Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории Церкви.

Поиск

 Для более ясного и глубокого понимания церковной истории используется деление её на временные отрезки. Это непростое дело и у историков нет единого мнения по поводу периодизации истории Церкви, каждый предлагает свои варианты, в зависимости от того какой критерий для периодизации он предпочитает.

В большинстве православных учебников и трудов по истории Церкви утвердилась следующая периодизация: первый период – I-III вв. (эпоха гонений); второй – IV – сер. IX вв. (1054г. – условная дата разделения Западной и Восточной церквей); третий- с 1054 по 1453г. (падение Константинополя и гибель Византийской империи) и 1517г. (начало Реформации); четвёртый – с 1453 и 1517гг. до наших дней.

В настоящем курсе используется следующая периодизация:

1. Эпоха гонений на Церковь -  с начала бытия Церкви до Миланского эдикта 313 г.

2. Эпоха Вселенских Соборов – с начала IV до 843г. (год Торжества Православия).

3. Эпоха разделения Восточной и Западной церквей – с 843г. по 1453г. (дата разделения церквей 1054г. условна, т.к. процесс разделения начался гораздо раньше этой даты и разделение ещё долго после этой даты не воспринималось как окончательный и бесповоротный факт, плоть до падения Византийской Империи предпринимались попытки восстановить утраченное единство).

4. Новая эпоха – сер. XV в. (1054г.) до наших дней.

   

Раздел I. История Церкви в эпоху гонений.

 

Тема 1. Состояние человечества к началу Истории Церкви Христовой.

Палестина: территория, границы, население. Политическое положение Палестины. Религиозное состояние иудеев: фарисеи, саддукеи, ессеи, зилоты, священство, синедрион. Иерусалимский Храм, синагоги. Самаряне.

 

 Палестина занимает южную часть Сирии. Она граничит на севере – с Ливаном, Антиливаном и южными склонами Ермона; на востоке – с Сирийско-Аравийской пустыней; на юге – с пустыней Синайского полуострова; на западе – со Средиземным морем.

На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной Иордана. Долина реки Иордана делит всю Палестину на две глубоко отличные по природе и по историческим судьбам части: на область, лежащую к западу от реки Иордана, и на Заиорданье, лежащее к востоку от нее. Часть страны к западу от Иордана представляет собою гористую местность, перерезанную частыми, довольно широкими долинами, орошаемыми потоками. Вся она естественно разделяется на три области — Галилею, Самарию и Иудею.

Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажа. В ней довольно много небольших возвышенностей; главная из них Фавор, на которой, по преданию, преобразился Господь. Обширная равнина Ездрилонская, орошаемая потоком Киссоном, отделяет все эти возвышенности от цепи Кармила.

Население Галилеи было многочисленно, богато и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, восприимчивы, вспыльчивы, любили новизну и легко поддавались новым в смелым идеям; они отличались при этом глубокой религиозностью. В Галилее жило много язычников. Постоянное общение с ними выработало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которою они общались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение. Этим произношением Петр обнаружил свое происхождение, когда стоял во дворе Каиафы, дожидаясь исхода суда над Учителем (Мф. 26.73).

Главными городами Галилеи были: на берегу Геннисаретского озера, Тивериада, Хоразин и Вифсаида — родина Св. Апостолов Петра и Андрея, и, по всей вероятности, также и обоих сыновей Зеведеевых — Св. Иоанна Богослова и Св. Иакова; Капернаум, в котором Спаситель прожил большую часть времени своего общественного служения; Назарет, в котором Он провел первые тридцать лет своей жизни; Кана, где Он совершил первое чудо, (Ин. 2.1-11) и Наин, где Он воскресил сына вдовы (Лк. 7.11-6).

Самария- область, лежащая к югу от Галилеи. Главный город Самарии тоже называется Самария. Граница между Самарией и Иудеей весьма условна и не может быть точно определена.

Иудея была населена, за редкими исключениями, только евреями. Их столица, Иерусалим, построенный на горах, являлся центром всей области. Население Иерусалима доходило до 200.000 жителей. В нем находился храм и тысячи синагог, обслуживавшихся многочисленными священнослужителями, левитами и учителями. Ежегодно на большие праздники многочисленные толпы еврейских паломников стекались в Иерусалим со всех стран света.

 

В 63 г. до Р.Х. Палестина была завоёвана римлянами и присоединена к римской провинции Сирии. В 37 г. до Р.Х. исповедовавший иудейскую религию идумейский князь (идумеяне – потомки Исава, старшего сына Исаака) Ирод, прозванный Великим, получил от Римского Сената царский титул и сорок лет управлял всей Палестиной и Идумеей.   

