Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Heиерархические служения: чтецы, экзорцисты, аколуфы, певцы, девы, вдовы, диаконисы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Распространение церкви, развитие ее культа и тенденция к иерархической помпезности привели к увеличению количества церковных должностей, низших по отношению к диаконам, которые составляли ordines minores. Около середины Ш века, судя по упоминаниям, уже существовали следующие новые должности. 1. Помощники диаконов, или иподиаконы (Øποδιάκονοι); заместители и ассистенты диаконов; единственная из подчиненных должностей, для которой требовалось формальное рукоположение. По поводу их значимости есть разные мнения. 2. Чтецы (Άναγνώσται, lectores), которые читали Писание на собрании и отвечали за хранение церковных книг. 3. Аколуфы (Άκόλυθοι), помощники епископов в исполнении их официальных обязанностей и во время процессий. 4. Экзорцисты (Έξορκισταί), которые молитвой и возложением рук изгоняли злых духов из одержимых и из новообращенных и часто присутствовали при крещении. Их сила издавна считалась безвозмездным даром Святого Духа. 5. Регенты хора (Ψάλται), отвечавшие за музыкальную часть литургии, псалмы, благословения, ответы и т.п. 6. Привратники, или церковные сторожа (θυρωροί, πυλωροί, ostiarii janitores), которые заботились о сохранности молитвенных помещений, а позже о церковной территории. 7. Помимо них, в более крупных церквях были также катехисты (учителя), а там, где не понимали языка, на котором шло богослужение, переводчики; но обычно перевод делался пресвитерами, диаконами или чтецами. 8. Вдовицы (αἱ χῆραι τῆς ἐκκλησίας) - особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение неск. столетий. Ап. Павел говорит о В. ц. в 1 Тим 5. 9-11: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак». Вдова, посвященная в чин В. ц., не могла вступить во 2-й брак. В. ц., отмечаетсв.иоанн Златоуст, проводят жизнь в бедности (ἐν καμίνῳ πενίας εἰσί), предпочитая лучше страдать от голода, чем роскошествовать, зарабатывая порочным путем (In 1Cor 30. 4). Он подчеркивает необходимость тщательности при избрании в число вдовиц, указывает на многочисленные трудности, возникающие при попечении о них (De sacerd. 3. 12). В. ц. содержались христ. общинами. Описывая совр. ему церковную жизнь, свт. Иоанн Златоуст говорит, что вдовицы в отличие от проч. прихожан постоянно присутствуют в церкви, воспевая псалмы (ἡμέραν καὶ νύκτα ψάλλουσι καὶ πάρεισιν), и заботятся об украшении церкви (κόσμον παρέχοντες μέγιστον) (Ioan. Chrysost. In 1Cor 30. 4). Их служение очевидно заключалось также в посещении больных, страждущих и жаждущих утешения христиан, и в особенности христианок. Епископ Корнелий Римский (умер в 252) в послании о расколе новатиан (Euseb. vi. 43) упоминает следующие должности своей церкви: сорок шесть пресвитеров, что, вероятно, соответствует количеству молитвенных домов христиан в городе; семь диаконов, по образцу Иерусалимской церкви (Деян. 6); семь иподиаконов; сорок два аколуфа и пятьдесят два экзорциста, чтеца и привратника.
Требования к священству. Избрание и посвящение священства. Брак и безбрачие духовенства. Содержание клира.
Уже в первые три века истории Церкви были сформулированы основные требования к кандидату в священный сан. 1 Посл. К Тимофею,гл.3: «Верно слово: если кто к епископству стремится, доброго дела желает. 2 Епископ же должен быть безупречен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, 3 не склонен к вину, не задорен, но снисходителен, миролюбив, несребролюбив, 4 хорошо управляющий собственным домом, детей содержащий в подчинении со всяким достоинством, 5 (если же кто не знает, как у править собственный дом, как будет он заботиться о Церкви Божией?) 6 не новообращённый, чтобы, возгордившись, не подпал он под суд диавола. 7 Но нужно ему иметь и доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавола». Посл. К Титу, гл.1: «5 Я для того оставил тебя на Крите, чтобы ты недоконченное доделал и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал; 6 если кто безупречен, одной жены муж, детей имеющий верных, не обвиняемых в распутстве или непокорных. 7 Ибо епископ должен быть безупречен, как Божий домоправитель, не самодоволен, не гневлив, не склонен к вину, не задорен, не искал бы постыдной наживы, 8 но был бы страннолюбив, любил бы добро, был бы целомудрен, справедлив, благочестив, обладающим собой, 9 держался бы верного слова, согласного с учением, для того, чтобы он был силен и наставлять в учении здравом и возражающих обличать». Препятствием для рукоположения являются - плотские грехи совершенные после крещения; Апостольские правила: 61. Если верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир. Аристен: Верный, обвиненный в прелюбодеянии, или в любодействе, или в каком другом запрещенном деянии и обличенный в том, не принимается в клир. Но если кто, будучи еще неверным, впал в какой либо из исчисленных грехов, потом крестился, и по крещении проводил свою жизнь безукоризненно, таковый беспрепятственно допускается в клир. - второбрачие; Церковные законы не допускают в клир второбрачных. «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке Священнаго чина,» - гласит 17-е Апостольское правило. Поскольку от ставленника требуется абсолютная моногамия, даже брак на вдове или женщине, оставленной своим мужем, т.е. так называемая пассивная бигамия, составляет препятствие к священству. 18-е Апостольское правило гласит: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (актрису) не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». - слишком юный возраст; Древние «Апостольские постановления» (2, 1) предусматривают для кандидата в епископы 50-летний возраст. Неокесарийский Собор 315г.: 11. Во пресвитера прежде тридесяти лет, аще и по всему достойный человек, да не поставляется: но да оставится в ожидании. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учити. - недостаточный стаж церковной жизни; 80-е Апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится.» Согласно 2-му правилу I Вселенского Собора; эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3-м правилом Лаодикийского Собора - на все священство вообще: «Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический». - кандидат священства должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением.
