Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рост и развитие зерновых культур
В процессе индивидуального роста и развития зерновые культуры прохо- дят ряд фенологических фаз и этапов органогенеза, каждый из которых харак- теризуется образованием новых органов и определенными внешними морфоло- гическими признаками. В жизненном цикле растений Ф.М. Куперман установил 12 этапов орга- ногенеза. В течение вегетации у зерновых культур отмечают следующи е фазы роста и развития: всходы, кущение, выход в трубку, колошение (или выметы- вание), цветение, налив и созревание. Началом фазы считают день, когда в нее вступает не менее 10% растений, полная фаза отмечается при наличии соответствующих признаков у 75% расте- ний. У озимых культур первые два этапа органогенеза и 2 фазы при благопри- ятных условиях протекают осенью, остальные – весной и летом следующего года; у яровых – весной и летом в год посева.
Задание: 1. Ознакомиться с морфологическими особенностями растений в различ- ные фазы развития, пользуясь гербарным материалом и натуральными образ- цами растений.
Порядок выполнения задания: 1. Указать условия, необходимые для набухания зерновок
2. Назвать характерные признаки фазы «прорастание семян». Изучить и зарисовать морфологические отличия проростков пшеницы, овса, кукурузы.
3. Охарактеризовать фазу «всходы». Зарисовать всходы пшеницы. Изу- чить отличительные признаки всходов зерновых культур (табл. 2.3.1). 2.3.1. Отличительные признаки всходов зерновых культур
4. Дать определение фазы «кущение». Изучите и зарисуйте растение пшеницы в фазе кущения. Укажите первичные или зародышевые корни, узел кущения, колеоптиле, узловые корни.
5. Дайте определение понятий: общая кустистость - продуктивная кустистость-
Непродуктивные побеги: подгон - подсед -
6. Установите в какой период развития растение вступает в фазу «выход в трубку» и охарактеризуйте эту фазу.
7. Охарактеризовать фазу «колошение» (выметывание)
8. Охарактеризовать фазу «цветение»
9. Назовите виды: типичных самоопылителей - _ типичных перекрестников - _ факультативных самоопылителей - 10. Охарактеризуйте фазу «спелость» Процесс образования зерна у хлебов Н.Н.Кулешов делит на три периода: формирование, налив и созревание. Период налива делят на четыре фазы: фаза водянистого состояния, фаза предмолочного состояния, фаза молочного состояния, фаза тестообразного со- стояния.
Период созревания делят на две фазы: восковой и твердой спелости. В фазе «твердая спелость» дополнительно выделяют два периода: после- уборочное дозревание и полная спелость. Процесс образования и созревания зерна (по Н.Н. Кулешову) представить в табл. 2.3.2. 2.3.2. Этапы образования, фазы развития и периоды созревания зерна (по Н.Н. Кулешову)
11. Самостоятельно описать методы определения спелости зерна: органолептический -
весовой -
химический (эозиновый) -
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Назовите типы корней у хлебных злаков. 2. Какова роль первичных и вторичных корней. 3. Назовите особенности морфологии стебля хлебных злаков. Как растет стебель? 4. Назовите морфологические различия стебля у хлебов 1 и 2 группы. 5. Назовите элементы листа хлебных злаков. Какова роль каждого из них? 6. Назовите типы соцветий хлебных злаков и их основные элементы. 7. Какие параметры зерновки учитывают при очистке зерна? 8. Каковы особенности прорастания хлебных злаков? Как связана с ними глу- бина заделки семян? 9. Какие признаки характеризуют начало и конец фазы всходов? 10. Какие органы растения формируются в фазу всходов? Какой этап органоге- неза соответствует этой фазе? 11. Что такое кущение, общая и продуктивная кустистость? 12.Какие признаки характеризуют фазу кущения злаков? 13. Какие органы растения образуются в фазе кущения? Какие этапы органоге- неза соответствуют этой фазе? Почему эта фаза считается критическим перио- дом в жизни растения? 14. Какие признаки характеризуют начало и конец фазы выхода в трубку? 15.Какие органы растения развиваются в фазе выхода в трубку? Какие этапы органогенеза соответствуют этой фазе? 16. Какие признаки характеризуют фазы колошения (выметывания) и цветения? Какие этапы органогенеза соответствуют этим фазам? 17. Какие признаки характеризуют фазу созревания? Какие этапы органогенеза соответствуют ей? 18. Какие особенности созревания хлебных злаков учитывают при выборе срока и способа уборки? ТЕМА 3. ХЛЕБА ПЕРВОЙ ГРУППЫ Пшеница (Triticum) Пшеница - наиболее ценная и самая распространенная на земном шаре зерновая продовольственная культура. По современной классификации род Triticum объединяет 27 видов. Виды различают по происхождению, числу хро- мосом (2n), по морфологическим и хозяйственным признакам.