После его смерти, царство его было разделено между его сыновьями. Старший Архелай получил Иудею, Идумею и Самарию, средний Ирод-Антипа – Галилею и Перею, младший Ирод-Филипп – Батанею, Галантиду, Трахонитиду и Гауран. Царский титул Ирода не унаследовал никто, сыновья вынуждены были довольствоваться более низкими званиями тетрархов. Архелай был вскоре низложен (6 г. по Р. X.) за то, что слишком притеснял своих подданных, и владения его были отданы под управление римского прокуратора (губернатора). Римский правитель Иудеи, Самарии и Идумеи начальствовал над поиском, взимал налоги, и имел право казнить за важные преступления, действуя именем императора.

Обыкновенным местопребыванием иудейских прокураторов был город Кесария; но на праздники, особенно на Пасху, они переселялись в Иерусалим, для ближайшего надзора за спокойствием народа и для укрощения возмущений, которые нередко происходили во время праздников. Пятым из таких прокураторов был Понтий Пилат (26-36 по Р. X.). Вскоре после евангельских событий он был смещен за избиение самарян, сослан в Виенну в Галлии, где и умер.

 Внешнее положение евреев, а также состояние их нравственной и религиозной жизни на момент рождения Христа, как на первый взгляд, так и при более тщательном рассмотрении, самым вопиющим образом противоречат их божественному предназначению. Однако, во–первых, сам факт упадка был доказательством того, что этот народ нуждается в помощи свыше. Во–вторых, данное через Христа искупление на этом фоне выглядело еще более славным актом Божьего творения. Наконец, вопреки всеобщему моральному разложению, в среде народа оставались потомки истинных детей Авраама, чающие спасения Израиля и готовые принять Иисуса из Назарета как обещанного Мессию и Спасителя мира.

С того времени как в 63 г. до Р.Х. Помпей завоевал Иерусалим (этот год также был ознаменован консульством Цицерона, заговором Катилины и рождением Цезаря Августа), евреи оказались под властью язычников–римлян, которые бессердечно правили ими через идумеянина Ирода и его сыновей, а впоследствии через прокураторов. Под этим ненавистным игом мессианские надежды евреев вспыхнули с новой силой, но были искажены плотскими представлениями. Прежде всего, евреи ждали политического избавителя, который восстановил бы земное царство Давида в еще большем великолепии; Иисус, Своим видом походивший на раба, и Его слова о духовном Царстве не соответствовали их ожиданиям. С виду евреи казались более нравственными, чем язычники; но за их внешним неуклонным послушанием своему закону скрывалась крайняя развращенность. Новый Завет изображает их высокомерным, неблагодарным и нераскаявшимся народом, семенем змея, порождением ехидны. Иудейский священник и историк Иосиф Флавий, который обычно старался перед греками и римлянами выставить своих соотечественников в лучшем свете, в то время описывает евреев как испорченный и безнравственный народ, вполне заслуживший ужасную кару — разрушение Иерусалима.

Что касается религии, евреи, в особенности после Вавилонского пленения, продолжали упорно соблюдать букву закона и собственные предания и обряды, но не знали ни духа, ни силы Писаний. Они испытывали непреодолимый ужас перед язычниками, поэтому последние презирали их и считали человеконенавистниками. Тем не менее, благодаря своей рассудительности, трудолюбию и такту, евреи сумели обеспечить себе благосостояние и влияние во всех крупных городах Римской империи.

После эпохи Маккавеев (150 г. до Р.Х.) евреи разделились на три враждующие секты, или партии:

Фарисеи воплощали в себе традиционную ортодоксию и закоснелый формализм, основанную на законе самоуверенность и фанатичную приверженность иудаизму. Они пользовались самым сильным влиянием в народе, а также среди женщин и контролировали публичное поклонение. Устное предание (Галаха) они почитали наравне с письменным (Тора), ожидали прихода Мессии, верили в воскресение мертвых, в посредническую роль ангелов между Богом и человеком, разрабатывали сложную ангельскую иерархию, были противниками эллинизации жизни иудеев, отличались неукоснительным соблюдением обрядов и уставов закона Моисея. В Новом Завете к фарисеям обращен прежде всего упрек в лицемерии; но среди них были и известные исключения вроде Никодима, Гамалиила и его ученика Павла.

