Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация эпохи гонений. Мученики и мученичество. Акты мучеников и мартирологи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпоху гонений можно разделить на три этапа, в которых менялся характер гонений. Первый этап – с начала бытия Церкви до начала II века – когда христианство в глазах римских властей было иудейской сектой. К концу этого периода сложилось понимание, что христианство – самостоятельная религия, отличная от иудейства, но ещё не было сформулировано как относиться к этой религии. Второй этап – от начала II века до 250г. – отношение к христианству регламентируется рескриптами Траяна и Адриана, согласно которым христианство объявляется вне закона, но органы государственной власти не занимаются специально розыском христиан. Уголовные дела против христиан возбуждаются, в основном, по доносам частных лиц. Третий этап – с гонений Декия 250г. до Миланского эдикта 313г. – в этот период государство берёт на себя инициативу по розыску и уничтожению христиан.
Борьба церкви с внешней силой государства нашла выражение в мученичестве. Церковь послеапостольского периода, ecclesia pressa, была церковь мучеников. Греческое μάρτυς значит свидетель, ему соответствует арабское слово sahid шахид. Древние восточные народы перевели его буквально, следовательно, без комментария. Новые славянские при переводе истолковали это слово, но не совсем верно. Напротив, западные народы, начиная с латинского, оставили греческое слово без перевода. Слово «мученик», которым переводится у славян греческое μάρτυς– свидетель, передает лишь второстепенную черту факта и явилось как отзыв непосредственного человеческого чувства на повествование о тех ужасных страданиях, которые переносили martures. Такой перевод указывает, что в мученичестве эти народы больше всего поражены истязаниями мучеников, а не их свидетельством за веру Но христианин грек смотрел на явление с другой стороны. Мученики – это борцы (ἀθληταί) веры; их мучение – это «подвиг» с оттенком торжественности, ἀγών. Martus, следовательно, не пассивный страдалец, а герой – деятель. В истории о мучениках нас, отделенных от начала христианства многими веками, поражают прежде всего те истязания, которым они подвергались. Но для современников, знакомых с римской судебной практикой, эти истязания были явлением обычным. Истязанию в известных случаях подвергался всякий человек – преступник, был ли то язычник или христианин. Таким образом, выраженное в нашем термине понятие о мученичестве всего менее может уяснить истинный смысл мученичества. Какой смысл нужно соединить с мученичеством, видно а) из библейского словоупотребления в Новом Завете, находящего объяснение в особой исторической задаче христианства первых времен, б) из противоположения понятия «мученик» понятию «исповедник», в) из исторического понятия «свидетель», как оно сложилось на библейской почве в ветхозаветные времена. а) О высоте подвига мучеников в истории христианской церкви свидетельствует уже то, что Сам Иисус Христос благоволит называть Себя «μάρτυς» – «свидетелем верным» (Откр. 3,14) и на апостолов возлагает служение быть Его свидетелями, μάρτυρες (Деян.1,8). И апостолы свою миссию называют «свидетельство (μαρτυρίαν) Иисуса Христа» (Откр.1,2). Итак, мученичество есть продолжение апостольского служения в мире. Мученики были проповедниками христианства, продолжателями апостольского служения, и эту миссию они исполняли именно как μάρτυρες, т. е. являясь свидетелями. б) Специальный смысл слова «martus» уясняется из установившегося в христианском словоупотреблении различия между martus «мученик» свидетель и ὁμολογητής «исповедник». Мученики галльские (177 г.) отказываются принимать от верующих славное наименование «martures» и смиренно называют себя «а мы просто исповедники (ὁμολόγοι) ничтожные» (Eвс. ЦИ. V, 2. 3). Имя «исповедник», согласно с их словоупотреблением, усвояется Церковью тем верующим, которые исповедали Христа и даже подвергались жестоким пыткам за веру, но не умерли во время ἀγῶνος («состязания, борьбы»), а скончались естественною смертью. «Омологи» (ὁμολόγοι)– те, которые говорят одно и то же и совместно. Омологи говорят скромно общеизвестное, но martus берет подвиг доказывать новую истину. Следовательно, martus, означает того, кто возвещает истину не общепризнанную, спорную, и при том возвещает ее один. А для этого требуется высокая нравственная энергия: martus занимает пост чрезвычайно важный, но и весьма ответственный и опасный. в) Таково именно было значение «свидетеля» на суде ветхозаветном. Девятая заповедь представляет его как лицо, которое может сделать maximum зла, какое только способен принести человек своему ближнему своим словом. Какая энергия нравственного убеждения требовалась от свидетеля судебного, какая тяжелая ответственность лежала на нем, видно из Втор. 17,7. Перед религиозно равнодушными (или религиозно заблуждающимися) языческими судьями выступили мученики, предлагая свою кровь вместо доказательств той истины, в которой они были убеждены, которая для них, «свидетелей», имела очевидность факта. Формальная (психологическая) высокая серьезность такого убеждения уму мыслящих людей должна была говорить о содержательной серьезности такой веры, должна была ставить пред ним вопрос: это убеждение не должно ли признать полновесною заменою недостающих логических аргументов? А раз мыслящий язычник, безразличный до этого к вере, крепко задумался над религиозными вопросами как над серьезными, он уже стоял на пути к христианству. Если же вместо холодной интеллигенции стояла простая масса, то одушевление мучеников поражало ее более, чем представителей первой, и заставляло ее относиться к совершавшемуся факту с тем безмолвным благоговением, которое было уже половиною обращения. Слова Тертуллиана: «semen est sanguis christianorum» («кровь христиан есть семя») выражают глубокую психологическую истину и вместе – исторический факт.