Задание: 1. Изучить классификацию видов пшеницы по морфологическим и хо- зяйственным признакам. Дать характеристику каждой группы видов пшеницы. 2. Дать характеристику наиболее распространенных видов пшеницы 1 и 2 групп. 3. Изучить и определить разновидности мягкой и твердой пшеницы. 4. Ознакомиться с основными показателями высококачественного зерна мягкой пшеницы. 5. Дать краткую характеристику районированных в ДНР сортов пшеницы.
Порядок выполнения задания: Материалы: таблицы, гербарий, колосья видов и разновидностей пшеницы.
1. По числу хромосом в диплоидном наборе (2n) виды пшеницы делят на четыре генетические группы, заполнить табл. 3.1.1. 3.1.1. Генетические группы пшениц
По хозяйственным и морфологическим признакам все виды пшениц под- разделяют на 2 группы: настоящие (голозерные) и полбяные (пленчатые). Настоящие пшеницы характеризуются неломким колосом, т.е. колос при обмолоте не распадается на отдельные колоски, зерно легко освобождается из чешуй, в которых оно заключено. Полбяные пшеницы - часто дикие формы. Они отличаются ломким коло- сом, т.е. колос при обмолоте распадается на отдельные колоски, каждый – с члеником стержня, зерно при обычных способах молотьбы не освобождается от цветковых и колосковых чешуй. Таким образом, при обмолоте этих пшениц получается не голое зерно, а целые колоски, подлежащие для освобождения зе- рен дальнейшей обдирке. При изучении видов пшеницы необходимо обратить внимание на следу- ющие признаки: плотность колоса; соотношение лицевой стороны колоса к бо- ковой (широкая сторона колосового стержня соответствует лицевой стороне колоса); характеристика остей (короткие ости равны колосу или короче его); особенности строения колосковых и цветковых чешуй (форма, киль, зубец, остистость, опушение). 2. Дать характеристику наиболее распространенных видов настоящих и голозерных пшениц в табл. 3.1.2. 3.1.2. Краткая характеристика видов рода Triticum
Определить виды пшеницы, пользуясь ключом и таблицей описания ви- дов. К каждому колосу прикрепите этикетку с латинским названием вида. Пра- вильность определения видов проверяет преподаватель. Наибольшие площади в посевах, как в нашей стране, так и за рубежом за- нимают два вида: мягкая и твердая. Эти виды необходимо более детально изу- чить, пользуясь описанием и таблицей в практикуме по растениеводству.
3.1.3. Морфологические различия между мягкой и твердой пшеницей
Плотность колоса – это число колосков в расчете на 1 см колосового стержня. Плотность (Д) вычисляется по формуле:
А – число колосков; Д = А - 1, Б
где Б – длина колоскового стержня, см. Длину колоса измеряют от основания нижнего колоска до основания верхнего (без верхнего колоска). 3. Мягкая и твердая пшеница по морфологическим признакам делится на разновидности. Необходимо хорошо ознакомиться с разновидностями по пере- численным ниже признакам и заполнить табл. 3.1.3. Признаки разновидностей: - остистость колоса (остистые, безостые); - опушение колоса (опушенный, голый); - окраска колоса (белая, красная, коричневая); - окраска остей (белая, красная, черная); - окраска зерна (белая, красная). 3.1.3. Признаки разновидностей пшеницы
4. По практикуму ознакомиться с методами определения окраски зерна. Записать порядок определения.
После изучения признаков разновидностей пшеницы к натуральным об- разцам колосьев прикрепить этикетку с латинским названием разновидности. Правильность определения проверяется преподавателем.
5. Наибольшую ценность представляют высококачественные сорта силь- ной пшеницы, ценной и твердой пшеницы. В основу деления мягкой пшеницы на классы по силе муки (сильная, средняя и слабая) положены: содержание в зерне белка, клейковины и качество клейковины.
Дать определения: сильная пшеница средняя пшеница слабая пшеница ценная
6. Хозяйственно-биологическую характеристику сортов, возделываемых в конкретных условиях области, региона или хозяйства, описывают самостоя- тельно, пользуясь справочной литературой. Для каждого региона страны ежегодно составляется список сортов с.-х. куль- тур, включенных в «Государственный реестр селекционных достижений», допу- щенных к использованию в производстве. Этот список постоянно обновляется. Характеристику сортов озимой и яровой пшеницы представить в виде таблицы 3.1.4., обратив внимание на сорта сильной пшеницы.
3.1.4. Краткая характеристика сортов пшеницы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.094 с.) |