Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники церковной истории.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Источники церковной истории.
Исторические источники – это всё, что непосредственно сообщает и свидетельствует об историческом развитии и что даёт возможность изучать это развитие. Самой важной и массовой группой исторических источников являются письменные источники. Их можно разделить на две группы: документальные и повествовательные. К документальным относятся акты (церковные, государственные, соборные, папские, монастырские), литургические памятники, Символы веры, законодательство, хозяйственные документы, делопроизводство. В число повествовательных источников входят: творения Святых отцов и учителей Церкви, сочинения церковных писателей, труды церковных и гражданских историков, агиографичские памятники, еретические и нехристианские религиозные произведения, апокрифы, публицистика, мемуары, письма, дневники и пр. Кроме письменных источников существуют вещественные или материальные, устные, этнографические и пр. К материальным относятся эпиграфические источники (надписи на твёрдом материале), нумизматические, сфрагистические, памятники христианского искусства (иконопись, живопись, скульптура, архитектура, утварь, символика и пр.). Наибольшая чать материальных источников добывается и обрабатывается церковной археологией. Устные источники – это легенды, предания, обычаи, суеверия, песнопения. Их нельзя путать со Священным Преданием. Церковная историография.
Под именем историографии разумеются опыты более или менее связного изложения жизни Церкви по историческим источникам и собственным наблюдениям. Появление таких опытов свидетельствует о том, что Церковь стала уже историческою силою, и таковое её положение в мире начинает ясно сознаваться. Если говорить об историографии в Древней Церкви, то первым историографическим памятником можно назвать книгу Деяний апостольских, изображающую рождение Церкви Христовой в мире и первые десятилетия её существования. Затем следует упомянуть "'Υπομνήματα" (Достопамятности) Егезиппа, сочинение, появившееся около 170 г., отличавшееся впрочем, более полемическим, чем историческим характером. - В первой половине III в. Юлий Африкан первый указал в своей хронике главнейшие даты христианской церковной истории и поставил в соотношение к событиям светской истории. К этому времени приблизительно относится и хроника Ипполита. Отцом церковной истории считается Евсевий, епископ Кесарии Палестинской (338). Он составил четыре исторических сочинения разного достоинства и значения: 1. Хронику (παντοδαπή ιστορία), в двух книгах, краткую историю мира от начала и до своего времени, при чем главное внимание обратил на хронологию, 2. Церковную историю в десяти книгах, обнимающую собой время от начала христианства до 324 г. Сочинение очень важное, хотя и несвободное от недостатков по части критики источников, толкования их, неполноты (почти отсутствуют западные) и малосистемности изложения. 3. Жизнь Константина Великого в 4-х книгах, сочинение по преимуществу панегирическое, но не лишено и большого исторического значения, в особенности благодаря тому, что в нем приводятся многие официальные документы 4. "Собрание древних мученичеств" (Церковная история IV, 15), из которого сохранилось только, может быть, отдельная глава или приложение лишь о "палестинских мучениках." Главная заслуга Евсевия состоит в тщательном изучении церковных преданий и богатом, дословном заимствовании из древних сочинений - источников, не сохранившихся до нас. Вторая церковная история каппадокийца, евномианина Филосторгия, простиравшаяся от 318-423 г., сохранившаяся только в извлечениях у Фотия. Филосторгий писал в интересах арианства. Продолжателями Евсевия в V веке были - Сократ, Константинопольский адвокат (схоластик): он написал церковную историю в VII книгах (305-439); Эрмий Созомен, тоже адвокат; его церковная история в девяти книгах (324-423) находится в сильной зависимости от Сократа; епископ Кирский Феодорит написал церковную историю в пяти книгах (320-428). В VI веке Феодор Чтец, сделавший сначала извлечение из упомянутых источников (1-ая книга), а потом продолживший Сократа до 527 г. т.