Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация истории Церкви.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для более ясного и глубокого понимания церковной истории используется деление её на временные отрезки. Это непростое дело и у историков нет единого мнения по поводу периодизации истории Церкви, каждый предлагает свои варианты, в зависимости от того какой критерий для периодизации он предпочитает. В большинстве православных учебников и трудов по истории Церкви утвердилась следующая периодизация: первый период – I-III вв. (эпоха гонений); второй – IV – сер. IX вв. (1054г. – условная дата разделения Западной и Восточной церквей); третий- с 1054 по 1453г. (падение Константинополя и гибель Византийской империи) и 1517г. (начало Реформации); четвёртый – с 1453 и 1517гг. до наших дней. В настоящем курсе используется следующая периодизация: 1. Эпоха гонений на Церковь - с начала бытия Церкви до Миланского эдикта 313 г. 2. Эпоха Вселенских Соборов – с начала IV до 843г. (год Торжества Православия). 3. Эпоха разделения Восточной и Западной церквей – с 843г. по 1453г. (дата разделения церквей 1054г. условна, т.к. процесс разделения начался гораздо раньше этой даты и разделение ещё долго после этой даты не воспринималось как окончательный и бесповоротный факт, плоть до падения Византийской Империи предпринимались попытки восстановить утраченное единство). 4. Новая эпоха – сер. XV в. (1054г.) до наших дней.
Раздел I. История Церкви в эпоху гонений.
Тема 1. Состояние человечества к началу Истории Церкви Христовой. Палестина: территория, границы, население. Политическое положение Палестины. Религиозное состояние иудеев: фарисеи, саддукеи, ессеи, зилоты, священство, синедрион. Иерусалимский Храм, синагоги. Самаряне.
Палестина занимает южную часть Сирии. Она граничит на севере – с Ливаном, Антиливаном и южными склонами Ермона; на востоке – с Сирийско-Аравийской пустыней; на юге – с пустыней Синайского полуострова; на западе – со Средиземным морем. На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной Иордана. Долина реки Иордана делит всю Палестину на две глубоко отличные по природе и по историческим судьбам части: на область, лежащую к западу от реки Иордана, и на Заиорданье, лежащее к востоку от нее. Часть страны к западу от Иордана представляет собою гористую местность, перерезанную частыми, довольно широкими долинами, орошаемыми потоками. Вся она естественно разделяется на три области — Галилею, Самарию и Иудею. Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажа. В ней довольно много небольших возвышенностей; главная из них Фавор, на которой, по преданию, преобразился Господь. Обширная равнина Ездрилонская, орошаемая потоком Киссоном, отделяет все эти возвышенности от цепи Кармила. Население Галилеи было многочисленно, богато и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, восприимчивы, вспыльчивы, любили новизну и легко поддавались новым в смелым идеям; они отличались при этом глубокой религиозностью. В Галилее жило много язычников. Постоянное общение с ними выработало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которою они общались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение. Этим произношением Петр обнаружил свое происхождение, когда стоял во дворе Каиафы, дожидаясь исхода суда над Учителем (Мф. 26.73). Главными городами Галилеи были: на берегу Геннисаретского озера, Тивериада, Хоразин и Вифсаида — родина Св. Апостолов Петра и Андрея, и, по всей вероятности, также и обоих сыновей Зеведеевых — Св. Иоанна Богослова и Св. Иакова; Капернаум, в котором Спаситель прожил большую часть времени своего общественного служения; Назарет, в котором Он провел первые тридцать лет своей жизни; Кана, где Он совершил первое чудо, (Ин. 2.1-11) и Наин, где Он воскресил сына вдовы (Лк. 7.11-6). Самария- область, лежащая к югу от Галилеи. Главный город Самарии тоже называется Самария. Граница между Самарией и Иудеей весьма условна и не может быть точно определена. Иудея была населена, за редкими исключениями, только евреями. Их столица, Иерусалим, построенный на горах, являлся центром всей области. Население Иерусалима доходило до 200.000 жителей. В нем находился храм и тысячи синагог, обслуживавшихся многочисленными священнослужителями, левитами и учителями. Ежегодно на большие праздники многочисленные толпы еврейских паломников стекались в Иерусалим со всех стран света.
