Heиерархические служения: чтецы, экзорцисты, аколуфы, певцы, девы, вдовы, диаконисы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Heиерархические служения: чтецы, экзорцисты, аколуфы, певцы, девы, вдовы, диаконисы.



 

Распространение церкви, развитие ее культа и тенденция к иерархической помпезности привели к увеличению количества церковных должностей, низших по отношению к диаконам, которые составляли ordines minores. Около середины Ш века, судя по упоминаниям, уже существовали следующие новые должности.

1. Помощники диаконов, или иподиаконы (Øποδιάκονοι); заместители и ассистенты диаконов; единственная из подчиненных должностей, для которой требовалось формальное рукоположение. По поводу их значимости есть разные мнения.

2. Чтецы (Άναγνώσται, lectores), которые читали Писание на собрании и отвечали за хранение церковных книг.

3. Аколуфы (Άκόλυθοι), помощники епископов в исполнении их официальных обязанностей и во время процессий.

4. Экзорцисты (Έξορκισταί), которые молитвой и возложением рук изгоняли злых духов из одержимых и из новообращенных и часто присутствовали при крещении. Их сила издавна считалась безвозмездным даром Святого Духа.

5. Регенты хора (Ψάλται), отвечавшие за музыкальную часть литургии, псалмы, благословения, ответы и т.п.

6. Привратники, или церковные сторожа (θυρωροί, πυλωροί, ostiarii janitores), которые заботились о сохранности молитвенных помещений, а позже о церковной территории.

7. Помимо них, в более крупных церквях были также катехисты (учителя), а там, где не понимали языка, на котором шло богослужение, переводчики; но обычно перевод делался пресвитерами, диаконами или чтецами.

8. Вдовицы (αἱ χῆραι τῆς ἐκκλησίας) - особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение неск. столетий. Ап. Павел говорит о В. ц. в 1 Тим 5. 9-11: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак». Вдова, посвященная в чин В. ц., не могла вступить во 2-й брак. В. ц., отмечаетсв.иоанн Златоуст, проводят жизнь в бедности (ἐν καμίνῳ πενίας εἰσί), предпочитая лучше страдать от голода, чем роскошествовать, зарабатывая порочным путем (In 1Cor 30. 4). Он подчеркивает необходимость тщательности при избрании в число вдовиц, указывает на многочисленные трудности, возникающие при попечении о них (De sacerd. 3. 12). В. ц. содержались христ. общинами. Описывая совр. ему церковную жизнь, свт. Иоанн Златоуст говорит, что вдовицы в отличие от проч. прихожан постоянно присутствуют в церкви, воспевая псалмы (ἡμέραν καὶ νύκτα ψάλλουσι καὶ πάρεισιν), и заботятся об украшении церкви (κόσμον παρέχοντες μέγιστον) (Ioan. Chrysost. In 1Cor 30. 4). Их служение очевидно заключалось также в посещении больных, страждущих и жаждущих утешения христиан, и в особенности христианок.

Епископ Корнелий Римский (умер в 252) в послании о расколе новатиан (Euseb. vi. 43) упоминает следующие должности своей церкви: сорок шесть пресвитеров, что, вероятно, соответствует количеству молитвенных домов христиан в городе; семь диаконов, по образцу Иерусалимской церкви (Деян. 6); семь иподиаконов; сорок два аколуфа и пятьдесят два экзорциста, чтеца и привратника.

 

Требования к священству. Избрание и посвящение священства. Брак и безбрачие духовенства. Содержание клира.

 

Уже в первые три века истории Церкви были сформулированы основные требования к кандидату в священный сан.

1 Посл. К Тимофею,гл.3:

«Верно слово: если кто к епископству стремится, доброго дела желает. 2 Епископ же должен быть безупречен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, 3 не склонен к вину, не задорен, но снисходителен, миролюбив, несребролюбив, 4 хорошо управляющий собственным домом, детей содержащий в подчинении со всяким достоинством, 5 (если же кто не знает, как у править собственный дом, как будет он заботиться о Церкви Божией?) 6 не новообращённый, чтобы, возгордившись, не подпал он под суд диавола. 7 Но нужно ему иметь и доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавола».