е. года смерти Юстиниана I (2-ая книга). Антиохийский схоластик Евагрий оставил историческое сочинение в шести книгах, обнимающее собою время от 431 г. до 594 г. В средние века замечается упадок в церковной историографии; специальных трудов не появляется, и церковная история присоединяется ко всеобщей. Такова хроника Феофана, с 285 г. до 11 июня 813 г. с многочисленными продолжателями - хроника Георгия Синкелла, Георгия Амартола, патриарха Никифора, Льва диакона (X в.), Анны Комнен, Зонары, Кедрина и многих других (в ХI-ХП вв.). Из последующего времени наиболее содержательными являются хроники Никиты Хониата (XIII в.), Никифора Григора (XIV в.), Иоанна Кантакузена и Никифора Каллиста (XIV в.). От последнего мы имеем церковную историю в восемнадцати книгах, от Рождества Христова до 610 г. Из сирийских источников достоин особого упоминания историк VI в. Иоанн Ефесский; из восточных вообще - Александрийский патриарх Евтихий († 940), писавший на арабском языке. На Западе дело началось с переводов и компиляций восточных историографических сочинений. Блаженный Иероним перевел хронику Евсевия и продолжил её до 378 г. Пресвитер Руфин перевел церковную историю Евсевия и продолжил её до 395 г. Затем следует упомянуть Historia sacra (начало V в). Сульпиция Севера, хронику Павла Орозия, ученика блаженного Августина. Кассиодор (умерший во 2-ой половине V в). использовал переведенных на латинский язык схоластиком Епифанием греческих историков Сократа, Созомена и Феодорита и составил по ним сокращенную церковную историю, так называемую Historia tripartia - главный учебник для средних веков. Из IX в. известен аббат Анастасий, составивший церковную историю.
Палестина: территория, границы, население. Политическое положение Палестины. Религиозное состояние иудеев: фарисеи, саддукеи, ессеи, зилоты, священство, синедрион. Иерусалимский Храм, синагоги. Самаряне.
Палестина занимает южную часть Сирии. Она граничит на севере – с Ливаном, Антиливаном и южными склонами Ермона; на востоке – с Сирийско-Аравийской пустыней; на юге – с пустыней Синайского полуострова; на западе – со Средиземным морем. На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной Иордана. Долина реки Иордана делит всю Палестину на две глубоко отличные по природе и по историческим судьбам части: на область, лежащую к западу от реки Иордана, и на Заиорданье, лежащее к востоку от нее. Часть страны к западу от Иордана представляет собою гористую местность, перерезанную частыми, довольно широкими долинами, орошаемыми потоками. Вся она естественно разделяется на три области — Галилею, Самарию и Иудею. Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажа. В ней довольно много небольших возвышенностей; главная из них Фавор, на которой, по преданию, преобразился Господь. Обширная равнина Ездрилонская, орошаемая потоком Киссоном, отделяет все эти возвышенности от цепи Кармила. Население Галилеи было многочисленно, богато и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, восприимчивы, вспыльчивы, любили новизну и легко поддавались новым в смелым идеям; они отличались при этом глубокой религиозностью. В Галилее жило много язычников. Постоянное общение с ними выработало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которою они общались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение. Этим произношением Петр обнаружил свое происхождение, когда стоял во дворе Каиафы, дожидаясь исхода суда над Учителем (Мф. 26.73). Главными городами Галилеи были: на берегу Геннисаретского озера, Тивериада, Хоразин и Вифсаида — родина Св. Апостолов Петра и Андрея, и, по всей вероятности, также и обоих сыновей Зеведеевых — Св. Иоанна Богослова и Св. Иакова; Капернаум, в котором Спаситель прожил большую часть времени своего общественного служения; Назарет, в котором Он провел первые тридцать лет своей жизни; Кана, где Он совершил первое чудо, (Ин. 2.1-11) и Наин, где Он воскресил сына вдовы (Лк. 7.11-6). Самария- область, лежащая к югу от Галилеи. Главный город Самарии тоже называется Самария. Граница между Самарией и Иудеей весьма условна и не может быть точно определена. Иудея была населена, за редкими исключениями, только евреями. Их столица, Иерусалим, построенный на горах, являлся центром всей области. Население Иерусалима доходило до 200.000 жителей. В нем находился храм и тысячи синагог, обслуживавшихся многочисленными священнослужителями, левитами и учителями. Ежегодно на большие праздники многочисленные толпы еврейских паломников стекались в Иерусалим со всех стран света.