В 63 г. до Р.Х. Палестина была завоёвана римлянами и присоединена к римской провинции Сирии. В 37 г. до Р.Х. исповедовавший иудейскую религию идумейский князь (идумеяне – потомки Исава, старшего сына Исаака) Ирод, прозванный Великим, получил от Римского Сената царский титул и сорок лет управлял всей Палестиной и Идумеей. После его смерти, царство его было разделено между его сыновьями. Старший Архелай получил Иудею, Идумею и Самарию, средний Ирод-Антипа – Галилею и Перею, младший Ирод-Филипп – Батанею, Галантиду, Трахонитиду и Гауран. Царский титул Ирода не унаследовал никто, сыновья вынуждены были довольствоваться более низкими званиями тетрархов. Архелай был вскоре низложен (6 г. по Р. X.) за то, что слишком притеснял своих подданных, и владения его были отданы под управление римского прокуратора (губернатора). Римский правитель Иудеи, Самарии и Идумеи начальствовал над поиском, взимал налоги, и имел право казнить за важные преступления, действуя именем императора. Обыкновенным местопребыванием иудейских прокураторов был город Кесария; но на праздники, особенно на Пасху, они переселялись в Иерусалим, для ближайшего надзора за спокойствием народа и для укрощения возмущений, которые нередко происходили во время праздников. Пятым из таких прокураторов был Понтий Пилат (26-36 по Р. X.). Вскоре после евангельских событий он был смещен за избиение самарян, сослан в Виенну в Галлии, где и умер. Внешнее положение евреев, а также состояние их нравственной и религиозной жизни на момент рождения Христа, как на первый взгляд, так и при более тщательном рассмотрении, самым вопиющим образом противоречат их божественному предназначению. Однако, во–первых, сам факт упадка был доказательством того, что этот народ нуждается в помощи свыше. Во–вторых, данное через Христа искупление на этом фоне выглядело еще более славным актом Божьего творения. Наконец, вопреки всеобщему моральному разложению, в среде народа оставались потомки истинных детей Авраама, чающие спасения Израиля и готовые принять Иисуса из Назарета как обещанного Мессию и Спасителя мира. С того времени как в 63 г. до Р.Х. Помпей завоевал Иерусалим (этот год также был ознаменован консульством Цицерона, заговором Катилины и рождением Цезаря Августа), евреи оказались под властью язычников–римлян, которые бессердечно правили ими через идумеянина Ирода и его сыновей, а впоследствии через прокураторов. Под этим ненавистным игом мессианские надежды евреев вспыхнули с новой силой, но были искажены плотскими представлениями. Прежде всего, евреи ждали политического избавителя, который восстановил бы земное царство Давида в еще большем великолепии; Иисус, Своим видом походивший на раба, и Его слова о духовном Царстве не соответствовали их ожиданиям. С виду евреи казались более нравственными, чем язычники; но за их внешним неуклонным послушанием своему закону скрывалась крайняя развращенность. Новый Завет изображает их высокомерным, неблагодарным и нераскаявшимся народом, семенем змея, порождением ехидны. Иудейский священник и историк Иосиф Флавий, который обычно старался перед греками и римлянами выставить своих соотечественников в лучшем свете, в то время описывает евреев как испорченный и безнравственный народ, вполне заслуживший ужасную кару — разрушение Иерусалима. Что касается религии, евреи, в особенности после Вавилонского пленения, продолжали упорно соблюдать букву закона и собственные предания и обряды, но не знали ни духа, ни силы Писаний. Они испытывали непреодолимый ужас перед язычниками, поэтому последние презирали их и считали человеконенавистниками. Тем не менее, благодаря своей рассудительности, трудолюбию и такту, евреи сумели обеспечить себе благосостояние и влияние во всех крупных городах Римской империи. После эпохи Маккавеев (150 г. до Р.Х.) евреи разделились на три враждующие секты, или партии: Фарисеи воплощали в себе традиционную ортодоксию и закоснелый формализм, основанную на законе самоуверенность и фанатичную приверженность иудаизму. Они пользовались самым сильным влиянием в народе, а также среди женщин и контролировали публичное поклонение. Устное предание (Галаха) они почитали наравне с письменным (Тора), ожидали прихода Мессии, верили в воскресение мертвых, в посредническую роль ангелов между Богом и человеком, разрабатывали сложную ангельскую иерархию, были противниками эллинизации жизни иудеев, отличались неукоснительным соблюдением обрядов и уставов закона Моисея. В Новом Завете к фарисеям обращен прежде всего упрек в лицемерии; но среди них были и известные исключения вроде Никодима, Гамалиила и его ученика Павла. Саддукеи были скептиками и рационалистами, признавали Писания (в особенности Пятикнижие), но отвергали устные предания, отрицали воскресение тела и бессмертие души, существование ангелов и духов, а также учение о всемогущем Провидении. Среди них были богатые люди, и на какое–то время они завладели должностью первосвященника. К их партии принадлежал Каиафа.