23) и представлены, как "соучастники в напастях Господа." В широком смысле, под апостолами разумелись и другие проповедники Евангелия, например, миссионеры, как Варнава и Силуан. Для своей проповеди они должны были вести странствующий образ жизни. Согласно "Дидахэ", всякий христианин, явившийся в чужую христианскую общину, мог пользоваться её гостеприимством в течение трех дней, а потом должен был работать. К апостолу предъявлялись более строгие требования. "Апостол пусть не остается у вас, — говорит "Дидахэ", — более одного дня; если будет нужда, то и другой день; но если он останется и на третий день, то он лжепророк" (XI, 4). К апостолу предъявлялись аскетические требования. Он должен был отказаться от собственности по крайней мере на время проповеди. По Деян. 13:1 следует, что апостолы, по особому указанию Духа Божия, выбирались на известное служение. К апостолам близко стояли "благовестники" - евангелисты (ср. Еф. 4:11). Замечательно, что Тимофей и Сосфен не называются апостолами. Но Тимофею приписывается дело благовестника (2 Тим. 4:5). Относительно самого слова "ευαγγελιστής" следует заметить, что оно встречается в Новом Завете три раза (2 Тим. 4:5; Деян. 21:8 и Еф. 4:11). Обязанность пророков, как видно из "Дидахе", состояла, так же как и обязанность апостолов, в проповеди Евангелия. Но в отличие от апостолов они обращались со своей проповедью не к язычникам и неверующим, а к верным. Вследствие этого пророк не был обязан постоянно переходить с места на место. Он мог поселиться в отдельной общине на продолжительное жительство. Если пророк поселялся в известной общине, то исполнение его проповеднических обязанностей рассматривалось как труд, достойный пропитания, поэтому средства к жизни ему доставляла община. "Дидахе" предписывает уделять пророку начатки всех предметов житейского обихода. "Взяв каждый начаток из произведений точила и гумна, а также начаток волов и овец, дай его пророкам.… Если ты приготовишь пищу, то, взяв начаток, отдай его по заповеди… Взяв начаток серебра и одежды и всякого имения, отдай по заповеди" (XIII). В случае отсутствия пророков в общине начатки должны идти бедным.
Пророки во главе с Агавом предсказали голод в Иерусалиме (Деян. 11:27-28). Пророки в Сирии (Деян. 21:3) и в Кесарии (21:11) предсказали узы Павлу, ожидавшие его в Иерусалиме. Но проповедь пророков заключалась не только в предсказании будущего, но и в открытии воли Божией христианским общинам. В книге Пастырь характерными признаками, позволяющими отличить истинного пророка от ложного, называются способность отвечать на нужды людей не дожидаясь их вопросов, по вдохновению Божию, смирение и кротость, а также истинный пророк не должен брать мзду за свои пророчества (Пастырь Ермы. Заповедь 11). Пророки могли возглавлять литургию, и их молитвенное вдохновение не стеснялось богослужебными формулами. Христианские учители, исторически (хронологически) выступавшие вслед за иудейством, пользовались высоким уважением. В древней Церкви учители занимали особое положение и выступали наряду с пророками; из них Дух выбирал апостолов (Деян. 13:1). Они на себе служение слова наряду с пророками. Как и пророки, они причисляются к лицам почетным. Как и пророки, они получали содержание от общины в виде начатков. Учители отличались от пророков только тем, что их проповедь не была результатом непосредственного вдохновения Божия. Они приобретали свои познания обычно путем чтения и излагали их перед общиной в спокойной и рассудочной форме. Общими чертами апостолов, пророков и учителей были следующие: · они не избирались Церковью на свое служение, а принимали его на себя по божественному призванию (см. 1 Кор. 12:28); · они были только проповедниками и учителями и не имели никакой административной власти; · их проповедническая деятельность не была связана с отдельной церковной общиной, а простиралась на всю Церковь. Они могли переходить с места на место, и везде были принимаемы с радостью и уважением.
К середине II в. благодатные служения стали иссякать и уступать место иерархическим служениям. Причины этого были указаны выше в главе «Особые дары Духа Святого у первых христиан».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.012 с.) |