В 63 г. до Р.Х. Палестина была завоёвана римлянами и присоединена к римской провинции Сирии. В 37 г. до Р.Х. исповедовавший иудейскую религию идумейский князь (идумеяне – потомки Исава, старшего сына Исаака) Ирод, прозванный Великим, получил от Римского Сената царский титул и сорок лет управлял всей Палестиной и Идумеей. После его смерти, царство его было разделено между его сыновьями. Старший Архелай получил Иудею, Идумею и Самарию, средний Ирод-Антипа – Галилею и Перею, младший Ирод-Филипп – Батанею, Галантиду, Трахонитиду и Гауран. Царский титул Ирода не унаследовал никто, сыновья вынуждены были довольствоваться более низкими званиями тетрархов. Архелай был вскоре низложен (6 г. по Р. X.) за то, что слишком притеснял своих подданных, и владения его были отданы под управление римского прокуратора (губернатора). Римский правитель Иудеи, Самарии и Идумеи начальствовал над поиском, взимал налоги, и имел право казнить за важные преступления, действуя именем императора. Обыкновенным местопребыванием иудейских прокураторов был город Кесария; но на праздники, особенно на Пасху, они переселялись в Иерусалим, для ближайшего надзора за спокойствием народа и для укрощения возмущений, которые нередко происходили во время праздников. Пятым из таких прокураторов был Понтий Пилат (26-36 по Р. X.). Вскоре после евангельских событий он был смещен за избиение самарян, сослан в Виенну в Галлии, где и умер. Внешнее положение евреев, а также состояние их нравственной и религиозной жизни на момент рождения Христа, как на первый взгляд, так и при более тщательном рассмотрении, самым вопиющим образом противоречат их божественному предназначению. Однако, во–первых, сам факт упадка был доказательством того, что этот народ нуждается в помощи свыше. Во–вторых, данное через Христа искупление на этом фоне выглядело еще более славным актом Божьего творения. Наконец, вопреки всеобщему моральному разложению, в среде народа оставались потомки истинных детей Авраама, чающие спасения Израиля и готовые принять Иисуса из Назарета как обещанного Мессию и Спасителя мира. С того времени как в 63 г. до Р.Х. Помпей завоевал Иерусалим (этот год также был ознаменован консульством Цицерона, заговором Катилины и рождением Цезаря Августа), евреи оказались под властью язычников–римлян, которые бессердечно правили ими через идумеянина Ирода и его сыновей, а впоследствии через прокураторов. Под этим ненавистным игом мессианские надежды евреев вспыхнули с новой силой, но были искажены плотскими представлениями. Прежде всего, евреи ждали политического избавителя, который восстановил бы земное царство Давида в еще большем великолепии; Иисус, Своим видом походивший на раба, и Его слова о духовном Царстве не соответствовали их ожиданиям. С виду евреи казались более нравственными, чем язычники; но за их внешним неуклонным послушанием своему закону скрывалась крайняя развращенность. Новый Завет изображает их высокомерным, неблагодарным и нераскаявшимся народом, семенем змея, порождением ехидны. Иудейский священник и историк Иосиф Флавий, который обычно старался перед греками и римлянами выставить своих соотечественников в лучшем свете, в то время описывает евреев как испорченный и безнравственный народ, вполне заслуживший ужасную кару — разрушение Иерусалима. Что касается религии, евреи, в особенности после Вавилонского пленения, продолжали упорно соблюдать букву закона и собственные предания и обряды, но не знали ни духа, ни силы Писаний. Они испытывали непреодолимый ужас перед язычниками, поэтому последние презирали их и считали человеконенавистниками. Тем не менее, благодаря своей рассудительности, трудолюбию и такту, евреи сумели обеспечить себе благосостояние и влияние во всех крупных городах Римской империи. После эпохи Маккавеев (150 г. до Р.