Саддукеи были скептиками и рационалистами, признавали Писания (в особенности Пятикнижие), но отвергали устные предания, отрицали воскресение тела и бессмертие души, существование ангелов и духов, а также учение о всемогущем Провидении. Среди них были богатые люди, и на какое–то время они завладели должностью первосвященника. К их партии принадлежал Каиафа.Саддукеи были под сильным эллинистическим влиянием и были противниками фарисеев. Несмотря на разногласия с фарисеями, саддукеи также выступали против Иисуса, хотя руководствовались другими мотивами: фарисеи имели к Нему религиозные претензии, саддукеи хотели устранить Его по политическим причинам. Из-за близости к политической власти, саддукеи, в отличие от фарисеев, не пользовались популярностью у народа.

Ессеи (о которых мы знаем в основном только из трудов Филона и Иосифа Флавия) были не партией, а мистическим или аскетическим орденом или братством и жили по большей части в монашеском уединении в деревнях и пустыне Энгедди близ Мертвого моря.Ессеи практиковали обобществление имущества, носили белые одежды, отвергали животную пищу, кровные жертвоприношения, клятвы, рабство и (за редким исключением) супружество и жили в крайней простоте, практиковали водное очищение, надеясь таким образом обрести более высокую степень святости. Многие исследователи считают, что к ессейским кругам был близок Иоанн Креститель.

Зилоты  (ζηλωτής - ревнитель) - политическая партия у евреев времен Иисуса Христа. В начале слово зилот не означало члена известной партии и прилагалось ко всякому, кто отличался особою религиозною ревностью (см. 1Пет.3,13; Гал.4,18; 1Кор.12 и др.). После покорения иудеев римлянами название 3. из нарицательного сделалось собственным и стало прилагаться к членам особой иудейской политически-религиозной партии. Так же, как и прежние ревнители, зилоты заботились о сохранения веры, но вера отцов была для них лишь знамением борьбы из-за политической самостоятельности. Они проповедовали, что народ Божий не должен платить дани кесарям, не признавали никакого другого властителя и правителя над собой, кроме Бога, возбуждали мятежи в народе и беспощадно избивали всех противящихся их замыслам. Вероятно, убийцы Стефана первомученика были из таких ревнителей.

Эта партия была главной виновницей возмущений иудеев против римлян и тех невообразимых бедствий, к каким повели эти возмущения. В своих действиях 3. руководились девизом: «Нет владыки, кроме Ягве; нет подати, кроме храмовой; нет друга, кроме 3.»  Особенно ненавистна им была римская перепись при прокураторе Квириние, которая собственно и повела к первому восстанию 3. под предводительством Иуды Галилеянина (см. Иосифа Флавий «Древности», кн. XVIII, гл. 1). Прозвище 3. у евангелиста Луки (Лк.6:15; Деян.1:13) носит апостол Симон для отличия от другого апостола Симона Петра. Выть может ап. Симон назывался так потому, что прежде принадлежал к партии 3.

Священство до исхода из Египта было патриархальным: отец совершал жертвоприношение для семьи. На Синае Моисей получил повеление избрать Аарона его сыновей для священнического служения (Исх.28,1). Всё колено Левиино было избрано для служения Господу (Исх.32,26-29): в их обязанности входило обслуживание Скинии, но только Аарону и его потомкам надлежало исполнять собственно функции священства.

В жизни народа Израилева две общественные группы – пророки и священники исполняли две взаимодополняющие функции: первые открывали волю Божию народу, вторые предстояли пред Богом от лица народа, ходатайствуя за него, а также осуществляли служение слова и участвовали в управлении и суде. Поскольку средоточием в-з религии Израиля была скиния, превратившаяся в правление Соломона в Иерусалимский храм, значение священства возрастало по мере увеличения значения Иерус. храма как культового центра. Падение Иудейского царства и разрушение Иерус. храма в 587 г. до Р.Х. положило конец опеке царя над священством, которое стало приобретать больший авторитетв народе, с V в. усилившийся ввиду почти полного исчезновения пророков.

Особое место в в-з священстве принадлежало первосвященнику. Первосвященнство как институт, фактически появилось после упразднения царской власти, когда стала ощущаться потребность в том, чтобы кто-то возглавил теократическое государство.

Первосвященство было наследственным, передаваясь по линии старшего сына, возводя свою родословную к Аарону. Династия прервалась в 172 г. вследствие политических интриг. Некоторое время первосвященников назначали из других родов цари Сирии, под властью которых находилась Иудея, а в результате восстания Маккавеев в 168 г. до Р.Х. первосвященство перешло к священническому роду хасмонеев, в дальнейшем представители этого рода фактически исполняли роль этнархов. После прихода к власти Ирода Великого и истребления им всех хасмонеев, первосвященники назначались гос. властью из различных священнических родов вплоть до разрушения Иерусалимского храма в 70 г.