Древняя христианская Церковь ясно сознавала все величие подвига своих "свидетелей крови", чествовала их и хранила память о них, помещая сказания о них в особых сборниках. Наименования Acta martyrum (Деяния мучеников) и Acta sanctorum (Жития святых) употребляются, как синонимы, хотя первые древнее, и "кровавое свидетельство" за веру отличается от благочестиво, аскетически прожитой жизни в обычных условиях. Как самые древние и подлинные источники для истории древнехристианских мучеников считаются официальные протоколы, хранившиеся в архивах проконсулов или других римских судилищах о допросах над ними и состоявшихся приговорах. Такие римские (языческие) процессуальные акты (Проконсульские акты или судебные записи) (Acta proconsularia, praesidialia, judiciaria) в своем неизменном первообразе в подлиннике не дошли до нас, но не мало повествований о мучениках, написанных христианскою рукою, покоится на них, включает их, или содержит извлечение из них, - ценное и историческое зерно. Например, в предисловии к актам о пострадавших при Диоклетиане в 304 г. мучениках - Таррате, Пробе и Андронике говорится, что автор купил за дорогую цену - 200 динариев - нужные акты у одного из официальных чиновников. Заcлуживает также внимания в повествованиях о мучениках то, что сообщается об аресте христиан, ввержении их в тюрьмы, допросе пред судьями, об ответе их, приговоре над ними и казни их - все это носит более или менее стереотипный характер, напоминающий подлинное ведение дел. Мученичества, опиравшиеся на официальные источники, часто появлялись в виде писем какой-нибудь общины или епископа её к иным общинам или другим каким-либо адресатам о выдающемся случае исповедания и страдания христианина, отчасти в виде назидательных рассказов (gesta miartyrum, passiones) для собственного употребления в известной общине. 1) Так, например, о мученичестве Поликарпа, сообщается в письме общины Смирнской к общине Фригийской в Филомелии, - письме сохраненном у Евсевия (Ц. И. IV, 15) и в 5-ти греческих манускриптах. 2) Письмо церквей Вьенской и Лугундской к христианам Азии, Фракии о гонении на них при Марке Аврелии в 177г. (Еве. Ц. И. V, 1-2). 3) Письма Дионисия Александрийского и других египетских христиан о перенесенных страданиях во время Декиева гонения (у Евс. Ц. И. VI, 41-42). 4) Далее во многих письмах Киприана содержатся рассказы об исповедниках и мучениках северной Африки (особ. ер. XX, XXI, XXII, XXXIX, XXVII, XL и др.). Собрания мученических актов для целей назидания - отдельных ли лиц, или целых общин - должны были начаться еще в древнейшее время. Так и было. Первоначальною формою их были календари, фиксировавшие дни памяти мучеников одной общины, или нескольких. На существование таких Calendaria (также Diptycha) указывает несколько раз св. Киприан (ер. 12, 39). Из указаний Арнобия (IV, 36) и Пруденция (Peristeph. 1, 24) можно заключить о существовании мученичеств в календарной форме в западных Церквах далеко в доконстантиновское время. С течением времени, календарные рамки значительно расширяются - начинается более или менее подробное изложение обстоятельств кончины мученика. По-видимому, первый занялся этим делом Евсевий Кесарийский, краткое его сочинение о палестинских мучениках времен Диоклетиана сохранилось до нас. Календарный список поминаемых Церковью святых называется мартирологом. Мартирологи подразделяются на местные (напр. Календарь Карфагенской церкви) и общие (напр. Мартиролог Иеронима). Древнейшим из сохранившихся общих М. является Сирийский мартиролог (Breviarium Syriacum), датирующийся 411г. Он представляет собой сир. перевод с греч. оригинала М., составленного в Никомидии между 360-362гг. Среди местных М. древнейшими являются составленные в Римев1-й пол. IV в. Depositio martyrum и Depositio episcoporum. В Depositio martyrum приведены имена 52 мучеников, а также отмечены два праздника: 25декабря— «РождествоХристово» и 22 февраля - «Кафедра ап. Петра».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.012 с.) |