Х.) евреи разделились на три враждующие секты, или партии: Фарисеи воплощали в себе традиционную ортодоксию и закоснелый формализм, основанную на законе самоуверенность и фанатичную приверженность иудаизму. Они пользовались самым сильным влиянием в народе, а также среди женщин и контролировали публичное поклонение. Устное предание (Галаха) они почитали наравне с письменным (Тора), ожидали прихода Мессии, верили в воскресение мертвых, в посредническую роль ангелов между Богом и человеком, разрабатывали сложную ангельскую иерархию, были противниками эллинизации жизни иудеев, отличались неукоснительным соблюдением обрядов и уставов закона Моисея. В Новом Завете к фарисеям обращен прежде всего упрек в лицемерии; но среди них были и известные исключения вроде Никодима, Гамалиила и его ученика Павла. Саддукеи были скептиками и рационалистами, признавали Писания (в особенности Пятикнижие), но отвергали устные предания, отрицали воскресение тела и бессмертие души, существование ангелов и духов, а также учение о всемогущем Провидении. Среди них были богатые люди, и на какое–то время они завладели должностью первосвященника. К их партии принадлежал Каиафа.Саддукеи были под сильным эллинистическим влиянием и были противниками фарисеев. Несмотря на разногласия с фарисеями, саддукеи также выступали против Иисуса, хотя руководствовались другими мотивами: фарисеи имели к Нему религиозные претензии, саддукеи хотели устранить Его по политическим причинам. Из-за близости к политической власти, саддукеи, в отличие от фарисеев, не пользовались популярностью у народа. Ессеи (о которых мы знаем в основном только из трудов Филона и Иосифа Флавия) были не партией, а мистическим или аскетическим орденом или братством и жили по большей части в монашеском уединении в деревнях и пустыне Энгедди близ Мертвого моря.Ессеи практиковали обобществление имущества, носили белые одежды, отвергали животную пищу, кровные жертвоприношения, клятвы, рабство и (за редким исключением) супружество и жили в крайней простоте, практиковали водное очищение, надеясь таким образом обрести более высокую степень святости. Многие исследователи считают, что к ессейским кругам был близок Иоанн Креститель. Зилоты (ζηλωτής - ревнитель) - политическая партия у евреев времен Иисуса Христа. В начале слово зилот не означало члена известной партии и прилагалось ко всякому, кто отличался особою религиозною ревностью (см. 1Пет.3,13; Гал.4,18; 1Кор.12 и др.). После покорения иудеев римлянами название 3. из нарицательного сделалось собственным и стало прилагаться к членам особой иудейской политически-религиозной партии. Так же, как и прежние ревнители, зилоты заботились о сохранения веры, но вера отцов была для них лишь знамением борьбы из-за политической самостоятельности. Они проповедовали, что народ Божий не должен платить дани кесарям, не признавали никакого другого властителя и правителя над собой, кроме Бога, возбуждали мятежи в народе и беспощадно избивали всех противящихся их замыслам. Вероятно, убийцы Стефана первомученика были из таких ревнителей. Эта партия была главной виновницей возмущений иудеев против римлян и тех невообразимых бедствий, к каким повели эти возмущения. В своих действиях 3. руководились девизом: «Нет владыки, кроме Ягве; нет подати, кроме храмовой; нет друга, кроме 3.» Особенно ненавистна им была римская перепись при прокураторе Квириние, которая собственно и повела к первому восстанию 3. под предводительством Иуды Галилеянина (см. Иосифа Флавий «Древности», кн. XVIII, гл. 1). Прозвище 3. у евангелиста Луки (Лк.6:15; Деян.1:13) носит апостол Симон для отличия от другого апостола Симона Петра. Выть может ап. Симон назывался так потому, что прежде принадлежал к партии 3. Священство до исхода из Египта было патриархальным: отец совершал жертвоприношение для семьи. На Синае Моисей получил повеление избрать Аарона его сыновей для священнического служения (Исх.28,1). Всё колено Левиино было избрано для служения Господу (Исх.32,26-29): в их обязанности входило обслуживание Скинии, но только Аарону и его потомкам надлежало исполнять собственно функции священства. В жизни народа Израилева две общественные группы – пророки и священники исполняли две взаимодополняющие функции: первые открывали волю Божию народу, вторые предстояли пред Богом от лица народа, ходатайствуя за него, а также осуществляли служение слова и участвовали в управлении и суде. Поскольку средоточием в-з религии Израиля была скиния, превратившаяся в правление Соломона в Иерусалимский храм, значение священства возрастало по мере увеличения значения Иерус. храма как культового центра. Падение Иудейского царства и разрушение Иерус. храма в 587 г. до Р.