Посл. К Титу, гл.1:

«5 Я для того оставил тебя на Крите, чтобы ты недоконченное доделал и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал; 6 если кто безупречен, одной жены муж, детей имеющий верных, не обвиняемых в распутстве или непокорных. 7 Ибо епископ должен быть безупречен, как Божий домоправитель, не самодоволен, не гневлив, не склонен к вину, не задорен, не искал бы постыдной наживы, 8 но был бы страннолюбив, любил бы добро, был бы целомудрен, справедлив, благочестив, обладающим собой, 9 держался бы верного слова, согласного с учением, для того, чтобы он был силен и наставлять в учении здравом и возражающих обличать».

Препятствием для рукоположения являются

- плотские грехи совершенные после крещения;

Апостольские правила:

61. Если верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир.

Аристен: Верный, обвиненный в прелюбодеянии, или в любодействе, или в каком другом запрещенном деянии и обличенный в том, не принимается в клир. Но если кто, будучи еще неверным, впал в какой либо из исчисленных грехов, потом крестился, и по крещении проводил свою жизнь безукоризненно, таковый беспрепятственно допускается в клир.

- второбрачие;

Церковные законы не допускают в клир второбрачных. «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке Священнаго чина,» - гласит 17-е Апостольское правило.

Поскольку от ставленника требуется абсолютная моногамия, даже брак на вдове или женщине, оставленной своим мужем, т.е. так называемая пассивная бигамия, составляет препятствие к священству. 18-е Апостольское правило гласит: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (актрису) не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина».

- слишком юный возраст;

Древние «Апостольские постановления» (2, 1) предусматривают для кандидата в епископы 50-летний возраст.

Неокесарийский Собор 315г.: 11. Во пресвитера прежде тридесяти лет, аще и по всему достойный человек, да не поставляется: но да оставится в ожидании. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учити.

- недостаточный стаж церковной жизни;

80-е Апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится.» Согласно 2-му правилу I Вселенского Собора; эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3-м правилом Лаодикийского Собора - на все священство вообще: «Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический».

- кандидат священства должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением.
Согласно 81-му Апостольскому правилу, не дозволяется епископам, или пресвитерам, заниматься «делами народного управления»,  а 83-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови».

 

Поскольку первоначальная христианская Церковь не была такой мрежей, которой уловляется доброкачественная рыба наравне с негодной, ведь в то время принадлежность человека к церкви не была случайностью, а определялась глубоким внутренним расположением: сама эта принадлежность гарантировала духовную зрелость ее членов, христиане конца I и II века были деятельными сочленами Христовой Церкви. Это выражалось прежде всего в деле чрезвычайно важном — в избрании себе пастырей по сердцу своему. Согласно Дидахэ (XV,I), епископов и дьяконов выбирала вся община. Выборы оформлялись как хиротония – голосование поднятием рук (ср. греч. χειροτονέω –голосую поднятием руки).

О том, что вся община избирает себе епископа, говорят также св. Климент Римский, св. Киприан Карфагенский, Ориген, Апостольские Постановления, Апостольское Предание и проч.