Поскольку первоначальная христианская Церковь не была такой мрежей, которой уловляется доброкачественная рыба наравне с негодной, ведь в то время принадлежность человека к церкви не была случайностью, а определялась глубоким внутренним расположением: сама эта принадлежность гарантировала духовную зрелость ее членов, христиане конца I и II века были деятельными сочленами Христовой Церкви. Это выражалось прежде всего в деле чрезвычайно важном — в избрании себе пастырей по сердцу своему. Согласно Дидахэ (XV,I), епископов и дьяконов выбирала вся община. Выборы оформлялись как хиротония – голосование поднятием рук (ср. греч. χειροτονέω –голосую поднятием руки). О том, что вся община избирает себе епископа, говорят также св. Климент Римский, св. Киприан Карфагенский, Ориген, Апостольские Постановления, Апостольское Предание и проч. Вот как описывается процедура выбора епископа в Апостольских постановлениях: Первый говорю я, Петр: в епископа рукополагать, как в предыдущем все мы вместе постановили, того, кто безпорочен во всем, избран всем народом, как наилучший. Когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень с пресвитерством и наличными епископами, пусть даст согласие. Старейший же прочих пусть спросит пресвитерство и народ, тот ли это, кого просят они в начальника, и когда они ответят утвердительно, то снова пусть спросит, все ли свидетельствуют, что он достоин сего великого и знатного начальствования, исправил ли он относящееся к благочестию по Боге, соблюл ли права к людям, хорошо ли устроил дела по дому, безукоризнен ли по жизни. Когда все вместе по истине, а не по предубеждению, как пред Судиею Богом и Христом, в присутствии, разумеется, и Святого Духа и всех святых и служебных духов, засвидетельствуют, что он таков; то опять в третий раз, чтобы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, да будут спрошены, воистину ли достоин он священнослужительства, и когда в третий раз подтвердят, что достоин, то от всех пусть потребуют знака согласия, а как скоро дадут его, пусть умолкнут (АП. VIII,4) Для постановления новоизбранного епископа необходимо было призвать двух или трёх соседних епископов: Апост. прав.1. Епископ да поставляется двумя или тремя епископами.
Вопрос о брачном и безбрачном состоянии духовенства поднимался уже во II и III веке, но ни к какому определенному решению церковь в этом случае не пришла. Во времена апостольские епископы, пресвитеры и диаконы могли как состоять в браке (ср. 1 Тим.3,2), так и быть безбрачными. Тем не менее, в самом же начале II века появлялись некоторые лица, не чуждые желания наложить безбрачие на все духовенство. Об этом можно судить по свидетельству послания Игнатия Богоносца к Поликарпу. В этом послании (гл. 5) Игнатий дает знать, что некоторые миряне, проводя жизнь девственную, смотрели с пренебрежением на епископов, живущих в браке, почему св. муж призывает таких притязательных христиан к смирению. В древней коптской редакции Постановлений Апостольских уже говорится: «хорошо, если епископ не женат». Однако голоса, раздававшиеся в II и III веке и требовавшие безбрачия духовенства, не были преобладающими. Потому что общерелигиозное сознание эпохи ничего не имело против брака пастырей. В этом случае важное значение имело то обстоятельство, что по твердому убеждению многих христиан, как это видно из сочинений Климента Александрийского, даже некоторые из апостолов проводили жизнь не безбрачную: например, апостолы Петр, Павел, Филипп (Евсев. ЦИ. III,30). В так называемых Постановлениях Апостольских (кн. VI, гл. 17) в полной гармонии с религиозным сознанием II и III века заповедывалось следующее: «в епископа, пресвитера и диакона должно поставлять однобрачных — в живых ли будут их жены или уже умерли». Мало того: сознание церкви даже решительно высказывалось против тех, кто хотел ввести безбрачие в клире, под предлогом, что этого рода жизнь выше брачной. Вот что говорит одно из так называемых Правил Апостольских: «епископ или пресвитер, или диакон да не изгоняет жены своей под предлогом благочестия. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного, а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина» (прав. 5). Таким образом, практика церковная II и III века допускала возможность существования брачных и безбрачных пастырей без всякого различия, без всякого предпочтения одних другим.
Содержание церкви и клира в ранний период происходило только за счёт пожертвований верующих в форме «церковной десятины», т.е. десятой части доходов того или иного лица. Истоки десятины лежат в Ветхом Завете (Быт. 28,20-22; Амос 4,4; Числ. 18,19-21; Втор.14,22-29). В апостольский период необходимость материального обеспечения Церкви через добровольные пожертвования неоднократно подчёркивается в посланиях ап. Павла (1 Кор.9,13-14;16,2;2 Кор.9,7) и в Дидахэ (4,6-8; 13,1-7). Правда, речь здесь идёт не о десятине – вероятно, христиане отдавали на нужды Церкви кто сколько мог. Но в III мы вновь встречаем свидетельства об обычае жертвовать десятину. Так, в Апостольских постановлениях рекомендуется отделять десятину епископу и клиру (II,25) а также сиротам, вдовам, нищим и странникам (VII,29; VIII,30). Таким образом, церковная десятина десятина использовалась не только на содержания клира, но и для целей благотворительности, т.е. поддержки малоимущих и нуждающихся ближних.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.013 с.) |