Х. положило конец опеке царя над священством, которое стало приобретать больший авторитетв народе, с V в. усилившийся ввиду почти полного исчезновения пророков. Особое место в в-з священстве принадлежало первосвященнику. Первосвященнство как институт, фактически появилось после упразднения царской власти, когда стала ощущаться потребность в том, чтобы кто-то возглавил теократическое государство. Первосвященство было наследственным, передаваясь по линии старшего сына, возводя свою родословную к Аарону. Династия прервалась в 172 г. вследствие политических интриг. Некоторое время первосвященников назначали из других родов цари Сирии, под властью которых находилась Иудея, а в результате восстания Маккавеев в 168 г. до Р.Х. первосвященство перешло к священническому роду хасмонеев, в дальнейшем представители этого рода фактически исполняли роль этнархов. После прихода к власти Ирода Великого и истребления им всех хасмонеев, первосвященники назначались гос. властью из различных священнических родов вплоть до разрушения Иерусалимского храма в 70 г. Синедрион – совет старейшин, в иудейской общине высший правительственный, судебный и религиозный орган управления. В состав Синедриона входили 70 или 71 человек, в том числе первосвященники, члены их семейств, представители саддукеев, фарисеев. Председательствовал в С. Избранный на год первосвященник. В компетенцию С. входили вопросы, затрагивающие весь народ: избрание первосвященника и контроль за его деятельностью; дела, связанные с лжепророками, военными действиями, храмовыми постройками, т.е. практически все дела религиозного и светского характера, которые не выносились на суд римского наместника. Решения, принятые им, считались неотменимыми. Особая роль Иерусалимского храма в иудаизме связана с предписаниями Второзакония, согласно которым богослужение может совершаться только в одном месте, выбранном Господом (Втор.12,14). В Иерусалимском храме приносились жертвы и совершались богослужения, а сам он понимался не как место пребывания Бога, а как место, где явленна Его Слава. Первый И.х. был построен Соломоном в X в. до Р.Х. на горе Мориа. Он представлял собой примыкающее к царскому дворцу прямоугольное здание, внутри делился на три части: 1) притвор с жертвенником для всесожжения (3 Цар. 8,64; 9,25), литым медным морем и 10 умывальницами (3 Цар.7,23); 2) святилище с жертвенником курения, 10 семисвещниками и столами для хлебов предложения; 3) Святое Святых с двумя позолоченными деревянными херувимами, под крыльями которых в полной тьме находился Ковчег Завета. Внутрь И.х. входили только священники, лишь в отдельных случаях при жертвоприношениях в притвор имели доступ и др. мужчины-евреи. В святилище совершалось большинство культовых действий. В Святое Святых раз в год в праздник Очищения мог зайти один только первосвященник, внося туда жертвенную кровь. Первый И.х. просуществовал до 586 г. до Р.Х. Он был разрушен вавилонянами при взятии Иерусалима, уцелевшую утварь вывезли в Вавилон, а Ковчег Завета исчез. После возвращения иудеев из плена, И.х. был восстановлен в 515 г. при правителе Иудеи Зоровавеле. Этот храм называют вторым Иерусалимским храмом. В правление Ирода Великого он был перестроен и дополнен. На праздник Пасхи к И.х. стекались пришедшие в Иерусалим паломники. Синагоги представляли собой помещения для общественных богослужений. Их появление связывают с Вавилонским пленением (586-538 до Р.Х.), когда иудеи, находясь в изгнании, лишенные храма, тем не менее собирались вместе для чтения свящ. текстов и молитв. После восстановления храма, синагоги и Иерус. храм существовали параллельно. Каждый год в синагоге прочитывают Тору от начала до конца. Для чтения Торы вызывают наиболее уважаемых членов общины. Синагоги, особенно в иудейской диаспоре, являлись центром общинной жизни. При синагоге, как правило, существовали религиозные школы, религиозные суды и бассейны для ритуальных омовений. Синагогальное богослужение, наряду с храмовым, оказало определённое влияние на христианскую литургию.