Вот как описывается процедура выбора епископа в Апостольских постановлениях:

Первый говорю я, Петр: в епископа рукополагать, как в предыдущем все мы вместе постановили, того, кто безпорочен во всем, избран всем народом, как наилучший. Когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень с пресвитерством и наличными епископами, пусть даст согласие. Старейший же прочих пусть спросит пресвитерство и народ, тот ли это, кого просят они в начальника, и когда они ответят утвердительно, то снова пусть спросит, все ли свидетельствуют, что он достоин сего великого и знатного начальствования, исправил ли он относящееся к благочестию по Боге, соблюл ли права к людям, хорошо ли устроил дела по дому, безукоризнен ли по жизни. Когда все вместе по истине, а не по предубеждению, как пред Судиею Богом и Христом, в присутствии, разумеется, и Святого Духа и всех святых и служебных духов, засвидетельствуют, что он таков; то опять в третий раз, чтобы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, да будут спрошены, воистину ли достоин он священнослужительства, и когда в третий раз подтвердят, что достоин, то от всех пусть потребуют знака согласия, а как скоро дадут его, пусть умолкнут (АП. VIII,4)

Для постановления новоизбранного епископа необходимо было призвать двух или трёх соседних епископов: Апост. прав.1. Епископ да поставляется двумя или тремя епископами.

 

Вопрос о брачном и безбрачном состоянии духовенства поднимался уже во II и III веке, но ни к какому определенному решению церковь в этом случае не пришла. Во времена апостольские епископы, пресвитеры и диаконы могли как состоять в браке (ср. 1 Тим.3,2), так и быть безбрачными. Тем не менее, в самом же начале II века появлялись некоторые лица, не чуждые желания наложить безбрачие на все духовенство. Об этом можно судить по свидетельству послания Игнатия Богоносца к Поликарпу. В этом послании (гл. 5) Игнатий дает знать, что некоторые миряне, проводя жизнь девственную, смотрели с пренебрежением на епископов, живущих в браке, почему св. муж призывает таких притязательных христиан к смирению. В древней коптской редакции Постановлений Апостольских уже говорится: «хорошо, если епископ не женат». Однако голоса, раздававшиеся в II и III веке и требовавшие безбрачия духовенства, не были преобладающими. Потому что общерелигиозное сознание эпохи ничего не имело против брака пастырей. В этом случае важное значение имело то обстоятельство, что по твердому убеждению многих христиан, как это видно из сочинений Климента Александрийского, даже некоторые из апостолов проводили жизнь не безбрачную: например, апостолы Петр, Павел, Филипп (Евсев. ЦИ. III,30). В так называемых Постановлениях Апостольских (кн. VI, гл. 17) в полной гармонии с религиозным сознанием II и III века заповедывалось следующее: «в епископа, пресвитера и диакона должно поставлять однобрачных — в живых ли будут их жены или уже умерли». Мало того: сознание церкви даже решительно высказывалось против тех, кто хотел ввести безбрачие в клире, под предлогом, что этого рода жизнь выше брачной. Вот что говорит одно из так называемых Правил Апостольских: «епископ или пресвитер, или диакон да не изгоняет жены своей под предлогом благочестия. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного, а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина» (прав. 5). Таким образом, практика церковная II и III века допускала возможность существования брачных и безбрачных пастырей без всякого различия, без всякого предпочтения одних другим.

 

Содержание церкви и клира в ранний период происходило только за счёт пожертвований верующих в форме «церковной десятины», т.е. десятой части доходов того или иного лица. Истоки десятины лежат в Ветхом Завете (Быт. 28,20-22; Амос 4,4; Числ. 18,19-21; Втор.14,22-29). В апостольский период необходимость материального обеспечения Церкви через добровольные пожертвования неоднократно подчёркивается в посланиях ап. Павла (1 Кор.9,13-14;16,2;2 Кор.9,7) и в Дидахэ (4,6-8; 13,1-7). Правда, речь здесь идёт не о десятине – вероятно, христиане отдавали на нужды Церкви кто сколько мог. Но в III мы вновь встречаем свидетельства об обычае жертвовать десятину. Так, в Апостольских постановлениях рекомендуется отделять десятину епископу и клиру (II,25) а также сиротам, вдовам, нищим и странникам (VII,29; VIII,30). Таким образом, церковная десятина десятина использовалась не только на содержания клира, но и для целей благотворительности, т.е. поддержки малоимущих и нуждающихся ближних.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.014 с.)