Саддукеи были под сильным эллинистическим влиянием и были противниками фарисеев. Несмотря на разногласия с фарисеями, саддукеи также выступали против Иисуса, хотя руководствовались другими мотивами: фарисеи имели к Нему религиозные претензии, саддукеи хотели устранить Его по политическим причинам. Из-за близости к политической власти, саддукеи, в отличие от фарисеев, не пользовались популярностью у народа. Ессеи (о которых мы знаем в основном только из трудов Филона и Иосифа Флавия) были не партией, а мистическим или аскетическим орденом или братством и жили по большей части в монашеском уединении в деревнях и пустыне Энгедди близ Мертвого моря.Ессеи практиковали обобществление имущества, носили белые одежды, отвергали животную пищу, кровные жертвоприношения, клятвы, рабство и (за редким исключением) супружество и жили в крайней простоте, практиковали водное очищение, надеясь таким образом обрести более высокую степень святости. Многие исследователи считают, что к ессейским кругам был близок Иоанн Креститель. Зилоты (ζηλωτής - ревнитель) - политическая партия у евреев времен Иисуса Христа. В начале слово зилот не означало члена известной партии и прилагалось ко всякому, кто отличался особою религиозною ревностью (см. 1Пет.3,13; Гал.4,18; 1Кор.12 и др.). После покорения иудеев римлянами название 3. из нарицательного сделалось собственным и стало прилагаться к членам особой иудейской политически-религиозной партии. Так же, как и прежние ревнители, зилоты заботились о сохранения веры, но вера отцов была для них лишь знамением борьбы из-за политической самостоятельности. Они проповедовали, что народ Божий не должен платить дани кесарям, не признавали никакого другого властителя и правителя над собой, кроме Бога, возбуждали мятежи в народе и беспощадно избивали всех противящихся их замыслам. Вероятно, убийцы Стефана первомученика были из таких ревнителей. Эта партия была главной виновницей возмущений иудеев против римлян и тех невообразимых бедствий, к каким повели эти возмущения. В своих действиях 3. руководились девизом: «Нет владыки, кроме Ягве; нет подати, кроме храмовой; нет друга, кроме 3.» Особенно ненавистна им была римская перепись при прокураторе Квириние, которая собственно и повела к первому восстанию 3. под предводительством Иуды Галилеянина (см. Иосифа Флавий «Древности», кн. XVIII, гл. 1). Прозвище 3. у евангелиста Луки (Лк.6:15; Деян.1:13) носит апостол Симон для отличия от другого апостола Симона Петра. Выть может ап. Симон назывался так потому, что прежде принадлежал к партии 3. Священство до исхода из Египта было патриархальным: отец совершал жертвоприношение для семьи. На Синае Моисей получил повеление избрать Аарона его сыновей для священнического служения (Исх.28,1). Всё колено Левиино было избрано для служения Господу (Исх.32,26-29): в их обязанности входило обслуживание Скинии, но только Аарону и его потомкам надлежало исполнять собственно функции священства. В жизни народа Израилева две общественные группы – пророки и священники исполняли две взаимодополняющие функции: первые открывали волю Божию народу, вторые предстояли пред Богом от лица народа, ходатайствуя за него, а также осуществляли служение слова и участвовали в управлении и суде. Поскольку средоточием в-з религии Израиля была скиния, превратившаяся в правление Соломона в Иерусалимский храм, значение священства возрастало по мере увеличения значения Иерус. храма как культового центра. Падение Иудейского царства и разрушение Иерус. храма в 587 г. до Р.Х. положило конец опеке царя над священством, которое стало приобретать больший авторитетв народе, с V в. усилившийся ввиду почти полного исчезновения пророков. Особое место в в-з священстве принадлежало первосвященнику. Первосвященнство как институт, фактически появилось после упразднения царской власти, когда стала ощущаться потребность в том, чтобы кто-то возглавил теократическое государство. Первосвященство было наследственным, передаваясь по линии старшего сына, возводя свою родословную к Аарону. Династия прервалась в 172 г. вследствие политических интриг. Некоторое время первосвященников назначали из других родов цари Сирии, под властью которых находилась Иудея, а в результате восстания Маккавеев в 168 г. до Р.