Народонаселение Самарии образовалось от смешения различных рас. В 721 г. до Р. X. Ассирийский царь Саргон увел в плен десять колен израильтян, на место которых из различных провинций ассирийской монархии были переселены целые колонии военнопленных. Эти пришельцы, смешавшись с небольшим количеством оставшихся в стране израильтян, усвоили их основные религиозные идеи, приняли Пятикнижие Моисеево, стали поклоняться Яхве, но не оставили при этом служения и своим богам. Они стали называться самарянами. Таким образом религия самарян являлась смесью истины с заблуждениями. Когда иудеи возвратились из вавилонского пленения и начали строить храм, самаряне захотели принять участие в этом деле, но не были допущены иудеями; тогда самаряне выстроили себе отдельный храм на горе Гаризиме. Приняв книги Моисея, самаряне отвергли писания пророков и все предания; поэтому евреи считали их за язычников, даже хуже язычников, не принимали их в свое общество и не имели с ними никаких сношений. Во времена земной жизни Спасителя храм на горе Гаризиме уже не существовал; он был разрушен в 134 г. до Р. X. Иоанном Гирканом, царем Иудеи. Непримиримая вражда вырыла глубокую пропасть между обоими народами.
Достижения и заблуждения античной философии. Основные философские направления: платонизм, стоицизм, эпикурейство, скептицизм. Античное учение о Логосе. Экклектизм. Значение античной философии для истории христианской мысли.
Думающим грекам и римлянам была не чужда идея единобожия, ибо философы часто ставили под сомнение истинность политеизма. Большинство мыслителей сходились на том, что вселенной управляет единый Промысел (греч. πρόνοια). Ученики Эпикура (IV-III века до н. э.) отвергали эту идею, утверждая, что боги существуют, но не вмешиваются в дела людей, мир же не что иное, как свободное падение атомов. Однако они не смогли привлечь достаточного числа поклонников. В устах признанных философов раннехристианской эпохи само слово «эпикуреец» звучало как оскорбление, а отрицать власть Судьбы считалось противным общественной морали. Античные философы пытались выработать более верные представления о божестве, чем имела народная религия. Так, Платон (428/427-348/347 гг. до Р.Х.) утверждал, что лишь запредельный мир чистого разума или духа является устойчивым и постоянным. Там находятся образцы (называемые «формы», «идеи») для всего преходящего и материального, что есть на Земле. Человеческая душа наделена интеллектуальным элементом, который «догадывается», что окружающие нас вещи – не более чем отображения или копии идей. Таким образом, знания о сверхчувственном бытии являются врожденными, знакомыми по предыдущей духовной жизни. Эта часть души принадлежит неизменному и вечному космосу, а потому – бессмертна. В часто цитируемом «Тимее» Платон описывает творца-демиурга (греч. δημιουργός), создающего мир путем копирования вечных идей. По мнению самого философа, этот рассказ ближе к мифологии, чем к теологии, однако образ ума-демиурга может послужить шагом навстречу христианству, поскольку напоминает библейского Творца. Платон также утверждал, что истинное Божество должно обладать неизменностью, свойственной миру идей, а потому с презрением отвергал легенды о страстях, превращениях и бурной деятельности олимпийцев, о которых писали поэты. И, наконец, движение стоиков, основанное Зеноном (336-264 гг. до н. э.), считало Бога источником порядка во вселенной. Бог есть некое разумное существо (λόγος), мировая душа (ψῡχή), огневидное дыхание (πνεῦμα или αἰθήρ), пронизывающее космос. Однако Он обладает и материальными свойствами, Его сферическое тело (σῶμα) удерживает мир в бесконечной пустоте, обеспечивает его единство, а потом уничтожает в огне. Стоики не полагали никакого существенного различия между Богом и миром: по ним, между божеством и первоматерией никакого реального различия нет. Стоическая