Синедрион – совет старейшин, в иудейской общине высший правительственный, судебный и религиозный орган управления. В состав Синедриона входили 70 или 71 человек, в том числе первосвященники, члены их семейств, представители саддукеев, фарисеев. Председательствовал в С. Избранный на год первосвященник.

В компетенцию С. входили вопросы, затрагивающие весь народ: избрание первосвященника и контроль за его деятельностью; дела, связанные с лжепророками, военными действиями, храмовыми постройками, т.е. практически все дела религиозного и светского характера, которые не выносились на суд римского наместника. Решения, принятые им, считались неотменимыми.

Особая роль Иерусалимского храма в иудаизме связана с предписаниями Второзакония, согласно которым богослужение может совершаться только в одном месте, выбранном Господом (Втор.12,14). В Иерусалимском храме приносились жертвы и совершались богослужения, а сам он понимался не как место пребывания Бога, а как место, где явленна Его Слава.

Первый И.х. был построен Соломоном в X в. до Р.Х. на горе Мориа. Он представлял собой примыкающее к царскому дворцу прямоугольное здание, внутри делился на три части: 1) притвор с жертвенником для всесожжения (3 Цар. 8,64; 9,25), литым медным морем и 10 умывальницами (3 Цар.7,23); 2) святилище с жертвенником курения, 10 семисвещниками и столами для хлебов предложения; 3) Святое Святых с двумя позолоченными деревянными херувимами, под крыльями которых в полной тьме находился Ковчег Завета.

Внутрь И.х. входили только священники, лишь в отдельных случаях при жертвоприношениях в притвор имели доступ и др. мужчины-евреи. В святилище совершалось большинство культовых действий. В Святое Святых раз в год в праздник Очищения мог зайти один только первосвященник, внося туда жертвенную кровь.

Первый И.х. просуществовал до 586 г. до Р.Х. Он был разрушен вавилонянами при взятии Иерусалима, уцелевшую утварь вывезли в Вавилон, а Ковчег Завета исчез. После возвращения иудеев из плена, И.х. был восстановлен в 515 г. при правителе Иудеи Зоровавеле. Этот храм называют вторым Иерусалимским храмом. В правление Ирода Великого он был перестроен и дополнен.

На праздник Пасхи к И.х. стекались пришедшие в Иерусалим паломники.

Синагоги представляли собой помещения для общественных богослужений. Их появление связывают с Вавилонским пленением (586-538 до Р.Х.), когда иудеи, находясь в изгнании, лишенные храма, тем не менее собирались вместе для чтения свящ. текстов и молитв. После восстановления храма, синагоги и Иерус. храм существовали параллельно. Каждый год в синагоге прочитывают Тору от начала до конца. Для чтения Торы вызывают наиболее уважаемых членов общины. Синагоги, особенно в иудейской диаспоре, являлись центром общинной жизни. При синагоге, как правило, существовали религиозные школы, религиозные суды и бассейны для ритуальных омовений. Синагогальное богослужение, наряду с храмовым, оказало определённое влияние на христианскую литургию.

 

Народонаселение Самарии образовалось от смешения различных рас. В 721 г. до Р. X. Ассирийский царь Саргон увел в плен десять колен израильтян, на место которых из различных провинций ассирийской монархии были переселены целые колонии военнопленных. Эти пришельцы, смешавшись с небольшим количеством оставшихся в стране израильтян, усвоили их основные религиозные идеи, приняли Пятикнижие Моисеево, стали поклоняться Яхве, но не оставили при этом служения и своим богам. Они стали называться самарянами. Таким образом религия самарян являлась смесью истины с заблуждениями. Когда иудеи возвратились из вавилонского пленения и начали строить храм, самаряне захотели принять участие в этом деле, но не были допущены иудеями; тогда самаряне выстроили себе отдельный храм на горе Гаризиме. Приняв книги Моисея, самаряне отвергли писания пророков и все предания; поэтому евреи считали их за язычников, даже хуже язычников, не принимали их в свое общество и не имели с ними никаких сношений.

Во времена земной жизни Спасителя храм на горе Гаризиме уже не существовал; он был разрушен в 134 г. до Р. X. Иоанном Гирканом, царем Иудеи. Непримиримая вражда вырыла глубокую пропасть между обоими народами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.017 с.)