Х. первосвященство перешло к священническому роду хасмонеев, в дальнейшем представители этого рода фактически исполняли роль этнархов. После прихода к власти Ирода Великого и истребления им всех хасмонеев, первосвященники назначались гос. властью из различных священнических родов вплоть до разрушения Иерусалимского храма в 70 г. Синедрион – совет старейшин, в иудейской общине высший правительственный, судебный и религиозный орган управления. В состав Синедриона входили 70 или 71 человек, в том числе первосвященники, члены их семейств, представители саддукеев, фарисеев. Председательствовал в С. Избранный на год первосвященник. В компетенцию С. входили вопросы, затрагивающие весь народ: избрание первосвященника и контроль за его деятельностью; дела, связанные с лжепророками, военными действиями, храмовыми постройками, т.е. практически все дела религиозного и светского характера, которые не выносились на суд римского наместника. Решения, принятые им, считались неотменимыми. Особая роль Иерусалимского храма в иудаизме связана с предписаниями Второзакония, согласно которым богослужение может совершаться только в одном месте, выбранном Господом (Втор.12,14). В Иерусалимском храме приносились жертвы и совершались богослужения, а сам он понимался не как место пребывания Бога, а как место, где явленна Его Слава. Первый И.х. был построен Соломоном в X в. до Р.Х. на горе Мориа. Он представлял собой примыкающее к царскому дворцу прямоугольное здание, внутри делился на три части: 1) притвор с жертвенником для всесожжения (3 Цар. 8,64; 9,25), литым медным морем и 10 умывальницами (3 Цар.7,23); 2) святилище с жертвенником курения, 10 семисвещниками и столами для хлебов предложения; 3) Святое Святых с двумя позолоченными деревянными херувимами, под крыльями которых в полной тьме находился Ковчег Завета. Внутрь И.х. входили только священники, лишь в отдельных случаях при жертвоприношениях в притвор имели доступ и др. мужчины-евреи. В святилище совершалось большинство культовых действий. В Святое Святых раз в год в праздник Очищения мог зайти один только первосвященник, внося туда жертвенную кровь. Первый И.х. просуществовал до 586 г. до Р.Х. Он был разрушен вавилонянами при взятии Иерусалима, уцелевшую утварь вывезли в Вавилон, а Ковчег Завета исчез. После возвращения иудеев из плена, И.х. был восстановлен в 515 г. при правителе Иудеи Зоровавеле. Этот храм называют вторым Иерусалимским храмом. В правление Ирода Великого он был перестроен и дополнен. На праздник Пасхи к И.х. стекались пришедшие в Иерусалим паломники. Синагоги представляли собой помещения для общественных богослужений. Их появление связывают с Вавилонским пленением (586-538 до Р.Х.), когда иудеи, находясь в изгнании, лишенные храма, тем не менее собирались вместе для чтения свящ. текстов и молитв. После восстановления храма, синагоги и Иерус. храм существовали параллельно. Каждый год в синагоге прочитывают Тору от начала до конца. Для чтения Торы вызывают наиболее уважаемых членов общины. Синагоги, особенно в иудейской диаспоре, являлись центром общинной жизни. При синагоге, как правило, существовали религиозные школы, религиозные суды и бассейны для ритуальных омовений. Синагогальное богослужение, наряду с храмовым, оказало определённое влияние на христианскую литургию.
Народонаселение Самарии образовалось от смешения различных рас. В 721 г. до Р. X. Ассирийский царь Саргон увел в плен десять колен израильтян, на место которых из различных провинций ассирийской монархии были переселены целые колонии военнопленных. Эти пришельцы, смешавшись с небольшим количеством оставшихся в стране израильтян, усвоили их основные религиозные идеи, приняли Пятикнижие Моисеево, стали поклоняться Яхве, но не оставили при этом служения и своим богам. Они стали называться самарянами. Таким образом религия самарян являлась смесью истины с заблуждениями. Когда иудеи возвратились из вавилонского пленения и начали строить храм, самаряне захотели принять участие в этом деле, но не были допущены иудеями; тогда самаряне выстроили себе отдельный храм на горе Гаризиме. Приняв книги Моисея, самаряне отвергли писания пророков и все предания; поэтому евреи считали их за язычников, даже хуже язычников, не принимали их в свое общество и не имели с ними никаких сношений. Во времена земной жизни Спасителя храм на горе Гаризиме уже не существовал; он был разрушен в 134 г. до Р. X. Иоанном Гирканом, царем Иудеи. Непримиримая вражда вырыла глубокую пропасть между обоими народами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.017 с.) |