система есть строго пантеистическая. Всеобщий разум, как мирообразующая сила, носит имя Èλόγος σπερματικός. Всякое существо, каждый предмет ранее своего появления в мире мыслились в мировом разуме, как понятия, и желались, как определенные цели развития божества (λόγοι σπερματικοί). Согласно стоикам, высшая добродетель для человека – помогать реальному земному государству, поскольку оно установлено по воле Промысла Божия, или Судьбы. Этика стоиков – вершина античной философской мысли. У стоических мудрецов мы встречаем высказывания, которые можно принять за поучения христианских святых отцов (и которые, действительно, впоследствии звучали из их уст): Если мы хотим быть хорошими, мы сначала должны поверить, что мы плохи. Чистое знание без применения в жизни бесполезно. Каждый человек имеет своего духа–хранителя, бога внутри себя, который никогда не спит и всегда составляет ему компанию, даже когда он одинок; это daimonion Сократа, воплощенная совесть. Мы должны слушаться этого божественного голоса. «Думай о Боге чаще, чем делаешь вдох. Пусть беседы о Боге повторяются ежедневно с большей непременностью, нежели прием пищи». Все неизбежное зло этого мира — кажущееся и внешнее, оно не затрагивает нашего бытия. Мудрый человек радостно принимает то, чего не может контролировать, зная, что всем управляет мудрый Отец. Если брат причиняет мне зло, это его проблема; мое дело — праведно вести себя по отношению к нему. Мудрого человека не беспокоят ущерб и несправедливость, он любит даже своих врагов. Все люди — братья и дети Бога. Они владеют всем миром; следовательно, даже изгнание — не зло. (Эпиктет) Так как мораль, описанная в «Энхиридионе» Эпиктета, отличается чистотой, христиане любили эту книгу. В средние века монахи воспроизвели его и придали ему христианский характер. Ориген считал, что Эпиктет сделал больше добра, чем Платон. Цель философии поставляется в счастьи человека, и философия есть ничто другое, как деятельность, которая помогает нам достигнуть счастья благодаря мысли и разуму. Если научная деятельность не служит этой цели, то она является излишнею и бессмысленною. Среди различных знаний Эпикур придавал значение больше других учению о природе (физике), потому что это единственное средство освободить душу от ужасов суеверия. Если бы мысль о богах и смерти не отягощала нас, то мы не нуждались бы ни в каком исследовании природы. Еще придавал Эпикур значение исследованиям о наших желаниях, ибо они (исследования) могли повлиять на ограничение и умеренность их. Единственное, безусловное благо, по учению Эпикура, есть удовольствие, а единственное безусловное зло - скорбь, печаль. Это положение не нуждается в доказательствах: оно очевидно и является масштабом нашей деятельности. Все живые существа от самого рождения стремятся к удовольствию и избегают несчастья. Существенное и непосредственное основание блаженства лежит в спокойствии духа, или в атараксии; положительное же удовольствие есть только посредствующее условие душевного спокойствия, насколько оно освобождает от неудовольствия неудовлетворенной потребности... если мы считаем, рассуждает Эпикур, удовольствие высшим благом, то имеем в виду не удовольствия распутства, не вообще чувственное удовольствие, а то, чтобы тело было свободно от скорби и душа от беспокойства. Ибо не пирушки или попойки, не удовольствия от мальчиков и женщин, не застольные друзья делают жизнь приятной, но трезвый ум, который исследует основы всякого поступка и изгоняет предрассудки, ужаснейших врагов нашего благоденствия. Корень всего и величайшее благо - благоразумие, только оно делает нас свободными. Наши необходимые потребности крайне несложны, а их легко удовлетворить, сама природа заботится о нашем счастье. Кто живет согласно с природою, тот никогда не беден. Мудрый не будет роптать на Зевса, имея хлеб и воду. Внешние несчастья не имеют над ним силы, и телесная скорбь не может возмутить спокойствия мудреца. Мудрый может быть счастлив при самих пытках. Но эпикурейская система не отрицает, что телесное удовольствие есть первоначальный, и даже - последний источник всякого удовольствия. Однако оно должно быть введено в должные границы. (Эпикур подчинял телесные удовольствия духовным). Все жизненные правила направляются к одному - вести человека к счастью чрез умеренность желаний и воздержание от страстей. Не умножение богатства, а ограничение желаний делает нас богатыми. Душа человека отличается от тела только качеством атомов, состоя из наиболее тонких, эфирных. Если связь между душою и телом совершенно прекращается, то атомы её легко рассеиваются, и тело подвергается тлению. По Эпикуру представления о богах и демонах возникли из невежества и страха; вера в Провидение это сказка (миф). На богов (если они всё же существуют) никоим образом не может быть возложено попечение о мире и об обстоятельствах жизни человека, ибо мучительная забота лишила бы их блаженства. Они совершенно свободны от трудов и забот, они наслаждаются чистым счастьем в сознании своего превосходства. Общество богов - это идеальное общество эпикурейских философов. Они все имеют, что последние только могут желать для себя - вечную жизнь, отсутствие забот и постоянные случаи к приятным беседам. Ещё одним весьма значительным и важным течением философской мысли эллинистического периода является скептицизм. Он вместе со стоиками и эпикурейцами указывал философии практическую задачу и достоинство теоретических исследований, измерял их влиянием на жизнь человека и значением для его счастья; также и его воззрение на жизнь отличалось этическим характером и высшее благо полагалось в воздержании от суждений (εποχή), своего рода апатии или атараксии. Первым скептиком считается Пиррон из Элиды (360-270 г.). Он не оставил после себя сочинений; об его учении приходится судить по произведениям одного из его учеников - Тимона из Флиунта (320-230 г). То немногое что известно о философии Пиррона можно выразить в трех положениях: а) о свойствах предметов мы ничего не знаем, б) правильное отношение к ним состоит в воздержании от всякого суждения, и в) результатом всего этого является вожделенная атараксия. Тимон к этому прибавляет, что для счастья человеческого необходимо дать ответ на следующие вопросы: 1) как созданы вещи, 2) как мы должны относиться к ним и 3) каковы могут быть для нас последствия такого отношения. Скептицизм привел к эклектизму, т.е. некритическому, субъективному соединению различных элементов знаний. Дело в том, что скептицизм сравнялвсе философские течения, отрицая в каждом из них истину; а эклектизм сделал уравнение тех же систем в другом отношении, признавши долю истины за каждым из них. Скептицизм сделал и то, что за истину были признаны положения не одной школы, а всех понемногу. С появлением и развитием эклектизма совпадает или точнее, находится в связи постепенное покорение римлянами эллинистического мира. Римлянам были свойственны трезвое, житейское благоразумие и сильная воля, как отличительные черты характера. С этой точки зрения они ценили и философию, измеряя её достоинства по её практической годности; философию, которая не имела влияния на практическую жизнь, они не признавали. Задачу и пользу философии они видели в укреплении нравственных основных положений и подготовлении ораторов и государственных людей. Ввиду этого греческие философы, преподававшие науки своим римским ученикам, должны были приспособляться к их пониманию, иметь в виду их настроение и потребности. Это уже заметно у таких выдававшихся философов своего времени, как Панэций и Антиох. Представителями эклектизма считаются Филон из фессалоникийской Лариссы и Антиох из Аскалона, живши
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.018 с.) |